Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.017.93
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-77-82
Религиозно-педагогическая направленность воззрений
С. С. Гогоцкого
© 2022 Федотова И. Б., Казиева А. М., Алимурадов О. А., Акопянц И. М.
Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия; e-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - выявление религиозно-нравственных основ педагогических воззрений русского ученого-педагога С. С. Гогоцкого, включение его идей в систему духовно-нравственного воспитания в современной России. Методы. Теоретический анализ философской и педагогической литературы; науковедческий, персонологический, интерпретационный анализ историко-педагогического знания. Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что исследования С. С. Гогоцкого по истории педагогики носят просветительский характер и содержат ответ на современные практические вопросы воспитания и обучения. Выводы. Историко-педагогические исследования С. С. Гогоцкого могут содействовать повышению уровня современного религиозного, духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова: история педагогики, образование, воспитание, религиозная направленность, христианская религия, божественное начало, антропологизм.
Формат цитирования: Федотова И. Б., Казиева А. М., Алимурадов О. А., Акопянц И. М. Религиозно-педагогическая направленность воззрений С. С. Гогоцкого // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 77-82. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-77-82_
Religious and Pedagogical Focus of S. S. Gogotsky's Views
© 2022 Irina B. Fedotova, Almira M. Kazieva, Oleg A. Alimuradov, Arega M. Akopyants
Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia; e-mail: [email protected], [email protected],
[email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim of this research is to identify the religious and moral foundations of the pedagogical views of the Russian scientist and teacher S. S. Gogotsky, with the special focus on the inclusion of his ideas in the system of spiritual and moral education in modern Russia. Methods include theoretical analysis of philosophical and pedagogical literature; scientific, personological, interpretive analysis of historical and pedagogical knowledge. Results. In the course of the study, the authors came to the conclusion that S. S. Gogotsky's research papers on the history of pedagogy are educational in nature and contain an answer to modern practical issues of education and training. Conclusions. S. S. Gogotsky's historical and pedagogical research can contribute to raising the level of modern religious, spiritual and moral education of young people.
Keywords: history of pedagogy, education, upbringing, religious orientation, Christian religion, the divine principle, anthropologism.
For citation: Fedotova I. B., Kazieva A. M., Alimuradov O. A., Akopyants A. M. Religious and Pedagogical Focus of S. S. Gogotsky's Views. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp.77-82. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-77-82 (in Russian)
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 3. 2022
Введение
Современная образовательная теория и практика настоятельно требуют освещения вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Ответы на многие вопросы современности мы находим в истории педагогики и школы, в народной педагогике [8], в истории языка и культуры, во взаимосвязи языков и подходах к их изучению [1; 5]. В этой связи возникает необходимость раскрыть продуктивное содержание исторических основ воспитания, определить практический и прогностический потенциал существовавших методов воспитания в современной педагогике.
Непреходящее значение, на наш взгляд, имеет прогрессивное наследие деятелей отечественной историко-педагогической науки второй половины XIX - времени кардинальных преобразований в социально-экономической, культурной и духовной жизни России. Страна, вступившая на путь модернизации всех сфер общественно-политической жизни, нуждалась в богатых духовно и нравственно молодых людях, что было обусловленно потребностями развития страны. Во второй половине XIX в. существенно расширилась сфера отечественных историко-педагогических исследований. Цели, которые преследовали ученые, это, прежде всего, внедрение истори-ко-педагогического знания в деятельность педагогов-исследователей, учителей, воспитателей, выявление этических, в том числе религиозных составляющих педагогических теорий.
С этой точки зрения весьма значимым является историко-педагогическое наследие Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого (1813-1889). Выпускник Киевской духовной академии, он преподавал польский и немецкий языки, а также философию. В 50-е годы возглавлял кафедру педагогики в университете Святого Владимира (г. Киев), где также преподавал философию. В 1863 г. С. С. Гогоцкий стажировался по философии и педагогике в университетах Германии, где непосредственно познакомился с педагогической деятельностью А. Дистервега.
С. С. Гогоцкому принадлежит ряд крупных трудов по философии, среди которых «Обозрение системы философии Гегеля» (1860), «Введение в историю философии» (1871), «Философский словарь» (1876),
«Философский лексикон» (в четырех томах, 1857-1873), в котором есть содержательные статьи на педагогические темы: «Воспитание», «Дисциплина», «Дух обучения», «Педагогика». В 70-е годы XIX века были изданы его книги «О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена» (1874), «О воспитании в духе христианского благочестия» и «Краткое обозрение педагогики» (1879).
Педагогическая ценность «Философского лексикона» [4] раскрыта современным исследователем С. Л. Кузьминой [7, с. 71-80]. Однако историко-педагогическое наследие С. С. Гогоцкого остается малоизученным и невостребованным в современной теории и практике обучения и воспитания. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Цель исследования - дать анализ исто-рико-педагогическому наследию С. С. Го-гоцкого, выявить религиозно-
педагогическую составляющую его взглядов, провести отбор наиболее продуктивных методов для включения в современную систему духовно-нравственного воспитания.
Результаты исследования
Для анализа процесса развития истори-ко-педагогической науки наибольший интерес представляет монография С. С. Го-гоцкого «Об историческом развитии воспитания у примечательных народов древнего мира» (1854). В ней содержатся очерки, характеризующие воспитание и образование у древних китайцев, индийцев, египтян, персов, греков, римлян, израильтян. Как показало исследование В. В. Кол-пачева, «объединяющими материал идеями явились приверженность автора божественному началу в развитии культуры и образования, стремление показать процесс воспитания в развитии и во взаимосвязи с условиями жизни, раскрыть детерминанты и особенности становления национальных воспитательных систем, антропологизм, цивилизационный подход» [6, с. 143].
Историко-педагогические воззрения С. С. Гогоцкого, действительно, характеризуются в целом религиозно-педагогической направленностью с элементами антропологизма. С. С. Гогоцкий на примере анализа методов воспитания у народов древнего мира доказал обусловленность подготовки подрастающего поколения к жизни особенностями состоя-
ния культуры народа, общественного и семейного уклада, религии. Будучи явлением общественным, воспитание, по С. С. Гогоцкому, имеет божественное начало и успешно функционирует лишь по мере создания государственных норм жизни. Научный интерес представляют приведенные С. С. Гогоцким фактические сведения о содержании и основных направлениях развития воспитания и образования в Китае, Индии, Египте, Греции, Риме, у персов и израильтян, а также осуществленный ученым сравнительный анализ подходов к воспитанию у народов древнего мира.
В работе С. С. Гогоцкого получили развитие идеи немецких исследователей истории педагогики Ф. Крамера, К. Раумера, К. Э. Мангельсдорфа и Ф. Г. Шварца. Целью историко-педагогических исследований С. С. Гогоцкий считал установление и анализ основных направлений развития педагогической мысли, практики воспитания и обучения в определенный исторический период в тесной взаимосвязи с укладом жизни народа, его культуры и религиозности. В данной связи он утверждал, что педагогическая деятельность, духовная жизнь учителя, воспитателя находятся «в неразрывном единстве с жизнью целого народа», а поэтому «различные направления истории воспитания зависят не только от степени умственного или теоретического образования народа, но и от внутреннего склада его религиозной, общественной и семейной жизни, отражающегося и в действительном его быте» [2, с. 2]. Обосновывая этот тезис, С. С. Гогоцкий исходил из того, что воспитание есть процесс многофакторный, который обусловливается «естественными причинами» - окружающей внешней географической, природной средой, особенностями жизнедеятельности данного народа в ту или иную эпоху, национальным духом народа. Однако решающим фактором воспитания подрастающего поколения, его подготовки к жизни, труду он признавал «внутренние причины» - те, которые приводят к созданию у растущего человека его духовного мира, выработке нравственных убеждений и формированию целостного мировоззрения. Таким решающим фактором, общим для всех цивилизованных народов, обусловливающим единые идеалы воспитания и един-
ство всего человечества, С. С. Гогоцкий признавал христианскую религию. Будучи ярким приверженцем религиозной педагогики, он считал, что ответы на вопросы об идеалах воспитания дает только Священное Писание, указывающее, что само стремление человека к усовершенствованию своей природы невозможно было бы «без остатков богоподобия». Это дало ему основание утверждать, что существуют общечеловеческие ценности в воспитании, а также общие для всех народов подходы к основным вопросам образования (гуманные цели и задачи, средства и способы обучения и воспитания): «Святое учение Евангельское для того и даровано нам Божественным Промыслом, чтобы все люди, несмотря на разности места и времени, пришли к живому сознанию единства своего человечества в духе единой Веры и любви Христианской. В этом возвышении человека к сознанию и выражению своего духовного назначения заключается достоинство его Истории, как памятника его борьбы с чувственной природой и употребления ее сил для целей своей нравственной жизни» [2, с. 4].
С. С. Гогоцкий в своих историко-педагогических трудах показал отличие воспитания от образования [3]. Под воспитанием он понимал помощь «зрелого» человека «незрелому» (ребенку) в его развитии и самостоятельном совершенствовании своей природы (личности) в целях исполнения своих обязанностей в «многосложной лестнице общежития». Воспитание есть многостороннее влияние на растущего, развивающегося человека, которое оказывают общество, церковь, окружающая среда, семья, воспитатели и специально организованное образование. Содержанием воспитания является усвоение необходимых форм жизнедеятельности, в том числе (и в первую очередь) умения владеть собой, вести себя в соответствии с заповедями и нормами христианской религии, выражать «истинное, доброе, прекрасное», овладевать духовными ценностями своего народа, активно участвовать в религиозной, общественной и семейной жизни, пробуждать «дремлющие силы духа».
Образование педагог рассматривал как овладение знаниями Закона Божьего, а также сведениями, необходимыми для земной жизни. Воспитание и образование, по С. С. Гогоцкому, - органическая часть
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022
••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 3. 2022
общей культуры и важнейший элемент духовной жизни народа.
Исследования в области истории педагогики, по С. С. Гогоцкому, должны быть направлены не только на выявление специфики педагогических воззрений, педагогических систем прошлого, но и на установление общего, присущего всем народам в их деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни.
В данной связи для историко-педагогической науки представляет интерес исследование педагогической культуры древних народов (Китая, Индии, Спарты, Афин и др.), т. к. эта культура как органическая часть общей культуры человечества явилась источником научных теорий и систем образования, создававшихся на протяжении всей истории развития цивилизации. Сравнительный анализ воспитания в странах древнего мира позволил С. С. Гогоцкому установить, что на более высоком уровне оно осуществлялось у греков и римлян.
Необходимо подчеркнуть, что в работах С. С. Гогоцкого впервые в отечественной историко-педагогической литературе при освещении педагогической культуры древних народов предпринята попытка установить некоторые закономерности мирового педагогического процесса.
В частности, С. С. Гогоцкий утверждал, что достижения в развитии педагогических идей, позитивный опыт воспитания использовались применительно «к самому ограниченному кругу деятелей в обществе гражданском; другая материальная деятельность, в которой человек должен прикасаться к вещественной природе, испытывать утомительную борьбу с ее силами, была предоставлена частным усилиям забытой части народонаселения» [2, с. 253].
Тем самым С. С. Гогоцкий подчеркивал выявленную им закономерность: общественное воспитание и обучение у древних народов не было одинаковым для различных слоев населения. Оно было поставлено преимущественно на службу интересам правящих кругов, но не «забытой части народонаселения».
Актуальным является сформулированная С. С. Гогоцким закономерность о неразрывной связи нравственного воспитания, состояния дисциплины в обществе, государстве с уровнем благосостояния народа: «где иссяк нравственный дух вос-
питания, там невозможно благосостояние - ни общественное, ни частное».
В работах С. С. Гогоцкого рассматривался вопрос о возможности продуктивного заимствования отдельных идей, рационального опыта воспитания прошлого в современных ему условиях. Поскольку целью историко-педагогических исследований, по С. С. Гогоцкому, являлось не только установление закономерно повторяющихся фактов, ведущих идей в воспитании, но и выявление прогностического значения полученных результатов, автор предпринял попытку показать, как следует воспользоваться уроками истории воспитания. Ответ на этот вопрос дан им следующим образом: подлинное воспитание возможно только в «благоустроенном обществе» и только под благодатным смотрением одного верховного воспитателя всего человечества», т. е. Бога. По своему содержанию и характеру воспитание должно быть христианским. В России оно должно быть направлено на выработку любви к святой Церкви и строиться в соответствии с законами, «заветными преданиями и традициями».
Таким образом, совокупность истори-ко-педагогических взглядов
С. С. Гогоцкого составляет общественно-просветительский концентр: все ценное, рациональное в историческом опыте воспитания древнего мира С. С. Гогоцкий предлагал применять в современной ему России в целях совершенствования просвещения, школы, воспитания в духе православия. В данной связи показательно, что сформулированные С. С. Гогоцким выводы и некоторые закономерности развития историко-педагогической мысли, создания педагогических систем способствовали разработке научных основ истории педагогики в 60-е годы XIX века в России - в годы мощного общественно-педагогического движения.
Заключение
Труды С. С. Гогоцкого носили просветительский и учебный характер, они способствовали созданию теоретических предпосылок историко-педагогической науки. Они наметили изменения в способе подачи историко-педагогического материала - переход от фактографичности, де-скриптивности к его типологизации и систематизации.
С. С. Гогоцкий заложил основы рационального подхода к исследованию исто-
рии педагогики. Родоначальник отечественной историко-педагогической науки, он обосновал тезис о том, что исследование по истории педагогики должно носить просветительский характер и содержать ответ на современные практические во-
просы воспитания и обучения, а основная цель историко-педагогических исследований - содействовать повышению уровня современного религиозно-нравственного, духовного воспитания подрастающих поколений.
Литература
1. Барышников Н. В. Русский язык и языки народов РФ: векторы взаимодействия, пути гармонизации // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 641-645.
2. Гогоцкий С. С. Об историческом развитии воспитания у примечательных народов древнего мира // Журнал Министерства народного просвещения. 1854. Ч. 1_ХХХ1У. С. 2-256.
3. Гогоцкий С. С. О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена. Киев, 1874. 16 с.
4. Гогоцкий С. С. Философский лексикон. Киев, 1861. 853 с.
5. Киселева А. В., Лебедева З. А. Когнитивный подход к исследованию частей речи //
Университетские чтения - 2007. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2007. С. 150-155.
6. Колпачев В. В. Забытая страница в отечественной истории педагогики // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. № 4. С. 142-153.
7. Кузьмина С. Л. Педагогика на страницах «Философского лексикона» С. С. Гогоцкого // Педагогика. 2006. № 5. С. 71-80.
8. Рубец Е. А. Средства воспитания духовности в русской народной педагогике // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. № 3. 2011. С. 286-290.
References
1. Baryshnikov N. V. Russian and languages of the peoples in the Russian Federation: vectors of interaction, ways of harmonization. Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii [Dynamics of linguistic and cultural processes in modern Russia]. 2016. No. 5. Pp. 641645. (In Russian)
2. Gogotsky S. S. On the historical development of education among notable peoples of the ancient world. ZHurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of Public Education]. 1854. Ch. LXXXIV. Pp. 2-256. (In Russian)
3. Gogotsky S. S. O razlichii mezhdu vospi-taniem i obrazovaniem v drevnie i novye vremena [About the difference between upbringing and education in ancient and modern times]. Kiev, 1874. 16 p. (In Russian)
4. Gogotsky S. S. Filosofskij leksikon [Philosophical lexicon]. Kiev, 1861. 853 p. (In Russian)
5. Kiseleva A. V., Lebedeva Z. A. Cognitive approach to the study of parts of speech. Universi-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Федотова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой словесности и педагогических технологий филологического образования, Пятигорский государственный университет (ПГУ), Пятигорск, Россия; e-mail: fedotova@pgu .ru
tetskie chteniya - 2007. Materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGLU [University readings - 2007. Proceedings of scientific and methodological readings of PSLU]. Pyatigorsk, 2007. Pp. 150-155. (In Russian)
6. Kolpachev V. V. The forgotten page in the national history of pedagogy. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [New in psychological and pedagogical research]. 2009. No. 4. Pp. 142-153. (In Russian)
7. Kuzmina S. L. Pedagogy on the pages of S.S. Gogotsky's "Philosophical Lexicon". Pedagog-ika [Pedagogy]. 2006. No. 5. Pp. 71-80. (In Russian)
8. Rubets E. A. Means of education of spirituality in Russian folk pedagogy. Vestnik Pyati-gorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University]. No. 3, 2011. Pp. 286-290. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Irina B. Fedotova, Doctor of Pedagogy, Head of the chair of Language Arts and Pedagogic Technologies of Philological Education, Pyatigorsk State University (PSU), Pyatigorsk, Russia; e-mail: [email protected]
Almira M. Kazieva, Doctor of Philology, professor, the chair of Language Arts and Pedagogic Technologies of Philological Edu-
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022
••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022
Казиева Альмира Магометовна, доктор филологических наук, профессор, кафедра словесности и педагогических технологий филологического образования, ПГУ, Пятигорск, Россия; e-mail: [email protected]
Алимурадов Олег Алимурадович, доктор филологических наук, профессор, кафедра западноевропейских языков и культур, ПГУ, Пятигорск, Россия; e-mail: [email protected]
Акопянц Арега Михайловна, доктор педагогических наук, директор, Институт иностранных языков и международного туризма, ПГУ, Пятигорск, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 23.08.2022.
cation, PSU, Pyatigorsk, Russia; e-mail: [email protected]
Oleg A. Alimuradov, Doctor of Philology, professor, the chair of West European Languages and Cultures, PSU, Pyatigorsk, Russia; e-mail: [email protected]
Arega M. Akopyants, Doctor of Pedagogy, Director, Institute of Foreign Languages and International Tourism, PSU, Pyatigorsk, Russia; e-mail: [email protected]
Received 23.08.2022.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.036.5
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-82-87
Творческая активность как основа формирования проектной культуры студентов педагогического вуза
© 2022 Чупанов А. Х., Салманова Д. А., Исламбекова И. З., Мамаев Д. М.
Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected]
[email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является изучение роли творческой деятельности в процессе формирования проектной культуры. В рамках данной статьи рассматриваются психолого-педагогические аспекты, влияющие на формирование и развитие высших психических функций, лежащих в основе творческой деятельности. Методы. В основе данной работы лежит метод теоретического анализа литературы, посвященной феномену творчества и его влиянию на процесс проектирования в разных сферах человеческой деятельности. Результаты. По результатам проведенной работы была установлена взаимосвязь между ролью фигуры преподавателя и уровнем развития творческих способностей у детей. Выводы. Был предложен ряд теоретических рекомендаций, направленных на формирование условий, стимулирующих развитие творческой активности.
Ключевые слова: творчество, творческая активность, воображение, профессиональные компетенции, проектная культура, проектная деятельность, проектирование.
Формат цитирования: Чупанов А. Х., Салманова Д. А., Исламбекова И. З., Маллаев Д. М. Творческая активность как основа формирования проектной культуры студентов педагогического вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 82-87. РО!: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-82-87
Creative Activity as a Basis for the Formation of the Project Culture of Pedagogical University Students