Научная статья на тему 'Религиозно-нравственные основания принципа неделания в опыте толстовцев'

Религиозно-нравственные основания принципа неделания в опыте толстовцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП НЕДЕЛАНИЯ / РЕЛИГИОЗНО – НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ / АВТАРКИЯ / СКЕПТИЦИЗМ / ДАОСИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудюшев И. С.

В данной статье мы рассматриваем принцип неделания в религиозно – нравственном опыте толстовцев, взятым из учения Л.Н. Толстого. В статье говорится о принципе неделания в Восточных (даосизм) и западных (греческая (античная) культура) учениях, их влиянии на Льва Николаевича Толстого, и практическом применении их его последователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-нравственные основания принципа неделания в опыте толстовцев»

УДК 17

РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИПА НЕДЕЛАНИЯ

В ОПЫТЕ ТОЛСТОВЦЕВ

И.С. КУДЮШЕВ

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

e-mail:

iliakoodiushev@mail.ru

В данной статье мы рассматриваем принцип неделания в религиозно - нравственном опыте толстовцев, взятым из учения Л.Н. Толстого. В статье говорится о принципе неделания в Восточных (даосизм) и западных (греческая (античная) культура) учениях, их влиянии на Льва Николаевича Толстого, и практическом применении их его последователями.

Ключевые слова: принцип неделания, религиозно - нравственное учение, автаркия, скептицизм, даосизм.

Принцип неделания является одним из основополагающих в религиозно - нравственном учении Л.Н. Толстого, ставший впоследствии одним из основных в опыте толстовцев. Этот принцип, взятый из различных религиозно - философских учений, переосмысленный и переработанный Толстым, являлся той нормой, по которой строили свою жизнь толстовские коммуны. Необходимо проследить те причины и исторические аспекты, в связи с которыми возник принцип неделания, который характерен для всех мировых цивилизаций.

Принцип непротивления злу является, прежде всего, правилом повседневной жизни, которое вывел для себя Лев Николаевич Толстой. Принцип неделания является одной из составляющих понятия непротивления, которую Л.Н. Толстой ставит во главу угла своего учения.

«И вопрос, и сомнение живого ума искреннего старика были, конечно, обоснованы. Большинство последователей Толстого, как и я, были внутренне удовлетворены тем, что нашли в его морали какой - то, более разумный и человечный путь жизни, но это внутреннее удовлетворение редко бывало полным и, следовательно, редко достигало уровня счастья»1.

Принцип неделания у Л.Н. Толстого - это своеобразное переосмысление различных религиозно - философских традиций.

Каждое учение, имеющее в своем арсенале принцип неделания в той или иной форме, сформировалось в критический для своей страны период времени.

Даосизм возникает в эпоху Воюющих Царств, примерно во втором веке до н.э. Изначально это учение являлось реакцией на положение дел в стране: сторонники учения выступали за соблюдение общепринятых морально - этических норм, забытых в государстве, охваченном многовековой войной.

В результате основой этого учения стал антропоцентрический подход, где считалось, что человек - самодостаточная субстанция, которая должна жить и строить свою деятельность в естественных условиях, не применяя ничего лишнего. «Фактически это идеализированное родовое общество. Оказавшись перед реальной действительностью, Лао-Цзы смотрел не вперед, а пытался повернуть ход истории вспять»2.

«Принципы недеяния и самоестественности предполагали единение с природой и опрощение, важным аспектом которого был отказ от ухищрений цивилизации. И здесь даосы еще в древности предвосхитили многие антитехнократические и экологические идеи нашего времени»3.

1 Булгаков В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. - Тула, Приокское книжное издательство. 1978. - С.305.

2 Титаренко М.Л. История китайской философии. - М., Прогресс. 1989. - С.48.

3 Торчинов Е.А. Даосизм. Дао- дэ цзин. - С- Пб, Мир Востока. 2004. - С.181.

«Лао-Цзы одним из первых наряду с ведийскими мудрецами и авторами «И цзин» выразил мировую идею обращения в естество»4.

В античной философии акцент смещается на самодостаточность человека. Характерно, что в периоды политических кризисов происходит обращение к морали: все вопросы познания сводятся к тому, что нужно делать и как нужно делать, чтобы обеспечить счастье за счет личного поведения. Меняется и трактовка понятия «счастье». В этот период в его содержание вкладываются такие качества жизни как «спокойствие», «отсутствие раздражителей», то есть того, что может нарушить гармонию человека. Это была пассивная форма существования в обществе. Таким образом, философия смещается в область личной этики.

Одной из таких школ стал античный скептицизм. Он вобрал в себя идеи предшествующих эпох. Например, те положения, согласно которым «все течет, все меняется», то есть текучесть всех вещей и явлений, и те, согласно которым чувственные впечатления и понятия - это разные вещи. Так же были открыты относительность всех явлений, которые воспринимаются через органы чувств, но также не было найдено оснований для оправдания выбора между двумя противоречащими утверждениями, так как они опираются на данные чувств и восприятий. Так же было установлено противоречие между постигаемым через чувства и постигаемым посредством ума.

«Античный скептицизм - оригинальное учение, если иметь в виду понимание задачи философии и ее содержание»5.

Этическая составляющая философских поисков, как и в Китае во время эпохи Воюющих Царств, сосредотачивалась на вопросах смысла бытия, назначения человека. Философ - мудрец, который обладает знанием о смысле жизни и умеет жить правильно, достигая состояния автаркии - безмятежного состояния духа, отрешенного от материальности мира.

Киренаики основывались на принципе удовольствия, полагая, что благо проявляется через познание удовольствия, отсюда - наслаждение - критерий блага. Таким образом, формируется принцип жизни, который отвергает внешние материальные блага, считая высшим благом наслаждение, высшее из которых - духовное наслаждение. Так, например, Феодор считал целью любой деятельности не наслаждение единичными удовольствиями, а радость, которая стоит выше всяких отдельных благ и предполагающую в том, кто к ней стремится, рассудительность.

Стремление к этой радости не должно вредить другим людям, следовательно, мудрец ориентирован на определенные ценности морали.

Образование и философия необходимы, согласно киренаикам, чтобы понять окружающую действительность, набраться мудрости и приблизиться к пониманию истины. Это поможет понять принцип «ухода от крайностей». Человек становится мудрецом, которому неведомы зависть, тщеславие, различные страсти и суеверия.

Мудрецы отстранены от внешних форм жизни, в том числе и от политической, например, государства, считая, что все ценности сосредоточены в духовном мире человека, «микрокосмосе».

«Философы, прежде всего стоики и киренаики, считали условием добродетельной жизни «освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего - от политически - социальной сферы»6.

Принцип «неделания» Толстого тесно связан с непротивлением злу насилием. Не противиться злому - значит ни в мыслях, ни в поступках или действиях не пресекать зло, которое совершается над человеком или еще как- либо. Ни сам человек, который терпит зло, ни кто - либо другой не должны, по мнению Толстого, «вмешиваться» в происходящее. «Не противься злому; никогда, ни в коем случае всякий да не противится» (письмо к г. Кросби)»7.

4 Лукьянов А.Е.. Лао-Цзы и Конфуций: философия Дао. - М., Восточная литература РАН. 2000.

- С.20.

5 Асмус Ф.В. Античная философия. - М., «Высшая школа», 1976. - С.405.

6 Введение в философию. - М., Республика. 2005. - С.55.

7 Лев Толстой. Pro et Contra Антология. Ред.: Д.К. Бурлака, А.А. Грякалов / Издательство Русского Христианского гуманитарного института. - С-Пб. 2000. - С.265

Для Толстого неприемлем никакой компромисс в этом вопросе. Толстой считает, как замечает С.Л. Франк, что «никогда, ни при каких условиях и ни по каким мотивам нельзя совершать дурных поступков»8.

В религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого произведен синтез восточной мудрости и античной рациональности. Однако Толстой интерпретировал «неделание» в своем ключе, не так как в других культурах. Для него неделание - это отказ от дурных помыслов, от дурных действий, переход от «тела» к «душе».

Из всего вышесказанного можно заключить, что Лев Толстой, изучая и анализируя различные философии, сумел синтезировать их в своем духовно- нравственном учении.

Его учение нашло широкий отклик во время его жизни и после его смерти.

В разных странах мира появляются общины и коммуны, которые строят свою жизнь согласно принципам религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого.

У толстовских коммун данный принцип проявлялся, прежде всего, в отказе от воинской службы, неучастии в политической жизни, «в совершенном отрицании вражды, убийства»9. Толстовцы не признавали государства как главного источника насилия в обществе, считая альтернативой ему общинную жизнь, а любой иерархии - братство.

Эти правила были присущи духоборам, чьей судьбой интересовался Лев Толстой. В 1887 году с введением всеобщей воинской повинности, жившие на Кавказе духоборы открыто заявили о своем отказе от военной службы, уничтожив все имеющееся у них оружие.

В истории различных народов были схожие процессы и явления, которые осмысливались философами и мудрецами, и, по сути, они приходили к одному решению. В данном случае - следовании своей природе, ненарушению ее законов.

Таким образом, переосмысленное и переработанное понимание принципа неделания стало той идейной (жизненной) основой, на которую опирались и сам Л.Н. Толстой, и его последователи.

Список литературы

1. Булгаков В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. - Тула, Приокское книжное издательство. 1978.

2. Титаренко М.Л. История китайской философии. - М., Прогресс. 1989.

3. Торчинов Е.А. Даосизм. Дао- дэ цзин. - С- Пб, Мир Востока. 2004.

4. Лукьянов А.Е.. Лао-Цзы и Конфуций: философия Дао. - М., Восточная литература РАН. 2000.

5. Асмус Ф.В. Античная философия. - М., «Высшая школа», 1976.

6. Введение в философию. - М., Республика. 2005.

7. Лев Толстой. Pro et Contra Антология. Ред.: Д.К. Бурлака, А.А. Грякалов / Издательство Русского Христианского гуманитарного института. - С-Пб. 2000.

8. ГАУТО. Ф. Р-263, Д.8.

RELIGIOUS-MORAL BASES OF A PRINCIPLE OF INACTIVITY IN EXPERIENCE

BY L.N. TOLSTIY'S FOLLOWERS

The author considers a principle Principle of inactivity in Religious-moral experience of L.N. Tolstoy's followers as taken from the Tolstoy's doctrine. The paper observes a principle of inactivity in east (Taoism) and western (the Greek (Antique) culture) doctrines, their influence on Tolstoy's and practical application by its followers.

Key words: inactivity principle, religious-moral doctrine, autarchy, scepticism, Taoism.

I.S. KOODIUSHEV

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

e-mail:

iliakoodiushev @mail.ru

8 Там же.

9 ГАУТО. Ф. Р-263, Д.86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.