ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
УДК 378
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ Никольский Е.В.
В статье приводится четкое определение общекультурных компетенций будущего специалиста, показано, что они отражают социальное ожидание того, что выпускник вуза, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: высокие морально-нравственные
характеристики и ценности гуманизма, обладает общей, языковой, правовой культурой. В этом контексте рассматривается религиоведческая грамотность, в ходе изложения доказывается, что она органично входит в состав общекультурных компетенций, дополняет и раскрывает их содержание. В статье специально отмечается, что религиоведческое просвещение является необходимой и актуальной частью в социализации молодого человека.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, педагогика высшей школы, религиоведческая грамотность, подготовка юристов, толерантность.
RELIGIOUS LITERACY IN THE SYSTEM OF CULTURAL COMPETENCIES IN THE TRAINING OF LAW STUDENTS
Nikolsky E.V.
The article provides a clear definition of general cultural competence of the future specialist, it is shown that they represent a social expectation of the fact that a graduate student entering into the social life, shares the values that prevail in this society: high moral characteristics and values of humanism, has a common language, legal culture. In this context, religious literacy is considered, in the presentation we prove that it is an organic part of the composition of the general cultural competences, complements and reveals their content. The article specifically states that religious education is a necessary and relevant part in the socialization of young people.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
Keywords: general cultural competences, pedagogy of higher education, religious literacy, training of lawyers, tolerance.
Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель системы образования. В основе нового выбора лежат те задачи, которые личность воспринимает как перспективные с точки зрения собственного развития. Сегодня актуализировался вопрос о формировании в процессе образования определенного набора специфических субъектных (с позиции направления профессиональной подготовки) качеств, определяемых как "компетенции".
В данной статье мы рассмотрим пути применения общекультурных компетенции по отношению к религиоведческой грамотности. При этом саму суть компетентностного подхода в его исторической перспективе и с аксиологических позиций затрагивать не станем. Это мы планируем раскрыть в одной из наших будущих публикаций. Отметим лишь то, что разработка новой парадигмы образования связана с жизнью в динамично изменяющихся условиях и требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Профессиональная деятельность в условиях поликультурного общества выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию, сотрудничеству и толерантности.
Существенным ускорителем этих процессов стала информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации, что принципиально меняет возможности коммуникации, порождает иные возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции. Ведь, «в современном постиндустриальном обществе для профессионального успеха выпускнику вуза необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, к деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка труда. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения в ситуации неопределенности, обладать коммуникативной компетентностью. Все
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
эти качества входят в состав профессиональных и общекультурных компетенций, сформированность которых, наряду с усвоенными знаниями, умениями и навыками, является результатом высшего профессионального образования» [3, с. 130].
Изменился и характер общественного труда, для которого стали свойственны высокий уровень специализации и кооперации, увеличение наукоемкой составляющей хозяйственной практики, что требует подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных к самосовершенствованию в течение всей жизни и развития навыков успешной совместной работы. Все это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит новый лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Эти вызовы порождают новые требования к образованию. В отличие от предыдущей "знаниевой" парадигмы, ориентированной на передачу определенной суммы знаний от одних членов общества другим, новая парадигма образования направлена на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании навыков и умений, их развитии и реализации в общекультурных и профессиональных компетенциях.
Компетенции, формируемые в процессе образования, являются основой компетентности, т.е. - осведомленности, авторитетности в какой-либо области профессиональной деятельности. Показателем профессионального мастерства специалиста юриста служит его компетентность в той области социальной практики, где он работает. В современном мире происходят глобальные социальные, политические и экономические изменения в мире и в частности в российском государстве, также усиление роли международных отношений. В качестве отдельной тенденции отметим усиление «... интереса к национальным корням, пробуждение национального самосознания народов, что актуализируют потребность в высококультурном специалисте. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутрен-ний мир и отношения с социумом» [4].
В связи с внедрением в российскую образовательную систему компетентностного подхода встает закономерный вопрос о соотношении тех или иных тематических разделов или читаемых курсов по отношению к общекультурным, или профессиональным компетенциям, которые должны сформироваться у выпускника вуза. Рассмотрим данную тенденцию на примере подготовки юристов.
Исследователи отмечают, что «культурологическая» ориентация современного образования «отражает и новые возможности для определения путей обновления, обогащения, пересмотра содержания высшего образования. Ядром модели выпускника по любому направлению подготовки высшего профессионального образования являются универсальные (общекультурные) компетентности» [4] .
Так А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция это -широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен. А именно «....познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [7, с. 115].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
Общекультурные компетенции относится к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского [7], которая включается в метапредметный уровень содержания образования. Поэтому формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках каждого предмета, реализующего содержание общего образования. Л.С. Троянская определяет общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленнную «опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентацией на
использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [6, с. 30]. Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно - способность специалистов самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.
Таким образом, изучив некоторые из существующих определений общекультурных компетентности, мы предлагаем обобщающую дефиницию. Общекультурные компетенции - это базовое свойство личности, обеспечивающее её вхождение «в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме» [4]. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при этом эти компетенции помогают специалисту в приобретении новых компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении.
С.Л. Троянская [6] так определяет трехкомпонентную структуру общекультурных компетенций: в ее состав входят когнитивный, ценностно-
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты.
Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание. В нашем случае это приобретение знаний в сфере религий, изучение их типологии, влияния на культуру, их роль в жизни общества. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний»,
«совокупность интеллектуальных элементов» [6, с. 20]. В нашем случае - это ознакомление в общих чертах с доктринами ведущих религий, их этическими комплексами, их влиянии на философию и искусство.
Именно через ценностно-ориентационный аспект в контексте общекультурных компетенций мы трактуем религиоведческую грамотность. Это часть мировоззрения, позволяющая человеку в гуманистическом ключе правильно и рационально воспринимать религиозные явления и факты универсального мира, оценивать их и соответственно с этим действовать, не причиняя социального, психологического, нравственного ущерба, как самому себе, так и окружающим людям. Данное свойство личности целесообразно рассматривать преимущественно в аксиологическом аспекте.
Роль религий в ходе обозначенных выше явлений переоценить сложно, но у будущих юристов как представителей социально-ориентированной профессии должно сформироваться четкое представление о данных процессах. Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционноповеденческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в «...определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта» [6, с. 20]. Религиозная сфера - не исключение.
Рассмотрим далее вопрос о сущности общекультурных компетенций и их преломлении при преподавании религиоведческих дисциплин. О.Е. Лебедев предлагает структуру общекультурных компетенций студента-юриста [2], которая включает в себя наличие как базовых (гуманитарных), так и правовых и других специальных знаний, навыков и умений, профессионального опыта,
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
приобретаемого в результате профессиональной подготовки и осуществления профессиональной деятельности. Границы компетентности зависят от сферы деятельности юриста и конкретных задач, которые перед ним поставлены. Эти задачи могут изменяться, а соответствие новым компетенциям будет требовать повышения профессиональной квалификации и переподготовки (при переходе на смежный с правовым вид деятельности).
Задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза решается комплексно и включает в себя как общую систему организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения, и методику преподавания дисциплин, заложенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного, социального и экономического циклов. На эти дисциплины ложится задача логического обоснования и осмысления социально культурных ценностей, которыми студент должен овладеть в процессе получения высшего профессионального образования.
Анализ содержания общекультурных компетенций в указанных трех направлениях подготовки показывает, что, несмотря на самостоятельность и независимость формулировок, можно утверждать, что общекультурные компетенции отражают нечто общее. В частности - характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это требование отражает социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: высокие моральнонравственные характеристики и ценности гуманизма, обладает общей, языковой, правовой культурой.
При обозначении общекультурных компетенций следует представлять, какие требования предъявляет общество к выпускнику юридического вуза, и что он ожидает сам от своей профессиональной деятельности. В этом отношении важны конкретные ценностные параметры дипломированного юриста - квалифицированного специалиста, выпускника бакалавриата или
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
магистратуры. Это - умение оценить собственные профессиональные возможности и ориентироваться в нормах и этике социальных и правовых взаимоотношений, в области гражданского, уголовного, международного права, способного к самостоятельной познавательной деятельности и самоорганизации в сопредельных сферах гуманитарного знания.
Перечислим общекультурные компетенции (ОК) [1], которыми должен обладать выпускники (бакалавры и магистры по направлению подготовки «юриспруденция») и соотнесем их с базовой темой нашего исследования -религиоведческой грамотностью.
ОК-1 - Способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности. Конституция РФ (статья 28) предполагает свободное исповедание любой религии, или неисповедание никакой. Иными словами, гражданину предоставляется в рамках свободы совести самостоятельно осуществлять свой мировоззренческий выбор, который невозможен без соответствующих знаний.
ОК-2 - Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностномотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии. Раскрытый выше принцип законности подразумевает уважение к верующим любой религии и осуществление ими своей религиозной деятельности. А это в свою очередь предполагает, во-первых, формирование зрелого гуманистического мировоззрения у современных юристов и понимание ими специфики деятельности религиозных организаций. Во-вторых, будущие специалисты должны обладать развитым мировоззрением, которое включает в себя понимание философско-экзистенциальных и религиозных аспектов нашего бытия, ориентирование в нравственных и аксиологических проблемах, понимание прав человека и демократических свобод.
Мир религий как социальное явление не является исключением. Изучение религиоведения имеет большое воспитательное значение в системе подготовки юристов, поскольку помогает обучаемым овладеть одной из важнейших
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
областей мировой и отечественной культуры, осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия является другим, а это, в конечном счете, должно определять успех в профессиональной деятельности.
ОК-3 - Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия. Прежде всего, формирование общекультурных компетенций предполагает ориентацию в первоисточниках культуры - произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-популярной литературы. Этот перечень видов можно продолжить. О роли религии в формировании культуры говорить не приходится. В контексте ознакомления с первоисточниками необходимо обратить внимание студентов на такие важные культурные тексты как Ветхий и Новый Завет (Библия), научить понимать разницу между мифологией и фиксацией Откровения. В реальной образовательной практике подавляющее большинство студентов ограничивается знакомством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы, или некачественными видеоматериалами и журналистскими домыслами, которые зачастую сеют панику, или намерено искажают картину мира.
ОК-4 - Способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач. Религия составляет важную часть социально-политической жизни, поэтому знание данных аспектов будет полезно будущему специалисту.
ОК-5 - Способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК-6 - Способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры.
ОК-7 - Способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.
При анализе пятой, шестой и седьмой общекультурных компетенций отметим, что для человека с религиозными взглядами выполнение его социальных обязанностей приобретет новый оттенок. А для атеиста и агностика знание религиозной этики позволит лучше понимать людей с иными типами мировоззрения. Религия начинает играть все большую роль в социальнополитических процессах современного мира. В этой связи, изучение религиоведения имеет большое значение в системе подготовке кадров для правоохранительных органов. Это помогает обучаемым выработать умение прогнозировать воздействие религиозного фактора на те, или иные стороны жизни общества и сформировать у обучаемых методологическую культуру обнаружения и решения проблем религиозно-этнического характера, способных оказывать влияние на их будущую профессиональную деятельность.
Освоение основ религиоведения вносит большой вклад в гумманитаризацию образования, овладение обучаемыми достижениями мировой и отечественной культуры, формирует у них необходимые компетенции, позволяющие свободно самоопределяться в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Основной задачей курса «история религий» является формирование у будущих юристов навыков, способствующих адекватной оценке тех или иных явлений, связанных с религиозным фактором, что является важным условием профессионального выполнения ими служебного долга. Поэтому большое внимание должно
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
уделяеться социально-культурным функциям религии, ее историческом взаимодействии с культурой и другими сферами человеческого бытия.
Здесь необходимо подробно анализировать положения российского законодательства о свободе совести, о свободе вероисповедания, о религиозных организациях, рассматривать возможности ведения диалога с верующими, представителями различных конфессий. Если религиозные нормы являются неизменными на протяжении веков и признаются всеми верующими, не нуждаясь в обосновании, то правовые нормы выступают результатом мыслительной деятельности человека, направленной на управление социальноправовыми процессами, обеспечение стабильности и безопасности общества в определённое время. То есть правовые нормы могут вводиться или отменяться в зависимости от их целесообразности. Норма права регламентирует поведение личности, но не ее духовную жизнь в отличие от религиозной нормы. Мера государственного принуждения как гарант обязательности правового поведения, отлична от кары за несоблюдение религиозных норм, предполагающей муки ада.
Назначением же религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «должного» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.
ОК-8 - Способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния. Здесь не избежать некоторых «подводных» течений. В ходе преподавания религиоведения студентам необходимо уяснить разницу между конструктивной и деструктивной религиозностью, между традиционными конфессиями и сектами, а также сформировать понятие об истоках и социально-культурных и антропологических функциях религии.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
ОК-9 - Способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения.
ОК-10 - Способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК-11 - Способность анализировать свои возможности,
самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности.
ОК-14 - Способность осуществлять письменную и устную
коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии.
ОК-15 - Способность к деловому общению, профессиональной
коммуникации на одном из иностранных языков.
ОК-16 - Способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
Данные компетенции (№ 9, 10, 11, 14, 15, 16) формируются при изучении религиоведения не с точки зрения содержания дисциплины, а с точки зрения общегуманитарной методологии и навыков интеллектуальной и социальнонравственной культуры, которую студенты должны освоить в ходе преподаваемых им курсов.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
ОК-12 - Способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни. Знания в сфере религий могут пригодится и в семейной жизни, в общении с родственниками и при социализации последующего поколения.
ОК-13 - Способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности. При анализе этой компетенции речь может идти об общегуманитарном потенциале религии. Как известно, верующие выздоравливают быстрее. Много веков человеческая личность стоит перед проблемой здоровья и болезни: определения этих понятий,
разграничения их и переходов между ними. Религиозно-нравственное понимание всякой болезни, в том числе и психической болезни, отличается от рационального и научного. Для верующего человека болезнь всегда вызывает удивление, недоумение и необходимость самопроверки, выяснения духовного смысла посланного испытания. Человек во время болезни имеет время подумать, внутренне сосредоточиться с помощью друзей, близких или духовного отца, проверить свою жизнь, свои ошибки и падения, которые могли послужить причиной болезни, исправить их последствия через покаяние и таким образом использовать время болезни для нравственного исправления.
При анализе соотношения общекультурных компетенций и религиоведческой грамотности мы приходим к выводу, что изучение основ религий органично вписывается в общекультурные компетенции (№ 1-8, 13). В меньшей степени религиоведческое просвещение связано с иными компетенциями.
Поэтому при разработке основных образовательных программ (ООП) подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускника (например,
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
компетенций социального взаимодействия) включая и религиоведческий компонент. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз должен
способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие
обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Итак, воспитательному процессу - формированию общекультурных компетенций выпускника-юриста - в Федеральном государственном образовательном стандарте уделено значительное внимание. Причина этого весьма очевидна. С момента развала СССР, когда «нашим обществом была утрачена коммунистическая идеология, которая хоть каким-то образом регулировала духовно-нравственное воспитание молодежи, в обществе начали набирать силу разнообразные негативные тенденции (молодежные
субкультуры, протестные настроения, алкоголизм, наркомания и т.д.). Весьма вероятно, что данные тенденции не носят случайный характер, тем не менее, чтобы успешно противостоять им, на уровне государства необходимо уделять воспитанию подрастающего поколения существенно большее внимание, чтобы процесс нравственной деградации и физического вырождения нации, сценарии революционных преобразований, активно продвигаемые Западом, обошли Российскую Федерацию стороной» [1].
В некотором смысле деление компетенций юриста на общекультурные и профессиональные очень напоминает подход, изложенный Николаем Ивановичем Пироговым в поучительной статье, опубликованной еще в 1856 году в «Морском сборнике». Автор предлагает сначала обучать человека и гражданина, а потом специалиста. «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! - призывает Н.И. Пирогов, - дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане!» [5, с. 560]. А
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
религиоведческое просвещение окажет яркое содействие этой благородной цели.
Список литературы:
1. Белозеров О.И. Общекультурные компетенции ФГОС [Электронный ресурс] // Белозеров Олег Иванович [сайт]. 01.11.2012. URL: http ://goo. gl/aucJpo (дата обращения: 10.01.2016).
2. Лебедев О.Е. Культурологические основы образовательных стандартов современной школы // Педагогика. 2008. № 2. С. 110-114.
3. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 130-131.
4. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных
компетенций студента [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2. URL: http://goo.gl/EwTi54 (дата обращения:
12.01.2016).
5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // «Морской сборник» СПб., 1856. Т. XXIII. № 9. С. 559-597.
6. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Ижевск, 2004.
7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
Сведения об авторе:
Никольский Евгений Владимирович - доктор филологических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, профессор, Ученый секретарь Научно-экспертного совета Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2015. № 4. www.st-hum.ru
Data about the author:
Nikolsky Evgeny Vladimirovich - Doctor of Philological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Professor, Scientific Secretary of Scientific expert Council, Institute of Modern Humanitarian Researches (Moscow, Russia).
E-mail: Eugenius-08@yandex.ru.