УДК 69.059.14(083.96)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВИЗУАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
© 2017г. Е.А. Таран, А.А. Таран
Для небольших автотранспортных предприятий экономически невыгодно и нецелесообразно проводить работы по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, поэтому некоторые небольшие автотранспортные предприятия практикуют аренду ранее эксплуатируемых зданий и сооружений для хранения и обслуживания подвижного состава Техническое состояние производственных зданий АТП во многом зависит от методов строительства, возраста, условий эксплуатации и других факторов В связи с этим для обеспечения безопасной эксплуатации зданий, имеющих физический износ, возникает необходимость в проведении визуального обследования технического состояния производственных зданий автотранспортных предприятий АПК. Методика визуального обследования технического состояния позволяет изучить состояние объекта с незначительными материальными и техническими затратами за небольшой промежуток времени При визуальном обследовании зданий и их несущих конструкций обнаруживаются видимые дефекты, которые характеризуют состояние эксплуатируемых зданий. Организацию работ по визуальной оценке технического состояния производственных зданий АТП следует проводить только после соответствующих охранных мероприятий, обеспечивающих их безопасность Проведя визуальный осмотр технического состояния производственного здания автотранспортного предприятия АПК и обнаружив физический износ и неудовлетворительное техническое состояние строительных конструкций и элементов здания, необходимо провести дополнительные обследования Мероприятия по проведению визуального осмотра должны проводиться только специализированными компаниями На основании полученных данных составляется отчет о возможных дефектах производственных зданий автотранспортных предприятий АПК. На основании визуального обследования технического состояния производственного здания автотранспортного предприятия АПК все проведенные мероприятия по визуальному осмотру здания должны быть тщательно зафиксированы в специальных документах - журналах, актах, паспортах готовности здания
Ключевые слова автотранспортные предприятия, визуальное обследование, мероприятия по безопасности, дефекты конструкций, физический износ зданий, видимые дефекты, осадочные трещины
For small motor transport enterprises, it is not economically profitable and inexpedient to carry out worths on the design and construction of new buildings and structures, therefore, some small motor transport enterpnses practice leasing of previously used buildings and structures fa the storage and maintenance of rolling stock The technical condition of the industnal buildngs of the MTE largely depends on the methods of constaiction, age, operating conditions and other factors. In this regard, to ensure the safe operation of buildings that are physically worn, there is need for visual inspection of the technical condition of the production buildings of the motor transport enterpnses of the agro-industrial complex. The method of visual inspection of technical condition allows to study object condition with insignificant material and technical expenses for a small time interval. When visually inspecting buildings and their load-beanng structures, there are detected visible defects that characterize the condition of the exploited buildings The organization of visual assessment of the technical condition of the industnal buildings of MTE should be earned out only after appropnate security measures to ensure their safety. Having conducted visual inspection of the technical condition of the production building of motor transport enterpnse of the ago-industrial complex, and having discovered the physical wear and unsatisfactory technical condition of the building structures and building elements, addtional inspections are necessary Measures for visual inspection should be earned out only by specialized companies and on the basis of the obtained data report on possble defects in the production buildings of the motor transport enterprises of the agro-industnal complex is compiled On the basis of visual inspection of the technical condition of the production building of motor transport enterprise of the agro-industrial complex, all the measures taken for visual inspection of the building must be carefully documented in special documents - journals, certificates, readiness certificates of the buildng
Keywords motor transport enterpnses, visual inspection, secunty measures, structural defects, physical detenorabon of buildngs, visible defects, sedimentary cracks
Введение. В настоящее время для небольших автотранспортных предприятий экономически невыгодно и нецелесообразно проводить работы по проектированию и строитель-
ству новых зданий и сооружений для обслуживания и хранения автомобилей. Поэтому некоторые небольшие автотранспортные предприятия практикуют аренду ранее эксплуатируемых
зданий и сооружений для хранения и обслуживания подвижного состава. Однако возраст, методы строительства, условия эксплуатации и другие факторы могут негативно сказаться на техническом состоянии производственных зданий АТП.
В связи с этим для обеспечения безопасной эксплуатации зданий, имеющих физический износ, возникает необходимость в проведении визуального обследования технического состояния производственных зданий автотранспортных предприятий АПК.
Методика исследования. Методика визуального обследования технического состояния производственных зданий автотранспортных предприятий АПК позволяет изучить состояние объекта с незначительными материальными и техническими затратами за небольшой промежуток времени. При проведении визуального осмотра следует придерживаться требований СП 13-102-2003 «Правила обследо-
вания несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
Визуальное обследование технического состояния производственных зданий автотранспортных предприятий АПК дает возможность выявить те повреждения конструкций, которые могли бы вызвать аварию и разрушения элементов сооружений и тем самым спровоцировать возникновение травмоопасных ситуаций в результате повреждений или обрушений строительных конструкций.
Однако в ходе визуального обследования выявляются явные дефекты и повреждения, возникающие в результате нарушений при эксплуатации здания или сооружения, а также возможные результаты негативного воздействия различных природных факторов на производственные здания автотранспортных предприятий АПК.
Износ зданий АТП ускоряется из-за нарушения правил их эксплуатации и появления дефектов в несущих конструкциях. Классификация дефектов зданий приведена на рисунке 1.
По характеру спектра
Рисунок 1 - Классификация дефектов зданий
Повреждения в несущих конструкциях критического характера могут привести к их обрушению и аварии.
С течением времени при эксплуатации конструкций здания их надежность падает и может быть ниже нормативной. При достижении в конструкциях определенного уровня критического состояния и при потере надежности в них могут происходить необратимые процессы, а именно такие повреждения, как коррозия, рас-
крытие трещин, потеря устойчивости несущих конструкций, пластические деформации и т. д.
В связи с этим перед заключением дого-вора-аренды с владельцем рассматриваемых зданий, производственных помещений или сооружений возникает необходимость определения их технического состояния путем визуального обследования и определения надежности конструкций обследуемых зданий по внешним признакам повреждений.
При визуальном обследовании здания выявляются видимые дефекты и обнаруживаются элементы строительных конструкций и изделий, которые необходимо более подробно обследовать, применяя диагностические инструменты.
К основным этапам методики проведения визуального обследования относятся:
визуальное обследование кровли и кровельной конструкции, а именно - узлов несущих элементов кровельной конструкции, стропильной системы, состояния паро-, тепло- и гидроизоляции кровли и непосредственно самого материала кровельного покрытия и состояния элементов водостока;
- визуальное обследование фундамента, подвала и цокольных помещений на наличие трещин и выбоин на поверхностях, искривление кладочных рядов, образование сырости, состояния внутренних и внешних стен;
- визуальное обследование ограждающих поверхностей производственных зданий автотранспортных предприятий АПК (стен, перекрытий, покрытий, пола) - тщательный осмотр простенков, сопряжений углов наружных стен с внутренними перекрытиями, промерзающих участков поверхностей;
- визуальное обследование фасада здания, а именно - осмотр фасадной части стены, выявление повреждений поверхности облицовки. разгерметизации отверстий в местах прохода через стены инженерных сетей, а также наличия трещин в стенах, выпадения или «вымывания» кладочного раствора.
Специальное оборудование для проведения визуального осмотра состояния здания не требуется.
Своевременная визуальная оценка надежности и технического состояния несущих конструкций позволит сделать выбор здания или сооружения или же вовремя провести усиление и ремонт.
Усиление и ремонт конструкций может обеспечить их надежность и практически продлить эксплуатацию здания АТП.
Одной из проблем является также недостаточное количество проектной документации по обследуемому зданию АТП. Одной из задач визуального обследования является сравнение на соответствие чертежей и фактического со-
стояния здания. Это необходимо в связи с тем, что обследуемые здания имеют довольно солидный стаж и в них зачастую проводились перепланировки, делались пристройки и т.д. И все это может негативно сказаться на несущей способности здания.
При проведении визуального обследования фасада здания АТП необходимо обратить внимание на осадочные трещины на наружных стенах - это важная часть оценки надежности здания, так как бетон хорошо работает на сжатие, но относительно слабо на растяжение. Общепринятое отношение усилия растяжения к усилию сжатия составляет ориентировочно 10:1.
При действии на бетон даже небольших растягивающих нагрузок могут возникнуть трещины, однако незначительное количество этих трещин по силовым соображениям в начальный период эксплуатации здания малозначимо. Но в последующие периоды эксплуатации здания может активизироваться процесс, при котором вода, содержащая хлориды, через трещины достигнет арматуры, провоцируя тем самым коррозионный процесс, что значительно влияет на надежность конструкции, так как арматура выполняет основные функции в восприятии изгибающих и растягивающих напряжений, а также силовых воздействий. При попадании влаги и кислорода через трещину в строительную конструкцию начинается процесс коррозии металла. Красная или коричневая ржавчина имеет значительно больший объем, чем металл, поэтому увеличение объема вызывает возникновение растягивающих напряжений; при этом сначала образуются трещины, а затем происходит выкрошивание поверхности бетона, что приводит к интенсификации коррозии. В случае проникновения хлоридов, как правило, образуются пятна черной ржавчины. Коррозия этого типа значительно более опасна, так как она может получить существенное развитие до того, как ее следы будут видны на поверхности.
Если при проведении визуального обследования фасада здания АТП выявились осадочные трещины на наружных стенах, то это свидетельствует о просадках фундамента здания. На рисунке 2, в зависимости от расположения осадочных трещин, участок просадки фундамента или деформации фунта указан стрелкой.
_
ш
□и ш
Рисунок 2 - Расположение осадочных трещин на стенах зданий в зависимости от типа просадки фундамента
При выполнении визуального обследования фундамента необходимо провести работы по его частичному вскрытию, для этого рядом с обследуемым фундаментом устраивают шурфы.
Согласно требованиям СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», при обнаружении характерных трещин, перекосов частей здания, деформаций и прочих повреждений, которые свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии основания грунта, необходимо провести инженерно-геологическое исследование По результатам инженерно-геологического исследования может возникнуть необходимость в восстановлении и ремонте строительных конструкций, в укреплении основания и фундамента.
При визуальном обследовании производственного здания автотранспортного предприятия АПК определяется техническое состояние строительных изделий и конструкций по степени и характерным признакам повреждения и дефектов и делается предварительная оценка. Проведя визуальное обследование и получив полную картину дефектов и повреждений здания предприятия АПК, нужно выявить причины их происхождения, что необходимо для полной и достаточной оценки состояния строительных конструкций и изделий. В случае если результаты визуального обследования здания предприятия АПК окажутся недостаточными для реше-
ния поставленных задач и не дают полной картины технического состояния здания, необходимо провести инструментальное обследование. Для этого разрабатывают программу по выполнению работ детального обследования производственного здания автотранспортного предприятия АПК.
Возможные дефекты, которые могут вскрыться при визуальном обследовании здания АТП, сведены в таблицу 1,
Первичный осмотр трещин в стенах, которые возникли вследствие перегрузок, неравномерной осадки фундамента, перепада температур, позволяет определить их происхождение и получить полную информацию о состоянии кладки, однако не позволяет выяснить этап стабилизации деформаций, произошла она или нет. Для получения данных о динамике раскрытия трещин и их стабилизации на стены здания необходимо установить маяки.
Влияние повреждений на надежность элементов и конструкции здания оценивается относительной их надежностью в процессе эксплуатации. При снижении надежности до определенного уровня в строительных конструкциях будут наблюдаться необратимые процессы: трещины, потери устойчивости сжатых элементов и пластические деформации, неравномерные осадки фундаментов, коррозионные повреждения и т.д.
Таблица 1 - Дефекты конструкций и элементов, характеризующие состояние здания при визуальном обследовании
Обследуемый объект
Дефекты, характеризующие состояние конструкции здания при визуальном обследовании
Возникновение вертикальных или наклонных трещин в стенах; трещин в перемычках и перемычных блоках или стеновых панелях; возможный крен стен или всего здания в целом, отрыв между наружными и внутренними стенами; искривление карнизов и рядов кладки; трещины в швах крупнопанельных и крупноблочных зданий, сколы в плитах перекрытий и покрытии здания, трещины в полах и плитах перекрытий, которые распространяются по всей толщине плиты и наблюдаются на всех этажах по одной плоскости, возникновение перекосов и смещений с опор лестничных площадок и маршей, перекос проемов и как следствие заклинивание дверей и ворот; наклоны и перекосы конструкций каркаса таких как фермы, колонны, подкрановые балки; в узлах соединения несущих конструкций возникновение трещин, разрывов и других повреждений; меняющиеся по высоте здания раскрытия и сужения деформационных швов.
Возникновение смещений и перекосов в стеновых панелях или блоках в плоскости стен или из их плоскости; возникновение трещин в панелях от силовых воздействий, температурного и влажно-стного влияния, от неравномерной осадки фундамента; воздействие попеременного замораживания и опаивания на разрушение наружных стен; коррозия металлических деталей и арматуры, прочность и однородность растворных швов в крупноблочной кладке; в результате разрушений изоляционного слоя, слоя цементного раствора, уплотняющих грокладок и всех элементов заделки стыков происходит высокая воздухопроницаемость вертикальных швов
Выполнение работ с применением различных марок кирпичей и растворов в пределах одного этажа; трещины от перегрузки участков кладки стен, от неравномерной осадки фундаментов; трещины, возникающие от температурного воздействия, обычно находятся у торцов здания и у торцов перемычек, которые проходят по наклонным направлениям в простенки и в перемычные пояса кладки; несоответствие вертикальности углов и участков стен (выпучивание и искривление стен); расслоение кладки по высоте.
Оценка надежности конструкции должна проводиться по максимальному повреждению в ней, так как при критическом значении максимального повреждения может произойти разрушение конструкции и как следствие - обрушение всего здания.
Относительная надежность и поврежден-ность конструкции оценивается в зависимости от категории технического состояния, определяемого по внешним признакам.
Для составления полной картины физического износа строительной конструкции необходимо обследовать отдельные участки, имеющие разную степень износа.
Оценивают физический износ отдельных строительных изделий, конструкций, элементов, систем или их участков путем сравнения результатов визуального и инструментального обследования и выявленных признаков физического износа с их значениями, приведенными
в ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».
В основу нормативных документов по определению величины физического износа строительных конструкций зданий положены закономерности соотношения физического износа и стоимости объективно необходимого ремонта на восстановление. Физический износ зданий с годами увеличивается, однако, в результате капитальных и текущих ремонтов темпы роста физического износа можно снизить.
Результаты и их обсуждение. Анализ обследований эксплуатируемых зданий в России показывает, что физический износ строительных конструкций и изделий зданий происходит наиболее интенсивно в первый период после 20-30 лет эксплуатации и после 90-100 лет.
Общая характеристика, оценка технического состояния и показатели физического износа строительных конструкций и элементов зданий приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Физический износ конструкций и элементов зданий и характеристики их состояний
Физический износ, % Оценка технического состояния здания Общая характеристика технического состояния здания или сооружения Гримерная стоимость каги-тагъного ремонта в восстановительной стоимости конструшаых элементов, %
0-20 Хорошее Видимых повреждений и деформаций нет, однако, имеются отдельные, которые можно устранить при текущем ремонте, мелкие дефекты, не влияющие на эксплуатационные и конструктивные характеристики элемента. Капитальный ремонт может производиться лишь на отдельных участках, имеющих относительно повышенный износ До 10
21-40 Удовлетворительное Строительные конструкции и элементы зданий в целом пригодны для эксплуатации, однако они требуют некоторых капитальных затрат на ремонт, который целесообразно провести на данной стадии 15-30
41-60 Неудовлетворительное Эксплуатация строительных конструкций и элементов здания возможна только при условии значительного капитального ремонта 40-80
61-80 Плохое Состояние строительных конструкций и элементов здания аварийное, в этом случае ограничено выполнение конструктивными элементами своей несущей способности. Необходимо провести охранные мероприятия или выполнить полную замену конструктивного элемента 90-120
Организацию работ по выполнению визуальной оценки технического состояния производственных зданий АТП следует проводить только после соответствующих охранных мероприятий. обеспечивающих безопасность их выполнения.
Проведя визуальный осмотр технического состояния производственного здания автотранспортного предприятия АПК и обнаружив физический износ и неудовлетворительное техническое состояние строительных конструкций и элементов здания, необходимо провести дополнительные обследования.
Заключение. Мероприятия по проведению визуального обследования должны проводиться только специализированными компаниями, имеющими лицензию на данный вид работ.
На основе полученных данных визуального обследования составляется отчет о возможных дефектах производственных зданий автотранспортных предприятий АПК.
На основании визуального обследования технического состояния производственного здания автотранспортного предприятия АПК все проведенные мероприятия по визуальному осмотру здания должны быть тщательно зафиксированы в специальных документах - журналах. актах, паспортах готовности здания.
В журнал осмотра входит фиксирование неисправностей производственного здания автотранспортного предприятия и техническое состояние всех элементных конструкций.
В акт регистрации должны входить: адрес местонахождения автотранспортного предприятия АПК, дата обследования, выявления неисправностей или дефектов (в количествах по результатам исследований), вид ремонтных работ (капитальные, текущие, средние), рекомендации по устранению дефектов и неисправностей, указание сроков, в течение которых эти неисправности должны быть устранены, за подписью членов комиссии.
В паспорт готовности вносятся все выводы, сделанные на основании полученных данных по визуальному обследованию технического состояния производственного здания автотранспортного предприятия АПК.
Литература
1. Липкоеич, И.Э. Определение технического состояния производственных помещений АТП путем визуального обследования / И.Э. Липкович, А.В Пикалов, Е.А. Таран II Грузовое и пассажирское автохозяйство -2013. - № 12 -С 61-66
2. ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния.
3. Улыбин, А.В. Качество визуального обследования зданий и сооружений и методика его выполнения / А.В Улыбин, Н И Ватин II Строительство уникальных зданий и сооружений - 2014 - № 10 (25). - С. 134-146
4 Добромыслов, А Н. Оценка надежности зданий и сооружений по внешним признакам / АН. Добромыслов. - Москва АСВ, 2004.
5. Гроздов, В Т Общероссийский общественный фонд / ВТ. Гроздов II Центр качества строительства -Санкт-Петербургское отделение, 2007.
6. Техническое обследование строительных конструкций комплекса производственных зданий / А.В. Улыбин, С.В Зубков, С.Д Федотов, ГА Кукушкина, Е В. Черненко II Строительство уникальных зданий и сооружений. -2014 -№7(22).-С. 194-217.
7. Sampaio A.Z. and Simoes Diogo Maintenance of Buildings Using BIM Methodology II The Open Construction and Building Technology Journal. - 2014 - № 8. - P. 337-342
8. Baudet N.. Pillet M , Maire J.L. Visual inspection of products A companson of the methods used to evaluate surface anomalies II International Journal of Metrology and Quality Engineering - 2012. - № 2 (1). - P. 31-38.
9. Kunal Kishor, Killemsetty Namesh Study on control of cracks in a Stmcture through Visual Identification & Inspection Department of Civil Engineenng, O P. IIIOSR Journal of Mechanical and Civil Engineering (IOSR-JMCE) Vol. 11. -Issue 5, Ver VI - Sep -Oct. 2014. - P 64-72.
10 Rechling К, Raupach M.. Broomfield J., Taché G. Full surface inspection methods regarding reinforcement corrosion of concrete structures II Materials and Corrosion. -2013.-№4(2).-P. 116-127.
References
1. Lipkovich I.Je. Pikalov A V., Taran E.A. Opredele-nie tehnicheskogo sostojanija proizvodstvennyh pomeshhenij ATP putem vizual'nogo obsledovanija [The definition of technical condition of production facilities of MTE by visual inspection], Gruzovoe i passazhirskoe avtohozjajstvo. 2013, No. 12, pp 61-66.
2. GOST 31937-2011 Zdamja i sooruzhenija. Pravila obsledovanija i monitoringa tehnicheskogo sostojanija [GOST 31937-2011. Buildings and constructions. Rules of inspection and monitoring of the technical condition].
3. Ulybin A V., Vatin N.I. Kachestvo vizual'nogo obsledovanija zdanij i sooruzhenij i metodika ego vypolnenija [Quality of visual inspection of buildings and constructions and the method of its implementation], Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij, 2014, No 10(25), pp 134-146
4 Dobromyslov AN Ocenka nadezhnosti zdanij i sooruzhenij po vneshnim pnznakam [Evaluation of the reliability of buildings and structures by their external features], Moscow, ASV, 2004.
5. Grozdov V.T. Obshherossijskij obshhestvennyj fond. Centr kachestva stroitel'stva [All-Russian public fund. Center for building quality], Sankt-Peterburgskoe otdelenie, 2007.
6. Ulybin A V, Zubkov S.V, Fedotov S.D., Kukushki-na G.A, Chemenko E.V. Tehnicheskoe obsledovanie stroi-tel'nyh konstrukcij kompleksa proizvodstvennyh zdanij [Technical inspection of building structures of the complex of industrial buildings], Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij, 2014, No.7(22), pp 194-217.
7. Sampaio AZ. and Simôes Diogo Maintenance of buildings using BIM. Methodology, The Open Construction and Building Technology Journal, 2014, No 8, pp. 337-342.
8. Baudet N., Pillet M., Maire J.L. Visual inspection of products: A companson of the methods used to evaluate surface anomalies, International Journal of Metrology and Quality Engineering, 2012, No. 2 (1), pp 31-38
9. Kunal Kishor, Killemsetty Namesh. Study on control of cracks in a Structure through Visual Identification & Inspection. Department of Civil Engineenng, O.P. IOSR Journal of Mechanical and Civil Engineering (IOSR-JMCE), Vol. 11, Issue 5, Ver. VI, Sep.-Oct. 2014, pp 64-72.
10. Reichling K , Raupach M„ Broomfield J„ Taché G. Full surface inspection methods regarding reinforcement corrosion of concrete structures, Matenals and Corrosion, 2013, No 4(2), pp. 116-127.
Сведения об авторах
Таран Елена Александровна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Россия).
Таран Андреи Александрович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроэнергетика и электротехника», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Россия). Тел. 8 (86359) 43-5-68.
Information about the authors
Taran Elena Alexandrovna - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zemograd (Rostov region, Russia).
Taran Andrey Alexandrovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Power engineering and electrical engineering department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russia) Phone: 8 (86359) 43-5-68.