А. В. Бирюкова
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: МОДЕЛИ,УРОВНИ,
ПРОГРАММЫ
Работа представлена кафедрой социологии СПбГУСЭ.
Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Р. А. Костин
В статье рассматриваются некоторые особенности рекреационной деятельности. Автор применяет сравнительный анализ в социологическом исследовании подростков и формирует модели рекреационной деятельности на основе показателей качества жизни и рекреационных предпочтений подростков. Приводятся программы рекреации, реализуемые в структуре отдыха, с целью сохранения и укрепления здоровья молодого поколения.
Some features of recreational activity are examined in the article. The author uses a comparative analysis for a sociological research of teenagers and forms recreational activity models based on the indices of teenagers' life quality and their recreational preferences. The article presents recreation programs that can be realized in the rest structure for the purpose of preserving and strengthening the young generation's health.
Актуальность рекреационной деятельности приобретает особое значение в условиях высокой заболеваемости школьников. Школа еще не стала объектом укрепления здоровья детей и подростков. Более того, уровень здоровья российских учащихся ухудшается к концу обучения в школе в 45 раз. Известно, что здоровье человека на 52-55% зависит от его качества жизни, социально-экономических условий, на 2025% - от окружающей среды, на 18-20% -
от генетики и лишь на 8-12% - от уровня развития здравоохранения'. Существующая социально-экономическая ситуация в стране отрицательно отразилась не только на социально-нравственном, но и на физическом состоянии здоровья школьников. В сложившейся ситуации следует осознавать важность рекреационной деятельности в качестве эффективного средства оздоровления подростков с учетом их индивидуальных предпочтений и возможностей.
Рекреационная деятельность подростков: модели, уровни, программы
Изучение особенностей рекреационной деятельности явилось целью,, поставленной перед исследованием подростков в г. Санкт-Петербурге.
В опросе участвовали 170 юношей и девушек в возрасте от 13 до 17 лет: 70 подростков 2-й Санкт-Петербургской гимназии с гуманитарной направленностью (при отборе респондентов была выбрана целевая аудитория подростков, выезжавших на каникулы за границу или в оздоровительные лагеря, на туристические базы отдыха) и 100 подростков, отдыхающих на туристической базе отдыха «Ленинец» (Карелия, Лахденпохский р-н). В качестве метода опроса применялось анкетирование.
Основные группы подростков 2-й гимназии представлены по полу (50-50%), возрасту (14—16 лет), материальному положению (денег хватает только на еду и одежду - 0%; если некоторое время экономить, то мы сможем купить бытовую технику -0%; у нас есть необходимая бытовая техника, но покупка дорогих вещей требует длительного накопления - 46%; денег хватает на все, ни в чем не отказываем, есть возможность откладывать - 54%). Получают деньги от родителей, родственников на карманные расходы - 98%. Основную часть своих карманных денег (100-300 руб. - 15%; 301-600руб. - 13Уо; 60 1 -900руб. - 15%; 9011000 руб. - 11%; свыше 1000 руб. - 46%) тратят на развлечения - посещение кафе, кино, баров, дискотек - 49%; одежду - 24%; диски, видеокассеты - 21%; сладости, чипсы, соки, еда и пр. - 3%; учебники, расходы, связанные с учебным процессом, - 1%; другое - 2%. Посещают образовательные центры (кружки, спортивные секции, муз. школа, курсы ин. языков, компьютерные курсы и др.) - 91%; не посещают - 2%; посещали раньше - 7%.
Подростки туристической базы отдыха «Ленинец» - это учащиеся из различных школ Санкт-Петербурга, родители которых имеют возможность отправить своих детей на летние каникулы за город.
Они представлены по полу (50-50%), возрасту (13-16 лет), материальному поло-
жению (денег хватает только на еду и одежду - 0°/»; если некоторое время экономить, то мы сможем купить бытовую технику -11%; у нас есть необходимая бытовая техника, но покупка дорогих вещей требует длительного накопления - 81%; денег хватает на все, ни в чем не отказываем, есть возможность откладывать - 8%). Получают деньги от родителей, родственников на карманные расходы -- 88%. Основную часть своих карманных денег (100-300 руб. - 39%; 301 -600 руб. - 30%; 601 -900 руб. - 11 %; 901 -1000 руб. -8%; свыше 1000 руб. - 12%) тратят на развлечения - посещение кафе, кино, баров, дискотек - 38%; диски, видеокассеты - 27%; одежду - 19%; сладости, чипсы, соки, еда и пр. - 8%; учебники, расходы, связанные с учебным процессом - 8%; другое - 0%. Посещают образовательные центры (кружки, спортивные секции, муз. школа, курсы ин. языков, компьютерные курсы и др.) - 48%; не посещают - 22%; посещали раньше 30%.
Применив в анализе полученных результатов оценочный и фактологический 2
подход , можно сделать вывод о том, что качество жизни подростков гимназии выше качества жизни подростков базы отдыха «Ленинец», следовательно, социальные показатели качества жизни подростков в сфере проведения свободного времени будут носить дифференцированный характер.
Поскольку отдых характеризует рекре-3
ационные результаты , то предложенная в данной работе система показателей включала вопрос-меню, состоящий из 8 определений отдыха. Ответы респондентов (табл. 1) выявили основные модели рекреационной деятельности. По нашему мнению, для учащихся гимназии они являются следующими:
1) развлекательно-«тусовочная» - посещение баров, дискотек, ресторанов, встреча с друзьями вне дома;
2) туристическая - путешествия, поездки за город;
3) семейно-ориентированная - проведение времени в кругу семьи, домашний досуг (просмотр телевизора, компьютерные
Таблица 1
Отдых - это: Подростки 2-й гимназии, % Подростки базы отдыха, %
1. Развлечение (кинотеатр, дискотека, кафе т. д.) 76 48
2. Время для восстановления здоровья (занятия физкультурой, спортом) 22 14
3. Время для культурного обогащения - посещение театров, выставок, музеев 7 4
4. Домашний досуг (ТС, ПК, чтение) 18 7
5. Проведение времени в кругу семьи, друзей 29 33
6. Путешествия, поездки за город 42 59
7. Свободное время для занятий по душе (хобби, конструирование, шахматы, худ. творчество и др.) 4 32
8. Безделье, ничегонеделание 2 3
9. Другое (укажи, что) 0 0
Примечание: подростку предлагалось отметить два наиболее важных определения отдыха - 200%.
игры, чтение газет, журналов, прослушивание радиопрограмм и др.);
4) физкультурно-спортивная - время для восстановления здоровья, занятия спортом, физкультурой;
5) познавательно-интеллектуальная -посещение театров, выставок, музеев, концертов классической музыки;
6) творческая - включает те виды рекреационной деятельности, которые позволяют реализовывать творческий потенциал, направленные в основном на самореализацию, самовыражение (конструирование, вязание, шахматы, музыка, худ. творчество, хобби);
7) пассивная модель - подразумевает нежелание заниматься никаким видом деятельности при выборе рекреационной активности, предпочтение «ничегонеделания» любому активному виду рекреации.
Модели рекреационной деятельности подростков туристической базы отдыха могут ранжироваться следующим образом:
1) туристическая; 2) развлекательно-тусовочная; 3) семейно-ориентированная; 4)творческая; 5) физкультурно-спортивная; 6) познавательно-интеллектуальная; 7) пассивная модель.
Отвечая на вопрос о хобби, подростки гимназии предпочитают не хобби (творче-
ская модель), а домашний досуг (семейно-ориентированная модель) - 18%, по сравнению с подростками туристической базы отдыха упоминали свободное время для занятий по душе (хобби) в 8 раз чаще - 32%. Полученный результат обусловлен нахождением подростков базы отдыха в рекреационном пространстве, где отсутствовали элементы цивилизации (компьютер, телевизор).
По итогам исследования физкультурно-спортивная модель рекреации уступает место другим моделям, что обусловлено ря-
1 4
дом факторов , таких как:
• незначительность выбора спортивно-рекреационных мероприятий для подростков, не подготовленных к физическим нагрузкам;
• незаинтересованность в спорте;
• проблемы с педагогами, учителями;
• желание принимать участие в игровых видах спорта (например, боулинг, бильярд);
• другие факторы окружающей среды (наличие спортивного инвентаря у подростка, материальный достаток семьи и др.).
Пассивная позиция подростков в выборе и проведении отдыха связана с загруженностью учебой, а также с нежеланием искать возможности для достижения целей отдыха.
Рекреационная деятельность подростков: модели, уровни, программы
Для уточнения данного выбора обратимся к результатам исследования, полученного А. Головым по проблеме «Отдых в свободное время вне дома» (выборка составила 1600 человек) . Согласно им, наибольшей популярностью у молодежи пользуются: поездки на природу (49%), проведение времени в гостях (42%), посещение дискотек, танцевальных клубов (38%). Данное исследование иллюстрирует основные компоненты рекреационных моделей, составленных автором.
К ним относятся несколько стадий локализации рекреационных предпочтений:
• микролокализованные - такая рекреационная деятельность, которая основана на одном уровне (например, развлечения и домашний досуг - в пределах одного рекреационного пространства города);
• макролокализованные - рекреационная деятельность, сконцентрированная вокруг всех уровней (например, развлечения, домашний досуг, путешествия - в пределах вне городского и городского рекреационного пространства);
• мезолокализованные - предполагает концентрацию вокруг нескольких уровней в различных конфигурациях (например, развлечения, городские и загородные прогулки, экскурсии).
Рекреационная деятельность требует участия специализированных турфирм. Очевидно, что организованная рекреация с участием турагенств и туроператоров удобнее как для города, так как приносит доход в виде налогов, так и для родителей подростков, поскольку снимает проблемы организации отдыха (оформление документации, сопровождение детей и подростков опытными педагогами, вожатыми, организация проживания и питания и т. д.).
Структура учреждений детского отды-
6
ха повторяет организацию взрослого отдыха и состоит из учреждений: лечебного отдыха (санатории); оздоровительного отдыха (детские лагеря, лагеря отдыха и труда, базы отдыха); центры детского и юношеского туризма, познавательного туризма (детские экскурсионно-туристические
станции и турбазы); детского досуга (станции юннатов и юных техников, детские парки и аттракционы).
Большинство лагерей, туристических баз отдыха ориентировано на детей и подростков 7-16 лет, при этом стоимость путевки не зависит от возраста ребенка.
По мнению туроператоров «Навигатор», «Семья», занимающихся детским и
7
молодежным отдыхом , родители, перед тем как отправить подростка на отдых (например, в лагерь, на турбазу), должны задавать больше конкретных вопросов следующего содержания: «Как давно работает лагерь? Как далеко он расположен от шоссе или железной дороги? Какой там пляж: песок или галька? Что за программа ждет подростков? Сколько времени уделяется различным мероприятиям? Что входит в стоимость пакета, а что оплачивается дополнительно? Кто будет отвечать за детей? Насколько большой опыт у сопровождающих педагогов/психологов/вожатых? Как организованы медицинское обслуживание и охрана лагеря? Как выглядят комнаты, где разместят детей? Как будет организован отъезд и приезд группы?».
Программы в молодежных лагерях бывают трех типов: оздоровительные, профильные и авторские. Оздоровительный отдых может быть развлекательно-пляжным (лагеря Турции, Болгарии, Греции) или спортивно-приключенческим - с велопоходами, пешим туризмом, спортивными соревнованиями на море и в горах (программы Крыма, Краснодарского края. Словакии, Венгрии). К оздоровительной составляющей часто добавляют языковую подготовку: таких программ много в Подмосковье и в Турции. Профильные лагеря учат детей конкретным навыкам и профессиям: актерскому мастерству, биологии, техническим и гуманитарным наукам. Например, в подмосковной «Компьютерии» изучают графические программы, веб-дизайн и учат программировать. Авторские программы летних лагерей - традиционно самые сильные. Коллектив педагогов, ученых, психологов специально под такую программу выкупает дет-
ский санаторий, гостиницу, а то и турбазу в Подмосковье, Крыму. Краснодарском крае или в дальнем зарубежье. Задача - через игру привить каждому подростку навыки социализации, помочь преодолеть комплексы, научиться вести себя во внештатных ситуациях, развить интеллект, дать знания по точным и гуманитарным наукам, языкам.
Таким образом, анализ наших эмпирических данных позволяет сделать несколько выводов.
Первый. Рекреационная деятельность подростков может быть описана с помощью нескольких моделей: туристической, развлекательно-«тусовочной», семейно-ориентированной, творческой, физкуль-турно-спортивной, познавательно-интеллектуальной и пассивной.
Второй. Структурирование рекреационного пространства обеспечивается с учетом стадий локализации рекреационных предпочтений(микролокальной, макроло-кальной, мезолокальной).
Третий. Организация и проведение рекреационных мероприятий в структуре детского отдыха осуществляется с учетом рекреационных предпочтений, экономических возможностей и индивидуального здоровья подростков. Под воздействием перечисленных факторов происходят существенные сдвиги в использовании свободного времени,рекреационном поведении подростков. Развивается лечебный, оздоровительный, образовательный отдых, имеющий прежде всего рекреационную направленность.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания»: http: / /www. info sp o rt. ru РогозинД. К. Тестирование вопросов о доходе // Социальная реальность. 2006. № 11. С. 103-115. Худеньких Ю. А. Гносеологические аспекты географического исследования туризма и рекреации // География и туризм: Сб. науч. тр. Пермь, 2005. Вып. 1. С. 231-240.
4
Bocarro J., Kanters М. Leisure for Life // Parks & Recreation. 2006. http: //www.nrpa.org/content Голое А. Отдых в свободное время вне дома. 06.08.2004. http: //www.levada.ru Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1998.
Лагерь детского режима, http://travel.mail.ru/