ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В КОНЦЕ XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКОВ Шилейкис К.С. Email: Shileikis655@scientifictext.ru
1Шилейкис Кирилл Станиславович - магистрант, кафедра истории России, Гуманитарный институт Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматриваются религиозные особенности Речи Посполитой в период её наивысшего расцвета (1569 - 1648): описание положения религий в контексте их социальной иерархии, распространения и взаимоотношения с другими религиями государства, к которым относились католичество, православие, протестантство, мусульманство, иудаизм. Особое внимание уделяется проблеме Берестейской унии, в ходе которой западнорусская православная церковь перешла в юрисдикцию Римской церкви, что стало катализатором религиозных конфликтов. Ключевые слова: Речь Посполитая, Польша, Литва, Русь, Восточная Европа, православие, католичество, протестантство, Брестская уния.
RELIGION IN POLISH-LITHUANIAN COMMONWEALTH IN THE LATE 16TH AND EARLY 17TH CENTURY Shileikis K.S.
Shileikis Kirill Stanislavovich - Graduate Master's degree, DEPARTMENT FOR HISTORY OF RUSSIA, INSTITUTE FOR THE HUMANITIES SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK
Abstract: the article considers Polish-Lithuanian Commonwealth religious specifics in the period of its utmost preponderance (1569 - 1648): religions specificity in terms of their social status and other Commonwealth religions relations. The list includes Catholicism, Orthodox Christianity, Protestantism, Islam, Judaism. A special consideration is given to Union of Brest that signified the Mitropolitan of Kiev transference under Roman church jurisdiction that launched a series of religious and ethnic conflicts.
Keywords: Polish-Lithuanian Commonwealth, Poland, Lithuania, Russia, Eastern Europe, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, Brest Union.
УДК 94:353.2
Речь Посполитая - необычное для своей эпохи государство. Некоторые исследователи называют унию прототипом Европейского союза ввиду конфедеративности, многонациональное™ и сравнительной демократичности («шляхетская демократия»), но являлась ли страна примером религиозной терпимости? Какова была конфессиональная диспозиция и как религии сосуществовали в период религиозных конфликтов Реформации?
Понять общую статистическую картину соотношения между конфессиями державы можно благодаря оценке этнической демографии. Итак, на 1618 год, время максимального расширения территории Речи Посполитой, по данным исследователя Погоновского, совокупное население ее составляло 12 миллионов человек. Приблизительные оценки численности отдельных народов: поляки и литовцы (католики) - 4,5 млн, русь (православные) - 5 млн, евреи (иудеи) - 500 тысяч. Судя
по всему, немцы, латыши, эстонцы, пруссы, татары, караимы и армяне умещаются в оставшиеся два миллиона [1, с. 96].
В 1573 Варшавская конфедерация официально обязалась защищать в стране религиозную свободу. Республика стала местом: «где находили убежище самые радикальные религиозные секты, бегущие от преследований христианских держав. Все религиозные секты в Польше наслаждались терпимостью, ибо на то была воля короля» [2]. Религиозная толерантность процветала до смерти короля Зигмунта (Сигизмунда) II Августа, после чего реакционная церковь начала контрреформацию.
Католичество утвердилось в качестве государственной религии в Польше в ходе крещения князем Мешко I в 996 году. С тех пор католичество играло в стране огромную роль. А с переходом немцев, чехов и шведов в протестантство католики считали Польшу восточным форпостом католичества. По словам папы Пия IX, Польша — это «оплот христианства» на Востоке; «польский народ послан биться за веру» [ 3 ].
В связи с тем, что поляки веками были самым восточным католическим народом, они считали себя миссионерами и цивилизаторами. Первым реальным миссионерским достижением поляков стало крещение Литвы. В 13 85 великий князь литовский Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, объедини обе державы (так называемая Кревская уния). Новый король перешёл из православия в римскую веру и обязался привести к ней свою страну. Не сумев навязать его подавляющему большинству русского населения, Ягайло взялся за искоренение литовского язычества в 1 87, а в 13 89 Литва была признана папой католическоф. В 1411 году запад Литвы - Жямайтия стала последним краем Центральной Европы, принявшим крещение (по римскому обряду). «С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами» [4].
Таким образом, в рассматриваемый период католичество господствовало в Польше, этнической Литве и городах Галиции, входивших в состав Польского королевства с 1349 года. Было официальной религией короля и большей части аристократии (шляхты).
Православие. В Польше и Литве традиционно терпимо относились к конфессиональным меньшинствам: армянам, иудеям, мусульманам. Даже православие не претерпевало притеснений, так как изначально было религией большинства на русских землях Галиции и Великого княжества Литовского. Население княжества было на 90% русским до передачи украинских земель Польской Короне в 1569 году. В Литве православие было на равных правах с католичеством, даже после Крещения Литвы, а в 1458 году Литва получила от Константинополя независимую от Москвы епархию. Но ситуация стала меняться с созданием Польско-Литовского государства и шествием Реформации по Европе.
Король Зигмунт II Август покровительствовал протестантам и заступался за православных. Но с его смертью новая сила - иезуиты, быстро искоренили процветавшее в Литве протестантство. Именно они стали серьёзным оппонентом в полемике против главного идейного врага - православия. Кроме того, король Стефан Баторий намеренно раздавал духовные саны в русской церкви некомпетентным лицам. Та часть литовской шляхты, что некогда увлекалась протестантством, под иезуитским давлением перешла в католичество, но в него стали массово обращаться крупнейшие русские магнаты, некогда покровители православной церкви. Так русский полемист и иерарх Мелетий Смотрицкий уже в 1610 году сокрушается в своём «Плаче», перечисляя все русские роды Республики, отступающиеся от родной веры: «Где теперь неоценённый тот камень... - дом князей Острожских, который блеском светлости старожитной веры над всеми другими светил?» [5].
Брестская уния. Виднейший польский полемист Пётр Скарга предложил объединить обе церкви. Такая риторика стала популярной в связи с представлением о
схизматической природе русской церкви. В 1590 русский епископский собор, недовольный константинопольским патриархом, обратился к королю с просьбой о передаче православной церкви под покровительство римского понтифика. В 1595 году епископами были составлены «артикулы» проекта унии, предусматривавших переход в юрисдикцию Рима, невмешательство его в догматику и обряды, защита прав иерархов от религиозных братств и феодалов, сохранение церковных наделов, предоставление сенаторства высшим иерархам, противодействие греческому влиянию. Не обошлось и без политических требований: «чтобы король благоволил дать нам почет на сейме и место в раде... чтобы мы удостоены были таких же вольностей, какими пользуются в короне польской и великом княжестве литовском арцибискупы, бискупы, прелаты и весь римский клир» [6, с. 636]. Таким образом, предполагалась сравнительная автономия церкви как от Рима, так и от Константинополя.
Против унии с Римом выступили широкие массы православного населения. Желая ускорить процесс, посольство иерархов в Риме согласилось на унию даже без соблюдения артикулов. В папской булле гарантировались требований епископов, но об автономии речи уже не шло.
В октябре 1596 года в Берестье (Брест) произошёл собор духовенства, шляхты и магистрата. Несмотря на бойкот со стороны консервативной массы, уния была заключена при полной поддержке короля: Зигмунт III закрыл храмы с антиуниатскими священниками, передал право вести богослужение исключительно униатам, православному мещанству был закрыт путь в магистраты, а ремесленникам в цеха. В 1608 году умер последний сильный защитник православия - магнат Константин Острожский, а в 1612 году умер последний православный епископ, к тому времени в русских церквях демонтировали иконостасы. На защиту исконной веры встало украинское казачество, в 1620 году гарантировавшее иерусалимскому патриарху въезд на южнорусские земли, где он восстановил православную иерархию. Королю пришлось считаться с казаками, защищавшими южные границы от Османской империи. Таким образом, в 162 году на сейме православные добились отмены преследований, изъятия имущества, ссылок. Но реальной легитимации не произошло: в этом же году горожане Витебска убили униатского полоцкого епископа - Иосафата Кунцевича. Реакцией был полный запрет на строительство и реконструкцию православных церквей.
В 163 3 году новоизбранный король Владислав IV признал законность православной Киевской митрополии, возвращалась свобода веры и отнятые монастыри и церкви. Это в свою очередь вызвало протесты униатов, не желавших уступать назад полученное прежде. В это время в русских землях противостояние православных и униатов обострилось вплоть до кровопролития. Тяжёлая религиозно -этническая ситуация и притеснения со стороны феодалов и католического духовенства на русских землях впоследствии привели к освободительному восстанию Богдана Хмельницкого, закончившемуся присоединением Левобережной Украины к России. Притеснения православных на оставшихся территориях Речи Посполитой продолжались вплоть до полного раздела государства. О положении православия громко говорит тот факт, что вся русская шляхта в течение XVII века окончательно ополячилась и приняла католичество.
Итак, православие продолжало оставаться традиционной религией русских земель и сельского населения Галиции. Униатство преобладало на Западе будущих Украины и Беларуси, а традиционное православие - на востоке. Православие также исповедовали многочисленные армяне в Галиции, но они не испытывали религиозных притеснений, так как в их руках была сосредоточена значительная часть торговли страны.
Протестантство. Не менее простой была официальная политика в отношении протестантов. Ещё в 1520 году лютеранство распространилось среди остзейских немцев. На момент создания Речи Посполитой протестантство господствовало в немецкой Пруссии и Ливонии, где немцы распространили лютеранство среди
латышского и эстонского большинства, ранее исповедовавшего католичество. В 1540-ых в Польшу и Литву проникает кальвинизм и чешские братья-гуситы. Постепенно открываются церкви, издаются протестантские библии. К 1560-м протестанты были уравнены в правах с католиками и православными и даже доминировали в нескольких литовских воеводствах: «Протестантская проповедь добросовестного исполнения долга особенно хорошо ложилась на национальный характер жителей Белой Руси. В Новогрудском воеводстве из 600 семей православной шляхты более 580 стали протестантами» [7, с. 107]. Новое вероучение способствовало появлению первых книг на польском и литовском языках, их развитию.
При короле Стефане Батории набирает обороты контрреформация, эффективно осуществлённая орденом иезуитов. Участились преследования протестантов и погромы общин, храмов. Шляхта стала возвращаться в католичество. В первой половине XVII века и в ходе «Кровавого потопа» протестантские общины были почти полностью искоренены. Неприкосновенными они остались только в герцогствах Прусском и Курляндском, входящих в Речь Посполитую на вассальных правах.
Иудаизм. Ещё в XIV веке евреям были даны широкие привилегии в Польше и Литве, что сделало их привлекательными для евреев со всего света: к 1570-м в Речи Посполитой жило 80% евреев мира (500 тысяч/5% населения Польши и Литвы) [8]. Некоторые города были населены исключительно евреями (христианам в них селиться запрещалось). Однако, католическая церковь по религиозно-идеологическим причинам не любила евреев, ограничивая их в правах. Так, в некоторых местностях евреям были запрещены ремёсла и многие другие виды деятельности, поэтому в еврейской среде стало процветать ростовщичество и торговля. Особенно ненависть к евреям, как к арендаторам, мытарям, посредникам шляхтичей-эксплуататоров и, особенно, иудеям, была сильна на Украине среди простого населения. Поэтому во время восстания Хмельницкого повстанцы громили поляков-католиков, униатов, но особую жестокость проявляли к евреям, вырезая население целых городов. Оценки жертв среди еврейского населения колеблются в среднем от 0 до 100 тысяч в разных источниках [9 , с. 170] - четверть всех евреев Республики.
Иудаизм также исповедовали тюркоязычные караимы, переселённые из Крыма в княжество князем Витовтом в XIV веке [10]. Их потомки до сих пор сохраняют свой язык и традиции.
Ислам был представлен литовскими татарами (липками) начавшими переселяться в Литву из улуса Джучи в XIV-XV. Липки в течение веков превосходно служили стране в качестве кавалеристов. Они не ассимилировались, но в отсутствие мусульманских женщин вступали в смешанные браки, постепенно утратив свой язык в пользу западнорусского и польского к концу XVI века, чему причиной была: «необходимость перевода на белорусский [западнорусский], а затем и польский языки религиозной литературы: сур Корана, непонятных литовским татарам арабских текстов молитв, легенд о пророке Мухаммеде» [11, с. 4 9 ]. Для религиозных текстов использовался литовский вариант арабской вязи.
Таким образом, католичество являлось доминирующей религией и исповедовалось преимущественно в этнической Польше и Литве, Львове и, повсеместно, шляхтой. Православие традиционно преобладало на Руси, постепенно вытесняясь униатством всё дальше к восточной границе. Протестанты были рассеяны на севере (в основном среди шляхты). Иудаизм исповедовали евреи и караимы, а ислам - татары-липки. За 20 лет (1573 -1596) Речь Посполитая превратилась из самого толерантного государства Европы в один из эпицентров религиозных конфликтов (особенно, католики - протестанты, католики - православные, православные - униаты), приведших впоследствии к коллапсу государства.
Список литературы /References
1. Pogonowski Iwo. Poland, a historical atlas. New York: Dorset, 1988. Print. 322 pages.
2. Unesco.org. Poland - The General Confederation of Warsaw. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.archive.org/web/20080520235227/http://portal.unesco.org/ci /en/ev.php-URL_ro=7748&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 02.03.2018).
3. Федченков В. Духовный лик Польши. Католики и католичество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://predanie.ru/veniamin-fedchenkov-mitropolit/book/216803-dukhovnyi-lik-polshi-fiedchienkov/ (дата обращения: 1.0 3 .18).
4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. / Армяне на Руси и в Польше/ Жмудь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Армяне_на_Руси_и_в_Польше, https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Жмудь/ (дата обращения: 02.03.2018).
5. Смотрицький Мелетш. Тренос, тобто плач. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litopys.org.ua/human/hum37.htm/ (дата обращения: 02.03.2018).
6. Карташев А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1: Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА, 1992. 686 с.
7. Алексеев А. Русь невеликая. «Наука и жизнь», 2009. № 10.
8. Mike Rosenzweig. History of the Jews in Poland - Early History, 1998. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zchor.org/heritage/history/ (дата обращения: 20.12.2018).
9. Stampfer Shaul: Jewish History. Vol 17: "What Actually Happened to the Jews of Ukraine in 1648?". Рages 165-178, 2003.
10. Краткая еврейская энциклопедия // Хмельницкий Богдан. Том 9, 1999. С. 852 -855. // Караимы. Том 4, 1998. С. 90-102.
11. Мишкинене Г. Очерк истории и культуры литовских татар (журнал «Диаспоры», 2005. № 2. С. 40-62).