Научная статья на тему 'Реконструкция идей Аристотеля в историко-философском наследии Ганса Кельзена'

Реконструкция идей Аристотеля в историко-философском наследии Ганса Кельзена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
372
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИСТОТЕЛЬ / НОРМАТИВИЗМ / МЕТАФИЗИКА / ЭТИКА / ПОЛИТИКА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ARISTOTLE / NORMATIVISM / METAPHYSICS / ETHIC / POLITICS / PHILOSOPHY OF LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дидикин Антон Борисович

В небольшой статье автор касается серии работ Ганса Кельзена, посвященных античной политической мысли, в особенности его The Philosophy of Aristotle and Hellenic-Macedonian Policy. Как представляется, эти сравнительно малоизвестные сочинения знаменитого философа права все еще могут заинтересовать современных историков античной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstruction of some Aristotelian ideas in the historical and philosophical legacy of Hans Kelsen

In a short note, the author outlines a series of Hans Kelsen’s studies dedicated to Ancient political thought, esp. his The Philosophy of Aristotle and Hellenic-Macedonian Policy. He believes that these relatively neglected minor studies of the famous philosopher of law could still be of interest to contemporary classicists and historians of philosophy.

Текст научной работы на тему «Реконструкция идей Аристотеля в историко-философском наследии Ганса Кельзена»

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ ГАНСА КЕЛЬЗЕНА

А. Б. Дидикин Томский государственный университет Институт философии и права СО РАН abdidikin@bk.ru

Anton Didikin

Tomsk State University, Institute of Philosophy and Law, Russia Reconstruction of some Aristotelian ideas in the historical

and philosophical legacy of Hans Kelsen Abstract. In a short note, the author outlines a series of Hans Kelsen's studies dedicated to Ancient political thought, esp. his The Philosophy of Aristotle and Hellenic-Macedonian Policy. He believes that these relatively neglected minor studies of the famous philosopher of law could still be of interest to contemporary classicists and historians of philosophy. Keywords: Aristotle, normativism, metaphysics, ethic, politics, philosophy of law.

* Исследование выполнено при поддержке Программы «Научный фонд им. Д. И. Менделеева Томского государственного университета», 2016 г.

Австрийский философ и ученый Ганс Кельзен (1881-1973) широко известен как основоположник нормативизма в философии права.1 Однако влияние Марбургской школы неокантианства и аналитической философии способствовало формированию у Кельзена глубоких и обоснованных идей для реконструкции истории античной философии. Кельзен как историк философии до настоящего времени остается малоизвестным, несмотря на публикацию им серии историко-философских статей в 30-е годы прошлого столетия в ведущих западных журналах, в частности, статьи Platonic Justice в

1 Kelsen 1950, Кельзен 2015. ЕХОЛН Vol. 10. 2 (2016) www.nsu.ru/classics/schole

© А. Б. Дидикин, 2016 DOI: 10.21267/AQUILO.2016.10.2955

А. Б. Дидикин / ЕХОЛН Vol. 10. 2 (2016) 491

журнале Ethics в 1938 г.2 Годом ранее в International Journal of Ethics Кельзен опубликовал статью The Philosophy of Aristotle and the Hellenic-Macedonian Policy,3 посвященную исторической и интеллектуальной реконструкции философии Аристотеля, в которой им был предложен интересный методологический подход в контексте теории нормативизма - попытка реконструировать этические и политико-философские взгляды Аристотеля в свете его метафизического учения. Такой принцип единства позволяет не только подчеркнуть оригинальность аристотелевской аргументации, но и вписать философские взгляды мыслителя в социально-исторические условия его времени. Статья написана как обширный по содержанию и аргументации трактат о философии Аристотеля, и заслуживает внимания.

Кельзен утверждает, что этика и политическое учение Аристотеля существенно важны для осмысления моральных проблем современного миропорядка. Учение о добродетелях остается важным и для понимания природы юридических норм, и для осмысления форм государства, и для формирования общественного идеала. Тезис Кельзена о необходимости постижения аксиологии Аристотеля через метафизику детально раскрывается в структуре его статьи о философии Аристотеля.

В первой части Кельзен реконструирует аристотелевскую онтологию. Он утверждает, что в своем учении о бытии Аристотель остается учеником Платона, в частности разделяет его принцип дуализма между идеями и реальностью. Это проявляется в анализе различий между Богом и материальным миром, причем Бог рассматривается как трансцендентальная абсолютная ценность, наивысшее бытие, по отношению к которому мир как совокупность эмпирических явлений взаимосвязан через существование моральных ценностей. В концепции Божества Аристотель подчеркивает различие онтологии и аксиологии через наличие противоположностей между формой и содержанием, движимым и недвижимым, материальным и нематериальным, чувственно постигаемым и непостижимым. В учении Аристотеля о Боге как пер-водвигателе и первопричине, по мнению Кельзена, проявляется аргументация мыслителя о взаимосвязи этики и метафизики. Нематериальное и неподвижное не существует в пространстве, поскольку это источник всякого движения, сам по себе остающийся неподвижным. Такой перводви-гатель не только неподвижен, но и выступает абсолютной причиной. Его способ бытия - причина происходящих в мире явлений, и такой способ бытия является благом. Кельзен утверждает, что аристотелевская метафизика определяет Бога как персональное бытие, не существующее с точки зрения воли и

2 Kelsen 1938.

3 Kelsen 1937.

492 Кельзен об Аристотеле

действия, а существующее лишь в мышлении. Это наивысший уровень человеческого опыта и счастья в предполагаемой системе ценностей. В таком случае понятие добра идентично существованию Божества, порождающего все процессы в чувственно воспринимаемом мире.

Кельзен настойчиво приводит примеры из Метафизики Аристотеля, подтверждающие признание абсолютного блага в мире по аналогии с философским учением Платона. Эмпирическая реальность составляет лишь некоторый уровень блага, в то время как в Боге как перводвигателе проявляется абсолютное благо. Отсюда, по мнению Кельзена, наблюдается неразрывная связь и единство онтологии и аксиологии у Аристотеля.

Еще один важный методологический аргумент, который приводит Кельзен при реконструкции философских взглядов Аристотеля, - это утверждение об обосновании абсолютной монархии как формы правления в онтологическом учении мыслителя. Такой неожиданный поворот его рассуждений в значительной степени связан со спецификой аргументации нормативист-ского учения Кельзена. В его трудах неоднократно прослеживается связь между восприятием социально-политической реальности в контексте системы ценностей, подлежащей философскому обоснованию. Так, например, Кельзен в своих статьях детально обосновывает тезис о том, что признание существования абсолютных ценностей предполагает признание монархической формы устройства власти в государстве, в то время как демократическое устройство основывается на принципе релятивизма и изменчивой системы ценностей.4 В такой же форме Кельзен приводит аргументы и в концепции ограниченного суверенитета государства с точки зрения международного правопорядка. Такая радикальная аргументация связана с тем, что в нормативизме представление о правовой реальности и сущности права отличаются от традиционного понимания права как совокупности эмпирически наблюдаемых юридических норм, регулирующих поведение лю-дей.5 В основе иерархии правовых норм и иных видов социальных норм в нормативизме лежит высший принцип, сформулированный как трансцендентально-логическое допущение, - основная норма.6 Основная норма не является эмпирически наблюдаемой, и является результатом рациональной реконструкции. Отсюда признание в аристотелевской метафизике Бога как абсолютного блага и первопричины и влечет за собой, по мнению Кельзена, признание абсолютной монархии как наилучшей формы правления. Такое утверждение австрийского ученого является спорным, учитывая, что Ари-

4 Кельзен 2014.

5 КеЪеп 1951.

6 КеЪеп 1959.

А. Б. Дидикин / ЕХОЛН Vol. 10. 2 (2016) 493

стотель сравнивает различные формы правления для выбора наилучшей в Политике, и рассматривает социально-политические условия функционирования наилучшей формы правления в Афинской политии.

Увлеченность нормативистской аргументацией позволяет Кельзену специфически интерпретировать аристотелевскую метафизику. Он утверждает, что в концепции Бога как перводвигателя предполагается отсутствие других неподвижных двигателей. Превосходство и субординация во взаимоотношениях двигателя и движимых объектов, субъекта к объекту напоминает, по мнению Кельзена, отношения в духе монотеизма. В то же время монотеизм сочетается с признанием и политеизма, учитывая особенности античного религиозного сознания.

В следующем разделе статьи Кельзен останавливается на противоречиях этического учения Аристотеля о добродетелях, ссылаясь на признание философом «двойной моральности». Этическое учение основывается на антропологическом понимании человека, состоящего из души и тела, однако в душе разум и желания противоположны друг другу. Как душа над телом, так и разум должен обрести превосходство над желаниями человека, мотивируя его выбор между добром и злом. Но добро как результат разумного выбора может проявляться с точки зрения теоретического и практического разума. Аристотель разделяет дианоэтические и этические добродетели, подчеркивая специфические формы деятельности души. При этом этические добродетели, по мнению Кельзена, олицетворяют гражданскую мораль, когда активное поведение человека в обществе направлено на других людей.

Кельзен критически оценивает попытки Аристотеля провести параллели между этикой и геометрией, когда добро как благо определяется поиском «срединного» пути - выбора между разными видами зла, руководствуясь мудростью. Поскольку представления об этических добродетелях универсальны, то отсюда следует, как полагает Кельзен, что учение Аристотеля применимо к любому социальному порядку, то есть способствует его легитимации с позиции этических добродетелей. Наивысшая аристотелевская добродетель - знание, снова указывает на связь его философских взглядов с учением Платона. Но у Платона наиболее полное знание о благе принадлежит философам, управляющим идеальным государством. А Аристотель интерпретирует этику в метафизическом смысле, не делая акцентов на конкретном идеальном политическом устройстве. Кельзен полагает, что в такой интерпретации проявляются социально-исторические условия античного периода, когда древнегреческие полисы попали под контроль македонской монархии, свидетелем чего и был Аристотель. Такая социологическая точка зрения влияет и на восприятие Кельзеном учения Аристотеля о правильных

494 Кельзен об Аристотеле

и неправильных формах правления. Анализируя указанные формы правления, Кельзен подчеркивает, что неограниченная и наследственная монархия напоминает власть отца над сыновьями в древнегреческой семье, и, по существу, соглашается с тем, что патриархальная теория происхождения государства у Аристотеля больше соответствует выбору им наилучшей формы правления. Кроме того, в контексте античного республиканского полиса, по мнению Кельзена, мифологические представления о древних монархиях остались, несмотря на формирование гражданского сознания у греков. Неслучайно, Демосфен, говоря о власти монарха над людьми, признает ее как власть господина над рабами. Тем самым в интерпретации политико-философского учения Аристотеля Кельзен уделяет значительное внимание эволюции взглядов философа о сущности монархии и демократии. Позднее в Foundations of Democracy Кельзен представит развернутый анализ формирования идей демократии в истории и современности.

Монархический и демократический общественные идеалы важны для понимания античной эпохи, в которую формируются платоническая и аристотелевская философские традиции. Несмотря на некоторые спорные вопросы историко-философской реконструкции философии Аристотеля, представленные под влиянием учения нормативизма, работы Кельзена имеют важное значение для постижения античной этической и политико-философской мысли.

Библиография

Кельзен, Г. (2014) «Абсолютизм и релятивизм в философии и политике (1948, перевод с англ. А. Б. Дидикина)», Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства: российский и зарубежный опыт. Труды III Международной конференции. Новосибирск, 191-200. Кельзен, Г. (2015) «Причинность и вменение» (1950, перевод с англ. А. Б. Дидикина),

2Х0ЛН (Schole) 9.2, 271-283. Kelsen (1937) "The Philosophy of Aristotle and the Hellenic-Macedonian Policy," InternationalJournal of Ethics 48.1, 1-64. Kelsen, H. (1938) "Platonic Justice," Ethics 48.3, 367-400.

Kelsen, H. (1941) "Foundations of Democracy," American Political Science Review, 1-101. Kelsen, H. (1950) "Causality and Imputation," Ethics 61.1, 1-11.

Kelsen, H. (1951) "Science and Politics," American Political Science Review 45.3, 645-665. Kelsen, H (1959) "On the Basic Norm," California Law Review 47.1, 107-110.

7 Kelsen 1941.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.