РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ*
Р.А. Лопаткин
Процесс секуляризации, характерный уже для буржуазного общества, в условиях социализма поднимается на новую ступень, приобретает ряд отличительных, принципиально новых черт, которые не только определяют превращение социалистического общества в общество с господствующим атеистическим мировоззрением, но и вызывают значительные изменения в характере сохранившейся еще у части населения религиозности.
Во-первых, в условиях социализма исчезает общественная потребность в религии, в результате чего религия становится социальным пережитком. Более того, высвобождение общественного и индивидуального сознания, всех сфер общественной жизни из-под влияния религии способствует росту социальной активности широких масс трудящихся, формированию коммунистических отношений, утверждению коммунистической морали, т.е. становится одним из важных факторов ускорения общественного прогресса.
Во-вторых, в условиях капитализма процесс секуляризации носит ограниченный характер: ему противостоят социальные факторы, обеспечивающие воспроизводство религии в тех или иных формах. При социализме процесс секуляризации все боль-
ше превращается в процесс постепенной и полной эмансипации общества и личности от влияния не только Церкви, но и религии вообще.
В-третьих, не ограничиваясь направленностью против религии, процесс секуляризации в условиях социализма обогащается позитивной программой и позитивным содержанием, которые способствуют утверждению в общественном и индивидуальном сознании научно-материалистического, атеистического мировоззрения.
В-четвертых, при социализме значительно возрастает роль субъективного фактора процесса секуляризации, огромное значение приобретает познание объективных закономерностей этого процесса и использование результатов познания в идеологической и воспитательной работе.
Указанные особенности социалистического этапа секуляризации обусловили то состояние углубляющегося кризиса, в котором оказалась религия при социализме. Этот кризис в настоящее время проявляется в прогрессирующем упадке престижа религии, отходе населения от религии и Церкви, ослаблении и угасании религиозности тех граждан, которые еще находятся под их влиянием, сокращении воспроизводства религиозности в новых
* Публикуется по: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976. С. 92-116.
Р.Л.: Давая согласие на републикацию этой статьи, подготовленной в Институте научного атеизма АОН при ЦК КПСС, я исхожу из желания познакомить современных читателей, прежде всего российских религиоведов нового поколения, с одним из этапов становления отечественной науки о религии. Свое прошлое всегда полезно знать, критически его анализируя и в чем-то переосмысливая, а потому считаю нужным сделать два замечания.
Первое: работа написана на основе анализа социологических данных, полученных советскими религиоведами и учеными ряда других социалистических стран в 60-х гг. прошлого столетия, и они отражают реальную картину религиозности населения и процесса секуляризации, сложившуюся в то время, в тех конкретно-исторических условиях. Сокращение уровня религиозности в каждом последующем поколении, зафиксированный характер зависимости между уровнем религиозности отдельных общественных групп и возрастом, уровнем образования были также реальностью того времени. Это надо иметь в виду, критически рассматривая представленные социологические данные. Сейчас социально-экономические, политические, духовно-культурные условия кардинально изменились, а с ними изменился и характер этих зависимостей.
Второе: сегодня следует признать, что и я, и многие мои коллеги по научному цеху ошибались, считая поступательное развитие процесса секуляризации всегда однонаправленным и необратимым. Я по-прежнему считаю, что процесс секуляризации проходит через, как минимум, последнее тысячелетие развития цивилизации, прежде всего европейской, как процесс поступательный, развертывающийся во времени и пространстве, как естественно-историческая закономерность развития общества. Но последние десятилетия и в России, и в некоторых других странах показали, что этот процесс развивается отнюдь не прямолинейно и включает в себя на определенных этапах жизни общества как поступательное развитие, так и регресс — откаты назад или зигзаги, с чем мы и столкнулись, в частности, в России конца ХХ — начала XIX в.
поколениях социалистического общества. Под действием этих факторов религия оказалась вытесненной на периферию общественного, а в большинстве случаев и индивидуального сознания.
Религиозные организации ищут выхода из кризиса. Они пытаются модернизировать вероучение и культ, приспособить их к изменившимся социальным условиям. При этом наблюдаются отдельные случаи активизации религиозных экстремистов, предпринимающих попытки изолировать верующих от влияния общества и коллектива, нарушающих советское законодательство о культах.
Таковы основные факторы, воздействующие на религиозность в социалистическом обществе.
За последние 10-15 лет в социалистических странах был осуществлен ряд конкретно-социологических исследований проблем религии и атеизма, которые дали большой материал, позволяющий судить о состоянии и тенденциях изменения религиозности. К сожалению, многие из них значительно отличались друг от друга по масштабам, характеру обследуемых объектов, по методике сбора, обработки и анализа социологической информации. Это обстоятельство в определенной степени затрудняет сопоставление их результатов и создание обобщающей картины состояния религиозности по всем социалистическим странам. Для решения такой задачи в перспективе потребуется проведение научными учреждениями социалистических стран репрезентативного выборочного конкретно-социологического исследования по единой согласованной программе, с применением однотипной методики сбора и обработки социологической информации.
В настоящее время представляется возможным на основе выявления сопоставимых результатов конкретно-социологических исследований в отдельных странах отметить наиболее характерные тенденции в изменении уровня и характера религиозности в условиях социализма. В частности, материалы социологических исследований позволяют судить о факторах, обусловливающих упадок религии, способствующих уменьшению религиозности населения. Обратимся с этой целью к рассмотрению взаимосвязи показателей уровня и характера религиозности с социальными, соци-
ально-демографическими и другими характеристиками населения.
Религиозность и социальный состав населения. Сопоставим материалы исследований, проведенных в Болгарии, ГДР, ЧССР и СССР, характеризующие взаимосвязь религиозности и принадлежности
и и *
опрошенных к той или иной социальной группе* (см. табл. 1-4).
Первая таблица составлена на основе широкого репрезентативного социологического исследования религиозности населения Народной Республики Болгарии, проведенного в 1962 г. Институтом философии Болгарской академии наук, материалы которого были опубликованного в 1968 г.1 Это исследование установило, что 35,5% населения республики подвержено влиянию религии. В социальных группах болгарского общества уровень религиозности выглядит следующим образом.
Таблица 1
Уровень религиозности по социальным группам населения
Болгария, 1962 г. (%)
Социальная группа Уровень религиозности
Служащие 13,3
Кооперированные ремесленники 20,5
Рабочие 24,4
Лица свободных профессий 35,5
Члены ТКЗХ (трудовых кооперативных земледельческих хозяйств) 46,7
Некооперированные ремесленники 53,9
Частные торговцы 58,3
Земледельцы-единоличники 72,4
Нетрудящееся население (главным образом пенсионеры и домашние хозяйки) 55,9
Следующая таблица уровня религиозности по классам и социальным группам взята из материалов социологического исследования о влиянии урбанизации на религиозность, осуществленного в ГДР в 1963 г. Авторы исследования не указывают конкретно обследованный объект, а обозначают его шифром «Большой город А». Таким образом, в отличие от исследования в Болгарии здесь представлено только население города. Кроме того, факт религиозности жителей города определяется исследователями из ГДР по принадлежности опро-
* В данном случае для сопоставления и анализа берутся материалы лишь тех исследований, в которых объектом наблюдения было население в целом, т.е. все социальные группы.
1 Процесът на преодоляването на религията в България: социологическо изследоване. София, 1968. С. 129.
шенных к религиозной общине (т.е. по принципу членства). Из всего обследованного населения «города А» членами религиозных общин являются 50,0%. Религиозность различных классов и социальных групп, по данным исследователей из ГДР, выглядит следующим образом.
Таблица 2
Уровень религиозности по социальным группам населения
«Большой город А», ГДР, 1963 г. (%)
Мы располагаем также данными исследования, проведенного в 1974 г. среди населения Словакии (ЧССР). К сожалению, в этом исследовании социальная структура опрошенного населения не была достаточно дифференцирована, что затрудняет сопоставление нижеследующей таблицы (см. табл. 3) с данными, приведенными выше.
Таблица 3
Уровень религиозности по социальным группам населения
Словакия, ЧССР, 1974 г. (%)
Социальная группа Отношение к религии
атеисты верующие неопределившиеся
Рабочие 28,1 57,3 12,9
Служащие 43,6 38,7 14,6
Крестьяне 11,2 81,1 ок. 7,0
И, наконец, приведем результаты конкретно-социологического исследования, проведенного Институтом научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС в Пензенской области РСФСР в 1968 г.
Исследование проводилось по однопроцентной репрезентативной выборке. В основу расчета выборочной совокупности были положены списки
избирателей 1966 г., таким образом в выборке оказался 1% взрослых жителей области в возрасте от 20 лет и старше. Сследует отметить, что по принятой в данном исследовании методике вопрос об отнесении себя к группе верующих либо к группе колеблющихся решался самими опрошенными гражданами.
Среди опрошенных жителей области верующих оказалось 19,5%, колеблющихся — 8,9%. Таким образом, религиозная часть населения составила 28,4%. По социальным группам уровень религиозности выглядит следующим образом.
Таблица 4
Уровень религиозности по социальным группам населения
Пензенская область СССР, 1968 г. (%)2
Интеллигенция 4,1
Рабочие промышленности 14,4
Служащие 15,4
Рабочие совхозов 28,4
Колхозники 28,4
Пенсионеры, домашние хозяйки, инвалиды 59,4
При сравнении приведенных таблиц нельзя не заметить различий в подходе авторов исследований к выделению социальных групп и оценке уровня религиозности. Эти различия затрудняют сопоставление результатов. Однако если пойти по пути выявления наиболее характерных и существенных процессов и тенденций, зафиксированных этой социологической информацией, то оказывается, что из всех приведенных таблиц следуют одинаковые или близкие выводы, в комплексе раскрывающие важные закономерности и тенденции преодоления религиозности в условиях социализма.
При этом следует учесть, что, хотя все упомянутые исследования были проведены на протяжении 12-13 лет (1962-1974 гг.), т.е. в сравнительно короткий период, они фактически зафиксировали состояние религиозности в социальных группах социалистического общества на разных этапах его развития. Так, если исследование в Пензенской области СССР проводилось через полвека после Великой Октябрьской социалистической революции, и его результаты характеризуют развитое социалистическое общество, то исследования в ГДР, ЧССР и НРБ осуществлены на более раннем этапе социалистического строительства (через 15-25 лет после его начала).
Социальная группа Уровень религиозности
Рабочие 47,2
Служащие 45,4
Кооперативные крестьяне 77,8
Кооперированные ремесленники 48,3
Интеллигенция 50,5
Ремесленники-частники 75,2
Частные торговцы (включая и комиссионных торговцев) 75,6
Лица свободных профессий и ос- 73,0
тальных промышленных занятий
Статистически не поддающиеся 69,3
классификации личности
2 См.: Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971. С. 94.
При отсутствии достаточного количества надежных, научно зафиксированных данных об изменении состояния и характера религиозности в каждой из этих социалистических стран выявление наиболее общих черт и социологических характеристик религиозности, присущих различным этапам развития социалистического общества, позволяет путем логического анализа раскрыть характер воздействия социалистических общественных отношений на процесс эволюции и отмирания религиозности.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что в таблице, характеризующей отношение к религии социальных групп советского общества, отсутствуют классы, социальные слои и группы, определяющим признаком которых является частная собственность на орудия и средства производства, в то время как в материалах исследований в Болгарии и ГДР фигурируют представители частного сектора (частные торговцы, некооперированные ремесленники и крестьяне-единоличники).
Материалы исследований в Болгарии и ГДР показывают, что именно социальные группы представителей частного сектора (см. табл. 1 и 2) отмечены наиболее высоким уровнем религиозности. Так, в Болгарии наиболее религиозны некооперированные ремесленники (53,9%), частные торговцы (58,3%), земледельцы-единоличники (72,4%); в ГДР — ремесленники-частники (75,2%), частные торговцы (75,6%).
Данная зависимость не случайна. Она выражает существенную взаимосвязь религии с определенным типом социальных отношений, а именно буржуазных, частнособственнических отношений, представляющих собой один из основных социальных корней религии.
Характерно, что уже на том этапе строительства социализма, который зафиксирован исследованиями в Болгарии и ГДР, переход крестьян и ремесленников на путь социалистической кооперации и их включение в сферу социалистических производственных отношений оказали решающее влияние на формирование у них нового сознания, в частности, на их отказ от религиозных иллюзий.
Так, если уровень религиозности земледельцев-единоличников и некооперированных ремесленников составляет в Болгарии соответственно 72,4 и 53,9%, то среди членов ТКХЗ — 46,7, а среди кооперированных ремесленников — 20,5%. Такая же картина складывается и по материалам ГДР:
уровень религиозности ремесленников из частного сектора — 75,2%, а кооперированных — 48,3%. Опыт социалистического строительства в СССР показывает, что данная тенденция носит характер закономерности и раскрывает один из важнейших факторов преодоления религии в условиях социализма.
Тесная взаимосвязь «реликтовых» социальных групп и «реликтовой» идеологии существует не только потому, что и те, и другая представляют в новом обществе осколки старого, но и потому, что религиозность определенной части представителей этих групп нередко становится своеобразной формой оппозиции социалистическому образу жизни, демонстрацией приверженности «добрым старым временам», «вере и обычаям предков», за которыми, как правило, стоят времена так называемого свободного предпринимательства, «обычаи» социального неравенства, погоня за наживой, индивидуализм, отброшенные социалистической революцией.
Таким образом, на определенном этапе социалистического строительства, а именно в период перехода от капитализма к социализму и построения основ социализма, когда еще сохраняются остатки частнособственнических отношений, социальные группы, представляющие частный сектор народного хозяйства, главным образом мелкобуржуазные слои населения, составляют основную и наиболее прочную базу религиозных организаций. Но опора Церкви на эти слои, обреченные на исчезновение ходом исторического развития социализма, шатка и временна. Поэтому религиозные организации ищут опору в других социальных слоях. Каких же?
Социологические исследования показывают, что по своей основной социальной характеристике это либо слои и группы населения, не связанные непосредственно с социалистическим производством, либо те общественные группы, чьи связи с ним оказались нарушенными или ослабленными. Это главным образом пенсионеры, домашние хозяйки и иные лица, занятые в личном подсобном хозяйстве. Так, по материалам исследования в Болгарии, уровень религиозности населения, не занятого в общественном производстве (главным образом пенсионеров и домашних хозяек), составляет 55,9%, в Пензенской области СССР — 59,4%.
Можно отметить несколько существенных факторов, объясняющих (и поддерживающих) относительно высокий уровень религиозности в названных общественных группах. Во-первых,
это оторванность их от производственных коллективов, где в наиболее полной мере реализуются социалистические общественные отношения и где значительно сильнее осуществляется идеологическое влияние партийных организаций и всех средств пропаганды. В силу этого они оказываются в большей мере подверженными влиянию религиозного общественного мнения и старых традиций. Во-вторых, в названных общественных группах преобладают пожилые и престарелые люди (это касается в первую очередь пенсионеров). Детство и юность значительной части представителей этих групп прошли в условиях буржуазного общества. Подавляющее их большинство получило в свое время религиозное воспитание, которое наложило больший или меньший отпечаток на их сознание и поведение в дальнейшей жизни. В-третьих, в этих общественных группах социологическими исследованиями зафиксирован самый низкий по сравнению с другими группами общеобразовательный уровень. У большинства их представителей образование не выше начального. В них же сконцентрировано большинство малограмотных и неграмотных, выявленных исследованиями.
Западные психологи-религиоведы обычно усматривают корни повышенной религиозности представителей этих общественных групп в «особой» женской предрасположенности к религиозным переживаниям, в страхе смерти у старых людей. Однако такой подход не раскрывает существа дела. Хотя эти факторы и могут накладывать некоторый отпечаток на уровень и характер религиозности данных групп, главное все-таки заключается в другом — в ограниченности социальных связей пенсионеров и домохозяек, в исторических условиях формирования их сознания, в специфическом влиянии микросреды.
Таким образом, как убедительно показывают данные социологических исследований, под влиянием религии в социалистическом обществе оказываются прежде всего слои населения, слабо связанные с социалистическими коллективами. Их социальные связи сужены, а интересы и общественная активность значительно ниже, чем у
населения, непосредственно включенного в сферу социалистического производства.
В условиях развитого социалистического общества, в общественном производстве которого отсутствует частный сектор, а в социальной структуре — соответственно мелкобуржуазные слои, указанные общественные группы становятся основной социальной базой религиозных организаций. Это накладывает определенный отпечаток на деятельность последних в социалистических странах.
До сих пор мы рассматривали те социальные слои и группы населения, в которых социологическими исследованиями был зафиксирован наибольший уровень религиозности. Обратимся теперь к показателям религиозности в основных социальных группах социалистического общества: рабочем классе, колхозном (кооперированном) крестьянстве и интеллигенции (служащих)*.
Во всех приведенных таблицах отчетливо просматривается единообразная последовательность уровней религиозности: наименьший уровень — у интеллигенции (там, где она выделена в специальную группу), затем следуют служащие, рабочие и крестьяне.
При этом первые три группы везде показывают религиозность ниже средней по обследованному объекту, а последняя — выше средней или на ее уровне. Так, например, по материалам исследования в Болгарии, уровень религиозности населения в целом составил 35,5%, в то время как религиозные среди служащих составляют 13,3, рабочих — 24,4, а крестьян — членов ТКЗХ — 46,7%. В Пензенской области (СССР) средний уровень религиозности опрошенного населения области 28,4%: интеллигенции — 4,1, служащих — 15,4, рабочих промышленности — 14,4, рабочих совхозов и колхозников — по 28,4%.
В более общей форме эта закономерность проявляется также в соотношении уровней религиозности городского и сельского населения: в Болгарии оно составляет соответственно 25 и 41%, в Пензенской области (СССР) — 15,5-19,9 (подсчет производится отдельно по областному центру и по другим городам) и 35,0%**.
* Конечно, понятия «интеллигенция» и «служащие» не тождественны, однако в некоторых используемых нами таблицах (по Болгарии и Словакии) эти группы не дифференцированы. Поэтому нам приходится при общей оценке допускать их отождествление, а дифференцированный анализ осуществлять лишь по отдельным таблицам, сопровождая его соответствующими оговорками.
** В данном случае учитываются все группы населения.
Влияние процессов урбанизации на ослабление и разложение религиозности давно подмечено социологами. В условиях социализма это влияние особенно велико. Здесь сказываются прежде всего более высокая насыщенность информацией и более высокий уровень культуры в городах, потребность промышленности и других городских отраслей народного хозяйства в кадрах высокой квалификации, которая стимулирует рост образования у городского населения, и ряд других факторов. Чем больше город и, следовательно, чем больше в нем промышленных предприятий, культурно-просветительных учреждений, учебных заведений и других очагов современной культуры, тем сильнее проявляется атеистическое влияние процесса урбанизации и соответственно тем ниже уровень религиозности.
При сравнении социологических характеристик интеллигенции, служащих и рабочих с соответствующими характеристиками крестьян отчетливо проявляется и другой важный фактор, оказывающий существенное влияние на уровень и характер религиозности, — образование. Однако, хотя зафиксированная множеством исследований обратная зависимость между уровнем образования и уровнем. религиозности не вызывает никаких сомнений, нельзя понимать ее действие прямолинейно и однозначно. Повышение уровня образования способствует преодолению религиозности, лишь взаимодействуя с целым комплексом других факторов, таких как рост квалификации и профессионального мастерства, работа в условиях современного высокомеханизированного и автоматизированного производства, занятие рационализацией и изобретательством, развитие социальной активности, расширение кругозора и т.п. Каждый из этих факторов, способствуя формированию коммунистического сознания личности и проявляясь в зависимости от уровня образования, в свою очередь стимулирует тягу человека к учебе, усвоению научной информации, повышению культурного уровня. Действие этих тенденций и закономерностей особенно заметно проявляется, когда мы обращаемся к дифференцированному рассмотрению ряда социологических характеристик рабочего класса и колхозного крестьянства.
Внутри обследованных групп рабочего класса уровень религиозности заметно изменяется в
зависимости от уровня квалификации, который, как известно, влияет на социальный статус человека, его положение в производственном коллективе, уровень заработной платы, характер труда (тяжесть, привлекательность), степень удовлетворенности трудом, а отсюда и на общий эмоционально-психологический настрой и круг интересов личности.
Вот как выглядит изменение уровня религиозности в зависимости от уровня квалификации рабочих, занятых в промышленности, и колхозников (по материалам исследования в Пензенской области, см. табл. 5)3.
Таблица 5
Зависимость религиозности от уровня квалификации рабочих и колхозников
Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)
Рабочие высокой квалификации 8,6
Рабочие средней квалификации 8,6
Рабочие низкой квалификации 19
Рабочие неквалифицированные 32,7
Колхозники квалифицированные 15,4
Колхозники неквалифицированные 39,2
Оставляя в стороне более подробный анализ всех факторов зависимости между уровнем квалификации рабочих и уровнем религиозности, выделим один из главных — влияние образования на степень секуляризации разных групп рабочих. Сравним уровень образования групп рабочих высокой и низкой квалификации: в первой — высшее и незаконченное высшее образование имеют 7,6%, среднее — 28,7, неполное среднее — 29,4, начальное — 34,3%; во второй группе нет рабочих с высшим и незаконченным высшим образованием, среднее имеют 17,7%, неполное среднее — 27,8, начальное — 54,5%
Такая же зависимость наблюдается и в группах работников сельскохозяйственного производства.
Все исследователи, которые выделяют среди опрошенных колхозников группу колхозников-механизаторов, отмечают в ней самый низкий среди сельского населения уровень религиозности: Н.П. Алексеев (Орел) — 4,2%; М.К. Тепляков (Воронеж) — 6,3%, т.е. примерно такой же, какой зафиксирован многими исследователями в группе рабочих высокой квалификации. Это неудивитель-
3 См.: Пучков Н.И. Влияние внутриклассовых изменений в социалистическом обществе на развитие массового атеизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 13. М.,1972. С. 104, 119.
но, так как ныне сельские механизаторы по характеру своего труда, связанного с обслуживанием современной техники, по уровню образования и ряду других социологических характеристик почти ничем не отличаются от высококвалифицированных рабочих промышленных предприятий. Процесс стирания граней между городом и деревней, внедрение в сельское хозяйство достижений современной науки и техники, постепенное превращение сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального, оснащенного электричеством, сложными механизмами, автоматикой, оказывают глубокое влияние на сознание сельских тружеников, их интеллектуальный и культурный уровень. Ныне сельский труд требует работника образованного, мыслящего, подходящего к производственному процессу с научных, материалистических позиций.
Потребности современного сельскохозяйственного производства в комплексе с социалистической системой ведения хозяйства и усиленной заботой государства о подъеме культурно-технического уровня сельских тружеников и составляют объективную базу роста атеизма на селе.
Таким образом, как отмечает П.К. Курочкии, «секуляризация советского общества характеризуется пониженной религиозностью тех социальных групп (квалифицированных рабочих, сельских механизаторов, дипломированных специалистов, интеллигенции и т.п.), которые наиболее перспективны с точки зрения дальнейшего развития общества»4. Этот вывод в равной степени относится и к другим социалистическим странам.
Взаимозависимость между уровнем образования и уровнем религиозности в социальных группах уже отмечалась выше. Приведем теперь несколько общих данных.
Исследование, проведенное в Болгарии (1962 г.), дало следующие показатели религиозности в группах населения, различающихся по уровню образования (см. табл. 6).
Особенно наглядно видна роль образования в преодолении религиозности при сопоставлении уровней образования религиозного и нерелигиозного населения (см. табл. 7).
Таблица 6
Зависимость религиозности от уровня образования
Болгария, 1962 г.5
Высшее и незаконченное высшее 7,84
Среднее 10,10
Незаконченное среднее 13,51
Прогимназиальное 20,88
Незаконченное прогимназиальное 34,85
Начальное 45,92
Незаконченное начальное 58,80
Неграмотные 81,06
Таблица 7
Сравнительная характеристика структуры образования религиозного и нерелигиозного населения
Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)6
Высшее, Не
незакон- Неполное среднее имеют
Население ченное высшее и среднее Начальное начального образования
Религиозное 2,7 8,1 25,3 63,1
Нерелигиозное 31,9 24,8 31,0 0,5
Приведенные данные свидетельствуют о значительно более высоком уровне образования людей, придерживающихся атеистических взглядов, и об абсолютном преобладании среди верующих людей с образованием не выше начального. Последнее обстоятельство, конечно, объясняется не только отрицательным влиянием религии на духовное развитие личности, но и тем, что большую часть верующих составляют люди старших возрастных групп, не имевших в свое время объективных возможностей для получения образования. Этот фактор, несомненно, способствовал консервации их религиозных взглядов, воспринятых в детстве.
Таким образом, мы еще раз встречаемся с фактом, что религиозность в социалистическом обществе преимущественно распространена в слоях населения, обремененных пережитками прошлого, с низким уровнем образования. Именно представители этих групп населения составляют основной контингент приверженцев религии. Это означает, что рост образования в социалистическом обществе
4 Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. С. 93.
5 См.: Ошавков Ж. Опыт социологического исследования религиозности населения в Болгарии // Опыт и методика конкретных социологических исследований. М., 1965. С. 323.
6 См.: Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. С. 103.
является одним из существенных факторов процесса секуляризации. Ликвидация неграмотности и сокращение доли населения, имеющего низкий уровень образования (не выше начального), означают одновременно и сужение базы религиозности. Осуществляемый в настоящее время в СССР переход ко всеобщему обязательному среднему образованию, несомненно, окажет значительное влияние па процесс преодоления религиозных пережитков.
Обратимся еще к одному важному показателю падения влияния религии в социалистическом обществе. Речь идет о распространенности религиозности в различных возрастных группах, а также о возрастной структуре религиозного населения. Приведем данные по Болгарии и СССР.
Таблица 8
Уровень религиозности по возрастным группам населения
Болгария, 1962 г. Возрастные группы (%)7
Таблица 9
Уровень религиозности по возрастным группам населения
Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)8
Авторы каждой из приведенных таблиц по-разному производят деление на возрастные группы. Конкретные результаты также различны. Однако сопоставление социологических данных по обсле-
дованным объектами в Болгарии и СССР позволяет зафиксировать два существенных момента. Во-первых, хотя религиозные люди имеются пока во всех возрастных группах взрослого населения обследованных объектов, они представлены в них далеко не равномерно. И, во-вторых, эта неравномерность имеет четко выраженную тенденцию неуклонного снижения уровня религиозности от старших возрастных групп к младшим. Отсюда следует, что, хотя религиозность на данном этапе развития еще воспроизводится в новых поколениях социалистического общества, ее воспроизводство происходит во все более сокращающихся размерах, и этот аспект процесса секуляризации становится ведущим.
Материалы социологических исследований позволяют уточнить соотношение в современных условиях двух аспектов процесса секуляризации: сокращения воспроизводства религии в новых поколениях и отхода от религии верующих.
Воспользуемся для этого данными пензенского исследования. Сведения о последовательном сокращении религиозности в более молодых возрастных группах уже приведены в табл. 9. Необходимо отметить, что особенно интенсивно этот процесс идет в возрастных группах людей, родившихся и выросших после Великой Октябрьской социалистической революции (группа «41-50 лет» и следующие). Свое подтверждение процесс сокращения воспроизводства религиозности в новых поколениях социалистического общества получает и в следующих данных:
Таблица 10
Распределение ответов верующих на вопрос:
«Если Вы верующий, то с какого времени считаете себя таковым?» (%)9
До 1917 г 54,0
1917-1927 гг. 22,2
1928-1947 гг. 16,7
1918-1968 гг. 7,1
Взятые вместе, таблицы 9 и 10 убедительно показывают, что речь идет об объективном процессе постепенного исчезновения религии из жизни социалистического общества. Они как нельзя лучше иллюстрируют справедливость научного предвидения
Возрастная группа Уровень религиозности
69 лет и старше 78,0
59-68 лет 60,1
49-58 лет 44,4
39-48 лет 30,3
29-38 лет 23,0
24-28 лет 17,6
18-23 года 12,0
Возрастная группа Уровень религиозности
Старше 80 лет 80,1
71-80 лет 72,2
61-70 лет 56,9
51-60 лет 45,5
41-50 лет 20,3
31-40 лет 13,6
21-30 лет 8,1
до 21 года 3,1
7 Процесът на преодоляването на религията в България: социологическо изследование. С. 134.
8 См.: К обществу, свободному от религии. М., 1970. С. 168.
9 Архив Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Ф. КСИ. Оп 13. Ед. хр. 2. Л. 318-326.
К. Маркса: «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм»10.
Как уже отмечалось, сокращение религиозной части населения происходит и в результате отхода верующих от религии и Церкви. В этой связи необходимо уточнить границы применения имеющегося в научно-атеистической и исторической литературе специального термина «массовый отход трудящихся от религии». Этот термин адекватно выражает определенный социальный процесс, имевший место в СССР в 20-30-х гг., когда революция, острая классовая борьба и активное включение широких, ранее в основном религиозных, масс трудящихся в строительство новой жизни, рост культуры и образования привели к скачкообразному изменению их сознания, что, в частности, находило свое выражение в быстром и действительно массовом отходе людей от религии и Церкви. Как свидетельствуют материалы исследования в Пензенской области, из общего числа тех, кто был верующим, но затем отошел от религии, 4,9% сделали это еще до революции, 76,9% — в период с 1917 по 1947 г. и только 18,2% — в 1948-1968 гг.11 Таким образом, массовый отход трудящихся от религии — это объективно обусловленный исторический факт, явившийся закономерным результатом Великой Октябрьской социалистической революции и последовавших за ней грандиозных социальных, экономических и культурных преобразований. По данным исследования в Пензенской области, люди, которые в прошлом были верующими, составляют только 13% нерелигиозной части опрошенного населения.
Таким образом, данные социологических исследований показывают, что сокращение воспроизводства религиозности в новых поколениях социалистического общества является ведущим из аспектов процесса секуляризации.
Изменение характера религиозности. Динамика в сфере религиозности в социалистическом обществе не ограничивается отмеченными выше изменениями социальных и социально-демографических характеристик религиозного населения и сокращением его общей численности и доли во всем населении. Меняются и само религиозное сознание, и религиозные отношения, происходит их деформация как в плане приспособления к новым общественным условиям, так и в плане ослабления, «размывания» и постепенного исчезновения. Хотя и в разной степени, этот процесс имеет место в среде приверженцев всех религиозных направлений и может рассматриваться как один из признаков изменения характера религиозности в условиях социалистического общества. Свое проявление этот процесс находит прежде всего в изменении поведения верующих людей и его мотивации, их отношения к основным религиозным предписаниям, за которым стоят глубокие сдвиги и в их сознании12.
Попробуем выделить самые существенные тенденции изменения характера религиозности в условиях социализма.
Резкое сужение сферы влияния религии в обществе, освобождение всех основных сфер общественной жизни (политики, права, культуры, науки, образования и др.) от религиозного контроля и санкций нашли отражение в таком же резком сужении диапазона религиозных верований, т.е. круга тех явлений природы и общественной жизни, которые воспринимаются верующими через призму религиозных догматов, мифов и представлений.
В первую очередь от религиозного истолкования освобождалось отношение людей к новому общественному строю — социализму, а также к Советской власти, т.е. менялись их социально-политические взгляды.
10 Интервью Карла Маркса корреспонденту американской газеты «ChicagoTribune», в первой половине декабря 1878 г. // К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1971. С. 470.
11 Архив ИНА АОН при ЦК КПСС. Ф. КСИ. Оп. 13. Ед. хр. 2. Л. 327-335.
12 См.: Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966; Они-щенко А.С. Тенденции изменения современного религиозного сознания // Вопросы научного атеизма. Вып. 2. М., 1966; Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М. 1969; Баптизм и баптисты (социологический очерк). Минск, 1969; Гайдурова Т.Г. Зависимость обыденного религиозного сознания верующих от условий их жизни // Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; Дулман Е, Лобовник Б., Танчер В. Современный верующий. М., 1970; Ульянов Л.Н. Изменение характера религиозности // К обществу, свободному от религии; Он же. Опыт исследования мотивации религиозного поведения // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. М., 1971; Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж, 1972; Драганов М. Религиоз-ната психика на Българите. София, 1968 и др.
Конкретная практика классового движения, направленного к устранению социальных корней
13
религии , положила начало разложению религиозного сознания масс. Этому способствовала политика Коммунистической партии, исходящая из ленинского тезиса о том, что дело борьбы с религией надо ставить на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего14. Свое дальнейшее развитие тенденция освобождения социально-политических ориентаций верующих трудящихся от религиозного влияния нашла в их совместной с атеистами борьбе за Советскую власть, активном участии в социалистическом строительстве.
Изменение характера религиозности не только приводит к значительному сужению диапазона религиозной веры и религиозного поведения верующих, но и влечет за собой изменение самих религиозных представлений, их размывание и выпадение из структуры религиозных верований. Это явление также вызвано воздействием на сознание верующего окружающей его социалистической действительности, развитием науки и техники, ростом их авторитета и внедрением достижений в производство и быт, ростом культуры и образованности населения, в том числе и его религиозной
части, развитием и повышением эффективности средств массовой информации и пропаганды.
Конкретно-социологическими исследованиями установлено, что среди основных религиозных представлений в современных условиях наиболее уязвимыми оказались религиозные взгляды на природу, на происхождение и развитие Земли, человека, основанные на Библии, Коране и других ве-роучительных книгах. Религиозные представления о природе обычно раньше других опровергаются и вытесняются из сознания верующих научными или по крайней мере стихийно-материалистическими представлениями. Следует отметить, что на этот процесс в последние полтора десятилетия особенно большое влияние оказали достижения науки в освоении космического пространства.
Свидетельством процесса разложения религиозного сознания является также упадок веры в бессмертие души и загробную жизнь. В условиях социализма это явление получает наиболее интенсивное развитие. Из материалов пензенского исследования видно, что лишь 7% верующих и 6,2% колеблющихся принимают веру в бессмертие души в соответствии с христианским вероучением. 39,3% верующих и 53,3% колеблющихся подвергают этот важнейший христианский догмат сом-
Таблица 11
Изменение религиозного сознания
Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)
Признак религиозности Верующие Колеблющиеся
Верят в Бога, создавшего мир и управляющего им 56,2 8,7
Верят в Бога только как в Творца мира 9,0 4,2
Допускают существование Бога, но не убеждены в этом 23,4 55,5
Отрицают бытие Бога, но верят в существование каких-то сверхъестественных сил 1,1 8,5
Не дали определенного ответа 10,3 23,1
Верят в бессмертие души 33,2 6,2
Сомневаются в бессмертии души 39,3 53,3
Отрицают бессмертие души 11,1 27,0
Не дали определенного ответа
Считают религиозное воспитание детей в семье полезным 16,4 1,8
Считают, что религиозное воспитание детей не приносит ни вреда, ни пользы 15,3 20,2
Считают религиозное воспитание детей в семье ненужным или бесполезным 29,6 50,9
Не дали определенного ответа 38,7 27,1
13 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 418.
14 См. там же. С. 421.
нению, а довольно значительная доля тех и других отвергает его (см. табл. 11).
Аналогичную картину рисуют и исследования в других социалистических странах. По данным исследования 1974 г. в Словакии (ЧССР), верующие составили 55,6% опрошенного населения, а в сотворение мира Богом верят только 45,5% опрошенных, в сверхъестественные чудеса и явления — 43,2%, в
15
существование ада — 44,6% опрошенных .
Рост образования и культуры верующих, восприятие ими научных сведений, собственный жизненный опыт постепенно разрушают и делают для многих из них неприемлемыми традиционные христианские, мусульманские и прочие представления о бессмертной душе и загробной жизни. Отказываясь от веры в бессмертие души и загробную жизнь или подвергая ее сомнению, религиозный человек практически перестает быть фанатичным, воинствующим защитником религии. Его религиозность в этом случае заметно ослабляется и отступает на периферию сознания, что находит выражение и в поведении верующего, в частности, в нерегулярности или полном прекращении посещения церкви (мечети, молитвенного дома), соблюдения постов, исповеди и причащения (см. табл. 12).
И, наконец, процесс размывания и разложения основных религиозных представлений в сознании современных верующих затрагивают и основную идею всякой религии — идею Бога. Сомнению или
отрицанию со стороны верующих и колеблющихся часто подвергаются такие атрибуты идеи Бога, как творение, провидение. Даже само существование Бога многими из них лишь допускается, но не утверждается (см. табл. 11). В массовом религиозном сознании традиционные христианские, мусульманские и другие представления о Боге подверглись значительной трансформации, оказались потесненными элементами деизма и пантеизма. Естественно, что подобные изменения ослабляют веру в Бога вообще, оказывают влияние на весь характер религиозности современных верующих, на их отношение к религиозным институтам и повседневное поведение.
Из таблицы 12 видно, что процесс секуляризации накладывает существенный отпечаток на религиозное поведение верующих. Даже те религиозные признаки, количественное проявление которых можно считать относительно высоким (участие в религиозных праздниках, сохранение дома предметов культа, посещение церкви), скрывают за собой безразличное отношение многих опрошенных к их религиозной сущности. Так, посещают церковь 60,1% верующих и 29,9% колеблющихся, однако регулярно присутствуют на богослужениях лишь соответственно 12,0 и 2,5%. При этом, посещая церковь, лишь 48,2% верующих и 16,9% колеблющихся совершают там молитву. Остальные фактически не участвуют в богослужении, а только наблюдают
Таблица 12
Изменение религиозного поведения верующих и колеблющихся
Пензенская область, СССР, 1968 г. (%)
Признак религиозности Верующие Колеблющиеся
Участвуют в религиозных праздниках 86,4 81,3
в том числе в их церковной части 26,5 18,7
Имеют дома предметы культа 86,0 84,4
в том числе для удовлетворения своих религиозных потребностей 44,3 32,5
Молятся дома (вне общего богослужения) 72,1 39,5
в том числе молятся дома ежедневно . . . 48,5 7,7
Молятся в церкви 48,2 16,9
Посещают церковь (мечеть, молитвенный дом) 60,1 29,9
в том числе посещают регулярно (раз в неделю) 12,0 2,5
Исповедаются и причащаются 48,8 17,2
в том числе регулярно 16,9 1,2
Соблюдают посты 41,4 15,0
в том числе постятся регулярно (строго) 22,6 3,1
15 Лопаткин Р.А. Процесс секуляризации в условиях социализма и его социологические исследования // VII Международный социологический конгресс. Комитет социологии религии. С. 26-27.
за ним как бы со стороны, используя посещение церкви для встреч и бесед со знакомыми. Утратили свое прежнее большое значение в религиозной жизни такие важные элементы христианского культа, как исповедь, причастие, посты.
Подобную же картину рисуют конкретно-социологические исследования, проведенные в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше.
Характерным признаком изменения религиозного сознания верующих является рост терпимости, а затем и доброжелательности в их отношениях к атеистам. У верующих и атеистов в социалистическом обществе значительно больше черт, которые их объединяют, и эти черты, как в общественном, так и в личном плане, гораздо значимее тех, которые их разделяют.
Проявлением изменения отношений верующих к атеизму и к атеистам следует считать отказ многих из них от религиозного воспитания своих детей. По данным пензенского исследования (см. табл. 11), около 30% верующих и половина колеблющихся считают религиозное воспитание детей в семье ненужным или бесполезным и еще соответственно 15 и 20% представителей этих групп населения не видят в нем ни вреда, ни пользы.
Конечно, было бы наивным предполагать, что в религиозной среде больше нет попыток противопоставить верующих атеистам, подогреть былую нетерпимость, усилить религиозное воздействие на детей в семье. Такие действия, исходящие от фанатично настроенной части верующих, определенных групп актива религиозных общин, священнослужителей, сектантских проповедников, имеют место. Иногда они выходят за рамки проповеди вероучения и представляют собой противозаконные действия. Наиболее активны в СССР в своем стремлении изолировать верующих от влияния социалистической действительности некоторые сектантские течения евангельских христиан-баптистов, поддерживающих так называемый Совет церквей ЕХБ, пятидесятников, меннонитов, иеговистов, мюридских братств на Северном Кавказе. Однако эти действия части верующих и священ-
нослужителей в значительной мере являются реакцией на рост терпимого и доброжелательного отношения основной массы верующих к атеизму и атеистам, представляют собой попытку активно противостоять процессу секуляризации.
Изменение характера религиозности находит заметное выражение в мотивации верующими своих религиозных действий. Проведенные исследования показывают, что «религиозное поведение, обладая относительной самостоятельностью по отношению к сознанию, включает в себя не только религиозно мотивированные действия, но и такие акты поведения, в которых религиозный смысл либо утрачен, либо ослаблен».
Таким образом, общими чертами изменения характера религиозности в условиях социализма являются сужение диапазона религиозных верований, размывание религиозных представлений, сокращение сферы религиозной мотивации, снижение интенсивности религиозного поведения и отказ от многих видов культовых действий.
Быстрые темпы и глубина процесса секуляризации в условиях социализма не дают покоя нашим идеологическим противникам. Буржуазная и клерикальная пропаганда, извращая факты, стремится преуменьшить, поставить под сомнение успехи социалистического общества в формировании научно-материалистического мировоззрения у своих граждан, пытается распространять измышления, с одной стороны, о якобы насильственном искоренении религии в СССР и других социалистических странах16, а с другой — о некоем «религиозном ренессансе» в России. Весь опыт строительства социализма и коммунизма в странах социалистического содружества, опровергая эти беспочвенные измышления, свидетельствует об объективно обусловленном характере неуклонного процесса превращения научно-материалистического мировоззрения в господствующее мировоззрение социалистического общества, о бесперспективности религии в условиях зрелого социализма. Об этом же наглядно говорят и многочисленные данные социологических исследований.
© Р.А. Лопаткин, 2010
16 Ульянов Л.Н. Опыт исследования мотивации религиозного поведения // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. С. 219.