Научная статья на тему 'Религиозное содержание воспитания справедливости и требования религии к урегулированию взаимоотношения между родителями и детьми'

Религиозное содержание воспитания справедливости и требования религии к урегулированию взаимоотношения между родителями и детьми Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
справедливость / религия / ислам / воспитание / Всевышний / Пророк / Коран / суры / justice / religion / Islam / education / the Most High / Prophet / Koran / surah

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Ситдикова Ирина Дмитриевна, Галиев Рустем Мирзанурович, Яковлева Ольга Валерьевна

В основе средневековой гуманистической утопической мысли лежит справедливость, в которой выделяются личностная, социальная и политическая. Понятие «справедливость» имеет древнее происхождение и относится ко многим направлениям науки, таким как философия, история, педагогика, психология, философия права и теоретическая юриспруденция. Среднестатистическая справедливость состоит из равенства всех и каждого, идеи ответа за содеянное (возмездие), баланса между потерянным и восстановленным. Единым в справедливости разных областей общественной жизни является требование соблюдения прав граждан, включая и равноправие, невзирая на их привилегии и неприкосновенность, государственную должность и социальное положение. Идея справедливости занимает основное место во многих религиях, а в исламе занимает ведущую концепцию духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious content of the education of justice and the requirements of the religion to the regulation of the relationships between parents and children

The Middle-Age humanistic utopian thought is based on justice, including the personal, social and political oneS. The concept “justice” has an ancient origin and relates to many directions of the science: Philosophy, History, Pedagogy, Psychology, Philosophy of Law and Theoretical Legal Studies. The statistically average justice consists of the equality of all and everyone, the idea of the responsibility for the action (retaliation) and the balance between the loss and the rebuilT. The united feature in the justice of the different spheres of the public life is the requirement of respecting the rights of the citizens, including the equality and without looking at their liberties and immunity, public post and social state. The idea of justice takes the basic place in many religions and has the fundamental concept of spirituality in Islam.

Текст научной работы на тему «Религиозное содержание воспитания справедливости и требования религии к урегулированию взаимоотношения между родителями и детьми»

педагогические технологии в системе общего образования детей и молодежи

р.ш. млликов, и.д. ситдикова, р.м. галиев

Набережные Челны

Е.В. ЯКОВЛЕВА Нижнекамск

РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ РЕЛИГИИ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

В основе средневековой гуманистической утопической мысли лежит справедливость, в которой выделяются личностная, социальная и политическая. Понятие «справедливость» имеет древнее происхождение и относится ко многим направлениям науки, таким как философия, история, педагогика, психология, философия права и теоретическая юриспруденция. Среднестатистическая справедливость состоит из равенства всех

и каждого, идеи ответа за содеянное (возмездие), баланса между потерянным и восстановленным. Единым в справедливости разных областей общественной жизни является требование соблюдения прав граждан, включая и равноправие, невзирая на их привилегии и неприкосновенность, государственную должность и социальное положение. Идея справедливости занимает основное место во многих религиях, а в исламе занимает ведущую концепцию духовности.

Введение. Основная цель любой религии - добиться справедливости в общественной жизни, вере, судопроизводстве, во взаимоотношениях между людьми и т. д. Ислам уделяет особое внимание справедливости. В арабском языке справедливость звучит как «адалят», а справедливого человека называют «адль». Вместе с религией слово «адль» проникло во все тюркские языки и во многих случаях приняло форму «га-дел». Исламские проповедники постоянно растолковывали значение понятия «справедливость», противостояли несправедливости и старались защищать притесненных. Большинство религий уверяет, что людской род когда-нибудь придет к обществу, построенному на справедливости. Лишь изучив все законы Всевышнего, можно понять всю природу справедливости в Исламе, каноны которого указывают на то, что справедливость имеет прямую связь с великим началом (асл).

Цель исследования. Следует всесторонне и всецело рассмотреть волю Всевышнего, от которого зависят все законы, принципы, учения, ритуалы, обычаи и обыденность. лишь абсолютное представление позволит решить личные вопросы в совокупности с другими проблемами. осознание безграничного исламского понимания справедливости помогает исследователю понять основу ислама, его начало, способствует связи частного с общим, позволяет отследить его направление. Все вместе они являются одним целым и дают результат только в единении всех его частей [3]. Целью настоящего исследования является раскрытие исламского содержания понятия «справедливость» и того, как она регулирует взаимоотношения между родителями и детьми.

Материал и методы исследования. Основным первоисточником настоящего исследования являлась Священная книга для всех мусульман «Коран». В работе использованы научные работы по философии, истории и педагогической мысли, связанные со справедливостью.

О Маликов Р.Ш., Ситдикова И.Д., Галиев Р.М., Яковлева Е.В., 2023

Ключевые слова: справедливость, религия, ислам, воспитание, Всевышний,

Пророк, Коран, суры.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-теоретической литературы, справочников, словарей и синтез; индукции и дедукции; обобщения и конкретизации.

Результаты исследования и их обсуждение. Ислам берет свое начало с монотеизма и распространяется на единство миропонимания и убеждений, абстрактного и физического, экономического и этического, земного и загробного. Ислам целиком и полностью разъясняет естество и начало связи между Всевышним и Его плодами, окружающим миром и человечеством, индивидуумом и его душой, личностью и обществом, и т. д. Чтобы раскрыть основные характеристики мусульманского представления о справедливости, следует понять широкомасштабность исламского видения мира.

По мусульманским правилам следует проявлять человечность друг к другу, любить окружающих, помочь всем людям. Справедливость охватывает все содержание мусульманина: духовность, религиозность, душу, моральный облик и нравственность. Справедливость отражается в миропонимании, менталитете, действиях и поступках человека.

Справедливость в исламе - это результат правды, а обязанность Всевышнего произвести правосудие. Божественное начало и верование в жизнь после смерти тесно связаны с вопросом о справедливости в исламе. В Судный день поступки человека, которые он совершал при жизни, будут заслуженно и справедливо оценены.

Слова Сейид Кутб (писатель, философ, идеолог ассоциации «Братья-мусульмане») свидетельствуют о том, что справедливость в Исламе осуществляется по двум направлениям:

1) безусловным, слаженным и уравновешенным единогласием;

2) всеобщим согласием личности и социальных групп, имея в виду фактор индивидуальности и человеческие возможности [3].

На сегодняшний день в исламском мире стоит задача укрепления общественной справедливости и воспитания специалистов в области «Науки о справедливости».

По словам Ш. Султанова (президента центра стратегических исследований «Россия - исламский мир»), ценность жизни настоящего мусульманина в том месте и в то время, когда сознательно он отдает себя всем запросам этого момента. Справедливость соединяет личный опыт и успехи скрытого, религиозного пути для определенного осуществления долга на общественном уровне. Для мусульманина справедливость - это умение сплачивать, соединять, объединять скрытое и внешнее для результативного выполнения своего Долга [5]. Вера (иман) - это существенный долг мусульманина, а также его душевное состояние.

В исламской культуре справедливость всегда имела основное значение и главную ценность. В исламе равноправие всех членов общества перед законом существует с VII в., а в Европе начало действовать только после Великой французской революции.

Само понятие справедливость имеет определенную загадочность. У людей необходимость в справедливости приравнивается к самым обязательным жизненным потребностям, таким как воздух, вода и еда. Наряду с природной и объективной необходимостью в справедливости, наблюдается большой рост несправедливости в индивидуальных, государственных, тотальных уровнях. В исламе по мусульманским правилам жить означает быть справедливым человеком, а не жить - несправедливым. Таким образом, это значит, что несправедливые мертвые люди могут жить физически, а бывшие справедливые, покоясь в могиле, остаются живыми.

Мусульманин, который является образцом справедливости, а также служит примером благих поступков и добрых дел, в исламе считается хорошим. В мусульманском об-

педагогические технологии в системе - общего образования детей и молодежи -

ществе веками создавалась практика справедливости. Несоблюдение принципов справедливости привело к разрушениям таких великих империй, как омейядская, аббасид-ская и османская.

В исламе справедливость рассматривается не как неизменная категория, а как категория, связанная с ощущением всесилия и присутствия Всевышнего, Его праведного рассмотрения всех проблем. Разрешение насущных проблем и допустимые возможности хорошего их исхода тесно связаны с волей Аллаха. Жизнь мусульманина находится под воздействием потока справедливости Всевышнего. Мусульманин чувствует во всем присутствие Всевышнего: во всех своих делах и во всех своих поступках. Примером справедливости является Всевышний, и он требует от людей следования Его примеру.

В главе «Аль-Имран» делается акцент на справедливость Всевышнего:

«И нет другого божества, кроме Аллаха, -

Сие свидетельствует Сам Аллах, И ангелы Его, и те, кто одарен познаньем И справедливость с твердостью блюдет.

И нет другого божества, кроме Него, -Он всемогущ и мудрости исполнен!» [1, 3:18].

В этом аяте подчеркивается призыв к единому Всевышнему и справедливым высшим силам, что означает мусульманский путь развития и требование выполнения всех предписаний шариата. Основанием шариата является поклонение лишь одному Аллаху, и только Он обладает бессмертием, всемогуществом, мудростью, властвованием, великодушием, добротой, красотой, милосердием, великолепием и многими другими качествами. Всевышний обладает безусловным совершенством, ни одно существо не способно добиться этого. Все Его установленные обряды, действия, запреты и правила взаимоотношения людей справедливы и объективны. Все обладают благоразумием и совершенством, и поэтому тут не может быть самовольности и несправедливости. И все поступки людей будут вознаграждены справедливо и беспристрастно.

Вышеуказанный аят также акцентирует внимание на пользе знаний и преимуществе знающих, что является дарованием Всевышнего, т. к. они возвышаются среди остальных. Их показания самые справедливые и честные, и поэтому люди должны верить им и безоговорочно присоединиться к ним. Просвещенные показывают другим пример в овладении знанием, они возвышаются над невеждами, потому их можно отнести к великими и идеальным.

Всевышний дал человеку особые полномочия. Он возвышается над всеми остальными земными живыми существами благодаря способности к мышлению.

человек не всегда понимает полноту своего мира. Он имеет свободу выбора своей дороги: идти за Всевышним или оставаться язычником. как бы там ни было, человек находится под справедливым покровительством Всевышнего. Возможно, что хорошие замыслы человека на практике могут оказаться нежелательными, а недобрые шаги, наоборот, могут стать благостными. Таким образом, справедливость рабов Всевышнего - понятие относительное и практически ничего не стоит при сопоставлении со справедливостью Аллаха. Так становится ясным безнравственное, плохое и недобросовестное поведение некоторых людей, которые идут против ислама и наперекор воли Аллаха. Жизнь настоящего мусульманина проходит в непрерывной борьбе против общественной несправедливости разнообразными стезями - личным примером, бескорыстными делами, доброжелательными и красивыми словами, помыслом о справедливости.

Если правоверный остается преданным и послушным воле Всевышнего Аллаха, то он не принимает справедливость как устаревшие правила традиций. Он очень хорошо

понимает, что его жизнь полна справедливости Всевышнего. Если в жизни мусульманина что-то непонятно, то спустя какое-то время раскроется смысл и все станет очевидным. Жизнь человека наполнена сплошными знаками. Это и есть глубинное понимание справедливости Всевышнего.

Вся полнота справедливости в исламе заключается в выстраивании паритетных отношений между человеком и обществом, обществом и государством, правителем и гражданином, человеком и власть имущими отдельными людьми.

Мусульманство допускает природную влюбленность человека в самого себя, следствием чего является бережливость, а иногда и скупость, от чего ислам предостерегает, борется против меркантильности, лечит от жадности, т. е. призывает к справедливости. Человек не должен браться за то, что ему не по силам. В исламе считается неправильным, когда интересы личности ставят выше интересов общества, но и общество не должно оказывать давление на личность и на его возможности. Однако такая позиция имеет и обратную сторону, т. к. личность, которая не может самореализовываться, внутренне разрушается, теряет жизненную энергию, считает себя ущемленным в своих возможностях и действиях, вследствие чего общество не получает пользу от человека.

Как отметил С. Кутб, «закон, который наделяет общество правом пользоваться трудом личности, одновременно вводя необходимые ограничения прав и свобод, сдерживая ее эгоистические амбиции, не должен забывать о праве самого человека на самореализацию в пределах, не наносящих вреда ни интересам общества, ни интересам самого человека, и не противоречащих высшим целям и принципам жизни. Ибо жизнь, по исламу, есть сотрудничество, взаимодействие и солидарность, но ни в коей мере не конфронтация, борьба или война; она - раскрытие творческих сил и энергии, как личности, так и общества, но не угнетение и лишение свободы! Все, что не запрещено, - разрешено. Человек вознаграждается за любые активные действия в пределах пути, начертанного Богом, Его законов, а также за любое деяние, совершенное в угоду Богу и во имя достижения высших жизненных целей, как того хочет Всевышний!» [3].

Широкомасштабный характер ислама содержит духовные, экономические, материальные и другие жизненные ценности, обеспечивает равенство и общественное равноправие в пределах всего человечества, не ограничиваясь единичными группами и тесным восприятием понятия справедливости. «Справедливость в Исламе обеспечивает равенство возможностей, дает талантливому и способному свободу действия в пределах, не противоречащих главным целям жизни» [3].

Ислам содержит множество ценностей, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, среди них особо значима и выделяется справедливость. Финансовая справедливость среди рабов Всевышнего не может быть достигнута из-за отличия их психологических свойств и качеств. Здесь есть возможность конкурировать. Важными ценностями в исламе являются вера, религиозность, дети, понимание, умение и т. п. Они-то и поддерживают справедливость, баланс и равноправие в обществе.

Экономическая справедливость заключается в том, что люди получают разную прибыль, а некоторые пользуются преимуществом перед другими, но невзирая на такое положение, справедливость состоит в том, что:

а) люди имеют одинаковые ресурсы в трудовой деятельности, несмотря на то, из каких социальных слоев вышел и какой статус имеет сейчас, какой расы, какого пола и т. д.;

б) свободна ли душа людей от финансовой зависимости и определился ли в настоящих приоритетах ислама.

Таким образом, финансовая зависимость в голове человека занимает умеренную долю и не является главным приоритетом, как в государствах, отдаленных от духовных ценностей.

педагогические технологии в системе - общего образования детей и молодежи -

Ислам осуждает излишки, которые «кричат» о роскошной жизни человека. Неимущие также хотят овладеть материальными ценностями, хотя бы на прожиточном уровне, поэтому главными ценностями в исламе являются равные права, равенство, движение вперед, которые так или иначе касаются материального и духовного, религиозного и светского, в главной цели сплочения согласия и единства.

Как отметили Р.Ш. Маликов и Г.Р. Маликов, «Посланник Аллаха - Пророк Мухаммед своих успехов добился, благодаря своей образцовой справедливости. Это качество помогло ему из лидера пока еще неизвестной религиозной группы подняться до уровня духовного и политического руководителя всей Аравии, стать главой всех мусульман. Своей жизнью и деятельностью он стал великим примером совершенного человека, что и ознаменовало его великую пророческую миссию. О выдающейся личной справедливости Пророка Мухаммеда отмечали его родственники, асхабы, сторонники и враги, оппоненты, недоброжелатели. Наряду с пояснением смыслов сур и аятов из корана о справедливости, проповедованием необходимости соблюдения справедливости в мыслях и деяниях, он оставался неподражаемым примером человеческой справедливости» [4, с. 66-67].

Истинный мусульманин ко всем своим детям должен относиться одинаково, не должен любить кого-то больше, а кого-то меньше, что является величайшей справедливостью. Как отмечается в хадисе, один из мусульман похвалился Пророку (с. г. с.), что одному из детей подарил своего раба. Мухаммед (с. г. с.) спросил, что всем ли детям он сделал такой подарок? Мусульманин ответил отрицательно. В таком случае Посланник (с. г. с.) велел забрать раба обратно.

В другом варианте хадиса Пророк (с. г. с.) спросил, всем ли детям он сделал такой подарок? Мусульманин отрицал. Посланник (с. г. с.) призвал бояться Всевышнего и быть справедливым по отношению ко всем своим детям. После таких слов мусульманин отобрал раба обратно.

В третьем варианте хадиса Пророк (с. г. с.) просил не делать его свидетелем несправедливости с таким сообщением. Через некоторое время Пророк (с. г. с.) спросил у него, будет ли он рад, если все дети отнесутся к нему одинаково почтительно. Мусульманин ответил положительно. Пророк (с. г. с.) призвал, чтобы тот больше так не поступал.

Таким образом, одинаковое отношение истинного мусульманина ко всем детям считается справедливым. Справедливость к детям реализуется в одинаковых взаимоотношениях, материальном обеспечении, подарках. Он не отдает предпочтение ни одному из детей. Когда родители уйдут в вечность, то дети будут посылать им свои молитвы с просьбой прощать их грехи.

О Пророках в Коране говорится, что они являются сторонниками справедливости, но на их жизнь часто покушались сопротивляющиеся, которых ждет жестокое наказание. Таким образом, речь идет и о злостных людях, которых назвали кафирами из-за неверия Всевышнему и которые вели борьбу против сахабов - принявших ислам при жизни Пророка (с. г. с.). Пророков они называли лжецами, многих убивали из-за знания канонов ислама, призыва к справедливости. Подчеркивается, что злостных людей в загробном мире ждет справедливая расплата [2].

Заключение. Таким образом, Коран, будучи древнейшим первоисточником воспитания справедливости, на протяжении многих веков являлся незаменимым идейным вдохновителем всех мусульман. В Священной книге раскрываются практически все направления воспитания справедливости, будь это личностное, межличностное, семейное, общественное и т. д. Справедливость является основным качеством мусульманина во всех его действиях и взаимоотношениях. Истинный мусульманин прежде всего от себя должен требовать справедливости, а потом проявлять справедливость по отношению к

окружающим. По мнению исследователей, средневековые тюркские просветители в сочинении своих бессмертных трактатов в первую очередь опирались на коранические писания и в описании справедливости исходили из требований Священной книги [4]. Дальнейшее подробное изучение проблемы воспитания справедливости обогатит багаж учителей и воспитателей новыми нравственными первоисточниками.

Список литературы

1. Коран: Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. М., 1996.

2. Коран: Толкование Абдуррахмана Ас-Саади [Электронный ресурс]. URL: https://quran. com.ua/tafsir/as-saadi/23 (дата обращения: 21.12.2022).

3. Кутб С. Сущность социальной справедливости в Исламе [Электронный ресурс]. URL: https://islamnews.ru/sushhnost-sotsial-noj-spravedlivosti (дата обращения: 21.12.2022).

4. Маликов Р.Ш., Маликов Г.Р. Справедливость в тюркском средневековом представлении. Казань, 2014.

5. Султанов Ш. Ислам - это справедливость. М., 2017.

1. Koran: Perevod smyslov i kommentarii V. Porohovoj. M., 1996.

2. Koran: Tolkovanie Abdurrahmana As-Saadi [Elektronnyj resurs]. URL: https://quran.com.ua/ tafsir/as-saadi/23 (data obrashcheniya: 21.12.2022).

3. Kutb S. Sushchnost' social'noj spravedlivosti v Islame [Elektronnyj resurs]. URL: https:// islamnews.ru/sushhnost-sotsial-noj-spravedlivosti (data obrashcheniya: 21.12.2022).

4. Malikov R.Sh., Malikov G.R. Spravedlivost' v tyurkskom srednevekovom predstavlenii. Kazan', 2014.

5. Sultanov Sh. Islam - eto spravedlivost'. M., 2017.

The religious content of the education of justice and the requirements of the religion to the regulation of the relationships between parents and children

The Middle-Age humanistic Utopian thought is based on justice, including the personal, social and political oneS. The concept "justice" has an ancient origin and relates to many directions of the science: Philosophy, History, Pedagogy, Psychology, Philosophy of Law and Theoretical Legal Studies. The statistically average justice consists of the equality of all and everyone, the idea of the responsibility for the action (retaliation) and the balance between the loss and the rebuilT. The united feature in the justice of the different spheres of the public life is the requirement of respecting the rights of the citizens, including the equality and without looking at their liberties and immunity, public post and social state. The idea of justice takes the basic place in many religions and has the fundamental concept of spirituality in Islam.

Key words: justice, religion, Islam, education, the Most High, Prophet, Koran, surah.

* * *

(Статья поступила в редакцию 24.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.