УДК 711.417.4
DOI: 10.14529/build190402
РЕКОНСТРУКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОМ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ)
Н.С. Лулукян
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Москва, Россия
Основное содержание статьи составляет научный анализ методов и технологий для реконструкции храмов с учетом особенностей проектирования национальной архитектуры. Большой объем исторических объектов на территории современной Армении в разных ее уголках, требующих реконструкции, диктует необходимость перехода на более быстрые и надежные технологии восстановления памятников архитектуры. В ходе изучения исторических, археологических, статистических и географических материалов была получена информация, как и каким образом осуществлялась и развивалась реконструкция храмовой архитектуры на территории Армянского нагорья, а также как с учетом уже имеющихся исследовании" создать наиболее оптимальные современные методологии по сохранению храмовой архитектуры. Основное внимание в работе автор акцентирует на важности и актуальности данной темы, так как изучение методов реконструкции позволит не только сохранить достояние народного мастерства и передать его будущим поколениям, но и изучить особенности колорита национальной архитектуры и использовать эти знания в проектировании новых храмов. Исследуя характерные признаки храмовой архитектуры Армянского нагорья, можно сделать вывод, что осуществлять реконструкцию можно только с помощью метода реставрации. Одна из главных задач такой реконструкции заключается в следующем: не видоизменять объёмно композиционную концепцию храма, обеспечить восстановление утраченного архитектурно-исторического облика.
Ключевые слова: реконструкция, реставрация, проектирование, храм, национальная архитектура, монастырь, убранство.
Исследование методологий реконструкции храмовой архитектуры на базе наиболее рациональных, экономически целесообразных и долговечных технологий восстановления и расширения памятников архитектуры является приоритетной задачей, которая входит в основу части исследования в области реконструкции национальной храмовой архитектуры (на примере Армянского нагорья). Реконструкция храмовой архитектуры включает в себя изучение не только многообразия методологий, с помощью которых возможна реконструкция национального достояния, но и вопросы территориального расположения храмов, объединения системой географических, климатических, экономических, социальных, политических, исторических и других факторов, оказывающих непосредственное влияние на эксплуатационный срок и развитие, восстановление монастырей на территории Армянского нагорья. Большой объем исторических объектов, требующих реконструкции, на территории современной Армении в разных ее уголках диктует необходимость перехода на более быстрые и надежные технологии восстановления памятников архитектуры. При этом необходимо систематизировать аналитическую часть, в которую входит анализ и понимание градостроительной истории, с помощью которой становится возможным выявление и обоснование территориального расположения храмовых комплексов. Сюда
же входит изучение декоративно-знаковой символики, типологии храмовой архитектуры, функционально- планировочные решения, этапности развития. Все вышеперечисленное позволит сформировать единое представление об особенностях очерков, которые соблюдались в проектировании национальной архитектуры. Система реконструкции в области восстановления первоначального облика храмовой архитектуры на территории Армянского нагорья во все периоды проектной деятельности данного направления являлась результатом накопленных знаний и глобальных естественных стратегий, обусловленных доминирующими целями, важными для осуществления сохранности наследия армянского народа. При изучении исторических, археологических, статистических, географических материалов возможно понять, как и каким образом осуществлялась и развивалась реконструкция храмовой архитектуры на территории Армянского нагорья, а также как, принимая во внимание уже имеющиеся исследования, создать рекомендации с учетом наиболее оптимальных современных методологий по сохранению храмовой архитектуры.
Цели и задачи настоящего исследования: - сформировать единую научно обоснованную систему знаний об исторических особенностях проектирования храмовой архитектуры на территории Армянского нагорья;
- определить закономерности разрушения храмовой архитектуры на территории исследования и сформировать инвариантные рекомендации и методики устойчивого развития в области реконструкции национальной храмовой архитектуры.
Объектом исследования являются исторические храмовые комплексы, монастыри, церкви и часовни. Система проектирования храмовой архитектуры, этапы ее развития, региональные особенности формировали основу градостроительного каркаса в вопросе расположения храмовой архитектуры на территории Армянского нагорья, особенности реконструкции в исторической динамике с выходом на современный этап.
Предметом исследования являются архитектурно-пространственные принципы и приемы в составлении рекомендаций и методологий по сохранению национальной храмовой архитектуры.
Методика исследования базируется на комплексном градостроительном анализе и системе расположения храмов на территории Армянского нагорья с определением наиболее характерных типов повреждений, вследствие которых происходит разрушение храмовой архитектуры в определенном регионе. Основным методом исследования является градостроительный анализ в исторической динамике с обобщением историко-архивных материалов, эмпирических данных, статистических данных, материалов последних реконструк-ционных работ, документационных материалов, содержащих в себе информацию об использованных технологиях, которые применялись для восстановления храма в области реконструкции. Далее последует формирование вариативных рекомендаций на базе методов исторического, градостроительного и эвристического прогноза. В процессе работы изучены периоды развития, а также исследована хронология, типология и особенности развития национальной храмовой архитектуры на территории Армянского нагорья.
Считается, что в первый период преобладают простые зальные композиции (однонефные сводчатые залы). Далее - трехнефные базиликальные композиции, в которых внутреннее пространство расчленено обычно тремя парами мощных Т-образных или крестообразных пилонов. Центральный неф шире, на его оси размещена главная апсида храма. В процессе постепенного усложнения вначале добавляются боковые комнаты алтаря, а затем галереи [1].
Вторую линию в развитии культового зодчества составляют купольные сооружения. В древнейших центрических композициях купол опирается либо на квадратное основание, образованное внешними стенами сооружения, либо на центральную (квадратную) часть крестообразной композиции, образованной простым присоединением полукруглых или прямоугольных рукавов. В дальнейшем развитии композиции купольных форм происходит увеличение подкупольного простран-
ства. Купол господствует и во внешнем облике сооружений, определяя их силуэт [4]. В ранне-средневековом армянском зодчестве наиболее распространенными становятся чисто центрические здания. Появляется новый тип церкви, в котором внутренняя четырехапсидная композиция взята в прямоугольный абрис внешних стен, а в углах сооружений размещены круглые или квадратные комнаты, связанные с центральным подку-польным пространством через специальные круговые проходы - так называемый тип Рипсимэ [6]. На основе изрядного количества исторических описаний, картографических материалов, а также материалов собственных исследований автора можно с достаточной степенью достоверности восстановить ход развития и особенности проектирования национальной храмовой архитектуры на территории Эчмиадзина, Эребуни, особенности развития построений церквей в других исторических регионах в различные периоды в Армении, опираясь на труды ряда исследователей в области истории и культуры [7]. Особенно малоизученным все-таки остаются храмы с I до V века, так как достоверно не указаны даты их создания, есть лишь информация о том, что они были построены на рубеже веков. К ним относятся такие храмы, как:
- храм в Гарни (рис. 1) (языческий храм в Армении, построенный в I в. н. э. армянским царем Трдатом I. Находится в 28 км от Еревана в Ко-тайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Был разрушен в результате землетрясения 1679 года, восстановлен из руин в советское время [2];
- церковь Святой Рипсимэ, 618 г. (рис. 2). Эта армянская церковь, расположенная в городе Ва-гаршапат Армавирской области Армении. С 2000 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [5];
- церковь Святой Гаяне, 630 г. (рис. 3). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эч-миадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [9].
Памятники указанных областей поражают не только весьма большим количеством, но и богатством форм, творческих исканий, находчивостью, художественной выразительностью. Естественно, что именно к ним было приковано внимание исследователей. Другие виды армянского искусства прошлых времен, такие как стенная роспись или фрески, прикладное искусство, мозаичная живопись, которые присутствуют как в убранстве храмов, так и на фасадах, остаются неизученными или слабо изученными в силу того, что реставрационные работы не всегда были своевременно и грамотно выполнены, вследствие чего памятники народного зодчества теряют свою уникальность к моменту изучения. В связи с этим данное исследование призвано заполнить пробелы знаний,
Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
Рис. 1. Храм Гарни в Котайкской области Армении
Рис. 2. Церковь Святой Рипсимэ, г. Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря
Рис. 3. Церковь Святой Гаяне, г. Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря
методологий по сохранению памятников национальной культуры и формирует рекомендации по изучаемой теме.
Наряду с историко-археологическими исследованиями на территории Армянского нагорья важнейшую роль в научном представлении о национальной храмовой архитектуре играют архитектурно-градостроительные исследования. Связано это с тем, что местонахождения культурно-религиозных сооружений во все времена, что существовала армянская культура, с момента принятия в 301 году христианства, никогда не были случайными.
Известно, что ранние храмы часто возводили на фундаментах разрушенных языческих базилик. Одним из первых исследователей храмовой архитектуры с точки зрения научного градостроительного анализа стал Токарский Н.М., им была издана монография в издательстве Академии наук Армянской ССР в 1946 году под названием «Архитектура древней Армении/Академия наук Армянской ССР, Институт истории - Ереван». Данная монография систематизировала опыт и исследования градостроителей. Автором были выявлены и обоснованы композиционные, экономические, архитектурные принципы, которые легли в основу формирования сложных систем внедрения национальных архитектурных памятников в градостроительную инфраструктуру малых и больших городов Армянского нагорья. Нельзя не заметить, что все исследования, связанные с градостроительной частью, имеют прямую и тесную взаимосвязь с историко-археологическими исследованиями. Так, например, упоминается, что античные храмы, построенные во второй половине I века царем Трда-том I Аршакидом, занимали вершину мыса, что является по сведению картографических исследований «центральной», т. е. самой высокой точкой в градостроительной системе. Также исходя из очерков данной монографии, можно сделать вывод, что храмы, построенные в веке, были сильно повреждены, а некоторые вовсе рухнули в 1679 году, не выдержав землетрясения, и несколько столетий простояли в руинах. В 60-70-х годах XX века их восстановили.
Наиболее значимой работой в области сохранения храмовой национальной архитектуры занимался Кертменджян Давид Григорьевич, кандидат архитектуры. На основании большого количества исследованного материала воспроизводится уточнение территориального расположения крепостей, монастырей и других строительных объектов в 4 областях Тарона-Васпуракана, а также единая система по сохранению наследия с древних времен до периода начала XX века. Изучением армянской архитектуры и памятников армянского зодчества занимались О.Х. Халпахчьян, Т.А. Марутян, К.Л. Оганесян, Ш.Р. Азатян, С.А. Маилов, В.М. Арутюнян, С.А. Сафарян, А.Л. Якобсон, А.А. Саинян, Н.М. То-карский, Ю.С. Яралов, Т.А. Тораманян, М.М. Асра-
тян, Н.Г. Буниатов, С.Х. Мнацакян, Н.С. Степанян и др. В частности, в их трудах рассматривается архитектура культовых сооружений [8].
Реконструкция является крайне важным аспектом современной деятельности фундаментальной науки архитектуры, благодаря этому виду архитектурных работ и проектов изысканий появляется возможность более полного и детального изучения археологически важных объектов истории армянского храмового зодчества. Изучив всевозможные виды и методики реконструкции, автор пришел к выводу, что оптимальным методом для сохранения наследия храмовой архитектуры будет являться такой вид реконструкции, как реставрация, так как реставрация - это восстановление архитектуры в ее первоначальном или близком к первоначальному виде, что позволит сохранить ту красоту храмов, их символику и значение, которое было в них вложено при проектировании много веков назад.
При реставрации памятников архитектуры обязательно учитываются их историческая и художественно-культурная ценность. Именно это является главным достоинством реставрации в вопросе сохранения народного наследия. Рекомендация по сохранению архитектуры состоит в выбранной методике работы, и именно в реставрации главной задачей является сохранение ее в подлинном виде, сохранение исторической ценности и значимости. Еще одним оптимальным методом сохранения храмовой архитектуры является консервация, включающая такой спектр про-ектно- конструкторских работ, как очистка, укрепление и дальнейшая защита здания от всевозможных внешних воздействий. Консервация нужна тем храмам, которые уже подверглись разрушительным процессам, для приостановления, и выявления материальных элементов и их стабилизации, а также для дальнейшего сохранения здания в том виде, в котором оно дошло до наших дней.
Для того чтобы реставрируемое здание не потеряло при восстанавливающих работах своего первоначального облика, необходимо придерживаться следующих авторских рекомендаций по реставрации:
1. Все действия, производимые реставратором, должны быть обратимыми, чтобы, в случае необходимости, была возможность провести новую реставрацию.
2. Необходимо учитывать естественное разрушение/деформацию архитектуры в дальнейшем, в связи с чем выбирать материал, который не будет слишком тяжелым или слишком легким после завершения работ.
3. Восстановление декоративных прикладных элементов архитектуры необходимо производить только при наличии полноценных аналогов, желательно той базилики или стилистики, при которой был создан объект. Если нет прямых аналогов, их
Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов
ищут на других храмах, построенных в других уголках Армении, но примерно в это же время. Доказано, что декоративно-прикладное искусство является идентичным по стилю и времени исполнения и создания.
4. В реставрационных работах не допускается принятие поспешных, непродуманных решений; проекты реконструкций - это всегда комплексная работа архитектора, инженера, археолога и т. д.
5. Необходимо сохранить всю проектную документацию о реставрируемом здании.
6. В процессе реставрационных работ должны быть зафиксированы все действия, выполняемые археологическими группами реставраторов, с подробным описанием применяемых методик, инструментов, материалов и сроков выполнения той или иной операции [3].
Подводя итог, нужно констатировать тот факт, что реставрация храмовой архитектуры по сравнению с реконструкцией - это более сложный и трудоёмкий процесс с точки зрения технологического обеспечения. Именно поэтому целью реставрации является восстановление первоначального вида реставрируемого здания, и возможным это становится только с помощью тех приемов, способов и методик, которые были доступны зодчим времени создания архитектурного объекта. Исследование пришло к окончательному выводу, что применение обоих этих методов с авторскими рекомендациями по их выполнению позволяет воссоздать утраченные объекты национальной храмовой архитектуры на территории Армянского нагорья. При рассмотрении реконструируемых объектов храмовой архитектуры в градостроительном комплексе автором предложена система этапов изучения, включающая информацию достоверного датирования храма, его географического положения, архитектурно-комплексного решения, а также многих других факторов, которые должны учитываться при реконструкции с элементами реставра-
ции и консервации. Установленный автором ряд рекомендаций для реконструкции и консервация предполагает как принятие определенных решений на основании архитектурно-планировочных, так и конструктивно -технологических решений, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на технологию и организацию производства работ. Реконструкция такой храмовой архитектуры требует разработки принципиально новых технологий и адаптации существующих апробированных методов. Решение вопросов реконструкции потребовало разработки новых методов и индустриальных технологий, отвечающих современным техническим и экономическим требованиям.
Литература
1. Айвазян, А.А. Историко-архитектурные памятники Нахичевани / А.А. Айвазян. - Ереван, 1978.
2. Айвазян, А.А. Мемориальные памятники и рельефы Нахичевани / А.А. Айвазян. - Ереван, 1987.
3. Айвазян, А.А. Памятники армянской архитектуры Нахичеванской АССР / А.А. Айвазян. -Ереван, 1981.
4. Академия наук Армянской ССР. Мемориальные памятники средневековой Армении, хачка-ры 1Х-ХШ вв. - Ереван, 1984.
5. Аннинский, А. История Армянской церкви (до XIX в.) /А. Аннинский. - Кишинев, 1900.
6. Арутюнян, В.М. Памятники армянского зодчества / В.М. Арутюнян, С.А. Сафарян. - М., 1951.
7. Асратян, М. Очерки армянской архитектуры /М. Асратян. -М., 1985.
8. Давлианидзе, Л. С. К изучению цундско-тмговских хачкаров / Л. С. Давлианидзе // Вестник гос. музея Грузии, XX в. - 1959.
9. Кильневская, Э.В. От изобретательности к орнаменту /Э.В. Кильневская. - М., 1968.
Лулукян Назели Суреновна, ассистент кафедры дизайна, Социально-гуманитарный институт, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Москва), [email protected]
Поступила в редакцию 27 сентября 2019 г.
DOI: 10.14529/build190402
RECONSTRUCTION OF THE NATIONAL TEMPLE ARCHITECTURE (BY THE EXAMPLE OF THE ARMENIAN HIGHLANDS)
N.S. Lulukyan, [email protected]
Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, Moscow, Russian Federation
The main content of the article is a scientific analysis of methods and technologies for the reconstruction of temples, taking into account the design features of national architecture. A big number of historical sites on the territory of modern Armenia located in different parts of it and requiring reconstruction, dictates the need to switch to a faster and more reliable technology of restoration of architectural monuments. During the study of historical, archaeological, statistical, geographical materials, we obtained some information of how the reconstruction of temple architecture was carried out and developed on the territory of the Armenian highlands, and how to create the most optimal modern methodologies for preservation of temple architecture, taking into account the already-existing research. The author focuses on the importance and relevance of this topic, as the study of methods of reconstruction will allow to not only preserve the heritage of folk art and pass it on to future generations, but also study the peculiarities of national architecture and use this knowledge when designing new temples. While studying the characteristic features of temple architecture of the Armenian highlands, it can be concluded that the reconstruction can be carried out only with the help of the method of restoration. One of the main goals of such reconstruction is not to modify the volumetric compositional concept of the temple and to ensure the restoration of the lost architectural and historical appearance.
Keywords: reconstruction, restoration, design, temple, national architecture, monastery, decoration.
References
1. Ayvazyan A.A Istoriko-arkhitekturnyye pamyatniki Nakhichevani [Historical and Architectural Monuments of Nakhichevan]. Erevan, 1978.
2. Ayvazyan A.A. Memorial'nyye pamyatniki i rel'yefy Nakhichevani [Memorial Monuments and Reliefs of Nakhichevan]. Erevan, 1987. 398 p.
3. Ayvazyan A.A. Pamyatniki armyanskoy arkhitektury Nakhichevanskoy ASSR [Monuments of Armenian Architecture of the Nakhichevan Autonomous Soviet Socialist Republic]. Erevan, 1981. 236 p.
4. Arakelyan B.N. (Ed.) Memorial'nyye pamyatniki srednevekovoy Armenii: Khachkary IX-XIII vv. [Memorial Monuments of Medieval Armenia, Khachkars of the 1st - 10th centuries]. ANArmSSR, In-t arkheologii i etno-grafii [Academy of Sciences of the Armenian SSR]. Erevan, Izd-vo AN ArmSSR Publ., 1984. 77 p.
5. Anninskiy A. Istoriya Armyanskoy tserkvi (do XIX v.) [History of the Armenian Church (until the 19th Century)]. Kishinev, 1900. 324 p.
6. Arutyunyan V.M., Safaryan S.A. Pamyatniki armyanskogo zodchestva [Monuments of Armenian Architecture]. Moscow, 1951. 244 p.
7. Asratyan M. Ocherk armyanskoiarkhitektury [Essay on Armenian Architecture]. Moscow, 1985. 152 p.
8. Davlianidze L.S. K izucheniyu tsundsko-tmgovskikh khachkarov [To the Study of the Tsundo-Tmg Khachkars]. Bulletin of State Museum of Georgia, XX century, 1959.
9. Kil'nevskaya E.V. Ot izobretatel 'nosti k ornamentu [From Ingenuity to Ornament]. Moscow, 1968.
Received 27September 2019
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Лулукян, Н.С. Реконструкция национальной храмовой архитектуры (на примере Армянского нагорья) / Н.С. Лулукян // Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура». - 2019. - Т. 19, № 4. - С. 18-23. DOI: 10.14529/ЬшШ90402
FOR CITATION
Lulukyan N.S. Reconstruction of the National Temple Architecture (by the Example of the Armenian Highlands). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture. 2019, vol. 19, no. 4, pp. 18-23. (in Russ.). DOI: 10.14529/build190402