Муллошо Давлатов,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории таджикского народа ТГУПБП Сайфулло Муллоджанов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков ТНУ
РЕЛИГИОЗНО-ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В X в.
В средневековом истории таджикского народа сотни раз крестьяне и городские низы, разоренные угнетателями и бесправные, поднимали знамена восстаний. Не стал исключением и Х век, изучением которого пристально занимаются отечественные исследователи. Одним из серьезных затруднений в этой области является то обстоятельство, что подавляющее большинство имеющихся источников замалчивает или искажает роль народных масс в исторических событиях того времени. Большинство средневековых историков, как и следовало ожидать, излагало учение еретиков по результатам официального дознания властей.
По меткому выражению Адама Меца, о «благочестии простого народа мы знаем, к сожалению, очень мало. Безусловно, в нем было много здоровой и сильной веры, но и большая склонность со скандалом принимать всякое религиозное волнение». (1, 281) Религиозные движения - одно из универсальных проявлений извечных человеческих чаяний социальных перемен. Одной из особенностей социальной борьбы на территории Хорасана и Мавераннахра в исследуемом периоде было ее развитие в форме ересей и еретических движений. Истоки социальной борьбы в различных ее формах следует искать в особенностях экономического и социального развития, а также в политической обстановке и идейной, духовной жизни этой страны в указанный период.
Проблема религиозно-еретических и народных волнений на территории Хорасана и Мавераннахра в УПЫХ вв. исследована в трудах В.В. Бартольда, В. Модлунга, С. Дафтари, Хакиката, Т. Кадырова. По заключению Т. Кадырова, если в первой половине VII в. идеология народных движений носила религиозносектантский характер, то со второй половины VIII в. движение народных масс приняло еретический характер (2,192-194).
Восстания крестьян и городской бедноты против налогового гнета явились одной из важнейших причин падения государства Тахиридов. Саффариды пришли к властьи с помощью отрядов «газиев» - «борцов за веру».
Развитие феодальной собственности на землю и воду, формирование феодальной иерархии, процесс закабаления крестьян сельских общин Мавераннахра и Хорасана, естественно, сопровождались непрерывной классовой борьбой крестьян против эксплуатации. Отсюда выходили все те мятежи, которые в течение почти всего Х в. систематически подрывали единство и мощь Саманидского государства. Тяжелое положение крестьян, беднейших ремесленников, городских плебеев приводило к открытым выступлениям против светских и духовных феодалов, зачастую принимавшим форму вооруженных восстаний.
Господствующая феодальная верхушка в целях оправдания, «освящения» эксплуатации трудового народа широко использовала предписания ортодоксального ислама (суннитского толка). Политические, экономические и социальные требования свободных и феодально-зависимых крестьян, ремесленников, городских низов закономерно носили религиозный характер. Примерно со второй половины VIII в. идеологическое руководство движением народных масс перешло к шиитам. Они с самого начала разделились на различные подсекты, каждая из которых, подчеркивая «преимущества» своего идеологического учения, соперничала с другими. (3, 45)
Одним из народных движений против произвола саманидских наместников было восстание Абу Билала в Гуре. Мухаммад ибн Харсума (Харсума) после победы Исмаила Самани над Амром ибн Лайсом стал наместником Герата. Он и известил «справедливого эмира» Исмаила о выступлении Абу Билала, вокруг которого собирались «люди всякого состояния» (4, 218-219). На содержание многочисленной саманидской армии, состоявшей главным образом из тюркских гулямов, требовались огромные средства. Расходы на сооружение роскошных дворцов, содержание слуг и чиновничьего аппарата также возрастали и ложились тяжелым бременем на плечи трудовых масс. Особенно тяжелым был сбор хараджа в праздник Науруз, наступавший до созревания хлебов. При Исмаиле Самани продолжалось обнищание свободного крестьянства («азат»), разорение части дихкан, а вместе с тем усиливалась тюркская военная знать и возрастала роль мусульманского духовенства. Недовольство обнищавших крестьян, пастухов, разорившихся дихкан вело к усилению классовой борьбы (5, 23-24).
Абу Билал входил в круг приближенных Якуба Лайса. Он от имени Лайса выступил против Саманидов, чтобы ликвидировать налоговое бремя. По словам Низам ал-Мулька, «...они открыто объявили веру еретиков и карматов, по большей части они пастухи и земледельцы». Абу Билал называл себя «Дар ал-адл» («вместилище справедливости») и совершал «проповедь еретического учения в качестве заместителя последнего» (4,218). Т. Кадырова считает, что Низам ал-Мульк, говоря о десяти тысячах карматов, подразумевал алидов, которые «горевали об исчезновении в 875 г. Мухаммада ибн Казыма, являвшегося 12-м имамом, и последователи ожидали его пришествия как имама Махди». Но, во-первых, исчезнувшего 12-го имама шиитов-двунадесятников звали Мухаммад ибн ал-Хасан ал-Аскари, а не Мухаммад ибн Казым, во-вторых, шииты-имамиты в этот период в большинстве своём жили на территории Ирака. Как известно, шиитство утвердилось только в одном хорасанском округе - Байхаке, с главным городом Себзавар, и говорить о сильном влиянии этого течения шиизма в Хорасане XI в. неуместно.
Абу Билал выбрал область Гура своей штаб- квартирой. После получения известия Исмаил своим указом обязал сановников принять меры. Были даны конкретные указания о дислокации войск, использовании гулямских войск и размещении их в стратегически важных пунктах. Исмаил в это время болел, поэтому не смог лично участвовать в подавлении восстания. Он отправил Бигиша и Абу Али Марвази с войском и приказал соединиться с Мухаммадом ибн Харсумой. Согласно информации сельджукидского везиря, Исмаил предупреждал карателей, что эта война важнее той, которая была с Амром ибн Лейсом, и, чтобы заинтересовать главарей, обещал дать им владения, если они одержат победу.
Правительственные войска захватили главные дороги. Бои между вооруженной до зубов армией Саманидов и восставшими продолжались 70 дней. Ресурсы восставших начали иссякать. Некоторые сподвижники Абу Билала не были тверды до конца. В ход были пущены подкуп, щедрые подарки, чтобы привлечь на свою сторону простодушных крестьян. Абу Билала и десять других руководителей схватили и привезли в Бухару. Абу Билала заключили в темницу Старой крепости. Других по приказу Исмаила разослали в крупные города державы, «чтобы их там повесили». Восстание 907 г., как и другие крестьянские движения средневековой эпохи, не вышло за рамки стихийного восстания. Вследствие этого апогей движения, которого оно достигло в Гуре, предвещал вместе с тем и его близкий конец, ибо правительство и поддерживающий его господствующий класс в целом обладал, разумеется, несравненно большими силами, чем восставшие.
В начале Х в. кармато-зейдитская идеология была оружием восставших крестьян и пастухов, живших на окраинах Саманидского государства. Со второй четверти Х в. идеология карматов распространилась среди жителей самой Бухары - сердца Саманидского государства, которая была не только политическим, административным и торговым центром, но и местом скопления бежавших из разных частей страны безземельных крестьян, разорившихся ремесленников, искавших себе пропитания и нанимавщихся на сезонные работы. Среди них было много участников народных восстаний, которые верили в появление легендарного пророка Махди и проповедовали его учение. Вожди и активные участники восстаний, происходивших в вышеназванных областях, находились в заключении в бухарском арке, с ними держали связь их родные и единомышленники подчас из далеких окраин (6, 77).
В начале царствования Насра II брат Исмаила Самани, Исхак, выступил против центральной власти. Самарканд, переставший быть столицом Саманидов, оказал деятельную поддержку восставшему принцу. Источники сообщают, что во время этих волнений сгорели Кешские ворота шахристана.
В 930 г., когда эмир Наср II находился в Нишапуре, в Бухаре произошло крупное восстание во главе с Абу Бакром Хаббазом (Хлебопеком) ал-Исфагани. Но в ходе восстания его характер изменился. Восставшие все чаще стали прибегать к насилию, нападали на тюрьмы с целью освобождения заключенных. Можно предположить, что восставшие открывали двери тюрем отнюдь не потому, что там находились уголовные элементы, а потому, что хотели освободить своих товарищей-бедняков, несправедливо, по их мнению, осужденных. Благодаря усилиям Абу Бакра Хаббаза и восставших были освобождены все заключенные, среди них были и братья эмира
Насра II Абу Закария Яхъя и Абу Исхак Ибрахим. Абу Закария Яхъя также распорядился освободить других политических заключенных, в т.ч. алавитов, дейламитов и айяров. Гардизи, не скрывая своего враждебного отношение к вождю повстанцев, называет Абу Бакра Хаббаза «глупым» (7, 223). Такое отношение к предводителям народных восстаний характерно для всех средневековых историков. Ибн ал-Асир утверждает, что в восстании приняли участие «шииты и разбойники», тем самым подчеркивая религиозный характер бунта (8,170).
Восставшие захватили казну и драгоценности Насра II. Часть войска во главе с недовольным политикой Саманидов Шарвином ал-Джили перешла на сторону восставших. Захват кухандеза сподвижникам Абу Бакра Хаббаза облегчил пожар, возникший в Бухаре в квартале арбакешей Гардун кашон.
Ставший вождем восставших Абу Закария Яхъя был объявлен в Бухаре эмиром. Но его власть длилась недолго. Бухарская знать во главе с визирем Абу-л-Фазлом Балъами обратилась к сыну Хусайну ибн Али Мерверруди с требованием выдать Абу Бакра Хаббаза и других вождей восстания. Однако последователи Абу Бакра дали ему возможность бежать из Бухары сначала в Самарканд, затем в Хорасан. Позднее он был захвачен в плен воинами Насра II в сражении, происходившем при переходе Аму-Дарьи, так как Наср в это время возвращался из Нишапура в Бухару. Абу Бакр Хаббаз погиб под ударами кнута, его труп был брошен в раскаленную хлебную печь. Увлеченные карматским учением народные массы верили, что труп Абу Бакра Хаббаза был вынут из огня и остался невредимым.
Народное восстание в Бухаре было жестоко подавлено в том же 930 г., но народные массы продолжали надеяться на создание имамата во главе с Махди, который наполнит землю справедливостью, мечта об этом продолжала существовать (6, 78). Крупные народные восстания, происходившие в 30-40-х гг. Х в., со всей ясностью показали, что аграрная политика Саманидов ничем не отличалась от аграрной политики Арабского халифата и была причиной непрекращавшихся восстаний трудовых масс, которые сильно ослабляли Саманидское государство и ускоряли его падение.
В этой напряжённой политической обстановке стали появляться люди, называвшие себя пророками, но выдавать себя за пророка (танаба’а) считалось совершенно неприемлемым. Лжепророки стремились устранить правящего халифа и занять его место. В персидско-таджикской литературе существует много анекдотических рассказов о лжепророках и махдавизме в эпоху Аббасидов. В рассматриваемую нами эпоху на территории Хорасана и Мавераннахра тоже появляются такие «пророки». В 934 г. в благодатном Мавераннахре одному из таких «пророков» удалось, сотворив чудо, приобрести большое число сторонников. Он опускал руку в воду и вынимал ее, полную золотых монет. Когда этот пророк стал причинять беспокойство людям, саманидский наместник велел убить его. (7, 150)
В.В. Бартольд на основе одного сочинения говорит о письме, посланном из Багдада в Хорасан от имени халифа Ради (934— 940) на имя саманидского эмира Насра ибн Ахмеда (914—943), по поводу совершенной в Багдаде в 934 г. казни религиозного проповедника Ибн Абу-л-Азакира. Для чиновников и властей борьба с религиозными движениями была не только и не столько борьбой против
политического неповиновения и бунта: прежде всего это был конфликт идеологий, систем верований и ценностей. Главный социальный смысль религиозного сектантства заключался именно в духовной оппозиционности, альтернативности (9, 492).
Социальная и политическая обстановка в некоторых провинциях во второй половине Х в. во многом определялась развитием сепаратистского движения крупных феодалов, получившего определённую поддержку части городского духовенства. Движение феодалов было подавлено, но брожение среди них продолжалось, что налагало отпечаток на развитие событий в стране. Саманиды часто вынуждены были отдавать наиболее ответственные должности по управлению отдельными областями государства тем феодалам, которые являлись наиболее ненадежными. В этом отношении характерна история Хорасанского наместничества, где всегда находились сепаратистские силы для антисаманидских выступлений. Уже при эмире Насре (914-943) Хорасан был отдан в руки саганианского феодала Абу Али, который много потрудился в деле разложения центральной власти. Не менее характерна фигура и другого Абу Али - Семджури, также крупного феодала, который в конце Х в., окопавшись в Хорасанском наместничестве, принимал активное участие в нанесении смертельных ударов по умирающему Саманидскому государству (10, 14).
Появление среди восставших большого числа молодых крестьян, пастухов было связано с общим ухудшением положения трудящихся, прежде всего в деревне. Согласно мирному договору 948 г. между Саманидами и мятежным полководцем Абу Али Чагани, который сохранил свою власть в Саганиане, по прямому указанию саманидского правителя Абу Али Чагани подавил религиозную движение анти-мусульманского характера.
Средневековые историки нередко называют восставших «грабителями», «разбойниками» и т.д., умышленно не находя различия между восставшими крестьянами и беднейшими горожанами и деклассированными элементами. Однако в действительности имелось существенное различие между разбоем уголовных элементов, от которого страдали трудящиеся, и экспроприацией восставшими средств у духовных феодалов и богатых горожан. К тому же иногда кража, поджог и т.д. представляли собой в то время особую форму социального протеста народных масс. Таджикский ученый А.М. Богоутдинов заключает, что в К-Х вв. «исмаилизм как антифеодальное движение крестьян и ремесленников в религиозной оболочке имел прогрессивное значение. Однако позднее он сделался орудием феодалов, выродился в замкнутую реакционную силу» (11, 40).
Еще одно замечание по поводу народных волнений. Народные выступления, потрясавшие на протяжении ряда столетий общество, иранскими историками (А. Хакикат, А. Эгбаль, М. Рованди) не рассматриваются как результат исторического развития общества. Большинство расценивает их только как борьбу разных рас, племен и религий.
Как уже было отмечено, это было в действительности борьбой крестьян против завоевателей, а также против жестокой эксплуатации их феодалами-ленниками. В какой мере религиозные ереси, крестьянские движения оказали влияние на формирование взглядов выдающихся личностей нашей истории - Рудаки, Рази,
Фараби, Бируни, Ибн Сины и других прогрессивных мыслителей, в такой же мере их вольнодумные идеи оказали обратное воздействие на формирование и дальнейшую радикализацию идейно-теоретических основ свободомыслия на протяжении ХЬХШ и последующих веков (12, 45).
В заключение мы можем сделать вывод, что подобные выступления, несмотря на разную степень своей организованности, являлись отражением стихийного возмущения угнетенных масс. Последователи этих движений, придерживавшиеся антиаб-басидских и антисаманидских (антиправительственных) воззрений, представляли собой наряду с членами других оппозиционных групп серьезную опасность для государства.
Действия участников движения вызвали огромное беспокойство духовных и светских феодалов и богатых горожан. Мусульманское духовенство не занимало единой позиции в народных волнениях, т.к. иногда некоторые представители шейхов и факихов принимали участие в народных восстаниях против феодалов. Тем не менее, в этот период оформляется понимание духовенством общности его интересов с интересами всего правящего класса Хорасана и Мавераннахра. У восставших не было (и не могло быть в условиях господства средневековых мировоззрений) четко сформулированной программы и конкретной цели. Руководители восстаний не имели способности осуществить социальные идеалы, которые они провозглашали. Однако восстания, несмотря на свои печальные последствия, сыграли немаловажную роль в укреплении позиций простых людей и имели непосредственное продолжение в дальнейших выступлениях народных масс. Они стали как бы прелюдией последующих волнений и восстаний.
Список использованной литературы:
1. Мец А. Мусульманский реннесанс. Перевод с немец. и предисловие А.Е. Бертельса. -М: Наука, 1966.
2. Кадырова Т. Из истории крестьянских движений в Мавераннахре и Хорасане в VIII - начале 1Хв. -Ташкент, 1965.
3. Кадырова Т. Идеология народных движений в Мавераннахре и Хорасане IX- Х веков. //Общественные науки в Узбекистане. 1989. №10.
4. Низам ал-мульк. Сиасат-намэ (Книга о правлении вазира XI столетия). Перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б.Н. Заходера. -М-Л, 1949.
5. Кадырова Т. Восстание карматов во главе с Абу Билалом (907 год) //Общественные науки в Узбекистане. -1979.- №6.
6. История Бухары с древнейших времен до наших дней. Под ред. И.М. Муминова.-Ташкент: Фан, 1976.
7. Гардизи. Абу Саъд Абд ал-Хай ибн Заххак ибн Махмуд. Зайн ул-ахбар. Подготовил к печати Рахим Ризозада Малик. - Тегеран, 1384.
8. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. (Таърихи комили бузурги ислом ва Эрон). Перевод с арабского на перс. Али Хошими Хоири. -Тегеран, 1368.
9. Бартольд В.В. К истории религиозных движений в Х в. Соч. Т. VI. -М.: Издательство восточной литературы, 1963.
10. Якубовский А.Ю. Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в Х-ХУ вв. (фонд рукописей АН РТ. №1334).
11. Богоутдинов А.М. Философские предшественники Ибн Сины. Ибн Сина. Даниш-наме (Книга знаний). - Сталинабад, 1957.
12. Захидов А. К вопросу об истоках формирования свободомыслия в раннесредневековой Средней Азии.// Общественные науки в Узбекистане. -1979. №6. -С.43-48.
13. ДодихудоевХ.Д. Философия крестьянского бунта. -Душанбе 1987.
М. Давлатов, С. Муллоджанов
Религиозно-еретические движения X в.
Ключевые слова: религия, шиизм, карматство, Саманиды, Мавераннахр, Хорасан
В Средние века произвол и гнет власть предержащих и государственных чиновников переходили все пределы, и когда чаша терпения народа переполнялась, он восставал против подобного деспотизма. Большинство подобных антигосударственных бунтов проходило под религиозными лозунгами, ибо поднимать массы под этими лозунгами было достаточно легко. Народные движения играли серьезную роль в уменьшении гнета власть предержащих и в формировании мировоззрения народа.
M. Davlatov, C. Mullodjanov
Religious-Heretical Movements in the X-th century
Key words: religion, shiizm, Karmatism, Samanids, Maverannahr, Khorasan
In the mediaeval period the tyranny and oppression of the local rulers and the government officials exceeded all the limits and when the patience of the people had been exhausted the masses rebelled against such despotism. Most of these anti-governmental riots took place under religious slogans, as to raise the masses under these slogans was easy enough. People's movements played a major role in reducing the power of oppression and in sframing the worldview of the people.