subject-spatial environment. In the course of the study, the task of increasing the competence of parents in matters of creating a developing subject-spatial environment in the family was updated. The implemented project made it possible to increase the involvement and interest of parents of children of early and junior preschool age in this topic. The article describes the content of the created open Internet community for parents. This community contains a training course on increasing the level of parental competencies in organizing leisure and developing subject-spatial environment for children aged 3-4 years. The course for parents contains 17 topics, including video lessons, guides, collections of games and exercises. The data obtained expand the existing understanding of the possibilities of increasing parental competence and have a high potential for replicating the practice created within the framework of the project.
Key words: developing subject-spatial environment, preschoolers, preschool education, parental competencies, family environment.
Литература:
1. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - Москва: Изд-во Московского университета, 1968. - 268 с.
2. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
3. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / [А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.]; под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 226 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: [утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №1028: зарегистрировано в Минюсте России 28.12. 2022 г. №71847]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=2 (дата обращения: 22.08.2024)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022): зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 22.08.2024)
7. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 331 с.
УДК 37.02
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕДИАГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
кандидат педагогических наук, доцент Назметдинова Ирина Сайрановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Российский
государственный университет социальных технологий» (г. Москва);
студент Куличев Кирилл Михайлович Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне (г. Шэньчжэнь); кандидат психологических наук, учитель Столярова Светлана Сайрановна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 1795 (г. Москва)
Постановка проблемы. В общеобразовательных учреждениях активно вводится медиаобучение с открытием медиа-классов, в которых применяются современные медиаинструменты для развития медиаграмотности школьников, формируются школьные медиахолдинги, объединяющие редакции разнообразных типов средств массовой информации. Работа школьных медиа направлена на решение важных задач социализации, медиаобразования и профориентации школьников.
Данная работа предлагает рекомендации по формированию медиаграмотности школьников через школьные средства массовой информации в условиях школьного обучения.
Изложение основного материала исследования. Назметдинова И.С. и Столярова С.С. под медиаграмотностью понимают владение школьниками медиазнаниями при свободном и безопасном общении в медиапространстве, умение создавать свою медиапродукцию, анализировать медиаконтент и распознавать манипулятивную информацию.
Мы считаем, что медиаграмотность должна быть представлена в двух аспектах: образовательном и медиабезопасном. Образовательный аспект в практике школ широко представлен. О медиабезопасности многие забывают. Мы разработали программу по формированию медиаграмотности, охватывающую оба эти аспекта. Аспекты, указанные выше, апробированы нами в ходе работы с 2016 года в ГБОУ Школа № 1795 города Москвы и реализуется по настоящее время.
Представим в качестве рекомендаций по формированию медиаграмотности в условиях школьного обучения основные компоненты разработанной нами программы.
Цель программы: создание условий успешной адаптации школьников в мире медиакультуры, освоения языка средств массовой информации и умения анализировать и создавать любые медиапродукты для формирования медиаграмотности обучающихся в рамках единого школьного медиапространства.
Задачи:
1. Создать школьное медиапространство с использованием СМИ: журналы, газеты, сайт, радио, телевидение и др.
2. Содействовать ознакомлению обучающихся с информационными технологиями.
3. Создавать условия для активного распространения информации о мероприятиях, проводимых в школе.
4. Привлечь к участию в создании медиапродуктов учащихся всех параллелей, начиная с начальной школы.
5. Привить школьникам интерес к следующим профессиям: журналист, фоторепортер, корреспондент, корректор, видеооператор, дизайнер, режиссер монтажа и др., подготавливая к выбору профиля.
6. Обучить школьников четкому и грамотному выражению своих мыслей, ответственному и критическому анализу информации и возможностям переработки источников информации.
7. Научить создавать собственные медиапродукты на основе полученных знаний.
8. Научить детей критически относится к любой информации, определять стратегии защищенности от небезопасной информации, предотвращения от распространения опасной информации.
9. Обучать школьников правилам безопасного поведения в медиапространстве, профилактике интернет-зависимости.
Возраст обучающихся: школьники от 6-7 лет до 17-18 лет.
Сроки реализации программы: бессрочная.
Режим занятий: по согласованию с календарно-тематическим планом. В начальной школе занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу в рамках дополнительного образования.
Формы занятий: творческие тематические проекты, круглые столы, теоретические и практические занятия: лабораторные фотоработы и видеосъёмки, тренинги, проба пера; регулярные выпуски новостей и информации на школьном сайте, в школьном Телеграм-канале, в школьном ВКонтакте, в журнале «Мозаика», по школьному радио; мини-лекции, мастер-классы, встречи-интервью с известным людьми города и дискуссии для юных журналистов. А также конкурсы видеороликов, анонсов, афиш, фото и другой медиапродукции.
Содержание курса.
Тема 1. Основные понятия медиа.
Медиапродукт, информация, медиабезопасность, медиграмотность, медиаобразование, средства коммуникации, способы передачи информации, медиапространство.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, участие в разработке контента для школьного сайта, школьного Телеграм-канала, школьного ВКонтакта, для передач школьного радио и журнала «Мозаика».
Тема 2. Профессии, связанные с медиа.
Журналист, фоторепортер, корреспондент, корректор, видеооператор, дизайнер, режиссер монтажа, теле-радиоведущий, блогер, райтер. Общее и особенное в каждой из профессии.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, встречи, дискуссии, экскурсии; участие в разработке контента для школьного сайта, школьного Телеграм-канала, школьного ВКонтакта, для передач школьного радио и журнала «Мозаика».
Тема 3. Источники и виды информации.
Создание обучающих, социальных, учебных видеороликов. Работа с медиатекстами, фотографиями, аудиовизуальными материалами, справочной литературой. Обучение таймингу, четкому и грамотному выражению своих мыслей, ответственному и критическому анализу информации и возможностям переработки источников информации.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, встречи, дискуссии, экскурсии, монтаж, коллаж, запись радиоматериалов, проведение радиолинеек, ролевые игры, показ и анализ видеофильмов, проведение киноклуба «Взгляд». Творческие задания, написание статей для журнала «Мозаика», минисценариев для новогодних мероприятий профилактической направленности по безопасному поведению в Интернете, «экранизация» отрывков литературных произведений, участие в городских конкурсах по использованию медиа в жизни школьников.
Тема 4. Работа для создания печатной информацией.
Пресса, структура газет и журналов, подготовка к интервью и обработка записи беседы, обсуждение текстов интервью, методика редактирования интервью, написание сценариев различных мероприятий. Текст и заголовок. Средства вёрстки. Практическая работа по созданию статей, новостных заметок, макета журнала, газеты.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, встречи, дискуссии, экскурсии. Проба пера. Рерайтинг, Копирайтинг, практическая работа по созданию макетов журналов, газет, информационных стендов; участие в разработке контента для школьного сайта, школьного Телеграм-канала, школьного ВКонтакта, для передач школьного радио и журнала «Мозаика»
Тема 5. Создание рекламной продукции.
Эффективные инструменты продвижения организации, школы, классов. Коммерческий, политический, социальный плакаты и их привлекательность, информативность и убедительность, в зависимости от образного яркого языка, возможности шрифта, композиции и дизайна. Живые образы и четкие слоганы. Эффективность рекламного плаката. Особенности при восприятии медиатекста. Основные аспекты при создании рекламного плаката. Целевая аудитория.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, встречи, дискуссии, экскурсии. Проба пера. Рекламная фотография, коллаж, практическая работа по созданию рекламных текстов, созданию слогана, подбора соответствующего тематического иллюстративного материала. Участие в разработке рекламного контента для школьного сайта, школьного Телеграм-канала, школьного ВКонтакта, для передач школьного радио и журнала «Мозаика».
Тема 6. Психология восприятия рекламной продукции.
Разнообразие форм и способов рекламы, интернет и цифровые технологии в рекламе. Влияние цвета, звука, манипулятивных технологий на восприятие медиапродукта. Телевидение, радио и пресса, интернет и социальные сети. Продвижение своих товаров и услуг. Цифровая реклама, эффективные стратегии продвижения. Сбор и анализ данных о пользователях для создания персонализированных объявлений. Реакции аудитории, техники рекламы.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, встречи, дискуссии, экскурсии. Проба пера. Рекламная фотография, коллаж, практическая работа по созданию рекламных текстов, созданию слогана, подбора соответствующего тематического иллюстративного материала, отбор цветового и звукового обеспечения рекламы. Практическая работа по созданию концепции рекламного послания, слогана и раскадровки, съёмка рекламного ролика школы: 1 сентября, день Учителя, день Кадета, Посвящение в первоклассники, Посвящение в кадеты, памятные дни страны, последний звонок, день памяти метростроевцев и другие по КТП школы.
Тема 7. Современные мультмедийные СМИ.
Создание страницы медиацентра в Интернете. Информационные порталы и их роль в жизни школы. Реклама и её роль в жизни школы. Специфика рекламного текста.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, встречи, дискуссии, экскурсии. Проба пера. Практическая работа по созданию информационных работ, участие в разработке контента для школьного сайта, школьного Телеграм-канала, школьного ВКонтакта, для передач школьного радио и журнала «Мозаика».
Тема 8. Основа дикторского искусства.
Работа над голосом и дикцией. Воспитание культуры речи. Формирование общей информационной культуры. Владение языком. Использование интонации, тона и высоты голоса. Владение правильным дыханием при произнесении речи. Свободное владение микрофоном. Свободное безбоязненное поведение перед камерой.
Форма: мини-лекции, мастер-классы, встречи, дискуссии, экскурсии. Практическая работа по озвучиванию разного вида текстов. Участие в съёмках школьных видео и радиороликах, проведение мероприятий, участие в школьном конкурсе «Голос2».
Рекомендуем данные темы адаптировать под каждую возрастную группу и индивидуальные особенности обучающихся. Выделим возрастные группы и обозначим основные направления работы.
1-4 классы - дать базовые понятия о средствах массовой информации, их возможностях, об использовании презентаций, записей видеороликов, интервью, о способах безопасной медиакоммуникации; развивать критическое мышление, создавать собственные медиапродукты.
5-6 классы - дать глубокое понимание целей использования средств массовой информации в коммуникации, образовании и обучении, продолжить работу в области «медийной безопасности», создать условия для объективной оценки информации, её отбора, классификации, научить структурировать, организовывать, обобщать и осмысленно применять информацию в школьных СМИ.
7-8 классы - сформировать навык оценки и осмысленного восприятия медиаинформации, научить выбирать необходимый учебный материал, выявлять в структуре медиаинформации фейки и фактоиды, выработать умения анализировать и противостоять им; умение отбирать, структурировать, обобщать и осмысленно использовать медиаинформацию, необходимую для обучения или для создания собственного медиапродукта.
9-11 классы - развивать и укреплять навыки анализа и оценивания медиаинформации, умения отбирать нужный учебный или личностно значимый материал, выделять в структуре медиаинформации фейков и фактоидов, выработать умение анализировать и противостоять им; умение отбирать, структурировать, обобщать и осмысленно использовать медиаинформацию, необходимую для обучения или для собственного медиапродукта; создавать собственный конкурирующий медиапродукт.
Данная программа может реализовываться в зависимости от интересов обучающихся в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности. В ходе занятий в рамках программы обучающиеся знакомятся с теоретическими основами журналистики: с основами СМИ, с особенностями, преимуществами и недостатками современных средств массовой информации, с методами сбора информации, с теорией журналистского творчества.
Полученные знания школьники применяют в творческой медиадеятельности, работая над материалами для школьного журнала «Мозаика», теле/радиоцентра.
При создании медиапродуктов школьники на практике учатся находить интересные информационные поводы, выбирать различные источники информации и работать с ними, создавать медиатексты с учетом особенностей журналистских жанров.
В результате у школьников появляется интерес к медиадеятельности, формируется навык работы с источниками информации, вырабатываются умения выбирать и критически оценивать информацию, анализировать ее, делать соответствующие выводы, отстаивать свою позицию в созданных ими медиапродуктах.
В ходе реализации программы формируется навык медиакоммуникации, школьники учатся правильно общаться, например, в социальных сетях.
Выводы. Готовя материал для школьных СМИ уже в начальных классах, обучающиеся развивают свои творческие способности и учатся правильно составлять тексты, адаптировать их для различных медиа, создавать медиатексты и фотоматериалы для школьного журнала, совершенствуются в роли дикторов и ведущих, учатся создавать видео/аудиоролики, получают практический навык работы с медиатекстом.
Таким образом, школьники учатся рецензировать, анализировать, редактировать медиатексты (тексты СМИ, фильмов, спектаклей и др.), создавать медиапродукты и обсуждать различные медиатемы, распознавать фейковую информацию и безопасно общаться в сети Интернет, а также отбирать ту информацию, которую можно безопасно «выложить» в публичном пространстве.
Аннотация. В данной статье предложены авторские рекомендации по формированию медиаграмотности школьников через школьные средства массовой информации в условиях школьного обучения. Авторами разработана программа развития медиаграмотности школьников. Программа предложена в двух аспектах: образовательном и медиабезопасном. Возраст обучающихся: школьники от 6-7 лет до 17-18 лет. Сроки реализации программы: бессрочная. Режим занятий: по согласованию с календарно-тематическим планом. В начальной школе занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу в рамках дополнительного образования. Формы занятий: творческие тематические проекты, круглые столы, теоретические и практические занятия: лабораторные фотоработы и видеосъёмки, тренинги, проба пера; регулярные выпуски новостей и информации на школьном сайте, в школьном Телеграм-канале, в школьном ВКонтакте, в журнале «Мозаика», по школьному радио; мини-лекции, мастер-классы, встречи-интервью с известным людьми города и дискуссии для юных журналистов. А также конкурсы видеороликов, анонсов, афиш, фото и другой медиапродукции.
Ключевые слова: медиаграмотность школьников, медиапродукция, медиатексты, медиабезопасность, программа развития медиаграмотности школьников.
Annotation. This article offers the author's recommendations on the formation of media literacy of schoolchildren through school mass media in the conditions of school education. The authors have developed a program for the development of media literacy among schoolchildren. The program is offered in two aspects: educational and media security. Age of students: students from 6-7 years old to 17-18 years old. Duration of the program: indefinite. Lesson mode: in agreement with the calendar and thematic plan. In primary school, classes are held once a week for one academic hour as part of additional education. Forms of classes: creative thematic projects, round tables, theoretical and practical classes: laboratory photo and video work, trainings, pen test; regular news and information releases on the school website, in the school Telegram channel, in the school VKontakte, in the magazine "Mosaic", on the school radio; mini-lectures, master classesclasses, meetings, interviews with famous people of the city and discussions for young journalists. As well as contests for videos, announcements, posters, photos and other media products.
Key words: media literacy of schoolchildren of schoolchildren, media products, media texts, media security, a program for the development of media literacy of schoolchildren.
Литература:
1. Назметдинова, И.С. К вопросу о языке «новых медиа» / И.С. Назметдинова, С.С. Столярова, К.М. Куличев // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции / под ред. М.Л. Лаптевой, З.Р. Аглеевой. -Астрахань: Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева. 2023. - С. 226-229
2. Столярова, С.С. К вопросу о разработке методических рекомендаций по формированию медиаграмотности у школьников / С.С. Столярова, И.С. Назметдинова // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия: Материалы XXVII международной научной конференции, г. Моррисвилль, Северная Каролина, США, 22-23 ноября 2022 г.
- Моррисвилль: Лулу Пресс. - 2022. - С. 52-55
3. Столярова, С.С. Литературные приёмы в журналистике как составляющие медиаграмотности / С.С. Столярова, И.С. Назметдинова // Образовательный портал «Золотой век» [сайт], 2023. - URL: https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=104207 (дата обращения: 20.08.2024)
4. Столярова, С.С. Мир медиатехнологий в формировании основ медиаграмотности (рецензия на учебное пособие «технологии медиатекста») / С.С. Столярова, И.С. Назметдинова // Междисциплинарные исследования: прошлый опыт, нынешние возможности, стратегии будущего: Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. -Мельбурн: ICSRD «Научный взгляд». - 2023. - С. 91-97
5. Столярова, С.С. Формирование основ медиаграмотности у школьников / С.С. Столярова, К.М. Куличев // Современные достижения молодых исследователей: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса.
- Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2023. - С. 56-59