70 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЛИГИОЗНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
© Сукманова Н.Ю.*
Тверской государственный университет, г. Тверь
Работа посвящена анализу современного развития религиознопознавательного туризма в Тверской области. Выделены основные виды историко-культурных и религиозных объектов. Выявлены отличительные черты географии объектов и положительные аспекты развития религиозно-познавательного туризма Тверской области. Предложен вариант создания нового турпродукта по принципу «пазла».
Ключевые слова: религиозно-познавательный туризм, важнейшие объекты и современные черты географии религиозно-познавательного туризма в Тверской области, туристский кластер религиозно-познавательной направленности.
Религиозный туризм как вид специального туризма становится все более распространенным в последние годы. По данным Всемирной туристской организации, под религиозным туризмом понимают различные виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам [5, с. 16].
Однако, как форма путешествий, религиозный туризм существовал еще в древности: греки и римляне охотно путешествовали к храмам и святилищам.
Религиозный туризм ориентирован, прежде всего, на познание человеческих ценностей, приобщение к культуре, развитие чувства толерантности, веротерпимости, международного сотрудничества.
Религиозный туризм подразделяют на паломнический, экскурсионнопознавательный (познавательно-религиозный), а также научный религиоведческий туризм.
Паломничество - это вид путешествия верующего человека (вне зависимости от конфессии) к географическим местностям, имеющим сакральное значение с целью молитвы и поклонения [2, с. 29].
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут познакомиться с религиозными объектами. Туристы, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.
* Доцент кафедры Социально-экономической географии и территориального планирования, кандидат географических наук, доцент.
Факторы устойчивого развития регионов России
71
В религиозно-познавательных турах используются имеющиеся элементы туристской инфраструктуры, включающие четыре сегмента:
1. Предприятия размещения.
2. Предприятия питания.
3. Транспортные предприятия.
4. Религиозные объекты показа [4, с. 23].
Туристская отрасль - одна из наиболее предпочтительных направлений экономического развития целого ряда городов и районов Тверской области как способ поддержки экономики и инфраструктуры районов и одновременно - способ сохранения их природного и культурно-исторического наследия. Посещение святых мест - важная почитаемая традиция русского народа.
По данным мониторинга туристской отрасли Центрального Федерального округа, Тверская область занимает 4 место по количеству объектов размещения туристов, 3 место по количеству мест для размещения туристов и 5 место по количеству принятых туристов. Основными конкурентами Тверской области являются Владимирская и Ярославская области. В 23 из 43 муниципалитетов региона действуют программы по развитию туризма.
В Тверской области в настоящее время имеется значительное количество объектов туристского интереса, поэтому религиозно-познавательный туризм может развиваться как самостоятельное направление. Можно предложить сочетать познавательно-религиозный туризм с экологическим, сельским и историко-культурным его направлением.
Большое количество религиозных объектов, существующих на территории Тверской губернии, формируют представление о регионе как о центре духовности и культуры. Основными объектами, представляющими интерес для организации познавательно-религиозного туризма, в Тверской области могут выступать:
- места обретения / хранения реликвий - культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни и т.д.);
- природные объекты культа (святые и чудотворные источники, рощи, реки, озера, пруды и т.д.);
- объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т.д.).
Историко-культурные и социально-экономические особенности территориальных сочетаний туристских ресурсов Тверской области могут быть эффективно использованы в формировании специального продукта для удовлетворения религиозно-познавательных потребностей на рынке региональных туристических услуг. Религиозные ценности осознаются как часть культурного наследия территории и объекты туризма.
В 1271 г. была учреждена епархия Тверская и Кашинская. В 1290 году святым благоверным князем Михаилом Ярославичем в самом центре Твери
72 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
был построен Спасо-Преображенский кафедральный собор. Это было первое каменное сооружение на северо-востоке Руси после татаро-монгольского нашествия. Этот храм был взорван в 30-е годы ХХ столетия. Сейчас ведутся восстановительные работы.
В конце XIX века на территории Тверской губернии в границах 12 уездов находилось 16 мужских и 14 женских монастырей, являющихся основой русского православия. Большинство из них возникли в XIII-XV веках, часть из них в период войн или Смутного времени разрушились, а затем вновь восстанавливались [3, с. 69]. Многие объекты истории и культуры, пережившие исторические потрясения, были осознанно уничтожены в период борьбы с Церковью в годы Советской власти.
Основными центрами монастырской жизни были: Тверь, Осташков, Вышний Волочёк, Калязин и Кашин.
В то время насчитывалась 31 обитель, как мужская, так и женская, но большинство монастырей концентрировалось в Осташкове и его окрестностях, Тверском уезде и в городе Твери, по 5-6 в каждом уезде, по 4 в Кашинском и Вышневолоцком, 3 - в Торжке, по 2 в Старице и Калязине, одиночно расположенные монастыри были в Корчеве, Весьегонске и Красном Холме. Эти монастыри размещались в исторических городах, отличавшихся своей богатой историей, например, в Старице когда-то была ставка Ивана Грозного, в Калязине была знаменитая Макарьевская ярмарка, Тверь была центром княжества, а затем губернским центром, Торжок входил в состав Великого Новгорода, который заключал Союз с Великой Ганзой. Поэтому совпадали во многом места тяготения населения к центрам православия, экономическим и культурным центрам. Эти же города были самыми крупными населёнными пунктами. Всего в досоветский период в областном центре сохранялись более 50 храмов, многие из которых были утрачены до 1990-х годов.
В настоящее время на территории Тверской области действуют 45 монастырей. Наибольшую известность среди туристов и, точки зрения организации познавательно-религиозного туризма, наибольший интерес представляют Нило-Столобенская пустынь, Вознесенский Оршин женский монастырь, часовня Оковецкой иконы Божией Матери и Оковецкий святой источник; Отрочь, Рождественский, Трисвятский, Желтиков монастыри, Николаевская Малицкая Пустынь, Савватьева пустынь, церковь Белая Троица - в Твери и ее окрестностях; Борисоглебский и Воскресенский монастыри и другие храмы Торжка, Сретенский, Николаевский Клобуков, Дмитровский монастыри в Кашинском районе, Троицкий Калязинский монастырь, Ста-рицкий Успенский монастырь, Николаевский Столобенский, Николаевский Теребенский монастырь в Максатихинском районе, Житенный монастырь, Троицкий Селижаров монастырь, Новосоловецкая Пустынь, Бежецкий Введенский (Нектариев) монастырь.
Факторы устойчивого развития регионов России
73
Сегодня существует около 90 храмов и часовен в Твери и более тысячи различных объектов на территории области. Из них наибольший интерес для туристов представляют 45 церквей, 2 камня-следовика, 17 святых источников, 3 памятных креста [2, с. 102].
Однако следует отметить, что география объектов религиозно-познавательного туризма имеет ряд отличительных черт:
- большая рассредоточенность по территории области;
- периферийность, удаленность и труднодоступность по отношению к областному центру, а в некоторых случаях, и к районным центрам;
- единичное расположение, низкие возможности комбинирования с другими объектами, что затрудняет процессе конструирования тура;
- снижение аттрактивности вследствие неудовлетворительного материально-технического состояния, иногда руинизация.
Среди положительных аспектов отмечается:
- большинство религиозных объектов создают высокий потенциал для развития именно познавательного туризма, так как затрагивают сразу несколько этапов Отечественной истории, начиная с XI века. Основная часть храмов и монастырей, сохранившихся на территории области и представляющих интерес для туристов, относится к периоду XVI-XVin вв.;
- наличие уникальных культурологических артефактов, с которыми можно познакомиться при посещении более чем половины храмов или комплексов;
- практически все сооружения и объекты носят несомненную историко-культурную ценность, являются уникальными в своем роде образцами архитектуры своего времени;
- религиозные объекты были свидетелями важных событий общегосударственного уровня, связаны с именами государственных, общественных, религиозных деятелей масштаба всей России;
- во многих тверских религиозных центрах присутствуют предметы, имеющие особый сакральный смысл не только для воцерковленных людей, но и для простых посетителей.
Анализ рынка туристских предложений Тверского региона позволяет заключить, что религиозно-познавательный туризм присутствует почти во всех сегментах туристского рынка.
Для успешной реализации религиозно-познавательного туризма в Тверской области необходима правильно спланированная программа продвижения нового продукта на рынке.
Важнейшим аспектом развития религиозно-познавательного туризма в Тверской области является популяризация объектов Тверского региона, информирование потенциальных потребителей об уникальных сооружениях, артефактах, событиях, связанных с религиозными центрами области.
74 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате анализа туристского рынка Тверской области было установлено, что существует достаточно обширный пакет предложений познавательно-религиозного направления как для жителей Верхневолжья, так и для туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. В программу подобных туров включены, в основном, религиозные объекты Твери, Старицы, Кашина, Торжка, а также Осташковский, Калининский, Максатихинский районы области [1].
Актуальным становится формирование туристских кластеров познавательно-религиозной направленности в пределах этих территорий. Туристские кластеры способствуют интенсификации развития малого и среднего бизнеса, связанного с обеспечением поставок туристских услуг, созданием новых рабочих мест и т.п. Однако на территории региона нет сформированных туристских кластеров, центральным звеном которых выступает религиозный объект.
Для гармоничного развития туристического сектора необходимо расширить возможности комбинированного туризма. Следует помнить, что религиозно-познавательный туризм может включать не только экскурсионные программы к наиболее известным, хорошо сохранившимся религиозным объектам, но и знакомить туристов с соседствующими объектами, имеющими историко-культурную ценность, включать их в программы событийного, видового, экологического характера.
В данный момент мероприятия событийного туризма никак не включены в программу туров религиозной направленности по области, а реализуются как самостоятельные мероприятия. В то же время, в области нет и туристского событийного календаря, сопряженного с православным календарем.
Интересными могут стать туры, посвященные одной эпохе, одному лицу или событию.
Целью формирования нового продукта на тверском туристском рынке может стать формирование образа Тверского региона - Верхневолжья, как региона с высоким потенциалом религиозно-познавательного туризма для различных потребительских групп.
Новый туристский продукт - культурно-познавательный тур, может формироваться по принципу «пазла», мозаики, где каждый элемент, отличаясь чем-то от остальных, будет способствовать созданию нового привлекательного продукта. Таким образом, возникает четыре принципа нового религиозно-познавательного тура:
1. Базой новой программы можно выбрать один объект из числа популярных, пользующихся устойчивым спросом у туристов вследствие высокой репрезентативности, это будет своего рода «туристская визитка» региона.
2. Один элемент - объект или услуга - тура должен быть уникальным, новым, не предлагавшимся ранее в данной комбинации.
Факторы устойчивого развития регионов России
75
3. Один элемент - на выбор, расширяющий познавательные возможности тура, объект, редко включаемый в популярные туры, но от этого не менее познавательный и привлекательный.
4. Соблюдение бюджетного уровня, доступность большинству категорий потребителей, в то же время, это должен быть тур, рассчитанный на увеличение его продолжительности (более 1 дня).
Так, например, высокой аттрактивностью, по мнению большинства опрошенных в ходе маркетингового обследования, является один из старейших монастырей Тверской земли - Свято-Успенский Старицкий монастырь. Этот объект может быть взят за основу конструирования нового туристского продукта, а отправной точкой маршрута станет областной центр - город Тверь.
Важнейшим аспектом развития религиозно-познавательного туризма в Тверской области является популяризация объектов Тверского региона, информирование потенциальных потребителей об уникальных сооружениях, артефактах, событиях, связанных с религиозными центрами области, в том числе с помощью создания креативных рекламных продуктов.
Для полноценной реализации потенциала религиозно-познавательного туризма важнейшим условием является физическая сохранность и репрезентативность ключевых религиозных объектов, памятников истории и культуры, обеспечение доступности их для посещения и осмотра в любой сезон года.
В настоящее время, когда меняются приоритеты отечественных туристов, историко-культурные и социально-экономические особенности территориальных сочетаний туристских ресурсов Тверской области могут быть эффективно использованы для формирования специального продукта для удовлетворения религиозно-познавательных потребностей на рынке региональных туристических услуг.
Религиозно-познавательный туризм Тверской области как особый вид культурно-познавательного туризма, может и должен способствовать сохранению духовного наследия региона.
Список литературы:
1. Все о туризме в Тверской области [Электронный ресурс] // Туристский потенциал Тверской области. - Режим доступа: www.tverturism.ru/ info.php?id=35.
2. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. - М.: ИН-ФРА-М, 2010. - 278 с.
3. Клементьева Е. Паломничество к святыням Тверской земли // Православный паломник. - 2004. - № 1 (8). - С. 28-31.
4. Кусков А.С. Туристское ресурсоведение. - М.: Академия, 2008. - 207 с.
5. Христов Т.Т. Религиозный туризм. - М.: Академия, 2008. - 288 с.