https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.11.39
Хвастунова Юлия Викторовна
РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ТРАНСГУМАНИЗМА В СВЕТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Статья раскрывает понятия "трансгуманизм", "трансчеловек", "эра сингулярности", "цифровое бессмертие", "религиозность" в свете трансгуманизма. Целью статьи является анализ основных положений трансгуманизма с точки зрения религиозной составляющей. В настоящее время трансгуманистическое общество предлагает комплекс фундаментальных альтернатив, призванных заменить все известные традиционные представления в области философии, религии, политики. Лишь "транслюди" с оккультными синкретическими воззрениями, "загруженные в компьютер", получат право жить в новой реальности. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/11/3£Шт!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 207-210. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
FROM GEOPOLITICS TO BIOPOLITICS AND NETWORK COMMUNITY: TRANSFORMATION OF THE "EMPIRE" PROJECT
Somin Igor' Dmitrievich
Saint Petersburg University igor_somin@mail. ru
The article considers the "empire" phenomenon in the philosophical discourse, analyses the process of its transformation from a political notion into a philosophical concept representing the phenomenon of bio-power. The author shows how radical right-wing and left-wing discourses interact with this image using it as a source of spiritual experience and as a basis for criticism of global capital. The analysis of the "empire" concept shows that due to a powerful technological leap, the accent is shifted from political and spiritual planes to the sphere of the media and biopolitics, which come out as newly emerged instruments to restrain discourse and should be thoroughly analysed.
Key words and phrases: empire; conservative revolution; geopolitics; network power; biopolitics; media-empire; national state.
УДК 1/14+001.18 Дата поступления рукописи: 09.09.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.11.39
Статья раскрывает понятия «трансгуманизм», «трансчеловек», «эра сингулярности», «цифровое бессмертие», «религиозность» в свете трансгуманизма. Целью статьи является анализ основных положений трансгуманизма с точки зрения религиозной составляющей. В настоящее время трансгуманистическое общество предлагает комплекс фундаментальных альтернатив, призванных заменить все известные традиционные представления в области философии, религии, политики. Лишь «транслюди» с оккультными синкретическими воззрениями, «загруженные в компьютер», получат право жить в новой реальности.
Ключевые слова и фразы: трансгуманизм; трансчеловек; эра сингулярности; религиозность; движения New Age.
Хвастунова Юлия Викторовна, к. филос. н., доцент
Горно-Алтайский государственный университет hvastunovoy@mail. ru
РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ТРАНСГУМАНИЗМА В СВЕТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Все чаще не только в научных кругах, но и на уровне широкой общественности звучат идеи и постулаты трансгуманизма. Они становятся более прозрачными, безапелляционными и настораживающими. Глубокий анализ идей, высказываний, терминологии и методов трансгуманизма выявляет их очевидную двойственность: версия трансгуманизма для элиты (посвященных в настоящие задачи проекта) и для остального населения (профанов). Актуальность исследования заключается в том, что, во-первых, в современном мире нельзя игнорировать ряд процессов, которые имеют влияние на все виды обществ и культур; во-вторых, амбиции трансгуманистов таковы, что для полной реализации проектов требуются вовлечение всего населения, учет каждого человека, внедрение во все слои общества; в-третьих, трансгуманистические технологии предполагают трансформацию не только тела, но и психики, сознания, настаивая на симбиозе ранее несовместимых (по самым разным основаниям) систем, в частности человека и машины, человека и животного, человека и человека с машиной и т.п. Целью статьи является раскрытие трансгуманистического учения путем анализа основных идей основоположников и их программ на предмет религиозных взглядов авторов, религиозных (оккультных, духовных) интерпретаций природы самого человека, мира и общества. Отсюда задачи статьи определяются, во-первых, необходимостью анализа самих работ, программ и тезисов наиболее известных авторитетных ученых в данном движении. Во-вторых, вопреки отрицанию самих трансгуманистов, необходимо показать наличие религиозной составляющей трансгуманистического учения; в-третьих, на примере раскрытия ряда основных понятий - «эра сингулярности», «трансчеловек», «райская инженерия», "paradise engineering" (конструирование рая) - выявить двойное прочтение (научное и религиозное), далекое от традиционных официальных заявлений и представлений о природе человека и мира на примере конкретных коммерческих проектов, в частности на примере крионической фирмы «Алькор». Научная новизна данной статьи состоит в раскрытии основных идей трансгуманизма через его трактовку и применение высоких технологий с точки зрения религиозной (оккультной, нью-эйджевской "New Age") доктрины, которая в современном обществе приобрела черты массового оккультизма (популяризация идей оккультизма посредством синтеза высоких технологий и старых оккультных представлений) через теорию сверхчеловека, «постчеловека/трансчеловека», рекламу и внедрение райской инженерии со всеми вытекающими «благами» для общества. Однако за красивой афишей стоят вполне конкретные программы, планирующие не только глобальную трансформацию, гибридизацию и мутацию человека, но и возможное его исчезновение (ликвидацию).
Трансгуманизм - это комплексное движение, которое развивается одновременно в нескольких направлениях и имеет как теоретическую базу, так и практические проекты и программы на коммерческой основе.
В трансгуманизме есть великие теоретики (Р. Курцвейл, В. Виндж, их предтечи: Д. Хаксли, Ф. Ницше), а также популяризаторы и практики (М. Мор, Н. Бостром, Д. Хеджес, Д. Пирс) и др.
Социальное положение, уровень влияния, финансирование программ ученых-трансгуманистов четко показывают их статус, и очевидно, что для западной элиты трансгуманизм является важной стратегической концепцией. В качестве доказательств следует упомянуть ряд научных центров, относительно быструю «раскрутку», реализацию в последние десятилетия и доступ к крупным проектам и технологиям. Официально современное название организационно закрепилось в 1997 году, когда Дэвид Пирс совместно с Ником Бостро-мом основали Трансгуманистическое общество «Мировая Трансгуманистическая Ассоциация» (WTA/ВТА), которое с 2008 года трансформировалось в НКО "Humanity Plus (Humanity+)". В НКО входят такие деятели, как Бен Герцель, Джулио Приско, Обри ди Грей, Майкл Вассар и др. В 2007 году Дэвид Пирс основал Аболиционистское общество (Abolitionist Society), ставящее целью искоренение страданий с помощью искусственных методов. Ник Бостром - профессор и директор Института будущего человечества при Оксфордском университете. Рэймонд (Рэй) Курцвейл - ученый и директор по техническим разработкам корпорации Google, один из основателей совместно с компанией НАСА Университета сингулярности (US) в Кремниевой долине, который и в нашей стране проводит программы с учеными из Сколково. В 2002 году «совет по науке США легитимизировал термин "конвергенция NBIC-технологий"» [7]. Это конвергенция нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий и когнитивистики. По Р. Курцвейлу, в эру сингулярности обычный человек перейти не сможет, необходимо «слияние», и для этого процесса как раз и ввели законодательно и научно обоснованное понятие «конвергенция NBIC-технологий», в терминологии Д. Пирса - «райская инженерия». Единственное, что мешает полностью начать глобальную трансформацию человека, его физиологической, психической и духовной составляющей, - это этические, религиозные установки, которые, по мнению трансгуманистов, безнадежно устарели или не соответствуют их стратегическим целям. В частности, традиционные религии и их институты, для западной цивилизации, это христианство и христианские церкви являются антагонистами или идеологическими врагами. В качестве альтернативы предлагается и повсеместно поддерживается развитие интереса к синтетическим и восточным культам и трансперсональным практикам, ко всему тому разнообразию, которое теперь имеет название "New Age" - комплекс групп, техник, практик, центров Нового века (оккультно-гностическая, теософская, синкретическая вероучительная эклектика). В XX-XXI веках активно осуществляется идеологическая, ценностная, религиозная перестройка человека и общества: отказ от традиционных ценностей, крайний индивидуализм, потребительство, «распределенная индивидуальность» - от экспериментов со своей сексуальностью, «свободной любви» до отказа от исконной половой идентичности, поощрение ЛГБТ экспериментов, вплоть до абсолютной бесполости и цифрового сознания (жизнь в виртуальной реальности, «загрузка сознания» в компьютер). Нельзя лишь одними информационными технологиями сломить базисные основания человеческой природы, поэтому включаются технологии: нанотехнологии, генная инженерия, дизайнерские наркотики, виртуальная реальность и т.п.
Одним из центральных футуристических понятий у трансгуманистов является «Сингулярность» и способы ее достижения. Сингулярность, или эра сингулярности, - это эпоха, которая наступит в ближайшее время вследствие научно-технического прогресса, и ее характер и темп человек уже не сможет просчитать или контролировать. Рэй Курцвейл пишет и говорит о Сингулярности как технологическом позитивном сверхпрорыве и слиянии человека с компьютером, цифровыми технологиями. Макс Мор пишет об эре сверхлюдей, богов, не знающих болезни и смерти. Философ Дэвид Пирс разрабатывает постулаты трансгуманистической этики (мораль сверхлюдей, не обремененных традиционными ценностями), а Ник Бостром анализирует сценарии будущего, понимая под сингулярностью развитие искусственного интеллекта, сверхразума в обществе, управляемом единым мировым правительством [1-3; 5; 6; 10].
Митио Каку, физик, популяризатор теоретической физики и современных концепций о мироздании, телеведущий, лично знакомый со многими великими учеными, в книге «Физика будущего» приводит слова Мит-ча Капора (M. Kapor): «...сингулярность - это своего рода... разумный замысел для людей с коэффициентом интеллекта 140... Утверждение о том, что мы приблизимся к моменту, когда все изменится, станет просто невообразимо не так, как сейчас, - это в основе своей, на мой взгляд, проявление религиозного импульса. И никакое размахивание руками не может заслонить от меня этого факта» [4, с. 159]. Перед этим он цитирует идеи Р. Курцвейла, который верит в роль нанороботов, способных подарить людям бессмертие и сделать богами.
Изучая работы, интервью, статьи об американском ученом и футурологе Р. Курцвейле, нельзя не заметить постоянно встречающиеся религиозные термины и слова. Самого Р. Курцвейла называют «гуру» и «пророком». Названия научных работ также включают религиозную терминологию. Одна из его книг называется «Эпоха духовных машин "Spiritual Machines"» [8]. Трансгуманисты давно используют религиозные термины и фразы в своем уникальном ключе. С одной стороны, это создает ширму, и, например, большинство христианских американских последователей часто не видят двойного прочтения. С другой стороны, это провоцирует и содержит определенную иронию. Еще предтеча трансгуманизма Джулиан Хаксли (считается, что он первым использовал термин «трансгуманизм») назвал свою работу «Новые бутылки для нового вина» (1957 г.). Название книги грамотного человека середины XX в. неминуемо приводило к ассоциации с евангельской притчей о старом и новом (молодом) вине (Лк. 5: 36-39).
Кто же такой трансчеловек? У идеологов трансгуманизма термин «трансчеловек» (англ. "transhuman") -это промежуточный или временный человек, «переходный человек», впервые описанный футуристом FM-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари (умер в 2000 г.) - идеолог трансгуманизма, писатель-фантаст, сменивший свое имя на «FM-2030», предсказывал, что доживет до 100 лет, но умер от рака). Трансчеловек в ходе научной эволюции станет постчеловеком. Транслюди будут иметь множество имплантатов в теле, отличаться бесполостью и, как следствие, искусственным размножением (строго контролируемым) и распределенной индивидуальностью.
У трансгуманистов, как и в практически любой классической фундаментальной религиозной книге (Священном Писании), есть видение конца истории, цивилизации, человека. Р. Курцвейл и его коллеги не только развивают концепцию эры сингулярности, но и прописывают «пророчески» этапы к ее достижению. Так, у Р. Курцвейла есть программа «Глобальное будущее 2045», которую повторяют большинство трансгуманистов, и в частности деятели из «Российского трансгуманистического движения», возглавляемого В. В. Удаловой, известной как Валерия Прайд.
Еще один вариант «достижения» эры сингулярности - это крионика. В трансгуманизме есть направление -экстропианство, термин ввел в научный оборот Макс Мор. Сначала он создал институт "Extropy Institute", а в 2006 году перешел в более широкий формат. «Экстропианство» (от англ. "extropianism") означает у М. Мора «философскую систему ценностей и стандартов, способствующих улучшению жизни человека через развитие науки и техники (в идеале - достижение бессмертия и совершенствование всех функций организма)» [6]. Экстропия - это некая степень живучести (потенциальной возможности развиваться) системного интеллекта, являющаяся противоположностью или антонимом энтропии. В 1988 г. начал выходить журнал "Extropy: The Journal of Transhumanist Thought", публикующий статьи по новейшим технологиям: генной инженерии, нанотехнологиям, загрузке сознания. Институт создал филиалы трансгуманистических сообществ в сети Интернет. Экстропизм отстаивает идеи утилитаризма, индивидуализма, эпикурейства. Экстропианцы первыми реализовали коммерческий проект крионики (заморозка тела). Как они пишут на своих сайтах, цель компании «Алькор» - это достижение счастья, здоровья, бессмертия для всех людей. Однако фирма не владеет технологиями «разморозки» тел, и поэтому реально никаких позитивных результатов нет. Экстропианцы настаивают на отказе от организационных форм религии (отказ от христианских традиционных ценностей и церквей), ограничении власти национальных государств. Макс Мор, как президент Института экстропии, предлагает концепцию экстропианства, базирующуюся на пяти принципах: безграничное расширение, самопреобразование, динамический оптимизм, интеллектуальная технология и произвольный порядок. По сути, философия крионики объединила нью-эйджевскую (комплекс идей движения New Age «Новый век»), а ранее теософскую теорию («шестая раса») с техническим либертарианством, отрицающим природные границы для совершенствования или видового изменения природы человека.
М. Мор разработал принципы экстропианства:
1. Безграничное расширение. Под этим тезисом предполагается искусственное эволюционное преобразование людей. «Мы стремимся поддержать и ускорить этот эволюционный процесс расширения экстропии, преодолевая биологические и психологические пределы в постчеловечестве» [Там же].
2. Самопреобразование. Этим постулатом М. Мор зовет человека к экспериментам и отказу от традиций. Все старое объявляется отжившим, формами пассивного мышления. Хотя у трансгуманистов наблюдается фанатичная слепая вера в прогресс и инновации. Он пишет: «Мы исследуем любые вероятные средства, побеждающие смерть, включая временные меры, подобные замораживанию (biostasis), и долгосрочные возможности типа перемещения индивидуальности из биологических тел в лучшие воплощения ("uploading" -"загрузка")» [Там же].
3. Динамический оптимизм. «Не видя никакой рациональной поддержки для веры в нефизическую "загробную жизнь", мы стремимся осуществлять наши идеалы в этом мире» [Там же]. Вера в данный путь трансформации человека.
4. Интеллектуальная технология. Это включение в мозг имплантов, чипов, генная инженерия (биотехнологии, нанотехнологии, космос).
5. Произвольный порядок. Это гимн хаосу, бессистемности, агонии, мозаичному сознанию и «свободному рынку», сетям, множеству культов и многообразию удовольствий. М. Мор является убежденным сатанистом, написавшим гимн Люциферу «Во славу Дьявола», напечатанный в журнале «Либертарианский Альянс» в 1991 г. [9]. В работе М. Мор популяризирует гностическую оккультную версию изгнания Люцифера. Последний - самый лучший светоносный дух, хотевший спасти людей, поплатился за это и был ревностно изгнан. На сайте своей крионической фирмы М. Мор с коллегами предлагает включить в христианство дополнительные догматы, чтобы сделать заморозку приемлемой для христианских клиентов.
Одним из молодых и активных деятелей трансгуманизма является шведский философ Ник Бостром. В работе «Угрозы существованию: анализ сценариев человеческого вымирания и других подобных опасностей» Ник Бостром пишет: «Благодаря ускорению технологического прогресса человечество, возможно, быстро приближается к критической точке в своем развитии. <...> .. .нам нужно лучшее понимание динамики перехода от человеческого к "постчеловеческому" обществу. Особенно важно знать, где расположены ловушки: пути, на которых все может пойти смертельно неправильно... (появятся) угрозы существованию (existential risks). <...> .(это) риски событий, которые могут привести к нашему вымиранию или кардинальным образом повредить потенциал развившейся на Земле разумной жизни» [2]. Ник Бостром считает, что человеческий ум не в состоянии продумать и обеспечить быструю реакцию на непредвиденное развитие технологий, поэтому сначала надо создать искусственный интеллект, который справится с будущими трудностями. Лишь «загрузив» мозг в машину, люди смогут решить большинство своих проблем и стать счастливыми, но для начала необходимо отказаться от традиционных ценностей и традиционного понимания природы человека.
Трансгуманисты любят обращаться в прошлое, в период «алхимической науки», когда осуществлялись попытки создать гомункула при помощи магии и науки. Религиозность, в их понимании, это, прежде всего, оккультная духовность, предполагающая наличие спиритуалистического опыта (контактерство, общение с духовными сущностями, открытие своего сознания «духовному» миру), вера в безличного творца и/или множество богов и сущностей, вера в свои безграничные возможности и свою харизму (человек совершенен,
в нем нет пороков или неисправностей), человек имеет право на любые эксперименты. Отсюда не случайно в движении Нового века легко подменяются такие понятия, как религиозность, духовность, развитие. Человеку, не обремененному опытом, наставничеством, знаниями, сразу же внушается, что он «харизматичная личность», он способен быстро и безболезненно открыть в себе сверхспособности, достаточно лишь «довериться» миру духовных сущностей, которые добры и открыты по отношению к человеку. В данном случае полностью игнорируется тысячелетний опыт мистиков и аскетов из традиционных религий, которые строго запрещали заниматься углубленными практиками неофитов, зная, к чему может привести подобный опыт. Трансгуманисты же, по сути, одобряют (что уже активно и осуществляется) создание массовой оккультной церкви, не случайно их психоделические шоу, кинопродукция и музыкальные произведения так созвучны религиозным программам и тренингам лидеров Нового века (где представлены целители, экстрасенсы, маги, контактеры, сатанисты, теософы всех мастей). Достаточно вспомнить «психоделическую» конференцию директора цифрового стартапа Рони Абовица "Magic Leap" (американская компания, занимающаяся разработками в области дополнительной реальности).
Завершая статью, подчеркнем, что нельзя игнорировать или отрицать религиозную (гностическую, оккультную) составляющую трансгуманизма, необходимо видеть ее принципиальные отличия от понимания человека в традиционных религиозных системах, необходимо отстаивать и защищать «естественного человека» и его самость от разрушительных экспериментов, от слияний с системами, которые являются чуждыми и более низкими в сравнении с ним. Необходимо анализировать и четко интерпретировать идеи, терминологию и программы трансгуманизма во избежание заблуждений, манипуляций и потери идентичности современным человеком и обществом в целом.
Современная цивилизация с преобладанием глобального потребления (культ денег, комфорта и наслаждений) в религиозном аспекте представляется колоссальным разрастанием, финансированием и популяризацией массового оккультизма, идеи гностических и теософских учителей. Если ранее оккультные учения транслировались в тайных и узких группах, то в настоящее время они глубоко укоренились в массовой культуре. Последняя забрасывает зрителя штампами «сверхлюдей», «супергероев», версиями альтернативной истории, дешевыми спиритическими и магическими ритуалами и атрибутикой под лозунгом «долой барьеры, опасения, страхи, вперед в виртуальную реальность, сверхспособности, обожествление и бессмертие» (цифровое бессмертие), создает опасный прецедент, когда возврата в нормальное и естественное состояние подлинной человеческой природы уже не будет. Исчезнет не только привычный мир, но и общество в традиционном понимании с его коммуникацией, законами, институтом семьи, частной жизнью - все это уйдет навсегда.
Список источников
1. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / пер. с англ. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 496 с.
2. Бостром Н. Угрозы существованию. Анализ сценариев / пер. А. В. Турчина [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2007/04/04-210 (дата обращения: 15.08.2019).
3. Виндж В. Технологическая сингулярность [Электронный ресурс] / пер. О. Данилова. URL: http://modernlib.net/ books/vindzh_vernor/tehnologicheskaya_singulyarnost/read_2/ (дата обращения: 06.11.2018).
4. Каку М. Физика будущего / пер. с англ. Изд-е 5-е. М.: Альпина нон-фикш, 2017. 584 с.
5. Курцвейл Р. Эволюция разума. Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы [Электронный ресурс] / пер. с англ. Т. Мосолова. URL: https://www.rulit.me/books/evolyuciya-razuma-read-450786-1.html (дата обращения: 12.06.2018).
6. Мор М. Принципы экстропии [Электронный ресурс]. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/168/94 (дата обращения: 10.05.2018).
7. «Химеры трансгуманизма». Мнение Ольги Четвериковой [Электронный ресурс]. URL: https://mnenie.me/ximery-evropejskogo-transgumanizma-mnenie-olgi-chetverikovoj.html (дата обращения: 05.09.2019).
8. Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence. N. Y., 2000. 400 p.
9. More М. In praise of the Devil [Электронный ресурс] // Libertarian Aliance. Atheist Notes. 1991. № 3. URL: http://www.libertarian.co.uk/lapubs/athen/athen003.pdf (дата обращения: 07.09.2019).
10. The Hedonistic Imperative [Электронный ресурс]. URL: https://www.hedweb.com/hedethic/tabconhi.htm (дата обращения: 14.07.2018).
RELIGIOUS ASPECT OF TRANS-HUMANISM IN THE CONTEXT OF ITS PROPAGATION IN THE MODERN SOCIETY
Khvastunova Yuliya Viktorovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Gorno-Altaysk State University hvastunovoy@mail. ru
The article reveals the notions "trans-humanism", "trans-human", "epoch of singularity", "digital immortality", "religiosity" in the light of trans-humanism. The basic provisions of trans-humanism are analysed from the viewpoint of the religious component. Recently, the trans-humanistic society proposes foundational alternatives aimed to replace the existing conceptions in the sphere of philosophy, religion and politics. Only "digitalized" "trans-humans" possessing occult syncretic knowledge become entitled to live in new reality.
Key words and phrases: trans-humanism; trans-human; epoch of singularity; religiosity; New Age movement.