С.Н. Фридинский
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
На протяжении последних 30 лет мировое сообщество сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм, который все больше угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой значительные политические, экономические и моральные потери, оказывает сильное психологическое воздействие, все в большем количестве унося жизни ни в чем не повинных людей.
Религиозный экстремизм обычно проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве в рамках одной конфессии. Весьма часто религиозный экстремизм используется в борьбе религиозных организаций против светского государства за утверждение власти представителей этой конфессии.
Провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.81 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (статьи 1, 2) гласит, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору, а свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц, и исключает дискриминацию на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. Статья 16 Декларации прав и свобод человека и гражданина указывает, что каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность и никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности, а также на право каждого пользоваться родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.
Поэтому упоминаемые нетерпимость и дискриминация (ст. 2 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений) и оскорбление национального достоинства человека (ст. 16 Декларации прав и свобод человека и гражданина) вполне сопоставимы по своему смыслу с проявлением экстремизма, а их конкретные проявления в каждом отдельном случае нуждаются в правовой оценке с последующей квалификацией противоправных действий, если таковые имеют место быть.
В настоящее время базой возникновения религиозного экстремизма, основной идеологией, используемой при совершении деяний экстремистской направленности, является ваххабизм, возникший как радикальное течение религии ислам.
Следует отметить, что исламский экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует в содружестве с национализмом, сепаратизмом и социальным популизмом, играя главную роль как наиболее яростная боевая сила, способная консолидировать на общей платформе, освятить неправедное дело авторитетом великой религии, отсюда его особая ценность в альянсах, нацеленных на внутреннюю дестабилизацию и международные конфликты. Исламские экстремисты привлекают мнимой простотой своей альтернативы: возврат в прошлое, к исламской мечте «золотого века», к традиционализму и застою, к господству шариата. Они называют виновником бед исламского мира страны Севера, «цивилизацию христиан», «неверных», т.е. внешнего врага. В целом исламский экстремизм угрожает сегодня, по крайней мере, 15 странам и несет ответственность за более 80 % террористических актов в мире.
Большинство исламских экстремистских организаций имеет транснациональный характер. Так, самая воинственная часть организации «Хамас» находится в Сирии, Ливане, Палестине. Экстремисты переплетены связями с разного рода «фондами», благотворительными обществами мусульманского мира, представителями государственных структур, политических партий, финансового капитала и бизнеса.
Исламский экстремизм представлен почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:
- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии (подобно созданной в Египте в 20-х годах ассоциации «Братья-мусульмане»);
- проиранские организации (преимущественно шиитские), выступающие с позиций исламской революции (например, «Хезболлах», «Аль-Джихад аль-ислами»);
- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского толка.
Политические программы многих из них созвучны идеям ассоциации «Братья-мусульмане»: создание исламского государства через три основные стадии: ведение в массах скрытой пропагандистской работы (ознакомление); отбор наиболее преданных сторонников, готовых к участию в священной войне - джихаде (структурализация); джихад «без уступок и снисхождения» (реализация).
Мы полагаем, что современный исламский экстремизм является одновременно и религиозным, и политическим, точнее, религиозно-политическим ориентированным экстремизмом. Современный исламский экстремизм является направлением в рамках исламизма. Исламизм мы понимаем как одно из основных идейных течений в современном исламе. Его синонимами являются такие слова, как «фундаментализм», «возрожденчество», «реваствализм» и т.д. Исламизм является идеологией так называемого исламского движения - массового (в некоторых странах) политического движения, стремящегося поставить процесс общественного развития в соответствие с нормами и догмами первоначального ислама (как его понимают исламисты).
В настоящее время ни одна религия мира, ни одно религиозное течение, учение и секта (даже деструктивного толка) не имеют собственных вооруженных формирований, не решают свои проблемы с использованием оружия. Ваххабиты же имеют хорошо организованную военную структуру.
Осознавая потенциальную опасность не мифического, а реального религиозного экстремизма, руководство республик Северного Кавказа, лидеры традиционного ислама и их последователи стараются поставить ему заслон и принимают действенные меры по противодействию распространения ваххабизма.
С целью противодействия ваххабизму лидерами исламского духовенства создан Координационный центр, в который вошли муфтии всех республик Северного Кавказа. Планируется совместно наладить выпуск религиозной литературы, которая вступит в дискуссию с ваххабитами.
Таким образом, следует отметить, что ваххабизм как радикальное течение ислама является мировоззрением, идеологией, которая легла в основу формирования религиозного экстремизма и используется его приверженцами при совершении деяний экстремистской направленности.
Основным методом реализации взглядов религиозных экстремистов является джихад, который представляет собой вооруженную борьбу против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству, а его целью является борьба с «врагами ислама», а побуждающим мотивом религиозного экстремизма выступает именно ваххабитско-салафитская проповедь джихада, снявшая общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, определяемых «врагами ислама» [1, с. 65-84; 2; 3].
Следует отметить, что в ряде регионов России были приняты законы, направленные против религиозного экстремизма. Так, например, в Кабардино-Балкарии принят закон «О запрете экстремистской религиозной деятельности». Он предусматривает административную ответственность за действия, «создающие угрозу общественной безопасности либо общественному порядку», «направленные на нарушение территориальной целостности республики», а также «на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной вражды». Уличенные в подобных деяниях религиозные общины согласно этим нормам должны быть закрыты. Причем речь идет не только об общинах ваххабитов. Статья за «приставание к гражданам с целью вовлечения в религиозные вероучения» применима к общине «Свидетелей Иеговы», также отнесенной к экстремистским организациям. Законодатели республики выступили против религиозного экстремизма, несмотря на расхождение принятого документа с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». По этой причине президент республики отклонил первую попытку принять его. Однако подобные законы, в виде исключения, все же действуют в некоторых республиках Северного Кавказа, в частности в Дагестане, учитывая сложную ситуацию в регионе.
Следует учитывать также, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г., гласит: «Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма».
Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. Религиозный экстремизм отвергает возможность консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозного экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их взглядов, включая единоверцев. Конфронтация с государственными институтами - их
стиль поведения. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.
Таким образом, следует отметить, что религиозный экстремизм и его проявление - ваххабизм на Юге России - это реальная действительность. Однако ваххабиты испытывают значительные трудности в расширении влияния своей идеологии, о чем свидетельствуют многие факторы, к которым можно отнести и относительно небольшое число их последователей, и практику выплат солидных денежных вознаграждений всем вновь вовлеченным. Не пользуясь поддержкой большинства мусульман, лидеры ваххабизма используют любые возможности к саморекламе, они дают интервью, участвуют в «круглых столах», требуют выхода в телевизионный эфир. Значительная часть публикаций о ваххабизме для большинства населения страны являются чисто информационными, но для жителей республик Северного Кавказа из числа колеблющихся, обиженных и униженных - рекламой. Исключив подобное, можно четко обозначить грань между религиозным учением и политическими целями, экстремистскими действиями, противоречащими действующему законодательству. Таким образом, религиозный экстремизм является основной идеологией, которая используется для вовлечения в совершение преступлений экстремистской направленности.
Литература
1. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе: Дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 1995.
2. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Дис. ... канд. филос. наук. М., 1987.
3. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. М., 2000.