УДК 329.78
Р.В. Рыбаков, R.V. Rybakov, e-mail: roman-rybakov@mail.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В 1920-е годы RELIGIOUS YOUTH ASSOCIATIONS IN THE 1920-s.
Статья посвящена исследованию условий существования религиозных объединений молодежи в 1920-е годы. Рассматривается их деятельность по вовлечению юношества в свои ряды, а также борьба органов власти и комсомола против сектантства.
The article investigates the conditions of the existence of religious associations of youth in the 1920s. Considered their activities to engage young people in their ranks, as well as how the authorities and Komsomol struggle against sectarianism.
Ключевые слова: религиозные молодежные объединения
Keywords: religious youth groups
В 1920-е годы важным фактором общественно-политической жизни страны являлись объединения молодежи на религиозной основе. Отношения Советской власти и неортодоксальных конфессий, действовавших на территории России, развивались сложно и противоречиво. Начавшийся процесс отделения церкви от государства позволил протестантским деноминациям таким, как баптисты, евангелисты, менониты, надеяться на восстановление «религиозной справедливости». Русская православная церковь лишалась статуса господствующей, многочисленные конфессии уравнивались в правах, что создавало принципиально иные условия для их деятельности. Более того, среди большевистского руководства возник миф о «сектантах - коммунистах» как о верных сторонниках советской власти, который получил в начале 1920-х годов большое распространение [4]. Все свидетельствовало о том, что для евангельской церкви настали «золотые времена». Однако на протяжении 1920-х годов взгляды правящей элиты на евангельскую церковь менялись. Несмотря на провозглашенную в «Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г свободу вероисповедания, большевики продолжали планомерное наступление на церковь, в том числе и на искоренение сектантства. Среди всех сект самыми многочисленными и организованными были баптисты и евангелисты, демонстрировавшие к тому же в первой половине 1920-х годов тенденции к объединению в единый союз.
Организация работы протестантских общин с молодежью находилась на высоком уровне и составляла реальную конкуренцию коммунистическим союзам. В 1926 годов Никольск-Уссурийский уездный комитет отмечал в протоколах пленума: «При общинах баптистов существуют специальные кружки молодежи, которые ставят перед собой задачу содействия умственному развитию молодых людей путем научных вечеров, научных экскурсий и др., содействие физическому развитию и охранению здоровья молодежи путем гимнастики и полезных игр (футбол, волейбол и т.д.)» [6].
В целях вовлечения молодежи в секты применялись самые разнообразные приемы и методы. Но все они сводились к тому, чтобы увлечь юношей и девушек интересной работой и воспитать в них религиозное мировоззрение. В молитвенных домах и клубах ставились спектакли на религиозные темы, проводились праздники хоров, устраивались выступления оркестров, литературно-музыкальные концерты, игры. В конце мероприятий община устраивала ужин или чаепитие, дарила подарки. На собраниях были случаи установки радиоприемников. Для девушек организовывались кружки рукоделия. Руководители союза рекомендовали создавать при общинах библиотеки с набором не только богословской литературы, но и книг по естественным и гуманитарным наукам. Исполненные решимости противостоять наступающей атеистической идеологии, молодые люди проявляли изрядную изобретательность. Юношеские объединения делились на группы с разнообразной специализацией: увещательные, больничные, пригласительные, литературные, хозяйственные. Верующие
шли в пивные, отыскивали падших женщин, уговаривая их оставить порочный образ жизни, кормили голодных бродяг, распространяли в изобилии христианскую литературу. В то же время существовал серьезный запрет на посещение светских театров, клубов, изб-читален. При приеме в члены юношеских кружков молодыми людьми давались торжественные обещания в письменной форме, в которых они клялись не пить водку, не курить табак.
Духовное воспитание осуществлялось при помощи печати. Для этого издавались журналы «Молодой виноградник», «Друг молодежи», а также страничка молодежи в журнале «Баптист». Местные общины часто распространяли листовки, небольшие брошюры и другие издания. Иногда их издание было реакцией на действия антирелигиозников. В 1924 году в Тигиле (Камчатка) в противовес комсомольской газете, в которой помещался антирелигиозный материал, верующими выпускалась нелегальная газета, которая расклеивалась по столбам и всячески старалась скомпрометировать комсомольцев [6].
Протестантскими конфессиями большая роль отводилась образованию молодежи. С этой целью предпринимались попытки создать многоуровневую сеть религиозных учебных заведений, охватывавших как начальный, так и профессиональный уровень подготовки. По сведениям О. П. Федирко, только в общинах Дальнего Востока в июле 1922 годов функционировало 38 воскресных школ с 1 770 учениками [Там же].
Во взаимоотношениях власти и евангельских христиан ключевую роль играл вопрос о службе в армии. 4 января 1919 годов. Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет, освобождавший от службы в Красной Армии лиц, считавших невозможным ее осуществление по религиозным соображениям. Данной льготой поспешили воспользоваться представители протестантских деноминаций, что делало их организации еще более популярными среди молодежи.
Всплеск молодежной духовно-просветительской работы приносил свои плоды. Наблюдался довольно заметный рост юношеских религиозных групп, кружков и объединений по всей стране. Так, в декабре 1920 года в Омске прошел Сибирский съезд кружков христианской молодежи евангелистов-баптистов, собравший 60 делегатов от 30 районов. В мае 1921 года в Твери состоялся Всероссийский съезд протестантской молодежи, на который приехали делегаты из Крыма, Сибири, Поволжья с Кавказа, европейской части России. Однако его работа была сорвана сотрудниками ВЧК, увидевшими в съезде контрреволюционную акцию. Часть участников подверглась аресту и принудительным работам на срок до трех месяцев [3].
Представители российского баптизма выступали за организацию Всемирного союза баптистской молодежи. Инициатива увенчалась успехом в 1923 году в Стокгольме во время Всемирного конгресса баптистов было объявлено об организации Всемирного баптистского союза.
Что касается численной характеристики юношеских религиозных организаций, то выступая на VIII съезде ВЛКСМ, Н. И. Бухарин поэтому поводу заявил: «Мы полагаем, что комсомол - единственная организация молодежи в нашей стране. Существует, однако, целый ряд сектантских организаций, которые объединяют в своих рядах примерно столько же, сколько комсомол» [1, 302]. Данные о количестве религиозных организаций прослеживаются в статистике местных отделов ВЧК-ГПУ и комсомола. В соответствии с данными Сиббюро ЦК РКСМ в январе 1923 года по Сибири насчитывалось 311 общин баптистов и 53 кружка молодежи, с общим количеством членов 1 153 чел. [2, д. 372, л. 135], распространенных преимущественно в сельской местности. По замечанию Сиббюро ЦК РКСМ, это число составляло около половины членов комсомольского союза в губернии [2, д. 306, л. 4-6]. В Мелитопольском районе Запорожской области Украины к середине 1920-х годов баптистский союз охватил 90% всей молодежи. В Самарской губернии 50% молодежи оказалось в рядах баптистов [3].
Бюро ЦК РКСМ еще в 1922 году рассылало в местные комитеты и органы власти специальные директивы для принятия мер по ограничению деятельности религиозных организаций. ЦК РКСМ настаивал на обязательной регистрации христианских кружков в органах ОГПУ, на недопущении укрупнения объединений верующих, на запрете молодежи до 18 лет вступать в религиозные общины, на существенном повышении арендной платы за помещения, где верующие проводят свои собрания, запрещении денежных сборов, проведении платных духовных концертов. Отказ баптистов от службы в Красной Армии по религиозным убеждениям также был весомым доводом в пользу проведения репрессий против них. Однако принимаемы меры, как было установлено специально организованной Антирелигиозной комиссией, не принесли желаемых результатов. Численность сект и молодежных кружков продолжала увеличиваться, а переход на нелегальную деятельность только усложнял про-
цесс контроля. Все это заставило изменить тактику власти по упразднению сект. Одним из направлений борьбы с сектантством стала операция по внедрению в кружки баптистов членов РКСМ, в задачу которых входил сбор информации о кружках и их «взрыв изнутри» [5, 24]. Тем не менее, даже такие формы борьбы не привели к исчезновению религиозных молодежных объединений, продолжавших свою деятельность на протяжении 1920-х годов.
Библиографический список
1. Бухарин, Н. И. Путь к социализму / Н. И. Бухарин. - Новосибирск : Наука. -1990. - 494 с.
2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П. -1. - Оп. 2.
3. Попов, В. Бапсомол шагает впереди [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.imolod.rU/storage/5/element5478. (дата обращения: 01.06.2014)
4. Савин, А. И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) - ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 - 1929 гг. / А. И. Савин // Государство и личность в истории России. - Новосибирск, 2004. - С. 83-85.
5. Советская власть и евангельские церкви Сибири в 1920 - 1941 гг. Документы и материалы / сост., вступ. ст. и комментарии А. И. Савина. - Новосибирск : Посох, 2004. - 427 с.
6. Федирко, О. П. Религиозное просвещение общин ЕХБ на Дальнем Востоке в 20-е годы XX в [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rusoir.ru/2011.php?action=view&id=657.