Научная статья на тему 'Реконструкция становления принципа coincidentia oppsitorum в рамках метода docta ignorantia Николая Кузанского'

Реконструкция становления принципа coincidentia oppsitorum в рамках метода docta ignorantia Николая Кузанского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Verbum
Ключевые слова
Neoplatonism / Pseudo-Dionysius the Areopagite / Aurelius Augustinus / refl ection / theology / epistemology / onthology / mathematics / principle
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Making of the Principle of coincidentia oppositorum within the Limits of Nicholas of Cusa’s Method of docta ignorantia

Author considers the hypothesis that sources and content of the principle of coincidentia oppositorum as well as peculiarity of his method of docta ignorantia can be explained on the basis of following statements: 1. As early as in Neoplatonism have already been a requirement of overcoming of Aristotelian logic’s laws 2. Method of docta ignorantia owes his existence to contemplation of Pseudo-Dionysian writings on the basis of Augustine’s conception of refl ective thought 3. Th e mathematics is used as a “refl ective mirror” for modeling of knowledge and thinking 4. Coincidentia oppositorum is a part of the method of docta ignorantia and a principle which ties diff erent spheres of knowledge (theology, epistemology, ontology, mathematics) logically and intentionally.

Текст научной работы на тему «Реконструкция становления принципа coincidentia oppsitorum в рамках метода docta ignorantia Николая Кузанского»

А.В. Нечипоренко

РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА COINCIDENTIA OPPSITORUM В РАМКАХ МЕТОДА DOCTA IGNORANTIA НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

1. Неоплатонические корни принципа coincidentia oppositorum

Не только ответ, но и предметная конкретизация вопроса о coincidentia oppositorum зависит от того, как реконструируется и интерпретируется содержание этого принципа в рамках всей целостности философии Николая из Кузы. А.Ф. Лосев в этой связи полагал, что Кузанский «безусловно, неоплатоник, в самом строгом и подлинном смысле слова»1. Таким образом, следуя российскому ученому, чтобы понять философию Кузанца, ее нужно соотнести с классическим образцом диалектической мысли Платона и неоплатоников.

Среди диалогов Платона особое место занимает «Парменид», признаваемый основополагающим сочинением для всей последующей неоплатонической традиции2. Аналог coincidentia oppositorum можно увидеть во «второй гипотезе», в которой рассматривается единое сущее, и результат которой гласит: единое есть многое. Однако мысль Кузанца направлена, прежде всего, на абсолютное первоначало, и в «Пармениде» этому соответствует «первая гипотеза», в которой рассматривается единое само по себе.

В «Комментариях к „Пармениду“ Платона» Прокл пишет о едином самом по себе: «Единое не может обладать и каким-либо именем, однако в апофатических суждениях должно фигурировать хоть какое-то имя. Поэтому даже отрицание неприменимо к единому... Разумеется, вышесказанное истинно, однако единое лучше любой истины, тогда разве можно было бы сказать о нем хоть что-то истинное?»3 Можно видеть, что Прокл выделяет парадоксальность первой гипотезы: ре-

1 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. С. 291.

2 См.: Доддс Э.Р. «Парменид» Платона и происхождение неоплатонического Единого // ЕХОЛН. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 3. Вып. 1. Новосибирск: Ред.-изд. центр Новосиб. гос. ун-та, 2009. С. 336-353.

3 Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона. СПб.: М1ръ, 2006. С. 687.

зультатом рассуждения стало знание о том, что единое само по себе непознаваемо и неименуемо, однако этот результат был получен мышлением, в котором единое и познавалось, и именовалось. Указывая, что в отношении к единому самому по себе отвергаются и утверждения, и отрицания, Прокл пишет, что Платон, «всегда соблюдающий принцип противоречия, здесь, по сути, подразумевает равную ложность и ката-фатических, и апофатических суждений о едином»1. Здесь Прокл тесно связывает законы формальной логики «запрещения противоречия» и «исключенного третьего»: по первому закону высказывание может быть либо истинным, либо ложным, и только; по второму закону суждение не может быть одновременно и ложным и истинным. Однако для неизреченного сама граница между утверждением и отрицанием не может быть проведена, поэтому не действует как закон «исключенного третьего», так и закон «запрещения противоречия». Указав на это, Прокл критикует Аристотеля: «Тот последователь Платона, который отказался от учения о едином, стоящем выше ума, поскольку был убежден в необходимости соблюдения принципа противоречия и увидел, что единое невыразимо и непроизносимо, остановился на уровне ума и на уме, полагая, будто он стоит выше всех вещей»2. Сам Прокл предлагает решение поставленной проблемы в ряде уточняющих друг друга положений: 1) оба противоречащих друг другу суждения (ката-фатики и апофатики) должны признаваться ложными, 2) апофатиче-ские отрицания подразумевают порождение единым всего того, что именуется катафатически, 3) постижение единого осуществляется не в знании о нем, а в единении с ним («пределом же рассуждений о том, что нельзя выразить средствами ни одного знания, оказывается единение»3). «.. .правильнее требовать прекращения не только диалектического действия, но даже и соприкосновения (с единым — А.Н.). Лишь в заключение, когда душа пройдет весь свой путь, она сможет занять подобающее ей место подле Единого. Сама сделавшись единой и единственной, она изберет для себя лишь простое единение», — пишет Прокл4.

1 Там же. С. 687.

2 Там же.

3 Там же. С. 689.

4 Там же. С. 689-690.

Приведенные цитаты очерчивают эволюционный путь, который проходила и мысль Николая Кузанского: от полагания coincidentia oppositorum в абсолютном максимуме в ранних произведениях — к выраженному в поздних трактатах пониманию абсолюта как возвышающегося над единством противоположностей и порождающего и их самих, и их единство. Вместе с тем установлено, что до 1450 г. Николаю Кузанскому не были доступны тексты «Парменида» Платона и «Комментарии» Прокла1. Свое исходное философское произведение De docta ignorantia он написал под влиянием иных источников, в первую очередь, несомненно, «Ареопагитик».

2. Апофатика Дионисия Ареопагита и ее рецепция Николаем Кузанским

Кузанец пишет, что абсолютный максимум «одинаково выше и всякого утверждения, и всякого отрицания»2, — почти буквально повторяя написанное у Дионисия Ареопагита о Высшей Причине: «.. .к Ней совершенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; .выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной»3. Можно заключить, что Кузанец прочитывает текст Дионисия Ареопагита таким же образом, как и Прокл: в отношении к абсолюту знания А и не-А одинаково ложны. Пара «отрицание» и «утверждение» обобщенно выражает любые пары противоположных А и не-А. По закону исключенного третьего, если знание А ложно, то не-А должно быть истинно, т. к. под А и не-А понимаются все возможные пары противоположных утверждений, никаких иных возможных знаний, кроме А и не-А, нет, а значит, о Боге вообще невозможно никакое знание.

Вместе с тем у Дионисия Ареопагита можно найти утверждения не только о трансцендентности и непознаваемости, но и о самооткровении Бога человеку: «Однако же Добро не совершенно непричастно ничему из

1 Wyller E. Zum Begriff “non aliud” bei Cusanus // Henologische Perspektiven I/I—II: Platon-Johannes-Cusanus. Amsterdam: Rodopi, 1995. S. 511.

2 Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1979. Т. 1. С. 55.

3 Дионисий Ареопагит. Сочинения; Максим Исповедник. Толкования. СПб.: Алетейя, 2003. С. 763.

сущего, но, воздвигнув только в Себе Самом источник Своего сверхсущественного света, Оно приличиствующим Добру образом проявляется осияниями, соразмерными каждому из сущих, и возвышает до возможности созерцания, приобщения и уподобления Ему священные умы.»1

Возникает антиномия: согласно авторитету Дионисия, приходится признавать и непознаваемость, и познаваемость Бога. Может быть, принцип совпадения противоположностей, связанный у Кузанца с содержанием docta ignorantia, направлен на преодоление этой антиномии? Однако этот принцип непосредственным образом нарушает закон противоречия. Кроме того, антиномия зафиксирована в эпистемологической плоскости, а принцип coincidentia oppositorum явно имеет онтологический характер.

Можно высказать, что для реконструкции хода мысли Кузанца следует обратить внимание на два аспекта: а) как в методе docta ignorantia связываются эпистемология и онтология, б) как антиномия трансцендентности и имманентности Бога могла разрешиться в традиции католического богословия.

Рассмотрим прежде второй аспект.

3. Рецепция текстов Дионисия Ареопагита сквозь призму богословия Августина

В первой главе трактата «Об ученом незнании» Кузанец указывал на «дарованное Богом естественное стремление» — знать2. В конце главы Кузанец утверждает непознаваемость вещей3 и делает вывод: «ясно, если только наши стремления не напрасны, что все, чего мы желаем познать, есть наше незнание»4. Тем самым обозначен парадокс познания: следует признать естественные стремления к истине недостижимыми, но это входит в противоречие с тем, что они, как убежден Кузанец, вложены в интеллект человека Творцом. В этом парадоксе Кузанец повторяет рассуждение из «Исповеди» Августина: человек

1 Там же. С. 215.

2 Николай Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 50.

3 «Последняя точность ... выше человеческого разума». См.: Николай Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 50.

4 Там же. С. 51.

ищет Бога из любви к Нему, но невозможно любить того, кого не знаешь. Следовательно, неведомый Бог ведом каким-то непостижимым образом. Мы полагаем, что Кузанец (вслед за Августином) исходит из предпосылки, что в самой природе мышления содержится искомое познавательных стремлений — сама Истина. Буквально следуя Августину, Кузанец видит разрешение парадокса в том, что искомая Истина, основа бытия всех вещей, ближе человеку, чем что-либо, поскольку составляет основу мышления.

В «Апологии ученого незнания» Николай Кузанский ссылается на письмо Августина к Пробу1. Он пишет: «А как возникает знающее незнание, среди прочего говорит Аврелий Августин, объясняя слова Павла из восьмой главы Послания к Римлянам: „Мы не знаем, о чем молимся“. Что искомое нами есть — мы знаем; но каково оно — не знаем. Это, так сказать, знающее незнание дает нам дух, поддерживающий нашу немощь». И чуть ниже: «И когда Павел говорит, что „Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными“, он дает понять, что не знаемое нами и неизвестно, и не совсем неизвестно: не стали бы воздыхая просить о том, чего не знали бы совсем». Таковы его слова. Стало быть, мы обладаем знающим незнанием, без которого нельзя искать Бога»2.

Истина «кричит на площадях», однако люди ее не слышат; требуется особый метод — docta ignorantia, — для того чтобы постичь ее. Первым действием метода, которым непостижимо постигается Истина, должно быть рефлексивное оборачивание мышления на самого себя, на свои условия и предпосылки.

Рефлексивное мышление является характерной чертой августинов-ской богословской традиции, в ней оно имеет и онтологическое обоснование: «Человек, насколько он может возвыситься до постижения Духа абсолютного и Его жизни, по Августину, может достигнуть этого

1 Есть основания полагать, что Кузанец заимствовал термин docta ignorantia у блаженного Августина (непосредственно или опосредованно текстом Иоанна Скота Эригены). Впервые выражение docta ignorantia появляется именно у Августина в Epístola, 130, 28, PL 33, 505: “Est ergo in nobis quaedam, ut ita dicam, docta ignorantia” («Следовательно, в нас есть некое, так сказать, ученое незнание»). Цит. по: Попов И.В. Труды по патрологии. Т. II. Личность и учение блаженного Августина. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 532.

2 Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1980. Т. 2. С. 16.

только исходя из познания собственного своего духа, будучи создан, как учит Библия, по образу Бога»1.

Можно предположить, что у Николая Кузанского проблема бого-познания, развернутая в текстах Дионисия Ареопагита, соединилась с формой рефлексивного мышления, характерной для августиновского богословия, и это обусловило тот эпистемологический поворот, на который указывает Э. Кассирер: «теоретико-познавательная установка характеризует Кузанца как первого мыслителя Нового времени. И первый шаг, который он делает как новый мыслитель, заключается в постановке вопроса не о Боге вообще, а о возможности знания о Боге»2.

4. Предметно-онтологическая модель знания в функции «рефлексивного зеркала»

В первой главе De docta ignorantia Кузанец вводит представление о знании: «Все исследователи начинают суждение с неизвестного, сравнивая его с заранее полагаемым известным (...) Всякое исследование основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений. (...) Пропорция, выражающая согласованность в чем-нибудь, с одной стороны, и разобщенность, с другой, не может быть понята без помощи числа»3.

Запишем математическое отношение Х/М, где Х — неизвестное, М — известное, выступающее в качестве меры.

По Кузанцу, точное знание недостижимо а) в отношении вещей, поскольку между ними нет точного равенства, б) в отношении Бога, поскольку человеческий ум с Ним несоизмерим. Таким образом, незнание «схватывается» идеей несоизмеримости. Указывая, что пропорция выражает и «согласованность в чем-нибудь, с одной стороны, и разобщенность, с другой, Кузанец дает ключ к пониманию смысла docta ignorantia. Действительно, в случае иррациональности, отношение Х/М соединяет в себе и действие измерения (согласованность), что соответствует знанию, и несоизмеримость (разобщенность), что соот-

1 Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998. С. 137.

2 Кассирер Э. Избранное. Индивид и космос. М.; СПб., 2000. С. 16-17.

3 Николай Кузанский. Об ученом незнании. Т. 1. С. 7.

ветствует незнанию. Отношение Х/М несоизмеримых величин, соединяя в себе и знание и незнание, оказывается моделью docta ignorantia.

Реальность познания и знания первично существует для мыслителя как познавательная деятельность. Она может по-разному осознаваться и объективироваться в предмете мышления, и строй философской мысли существенно зависит от этой процедуры. Особенность Х/М в том, что это: (1) онтологическое, (2) предметно-математическое представление знания; поэтому Х/М будем называть предметно-онтологической моделью. При этом онтологически моделируется не противостоящий мысли объект, а само знание: модель выступает в роли своеобразного рефлексивного зеркала, отражающего реальность познания.

На этот аспект указывает Е. Гофман: «.математическое мышление рассматривается Кузанцем преимущественно как «знак» для рационального мышления. .Где вне математики встречается случай, что я сравниваю конечные противоположности друг с другом? Кузанец отвечает: главным образом во всяком осмысленном рассуждении. Так как в его основе лежит функция суждения, и в суждении „S есть P“ я сравниваю субъект и предикат, я „измеряю“ субъект предикатом»1. Можно согласиться с Е. Гофманом в том, что Кузанец средствами математики моделирует само знание, но все-таки более корректно говорить не о логико-грамматической форме суждения S-P, а именно о пропорции Х/M неизвестного объекта Х с известным объектом М.

Если обратиться к известным мыслительным опытам Кузанца с геометрическими фигурами в первой части De docta ignoranta, то можно обнаружить, что он сопоставляет противоположные объекты — прямую и кривую линии2. Обозначив первую из них А, а вторую Не-А, можно выразить их несоизмеримость отношением А/Не-АфQ (где Q — любое рациональное число).

Осуществляя предельный переход к актуальной бесконечности ^А, Кузанец показывает, что бесконечные кривая и прямая линии равны

1 Hoffmann E. Das Universum des Nikolaus von Cues // Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften Philosophisch-historische Klasse. Jahrgang 1929/30.3. Abhandlung Cusanus-Studien. Heidelberg, 1930, S. 7.

2 Кривизна и прямизна берутся Кузанцем как противоположные качества, а абстрактные геометрические объекты, для которых данные качества являются сущностными, — кривую и прямую линии, — как противоположные объекты.

и полностью соизмеримы: А/Не-А = 1. Однако главный смысл мысленного опыта для Кузанца не столько в том, что противоположности А и Не-А совпали, сколько в том, что это совпадение возможно только в актуальной бесконечности абсолюта. «Противоположности, притом в разной мере, свойственны только вещам, допускающим превышающее и превышаемое; абсолютному максимуму они никак не присущи, он выше всякого противоположения»1.

Когда Кузанец соизмеряет кривую и прямую линии, он строит не только отношение А/Не-А, но и отношения А/^а, Не-А/^к. И математика в роли «рефлексивного зеркала», таким образом, отражает катафатическое и апофатическое богопознание, моделирует неистинность (несоизмеримость) в отношении к Богу как утверждений А, так и отрицаний Не-А.

Бог непостижим и также превосходит способности нашего ума, как непостижимо тождество бесконечной прямой и окружности. Действительно, хотя мы можем представить, как линия окружности в бесконечном пределе становится прямой (это Кузанец показывает наглядно на чертеже), совпадение разомкнутой прямой и замкнутой окружности мы не можем вообразить, и, по-видимому, бессильны помыслить. Однако именно эта трансцендентная область актуальной бесконечности открывается нам как предел познания — абсолютный максимум, как совпадение всех противоположностей и потому — как абсолютная мера всего.

Систему отношений, которая возникает в мысленном опыте с прямой и окружностью, изобразим на схеме. Предельный переход, заключающийся в количественном увеличении параметров фигур, обозначен как потенциальная бесконечность ^П. Область актуальной бесконечности достигается скачком (трансцензусом), и в ней объекты, совпадающие с абсолютным максимумом, обозначены как А^А и не-А^А.

1 Николай Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 54-55.

Система отношений, выраженная в схеме, может быть проинтерпретирована тремя разными способами, иначе говоря, она может быть интенционально отнесена к трем разным областям. Мы полагаем, что эти три отнесения присутствуют в De docta ignorantia и во многом определяют линии развертывания творчества Николая Кузанско-го; вместе с тем они задают рамки понимания принципа coincidentia oppositorum.

Первая область — собственно математики. В ней утверждается принцип совпадения в актуальной бесконечности несоизмеримых (противоположных) объектов. Как известно, в математике Кузанец занимался исключительно проблемой соизмерения несоизмеримых — проблемой квадратуры круга. Решение он искал на путях применения принципа совпадения противоположностей как разумного — законодательного по отношению к рассудочному математическому мышлению.

Вторая область — область эпистемологии. Для этой области математические отношения выступают моделью: результаты, полученные в математических опытах, переносятся на область Богопознания. При этом принцип совпадения противоположностей соответствует знающему незнанию Бога. Любые знания А и Не-А ложны в отношении к Богу как утверждения конечного рассудка, однако при восхождении в область разума и на границе его в область интеллектуального созерцания немыслимого единства противоположностей ум соединяется с Богом и непостижимо познает Его.

Третья область — область онтологии. Здесь математические опыты являются частным случаем всеобщего отношения между вещами и абсолютным максимумом. А именно: абсолютный максимум свертывает в себе все противоположности и потому выступает абсолютной мерой для всего. Важен переход от эпистемологии к онтологии: результаты, которые получены в модели знания, где абсолют занимает функциональное место трансцендентной актуальной бесконечности, выступают основанием позитивного знания о самом абсолюте. «Перенесем наше умозрение — а мы его вывели из того, что бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна, — на простейшую и бесконечную сущность», — пишет Кузанец1.

1 Николай Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 73.

5. Заключение

В осуществленной нами реконструкции истоков и содержания принципа coincidentia oppositorum мы исходили из того, что этот принцип следует рассматривать в рамках целостности метода docta ignorantia.

Согласно данной концепции, особенности docta ignorantia Николая Кузанского получают объяснение из двух положений:

— «ученое незнание» обусловлено рецепцией текстов Дионисия Ареопагита «сквозь призму» мыслительной традиции богословия Августина Аврелия1;

— математика используется как «рефлексивное зеркало» для онтологического моделирования эпистемологической ральности — знания и мышления.

Требование на преодоление законов аристотелевой логики возникает из совместного применения апофатической и катафатической процедур при восхождении к абсолютному первоначалу и выражается прежде всего в необходимости нарушения закона исключенного третьего. Основываясь на идее несоизмеримости, Николай Кузанский вводит предметноонтологическую модель знания, которая связывает планы эпистемологии и онтологиии. Принцип coincidentia oppositorum вводится Кузанцем в онтологическом плане при мысленных экспериментах с математическими объектами. Но сами мысленные эксперименты нужны Кузанцу для того, чтобы уяснить проблему богопознания, поэтому их результаты оборачиваются на эпистемологический план знания и мышления. Coincidentia oppositorum становится для Кузанца руководящим принципом богословского постижения: абсолютный максимум выше любого противоположения и «из этого принципа о нем можно вывести столько отрицательных истин, сколько хватит книг или слов; более того, вся доступная нам теология вытекает из одного этого первоначала»2.

1 Выявление особенностей рецепции текстов восточного христианского богословия на основе традиции западного богословия положено в основу реконструкции системы Иоанна Скота Эригены А.И. Бриллиантовым. См.: Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998.

2 Николай Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.