РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СТАРТАПА С УЧЕТОМ ЗНАЧИМЫХ ФАКТОРОВ
Аннотация. В статье проводится анализ факторов, влияющих на стартап. На основании материалов из статей в журналах, индексируемых в Scopus, WoS, журналах ВАК, а также частично на материалах по оценке стартапов выделяется ряд факторов, влияющих на стартап, и они распределяются по этапам жизненного цикла стартапа. Делаются выводы о том, что происходит с этими факторами в контексте каждого из этапов, что может быть использовано основателями стартапов в своей деятельности. На основании исследования делаются дополнительные рекомендации по развитию стартапа.
Ключевые слова. Стартап, факторы, этапы жизненного цикла, масштабирование, выход на рынок.
Sataev P.A.
RECOMMENDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A START-UP IN CONSIDERING SIGNIFICANT FACTORS
Abstract. The article analyzes the factors influencing a startup. Based on materials from articles in journals indexed in Scopus, WoS, VAK journals, and partially on materials^ for evaluating startups, a number of factors that affect a startup are identified and they are distributed according to the stages of the startup life cycle. Conclusions are drawn about what happens to these factors in the context of each of the stages, which can be used by the founders of startups in their activities. Additional recommendations based on the study are made for the development of a startup.
Keywords. Startup, factors, life cycle stages, scaling, market entry.
Введение
Важными трендами, которые подтверждают актуальность исследования инноваций, являются Четвертая промышленная революция, экономика знаний, цифровая трансформация. В нашей стране инновациям и стартапам уделяют все больше внимания. Развитие стартапов упоминается в федеральных посланиях Президента России, вводятся специальные программы «Стартап как диплом», оказывается поддержка на уровне технопарков, акселераторов и т.д. Развитие и поддержка стартапов способствует реализации программы Национальной технологической инициативы [1].
Задача исследования
Задача исследования - выявить факторы, которые оказывают влияние на стартап (подобная работа была проведена в исследовании [2]), распределить их по этапам жизненного цикла и подготовить описание того, что с ними происходит, а также подготовить рекомендации по развитию стартапа. Факторы, влияющие на стартап, могут быть не только использованы основателями стартапа в принятия решений по
ГРНТИ 06.81.12 © Сатаев П. А., 2022
Павел Алексеевич Сатаев - аспирант кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Контактные данные для связи с автором: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29 (Russia, St. Petersburg, Politehnicheskaia str., 29). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 03.05.2022.
развитию стартапа, но и быть использованы в других исследованиях, например, работа с внутренними факторами указывается в контексте выбора методов менеджмента качества для повышения конкурентоспособности организации [3].
Результаты и их обсуждение
Исследование в области управления инновациями базируется на том разделе теории управления экономическими системами, в том числе на базе теории систем и теории сетей, которые рассматривают управление инновациями, в том числе стартапом, с общесистемных позиций в экономике [4-7]. Под стартапом в данной статье будем понимать организацию, созданную для реализации инновационных продуктов или услуг, имеющую потенциал развития. Но будем рассматривать и этапы работы с идеей, которые предшествуют созданию стартапа. Подробнее о видении в области терминологии стартапа можно прочитать в статье автора, опубликованной в соавторстве с научным руководителем - профессором Соловейчиком К.А. [8].
Стоит отметить, что ситуация с инновациями из-за своей специфики часто приводит к сложностям в терминологическом плане, например, затруднения возникают с интерпретацией таких понятий как «наукоемкое производство» [9, с. 5; 10], к которому можно отнести некоторые категории стартапов, или «процессы управления наукоемкими производствами» [11]. Важны также и вопросы безопасности в данной области [12], вопросы развития стартапов в кластерах [13] и, возможно, государственных учреждениях [14]. Данные вопросы обсуждены также в последних публикациях профессора Соловейчика К.А. [15-17].
Первой рекомендацией для будущих основателей стартапа будет анализ внешней среды и выбор локации стартапа. Контекст влияния внешней среды на стартапы изучался, например в [18, 19]. Если раньше был актуален учет различных программ стартап-виз и работа, например, с рейтингами стран, то сейчас целесообразно учитывать состояние отрасли стартапа в регионе, например в [20] указывают, что внутренние рынки будут выгодными только для определенных стартапов. Этот тезис становится важным с учетом неоднозначной ситуации с существовавшим ранее трендом на открытые и доступные международные рынки.
Кроме того, важно оценить уровень и варианты государственной поддержки в регионе [21], учесть состояние государственной политики [21] и управления [2], оценить политические и международные риски (это учитывается в методе оценки стартапа суммирование факторов риска [29]). Важным блоком будет анализ налогообложения [2, 30, 31], доступности финансов [30], ситуации с инвестициями [31]. Важно также понимание нормативно-правовой среды региона, т.к. это тоже является фактором, влияющим на развитие стартапов: уровень коррупции [30], прозрачность и стабильность правовой среды [30], государственное регулирование [2], законодательные и судебные риски (учитывается в методе оценки стартапа через суммирование факторов риска [21]).
Второй рекомендаций будет анализ внутренней среды стартапа, в первую очередь речь идет о команде основателей и их знаниях, навыках и возможностях по запуску стартапа. Этот тезис возникает на фоне того, что существуют и развиваются различные элементы поддержки и/или обеспечения развития стартапа. Здесь речь идет о бизнес-инкубаторах и образовательных программах. По результату анализа следующих программ и курсов от Оепегайоп8 [32], бизнес-инкубатора Ингрия [33], курсов и стартап академии Сколково [34, 35], ВШЭ [36] был составлен следующий перечень часто встречающихся: команда; идея, продукт; бизнес-модель; клиенты, целевая аудитория; рынок; маркетинг; экономика; продажи; юридические вопросы; финансирование; личные навыки. Это дает нам представление о направлениях, которые считаются важными для стартапов, т. е. уже на их основе основатели стартапов могут делать выводы о ключевых аспектах своей деятельности, на которые важно обратить внимание. Данный перечень можно интерпретировать как минимальный набор знаний, которые должны быть у основателей стартапа для повышения шансов на успешный запуск, иначе - необходимо рассмотреть вариант прохождение подобных курсов.
Что касается бизнес-инкубаторов, необходимо отметить, что они направлены на оказание достаточно широкого спектра поддержки стартапам. Но опять возникает вопрос терминологии, потому что этот термин по функциям и смыслу, например, практически соответствует (в некоторых источниках) термину бизнес-акселератор. Бизнес-инкубатор определен в Приложении к приказу Минэкономразви-
тия России от 14 марта 2019 г. № 125 (см.: Приложение. Требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Там же представлен перечень функций и услуг, которые должен оказывать бизнес-инкубатор. На основании Приложения и других источников [28, 37, 38, 39] составим перечень функций, которые оказывает бизнес-инкубатор: предоставление площадей для работы; предоставление оборудования; образовательная часть; взаимодействие с инвесторами и экспертами; функциональные услуги: консалтинг, финансы, продажи, маркетинг и т.д.
Эффективность бизнес-инкубаторов для стартапов подчеркивают в [37], а в [40] указывается на положительное влияние бизнес-инкубаторов на ранних этапах развития стартапа. Однако, недостатки такого формата тоже существуют, они подробно описаны, например в [38], отдельно можно выделить, что важно опасаться чрезмерного пребывания в различных программах (например, прохождения нескольких инкубаторских или акселерационных программ) вместо реальной стартап-деятельности. В итоге, основателям стартапа важно понять, смогут ли они обеспечить представляемые бизнес-инкубаторами функции самостоятельно и при необходимости рассмотреть возможность взаимодействия с подобными программами (например, для решения конкретных задач может подойти не бизнес-инкубатор, а программа бизнес-акселератора).
Третьим тезисом для развития стартапа будет учет различных факторов, которые выделяют авторы исследований, а также факторов, которые используют в различных подходах к оценке стартапов. В рамках работы было проведено комплексное исследование источников и составлен перечень факторов, влияющих на развитие стартапа. Представим распределение этих факторов по этапам жизненного цикла (ЖЦ) стартапа. Здесь будем опираться на ключевые события, происходящие со стартапам, которые применяются в контексте раундов финансирования, интерпретацию которых, в свою очередь, возьмем из баз данных стартапов, которые используют в академических исследованиях: Crunchbase (не используется термин «стартап») [41]; Dealroom.co [42]; Fundz [43]; CB-Insights [44-47]. На основании анализа этих источников составим следующие этапы ЖЦ:
• проработка идеи (посевной раунд). Ключевые характеристики: нет продукта (идея); нет продаж; только команда основателей; инвесторы: бизнес-ангелы, ближайшее окружение, акселераторы, венчурные фонды (в т.ч. посевные фонды), краудфандинг, микровенчурные инвесторы;
• выход на рынок (раунд А). Ключевые характеристики: MVP; первые продажи; начало сбора команды (найм сотрудников); инвесторы: частные инвестиционные организации, фирмы венчурного капитала;
• масштабирование (раунды В и С). Ключевые характеристики: готовый продукт; переход к масштабированию продаж; масштабирование организации; инвесторы: помимо инвесторов на ранних стадиях подключаются инвестиционные компании, хедж-фонды, подразделения инвестиционных банков, инвесторы вторичного рынка. Этот этап требует отдельных исследований ввиду своего масштаба, но все равно попробуем рассмотреть его в этой работе;
• выход (раунд D). Ключевые характеристики: выход на IPO, слияние или поглощение. Не выделяют в источниках, но может быть заменой вариантам выше - стабилизация всех бизнес-процессов. Этот этап ввиду своей сложности и масштаба деятельности не будет рассматриваться в работе. Отдельно стоит отметить, что академический подход практически совпадает с выделяемыми в этих
источниках раундами-этапами стартапа; в рамках объема данной статьи его затруднительно отобразить, но оно будет отмечено в дальнейших исследованиях автора.
Процедура исследования факторов была следующей: по результатам работы с источниками (статьи из журналов, индексируемых в WoS, Scopus, из журналов ВАК, и методы оценки стартапа) был сформирован перечень факторов (не приводим в работе из-за ограничений по объему), далее они были распределены по категориям, далее факторы и категории были распределены по этапам ЖЦ - это и приведем ниже с указанием ссылок на некоторые источники. Задача - обозначить важные факторы и описать, что с ними происходит в ходе конкретного этапа.
В этапе «проработка идеи» в явном виде присутствуют: первые идеи, концепции продукта; команда основателей; могут быть взаимодействия с инвесторами. К важным факторам этого этапа отнесем:
• продукт:
1) идея [20, 37, 48, 49], прототип [23] (из метода Беркуса). То есть непосредственно то, что в дальнейшем станет продуктом и что будет продавать стартап своим клиентам;
2) конкурентоспособность продукта. Очевидно, что идея должна вести к созданию конкурентоспособного продукта: хорошая идея [23] (из метода Беркуса), жизнеспособность идеи [37]; характеристики товара, услуги [2]; конкурентное преимущество [2]. Кроме того, в терминах стартапа идея должна быть инновационной (стоящая инновационная бизнес-идея [50]; новизна и уникальность [51]; инновацион-ность, уникальность [2]). Из определения стартапа следует, что он должен быть масштабируемым. Кроме того, этот фактор подчеркивают в различных работах [2, 48], [25] (из метода бенчмаркинга), [52] (в контексте юнит-экономики);
• рынок. Стартап будет работать на рынке, который зависит от продукта и выбранной бизнес-модели. Рынок и связанные с ним элементы часто выделяют в качестве факторов, влияющих на успех стар-тапа [2, 40, 49, 50]. Понятно, что основатели стартапа должны понимать рынок, на который они выходят. В рамках «рынка» на первом этапе выделим следующие важные факторы:
1) размер рынка [2, 49], [25] (в методе бенчмаркинга). В том числе важно понимание таких показателей из юнит-экономики как TAM, SAM, SOM [40]. Это особенно важно в контексте необходимости масштабирования в будущем, например, если размер рынка выглядит сомнительным, то стоит вернуться к проработке идеи и выбору продукта;
2) рыночная ниша [50], рынок, где ресурсы принесут наибольшую прибыль [40], наличие спроса, потребности на рынке [2]. Это, по сути, дополнение тезиса про инновационность и уникальность продукта с учетом потенциального спроса;
3) своевременность появления на рынке [35], [24] (в методе бенчмаркинга), время выхода на рынок [2]. Из-за активного создания стартапов важно успеть выйти на рынок раньше конкурентов или до того, как рынок будет перенасыщен, появятся новые входные барьеры и т.д.;
• команда основателей [2, 40, 49]. Здесь важно обратить внимание на состав и сбалансированность команды [2, 49]. Видится целесообразным «закрывать» нужные знания, навыки и качества с учетом всей команды, а не только основателя. В разных работах указаны разные навыки и качества (даже личностные характеристики), которые должны быть у основателя и/или команды стартапа:
1) креативность [24]; аналитическое и критическое мышление [40]; оценка рисков [2]; работа с большими данными [40]; навыки прогнозирования [2];
2) лидерство [2, 48], управленческие навыки [40], умение работать с людьми [40], межличностные, коммуникативные, социальные навыки [2, 48];
3) функциональные знания (технические, маркетинговые, финансовые, продаж, производственные, организационные и т.д.). Предпринимательские способности [21], опыт в предпринимательстве [25] (из метода бенчмаркинга), [2, 19], опыт работы в отрасли стартапа [40], управленческий опыт [2];
4) мотивация команды [48], время, выделяемое на стартап. На первых этапах - в случае отсутствия финансирования - эти факторы видятся значимыми, т.к. будут определять скорость развития стартапа и непосредственно вероятность его выживания. Сплоченность команды [49]. Важность этого блока факторов обусловлена тем, что на первом этапе кроме команды и идеи нет ничего. Атмосфера в команде, включая межличностные отношения [49]. Опыт работы в команде, способность работать как команда [2];
• маркетинг [53] (из метода бенчмаркинга). Фактор маркетинга, безусловно важный для стартапа, может быть незначительным на этапе разработки продукта, если не используется подход Lean Startup. Важный недостаток подхода «бережливый стартап» был обозначен в [27], где указывается, что сбор обратной связи (можно сказать - основа бережливого стартапа) от потребителей может нарушить процесс создания инновации. Однако, с учетом популярности такой методики будем рассматривать в том числе и ее факторы:
1) взаимодействие с целевой аудиторией, работа с гипотезами, работа с обратной связью. Все это будет крайне важным в контексте подхода бережливый стартап, т.к. на основе этого будет формироваться будущий продукт;
2) маркетинговые издержки [2] (в контексте юнит-экономики). На первых этапах в условиях минимального финансирования эти издержки необходимо грамотно планировать. Как было выявлено в [53], возможно негативное влияние на стартап если будут большие издержки на эксперименты;
• клиенты. На первом этапе ЖЦ этот блок будет влиять только в контексте выбора правильной целевой аудитории для экспериментов бережливого стартапа;
• бизнес-модель и планирование. Стартапу желательно подготовить первые версии бизнес-плана и бизнес-модели. В Lean Startup важным является использование инструмента бизнес-модели Остер-вальдера [54];
• прочее. Есть ряд факторов, которые будут серьезно влиять на успех стартапа, поэтому их целесообразно проработать в самом начале ЖЦ, чтобы избежать провала в будущем. Например, сюда отнесем: структура рынка (олигополия, монополия и т.д.) [2], входные барьеры (из метода бенчмар-кинга). Дополнительно можно отметить еще ряд факторов, которые частично пересекаются с факторами макросреды: доступность каналов сбыта, каналы продаж (из метода бенчмаркинга), доступность поставщиков, существующее регулирование рынка, защита инноваций, возможность и целесообразность защиты продукта, например, с помощью патентов и другие тезисы про защиту инноваций [2, 22, 55] (из метода бенчмаркинга);
• потребность в инвестициях на раннем этапе. Если отрасль ресурсоемкая и/или продукт (даже MVP) несет большие издержки на разработку, то важным фактором на этом этапе станет финансирование, это повлечет за собой факторы, которые важны инвесторам (подробнее рассмотрим в следующих этапах ЖЦ): бизнес-модель и различные планы стартапа; экономика стартапа; социальный капитал (в контексте взаимодействий с инвестором); прочие факторы, которые будут важны с точки зрения инвестора.
Этап «выход на рынок». Исходя из состава, в данном этапе в явном виде присутствуют следующие моменты: продукт развивается от MVP до готового продукта; появляются первые продажи и в процессе деятельности организации продажи растут и становятся прогнозируемыми; происходит сбор команды, развиваются бизнес-процессы, растет потребность в инвестициях. Важные факторы на этом этапе -следующие:
• MVP. Готовый продукт (из метода бенчмаркинга) [49]. Блок про продукт переходит с прошлого этапа только уже в виде MVP и его доработки до готового продукта;
• рынок. По сравнению с предыдущим этапом стартап начинает постоянное взаимодействие с рынком, в том числе начинает осуществлять продажи, поэтому все гипотезы, выдвинутые в начале ЖЦ, на этом этапе могут быть проверены и скорректированы:
1) размер рынка. Проверка и корректировка на основании данных о продажах;
2) своевременность появления на рынке. На втором этапе ЖЦ, когда стартап непосредственно выходит на рынок с созданным MVP, этот фактор необходимо верифицировать, например, проанализировав конкурентов или получив обратную связь от потенциальных потребителей и далее принять решение о продолжении деятельности;
3) клиенты [2, 23] (из метода Беркуса). Значимость клиентов на этом этапе сильно возрастает. Начинается взаимодействие с потребителями не только на уровне проверки гипотез, а непосредственно в продажах;
4) каналы продаж [25] (из метода бенчмаркинга). Должны быть выбраны каналы продаж;
5) поставщики [2]. На системном уровне возникают поставщики, но из-за предполагаемых небольших объемов продаж они еще могут не сильно влиять на стартап;
• команда основателей. На втором этапе начинается найм функционального персонала, и перед стар-тапом, в частности перед командой основателей, возникает сложная задача по расширению штата и изменению задач основателей (например, переход от функциональных задач к руководству):
1) состав и сбалансированность команды. Снижается необходимость в сбалансированности команды основателей за счет возможности закрытия недостающих знаний, навыков за счет наемных работников. Переход к выстраиванию организационной структуры, вместо проектной команды основателей;
2) мотивация команды, сплоченность команды. Снижается значимость факторов за счет начала найма персонала;
• маркетинг. В концепции бережливого стартапа этот этапе все еще подразумевает возможность возврата к концепции продукта и начала разработки заново (так называемый «разворот» или «вираж» [57, c. 135] или «пивот» (pivot)). Поэтому весь блок маркетинга с прошлого этапа переходит и сюда:
1) взаимодействие с целевой аудиторией, работа с гипотезами, работа с обратной связью, ценностное предложение, рыночное позиционирование, бренд;
2) маркетинговые издержки. Маркетинговые издержки увеличиваются. К издержкам на итерации бережливого стартапа добавляются издержи на остальную маркетинговую деятельность по продвижению продукта;
• бизнес-модель и планирование. В связи с усложнением (или даже просто возникновением) бизнес-процессов растет необходимость в работе с планами и в подготовке бизнес-модели, по которой будет функционировать организация, включая структуру доходов, издержек, потребителей, поставщиков, ресурсов;
• инвестиции. Второму этапу ЖЦ стартапа соответствует раунд финансирования А. Потребность в инвестициях значительно возрастает, кроме того, и сам стартап уже становится более привлекательным для инвесторов, так как обладает MVP, который проще оценивать, чем продукт на уровне идеи, концепции:
1) венчурное финансирование;
2) факторы, которые могут оценивать инвесторы: экономика организации (включая подход к оценке через юнит-экономику): выручка/продажи, издержки, различные показатели, с помощью которых можно оценить стартап, например мультипликаторы; человеческий капитал, команда основателей; интеллектуальная собственность и т.д.;
• экономика. На втором этапе ЖЦ стартапа начинается получение дохода от продаж продукта;
• социальный капитал [26, 58]. Прочие тезисы, которые можно включить в социальный капитал: репутация, рекомендации, связи с инвесторами [30], наличие наставников, внешние связи, стратегические связи [23] (из метода Беркуса). Важность этого фактора на втором этапе обусловлена, с одной стороны, малым количеством возможных внешних сигналов рынку, когда стартап только начал работу и еще не может в полной мере подтвердить свой потенциал, а с другой - как раз потребностью привлекать заинтересованные стороны, в первую очередь для инвестиций.
Третий этап - «Масштабирование. Исходя из состава, в этапе № 3 в явном виде присутствуют: готовый продукт или продуктовая линейка. Все работы над продуктом завершены, но может быть начата работа над новыми. Происходит кратный рост объемов продаж - масштабирование, а также запуск масштабирования бизнес-процессов. Важные факторы на этом этапе - следующие:
• готовый продукт. Все критерии продукта должны быть учтены в предыдущих этапах, но формально продукт, естественно, остается важным фактором для стартапа. Происходит верификация качества, масштабируемости продукта;
• рынок. Роль всех факторов, связанных с рынком, возрастает на этапе масштабирования;
1) размер рынка, рыночный потенциал. Размер рынка будет выступать одним из факторов, которые будут определять возможные размеры масштабирования;
2) клиенты. На этапе масштабирования фактор клиентов играет важную роль по аналогии с размером рынка. Повышается значимость правильного определения целевой аудитории, так как она будет определять размер рынка, а точность ее определения будет влиять на маркетинговые издержки в рамках дальнейшего взаимодействия с потенциальными покупателями;
3) каналы продаж. Повышается значимость выбора каналов продаж и доступных стартапу каналов продаж, потому что они будут непосредственно влиять на достижение показателей масштабирования;
4) поставщики. Роль поставщиков увеличивается из-за увеличения издержек на производство в связи с увеличением объемов производства. Доступность поставщиков;
5) конкуренция, риск конкуренции (из метода суммирования факторов риска). Среди первых этапов ЖЦ конкуренция проявляет наибольшее влияние на этом этапе, т.к. раньше, в связи с небольшими объемами продаж можно минимизировать риски конкурентной борьбы. На этапе масштабирования, при попытке достичь максимальных показателей продаж, попытке выхода на новые рынки конкуренция будет возникать повсеместно. Число конкурентов. Барьеры для входа. Угроза появления новых участников. Угроза товаров-заменителей;
• команда основателей. Принятие управленческих решений очевидно будет влиять на весь ход развития стартапа, однако, на этом этапе роль с команды смещается в сторону рынка и бизнес-процессов, связанных с масштабированием. Кроме того, на этом этапе может происходить изменение структуры управления организацией в связи с привлечением инвестиций, что тоже снижает фактор команды основателей;
• маркетинг. На третьем этапе ЖЦ стартапа он уже не должен делать возврат к началу разработки продукта («pivot» в терминах бережливого стартапа), поэтому этот блок пропадает. Вместо этого значительно повышается роль маркетинга, связанная с продвижением продукта на новых рынках:
1) рыночное позиционирование, бренд, рейтинг продукта [59], присутствие в сети. От предыдущих этапов остаются только те маркетинговые факторы, которые связаны с привлечением клиента;
2) маркетинговые издержки, издержки на привлечение клиента. Если говорить в терминах юнит-экономики, то на этом этапе становится важно, чтобы издержки на привлечение клиентов были меньше валовой прибыли;
• бизнес-модель и бизнес-планирование. Потребность в планировании возрастает в связи с еще большим усложнением бизнес-процессов. Экономика продукта, ценообразование. Финансовый план [61];
• инвестиции. Третьему этапу ЖЦ стартапа соответствуют этапы финансирования С и D. Потребность в инвестициях снова возрастает в связи со значительными издержками на расширение производства и увеличением охвата аудитории за счет маркетинговой деятельности. Венчурное финансирование. Факторы, которые могут оценивать инвесторы: история финансирования (число инвесторов, известность инвесторов), полученные на прошлых этапах инвестиции будут одним из сигналов качества стартапа для новых инвесторов; прогнозируемая доля рынка. На этапе, когда основная задача - кратный рост продаж и выход на новые рынки, доля рынка будет значимым фактором; экономика организации (включая подход к оценке через юнит-экономику): выручка/продажи, издержки, различные показатели, с помощью которых можно оценить стартап, например мультипликаторы; интеллектуальная собственность - предположительно, на этом этапе может повыситься значимость защиты продукта, т. к. будет возрастать риск со стороны конкурентов;
• экономика. Значение экономики стартапа на этом этапе ЖЦ тоже возрастает:
1) доходы (в контексте юнит-экономики; из метода NPV [62]; продажа и выручка в контексте мультипликаторов), динамика выручки [51];
2) издержки (в контексте юнит-экономики, в контексте проекта-аналога и затратного метода, из метода NPV);
3) прибыль [62] (в контексте метода мультипликатора). На третьем этапе ЖЦ стартапа он уже должен генерировать прибыль (отметим, что на первых двух этапах ЖЦ, как было отмечено в [51], выдвигают сомнения относительно того, что показатель прибыли отражает объективные данные относительно развития стартапа), что непосредственно и определит успех масштабирования деятельности стартапа. Но стоит отметить, что эффект от масштаба еще не достигнут полностью;
4) прочие показатели деятельности: мультипликаторы, показатели рентабельности (по аналогии с прибылью становятся релевантными на данном этапе);
• социальный капитал. Социальный капитал, с одной стороны, продолжает быть важным фактором, т.к. в стартапе возникает все больше процессов, которые требуют или экспертной поддержки, или инвестиций, а с другой - теряет свою значимость из-за уже существующих взаимосвязей с инвесторами, которые могут использовать свои связи для обеспечения необходимой поддержки стартапа, а также повышением значимости не конкретных личностей в стартапе с их набором социальных связей, а в какой-то степени объективных оценок стартапа со стороны потенциальных инвесторов, например, по его экономическим показателям. Связи с венчурными инвесторами, возможность привлечь инвестиции.
Заключительной рекомендацией для основателей стартапа будет учет нескольких тезисов применительно к финансированию стартапа:
во-первых, важно понимание общепринятой структуры раундов финансирования. Важно обратить внимание на распространенные на мировом рынке и в регионе деятельности стартапа объемы финансирования на каждом раунде финансирования для понимания требуемых, возможных масштабов деятельности стартапа;
во-вторых, важно понимание потребности в инвестициях и возможностей по привлечению финансирования, в том числе, допустимо ли использовать краудфандинг как средство обеспечения развития стартапа. Кроме того, всегда важно учитывать текущую структуру финансирования, какую долю организации можно выделить инвесторам, как это повлияет на будущее развитие, в том числе на привлечение дополнительных инвестиций и т.д.;
в-третьих, важно понимать факторы, которые влияют на принятие решений инвестором. В первую очередь желательно понять, какие модели оценки стартапа использует инвестор, проанализировать факторы, лежащие в основе таких моделей, и определить, что должен демонстрировать инвестору стар-тап, а также как улучшить эти показатели. Так, например, в ходе анализа было выявлено, что в ряде моделей используют показатели продаж, доходов, издержек, которых на первых этапах ЖЦ может и не быть, а значит в таком случае необходимо дополнительно исследовать рынок и делать прогнозы этих показателей для более продуктивного взаимодействия с инвесторами;
в-четвертых, важную роль уделяют социальному капиталу основателей. Так, если у основателей не хватает связей, то необходимо рассмотреть взаимодействие с бизнес-инкубаторами и акселераторами, но важно выявить те программы, которые действительно помогут в установке взаимодействия с инвесторами. Кроме того, если у стартапа существует потребность в дополнительных инвестициях или дефицит сигналов качества проекта инвесторам, а также отсутствуют риски разглашения соответствующей информации, то можно уделить внимание обеспечению присутствия в поле зрения инвесторов через ведение соцсетей и указание актуальных данных в специализированных базах данных. Заключение
В ходе работы были выявлены и распределены по этапам жизненного цикла стартапа факторы, влияющие на стартап. Представлены рекомендации по развитию стартапа, разработанные на основании выявленных факторов. К недостаткам работы можно отнести обобщающий подход к стартапам, следовательно, при использовании результатов исследования их необходимо корректировать на отрасль конкретного стартапа. Эта работа будет продолжена в дальнейших исследованиях автора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловейчик К.А. Экосистема Национальной технологической инициативы в Санкт-Петербурге // Инновации. 2019. № 11 (253). С. 13-15.
2. Ferrati F., Muffatto M. A Systematic Literature Review of the Assessment Criteria Applied by Equity Investors // Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship, ECIE. 2019. Vol. 1. Р. 304-312.
3. Соловейчик К.А., Андреева А.Е. Развитие конкурентоспособности предприятия на основе повышения эффективности применения методов менеджмента качества // Национальные концепции качества: интеграция образования, науки и бизнеса. 2017. С. 174-176.
4. Аркин П.А., Рогова Е.М., Соловейчик К.А. Управление развитием технологических ресурсов хозяйственных систем: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 174 с.
5. Алексеев А.А., Аркин П.А., Богданова Е.Л. и др. Инновационное развитие промышленного комплекса: методология управления. СПб.: НИУ ИТМО, 2013. 191 с.
6. Алексеев А.А., Аркин П.А., Богданова Е.Л. и др. Методология моделирования инновационного процесса на базе теории систем и теории сетей. СПб.: НИУ ИТМО, 2013. 212 с.
7. Аркин П.А., Богданова Е.Л., Максимова Т.Г. и др. Теория и практика управления инновациями в научной сфере, промышленности и бизнесе: монография. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. 434 с.
8. Сатаев П.А., Соловейчик К.А. Стартапы в экономике: понятие, сущность и характеристики // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14. № 5. С. 92-110.
9. Соловейчик К.А., Салкуцан С.В., Аркин П.А. Процессы управления наукоемкими производствами в машиностроении: монография. СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. 438 с.
10. Соловейчик К.А., Аркин П.А., Микитась А.В. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125).
11. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методические подходы к определению процессов управления наукоёмкими производствами в соответствии с новой номенклатурой научных специальностей. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1 (133). С. 114-123.
12. Плотников В.А. Инновационная активность российских промышленных предприятий как фактор экономической безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 13 (132). С. 5-10.
13. Аркин П.А., Голубев А.Г. Структуризация инновационного процесса в кластере: информационно-логистический метод // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 1 (85). С. 58-62.
14. Соловейчик К.А., Дымный С.С. Особенности управления качеством деятельности государственных учреждений // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей. Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2018. С. 101-103.
15. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Государственная промышленная политика развития малого предпринимательства в целях создания инновационной и наукоемкой продукции // Национальная концепция качества: подготовка управленческих кадров. Сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2020. С. 123-127.
16. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Промышленная политика Санкт-Петербурга в контексте расширения наукоемких производств // Промышленная политика макрорегиона в глобальной трансформации современного общества. Сборник статей по результатам научно-практической конференции и молодежной секции МАЭФ-2021 в Санкт-Петербурге. СПб., 2021. С. 5-12.
17. СоловейчикК.А. Промышленная политика Санкт-Петербурга: стимулирование наукоемких производств // Передовые производственные технологии: компьютерные (супер-компьютерные) технологии и организация наукоемких производств. Сборник тезисов докладов Национальной научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2021. С. 13-21.
18. Fiofanova O.A. Startup Management in Social Entrepreneurship A Strategy for Building Technological Potential and Overcoming of the Trap of the Average Income // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Vol. 282. Р. 3-10.
19. Толмачев Д.Е., Чукавина К.В. Технологическое предпринимательство в российских регионах: образовательные и географические траектории основателей стартапов // Экономика региона. 2020. № 2. С. 420-434.
20. Ang Y.Q., Chia A., Saghafian, S. Using Machine Learning to Demystify Startups Funding, Post-Money Valuation, and Success // Springer Series in Supply Chain Management. 2022. Vol. 11. Р. 271-296.
21. Ходов Л. Г. Как финансируются стартапы в Германии? // Современная Европа. 2017. № 5 (77). С. 86-92.
22. Belitski M., Caiazza R., Rodionova Y. Investment in training and skills for innovation in entrepreneurial start-ups and incumbents: evidence from the United Kingdom // International Entrepreneurship and Management Journal. 2020. Vol. 16, Iss. 2. Р. 617-640.
23. Berkus D. After 20 years: Updating the Berkus Method of valuation. Berkonomics, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://berkonomics.com/?p=2752 (дата обращения 10.11.2021).
24. Demin S.S., LukyanovaA.V., VershitskyA.V. Trends in the Technology Start-Ups Integration in the Educational Process of Future Entrepreneurs // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22, Iss. 4.
25. Early-stage startup valuation - part 1. The Payne scorecard method. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.venionaire.com/startup-valuation-payne-scorecard-method (дата обращения 10.11.2021).
26. Edelman L.F., Manolova T., Shirokova G., Tsukanova T. The impact of family support on young entrepreneurs' startup activities // Journal of Business Venturing. 2016. Vol. 31, Iss. 4. Р. 428-448.
27. Felin T., Gambardella A., Stern S., Zenger T. Lean startup and the business model: Experimentation revisited // Long Range Planning. 2020. Vol. 53, Iss. 4. Р. 101889.
28. FernándezM.T.F., Santos J.L., JiménezF.J.B. Performance of business incubators and accelerators according to the regional entrepreneurship ecosystem in Spain // Investigaciones Regionales. 2019. Vol. 2019, Iss. 43. Р. 41-56.
29. Payne B. Valuations 101: The Risk Factor Summation Method. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.gust.com/valuations-101-the-risk-factor-summation-method (дата обращения 10.11.2021).
30. Obraztsova O., Poliakova T., Popovskaya E. The Choice of Funding Sources for Start-Ups in a Transitional Economy // The Ability to Predict in a National Context. 2017. Vol. 11, Iss. 3. Р. 71-81.
31. Zbikowski K., Antosiuk P. A machine learning, bias-free approach for predicting business success using Crunchbase data // Information Processing and Management. 2021. Vol. 58, Iss. 4. Р. 102555.
32. Преакселерационная программа для УМНИКов от 0 к 1. Что такое преакселератор GenerationS? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://generation-startup.ru/preacceleration (дата обращения 10.11.2021).
33. Преакселерационная программа для УМНИКов от 0 к 1. Бизнес-инкубатор «Ингрия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ingria-startup.ru/umnik_preax (дата обращения 10.11.2021).
34. Онлайн курс Школы стартапов Skolkovo. Школа стартапов Skolkovo. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://startupschool.sk.ru/startup-accelerator (дата обращения 10.11.2021).
35. Стартап Академия Уникальная образовательная программа для запуска стартапа. Московская школа управления СКОЛКОВО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/programmes/startup-academy (дата обращения 10.11.2021).
36. ВШЭ - учебный курс Стартап в цифровой среде в рамках бакалаврской программы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/ba/ad/courses/339557672.html (дата обращения 10.11.2021).
37. Hausberg J.P., Korreck S. Business incubators and accelerators a co-citation analysis-based, systematic literature review // Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45 (1). Р. 151-176.
38. Lukosiute K., Jensen S., Tanev S. Is Joining a Business Incubator or Accelerator Always a Good Thing? // Technology Innovation Management Review. 2019. Vol. 7, Iss. 10. Р. 5-15.
39. Tripathi N., Oivo M. The Roles of Incubators, Accelerators, Co-working Spaces, Mentors, and Events in the Startup Development Process // Fundamentals of Software Startups: Essential Engineering and Business Aspects. 2020. Р. 147-159.
40. Tsaplin E., Kosova O. Triggers of Business Success of IT Startup Owners in Russia // Fundamentals of Software Startups: Essential Engineering and Business Aspects. 2020. Р. 313-329.
41. Glossary of Funding Types. Crunchbase. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://support.crunch-base.com/hc/en-us/articles/115010458467-Glossary-of-Funding-Types (дата обращения 15.01.2022).
42. Investor types and investment funding rounds. Dealroom. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowledge.dealroom.co/knowledge/investment-funding-rounds (дата обращения 15.01.2022).
43. Series A, B, C Funding: Averages, Investors, Valuations. Fundz. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fundz.net/what-is-series-a-funding-series-b-funding-and-more (дата обращения 15.01.2022).
44. VC Glossary What is Seed Money? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbinsights.com/research-what-is-seed-money (дата обращения 15.01.2022).
45. VC Glossary What is Series A funding? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbinsights.com/ research-what-is-series-a-funding (дата обращения 15.01.2022).
46. VC Glossary What is Series B? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbinsights.com/research-what-is-series-b (дата обращения 15.01.2022).
47. What Is Venture Capital? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbinsights.com/research/ report/what-is-venture-capital (дата обращения 15.01.2022).
48. Krishna A., Agrawal A., Choudhary A. Predicting the Outcome of Startups: Less Failure, More Success // IEEE International Conference on Data Mining Workshops, ICDMW. 2016. Vol. 0. Р. 798-805.
49. КрасностановаМ.В. Социометрические показатели в оценке стартапов // Мир экономики и управления. 2018. № 2. С. 132-152.
50. Veselovsky M.Y., Nikonorova A.V., Krasyukova N.L., Bitkina I.V., Stepanov A.A. The Development of Innovative Startups in Russia // The Regional Aspect. 2017. Vol. 16. Р. 197-208.
51. Litau E.Y. Scoring method as applied to innovation project evaluation for startup support // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2020. Vol. 7, Iss. 4. Р. 2978-2990.
52. Ханин Д. Простой гайд по юнит-экономике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/finance/ 283005-prostoy-gayd-po-yunit-ekonomike (дата обращения 01.12.2021).
53. Harms R., Schwery M. Lean Startup: Operationalizing Lean Startup Capability and testing its performance implications // Journal of Small Business Management. 2020. Vol. 58, Iss. 1. Р. 200-223.
54. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер, 2011. 288 с.
55. MalyyM., Tekic Z. Role of Startup's Intellectual Property in VCs Investment Decision-Making Evidence from Russia, 2018 // TEMS-ISIE 2018 - 1st Annual International Symposium on Innovation and Entrepreneurship of the IEEE Technology and Engineering Management Society. Р. 8478525.
56. Ross G., Das S., Sciro D., Raza H. CapitalVX: A machine learning model for startup selection and exit prediction // Journal of Finance and Data Science. 2021. Vol. 7. Р. 94-114.
57. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup. М.: Альпина Паблишер, 2016. 253 с.
58. Weiss J., Anisimova T., Shirokova G. The translation of entrepreneurial intention into start-up behaviour // The moderating role of regional social capital. 2019. Vol. 37, Iss. 5. Р. 473-501.
59. Yague-Perales R.M., Niosi J., March-Chorda I. Benchmarking Venture Capital Databases // International Entrepreneurship and Management Journal. 2015. Vol. 11, Iss. 1. Р. 19-38.
60. Киршина Н.Р., Лебединский В.И. Особенности оценки стоимости стартапов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 7 (214). С. 44-52.
61. Кузьмин И.А. Методика экономической оценки стартапов // Московский экономический журнал. 2021. № 3. С. 486-494.
62. Методы быстрого расчета стоимости компании и доли инвестора. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Методы_быстрого_расчета_стоимости_компании_и_доли_инвестора #:~:text=Метод%20венчурного%20капитала,дивиденды%20реинвестируются%20в%20развитие%20компа-нии (дата обращения 01.12.2021).