1.3. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ МОРДОВСКОГО НАРОДА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева»
kaf_dor@mail.ru
Аннотация: В статье освещается историография религиозной жизни мордовского народа, начиная с эпохи раннего средневековья вплоть до сегодняшнего дня.
Ключевые слова: мордва, религиозная жизнь, верования, язычество, религиозный синкретизм, христианизация, историография, исследователи, этнография.
THE RELIGION LIFE OF MORDVINS IN THE WORKS OF RUSSIAN AND FORIGEN SCIENCES
Mokshina E. N., doctor of the historical sciences, professor of the Prerevolutionary state history, archeology and ethnography department of the Mordovian State University.
kaf_dor@mail.ru
Annotation: In the article there are studied the religion life of mordvins leading off the Middle Ages from today.
Keywords: mordvins, religion life, denominations, paganism, sciences, ethnography
Мордовский народ - один из архогенетических народов Восточной Европы, история которого насчитывает около двух тысячелетий. Искони мордва вела оседлый образ жизни, создавая культуру земледелия и животноводства, формировавшиеся на базе древнемордовской семьи племен, локализуемых в Волго-Окском междуречье. Находясь в тесных этногенетических и этнокультурных связях с другими народами, мордовский этнос обогащал свою самобытную культуру компонентами многих культур, творчески перерабатывая их.
Оригинальны и самобытны религиозные верования мордовского народа, его обряды, мифология, которые привлекали внимание ученых и путешественников, начиная с раннего средневековья. Так,
западноевропейские путешественники XIII в. Юлиан, П. Карпини, В. Рубрук констатировали, что мордва «суть чистые язычники». И. Барбаро (XV в.), Р. Барберини (XVI в.), д'Авриль (XVII в.) писали о мордве как народе -«идолопоклоннике»1. Английский путешественник А. Дженкинсон, проехавший «сквозь все обширные
владения царя России и Московии, которые
простираются от Северного моря и границ Норвегии и Лапландии до самого Каспийского моря», отмечал, что в стране Мордва (Mordovits) ее жители исповедовали языческую веру; теперь, будучи покорены нынешним русским царем (Иваном Васильевичем. - Е. М.), они по большей части крещены»2.
Другой английский путешественник, пребывавший в России в 1698 г., Д. Перри, наоборот, свидетельствовал о том, что мордва «решительно отказываются принимать христианскую религию в той форме, в какой преподносят им ее русские, хотя последние не один раз предлагали им значительные выгоды и расширение их льгот в том случае, если они дадут окрестить себя в русскую веру. Все это, несмотря на то, что они ежедневно претерпевают (всякого рода) обиды и
1 Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - С. 8 -19.
2 Дженкинсон А. Путешествие из Лондона в Москву 1557 - 1558 гг. / А. Дженкинсон. - М., 1937. - С. 168.
religion syncretism, convert to Christianity, historiography,
оскорбления от русских, главным образом за свое упорство в нежелании сделать это»3.
В трудах западноевропейских путешественников и ученых XVII-XVIII вв. содержатся интересные, подчас уникальные наблюдения о характере мордовского язычества, его особенностях, дохристианской обрядовой практике этого народа. Так, голландский ученый и путешественник Н. Витсен в одной из глав, так и названной им «Мордвины» своей обширной книги «Северная и Восточная Татария», изданной в Амстердаме в 1692 г., писал, что мордвины «зажиточные люди, гостеприимные и хорошие, живут в хороших селах, а также и хижинах, разбросанных по их территории. Занимаются земледелием. Молятся редко, но преимущественно этим занимаются, когда они пьют или когда режут животных, тогда они молятся Богу, который создал небо и землю и все, что там есть. Они благодарят его, что он дает возможность жить. Молятся, чтобы он их по окончании этой жизни повел в вечную радостную жизнь. Они живут мирно и без священников... При погребении ставят знак, показывающий профессию умершего. Кладут в могилу топоры и кремни, чтобы мертвецы могли ими воспользоваться; для всадников кладут лошадиный хвост, для пчеловода - улей и т.д. Они не молятся идолам, но шкуры убитых животных вешают на деревья и перед ними становятся на колени. Живут по законам природы. Верят в единого бога, создателя всего мира, которому они жертвуют при еде и питье первые куски и глотки»4.
Витсен, в основном, верно охарактеризовал суть религиозных верований мордвы. Особенно важными для их осмысления являются свидетельства ученого относительно того, что мордва «не молятся идолам»,
3 Гераклитов А. А. Несколько малоизвестных заметок о мордве иностранных путешественников кон. XVII - нач. XVIII в. / А. А. Гераклитов // Известия Нижне-Волжского института краеведения. Т. 4. - Саратов, 1931. - С. 102
4 Феоктистов А. П. Мордовские языки и диалекты в историко-
этнографической литературе XVII - XVIII вв. / А. П. Феоктистов //
Очерки мордовских диалектов. Т. 2. - Саранск: Мордов. кн. изд-
во, 1963. - С. 5.
что у них имела место вера «в единого бога», подразумевается в «верховного бога». Во второй половине XVII в. большинство мордвы еще не было крещено, и она действительно не имела священников (православных. - Е. М.). Разумеется, можно внести в текст Н. Витсена и некоторые поправки, пояснения и уточнения. Так, при погребении в прошлом мордва в самом деле ставила особые знаки (меты) на могилах (могильных срубах), а с крещением - на крестах. Обычай этот у части мордвы сохраняется и поныне. Но указанные меты свидетельствовали не о «профессии умершего», как полагал Витсен, а являлись знаками собственности5.
В XVIII в. серьезный интерес к народам, входящим в Российскую империю, возник среди отечественных ученых, а организатором их изучения стала созданная по инициативе Петра I Российская академия наук, академические ученые, многие из которых были иностранцами. Трудами Академических экспедиций изучение мордвы продвинулось значительно вперед, в том числе и по интересующей нас проблеме. Их участники (И. И. Лепехин, П. С. Паллас, И. Г. Георги, И. П. Фальк и др.) описали некоторые традиционные моления мордвы, зафиксировали даже в оригинале несколько молитвенных формул, обратили внимание на возникновение в связи с христианизацией синкретических форм верований и обрядов, описали, пусть и кратко, погребальные и поминальные обряды, этноконфессиональную современную им ситуацию не только у мордвы, но и ее этнических соседей. «Чуваши и мордва, - отмечал, к примеру, Лепехин, - хотя просвещены святым крещением, однако, между ними попадаются семьи, которые живут по старой вере, и редко можно найти деревню, при которой бы не были видны остатки прежнего их богомолия»6. Путешественник сообщает о былом существовании у мордвы многоженства и левирата: «Когда они были еще язычниками, то хотя дозволялося им брать столько жен, сколько кто содержать в состоянии, однако, смотря по крестьянским достаткам, никто более трех жен не имел. Двух сестер родных брать у них за грех не почиталося, с тем только различием, если первая сестра умрет... В протчем до крещения мордва имела право продавать своих жен с прижитыми детьми, когда они им не полюбятся, и брать других»7.
К середине XIX в. относится становление этнографии как самостоятельной научной дисциплины и в связи с этим создание учреждений, особых научных центров, занимавшихся этнографическими исследованиями. Первой такой организацией в России стало основанное в 1845 г. Императорское Русское географическое общество с отделением этнографии. Членами этого общества П. И. Мельниковым, В. Н. Майновым были написаны первые более подробные, развернутые работы, в которых значительное место уделялось проблемам религиозной жизни мордвы, в том числе и современного авторам периода. Так, в книге Мельникова «Очерки мордвы», состоящей из шести глав, четыре посвящены ее религиозным верованиям и мифологии, а сочинение В. Н. Майнова, опубликованное в Хельсинки
5 Мокшин Н. Ф. Мордва глазами... С. 25.
6 Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. - Спб., 1771. - С. 162.
7 Лепехин И. И. Указ раб. С. 173.
на французском языке в 1889 г., полностью посвящено анализу мордовской мифологии8.
П. И. Мельников был одним из первых исследователей (вслед за Витсеном и Палласом), опровергших ходячее мнение о том, что де мордва до христианизации поклонялась идолам. «Совершенно несправедливо некрещеную мордву называют идолопоклонниками, - отмечал он. - Никогда не имела она ни идолов, ни каких других изображений божества». Далее Мельников верно отмечает также, что «мордва никогда не имела особых храмов для совершения богослужения», проводя свои моления «в лесах, на полях, на кладбищах»9, что «у мордвы не было ни жреческого класса, ни жрецов, которые бы на срочное время или пожизненно сохраняли за собой эту должность», что «для совершения молений и жертв на общественных, мирских, волостных молянах каждый раз избирались, по общему согласию, несколько человек из уважаемых миром стариков», а домашние моления и жертвы обыкновенно «совершал старший мужчина в доме, а в известных случаях старшая женщина», «на кладбищах они же, каждый над могилами своих предков»10.
Можно привести немало и других достоверных и ценных наблюдений Мельникова по дохристианским воззрениям и обрядовой жизни мордвы, впервые введенным им в науку и сохранившим свою существенную значимость для изучения религиозной жизни мордовского народа, его миропонимания на разных этапах истории. И в то же время нельзя не отметить допущенные им ошибки, а то и домыслы, на которые обратили внимание другие исследователи. Мельников был не только ученым, но и писателем (как писатель он вошел в литературу под псевдонимом Андрей Печерский) и это, по всей видимости, сказалось при создании им «Очерков мордвы», в которых прослеживается стремление автора подогнать традиционную мордовскую дохристианскую религиозную систему под библейский образец, что неоднократно отмечалось многими исследователями.
Что касается названной выше монографии В. Н. Майнова, то она, хотя и содержит некоторые интересные сведения и наблюдения, также слишком отдает классическими теогониями, «мало вяжется с мордовскими воззрениями на богов и финской теогонией вообще»11. Еще более отрицательно отозвался об этой работе Майнова У. Харва, назвав ее сочинением «запутанным» и «безответственным»12.
Более глубоко и верно проник в сущность дохристианских воззрений мордвы И. Н. Смирнов, автор монографии «Мордва», впервые опубликованной отдельной книгой в Казани в 1895 году. В этой книге, состоящей из шести глав, две посвящены дохристианским верованиям и обрядам: глава IV «Культ предков. Воззрения на смерть и погребальные обряды» и глава V «Религиозные верования и культ». Автор верно отметил, что культ предков занимал большое
8 Mainov V. Les restes de la mythologie Mordvine I V. Mainov II Journal de la Societe Finno-ougrienne. - Helsinki. V., 1889.
9 Мельников П. И. (Андрей Печерский) Очерки мордвы I П. И. Мельников. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - С. 44, 59 - 60.
10 Там же. С. 62 - 63.
11 Смирнов И. Н. Мордва I И. Н. Смирнов. - Казань, 1895. - С. 202.
12 Harva U. Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen I U. Harva.
- Helsinki. 1952. - S. 17.
место в традиционной духовной культуре мордовского народа, оказывал заметное воздействие на процесс регулирования общественной и семейной жизни народа. Не лишены интереса и попытки ученого проследить, каким образом в религиозных представлениях мордвы отражались те или иные историко-стадиальные этапы его развития.
К религиозной жизни мордвы немалый интерес проявлял известный мордовский ученый и просветитель М. Е. Евсевьев. Из его публикаций, посвященных этой теме, особо значимы статьи «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии», увидевшая свет в 1914 г. на страницах журнала РГО «Живая старина», и «Мордва Татреспублики», впервые опубликованная в Казани в 1925 году. В этих трудах, базирующихся, в основном, на полевых материалах автора, описаны с большой достоверностью общественные и семейные моления мордвы, имевшие место в конце XIX - первой четверти XX вв., сделан ряд ценных наблюдений относительно контаминации мордовского язычества с русским православием, даны компетентные оценки общего уровня религиозности мордовского народа, этноконфессиональной ситуации в отмеченный период.
Целенаправленная политика атеизации общества, возведенная в ранг государственной политики в годы советской власти, не способствовала фундаментальной разработке историко-религиоведческой тематики как особой отрасли знаний, становлению и развитию религиоведения. Религиоведческое знание, призванное осмысливать общетеоретические вопросы, отражающие мировоззренческие и методологические подходы к предмету (понимание сущности религии и ее определение, выяснение содержания и специфики религиозного сознания, анализ детерминант
религиозных верований, установление места и роли религии в системе культуры, характеристика ее взаимосвязей с философией, наукой, моралью, искусством, политикой, правом, этническим
самосознанием и т.д.), было жестко детерминировано на поиск путей и средств скорейшего преодоления религии из жизнедеятельности советских людей, их научно-атеистическое воспитание.
И тем не менее,некоторые ценные наблюдения относительно сущности религиозных воззрений мордвы, специфики ее религиозности в советские годы были сделаны. Это, прежде всего, относится к работам М. Т. Маркелова, который на протяжении всей своей творческой жизни, к сожалению, недолгой (он пал жертвой сталинских репрессий в 1937 г., реабилитирован посмертно в 1959 г.) изучал дохристианские верования и обряды родного народа, особенно такие их аспекты, как знахарство и колдовство, аграрный культ, культ предков, разумеется, делая это в целях формирования у народных масс антирелигиозного мировоззрения13.
Большой интерес не только для исследователей-религиоведов и этнографов представляет опубликованная в 1968 г. Мордовским книжным издательством книга Н. Ф. Мокшина «Религиозные верования мордвы», в которой автор не только реконструировал мордовскую дохристианскую религиозную систему, но и показал ее место и
13 Маркелов М. Т. Мордва; Он же. Культ умерших в похоронном обряде волго-камских финнов / М. Т. Маркелов // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. - М., Л., 1931.
значимость, ее удельный вес, если так можно выразиться, в жизни мордовского народа на разных этапах его истории. Значимость этой работы в обществознании оказалась настолько существенной, что через тридцать лет она была переиздана, разумеется, дополненная автором новыми материалами и наблюдениями, собранными им за этот период14.
Что касается этноконфессиональной ситуации у мордвы во второй половине XIX - начале XXI века, то ее анализу посвящены монографии автора данной статьи15. В них на основе обширного круга разнообразных источников, в ряду которых особую ценность имеют многолетние полевые материалы, рассмотрены вопросы, связанные с религиозностью мордовского народа в дореволюционный период, а также в советское и постсоветское время.
Ряд историко-культурологических работ,
рассматривающих становление и развитие православия на мордовской земле, написаны С. Б Бахмустовым16.
Если говорить о зарубежной историографии по интересующей нас теме, то она невелика, весьма фрагментарна. Можно назвать лишь одну монографического плана работу, вышедшую из-под пера финского религиоведа и этнолога У. Харва «Die religiosen vorstellungen der Mordwinen» и опубликованную в 1952 г. в Хельсинки на немецком языке. Наряду с книгой Н. Ф. Мокшина, труд У. Харвы можно без преувеличения считать существенным вкладом в изучение духовной культуры мордовского народа. Хотя У. Харва сам не собирал полевые материалы среди мордвы, но он широко воспользовался таковыми из архива и документальных публикаций Х. Паасонена,
длительное время работавшего среди мордвы в последней четверти XIX века.
Завершая анализ историографии рассматриваемой нами темы, можно констатировать, что если религиозные аспекты жизнедеятельности мордвы, так или иначе связанные с язычеством, не были обойдены вниманием исследователей, то этого нельзя сказать относительно православия, которое так или иначе стало входить в историю, культуру и быт мордовского народа после его присоединения к Русскому государству. Хотя различные сюжеты, связанные с христианизацией этого народа, растянувшейся на целых два столетия, нашли адекватное отражение в отечественной историографии, многие стороны образа жизни мордвы, ее менталитета, испытавшие воздействие русского православия, поныне остаются не исследованными. Сказанное, в первую очередь, относится к языческо-православному религиозному синкретизму, возникшему в мордовской среде в результате синтеза той и другой религии, но не в меньшей степени и к собственно русскому православию, сохранявшему свою пусть и относительную религиозную чистоту, христианско-православный канон.
С момента возникновения на долю русской православной церкви выпал жребий утверждать себя в
14 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968; Изд. 2-е доп. и перераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.
Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века / Е. Н. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003; Изд. 2-е доп. и перераб. - Саранск, 2006.
16 Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии / С. Б. Бахмустов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000; Он же. Православие в Мордовском крае (историко-культурологический аспект). -
Саранск, 2006 и др.
среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские (языческие) традиции как в самом русском народе, так и в нерусских народах, оказавшихся в орбите его государственности. В результате РПЦ неизбежно стала дистанцироваться от фундаментальной
космополитической установки христианства, превращаясь в сугубо национально-государственный институт, в котором греко-византийская ортодоксия образовала лишь как бы верхний, концептуальный уровень вероисповедания, получивший название
русского православия. В глубине же массового религиозного сознания русского народа сложился
этнически окрашенный православно-языческий синкретизм (бытовое православие). Не случайно, что и в России в обыденном восприятии православие зачастую выступает в качестве национальной религии русских, подчас даже сам конфессионим «православный» отождествляется с этнонимом «русский».
То же самое можно сказать и относительно миксации в данном случае уже русского варианта православия с мордовским язычеством, приведшей, в конечном
счете, к формированию мордовского варианта
русского православия, который также еще ждет своего исследователя.
Список литературы:
1. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии / С. Б. Бахмустов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000; Он же. Православие в Мордовском крае (историко-культурологический аспект). -Саранск, 2006.
2. Гераклитов А. А. Несколько малоизвестных заметок о мордве иностранных путешественников кон. XVII - нач. XVIII в. / А. А. Гераклитов // Известия Нижне-Волжского института краеведения. Т. 4. - Саратов, 1931.
3. Дженкинсон А. Путешествие из Лондона в Москву 1557 -1558 гг. / А. Дженкинсон. - М., 1937.
4. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. - Спб., 1771.
5. Маркелов М. Т. Мордва; Он же. Культ умерших в похоронном обряде волго-камских финнов / М. Т. Маркелов // Религиозные верования народов СССР. Т. 2.
- М., Л., 1931.
6. Мельников П. И. (Андрей Печерский) Очерки мордвы / П. И. Мельников. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.
7. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968; Изд. 2-е доп. и перераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.
8. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.
9. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
10. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века / Е. Н. Мокшина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003; Изд. 2-е доп. и перераб. - Саранск, 2006.
11. Смирнов И. Н. Мордва / И. Н. Смирнов. - Казань, 1895.
12. Феоктистов А. П. Мордовские языки и диалекты в историко-этнографической литературе XVII - XVIII вв. / А. П. Феоктистов // Очерки мордовских диалектов. Т. 2. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963.
13. Mainov V. Les restes de la mythologie Mordvine / V. Mainov // Journal de la Societe Finno-ougrienne. - Helsinki. V., 1889.
14. Harva U. Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen / U. Harva. - Helsinki, 1952.
Reference list:
1. Bakhmustov S.B. Monasteries of Mordovia / S.B. Bakhmustov. - Saransk: Mordov. Publ.House,
2000;0rthodoxy in the Mordovia region (historical and cultural aspect). - Saransk, 2006.
2. Heraclitov A. Some little-known notes of foreign travelers on Mordovians. XVII - the beginning. XVIII century / A.A. Heraclitov // Proceedings of the Lower Volga Institute of Local History. T. 4. - Saratov, 1931.
3. Jenkinson A. Journey from London to Moscow 1557-1558's. / A. Jenkinson. - M., 1937.
4. Daytime travel notes of Dr. and Academy of Sciences Ivan Lepekhina adjunct in various provinces of the Russian State, 1768 and 1769. - St. Petersburg, 1771.
5. Markelov M. Mordvinians. The cult of the dead in funeral rites of the Volga-Kama Finns / M. Markelov // The religious beliefs of the peoples of the USSR. T. 2. - Moscow, Leningrad, 1931.
6. Melnikov P.I. (Andrew Pechersky) Essays on Mordovians / P.I. Melnikov. - Saransk: Mordov. Publ. House, 1981.
7. Mokshin N.F. Religious beliefs of Mordovians / N.F. Mokshin.
- Saransk: Mordov. Publ.House , 1968 ed. 2nd ext. and rev. -Saransk, 1998.
8. Mokshin N.F. Mordvinians in the view of Russian and foreign travellers / N.F. Mokshin. - Saransk: Mordov. Publ.House, 1993.
9. Mokshin N.F. Mordvinians and faith / N.F. Mokshin, E.N. Mokshina. - Saransk: Mordov. Publ.House, 2005.
10. Mokshina E.N. Religious Life of Mordovians in the second half of XIX - beginning of XXI century / E.N. Mokshina. -Saransk: Mordov. Publ. House, 2003, ed. 2nd ext. and rev. -Saransk, 2006.
11. Smirnov N. Mordvinians / N. Smirnov. - Kazan, 1895.
12. Feoktistov A.P. Mordovian languages and dialects in historical and ethnographic literature XVII - XVIII centuries. / A. Feoktistov // Essays of Mordvin dialects. T. 2. - Saransk: Mordov. Publ. House, 1963.
13. Mainov V. Les restes de la mythologie Mordvine / V. Mainov // Journal de la Societe Finno-ougrienne. - Helsinki. V., 1889.
14. Harva U. Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen / U. Harva. - Helsinki, 1952.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье доктора исторических наук, профессора кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Е. Н. Мокшиной анализируется историография религиозной жизни мордовского народа, начиная со средневековой эпохи вплоть до сегодняшнего дня. Конечно, за столь длительный исторический период существенно изменилась сама религиозная жизнь мордовского народа, он был христианизирован, языческая религия безвозвратно ушла в прошлое, сохранившись лишь в виде остатков, реликтов. Однако изучение данной темы, как убедительно показано в статье, издавна привлекало и до сих пор привлекает исследователей как отечественных, так и зарубежных, поскольку религия является чрезвычайно важным элементом духовной жизни этноса, его культуры и быта, менталитета, идентификации.
На мой взгляд, до сих пор религиозная жизнь мордвы, несмотря на уже имеющиеся весьма полные и серьезные труды по этой теме, изучена неполно, особенно такие ее аспекты как религиозный синкретизм, сектантство и др. Думается, что существенное усиление религиозного фактора в современном мире, в том числе и в Российской Федерации, Республике Мордовия, будет способствовать росту интереса исследователей к этой теме, появлению новых интересных работ по ней.
По моему мнению, статья весьма содержательна, носит научно-исследовательский характер, имеет большую
теоретическую и практическую ценность. Ее выводы аргументированы, новы. Импонирует авторский стиль изложения материала, логичный и беспристрастный. Считаю, что работа может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах как нашей страны, так и за рубежом.
зав. отделом археологии и этнографии
НИИ Гуманитарных наук при Правительстве РМ
доктор исторических наук, профессор
Л. И. Никонова