ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.74
РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (на примере КемГУ)
К. С. Фролова, А. В. Орлова
RELIGIOSITY IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT (the example of Kemerovo State University)
K. S. Frolova, A. V. Orlova
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме религиозности населения. Авторы раскрывают содержание понятия «религиозность», выделяют несколько групп признаков его изучения, а также обосновывают применение качественных и количественных методов изучения данного понятия. Целью статьи является изучение критериев религиозности и анализ соответствия данным критериям представителей современного студенчества. Авторы, изучив работы исследователей по данной теме, подчеркивают, что возникает проблема разграничения внешней и внутренней религиозности, описывают особенности каждой из них. Проведя анкетный опрос среди студентов Кемеровского государственного университета, авторы приходят к выводу, что современные студенты имеют внешнюю религиозность, религия для них перестала быть чем-то высокодуховным, таинственным. Обосновывается мысль о том, что истинно религиозными или обладающими внутренней религиозностью можно считать только малую часть респондентов, так как их духовная жизнь и стиль поведения подходят под критерии «религиозности». Для остальных же опрошенных явление религиозности постепенно неосознанно заменятся явлением псевдорелигиозности.
The paper is devoted to the urgent problem of religiosity. The authors explore the concept of «religiosity», identify several groups of its features and justify the use of qualitative and quantitative methods for the study of the concept. The purpose of this paper is to study the criteria of religiosity and to analyze the compliance of modern students with them. After studying some research papers on the subject, the authors underline that there is a problem of differentiation of the external and internal religiosity and describe each of them. Having conducted a questionnaire survey among students of Kemerovo State University, the authors come to the conclusion that modern students have external religiosity, religion has lost its high spirit and mystery for them. The paper states the idea that only a minor part of the respondents may be considered as truly religious or having inner religiosity people since their spiritual lives and behaviour fit the criteria of «religiosity». For the rest of the respondents the phenomenon of religiosity is gradually and unconsciously replaced by the phenomenon of pseudoreligiosity.
Ключевые слова: религиозность (внутренняя и внешняя), критерии религиозности, качественные методы, количественные методы, псевдорелигиозность.
Keywords: religiosity (internal and external), criteria of religiosity, qualitative methods, quantitative methods, pseudoreligiousity.
В настоящее время религия оказывает большое влияние на различные сферы общественной жизни. С развитием науки и техники религиозное объяснение процессов и явлений не утратило свою силу. Религия остается одним из основных институтов в обществе, люди по-прежнему придерживаются церковных канонов и заповедей, отмечают религиозные праздники и чтят Бога. Подтверждение возрастающего значения религии в российском обществе фиксируется в мониторинговых социологических исследованиях.
Анализ более 40 публикаций в журнале «Социологические исследования» за десятилетний период с 2000 по 2010 годы показал, что исследователи в основном рассматривают следующие вопросы: проблемы отношения молодежи к религии; роли религиозных общностей в реализации социальной политики; особенности изучения религиозности в современной России; различия в религиозном поведении и ценностных ориентациях православных и мусульман и т. д. В большинстве исследований используется метод опроса, а также метод контент-анализа.
Остановимся на трех наиболее встречаемых в статьях темах. Первой из них является изучение религиозности молодежи, большая часть которой поддерживает развитие религиозно-нравственных принципов современного образа жизни. По данным со-
циологических исследований, верующая православная молодежь показывает свою неосведомленность в главных церковных правилах и предписаний веры. Широко распространена вера в колдовство и магию, которая передается от старших поколений. Молодежь, сталкиваясь с колдовством, приобретает определенный религиозный опыт, что содействует росту ее религиозности. Кроме того, верующая православная молодежь верит в приметы, суеверия и астрологию [16, с. 118 - 121].
Еще одним аспектом, изучаемым социологами, является сфера конфессиональных отношений. Ю. Ю. Синемина в статье «Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций» говорит о том, что религиозное поведение мусульман сегодня мало отличается от религиозного поведения православных. Тезис о сильном оккультном влиянии на мировоззрение россиян не соответствует действительность. Ценностные ориентации у православных и мусульман очень близки (например, благосостояние - как основа независимости) [13, с. 89 - 95].
Л. И. Гегель и Ю. С. Фролова рассматривают вопрос межэтнических отношений (конфликты и сотрудничество). По данным опроса, проведенного в Астрахани, респонденты отметили, что никогда лично не сталкивались с конфессиональной дискрими-
106 К. С. (Фролова, А. В. Орлова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ
нацией в регионе, что является очень высоким показателем степени стабильности межрелигиозных взаимоотношений. Большая часть опрошенных отметила, что при межличностном общении для них не играет абсолютно никакой роли вероисповедание другого человека, а также национальная принадлежность тех, с кем приходится общаться, не является первоочередной по значимости [3, с. 117 - 120].
И. Б. Кузнецова-Моренко, проанализировав центральные телеканалы, считает, что популярные телепрограммы транслируют черты, которые не способствуют формированию позитивного имиджа мусульман. Эффективным методом является регулярное проведение профилактических мероприятий, нежели разрешение вспыхнувших межнациональных или межрелигиозных конфликтов [6, с. 59 - 72].
Третьим аспектом, интересующим социологов, является направления взаимодействия религиозных общностей и государства. Одним из направлений взаимодействия государства и религиозных общностей в современной России является проведение совместных акций: оказание помощи малоимущим гражданам, оставшимся без попечения родителей детям; охрана памятников истории и культуры; духовно-нравственное воспитание и образование различных категорий населения, прежде всего-молодежи и др. Лидеры конфессий считают долгом религиозных объединений участие в решении социальных проблем [1, с. 89 - 96].
Социологические исследования последних лет показывают, что произошел подъем религиозности населения, принадлежности к православию, при стабильном числе мусульман. Интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо к плечу идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов. Религия помогает людям в трудные для них моменты, поддерживает и успокаивает в неустойчивое время. Они находят спасение в церкви, восстанавливают утраченную веру и жизненные ценности.
Исследования религиозности в период 1990-х -2000-х гг. дают возможность оценить самоидентификацию и самооценку верующего той или иной конфессии. Можно определить общие тенденции религиозности современного общества (см.: [2; 5; 8 -12]).
- Верующими людьми чаще всего являются пожилые, женщины и жители сел.
- В то же время в последние годы отмечается повышенная религиозность молодежи (особенно в группе до 20 лет).
- Вместе с тем исследователями фиксируется не истинная религиозность, включающая как религиозное сознание, так и религиозное поведение, а лишь умонастроение, носящее неустойчивый характер.
- Большинство респондентов в различных исследованиях хоть и относят себя к какой-либо конфессии, но зачастую не знают основных конфессиональных догм, не соблюдают основные ритуалы и т. д.
- Отношения с Церковью носят в основном внешний характер, религиозное поведение является в большей мере данью традиций, веяний моды.
- Религиозные традиции, религиозное воспитание передается через институт семьи.
- Отмечается также увеличение доли тех, чья религиозность не вписывается в рамки какого-либо из традиционных вероисповеданий, носит аморфный характер (по преимуществу представители интеллигенции, студенческой молодежи).
- В современном обществе наблюдается отождествление религиозности и национального (этнокультурного) самоопределения.
Перейдем к понятию «религиозность». В своей работе мы понимали религиозность как совокупность религиозных представлений, отношения к религии, веру в общение с существами, выражающееся в медитации, молитве, богослужении и т. д. Данное понятие характеризует соотнесенность религии и определенного социального субъекта, представляя религию как комплексную качественную характеристику этого последнего. Но возникает потребность в конкретизации данного понятия, в выделении критериев для его изучения. Как отмечает Р. А. Лопаткин, «Вопрос о критерии религиозности разными социологами решается по-разному, он нуждается в дальнейшем обсуждении и согласовании...» [7]. В настоящее время существует множество подходов к выделению критериев религиозности. Обобщив теоретический материал и приняв во внимание различные точки зрения по поводу критериев религиозности, можно выделить основные группы признаков:
- самоидентификация респондентов (верующий - колеблющийся - неверующий - атеист);
- религиозное поведение (посещение храмов, чтение религиозной литературы, исполнение основных церковных таинств и др.);
- определенный круг мировоззренческих представлений, характерных для данного вероисповедания или группы вероисповеданий (вера в Бога, вера в сверхъестественное, совершение паломничества и др.).
Религиозность включает в себя два состояния -духовное и культурное, которые неразрывно связаны между собой. Возникает проблема изучения духовного состояния социологическими методам, поэтому именно культурный аспект, который укоренился в сознании индивида и имеет существенное влияние на его образ мыслей и образ жизни, становится главным в изучении. При изучении религиозности социологу интересны мотивы того или иного поведения, взаимодействие объективных и субъективных факторов, изменение характера и динамики, самоидентификация «верующий - неверующий» и т. д. Поэтому исследование религиозности должно происходить через анализ индивидуального, при корректировки ранее поставленных гипотез, именно с помощью качественных методов, что позволит в последствии понять более широкие общности.
Изучение такого социального феномена как «религиозность» представляется возможным как с помощью количественных, так и с помощью качест-
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 107
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ
венных методов. Получив необходимую информацию с помощью метода анкетного опроса, в дальнейшей перспективе предполагается комплексное изучение религиозности населения путем применения качественных методов.
Возникает проблема разграничения внешней и внутренней религиозности. Люди, которым свойственна внешняя религиозность, видят в принадлежности к некоторой религии возможность приобрести друзей, добиться высокого общественного положения или найти поддержку в трудное для них время. Религиозность таких людей выражается в поведении и не подкрепляется внутренней верой, религиозные нормы не воспринимаются в качестве жизненного стандарта.
Люди, которым присуща внутренняя религиозность, стараются подчинять свое поведение религиозным нормам и предписаниям. Опирается такой вид религиозности, прежде всего, на самоидентификацию, составляет внутренние переживания человека (совесть, одиночество), а также конкретизируется вероисповедной принадлежностью. М. Ю. Смирнов считает, что самоидентификация как субъективный показатель необходим, но не достаточен. Наличие специфически религиозных представлений о Боге, как общего свойства - веры в сверхъестественное, интенсивность которой выражается в глубине религиозных чувств и переживаний, испытываемых индивидом, а также неприятие атеизма [14, с. 215], -необходимые критерии для верификации понятия самоидентификация.
Одним из важных признаков внутренней религиозности является конфессиональная принадлежность. Нами было проведено социологическое исследование религиозности населения методом анкетного опроса. В качестве респондентов выступили студенты 12 факультетов Кемеровского государственного университета в количестве 100 человек. В нашей работе мы сфокусировали внимание на такой социальной группе, как студенчество, так как именно студенты являются интеллектуальной основой
общества, носителями культуры, в том числе религиозной.
При изучении множества социологических исследований было выявлено, что большинство россиян также относят себя к православным [4, с. 35]. Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют, что 66 респондентов из 100 считают себя верующими людьми, большая часть из которых относит себя именно к православной конфессии.
Еще одним признаком внутренней религиозности является интенсивность переживаний и культовых действий, знания устава, обрядов, обычаев церкви, ее повседневного бытия, приверженности человека к данной религии через его образ жизни [15, с. 8]. На вопрос «Насколько хорошо Вы знакомы с доктриной, а также нормами, ритуалами и обрядами той религиозной конфессии, к которой Вы относите себя?» только 28 респондентов с уверенностью ответили, что знакомы со многими из них. Рассмотрев полученную картину, представляется интересным узнать о причастности респондента к «духовным делам» в повседневной жизни. В ходе исследования выяснилось, что двое из ста респондентов регулярно посещают богослужения в храмах и семнадцать респондентов «иногда» посещают богослужения.
В то же время 17 человек указали свой интерес к религиозной литературе, указав, что занимаются изучением религиозной литературы и зачастую приобретают ее.
Данное сочетание фактов указывает на несопоставимость фактической религиозности индивида и его образа жизни. Из 66 человек, считающих себя верующими, лишь треть на самом деле таковыми может называться. Считая себя религиозным и верующим человеком, в данном случае представляется возможным на самом деле таковым не являться.
Что касается отношения студентов к различным религиозным организациям, то его можно проиллюстрировать следующим образом (рис.).
108 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ
Затрудняюсь 1
ответить Нейтрально
Отрицательно
Положительно
30 68 61 67 67 60 68 49
'45 8 9 3 14 11 3!
57 16 1 3 12 19 6 7 2
0%
20%
40%
60%
80%
100%
■ Православие
■ Протестантизм
■ Буддизм
■ Старообрядцы
■ Католичество
■ Ислам
■ Евангельские христиане-баптисты
■ Свидетели Иеговы
Рис. Отношение студентов к религиозным организациям различных конфессий (опрос в КемГУ, 2014 г., n = 100 чел., в %)
Также студентами было отмечено, что любая религия имеет право на существование, даже в том случае, если они не являются ее приверженцем. С данным утверждением согласились 83 респондента, в то время как с высказыванием «религия должна играть одну из решающих ролей в жизни общества» согласились лишь 19 респондентов.
Шестьдесят семь человек отметили, что религию нужно сохранить хотя бы потому, что она поддерживает нравственность и мораль в современном обществе.
В то же время интересным представляется тот факт, что почти половина опрошенных верит в реинкарнацию (переселение душ) и правдивость горо-
скопов, подтверждая тем самым свое положительное отношение к нетрадиционным наукам.
Таким образом, данные исследования показали, что современные студенты имеют внешнюю религиозность, религия для них перестала быть чем-то высокодуховным, таинственным. Только 16 человек (из 100 опрошенных) можно считать истинно религиозными или обладающими внутренней религиозностью. Религия предписывает соблюдение определенных норм, правил поведения, но в настоящее время в студенческой среде происходит определенная трансформация религии, многие студенты обращаются к ней только в трудные моменты, например, во время сессии ставят свечку за ее удачную сдачу, а затем снова ведут «нерелигиозный» образ жизни.
Литература
1. Антонова О. И., Костина Н. Б. Роль религиозных общностей в реализации социальной политики // Со-цис. 2009. № 9.
2. Баранников В. П., Матронина Л. Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социс.
2004. № 9. С. 102 - 107.
3. Гегель Л. И., Фролова Ю. С. Этноконфессиональные особенности южнороссийского региона // Социс. 2007. № 2.
4. Дубин Б. Массовая религиозная культуры в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. 2004. № 3.
5. Каргина И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социс. 2004. № 1. С. 45 - 53.
6. Кузнецова-Моренко И. Б., Салахатдинова Л. Н. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарских телевизионных программах // Социс. 2006. № 2.
7. Лопаткин Р. А. Социологическое изучение религиозной ситуации // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). 1996. С. 195.
8. Митрохин Л. Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. 1995. № 11. С. 59 - 64.
9. Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социс. 1998. № 6. С. 107 - 111.
10. Мчедлова М. М. Роль религии в современном обществе // Социс. 2009. № 9. С. 77 - 84.
11. Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социс. 1998. № 9.
С. 93 - 98.
12. Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7. С. 89 - 96.
13. Синемина Ю. Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций // Социс. 2009. № 4.
14. Смирнов М. Ю. Социология религии: словарь. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2011.
15. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Академический Проект, 2005.
16. Юдин В. В. Вера в колдовство - проявление обыденного сознания молодежи // Социс. 2007. № 10.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2 109
| ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И СОЦИОЛОГИЯ Информация об авторах:
Фролова Кира Сергеевна - студентка факультета политических наук и социологии КемГУ, kirafrolova@bk.ru.
Kira S. Frolova - student at the Faculty of Political Science and Sociology, Kemerovo State University.
(Научный руководитель - А. В. Орлова).
Орлова Анна Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук КемГУ, anniov@bk.ru.
Anna V. Orlova - Candidate of Sociology, Assistant Professor at the Department of Sociology, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 21.10.2014 г.
110 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 2