Научная статья на тему 'Религиозно-мифологические истоки числовой символики в осетинской фольклорной картине мира'

Религиозно-мифологические истоки числовой символики в осетинской фольклорной картине мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛО / ЧИСЛОВАЯ МОДЕЛЬ / НОМИНАТОР / КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК / СИМВОЛИЗМ / NUMBER / THE NUMERICAL MODEL / NOMINATOR / CONCEPT / COGNITIVE FEATURE / SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзедаева Марина Суликоевна

В статье на материале Нартовского эпоса выявляются когнитивные признаки числа как параметра описания модели мира и универсальные числовые коды, получившие национальную трактовку в осетинской фольклорной картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND MYTHOLOGICAL ORIGINS OF NUMERICAL SYMBOLISM IN THE OSSETIAN FOLK PICTURE OF THE WORLD

The article based on the material of the epic reveals cognitive features of the number as a parameter describing a model of the world and universal numerical codes that have received national interpretation in the Ossetian folk picture of the world.

Текст научной работы на тему «Религиозно-мифологические истоки числовой символики в осетинской фольклорной картине мира»

II. КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬГУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕлигиозно-мифологичЕскиЕ истоки числовой символики в осетинской фольклорной картине мира

М.С.ДЗЕДАЕВА

religious and mythological origins of numerical symbolism in the ossetian folk picture of the world

M.S. DZEDAEVA

В статье на материале Нартовского эпоса выявляются когнитивные признаки числа как параметра описания модели мира и универсальные числовые коды, получившие национальную трактовку в осетинской фольклорной картине мира.

Ключевые слова: число, числовая модель, номинатор, концепт, когнитивный признак, символизм.

The article based on the material of the epic reveals cognitive features of the number as a parameter describing a model of the world and universal numerical codes that have received national interpretation in the Ossetian folk picture of the world.

Keywords: number, the numerical model, nominator, concept, cognitive feature, symbolism.

Роль числа наиболее значима в тех культурах, тексты которых базируются на развитом классификационном принципе, согласно которому все объекты (особенно сакрально значимые) связаны друг с другом определенной системой иерархических отношений [8: 630], поскольку концепт «число» в языковой картине мира объективирует один из наиболее известных классов знаков, ориентированный на качественно-количественную оценку элементов особого числового кода, с помощью которого описывается мир. Все сущее в проявленном мире отличается количеством и качеством, то есть числом.

Мифопоэтические основы числа и числовых моделей пронизывают архаичные культурные пространства, в которых число выступает уже самостоятельно, вне непременной связи с объектами.

В архаичных традициях числа описывали ситуации, которым придавалось сакральное значение. Тем самым число становилось образом мира и отсюда - средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления хаотических тенденций [8: 630]. Также числу придавалось сакральное «космизирующее» значение фиксировать параметры образа мира, с одной стороны, и служить матрицей для его периодического восстановления в циклической системе развития, с другой.

Древние народы приписывали числам скрытый смысл и магическую возможность влияния на все окружающее: считалось, что числа использовались богами для управления миром [7: 105]. Числа трактовались как божественные символы Вселенной, основа представлений о мироздании, символ гармонии и порядка в противовес Хаосу. Числа считались неотъемлемыми характеристиками всех существ и предметов: они управляют не только физической гармонией и законами жизни, пространством и временем, но и отношениями с Богом, который понимался как Мировое единство, Высшая Истина [8: 629].

Во многих культурах число обладает сложной семиотической структурой и бытовой символикой: выделяют священные числа, счастливые и несчастливые числа.

Символьные характеристики числа связаны не столько с выражение количественных признаков, сколько с идеей структурирования национально обусловленной модели мира, в основе которой лежит некая формула числа.

Все числа происходят от единицы. Далее число все глубже погружается в материю, в усложняющиеся процессы, в «мир». Первые десять цифр рассматриваются как духовные образования: это - сущности, архетипы и символы. Остальные - продукт комбинации основных чисел. Базовые универсалии обнаруживаются и в западной, и в восточной культурах. Современная символическая логика возвращается к идее количественного измерения как основы качественного [8: 632].

Выделяют два вида чисел - счетные числа и священные числа. Счетные числа служат условными знаками, соотносясь с физическим планом, священные числа, выполняя символическую функцию, относятся к метафизическому плану, представляя оппозицию Материя - Дух как полюса Единой Сущности. Все сущее в проявленном мире отличается количеством и качеством, то есть числом.

В данной статье на материале Нартского эпоса (НЭ) выявляются религиозно-мифологические истоки числовой символики в осетинской фольклорной картине мира.

Нартский эпос как совокупность преданий сказаний (авторство которого приписывают себе одновременно несколько народов Северного Кавказа) - это древний и архаичный по типологии эпос, построенный на мифологической подоснове. Нарт-ский эпос создавался скифо-сармато-аланскими и местные кавказскими племенами с УШ-УП вв. до н.э. до Х111-Х1Увв. н.э. [2: 66].

Формирование и развитие эпоса возможно не только под действием объективной действительности, но также в силу внутренних закономерностей, составляющих необходимый компонент национальной специфики. Мельчайшие изменения содержательной стороны текста, связанные с заимствованием или инокультурным влиянием, вписываются во внутреннюю канву жанра повествования, обрастая национальным колоритом.

Термин «Нарт» служит общим наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода богатырское сообщество. Нарты - герои древних эпических сказаний осетин. Нарты частые гости у небожителей, небожители, в свою очередь, частые сотрапезники Нартов на их знаменитых пиршествах. Все это, однако, не мешает Нартам воевать с небожителями и уничтожать их в больших количествах. Вообразив себя равными с Богом, Нарты вызвали на себя Его гнев. Поставленные перед жестким выбором между вечной жизнью и вечной славой, Нарты отдают предпочтение вечной славе [2: 10].

На материале Нартского эпоса было зафиксировано значение числа как параметра описания модели мира и универсальные числовые коды, получившие национальную трактовку в осетинской фольклорной картине мира.

Число - три (жртж) практически во всех религиозных традициях имеет особое, священное значение, ассоциирующееся с жизнью, явлением абсолюта в акте творения (преодоление единичной замкнутости и двойственности), продолжением рода -от союза мужчины (единица) с женщиной (двоица) рождается ребенок (триада) [6: 69]. Число три связанно с тремя важнейшими категориями жизни осетин: Хуыцау -Бог , хур - солнце и зжхх - земля . Когнитивные признаки актулизируются в концепте «число» через божественную символику «слеза», «святилище» и «голубка»: «Хуыцау араппарста Батрадзы малаты фадыл жртж цассыджы, кам архаудтой, уым

II. концептологические и лингвокультурологичЕскиЕ исследования

февзарди жртж кувандоны Таранджелос, Мыкалгабырта ама Реком» [НЭ]. Бог оплакал Батраза и пролил три слезы, где слезы упали, появились три святилища Таранджелос, Мыкалгабырт и Реком; «Жма жртж ахсинаджы йа хъулай атахт» [НЭ]. И взлетели три голубки из его альчика; «Балас ныррухс и, ама йыл бады жртж Хсинаджы» [НЭ]. Дерево ( золотая яблоня) озарилось и при свете увидели они три голубки сидящих на нем; «Уыцы афон Уастырджы ратахт йе 'ртыкъахыг бахыл» [НЭ]. В этот час появился Уастырджи на трехногом коне; «Уаиган йа тых йа ныфс ама уд сты хохы фидары; уым болат лагъзы мидагис жртж баалоны. Уыдонай иу у йа тых, дыккаг - йа ныфс, жртыккаг та - йа уд» [НЭ]. У великана его сила воля и душа спрятаны в горе, там в железном сундуке сидят три голубя: один его сила, второй - его воля, третий - его душа. Голубки - это существа-медиаторы, проводники древней космогонии, объединяющие все три мира.

В осетинской религиозной традиции молитва к Богу произносится с тремя пирогами круглой формы (чъири). Круг символизирует землю, бесконечности и законченность. Три пирога означают прошлое настоящее и будущее: «Куваггаг та уыд - жртж гуыдыны ама галлы сгуы» (НЭ) .Для обращения к Богу у них было -три лепешки и рог быка; «Кастарта жртж чъирийы арбахастой куывынма» [НЭ]. Младшие принесли три пирога для обращения к Богу; «Жртжйж хуыцауан кувынц [поговор.]. Трое Богу молятся; «Жртж кардзинима дзуары хуылфма цауын» [ФЕ]. С тремя пирогами к святилищу ходить.

В «Словаре символов» Нади Жульен даются следующие сведения о сакральном значении числа три: «...тройка - число совершенное, доступный чувствам образ божества, которое изображается в виде пересекающихся кругов» (конкретно этот образ до сих пор на столах у осетин в виде трех пирогов) [7: 374].

Поскольку на пиры-моления в доме Алагата (НЭ) обычно собирались хорошо известные «три (группы) нартов», или «три нартовских (рода)» - Алагата, Ахсар-таггата и Бората, следует заключить, что они входили в число «семи (групп) на-ртов»: «Араст сты Жрта Нарты фасивасивад, Уырызмаг саразай» [НЭ]. Отправились молодые нарты из Трех Нартов, возглавляемые Урызмагом; «Жрта Нарты ныхасы бадынц ама тархон канынц» [НЭ] Заседают старейшие Трех Нартов на совете. «Жртж хаты хуыцау дар хатыр каны» [послов.]. Три раза и Бог прощает; «Нартан жртж фаткан баззад: царды хъуыддаджы, куысты ама фын-гыл дар» [НЭ]. Нарты унаследовали три традиции - поведение в жизни, в делах и в ведении стола.

Семь (авд) - священное число, символ божественности. Мир, по представлениям осетин и других индоевропейских народов, по вертикали делится на три части: верхнюю, где обитают боги и птицы, среднюю, где живут люди, а также - дикие и домашние животные, и нижнюю, где обитают злые духи, рептилии и пр. Верхний и нижний миры, согласно осетинской мифологии, делятся на семь частей. Именно число семь характеризует культ семи богов у осетин и общую идею Вселенной. Влияние семичастного деления отразилось на мировой оси. Авд Дзуары («семь божеств») сочетает в себе семь божеств - Афсати, Донбеттыр, Реком, Фалвара, Уастырджы, Уацилла, Тутыр. Согласно верованиям осетин, Авд Дзуары живет на небе, но иногда появляется на земле, но не в своем образе - образе небожителя, который осетинской мифологией не описан, а в образе ярко светящийся птицы с большими крыльями. От Авд Дзуара зависит урожай хлебных злаков, увеличения поголовья домашнего скота и его защита от болезней, благополучие людей [1: 10].

Такая религиозная символика осетин имеет глубокие мифологические истоки: «Цауга цауын арвыл авд Уастырджы ама авд Елийы ауыдта» [НЭ]. Во время пути увидел он в небе семь Уастырджы и семь Елийя; «Агуындайы чын-дздзон уардон уыдис авзистай ама дзы ифтыгъд уыдис авд сарджын саджы -Жфсатийы лавар» [НЭ]. Во время свадьбы арба Агунды была запряжена семью большеголовыми оленями - подарок Афсати; «Цы стъалыты гуппар хонынц, уы-дон каддар уыдысты авд хойы. Звезды, которые самые яркие на небе, когда-то были семью сестрами.

В осетинской демонологии -уайыг «великан» имеет семь голов авд сары. Эпитет ваигов авдсарон «семиглавый» в ряде нартовских сказаний превратился в имя собственное этих существ. Нередко великаны выступают группами по семь. По-видимому, семь ваигов в осетинской мифологии предстают в качестве антагонистов Семи богам. А сам факт их противопоставления свидетельствует о наличии в религиозных воззрениях древних осетин элементов дуализма, для которого свойственно противопоставление светлого и темного начал, поэтому семь демонов были покровителями «семи мраков»: «Авдуайыджы цардысты, иу иннамай тынгдар» [НЭ]. Семь уаигов, один другого сильней жили вместе; «Авд далдзахы ныххауын» [ФЕ]. Упасть в преисподнюю до седьмого уровня; «Авд далдзахы бын» [ФЕ]. Быть за седьмым уровнем загробного мира; «Быдыр на баурадта Байсаджды Цалх ама йа Сосланралгъыста авд азай фылдар да пайдамауад» [НЭ]. Поле не остановило огненное колесо и Сослан проклял его, чтобы более семи лет с него не было проку.

Таким образом, семичастное деление верхнего и нижнего миров и их обитателей - божественных и демонических сил - характерно для осетинской мифологии. Такие представления о восходят к арийским представлениям о семичастном делении мира, распространившееся у осетин и на социум: «Бурафарныган уыди авд хъауы» [НЭ]. У Бориати Борафарнуга было семь селений.

Семичастное деление нашло отражение и в ряде других фактов этнографии и мифологии осетин. В Нартском эпосе осетин упоминаются Авд Нарта / Авд Нарт, или Авд Нарты «семь (групп) нартов»: Нартовское общество делилось на семь групп; в нартовском селении было семь общественных мест для собраний - авд ныхасы; в большом доме рода Алагата нарты пируют, сидя в семь рядов: «Авд Ныхасма рахастой хъуыддаг, Авд Ныхасы йыл фатархон кодтой, уаддар ницауыл ахицан сты» [НК]. Дело о делении наследства было отдано на рассмотрение семи Ныхасам, но и семь Ныхасов не смогли решить его; «Урызмаджы сба-дын кодтойуале авдрагъы сар, алырагъыл дар йам даттынц авд нуазан» [НК]. Во время пира Урызмага посадили во главе семи столов и с каждого стола подали ему семь кубков. Нарты жили в родовых башнях, которые были преимущественно семиэтажными: Ратарраст кодта ама раст Уырызмаг ама Сатанайы авд аддагуала масыджы сар самбалд [НК]. Запрыгнул и оказался прямо на крыше семиэтажной башни Урызмага и Сатаны[НЭ].

Факт совмещения в рамках осетинской религиозно-мифологической традиции семи- и трехчастного деления социума позволяет предположить, что сакрализация у осетин числа «семь» произошла в результате объединения троичной и четверичной числовых характеристик Вселенной в представлениях древних осетин: по горизонтали мир делится на четыре стороны света, а по вертикали - на три (верхний, средний и нижний миры). Средний мир не подвергся делению на семь частей по

II. КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬГУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

вертикали, так как в этой сфере следует принять во внимание, что со средней частью мировой оси соотносились родовые или аульные башни осетин.

Таким образом, символические структуры репрезентантов арта «три» и авд «семь» включают положительные и отрицательные аспекты. Бинарные оппозиции - отражают: 1) дуалистические представления осетин о существовании божественного пантеона и демонария; 2) оппозицию кувдового и поминального символических представлений ( «жизнь»- «смерть»); 3) противоборство позитивных и негативных сил - положительные и отрицательные мифологические и сказочные герои; 4) структуру верхнего и нижнего миров.

Литература

1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990. 640 с.

2. Дзадзиев А.В., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. Владикавказ, 1994. 284 с.

3. Крылов А.Б. Религия и традиция абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.): Монография. Москва, 2001. С.68-70.

4. Магкеева Л. Последние из Арктогеи-Арсии. Владикавказ: Изд-ко-полиграф. предприятие им. В. Гассиева, 2009. 752 с.

5. Нарты Кадджытж. Дзжуджыхъжу: Аланыстон, 1995. 344 ф.

6. Нарты. Осетинский героический эпос: В 3 кн. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 495с .

7. Пименова М.В. Концептосфера внутреннего мира человека / М.В. Пименова // Попова З.Д., Стернин И.А., Карасик В.И., Кретов А.А. Борискина О.О., Пименов Е.А., Пименова М.В. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. Кемерово: ИПК «Графика», 2004. С.128-177. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 4).

8. Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. C. 629-631.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.