Научная статья на тему 'Религиозные праздники в позднесредневековой Эфиопии (по материалам хроник)'

Религиозные праздники в позднесредневековой Эфиопии (по материалам хроник) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФИОПСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ЭФИОПСКИЕ ЦАРСКИЕ ХРОНИКИ / ЭФИОПСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТАКЛА ГИОРГИС I / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ / ИСТОРИЯ ЭФИОПИИ / ЭФИОПСКИЕ РУКОПИСИ / ЭФИОПСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ETHIOPIAN CHURCH / RELIGIOUS FEASTS / ETHIOPIAN ROYAL CHRONICLES / ETHIOPIAN HISTORIOGRAPHY / TRADITIONAL EDUCATION / TAKLA GIYORGIS I / POLITICAL DECENTRALIZATION / ETHIOPIAN HISTORY / ETHIOPIAN MANUSCRIPTS / ETHIOPIAN LITERATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусарова Екатерина Валентиновна

Предметом данного исследования являются хроники эфиопских царей и эфиопские церковные праздники (как общехристианские, так и местные, возникшие на эфиопском субстрате), отмеченные в тексте этих хроник. Эфиопские историографы без исключения получали традиционное церковное образование и были сведущи как в книгах Священного Писания, так и в церковной истории и практике богослужения. Во время своего обучения они должны были ежедневно участвовать в церковных службах, а иногда и сами принимали священнический сан. По этой причине основные вехи церковного календаря неизбежно проникали на страницы официальной царской историографии. На основе этого материала нами будет подробно рассмотрено состояние церковных праздников в конце XVIII в. в трудный для Эфиопии период политической раздробленности и представлен обзор церковных празднований и памятных дней в целом. Центробежные тенденции в государстве в совокупности с общим упадком экономики и культуры и голодом пагубно повлияли на религиозные чувства эфиопов. Официальная историография в этот период уходит от своих традиционных канонов. Хроники зачастую посвящают уже не правящему монарху, а влиятельным деятелям, сумевшим взять бразды правления в свои руки под прикрытием номинальной фигуры царя. Для сравнения в рамках рассматриваемого в статье аргумента нами будут использованы данные из хроник предшествующих периодов. В качестве примеров будут даны конкретные даты и описания конкретных действий монархов, придворных, высокопоставленных деятелей и священнослужителей в памятные дни, отмечаемые Эфиопской Церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS FEASTS IN LATE MEDIEVAL ETHIOPIA (ACCORDING TO DATA FROM CHRONICLES)

The present article offers an analysis of occurrences of the religious feasts, attested in texts of the Royal chronicles of Ethiopian kings and rulers, mostly in the second half of the 18th century AD. This was due to the fact that all the scribes (Royal secretaries) were educated in the traditional schools, i.e. Church schools. There they had to participate in Church services and some of them became priests. That is why they were well acquainted with the Hole Scripture and Church practices. The period in question was marked with the considerable political destabilization and decentralization of the Ethiopian state. This considerably influenced religious feelings of the population. The official historiography in the second half of the 18th century is dedicated not to the Monarch but to the influential feudal lords, who managed to concentrate the control over the country in their hands. The main goal of the present research is to verify which religious feasts were celebrated at the Royal court during this difficult epoch and which were ignored. The data extracted from the chronicles of the second half of the 18th century were compared with the previous historiographical material.

Текст научной работы на тему «Религиозные праздники в позднесредневековой Эфиопии (по материалам хроник)»

Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология

Гусарова Екатерина Валентиновна, канд. ист. наук, ИВР РАН (Санкт-Петербург) ekater-ina@mail.ru

2016. Вып. 4 (49). С. 36-45

Религиозные праздники

В ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЭФИОПИИ

(по материалам хроник)

Е. В. Гусарова

Предметом данного исследования являются хроники эфиопских царей и эфиопские церковные праздники (как общехристианские, так и местные, возникшие на эфиопском субстрате), отмеченные в тексте этих хроник. Эфиопские историографы без исключения получали традиционное церковное образование и были сведущи как в книгах Священного Писания, так и в церковной истории и практике богослужения. Во время своего обучения они должны были ежедневно участвовать в церковных службах, а иногда и сами принимали священнический сан. По этой причине основные вехи церковного календаря неизбежно проникали на страницы официальной царской историографии. На основе этого материала нами будет подробно рассмотрено состояние церковных праздников в конце XVIII в. в трудный для Эфиопии период политической раздробленности и представлен обзор церковных празднований и памятных дней в целом. Центробежные тенденции в государстве в совокупности с общим упадком экономики и культуры и голодом пагубно повлияли на религиозные чувства эфиопов. Официальная историография в этот период уходит от своих традиционных канонов. Хроники зачастую посвящают уже не правящему монарху, а влиятельным деятелям, сумевшим взять бразды правления в свои руки под прикрытием номинальной фигуры царя. Для сравнения в рамках рассматриваемого в статье аргумента нами будут использованы данные из хроник предшествующих периодов. В качестве примеров будут даны конкретные даты и описания конкретных действий монархов, придворных, высокопоставленных деятелей и священнослужителей в памятные дни, отмечаемые Эфиопской Церковью.

Историографы записывали наиболее важные на их взгляд происшествия придворной жизни и давали оценку общей ситуации в стране. Часто они просто упоминают христианские праздники, но иногда дают подробное описание связанных с ними торжеств. В рамках настоящего исследования данные из царских и княжеских хроник конца XVIII в.1, касающиеся церковных праздников, бу-

1 Речь идет о собрании царских и «княжеских» хроник, известном как «Сборник деджаз-мача Хайлу» (см. его общую характеристику в: Kropp M. Die äthiopischen Königschroniken in der Sammlung des Däggazmac Haylu. Entstehung und handschriftliche Überlieferung des Werkes. Frankfurt am Main; Bern; N. Y.; P., 1989), который был составлен в 1785 г. историографом Аба-газом на средства двух знатных вельмож: Хайлу Йоседека и Хайла Микаэля Эшате (подробнее см.: Chernetsov S. Abägaz // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 1. 2003. P. 5; Chernetsov S., Red.

дут, по мере возможности, сопоставлены с хрониками XVI — первой половины XVIII вв.2

В официальных эфиопских летописаниях XVI—XVII вв. даты описываемых событий приводятся не всегда. С одной стороны, это могло быть обусловлено трудностью процесса точного летоисчисления и нехваткой людей, способных производить не только вычисление пасхалий, но и подсчет обычных календарных дат3. С другой, не исключено следование особому стилю повествования, принятому в памятниках историографии. Хроники в то время являлись своего рода литературными произведениями. Так или иначе, составители хроник Сар-ца Денгеля (1563—1592), Сисиния (1607—1632) и других царей XVI—XVII вв. ведут подневное летописание без указания дат. Обычно временными маркерами служат расплывчатые пояснения: «И затем, после этого, потом, на утро...». Кроме того, не всегда удается идентифицировать праздник точно, если они даются без привязки к конкретным датам и без своего точного названия, как, например, «день Богородицы», «день Господа нашего» и пр.

Церковные праздники и дни памяти святых также не датируются в исследуемых нами текстах. Мы не можем с точностью определить, всегда ли их отмечали при дворе. Скорее всего, да, учитывая набожность эфиопских христиан.

Haylä Mika'el 3säte // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 1059-1060) и впоследствии дополнялся.

Хотя разделы Orient. 821, посвященные «Эпохе судей», были опубликованы в 1922 г. британским путешественником Гербертом Велдом Бланделлом (см.: The Royal Chronicle of Abyssinia 1769-1840 / H. W. Blundell, transl. and note. Cambridge, 1922), в данной статье все ссылки на рукопись даются по первоисточнику. Связано это с тем, что эфиопский текст в данном издании передан со значительными неточностями по сравнению с текстом рукописи, а в переводе на английский язык встречаются многочисленные ошибки и пропуски, поскольку Г. Велд Бланделл, по всей видимости, не владел геэзом и полностью доверился местным «знатокам» этого языка. Таким образом, летописания второй половины XVIII в. не обрели до сих пор достойного издания.

«Сборник Хайлу» дошел до нас в пяти списках. Два из них, входившие в состав коллекции Британского музея, хранятся ныне в Британской библиотеке. Речь идет о двух роскошных рукописях на белом пергамене, Orient. 820 и Orient. 821, захваченных англичанами при взятии крепости Магдала (Макдала) в 1868 г. В Национальной библиотеке Франции хранятся еще два списка интересующего нас сборника: Eth. 143 и d'Abbadie 118. В Университетской (бывшей городской) библиотеке Франкфурта-на-Майне хранится список Rüppell 18. Сравнение показало, что наиболее близкими к протографу являются Orient. 821 и Eth. 143, на которые мы и будем опираться в рамках данного исследования.

2 Памятники эфиопской историографии XVI—XVIII вв. изданы в переводе на русский язык (Эфиопские хроники XVI—XVII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1984; Эфиопские хроники XVII—XVIII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1989; Эфиопские хроники XVIII века / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1991).

3 В древности информацию о пасхалиях эфиопы получали из Египта. Как отмечает Пор-фирий (Успенский) о роли Коптской Церкви в VI—VII вв.: «На апостольском престоле александрийском сияли лучезарные светила. и всему христианскому миру давали знать посланиями, в какое время года надлежало праздновать Пасху» (Успенский П. Восток христианский. Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия. Киев, 1868. С. 2). Нам не удалось установить, с какого момента Эфиопская Церковь начала самостоятельно вычислять пасхалии.

Но историографы могли не описывать их, считая слишком всем знакомыми и традиционными событиями, не стоящими специального запечатления для потомков на листах пергамена. Лишь с осторожностью можно предположить, что не все церковные памятные дни праздновали при дворе. Строгое соблюдение церковных традиций было уделом религиозных деятелей, в монастырях, церквях и среди простого народа. Так или иначе, подробное сравнение хроник конца XVIII в. с более ранними не дало ожидаемых результатов.

Во второй половине XVII в., как видно из хроники царствования Иоанна I (1667—1682), в повествованиях начинают, хоть и нерегулярно, появляться даты. Например, сообщается, что в первый год правления этого царя был проведен собор 27 маскарама (24 сентября 1668 г.)4 — в день благовестия архангела Гавриила иерею Захарии о рождении сына его Иоанна Крестителя5, а во время войны на третьем году своего правления после долгого перехода Иоанн I встал лагерем в местечке Аскуна 28 тахсаса (24 декабря 1669 г.) и на следующий день отпраздновал там Рождество6. Наконец, рассказывается о соблюдении им Великого поста в местечке Йебаба, где он оставался до 12 сане (6 июня 1670 г.), а вот о праздновании венчающей пост Пасхи ничего не говорится7.

Обратимся к летописанию конца XVIII в. Этот период печально известен развернувшейся на всей территории Эфиопии «Эпохой судей»8 — периодом невиданной прежде в этой стране политической раздробленности. В неблагоприятные периоды, ознаменованные войнами и общим упадком всех сфер жизни: экономической, культурной, наступлением голода, — отношение людей к обычаям могло меняться, а некогда привычные основы повседневной жизни становится второстепенными. Важно проследить, что в такие моменты претерпевает изменения, а что остается незыблемым. Мы проанализируем этот процесс на примере духовной жизни эфиопов второй половины XVIII в.

Обратимся к конкретным датам церковных торжеств. Начнем с дня празднования в честь архангела Михаила — 12 числа каждого месяца, — наиболее часто упоминаемого в хрониках. Так, Хайла Микаэль, влиятельный и знатный феодал Эфиопии (1753 — 1809/1810 гг.), согласно тексту его хроники9, не случайно родился в день памяти именно архангела Михаила10. Особое небесное покрови-

4 Даты приводятся по эфиопскому календарю (день и месяц), в скобках дается соответствие по юлианскому летоисчислению.

5 См.: Эфиопские хроники XVII—XVIII веков... С. 11—12.

6 См.: Там же. С. 14.

7 См.: Там же.

8 Назван так по аналогии с ветхозаветным периодом истории Израиля.

9 Кризис гондарской монархии и политическая раздробленность страны привели к кризису царской историографии. В конце XVIII в. мы часто встречаем тексты, по форме повторяющие официальные царские хроники, посвященные не легитимному монарху, главе государства, а тому или иному влиятельному политическому деятелю или феодалу, сумевшему взять бразды управления страной в свои руки. В такие хроники могла вписываться его родословная.

10 См. о нем и его хронике: История дедж-азмача Хайла Микаэля // Хроники XVIII века... С. 264—298; Tekle-Tsadik Mekouria. Histoire abregée de Haylou Esheté (Degiazmatche) // Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [2630 November] 1984 / T. Beyene, ей. Vol. 2. 1989. P. 189-213; Chernetsov, Red. Haylä Mika'el 3säte. P. 1059-1060.

тельство помогло ему взять власть в свои руки и стать фактическим правителем Эфиопии при номинальной фигуре царя. Далее сообщается о пире для принцев, придворных и даже простого люда, который устроил 12 хэдара (8 ноября

1777 г.) Такла Хайманот II (1769—1777). Еще одно упоминание 12 сане (6 июня

1778 г.) не связывается с праздником. Описывая же, как 12 хамле (6 июля 1779 г.) в местечке Йебаба Такла Гиоргису I11 была вручена царская власть, историограф особо подчеркивает совпадение коронации с днем архангела Михаила, придавая этой дате большую символическую нагрузку. По случаю праздника Такла Гиоргис I 12 хэдара (8 ноября 1780 г.) устроил пир для придворных секретарей и монахов. 12 гэнбота (7 мая 1780 г.) ко двору пришло много официальных лиц, но царь провел день в одном из монастырей на озере Тана, где заслушивал жалобы монахов. После очередного свержения Такла Гиоргиса 12 гэнбота (7 мая 1788 г.) историограф в свете новой политической ситуации отмечает коронацию Баэда Марьяма II митрополитом Иосафом и эччеге12, которая также была совершена в день наиболее почитаемого в Эфиопии архангела.

Можно говорить о двух причинах, из-за которых появляется этот праздник в хрониках. Прежде всего, он призван подчеркнуть символичность того или иного факта общественной жизни, утверждая его значимость для страны. Эфиопская традиция (впрочем, наравне с другими) признает особую важность за теми событиями, которые совпадают или с церковными празднованиями, или с природными явлениями, например, полнолунием, красной луной, сильным дождем и пр. В некоторых случаях приводимый день празднования не связан ни с чем, достойным упоминания, тогда его включение в текст можно рассматривать как способ снискать небесное благословение.

Перейдем к памятным дням, посвященным Богородице. Рас Михаил вместе с царем Такла Хайманотом II 16 хэдара13 (13 ноября 1769 г.) устроил аудиенцию, а после молился в царском шатре перед иконой Пресвятой Девы14. Дело в том, что рас Михаил вел военные походы, целью которых было покорение местных народов и подчинение их царю (а на практике самому расу Михаилу). Эти военные действия зачастую маскировались необходимостью распространения христианства на эфиопской земле и подчинением язычников.

Праздник посвящения церкви Богородицы (Кэддасе бет) — 21 сане (15 июня). При описании военных действий Иясу I против языческих племен этот день не фигурирует, царь же Такла Гиоргис, по сообщению историографа, часто посещал в этот праздник церковь, и, таким образом, чтил Богородицу.

11 Как известно, Такла Гиоргис I был последним гондарским царем, обладавшим реальной властью в Эфиопском государстве. Периодами его правления считаются 1779—1784, 1788— 1789, 1794—1795, 1795—1796, 1798—1799, 1800—1801 гг.

12 Второе по старшинству после митрополита лицо в Эфиопской Церкви. О церковной и светской иерархии в Эфиопском христианском государстве см.: Гусарова Е. В. Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (50). С. 22—32.

13 В этот день, по преданию Эфиопской Церкви, Богородица получила завет (кидан) от Иисуса Христа.

14 См.: Orient. 821, л. 434., стлб. 2, стк. 15 — стлб. 3, стк. 15; Eth. 143, л. 286 об., стлб. 2, стк. 18—20.

21 гэнбота (16 мая) вспоминается явление Девы Марии на горе Мэтмак (Дабра Мэтмак). В хронике Иясу I дается следующее описание этих торжеств: «21 гэнбота (16 мая. — Е. Г.) — день праздника нашей Владычицы Пресвятой Девы Марии Богородицы, в который она ежегодно является со славою в Дабра Мет-маке очам всех людей, которые приходят от пределов всей земли и от краев всей страны, и творит чудеса и знамения пять дней»15. В ранних хрониках, например, царя Сарца Денгеля, этот день не упоминается. А вот царь Такла Гиоргис в 1783 г. поднялся во время празднования в монастырь Дабра Мэтмак, а затем спустился к народу в Гондар, где множество церковнослужителей встречало его на площади с пением гимнов. В 1778 г. он, наоборот, не почтил праздничный день и продолжил путь со своим войском. Хронисту пришлось оправдывать подобное несоблюдение двойного дня отдыха (дня Богородицы и ветхозаветной субботы16) необходимостью скорее добраться до союзников, чтобы вместе дать отпор мятежникам.

День двух сущностей Девы Марии — 6 тахсаса (2/3 декабря). Историограф сообщает о проявленном снисхождении царя к убитым мятежникам. Обычное в случае подавления выступлений поведение правителя дано в приговоре, продолжающем новозаветное изречение: «Тот, кто убьет мечом, от меча и погибнет (ср. Мф. 26. 52), и согрешат те, кто захоронит их», но в честь дня Богородицы и по ходатайству духовенства царь разрешил похоронить своих мертвых противников17. Благовещение (Тэсбээт) — 29 маггабита (25 марта). В этот праздник Такла Гиоргис часто отдыхал, а в 1783 г. он отправился в церковь, одарил священнослужителей, пожертвовал на храм и пошел пировать со своей дружиной. Вознесение Богородицы — 16 нахасе (20 августа). Эта дата дважды упоминается в хронике Такла Гиоргиса I и один раз в хронике Иясу I18. Из тридцати трех Богородичных праздников, установленных в XV в. царем Зара Якобом (1434—1468)19, в хронике упоминаются далеко не все.

Вознесение Господне —18 гэнбота (13 мая). Этот праздник упоминается в тексте хроник конца XVIII в. единственный раз. В 1780 г. шел первый военный поход Такла Гиоргиса, и в праздничный день боевых действий не было, но не по случаю праздника, а потому, что царь ожидал прибытия подкрепления и провизии.

Крещение (Тэмкэт) — 11 тэра (6 января) . В XVI в. царь Сарца Денгель в этот день обычно отдыхал. В конце XVIII в. цари могли проводить этот день в обществе старейшин.

15 Эфиопские хроники XVII—XVIII веков... С. 78.

16 Христиане Эфиопии традиционно почитают ветхозаветную субботу наравне с воскресеньем. Вокруг празднования субботы неоднократно разгорались теологические споры (см.: Гусарова Е. В. Особенности и предпосылки соблюдения ветхозаветной субботы Эфиопской церковью // Иудаика и библеистика. Материалы Второй ежегодной конференции по иудаи-ке и востоковедению 17 декабря 2012 г. / К. А. Битнер, Л. А. Лукинцова, ред. 2013 (Труды по иудаике. Филология и культурология. Вып. 2). C. 197—208).

17 См.: Orient. 821, л. 444., стлб. 1, стк. 1-5; Eth. 143, л. 281 об., стлб. 1, стк. 20-29.

18 См.: Эфиопские хроники XVII—XVIII веков... С. 96.

19 Зара Якоб упорядочил и другие церковные даты и празднования. Основной целью этого было прекращение смуты и раскола в Эфиопской Церкви.

Рождество Господне (Лэдэт) — 29 тахсаса (25 декабря), согласно 115-й главе Фэтха нагаст20, главный церковный праздник. В записях под 1796 г. Рождество называется «праздником Иисуса Христа», как видно, для историографов это синонимы. Царь Такла Гиоргис обычно в честь церковных торжеств жертвовал коров не только приближенным, но и простому народу. Рождество описывается как день отдыха, когда царь не предпринимал никаких значимых действий. Тем не менее в 1781 г. праздничный день выпал на первый военный поход Такла Гиоргиса против мятежника, и во время осады укреплений на горе, где укрылось войско противника, он приказал перекрыть воды реки, чтобы осажденным нечего было пить, и они сдались.

Крестовоздвижение (Маскал) — 17 маскарама (14/15 сентября). В хронике Иясу I сообщается: «17 маскарама (14 сентября 1684 г. — Е. Г.) [царь] справлял праздник Честного Креста с радостью и пением неделю. По прошествии праздничной недели царь воссел на коня перед князьями, воззвал к Спасу, Царю Небесному, Который есть Спаситель всего мира, Господь наш Иисус Христос, похвалился Древом Честного Креста и преломил многие дроты, показав всему народу в преломлении их, как преломит [Бог] роги врагов Древа Честного Креста. Дивен был сей знак царствия его и красы мужества его, [явленный] без слов»21.

В день благовестия архангела Гавриила Захарии о рождении сына его Иоанна Предтечи —27 маскарама (24/25 сентября) — было принято давать милостыню. Это один из немногих памятных дней, упомянутый в хронике царя Иясу I22. Из дней памяти местных святых в хронике упоминаются два. Первый — 24 числа каждого месяца — в честь Такла Хайманота23. В тексте хроник конца XVIII в. эта дата встречается единожды за более чем двадцать лет подневного летописания. Второй — 5 маггабита (1 марта)24 — в честь Габра Манфас Кэддуса (Алилайо)25. Празднование этому святому не было днем покоя и не мешало Такла Гиоргису вести военные действия, что, в свою очередь, не вызывало нареканий со стороны историографа.

Эфиопская Церковь в праздновании Пасхи следует Коптской традиции26. Пасхой называется весь период от недели Ваий до первой воскресной вечерни. Кроме принятого всеми христианами вычисления по лунному календарю, неко-

20 Фэтха нагаст или «Суд царей» — эфиопский свод законов, являющийся переработкой арабского сборника канонического права Маджму'ат ал-каванин, начал действовать не позже XVI в.

21 Эфиопские хроники ХУП—ХУШ веков... С. 82—83.

22 См. выше примеч. 14.

23 Такла Хайманот в начале XIV в. проводил христианизацию обширных регионов центральной и южной Эфиопии, населенных языческими племенами. Ему приписывается основание монастыря Дабра Либанос в провинции Шоа. Местная легендарная традиция отводит ему знаковую роль в возвращении власти Соломонидам.

24 Другой день — 30 маггабита (26 марта).

25 Это второй по значимости после Такла Хайманота эфиопский святой. Он подвизался в пустыне среди диких зверей, и все тело его поросло шерстью, скрывшей его наготу. Срок его жизни, по преданию, 562 года.

26 Подробно пасхальная литургия коптской церкви с параллелями с эфиопской рассмотрена Б. А. Тураевым (Тураев Б. А. Пасхальная служба коптской церкви. СПб., 1897; Он же. Египетские церковные впечатления. СПб., 1910). Краткую информацию о праздновании Пас-

торые связанные с Пасхой переходящие праздники у эфиопов дополнительно закреплены за фиксированными днями27. Например, Великая пятница отмечается и как переходящий день на Страстной неделе, и как непереходящий — 27 маг-габита (23 марта)28, у Пасхи, помимо переходящего, фиксированный день — 29 маггабита (25 марта) 29, в Благовещение30. Воскресению Господню (Тэнсаэ) предшествует Страстная неделя (Самуна хамамат). На восьмой день после Пасхи вспоминают явление Иисуса Христа апостолу Фоме (Томас), на сороковой Вознесение (Эргэт), на пятидесятый — Пятидесятница (Пентекоста). Согласно тексту хроники, в 1784 г. в день Пятидесятницы началось царствие Иясу III.

Пасха многократно упоминается в хрониках XVII—XVIII вв., но о фиксированном дне празднования речь идет лишь в хронике Такла Гиоргиса. Алака Габру, его историограф, сообщает, что 27 маггабита (23 марта) 1781 г. военные действия в рамках царской карательной экспедиции велись нерегулярно, так как это день «фиксированной» Страстной пятницы. Таким образом, в хронике алаки Габру сохранилось уникальное свидетельство того, что фиксированные праздники Пасхального цикла действительно отмечались в Эфиопии в конце XVIII в. В честь Пальмового воскресенья (Вербного — в русской традиции) в том же году в царской ставке был устроен пир. На Страстной неделе Такла Гиоргис много размышлял, молился и каялся. Судя по всему, человеком он был набожным. Не так вели себя его противники: 7 мийазйа (2 апреля) была Страстная пятница, а в субботу к царю пришли представители духовенства с посланниками от царицы и сообщили, что пока Такла Гиоргис предавался молитве, Кэнфу Аддам направился к Вахни, чтобы вывести из царской тюрьмы31 претендента на престол. На Пасху, 9 миязья (4 апреля), тот же Кэнфу Аддам перекрыл дороги, и царское войско на праздник осталось без соли и масла. Таким образом, момент для правительственного переворота был выбран удачно, и мятежники не гнушались публично нарушать церковные традиции и запреты. Без того критическую ситуацию усугубил сильнейший ливень, который смыл и разрушил многие жилища. В знак траура царь отказался прервать пост на Пасху и приказал не резать скот для праздничного пира, за исключением одного буйвола для угощения людей.

хи Эфиопской Церковью можно почерпнуть из «Эфиопской энциклопедии» (Priess M. Fasi-ka // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 497-498).

27 Вероятно, для того чтобы иметь возможность отметить Страсти и Воскресение Спасителя в случае, если в распоряжении верующих не оказалось рассчитанных на данный год пасхалий.

28 См.: Le Synaxaire Éthiopien. Mois de Maggâbit / Gérard Colin, éd. et traduct. // Patrologia Orientalis. T. 46, fasc. 3, № 207. Turnhout (Belgique), 1994. P. 426-427.

29 В «Эфиопской энциклопедии» 27 маггабита ошибочно указан как день «фиксированной Пасхи» (см.: Fritsch E., Zanetti U. Christian calendar // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 1. 2003. P. 671).

30 См.: Le Synaxaire Éthiopien. Mois de Maggâbit... P. 434-437.

31 Господство временщиков значительно облегчалось тем обстоятельством, что источником претендентов на престол служила для них расположенная на столовой горе (амбе) Вахни особая тюрьма для лиц мужского пола, принадлежавших к правящей династии, — институт, не характерный для христианских монархий, но имевший аналоги в мусульманском мире (например, в Османской империи) и связанный с обусловленным политическими резонами многоженством эфиопских царей.

Праздник Масличной горы (Дабра Зайт) выпадает на четвертое воскресенье перед Пасхой. Эфиопские христиане вспоминают проповедь Христа (Мф. 24.1—35), посвященную Его Второму Пришествию32, которое, по эфиопскому преданию, свершится именно на Елеонской горе. Этот праздник упоминается в хрониках конца XVIII в. неоднократно. Такла Гиоргис обычно устраивал приуроченный к празднику Масличной горы пир для своих сановников и военачальников33.

Заключение

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что день архангела Михаила был особенно почитаем эфиопами в конце XVIII в. Некоторые празднования и дни памяти по той или иной причине не попадали на листы хроник. Можно предположить, что они были менее популярны среди христиан Эфиопии. В ситуации политической раздробленности уважение людей к церковным установлениям постепенно уменьшалось. Придворные перестали соблюдать церковные праздники и чтить их как ранее, о чем мы можем с уверенностью сказать на основе текста официальной историографии.

В предложенном исследовании автором была предпринята попытка на примерах из хроник проиллюстрировать поведение нескольких эфиопских царей во время церковных торжеств и описать характер их празднования в благополучные и неблагополучные периоды истории Эфиопии. Наиболее тяжелым в этом смысле нужно считать время последнего свержения Такла Гиоргиса I около сентября 1801 г., когда страна погрузилась в хаос безвластия, безвременья и голода. Историограф с печалью восклицает: «О горе, и стало царство принадлежать недорослям и рабам. О горе, стало царство принадлежать необрезанным без прошлого. О горе, стало царство как цветок, сорванный детьми... и я причитаю о царстве, ибо был (там) в то время»34.

Ключевые слова: Эфиопская Церковь, религиозные праздники, эфиопские царские хроники, эфиопская историография, традиционное образование, Так-ла Гиоргис I, политическая раздробленность, история Эфиопии, эфиопские рукописи, эфиопская литература.

32 Эфиопские христиане особенно склонны к миллиониаристическим идеям, по которым праведный царь воскреснет в Судный День, спустится на Землю, и в мире наступит период справедливого царствия.

33 Например, 23 маггабита (19 марта 1783 г.).

34 Orient. 821, л. 578, стлб. 2, стк. 1-15; Eth. 143, л. 361, стлб. 1, стк. 17-22.

Religious Feasts in Late Medieval Ethiopia (According to Data from Chronicles)

E. Gusarova

The present article offers an analysis of occurrences of the religious feasts, attested in texts of the Royal chronicles of Ethiopian kings and rulers, mostly in the second half of the 18th century AD. This was due to the fact that all the scribes (Royal secretaries) were educated in the traditional schools, i.e. Church schools. There they had to participate in Church services and some of them became priests. That is why they were well acquainted with the Hole Scripture and Church practices. The period in question was marked with the considerable political destabilization and decentralization of the Ethiopian state. This considerably influenced religious feelings of the population. The official historiography in the second half of the 18th century is dedicated not to the Monarch but to the influential feudal lords, who managed to concentrate the control over the country in their hands. The main goal of the present research is to verify which religious feasts were celebrated at the Royal court during this difficult epoch and which were ignored. The data extracted from the chronicles of the second half of the 18th century were compared with the previous historiographical material.

Keywords: Ethiopian Church, religious feasts, Ethiopian Royal Chronicles, Ethiopian historiography, traditional education, Takla Giyorgis I, political decentralization, Ethiopian history, Ethiopian manuscripts, Ethiopian literature.

Список литературы

1. Гусарова Е. В. Особенности и предпосылки соблюдения ветхозаветной субботы Эфиопской церковью // Иудаика и библеистика. Материалы Второй ежегодной конференции по иудаике и востоковедению 17 декабря 2012 г. / К. А. Битнер, Л. А. Лукинцова, ред. 2013. C. 197-208 (Труды по иудаике. Филология и культурология; 2).

2. Гусарова Е. В. Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (50). С. 22-32.

3. Тураев Б. А. Пасхальная служба коптской церкви. СПб., 1897.

4. Тураев Б. А. Коптские богослужебные каноны. СПб., 1908.

5. Тураев Б. А. Египетские церковные впечатления. СПб., 1910.

6. Успенский П. Восток христианский. Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия. Киев, 1868.

7. Эфиопские хроники XVI-XVII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1984.

8. Эфиопские хроники XVII-XVIII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1989.

9. Эфиопские хроники XVIII века / С. Б. Чернецов, введ., закл., пер. с эфиопск. и ком-мент. М., 1991.

10. Chernetsov S. Abagaz // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 1. 2003. P. 5.

11. Chernetsov S., Red. Haylä Mika'el 3säte // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 10591060.

12. Fritsch E, Zanetti U. Christian calendar // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 1. 2003. P. 668672.

13. Kaplan S. Feasts // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 510-514.

14. Kropp M. Die äthiopischen Königschroniken in der Sammlung des Däggazmac Haylu. Entstehung und handschriftliche Überlieferung des Werkes. Frankfurt am Main; Bern; N. Y.; P., 1989.

15. Le Synaxaire Éthiopien. Mois de Maggâbit / Édition critique du texte éthiopien et traduction française par Gérard Colin // Patrologia Orientalis. T. 46, fasc. 3, № 207. Turnhout (Belgique), 1994. P. 297-474.

16. Priess M. Fasika // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 497-498.

17. Tekle-Tsadik Mekouria. Histoire abregée de Haylou Esheté (Degiazmatche) // Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [2630 November] 1984 / Ed. by Taddese Beyene. Vol. 2. Addis Ababa, 1989. P. 189-213.

18. The Royal Chronicle of Abyssinia 1769-1840 / Translation and Notes by Herbert Weld Blundell. Cambridge, 1922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.