Научная статья на тему 'Рекомендации по поддержке лактации у матерей в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных: взгляд перинатального психолога'

Рекомендации по поддержке лактации у матерей в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных: взгляд перинатального психолога Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грудное вскармливание / поддержка грудного вскармливания / сложности грудного вскармливания в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных / breastfeeding / breastfeeding support / breastfeeding challenges in the neonatal intensive care unit

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Суханова Елизавета Ивановна

В статье рассмотрены некоторые трудности налаживания грудного вскармливания в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных, а также в отделениях патологии новорожденных. Предложены некоторые практические рекомендации для поддержки сохранения грудного вскармливания недоношенных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Суханова Елизавета Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for supporting lactation in mothers of neonatal intensive care patients: the view of perinatal psychologist

The article discusses some difficulties in establishing breastfeeding in neonatal intensive care units and special care units. Some practical recommendations are offered to support and maintain breastfeeding in premature infants.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по поддержке лактации у матерей в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных: взгляд перинатального психолога»

КОЛОНКА ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

рекомендации по поддержке лактации у матерей в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных: взгляд перинатального психолога

Суханова Е.И.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

Резюме

В статье рассмотрены некоторые трудности налаживания грудного вскармливания в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных, а также в отделениях патологии новорожденных. Предложены некоторые практические рекомендации для поддержки сохранения грудного вскармливания недоношенных детей.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Суханова Е.И. Рекомендации по поддержке лактации у матерей в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных: взгляд перинатального психолога // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2024. Т. 12, № 3. С. 82-85. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2024-12-3-82-85 Статья поступила в редакцию 10.07.2024. Принята в печать 02.09.2024.

Ключевые слова:

грудное вскармливание; поддержка грудного вскармливания; сложности грудного вскармливания в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных

Recommendations for supporting lactation in mothers of neonatal intensive care patients: the view of perinatal psychologist

Sukhanova E.I.

Medical Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology named after Academician V.I. Kulakov, Ministry of Health of Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation

Abstract

The article discusses some difficulties in establishing breastfeeding in neonatal intensive care units and special care units. Some practical recommendations are offered to support and maintain breastfeeding in premature infants.

Funding. The study had no financial support.

Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

For citation: Sukhanova E.I. Recommendations for supporting lactation in mothers of neonatal intensive care patients: the view of perinatal psychologist. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2024; 12 (3): 82-5. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2024-12-3-82-85 (in Russian) Received 10.07.2024. Accepted 02.09.2024.

Ключевые слова:

breastfeeding; breastfeeding support; breastfeeding challenges in the neonatal intensive care unit

Суханова Е.И.

рекомендации по поддержке лактации у матерей в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных:

взгляд перинатального психолога

Большое количество научных исследований свидетельствует, что грудное вскармливание является оптимальным способом питания детей первого года жизни. Грудное молоко способствует полноценному росту и развитию не только доношенных, но и недоношенных детей. Уникальная комбинация различных компонентов грудного молока обеспечивает лучшие условия для реализации генетического потенциала человека [1, 2].

В связи с вышеизложенным важным аспектом организации деятельности отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных является создание условий для грудного вскармливания.

Сложности налаживания грудного вскармливания в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных

Согласно клиническим рекомендациям ассоциации неонато-логов [3], приоритетным продуктом питания детей с врожденной и перинатальной патологией, включая родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, является сцеженное грудное молоко или молозиво. В то же время исследования свидетельствуют, что распространенность и продолжительность грудного вскармливания у недоношенных детей (особенно у родившихся на сроках беременности <35 нед) значительно меньше, чем у доношенных новорожденных [4, 5].

Одна из основных сложностей у матерей, чьи дети после рождения нуждаются в реанимации и интенсивной терапию-налаживание лактации.

Преждевременные и патологические роды - серьезное испытание не только для самого ребенка, но и для матери. Помимо послеродового стресса, мать сталкивается и с другими психологическими трудностями: продолжительной разлукой с ребенком, отсутствием четких прогнозов в отношении жизни и здоровья, чувством вины и множеством других факторов. При этом чем тяжелее состояние ребенка после рождения и меньше его гестационный возраст, тем неопределеннее медицинские прогнозы и тем выше чувство неуверенности матери в будущем.

Если в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН) не создаются условия для быстрейшего включения матери в процесс медицинского ухода, у женщины в послеродовом периоде не развивается естественная потребность в физическом и эмоциональном контакте с ребенком. Ввиду острого стрессового состояния ей сложно адекватно воспринимать актуальное состояние ребенка, предугадывать его индивидуальные физиологические потребности. Одновременно состояние острого психологического стресса, физическое и эмоциональное истощение матери затрудняют обучение матери взаимодействию с больным ребенком. При преждевременных родах лактационная доминанта (стойкая убежденность женщины в неоспоримых преимуществах грудного вскармливания) зачастую не успевает сформироваться к моменту появления ребенка. Внешний вид больного ребенка, особенно родившегося с очень низкой и экстремально низкой массой тела, значительно отличается от ожидаемого матерью во время беременности. Страх за то, что ребенок не

выживет или будет неполноценным, препятствует осознанию матерью необходимости сохранения лактации в интересах его будущего.

Практические рекомендации по поддержке сохранения лактации в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных

В 2018 г. Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ выпустили обновленное руководство по содействию практике грудного вскармливания в больницах [6]. Польза от применения этих принципов в медицинской практике не вызывает сомнений. Однако при реализации их на базе отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных необходимо учитывать ряд важных условий.

1-й принцип - «совместное пребывание с ребенком». Безусловно, преждевременные роды и нахождение ребенка в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных накладывают значимые ограничения на реализацию данного принципа. В свою очередь, врачи и администрация медицинского учреждения, где находится ребенок, могут организовать и поддерживать посещения мамы ребенка в зависимости от возможностей и организационных факторов. Даже при условии отсутствия практики совместного пребывания мамы с ребенком в отделении 24/7, подчеркивание медицинскими сотрудниками значимости эмоционального и физического контакта с ребенком имеют большое значение.

Дополнительные формы поддержки матери:

■ беседы о важности контактирования для ребенка, максимальное информирование о формах и безопасности такого взаимодействия;

■ привлечение мамы к посильному уходу за ребенком (включение в процесс лечения и проведение гигиенических процедур);

■ практика применения метода «кенгуру» способствует не только повышению лактации, но и в целом установлению эмоциональной связи между матерью и ребенком и более активному включению в заботу о нем, а также снижению тревожности матери;

■ привлечение медицинского психолога для работы со страхами и тревогой матери по необходимости.

2-й и 3-й принципы - «раннее прикладывание к груди» и «правильное прикладывание к груди». Данные принципы не всегда могут быть реализованы при патологических и преждевременных родах в связи с тяжестью состояния ребенка и/или матери. Однако это не отменяет важность максимально раннего начала стимулирования лактации.

Дополнительные формы поддержки матери:

■ при заранее известных рисках преждевременных родов желательно проводить беседы о пользе грудного вскармливания и способах сцеживания еще на этапе беременности;

■ после родов специалист по лактации оказывает информационную и физическую помощь женщине в налаживании грудного вскармливания;

■ при категорическом отказе от стимуляции лактации целесообразно привлечь к общению медицинского

КОЛОНКА ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

психолога для индивидуальной работы с установками мамы, связанными с грудным вскармливанием;

■ предложение ведения дневника сцеживаний с целью снижения стресса и включения в заботу о ребенке. Согласно исследованиям 73% матерей, которые вели подобный дневник, назвали его «прекрасным способом снизить уровень стресса».

4-й принцип - «отказ от заменителей грудного молока». Методы и состав питания для недоношенного ребенка определяет лечащий врач. При условии возможности реализации кормления грудным молоком матери очень важно способствование медицинских сотрудников сохранению лактации у матери. Отсутствие объективной информации о достаточности грудного молока для ребенка может стать фактором возникновения тревоги, что негативно отразится на лактации [7, 8].

Дополнительные формы поддержки матери:

■ информирование матери о возможности кормления ребенка грудным молоком, а также всех преимуществ грудного вскармливания;

■ информирование о способах сцеживания и хранения грудного молока, реализуемых в данном медицинском учреждении (как и когда мама может оставлять молоко для ребенка, санитарные правила и т.д.).

5, 6, 7, 8 и 10-й принципы - «кормление по требованию», «кормление, пока ребенок не отпустит грудь», «не допаивать», «введение прикорма только после 6 мес» и «отказ от мазей для сосков». Соблюдение данных принципов трудно выполнимо в условиях ОРИТН, особенно если ребенок родился с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Однако эта информация даже на этапе реанимации и интенсивной терапии (при стабильном состоянии ребенка и благоприятном прогнозе) может быть полезна маме в будущем. Кроме того, беседы с матерью на подобные темы способствуют положительному эмоциональному настрою матери [9].

9-й принцип - «моральная поддержка мамы». Соблюдение данного принципа в условиях ОРИТН можно трактовать достаточно широко. Моральная поддержка может потребоваться женщине, родившей преждевременно, по самым разным вопросам, включая грудное вскармливание.

Дополнительные формы поддержки матери:

■ помощь специалиста по лактации, информирование и практические рекомендации. Само по себе бережное внимание к маме и ее сложностям с налаживанием лактации является значимой поддержкой для женщины;

■ периодические вопросы и предложение помощи от врача на протяжении всего периода нахождения ребенка в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Женщина может стесняться обратиться за помощью или задавать много вопросов.

сведения об авторе

В случае если врач или другой медицинский сотрудник периодически интересуется, все ли в порядке и как успехи с сохранением молока, подобное стеснение легче преодолеть;

■ работа медицинского психолога со страхами и тревогами мамы в отношении ребенка и грудного вскармливания. В данном случае большинство женщин рассматривают лактацию как связь с ребенком и свой посильный вклад в заботу о нем. Однако в некоторых случаях страхи, например, что ребенок не выживет и грудное вскармливание не понадобится, а только вызовет моральные переживания, могут способствовать отказу о стимуляции лактации, как и от посещения ребенка. Подобные переживания требуют индивидуального подхода. Психологическая помощь также может быть направлена на установление эмоциональной связи с ребенком, как на этапе беременности, так и после преждевременных родов, что благотворно сказывается на установлении лактации [9] или повышении уверенности мамы в своей способности кормить грудью. Данное чувство является важным для начала и длительного и успешного грудного вскармливания [10];

■ регулярная положительная оценка действий мамы, даже если успехи по сохранению лактации пока не приносят результатов или недостаточны.

Отдельно стоит отметить и ряд мер, неэффективных при сложностях с лактацией или отказе от нее:

■ запугивание вредом для ребенка иных способов кормления. В данном случае подобный страх (навредить ребенку, если лактация не сформируется) только усилит тревогу мамы и негативно скажется на лактации;

■ упреки и обвинения в случае отказа от лактации. В данном случае важно не упрекать, что вызовет только дополнительное сопротивление мамы, а выяснить причину отказа и работать с ней;

■ запрет на проявление тяжелых эмоций мамы, таких как слезы и страх. Атмосфера принятия медицинскими сотрудниками переживаний мамы максимально способствует установлению доверительных отношений, в то время как необходимость сдерживания эмоций создает барьеры и усугубляет эмоциональное состояние женщины, что напрямую отражается на лактации.

Заключение

Грамотная и бережная поддержка мамы сотрудниками отделений реанимации и интенсивной терапии неоценима и способна в значительной степени стимулировать маму к успешной и продолжительной лактации даже после патологических и преждевременных родов.

Суханова Елизавета Ивановна (Elizaveta I. Sukhanova) - медицинский психолог ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-7866-7516

Суханова Е.И.

рекомендации по поддержке лактации у матерей в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных:

взгляд перинатального психолога

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнова А.С., Жикина Т.А. Современные представления о поддержке грудного вскармливания // Universum: медицина и фармакология : электронный научный журнал. 2024. № 5. URL: https://7universum.com/ru/med/archive/ item/17378 (дата обращения: 24.08.2024).

2. Филипович Е.К., Ивашина Е.Н., Кудлач А.И., Стефанин А.Л. Степень влияния неблагоприятных факторов перинатального периода на последующее психоневра-логическое развитие детей // Медицинские новости. 2021. № 7. С. 65-70.

3. Грошева Е.В., Рюмина И.И., Нароган М.В. Выбор энтерального продукта для вскармливания недоношенных детей // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2014. Т. 2, № 2. С. 49-51.

4. Crapnell T.L., Woodward L.J., Rogers C.E., Inder T.E., Pineda R.G. Neurodevel-opmental profile, growth, and psychosocial environment of preterm infants with difficult feeding behavior at age 2 years // J. Pediatr. 2015. Vol. 167, N 6. P. 1347-1353.

5. Fucile S., Milutinov M., Timmons K., Dow K. Oral sensorimotor intervention enhances breastfeeding establishment in preterm infants // Breastfeed Med. 2018. Vol. 13, N 7. P. 473.

6. Руководство по осуществлению: защита, содействие и поддержка грудного вскармливания в медицинских учреждениях, обслуживающих матерей и ново-

рожденных: пересмотренная Инициатива по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания 2018. URL: https://www.who.int/ru/ publications/i/item/97 89241513807

7. Рюмина И.И., Нароган М.В., Орловская И.В. и др. Организация грудного вскармливания новорожденные в перинатальном центре: клинические рекомендации // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2017. Т. 5, № 4. С. 149-160. DOI: https://doi.org/10.24411/2308- 2402-2017-00050

8. Жукова Л.И. Значение грудного вскармливания для ребенка и факторы, влияющие на его частоту // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Витебск : ВГМУ, 2017. С. 253-254.

9. Как побороть гипогалактию? Профилактика и успешное лечение ги-погалактии // Медицинский совет. 2019. № 2. С. 21-24. DOI: https://doi. org/10.21518/2079-701X-2019-2-21-24

10. Piro S.S., Ahmed H.M. Impacts of antenatal nursing interventions on mothers' breastfeeding self-efficacy: An experimental study // BMC Pregnancy Childbirth. 2020. Vol. 20, N 1. P. 19. DOI: https://doi.org/10.1186/s12884-019-2701-0

REFERENCES

1. Smirnova A.S., Zhikina T.A. Modern concepts of breastfeeding support. Universum: medicine and pharmacology: electronic. scientific journal. 2024; (5). URL: https://7universum.com/ru/med/archive/item/17378 (date of access: 08/24/2024) (in Russian)

2. Filipovich E.K., Ivashina E.N., Kudlach A.I., Stefanin A.L. The degree of influence of unfavorable factors of the perinatal period on the subsequent psychoneuralogical development of children. Medical News. 2021; (7): 65-70. (in Russian)

3. Grosheva E.V., Ryumina I.I., Narogan M.V. Selection of an enteral product for feeding premature infants. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2014; 2 (2): 49-51. (in Russian)

4. Crapnell T.L., Woodward L.J., Rogers C.E., Inder T.E., Pineda R.G. Neurodevel-opmental profile, growth, and psychosocial environment of preterm infants with difficult feeding behavior at age 2 years. J Pediatr. 2015; 167 (6): 1347-53.

5. Fucile S., Milutinov M., Timmons K., Dow K. Oral sensorimotor intervention enhances breastfeeding establ ishment in preterm infants. Breastfeed Med. 2018; 13 (7): 473.

6. Implementation guidance: protecting, promoting and supporting breastfeeding in health care facilities serving mothers and newborns: the revised Breastfeeding-Friendly Hospital Initiative 2018. URL: https://www.who.int/ru/publications/i/ item/9789241513807 (in Russian)

7. Ryumina I.I., Narogan M.V., Orlovskaya I.V., et al. Organization of breastfeeding of newborns in a perinatal center: clinical recommendations. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2017; 5 (4): 149-60. DOI: https://doi.org/10.24411/2308-2402-2017-00050 (in Russian)

8. Zhukova L.I. The Importance of breastfeeding for a child and factors affecting its frequency. Achievements of Fundamental, Clinical Medicine and Pharmacy. Vitebsk: Vitebsk State Medical University, 2017: 253-4. (in Russian)

9. How to overcome hypogalactia? Prevention and successful treatment of hypogalactia. Medical Council. 2019; (2): 21-4. DOI: https://doi.org/10.21518/2079-701X-2019 -2-21-24 (in Russian)

10. Piro S.S., Ahmed H.M. Impacts of antenatal nursing interventions on mothers' breastfeeding self-efficacy: An experimental study. BMC Pregnancy Childbirth. 2020; 20 (1): 19. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12884-019-2701-0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.