лесообразности нашей методической системы развития культуры физической речи студентов-физиков педагогических вузов подтвердилось; 2) у основной массы студентов к началу эксперимента наблюдается низкий уровень культуры физической речи; 3) эксперимент подтвердил, что внедрение методической системы развития культуры физической речи студентов-физиков педагогических вузов в процесс обучения повышает уровень культуры физической речи, развивает их коммуникативные умения.
Библиографический список
Использование разработанной нами методической системы не исчерпывает полностью решение проблемы развития культуры речи студентов физиков. Перспективными направлениями ее дальнейшего развития нам представляются: внедрение подобной модели в процесс обучения студентов в вузе по другим дисциплинам, курсы для учителей физики по формированию культуры речи, детальная разработка теории обучения физике для школьного курса.
1. Гомоюнов, К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин: Методологические аспекты анализа и построения учебных текстов. - СПб.: Издательство С.-Петербурского университета, 1993.
2. Даммер, М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1997.
3. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учебное пособие к спецкурсу. - Челябинск: ЧГПИ, 1986.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 159.923
А.В. Донцов, асп. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: andrew.dontsov@front.ru
PEЛИГИOЗHOCTЬ КАК ЛИЧ^СТ^ KA4ECTBO, EE ВЛИЯШ НА ШOPMИPOBAHИE UEHHOCTHO-HPABCTBEH^ ШРЫ1
В данной статье представлен анализ различных подходов к интерпретации феномена религии в рамках психологической науки. Ш основе теоретического и экспериментального материала показана связь религиозности с системой ценностей и нравственных ориентаций личности, затронута проблема соотношения образа личности в разных парадигмах.
Ключевые слова: религиозность, система ценностей, самоактуализация, нравственность, психология религии, христианская психология.
В последнее время как в мире, так и в России можно наблюдать значительный рост количества людей, относящих себя к последователям той или иной религии. По данным РНИСиНП
[1], сайтов http://forum.future-me.ru, http://www.worldreligion.ru, http://relig.info/statistika, всего к верующим причисляет себя около трёх четвёртых всего населения земного шара, в нашей же стране эта цифра составляет, в зависимости от способа подсчёта, от 46% до 70% и более населения, что как минимум в четыре раза больше, чем в конце 70-х годов XX века. Вместе с тем, всё большее опасение вызывает состояние общественной морали. Увеличивается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, растёт число подростков, употребляющих различные психоактивные вещества, снижается возраст вступления в половые связи. Один из возможных путей улучшения ситуации может предложить религия - несомненно содержащая чёткую систему нравственных принципов и соответствующих предписаний к своим членам. Тем не менее, в то время как за рубежом исследования в области психологии религии, начавшиеся работами У. Джеймса и В. Вундта, с тех пор ведутся с неизменным постоянством, в нашей стране ситуация качественно иная.
Если для дореволюционной России было характерно большое количество работ по психологии и философии религии (например, таких учёных как Н.А. Бердяев, К. Скворцов, Н. Лос-ский, В.А. Снегирёв, В. Несмелов и др.), в советский период данная тема стала практически табуирована. Те же немногие труды, что выходили в печать, практически полностью повторяли точку зрения идеологов марксизма-ленинизма и были выполнены в сугубо материалистически-атеистическом ключе - и только в лучшем случае основывались на культурно-историческом или деятельностном подходах. Однако по мере ослабления идеологического контроля в отечественной психологии стали появляться и более нейтральные, объективные работы по психологии религии, рассматривающие изучаемый предмет с разных сторон
[2]. Если поначалу эти исследования были главным образом основаны на наработках зарубежных коллег, то впоследствии они
приобрели более независимый характер, был переосмыслен также опыт отечественных дореволюционных работ.
Среди всего объёма существующих аспектов данной сферы, одним из наиболее важных вопросов на наш взгляд является понятие личностной религиозности, поскольку глубоко ин-териоризованная религиозная картина мира и соответствующая ей система ценностей в значительной степени влияет на прочие личностные характеристики индивида. В подтверждение этому было проведено множество исследований, выявляющих взаимосвязь религиозности с самыми различными качествами личности. Например, можно упомянуть работы по изучению связей религиозности со склонностью к предрассудкам (Г.У. Оллпорт; Г.М. Хэрек), формированию этнической идентичности (К.А. Миэсс), склонностью к стрессам и гендерно-ролевым конфликтам (Д. Юркович и Г.А. Уокер), личностными измерениями, предложенными Г. Айзенком (Дж. Молтби), самоуважением (Дж. Тэйлор), отношением к смыслу жизни (И.М. Богдановская; Э.Л. Эрншоу) и многими другими.
В разных подходах можно видеть и разное отношение к религии и религиозности. Так, например, сторонники когнитивно-поведенческого направления в психологии склонны понимать религиозность как склонность к религиозному поведению, а последнее трактуется как сформированное в результате случайных подкреплений внешней среды. Религиозные же организации, по мнению Б. Скиннера, одного из основоположников бихевиоризма, образовались для осуществления функций контроля - то есть, фактически, для обеспечения порядка и безопасности. А. Бандура, автор теории социального научения, высказывал подобное мнение, придавая, однако большее внимание собственным ожиданиям и вере человека.
В психоаналитической традиции отношение к религии двойственное. В классическом психоанализе, примером которого могут послужить работы З. Фрейда, религия понимается как форма коллективного невроза. В своей работе "Недовольство культурой", он называет её формой массового безумия, которое "состоит в умалении ценности жизни и в иллюзорном искажении реальной картины мира - его предпосылкой является запугива-
ние интеллекта" [3, с. 11]. Однако уже в постфрейдизме значение религии приобретает более позитивную окраску. Так, К.Г. Юнг в качестве функций религии указывал снижение психоэмоционального напряжения, создание системы декодирования бессознательного опыта, смыслообразующую функцию: "Человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной...роль религиозных символов как раз и заключается в том, чтобы сделать жизнь людей осмысленной" [4, с. 25]. Э. Фромм также отводил религии важную роль в формировании ценностей и смыслов.
Однако с наибольшим пониманием к исследованию ценности феномена религии подошли представители экзистенциально-гуманистического (если говорить о зарубежной психологии) и гуманитарного направления. В. Франкл считал, что вера в высший смысл "имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение" [5, с. 78]. Религия же, по его мнению, как раз может способствовать постижению человеком этого сверхсмысла, сверхмира. И.Д. Ялом определял следующие функции религии: создание целостной, доступной и непротиворечивой картины мира; формирование защитных структур психики, способствующих сопротивлению стрессам; возможность справиться с собственными одиночеством и изоляцией; вера в существование смысла бытия, в том числе и собственной жизни [6]. А. Маслоу считал религиозный опыт одним из возможных источников пик-переживаний, коим отводил важную роль. В то же время он критиковал вероучения за присущий многим из них антиинтеллектуализм - тенденцию предпочитать веру знаниям, убеждение, что не всякое знание доступно простым смертным [7]. В отечественной гуманитарной традиции, во многом опирающейся на теории дореволюционных религиозных философов и психологов, также придаётся большое значение религии - как вообще, так и православию в частности; формулируется мысль о важной роли христианства в культуре России, в жизни граждан, подчёркивается ".что [православная] вера была тем китом, на котором держалась русская жизнь, и, по мнению многих историков, именно ее ослабление привело к крушению российской государственности" [8, с. 12]. В работах таких исследователей как С. Белорусов, И.М. Богдановская, Б.С. Братусь, Г.Н. Мелехова и др. религиозность рассматривается как
одно из ключевых качеств личности. Более того, она понимается как связанная со смыслообразующими и мироописательны-ми категориями: "На уровне индивидуальной системы, образующей личность, смысловая функция религиозного опыта связана с решением конечных, предельных, экзистенциальных проблем человеческого существования с одной стороны, с мысленным выходом личности за пределы обыденного жизненного опыта, "трансцендированием" с другой" [9, с. 132]. Предпринимаются попытки построения научной картины мира с позиций религиозных ориентиров.
Как мы видим, многие исследователи подчёркивают связь религии (религиозности) с ценностно-нравственной и смысловой сферами личности [10]. Кроме того, коль скоро она получает наиболее позитивные оценки именно со стороны представителей экзистенциально-гуманистического подхода, то неслучайным является наш интерес к проблеме соотношения религиозности с таким качеством личности как самоактуализированность. Это понятие было предложено в рамках гуманистической психологии А. Маслоу и разработано им и его последователями. Понятие самоактуализации личности в этих исследованиях соотносится с предельными и экзистенциальными категориями бытия субъекта, с его ценностными и смысловыми качествами.
Нами было проведено пилотажное исследование, в котором выявлялась степень соответствия качеств религиозной личности, рассматриваемой, прежде всего, в контексте экзистенциальной и гуманитарной парадигм тем, что соответствуют образу самоактуализирующегося человека, каким он предстает в теориях психологов гуманистического направления. В качестве ключевой методики применялся Самоактуализационный тест (САТ), представляющий собой продукт теории А. Маслоу и его последователей.
В данном исследовании участвовало 33 человека. Испытуемые были разделены на две группы по признаку частоты посещения церкви. В экспериментальную группу вошли семнадцать человек, посещающих церковь более часто (от одного раза в месяц до раза в неделю и чаще, прихожане Русской Православной (12 человек) и Католической (5 человек) церквей). Исследование проводилось с разрешения священнослужителей. Контрольную группу составили шестнадцать человек, практически
Сравнительная таблица эмпирических данных по методике САТ
Таблица 1.
Ш капа Жер) Y (ср) Ц-ЭМП)
Komie те нтаюс та е о 2 рема гм 6 3,625 3,0123**
Поддержке 39,0909 50,5625 3,2119**
Ц eitmc тных ориь 11,0909 11,5625 0,4502
Гибкос ті: ryjE ед єіпн 10,6364 13,6375 2^6142*
Сензггтнннот:ти у. себе 4 6,4 375 3^2105**
С гюнтанкос ти 5,4545 7,0625 ^3£*
С алтоуя аже hjec; 6,7273 10,25 2,9336**
С атссэтрт-нттга 3,5455 13,6375 3,71ГЗ:+=t-
П рк: дс т-^е ли hick о пркродй 5,5455 4,3125 2,3653**
СїНЕрГИИ 3,9091 3^125 2,2022*
іі рИНДТШ іірїССІИ 7 3,3125 2,513*
Кэдтаитнюс ти 9,0909 11,75 3^0495**
ПоЗІЕ.ЕІТЄІГЬІГШК гстребнжтей 5,1813 5.0625 1,04
Кре 1ТКЕНОСТИ 6^6364 6^625 0,0129
Примечание: Х(ср) - экспериментальная выборка (часто посещающие храм); Y(ср) ющие храм); *- Р < 0,05; **- Р < 0,01; ***- Р < 0,001
контрольная выборка (редко посеща-
озному мироощущению и многими другими личностными характеристиками, в том числе, например, восприятием устройства окружающего мира, себя, других людей и т.п. Это позволило с большей уверенностью предположить факт связи религиозного мировоззрения с ценностно-мотивационной, смысловой сферой личности. В исследовании, предпринятом нами для уточнения особенностей влияния религии на личность, на добровольной основе приняло участие 36 человек. В экспериментальную группу вошли 22 молодых человека (юноши и девушки), посещающие приход Знаменского Храма г. Новосибирска. Они участвовали в эксперименте с одобрения настоятеля храма. В контрольную группу вошло 14 молодых людей, практически не посещающих какой-либо храм.
Применялись следующие методики: "Диагностика парциальных позиций интернальности - экстернальности личности" Е.Ф. Бажина и др., "Определение жизненных ценностей личности (Мш^тест)" П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой, "Диагностика полимотивационных тенденций в "Я-концепции" личности" С. М. Петровой, "Методика исследования макиавеллизма личности" В.В. Знакова, опросник "Структура индивидуальной религиозности" Ю.В. Щербатых, "Шкала религиозной ориентации" Г. Олпорта и Д. Росса, "Ценностный опросник" С. Шварца. Результаты проверены на нормальность распределения и обработаны при помощи ^критерия Стьюдента, и-критерия Манна-Уитни, F-критерия Фишера и ?*-критерия Фишера.
Результаты методики диагностики интернальности - экстер-нальности позволили нам скорректировать полученные ранее материалы по шкале интернальности в методике САТ. Значимых различий здесь получено не было, но применение статистического критерия F Фишера позволило выявить большую неоднородность экспериментальной выборки по шкалам общей интер-нальности и интернальности неудач. Это может свидетельствовать о том, что усвоение религиозной картины мира может проходить разными путями, способствуя большему расслоению взглядов на ответственность человека за свою судьбу и неудачи: если одни более склонны перекладывать их на Бога, подчиняться его воле, то другие, напротив, оказываются более склонными брать эту ответственность на себя (таблица 2).
Данные по методикам, исследующим ценностную и мотивационные сферы, как и предполагалось, содержат значительное количество различий. Анализ методики С. М. Петровой позволил выявить достоверные различия по следующим параметрам:
Таблица 2
Сравнительная таблица эмпирических данных по методике диагностики парциальных позиций интернальности - экстернальности личности
Шїгла Х(писп) У(вдсп) Р(эмп)
О біцая ккте? рнікьнос ть 509,4459 131,7857 3,8657**
Интерн?лы{0?ть ДОСТИШеНИЙ 56,9091 31,6319 1,7991
Интеркапькость несдач 66,4416 18,0714 3,6766**
Иктеркалї-нсеть е семейных отношениях 43,3745 31,1703 1,568
Интерн?льи0сть ПйОИїїБОЇЇІСТЕеНННХ отношений 37,0931 21,9560 1,6894
Интернальностъ межличностных О'ШО шений 17,3009 11,2308 1,585
Иктеркалї-нссть Е отношении ЗДррОЕБЗ-бопезни 14,0606 13,4945 1,042
Примечание: Х(дисп) - дисперсия по экспериментальной выборке; Y(дисп) - дисперсия по контрольной выборке; *- Р < 0,05; **- Р < 0,01; ***- Р < 0,001 112
не посещающих какую-либо традиционную церковь. Полученные данные были проверены на нормальность распределения и обработаны при помощи ^критерия Стьюдента (таблица 1).
Экспериментальная группа показала более высокие результаты по таким параметрам как "представление о природе человека" и "синергия", однако более низкие по шкалам "компетентность во времени", "поддержка", "гибкость поведения", "сензи-тивность к себе", "спонтанность", "самоуважение", "самопри-нятие", "контактность" и "принятие агрессии".
Эти данные, на первый взгляд, свидетельствуют, что верующие в меньшей степени, чем неверующие реализуют свои таланты, способности, личностный потенциал. Однако они могут быть поняты и иначе. Различия концепций человека в христианстве и в гуманистической психологии приводят к разным целям духовного воспитания. Как следствие, социокультурные образцы верующего человека и человека в гуманистической интерпретации весьма различаются. Соответствующие пресуппозиции авторов методики САТ отражены в ее содержании, что не позволяет с ее помощью осуществлять достаточно достоверное сопоставление указанных групп в интересующей нас перспективе [11, с. 236].
Необходимо уточнить, что упомянутые концептуальные различия проявляются уже на уровне формулировки вопроса -анализ заданий методики показал, что они, отражая пресуппозиции гуманистического подхода, не всегда ориентированы на мировосприятие верующего человека. Например, в тесте вопрос №3 предлагает варианты: "а. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется", вопрос №49: "а. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей. б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо" и вопрос № 51: "а. Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования. б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования" - в то время как в христианстве все считается подчиненным воле Бога, которую верующие, как правило, принимают с радостью. Плохое же и хорошее определено вовсе не людьми, а самим Богом, и самоусовершенствование рассматривается в ином ключе - как цель обрести жизнь во Христе, выполняя заповеди. Например, святитель Феофан Затворник пишет, что все дела христианина "должны как бы из Бога исходить и к Богу возвращаться" [12, с. 103].
Тем не менее, на основе результатов исследования вполне очевидной стала связь между склонностью личности к религи-
Таблица 3
Сравнительная таблица достоверных различий эмпирических данных по методике диагностики полимотивационных
тенденций в "Я-концепции" личности
Шкала зрк У(.ч>) ? *(змт0 для 1 и 15, і(змп) для 5 и 12
1 АккзитивнаямотиЕация 1,9091 1,6429 1,9539**
5 .Познавательная мотивация 1,7273 1,1429 3,1398**
12.Мотивация позитивною о 'ио игения к лю д ям 1,3132 1,7143 2.177*
1 5.3гоцентр±[іеі;ігая мотивация 0,5909 0,9286 2,48&2*
Примечание: Х(ср) - экспериментальная выборка; Y(ср) - контрольная выборка; *- Р < 0,05; **- Р < 0,01; ***- Р < 0,001
по шкалам акизитивной - материальной (низкие баллы свидетельствуют о ее большей выраженности) и познавательной мотивации результаты выше у представителей экспериментальной, а по показателям мотивации позитивного отношения к людям и эгоцентрической мотивации - у членов контрольной группы. Отсюда следует, что у воцерковлённых выше потребность в познании окружающей действительности, себя. Они более ориентированы на следование духовным ценностям. Для нерелигиозных же в большей мере свойственна ориентация на материальный успех, благополучие. Большее значение они придают деньгам; также они более ориентированы на себя, предпочитают думать о себе. В то же время для них характерно хорошее, положительное отношение к людям, вера в доброту людей (таблица 3).
Значительны и различия в данных методики ценностных ориентаций. Так, мы можем видеть, что для невоцерковлённых людей в большей степени характерна ориентация на ценности, традиционно относящиеся к либерально-рыночной модели общества. Они на статистически значимом уровне более часто отдают предпочтение таким ценностям как "Равенство", "Удовольствие", "Свобода", "Богатство", "Чувство собственного достоинства", "Общественное признание", "Новизна", "Авторитет",
"Мир красоты", "Независимый", "Честолюбивый", "Защищающий природу", "Целеустремленный", "Здоровый", "Заботящийся о своей репутации", "Умный", "Уверенный в себе", "Самостоятельный", "Эффективный", "Любящий хорошо отдохнуть", "Исследующий". Данные ценности ориентированы либо на личные достижения, либо на получение удовольствий от жизни, либо на следование либеральным ценностям.
Воцерковлённые же в большей мере ориентированы на духовные, нравственные ценности, сочетающиеся с христианским представлением о добродетелях - такие как "Духовная жизнь",
"Равнодушие к мирским заботам", "Кроткий", "Принимающий свою участь", "Честный", "Верующий", "Незлобивый", "Подчиняющийся обстоятельствам" (таблица 4).
Отличаются и составленные по результатам Мш^теста списки жизненных ценностей. Здесь картина схожая с полученным ранее списком ценности. Мы можем видеть, что испытуемые, редко посещающие церковь склонны ориентироваться на ценности, способствующие достижению материальных благ, чувственных удовольствий. Прихожане же ориентированы на духовную жизнь, духовные ценности - можно сказать, что религиозная картина мира является для них глубоко интериоризиро-ванной (таблица 5).
Другими словами, проведенное исследование позволило констатировать наличие действительных различий в ценностно-нравственной и смысловой сферах религиозных и нерелигиозных людей. Кроме того, была обнаружена специфика восприятия этими группами интерперсональных отношений.
Использование нами в исследовании специализированных методик, направленных на диагностику особенностей религи-
озности личности, позволило проследить и другие закономерности. Корреляционный анализ по статистическому критерию г Пирсона, данных, полученных по методикам Ю.В. Щербатых (опросник "Структура индивидуальной религиозности") и Г. Олпорта и Д. Росса ("Шкала религиозной ориентации") с показателями по другим использованным нами методикам выявил ряд значимых корреляций, еще раз подтвердив наличие связи выраженности религиозного мировосприятия и ценностнонравственной сферы личности. Так, например, были выявлены положительные корреляции между следующими шкалами: "Ин-тернальности в семейных отношениях" (опросник Е.Ф. Бажиной) и "Наличия религиозного самосознания" (опросник Ю.В. Щербатых; 95% уровень достоверности); между шкалами "Акизитивной (материальной) мотивации" (опросник С.М. Петровой) и "Отношения к религии как философской концепции", "Наличия религиозного самосознания" (опросник Ю.В. Щербатых), в обоих случаях на 99% уровне достоверности; между шкалами "Гедонистическая мотивация" (опросник С.М. Петровой) и "Тенденция верить в Творца" (опросник Ю.В. Щербатых), отрицательная корреляция, 95% уровень достоверности. Ряд корреляций был выявлен со шкалой "Познавательная мотивация" (опросник С.М. Петровой): "Отношения к религии как философской концепции", 99%; "Тенденция искать в религии поддержку и утешение", 99%; "Внешние признаки религиозности", 95%; "Тенденция верить в Творца", 95%; "Наличия религиозного самосознания", 99%; а также отрицательная корреляция со шкалой "Интерес к "псевдонауке"", 95% методики Ю.В. Щербатых. Значимые связи имеются также между шкалой "Стремление к превосходству" (опросник С.М. Петровой) и шкалой "Отношение к религии, как образцу моральных норм поведения" (опросник Ю.В. Щербатых), 99%; между данными по шкале "Эгоцентрической мотивации" (опросник С.М. Петровой) и шкале "Интерес к "псевдонауке"" (опросник Ю.В. Щербатых), 95% уровень достоверности. Кроме того, была выявлена отрицательная корреляция на 95% уровне достоверности между "Макиавеллизмом личности" (методика В.В. Знакова) и шкалой "Тенденция искать в религии поддержку и утешение" (опросник Ю.В. Щербатых).
Также были выявлены отрицательные корреляции между шкалой "Интернальности в семейных отношениях" и шкалами "Внутренней", "Внешней" (95% уровень достоверности) и "Общей" (99% уровень достоверности) религиозности (опросник Г. Олпорта, Д. Росса). При интерпретации полученных связей следует принять во внимание, что высокие показатели по шкале внутренней религиозности напротив свидетельствуют о ее меньшей выраженности. Сочетание же низких показателей по шкалам "Внутренней" и "Внешней" религиозности и, соответственно, низкие показатели по "Общей религиозности" соответствуют по И.М. Богдановской типу личности с последовательной внутренней религиозностью. Другими словами, именно нали-
Таблица 4
Сравнительная таблица достоверных различий эмпирических данных по методике определения ценностных ориентаций
111 кит Х(ср) Кэмп), С(эмп) для 5,6,45,51,60
1.Равенство 2,1429 3,6429 2,6196*
4. Удовольствие 2,331 4 3,1689**
5. Свобода 4,0952 5,1429 100*
6. Д ухов ная ж изнь 6,331 4,7143 44,5**
12. Богатство 2,0952 3,7143 3,4423**
14. Чувство собственного достоинства 3,4762 5 2,6179*
21. Рав Еюцушие к мирским заботам 3,2381 1,2143 3,464**
23. Общественное признание 2,1429 3,5714 2,3449**
25. Новизна 1,7143 3,2143 2,7799**
2"!. Авторитет 2,4286 4,1429 3,4626**
29. Мир красоты 3,3333 4,7857 2,5662*
31. Независимый 3,0476 5,4286 4Л337***
34. Честолюбивый 1,3095 3.7143 2,7516**
36. Кроткий 3,9524 1,8571 3,1606**
33. Защищающий природу 2,381 3,8571 2,5622*
41. Целе у; трешке иный 4,0952 5,6429 2,3373**
42. Здоровый 3,5714 5,4236 2,9617**
44. Принимающий свою участь 3,5714 1,5 2,6120*
45 Честный 5,2857 4,8571 78,5**
46. Заботящее до своей репутации 1,7619 3,4236 2,8379**
43. Умный 3,9524 5 2,0653*
51. Верующий 5,5233 3,6429
54. Незлобивый 4,5714 3,0714 2,5884*
57. Уверенный в себе 3,1905 т 2,2963*
60. Самос то ягельный 3,4762 4,9236 63**
63. Эффе КГИВНЫЙ 2Г9524 4,2143 2,1730*
6 4.Попчиняю щийс я обе тоягельствам 2,7619 1,0714 3,1146**
70. Любящий хорошо отдохнуть 2,3333 3,9236 3,3353**
73. Исследующий 3,2357 4,7357 2,3532*
Примечание: Х(ср) - экспериментальная выборка; Y(ср) - контрольная выборка; *- Р < 0,05; **- Р < 0,01; ***- Р < 0,001
чие сформированной внутренней религиозной позиции, лично- "Внутренней религиозности" (опросник Г. Олпорта, Д. Росса)
стная расположенность к вере, соответствуют принятию чело- и шкалами "Акизитивная (материальная) мотивация" и "Позна-
веком на себя ответственности за события семейной жизни. вательная мотивация" опросника С.М. Петровой, в обоих слу-
Выявлены также отрицательные корреляции между шкалой чаях на 95% уровне достоверности. Здесь, как и в предыдущем
Таблица 5
Сравнительная таблица достоверных различий эмпирических данных по методике определения жизненных ценностей личности
Шилё Х(ср) Y(cp) Кэмп) для7,9, Щэмп)
б .Автономность о>3636 L9286 22**
7 .Материальный у:пек 0,4545 1,1429 2,3168*
9 Личностный рост 1,63(54 3,0714 2,793**
10.Здоровье 0,090? 0,9286 ^4**
13.Чувств о удовольствия 0,2727 0,9236 34*
15 .Бо гатая духов но ■ релкгио зная жизнь 2,2273 0 42**
Примечание: Х(ср) - экспериментальная выборка; Y(cp) - контрольная выборка; *- P < 0,05; **- P < 0,01; ***- P < 0,001
случае, показатели свидетельствуют о связи сформированной внутренней религиозной позиции и стремлением к познанию, а также к духовным ценностям в противовес ценностям материальным.
Таким образом, исследование позволило установить особенности ценностно-смысловой системы религиозной личности и обнаружить различия в представлениях об образе человека в рамках гуманистической и христианской парадигм.
Полученные результаты свидетельствуют, что развитие ценностно-нравственной и мотивационной сферы особым образом осуществляется в горизонте ориентиров, задаваемых религиозным мировосприятием. Религиозному человеку в большей мере свойственны стремление к духовности, единству с Божественным, высокой нравственности, любви, в то время как для нерелигиозных на первый план выходят развитие личностных качеств, целеустремленность, собственные достижения, здоровье, материальные блага. Выявлено также, что религия обладает большим потенциалом в удовлетворении познавательных потребностей и формировании нравственных ориентиров.
Неоднозначными являются результаты методики диагностики полимотивационных тенденций, согласно которым у религиозных людей наблюдается менее позитивное отношение к людям, что противоречит данным по сходной шкале методики САТ. Относительно этого можно сказать, что в методике С.М. Петровой речь в большей степени идет не столько об отношении к человеку, сколько к состоянию общества. Можно думать, что именно современная социальная ситуация, вступающая в противоречие с христианской моралью, вызывает негативное отношение религиозного человека. С другой стороны, эти данные могут быть связаны с более критичным отношением к человеку в связи с понятием о греховности и и высоким уровнем требова-
Библиографический список
ний к самому себе (блюсти себя).
Так или иначе, наше исследование позволило вскрыть некоторые особенности религиозной личности, подтвердив на данном уровне исследования рабочую гипотезу о тесной связи религии с ценностно-нравственной, смысловой, духовной сферами человека. Выявленные особенности подтверждают существующее понимание религиозных институтов как одного из основных источников нравственных ориентаций, моральных идеалов. С другой стороны, необходимо заметить, что путь, предполагающий формирование личности под влиянием религиозных институтов не является единственным, поскольку существуют также и различные светские концепции ценностно-нравственного совершенствования личности. Каждый подход реализуется в соответствии со своими глубинными особенностями, образ совершенного человека, представленный в разных личностных моделях, актуализирует становление различных личностных особенностей. Выбор наиболее подходящей модели, таким образом, определяется непосредственно вовлечённым в процесс жизни субъектом.
Второй аспект настоящего исследования ставит вопрос о правомерности применения диагностических личностных методик, разработанных внутри одной исследовательской парадигмы, для исследований, проводимых в ином контексте. Обнаруженные противоречия в существующих концепциях личности, трактовках влияния религии на человека, а также неоднозначность экспериментальных данных, возникающих, в том числе, вследствие влияния мировоззрения автора на содержание методики, свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований, направленных на сопоставление образа человека в различных психологических и культуральных подходах.
1. Филатов, С. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С. Филатов, Р. Лункин [Э/р] - Режим доступа -http://www.religare.ru/2_20662.html
2. Андреева, ГМ. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Владос, 1998.
4. Юнг, К.Г Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 2002.
5. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
6. Ялом, И.Д. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Класс, 1999.
7. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания: Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2002.
8. Мелехова, ГН. Современные проблемы и направления изучения русской православной религиозности // Христианство и Север. По материалам 6-й Каргопольской научной конференции. - М., 2002.
9. Богдановская, И.М. Религиозный опыт личности как феномен психологического исследования // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. - СПб., 2001.
10. Большунова, Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск: НГПУ, 2005.
11. Донцов, А.В. Религиозность и ее связь с самоактуализацией как качеством личности / А.В. Донцов // Социокультурные проблемы современного человека: материалы III международной научно-практической конференции (22-26 апреля 2008г.). - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - Ч.П.
12. Святитель Феофан Затворник Вышенский, Начертание христианского нравоучения. - М.: Лепта, 2002.
Статья поступила в редакцию 12.07.10