РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДЕРБЕНТА XVI XVIII ВВ. ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ИНОСТРАНЦЕВ
Е. А. Кудрявцев
RELIGIOUS LIFE OF MEDIEVAL DERBENT IN THE 16th -18th CENTURIES EVIDENCED BY FOREIGNERS
Kudriavtsev E. А.
The article is devoted to the religious beliefs of the late Medieval Derbent population (the 16th -18th centuries), inter-confessional relations inside the Muslim city and relies on the evidences left by Russian and West-European merchants, travelers and diplomats.
Key Words: the Muslim city, the Medieval Derbent, religious beliefs, foreign travelers.
Статья посвящена религиозным верованиям населения позднесредневенового Дербента XVI-XVIII вв., межконфессиональны/м отношениям внутри мусульманского города и основы1вается на свидетельствах, оставленных русскими и западноевропейскими нупца-ми, путешественнинами идипломатами.
Нлючевы/е слова: мусульманский город, средневековый Дербент, религиозны/е верования, иностранные путешественники.
УДК 28:947 (470. 67)
Для средневекового восточного города мощной силой, оказывающей влияние на все сферы общественной и частной жизни, являлась религия. Господствующей религией в Дербенте рассматриваемого периода был ислам.
Придя на смену зороастризму, христианству и языческим верованиям, ислам быстро утвердился в качестве доминирующей формы религии во многом благодаря политике его насильственного насаждения, проводимой арабскими завоевателями. Арабы рассматривали Дербент как центр распространения ислама на Кавказе, о чем свидетельствует и их активная деятельность по возведению в городе большого количества мечетей (к этому времени относится основание Джума-мечети, перестроенной из христианского храма).
Завоевательные походы Тимура, принесшие гибель огромному количеству немусульманского населения Кавказа, также способствовали укреплению позиций ислама.
Со времени укрепления на престоле Персии, в XVI веке династии сефевидов, объявивших государственной религией шиитский толк ислама, в течение нескольких десятилетий страна вела ожесточенные войны с сунитской Турцией, которые помимо политических и экономических причин имели религиозную подоплеку.
Частое изменение политической обстановки и статуса Дербента привело к тому, что город населяли как мусульмане шииты, так и суниты. А. П. Волынский, по-
сетивший Дербент в 1716 году, пишет: «И хотя, как «персияне», так и турки и одного законодавца Махомета имеют, но в вере между ними есть великие расколы. А под державою персидскою не малая часть тех, которые согласны с турками, того ради персияне великое от них подозрение имеют (а называют их сунлии)» (1, с. 7).
Кроме мусульман, по сведениям источников, в городе в конце XVIII века зафиксировано проживание значительного количества армянских купцов, представляющих христианское население. А. П. Волынский, свидетельствуя об их особом положении, пишет: «Из подданных персидских лучшие в купечестве армяне...» (1, с. 8). Армяне вели крупную торговлю на всей территории Персии и посредничали в торговле с Россией, Индией, Англией, Голландией и другими странами. К концу XVIII века они являлись единственным христианским населением Дербента и имели даже свое отдельное кладбище (2, с. 275). Примерно из 2200 домов Дербента, около ста принадлежало армянам (3, с. 140). Не ясным остается вопрос о дате их появления в Дербенте.
Еще Христофор Бэрроу отмечал, что умершего в 1580 году сына корабельного пушкаря, похоронили в Дербенте на кладбище в двух милях к югу от «. Дербентского замка, где армянские христиане обычно хоронят своих покойников» (2, с. 275). Наличие своего кладбища позволяет предположить, что христиане населяли город более или менее продолжительный промежуток времени.
Однако Адам Олеарий, проезжавший через Дербент в составе гольштинского посольства, в 1638 году прямо указывает, что «в городе Дербенте нет, как утверждают некоторые писатели, христиан; здесь живут лишь магометане и иудеи» (4, с. 487).
Вслед за Олеарием Ян Стрейс в 1670 году (5, с. 236) подтверждает факт проживания в Дербенте иудеев, «. которые гордятся своим происхождением от колена Веньями-нова» (5, с. 236), и отрицает наличие христианского населения. Эта часть его книги не вызывает особого доверия, так как почти дословно совпадает с произведением Олеа-
рия, с которого вероятно и была переписана.
Пока непонятно, каким образом объясняются подобные разночтения, но с уверенностью можно утверждать, что к концу рассматриваемого периода заметная часть населения города исповедовала христианство.
Кроме армянских купцов, в городе проживала еще одна категория немусульманского населения, а именно - рабы. По национальному составу рабов Ян Стрейс выделяет христиан (поляков, русских, грузин) и язычников, к которым он относит черкесов (т. е. немусульманское население Кавказа). Порабощение мусульман было запрещено (5, с. 274). Это сообщение подтверждает А. П. Волынский, рассказывая о грабеже и пленении купцов дагестанскими разбойниками, которые являлись основными поставщиками рабов. Он отмечал, что ограбленные персидские и армянские купцы (!), в отличие от других, не забирались в рабство (1, с. 16).
Факт наличия в мусульманском городе представителей иных религиозных конфессий объясняется веротерпимостью жителей Дербента, которую подмечал еще Амброзио Контарини (6). А. П. Волынский обращает внимание на деятельность католических миссионеров, открыто проповедовавших в городах Персии и не встречавших противодействия со стороны местных властей или жителей, «понеже персияне за противность не ставят и не запрещают христианам кто б какую веру не держал» (1, с. 7).
Другим фактором, благодаря которому к XVIII веку ислам перестает быть единственной религией в городе, вероятно, является некоторое смягчение толкований религиозных канонов, происходившее на фоне проникновения европейской цивилизации на восток. Мусульманство во многом утрачивает аскетизм и воинственную непримиримость, свойственную его ранним формам.
Так, если в XVI веке, в период утверждения шиизма в качестве государственной религии, А. Дженкинсону, пытавшемуся завязать обоюдовыгодные торговые связи Англии с Персией, было отказано во всех просьбах только лишь из-за того, что он являлся «неверным» (не мусульманином), то к
концу XVIII века армянские купцы (христиане) приравнивались в своих правах к мусульманам. Если арабские завоеватели, согласно догмам Корана, уничтожали изображения живых существ, то дербентские правители украшали стены своих дворцов живописными образами людей и животных (3, с. 580). Ших-Али-хан тратил большие деньги на приобретение дорогого вина, употребление которого запрещалось исламом (7).
В целом, несмотря на некоторое смягчение, ислам в Дербенте оставался сильной догматической религией, требующей неукоснительного исполнения своих обрядов от любого горожанина. Одним из важнейших обрядов, подлежащим неукоснительному соблюдению, во все времена был намаз. Эта ежедневная пятикратная молитва - одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая - утренняя молитва на заре (салят ас-субх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т. е. поклонении, падений ниц; вторая - полуденная (салят ас-азухр) - из четырех рак-атов; третья - во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, состоит из четырех рак-атов; четвертая - при заходе солнца (салят аль-магриб) и пятая - в начале ночи (салят аль-иша) состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане свершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва - «тара-уих-намаз», совершаемая после проведенного днем поста.
Ритуал намаза очень сложен и утомителен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к «недействительности» молитвы. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение - тахара. Кроме того, еженедельно по пятницам, в Джума-мечети происходили большие полуденные общественные молитвы, обставляемые более торжественно, чем в обычные дни. В пятницу, почитаемую мусульманами
как святой день, люди облачались в праздничные одежды, готовили более обильную и вкусную пищу и приглашали друг друга в гости.
Другой неотъемлемой частью жизни горожан являлись религиозные посты. По свидетельству очевидцев, они подлежали такому же строгому исполнению, как и ежедневная молитва. Главный пост назывался «ураза». Он был предписан на весь месяц рамадан, во время которого (в течение светового дня) верующим запрещалось есть, пить, купаться и т. д. Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным обычаям арабов. Можно предположить, что в самое знойное время года в Аравии в месяце рамадан кочевники ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и ночь. Отсюда, вероятно, и пошла традиция во время уразы бодрствовать ночью.
Кроме обязательных обрядов, подлежащих неукоснительному исполнению, существовал обычай, который, не являясь непременной обязанностью, играл большое значение в жизни верующих. Речь идет о паломничестве (хадже) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда. Каждый мусульманин должен был стремиться к совершению обряда «священного» хаджа. Совершивший паломничество, удостаивался почетного звания «хаджия», который рассматривался мусульманами в качестве почти святого человека. Его необходимо (можно) было приглашать на угощения, и делать ему подарки. Привезенная из источника, находящегося вблизи Мекки, вода, почитаемая как святая, рассматривалась как панацея от всех болезней.
Ян Стрейс повествует о своем хозяине, который после того как чуть не утонул, собирался совершить «... паломничество в Мекку, чтобы пожертвовать гробу Магомета 20 тыс. гульденов, после чего он и его сын . станут святыми к большей чести своего рода» (5, с. 236).
Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети, лично духовным лицам) был широко распространен в Дербенте и осуществлялся в соответствии с указанием Корана.
«Никогда не достигните вы праведности, если не будете жертвовать из того, что дорого вам» (8). Милостыня имела две формы: «занят» и «садака». В Дербенте более распространенной была форма «садака», т. е. добровольное даяние («милостыня по внезапному побуждению») в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма. Щедрая раздача милостыни обычно сопровождала посещение святых мест -мазаров (5, с. 235-236).
Корни поклонения «святым» местам следует искать в древнем культе. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имели в качестве места поклонения различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами и преданиями. Средневековые источники называют в качестве святых мест Дербента древние кладбища Кырх-ляр и Джум-джум.
Легенда о происхождении первого восходит ко временам арабского завоевания. Согласно сведениям «Дербент-наме», здесь похоронены сорок борцов за веру, павших в битве с хазарами. Адам Олеарий, в 1638 году описывая это кладбище, отмечает большое значение, придаваемое ему местными жителями: «Здесь лежали рядом сорок подобных длинных огромных надгробных плит и были водружены многие флаги. Персы называют это место погребения джилте-нан, а турки и татары - керхлер. Здесь, как говорят, погребены 40 князей, святых мужей, погибших в <...> битве; персы и татары ежедневно приходят сюда молиться. Прежде здесь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это место стережется лишь одним стариком, живущим здесь; он сам живет милостынею от тех, кто приходит для посещения могил» (4, с. 488-489).
Легенда, связанная с возникновением кладбища Джум-джум, является отражением доисламских верований жителей города. Вместе с крестовокупольным храмом в цитадели и зданием Джума-мечети она является подтверждением широкого распространения христианства в древнем Дербенте. Текст легенды, приводимый ниже, дошел до нас
благодаря Адаму Олеарию, записавшему его со слов местных жителей. «Среди остальных достопримечательностей этого места по ту сторону города расположено было место погребения Джюмджуме, о котором персы рассказывали истинную басню, записанную поэтом Фезули. Рассказывают, что Эисси (так персы и турки называют Господа Христа), проходя однажды этим местом, увидел лежавший здесь череп мертвеца. Так как он желал узнать, что это был за человек, то он попросил Бога, чтобы тот оживил его. Бог услышал молитву Эисси (он много значил у Бога) и оживил человека. Эисси спросил, кто он такой. Тот отвечал: «Я Джюмджуме, богатый царь этих земель. У меня был пышный двор и всего было вволю; соли ежедневно уходило в пищу - груз сорока верблюдов. У меня было 40.000 поваров, 40.000 музыкантов, 40.000 мальчиков с жемчужинами в ушах и столько же других слуг» (когда мусульмане желают назвать большую цифру, они, по примеру своего Магомета, обыкновенно пользуются цифрой 40). Потом Джюмджуме спросил: «А ты кто и какова твоя вера?» Христос отвечал: «Я Эисси и владею единою спасающею религиею». Джюмджуме сказал: «В таком случае и я приму твою религию». Но в то же время он попросил Эисси, чтобы тот вновь позволил ему помереть, так как, оставшись без страны и людей, как того легко было ожидать, он не хотел более жить. После этого Эисси вновь позволил ему помереть, и он здесь теперь похоронен» (4, с. 487-488).
Неотъемлемой частью духовной жизни города являлись религиозные праздники. Наряду с общемусульманскими праздниками, такими как праздник окончания поста -ураза-байрам, праздник жертвоприношения - курбан-байрам, мавлюд и т. д., в Дербенте XVI - XVIII вв. широко отмечался день скорби - шахсей-вахсей (ашура). Этот траурный праздник мусульман-шиитов, по всей вероятности, получил распространение после вхождения Дербента в состав сефе-видской державы. В этот день верующие оплакивают кончину имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда и в память о его мученической смерти подвергают себя
физическому самоистязанию. Человек, проливший свою кровь за Хусейна, пользовался большим авторитетом среди верующих. Об огромном значении обряда свидетельствует факт его сохранения до наших дней, причем в годы Советской власти, запретившей проведение обряда, он носил тайный, подпольный характер.
В период Х'^-Х'УШ вв. Дербент остается все же типичным средневековым мусульманским городом, имевшим определен-
ную специфику в материальной и нематериальной сферах жизни его обитателей. Этот аспект находит отражение как в культуре (особенно в архитектуре), так и в духовной жизни и семейно-бытовом укладе. Несмотря на проживание в городе представителей других религиозных конфессий, основная часть населения Дербента исповедовала ислам, причем как шиитского так и сунитского толка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал посланника Волынского в 1715—1718 гг. // Зевакин Е. Азербайджан в начале XVIII в. — Баку, 1929.
2. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / пер. Ю. В. Готье. — Л., 1937.
3. Бутков П. Г. Проект отчета о Персидской экспедиции в виде писем // Архив РАН. Ф.99. Оп. 2. Д.41.
4. Адам Олеарий. Указ. соч.
5. Стрейс Я.Я. Указ. соч.
6. Амброзио Контарини. Указ. соч. С.80.
7. Известие о взятии Дербента российско-императорскими войсками, воспоследовав-
шим 21 июня 1806г., с кратким топографическим и историческим описанием сего города, присланное из лагеря при Дербенте от 1 августа 1806 г. — СПб., 1806. — С. 21. 8. Священный Коран. — Лондон: Изд. Аль-Ширкатул Исламийя, 1987. — С. 59.
Об авторе
Кудрявцев Евгений Александрович, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и региональной истории. Сфера научных интересов - археология, средневековый город Северного Кавказа. tatarlab@rambler.ru