ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 130.122
Е.Ю. Вавилова
канд. филос. наук, доцент ЯГТУ, г. Ярославль, РФ E-mail: vavilovaey@mail.ru Е.Н. Хандурова аналитический психолог, МААП, г. Ярославль, РФ E-mail: elena.khandurova@gmail. com
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Аннотация
В статье проанализированы основные современные подходы к пониманию содержания, динамики, эволюции религиозной идентичности. В результате их синтеза сформировано определение религиозной идентичности и выделены ее структурные компоненты.
Ключевые слова
Религиозная идентичность, религиозность, социальное, индивидуальное, концепт.
В современном мультикультурном глобальном мире, в условиях возросшей социальной динамики проблема идентичности личности и социальных сообществ заслуживает особого внимания. Традиционные идентичности по этническому, национально-гражданскому, гендерному, религиозному, профессиональному признакам стали менее устойчивыми, поскольку не исчерпывают самоопределение субъекта в глобально-информационном мире. Возникла необходимость исследовать сущность, структуру, динамику, пресечения традиционных и вновь возникших идентичностей, их проявления в функционировании и развитии современного общества. Одним из векторов самоопределения субъекта является религиозная идентичность, которая существенно определяет ценностно-смысловой универсум культурного типа.
Большинство исследователей рассматривают религиозную идентичность как двойной феномен, причем с одной стороны он проявляется как сущность, которая является производной от психологически-экзистенциальных факторов человека, а с другой, как сущность, которая проистекает и трансформируется в зависимости от социальных, культурных, политических, экономических обстоятельств. В упрощенном виде эту проблему можно возвести к альтернативе психологического или социального происхождения феномена религиозной идентичности и говорить о двух видах религиозной идентификации человека: личностной и социальной. Такой подход нашел свое отражение во многих теоретических и практических исследованиях.
Введение в научный оборот понятия религиозной идентичности было продиктовано, с одной стороны, появлением специфических процессов в религиозной среде, протекающих в общемировом глобальном пространстве, с другой - процессами, которые происходили внутри методологии современных гуманитарных наук. Постмодернистское влияние на «науки о духе» обозначилось тем, что исследователи отошли от глобальных теоретических построений в стиле классической рациональности, и перешли к иному прочтению и интерпретации имеющихся феноменов. Не стал исключением и феномен религиозной идентичности, проанализированный с позиций новых философско-антропологических концептов.
1.Концепт культурного кода. Английский исследователь Э. Смит, рассматривая определенную совокупность социальной идентичности, в частности: этническую, родовую, гендерную, пространственную, социально-классовую, выделяет как наиболее устойчивую религиозную идентичность.
Он отмечает, что религиозная идентичность основывается на собственных категориях и критериях, полностью отличающихся от критериев социального класса, и опирается на объединение культурных элементов в кодифицирующиеся обряды и ритуалы. В целом Э. Смит понимает религиозную идентичность как субъективное признание определенной общественно-объективной системы символов. В данном антропологическом дискурсе заметно влияние идей Дж. Дж. Фрэзера, который полагал первичность ритуала/символического действия по отношению к объясняющему его мифу/нарративу и вербальному сопровождению церемонии. Сущность религиозной идентичности, как считает отечественный ученый М. П. Мчедлов, состоит в объединении в обществе тех, кто признает символический код, определенную систему ценностей и традиций, веры и ритуала, совокупно со ссылкой на сверхэмпирическую/трансцендентную реальность [5].
Концепт культурного кода предполагает синтетических характер религиозной идентичности:
- соблюдение системы ценностей и традиций, которые привязывают индивида и группу к определенному контексту существования в общественной среде;
- признание конкретного символического кода, который задает пространственно-временные, когнитивно-эмоциональные и другие стандарты для развития личностной и коллективной идентичности;
- формирование чувства причастности к внеэмпирической реальности, которая создает экзистенциальный контекст существования личности и группы;
- принадлежность к специализированной социальной организации, которая является основой конфессиональной причастности.
Понимание религиозной идентичности как культурного кода означает приведение в систему информации о мире, организацию этой информации в связные структуры с целью постижения ее содержания и построения общего онтологического образа мира историко-культурным субъектом.
2. Аксиологический концепт. Он утверждает, что религиозная идентичность является категорией религиозного сознания, содержанием которой выступает понимание соотношения с идеями и ценностями, которые представлены конкретной системой верований. Общая самоидентификация личности в области субъективного отношения к сакральному в первую очередь зависит от принятия/отвержения предложенной конкретной религией иерархии этических ценностей. При сопряжении личностного и социального происходит приобщение индивида к формальным религиозным институтам. Религиозная идентичность является формой принадлежности к определенной религии или конкретной религиозной группе, формируя принадлежность отдельного индивида к религиозной организации и обеспечивая воспроизводство нормативной этической установки [2]. Такая позиция актуализируется высказыванием с указанием на конфессиональную идентичность: «Я - верующий христианин/ мусульманин/ буддист».
Однако, следует отличать религиозность и духовность. В самом общем смысле духовность можно понимать как совокупность смысложизненных ценностей, жизнеопределяющих смыслов. Духовность является основой жизненных ценностей и в этом статусе определяет их сферу, содержание и качество, задает направленность экзистенциально-личностного бытия, тогда как религия - это сфера пересечения духовной жизни индивида и группы, специфический способ практически-духовного освоения мира. Понимание религиозной идентичности с позиций аксиологического концепта - узкая форма отображения социальной реальности под определенным углом зрения.
3. Социально-феноменологический конструктивизм. Теоретической базой социально-феноменологического конструктивизма является феноменология Э. Гуссерля. Важнейшей сущностной чертой, которая характеризует сознание, философ считает принцип интенциональности. Последний отображает фундаментальный факт направленности сознания на определенный феномен, значимый для сознания объект. П. Бергер и Т. Лукман при рассмотрении религиозной идентичности предлагают расширить принцип интенциональности и изучать религию с позиции социально-феноменологического конструктивизма [1].
Вся реальность, в том числе и религиозная, появляется как результат конструктивной деятельности личности и ее направленной творческой интерпретации окружающей среды. Религиозная идентичность
конструируется самим человеком и его социальной группой на основе системы ценностей и своего понимания места в обществе. При типизации объектов и оценке социальных действий каждым из индивидов используется тот набор религиозных символов, который является характерным для его культуры «домашней группы» [8]. При этом набор, значение, статус символов исторически и культурно отличается в разных группах. С конструктивистской точки зрения религиозная идентичность постигается как историческая повседневная конструкция индивидов и групп, актуализирующаяся по следующим принципам:
- принцип историзма. Религиозная идентичность конструируется на основании предыдущих конструкций в объективно-исторических условиях;
- принцип системного творчества. Прошлая религиозная идентичность воссоздается, присваивается и изменяется в процессе культурных взаимодействий.
В историческом процессе, исходя из позиций конструктивизма, религиозная идентичность появляется одновременно как объективированная и интериоризированная сущность. Объективированная часть религиозной идентичности предстает как внешний мир конфессиональных социально-культурных институтов, символов, текстов. Интериоризированная часть религиозной идентичности проявляет себя в индивидуальном практическом дискурсе, позволяющем субъекту конструировать новые смыслы и вкладывать их в текущую культуру. Успешная идентичность (религиозная в том числе) предполагает симметричный баланс между объективной и субъективной реальностями индивида, между внешне проявленным долгом и внутренне обусловленным творчеством. С комплексных позиций конструктивизма, религиозная идентичность является одним из социальных конструктов, который возникает в процессе субъективного отображения и активного конструирования индивидом религиозной реальности на основе имеющейся социальной категоризации.
4. Социально-психологический концепт. Представлен современной отечественной гуманитарной наукой: Л. П. Ипатова [3], А. Н. Крылов [4], М. П. Мчедлов [5], Ю. И. Рыжова [6], О. В. Сучкова [7] и другие исследователи. Проблемное поле: религиозная идентичность как один из способов самоопределения в глобальном мире, системность бытия человека, диалектика внешнего/нормативного и внутреннего/экзистенциального в религиозной идентичности.
Последний аспект обсуждается отдельно как проблема соотношения религиозности и религиозной идентичности. Основные элементы концепта религиозности исследователями очерчены так: религиозное мировоззрение и опыт, религиозное самосознание и вера, религиозные практики и отношения, понимание символики. Отечественная школа религиоведения выделяет в структуре религиозности: религиозное поведение, религиозное сознание, религиозные отношения. Исходя из этого, сам феномен понимается как определенное состояние индивидов и обществ, характерной чертой которого является вера в сверхъестественное, которое выступает в качестве объекта поклонения в конкретном религиозном учении. В таком случае религиозность есть системообразующий фактор религиозной идентичности, позволяющий отдельному верующему и/или группе поддерживать свою целостность самостоятельно от других идентификационных практик. Религиозная идентификация по отношению к религиозности может рассматриваться, как процесс присвоения религиозности и конструирования на основе последней личностью определенного смыслового конструкта - религиозной идентичности. Это процесс вхождения личности в структуры религиозного пространства и присвоения себе в нем определенного места. Следовательно, религиозную идентичность и религиозность можно разъединить, выделив их границы и направленность. Можно сказать, что существует скрытое измерение религиозности, которое применяется для внутренней структуризации религиозной группы, конфессии или культа. Также можно выделить внешнее измерение, или религиозную идентичность. Последняя выступает в качестве маркера религиозности, который религиозная группа «выдвигает наружу», представляя себя в повседневных социально-культурных практиках. Эти два уровня актуализируются внешними и внутренними границами, где первые выступают в качестве результата социальной репрезентации и взаимодействия религиозной группы, конфессии с другими общественными объединениями. Вторые выделяют и устанавливают
определенную иерархичность внутри самого религиозного учения, их можно рассматривать как обладание каждым представителем конкретной религиозной системы определенным священным знанием, причастность к которому конструирует отношения внутри группы.
Следовательно, нетождественность понятий религиозной идентичности и религиозности корениться в том, что первая выступает как определенный набор отношений между верующим и религией. Такое положение вещей требует от верующего не только принадлежности к определенному религиозному течению, но и обусловливает актуализацию критической рефлексии по типу этой принадлежности. Приведенное соотношение может изменяться во времени, пересекаться с другими разновидностями социальной идентичности: политическими, национальными, профессиональными. В таком ракурсе, религиозную идентичность следует рассматривать как системный социально-психологический поведенческий конструкт, связанный с иными, пересекающимися идентичностями.
Религиозная идентичность - социально-антропологическое интегративное явление, в структуре которого следует выделить несколько компонентов:
- когнитивный компонент представляет собой религиозные знания человека;
- этико-аксиологический/ценностный компонент предполагает понимание и следование нормативной иерархии ценностей в конкретном религиозном учении, включая ее обоснование и распространение;
- эмоциональный/аффективный компонент включает эмоции и чувства человека по отношению к религиозным объектам, ритуалам, институтам и персонам;
- экзистенциально-психологический компонент обнаруживает наполненность смыслом (или опустошенность) векторов трансцендирования, которые поощряются конкретной религией;
- поведенческий компонент включает религиозные действия, такие как: посещение храма, чтение священных книг, молитва, подаяние и другие.
Религиозная идентичность как феномен целостна, ее компоненты тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Список использованной литературы:
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Забияко А. Религиозная идентичность // Религиоведение. Словарь. М., 2006. С. 403-405.
3. Ипатова Л.П. Православная идентичность как персональный портрет // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 169-215.
4. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве (психология и социология религии). 2-е изд. М.: Изд-во Икар, 2012. 306 с.
5. Мчедлов М.П. Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 3-33.
6. Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 141-168.
7. Сучкова О.В. Проявления когнитивного компонента религиозности у молодежи // Вестник Тверского государственного университета. 2010. № 6. С. 24-63.
8. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. C. 129-137.
© Вавилова Е.Ю., Хандурова Е.Н., 2018