Е.В. Мурюкина, А.А. Сорокина
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕДИА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития патриотизма у молодого поколения как неотъемлемого компонента духовного становления личности. Теоретические исследования и практическая работа по выявлению отношения молодых людей к медиатекстам, содержащим патриотический компонент, позволили нам сформулировать несколько рекомендаций педагогам, направленных на развитие патриотического сознания старшеклассников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, старшеклассники, медиатексты, образовательная среда.
E.V. Muryukina, A.A. Sorokina
RECOMMENDATIONS TO TEACHERS FOR USING MEDIA IN THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH
Abstract. The article deals with the development of patriotism in the younger generation as an integral component of the spiritual formation of the individual. Theoretical research and practical work to identify the attitude of young people to media texts containing a Patriotic component allowed us to formulate several recommendations to teachers aimed at the development of Patriotic consciousness of high school students.
Key words: Patriotic education, high school students, media texts, educational environment.
Современные исследования доказывают, что при отрыве личности от целого (Родина, социальная среда, нация), она попадает в ловушку ценностей, которые лишены общественного и гражданского содержания. То есть создается основа для развития эгоизма личности. Если социум не интересуют проблемы личности, то ее ответной реакцией становится агрессия этого общества, антиобщественное поведение, проявляющееся в различных формах: терроризм, преступность, наркомания и т. п. Современный российский человек стремится жить в обществе с традиционными ценностями, с использованием достижений современной науки и техники.
Сегодня в РФ столкнулись «две системы ценностей - либеральная, которая пришла на смену социалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерным раздвоение ценностного сознания, проявляющегося в одновременном стремлении к противоположным ценностям» [3, 46].
То есть в российском обществе материальные ценности стали преобладать над нравственными или моральными. Среднестатистический молодой человек считает приоритетными для себя наличие денег, машины, хорошей одежды, тусовок по выходным. В этом случае для патриотизма не остается места. Ученые говорят о том, что молодое поколение понимает и принимает патриотизм как ценность, но имеет слабые представления о его практическом выражении. В современном российском обществе отсутствуют достойные примеры патриотизма, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.
«В сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. «Мощным фактором воспитания был образ героя (А. Матросов, З. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического Отца и образ жертвенно-женственной Матери. Они выступали и выступают в многообразных формах ценностных ориентаций человека и науке еще предстоит исследовать спектр ценностей, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталость» [5, 39]. Эти образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.
Социологи [5] провели исследование россиян, направленное на определение степени развития их патриотического сознания, чувств. Ими был задан вопрос о герое нашего времени. Оказалось, что 63% респондентов не могут назвать конкретных героев, причем 37% считают, что таковых нет вообще. А когда нет образца для поведения, молодежь не понимает с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно, напри-
мер, на экране телевизора. Влияние масс-медиа на сознание несовершеннолетней аудитории очень велико и зачастую носит негативный характер.
На другой вопрос: «Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?» большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (81%). Ответ «навсегда» занимает второе место (14%). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 5%» [5, 40]. В конце 1990-х годов патриотизм в стране был выхолощен и абсолютно реальными были опасения, что в случае опасности Россию некому будет защитить. И действительно - многие россияне, считая себя патриотами, вели себя непатриотично: стремясь, пристроить своего ребенка учиться на Запад; выпускники вузов мечтают, закончив институт, уехать из страны и работать где угодно, но только не родине. Философы говорят о том, что бессознательно эти люди не любят свою страну.
Подобное положение дел заставило ученых задуматься о причинах такого упадка патриотизма. «Либеральные реформы 90-х годов привели к разрухе и всеобщему социальному упадку. В обстановке, когда подавляющее большинство молодежи считало, что государство не отражает ее интересов, не обеспечивает социальную защиту, не пользуется уважением на международной арене, молодые люди просто не понимали, зачем им нужно такое государство, и почему они обязаны любить его и защищать» [4, 13]. Но это экономические причины. Статистические данные [1] говорят о том, что причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе (52%), второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников (41 %), третьей причиной респонденты называют ненормальную обстановку в семье (35%).
На вопрос: «Нужны ли вообще патриоты стране сегодня» молодежь дружно отвечает «да» (88%). Большинство молодых людей считает необходимым воссоздание системы патриотического воспитания молодежи (65%). Можно говорить о том, что в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы. Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у нового поколения, можно обеспечить стране будущее.
Патриотическому сознанию россиян присущи следующие особенности:
- первая особенность характеризуется «преемственностью с патриотическим сознанием народов СССР - осталось ощущение Отечества как огромной территории, не уступающей самым великим государствам мира; сохранено чувство многонациональности как естественного состояния патриотического сознания; не утрачено представление об Отечестве как великой державе.
- вторая особенность выражается в ощущении искусственного разрыва с частью Отечества, стремление восстановить утраченное; восстанавливается чувство более тесной преемственности с дореволюционной Россией; происходят процессы, связанные со стремлением сформировать Российскую Федерацию как самостоятельное и самодостаточное Отечество. Россия всегда была богата своими людьми. И наша задача - сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, бездуховность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды» [4, 23].
Исходя так же из социологических опросов [3, 46], россияне стабильно гордятся полетом Ю. Гагарина в космос, гимном (слов, правда, большинство до сих пор не знает), а также нашей великой историей и литературой. В СССР масс-медиа подробно информировали население о любом нашем достижении в космосе, в науке, об успехах наших музыкантов и спортсменов. «Сегодня мы по-прежнему не утратили лидирующих позиций в том же космосе, но что современная молодежь об этом знает? Ничего! Зато по телеканалам огромные сюжеты отведены на запуск американских шаттлов, как будто на МКС работают только американцы. Выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП, катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. А турниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показывают по платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и за наших теннисисток, и за местную футбольную команду?
Из выпусков новостей каждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, о кризисе, сколько человек и где остались без тепла, а хороших новостей вроде как у нас и нет. Об этом мы почему-то говорить стесняемся. Как и о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки. Да много еще чего такого мы не делаем, ни сами лично, ни наша власть, чтобы понять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться» [3, 48]. И люди ощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научные открытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем, чтобы научиться этим гордиться.
Сегодня все больше и больше начинают говорить о патриотизме, о патриотических чувствах россиян. Любовь к Родине стала мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Патриотизм стал своего рода защитной реакцией по отношению к пропагандируемым в последнее десятилетие тезисам, что «Россия неспособна к цивилизованному развитию» и ее ждет «беспросветность впереди». Такой пат-
риотизм философы [2] называют «реактивным патриотизмом». Он возникает как ответная реакция на различного рода национальное, культурное, религиозное, территориальное ущемление. По мнению ученых, распад СССР, падение авторитета нашей страны на международной арене, локальные военные конфликты, всё это стало питательной средой для роста такого неестественного сознания и чувства, воплощённого в формы образов врагов, предателей, диссидентов и прочее. Такой патриотизм очень распространен, особенно в молодежной среде. Социологи выявляют таких молодых людей около 90%. Он проявляется в том, что человек чувствует некое превосходство западного человека, к примеру, он лучше одевается или ездит на более дорогой машине. Защитная реакция может проявляться в самых разных формах - вплоть до крайнего национализма, шовинизма и т.д.
Таким образом, можно говорить о том, что патриотизм «не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ни к своему этносу, ни ко всему человечеству. Патриотизм заключается в том, чтобы любить свой народ и уважать другие народы. Патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души» [3, 57].
Теоретические исследования и практическая работа по выявлению отношения молодых людей к медиатекстам, содержащим патриотический компонент, позволили нам сформулировать несколько рекомендаций педагогам для работы со старшеклассниками. Их использование позволит сделать работу с учащимися старших классов более эффективной.
Рекомендация 1. В патриотической работе со старшеклассниками необходимо опираться на следующие нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы России», а также постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 года №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»», которыми руководствуется наша школа, при организации патриотической работы. Развитие патриотического сознания старшеклассников в процессе учебной и внеурочной деятельности направлено на:
• воспитание преданности Родине;
• формирование уважения к труду, людям труда, трудовым традициям;
• формирование уважение к боевому прошлому Родины;
• воспитание гуманного уважения к окружающим людям;
• воспитание основы гражданского сознания;
• воспитание мужества, стойкости, смелости;
• формирование стремления к здоровому образу жизни.
Рекомендация 2. При организации деятельности с использованием СМИ, направленной на развитие патриотического сознания молодежи, необходимо сформулировать задачи как единство трех составляющих:
- обучающая - усвоение знаний и убеждений старшеклассников об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде;
- развивающая - развитие патриотических, эстетических чувств учеников старших классов, социальной активности, личностных усилий в деятельности по укреплению могущества страны, готовности к защите Родины через анализ программ СМИ (телевизионных, кинематографических, Интернетных и пр.);
- воспитательная - использование потенциальных возможностей программ СМИ в формировании мировоззрения старшеклассников, включающего нравственные, эстетические идеалы, установки, моральные принципы, осознанное выражение любви к Родине, идентификация себя гражданином и патриотом страны.
Рекомендация 3. Опираясь на интерес старшеклассников к кино, можно организовать занятия киноклуба, содержание которого будет представлено следующими разделами (в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития личности старшего школьника, целью и задачами, заключающимися в развитии патриотического сознания молодых людей:
1. Фильмы, созданные по мотивам былинных сказаний, сказки (как средство развития патриотического сознания);
2. Фильмы о войне, людях войны, гражданственности и патриотизме;
3. Фильмы о первой любви;
4. Фильмы, раскрывающие тему деревни в отечественном кинематографе;
5. Фильмы, отражающие проблемы взаимоотношений людей;
6. Фильмы, направленные на формирование нравственных качеств, ценностных ориента-ций, отраженные в авторском отечественном кинематографе.
Методика таких киноклубных занятий опирается на проблемные, игровые формы деятельности. Совокупность используемых форм деятельности «подчеркивают», на наш взгляд, как инди-
видуальность старшеклассника, так и выявляют для учеников преимущества групповых и коллективных работ; способствуют развитию самостоятельности и критичности мышления; активизируют творческие способности через «включение» в художественно-творческую деятельность; дают возможность анализировать фильмы.
Рекомендация 4. Необходимо отбирать для работы со старшеклассниками и рекомендовать к просмотру передачи СМИ, в которых присутствуют ссылки на реальные исторические примеры - чтобы молодежь знала, что эти данные берутся из реальной практики, являются объективной данностью. Такие передачи должны не просто излагать молодым людям факты прошлого, но и проецировать их значение на настоящее и будущее. Каждый авторитет должен быть подтвержден на деле, а не только на словах. Ученики старших классов должны ориентироваться на следующую формулу: доверяй только тем, кто подтверждает свои слова своими же делами, - причем не только по праздникам ради парадного антуража, но и в серые тягостные будни.
Рекомендация 5. При организации работы с учениками старших классов, направленной на становление их патриотического сознания, с использованием программ СМИ важно использовать коллективные и групповые формы деятельности. Исследовательские данные последних лет, показывают, что формирование мышления эффективно стимулировать групповыми формами интеллектуальной работы. Коллективная работа по решению задач способствует активизации познавательных функций молодых людей, улучшая их восприятие и память. То есть групповая умственная работа способствует развитию индивидуального интеллекта. Благодаря использованию данных форм проведения занятий с использованием масс-медиа, дивергентное мышление получает хорошие предпосылки для развития.
Необходимо организовывать политические заседания, дебаты, обсуждения телевизионных программ, содержания отдельных сайтов, кинофильмов среди старшеклассников. Потребность в подобных мероприятиях уже давно актуализирована и частично реализуется. Если мы сами не сделаем свою страну лучше, за нас этого никто не сделает. Таким образом, со старшеклассниками такая работа должна вестись постоянно, организованно и целенаправленно.
Рекомендация 6. Поскольку патриотизм как компонент сознания формируется в конкретно-исторических условиях, то на процесс формирования оказывают влияние ряд факторов, среди которых выделяют макрофакторы и микрофакторы. К первой группе относят:
• политическую и экономическую ситуацию в мире;
• политическую и экономическую ситуацию в стране;
• религию, историю, национальные ценности;
• информацию, поступающую из СМИ (Интернет, ТВ, радио, кинематограф и пр.).
К микрофакторам относят:
• патриотическое воспитание в семье, мнение друзей, соучеников, родственников, знакомых;
• патриотическое воспитание в учебных учреждениях;
• собственные убеждения человека.
Таким образом, рекомендация заключается в том, чтобы при развитии патриотического сознания учитывались выделенные группы факторов. Патриотизм должен пониматься и проявляться старшеклассником как на уровне страны, так и на уровне своей семьи, родных и близких ученика.
Например, план совместной деятельности учащихся и их родителей, направленной на развитие патриотического воспитания может включать следующие мероприятия:
• организацию экскурсий по местам боевой славы;
• сбор материалов о родных, которые воевали и создание совместно с родителями презентаций;
• знакомство старшеклассниками с традициями своей семьи;
• составление генеалогического древа семьи;
• совместный просмотр и обсуждение фильмов исторической, военной и др. тематик, которые содержат в себе потенциал по развитию патриотического сознания.
Рекомендация 7. Необходимо включать старшеклассников в общественно-полезную деятельность под влиянием передач СМИ. Например, в экологические акции, субботники, волонтерскую работу, акции «Добро», «Подари жизнь», «Твори добро», «Добро за добро» и пр. То есть следует использовать передачи СМИ - телевизионные, Интернет, кинофильмы и пр., которые способны положительно повлиять на повышение уровня социальной активности, личностных усилий старшеклассников в деятельности по укреплению могущества страны, готовности к защите Родины.
Рекомендация 8. При взаимодействии молодежи со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на аудиторию, а, с другой, привлекать позитивную продукцию кинематографа, интернет-сайтов, телевизионных пе-
редач, прессы и пр. к сотрудничеству, направленному на становление патриотического сознания молодых людей. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодого поколения, ведь именно здесь будущее нашей Родины. Воспитание патриотов является стратегической целью школы. Патриотическое сознание - одна из основ духовно-нравственного единства российского общества.
Итак, в своей статье мы представили основные рекомендации для педагогов, направленных на развитие патриотического сознания старшеклассников:
• в патриотической работе со старшеклассниками необходимо опираться на следующие нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные законы РФ;
• при организации деятельности с использованием СМИ, направленной на развитие патриотического сознания молодежи, необходимо сформулировать задачи как единство трех составляющих;
• опираясь на интерес старшеклассников к кино, можно организовать занятия киноклуба, содержание которого будет представлено следующими разделами (в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития личности старшего школьника, целью и задачами, заключающимися в развитии патриотического сознания молодых людей;
• необходимо отбирать для работы со старшеклассниками передачи СМИ, в которых присутствуют ссылки на реальные исторические примеры - чтобы молодежь знала, что эти данные берутся из реальной практики, являются объективной данностью;
• при организации работы с учениками старших классов, направленной на развитие их патриотического сознания, с использованием программ СМИ важно использовать коллективные и групповые формы деятельности;
• важно учитывать влияние ряд факторов, среди которых выделяют макрофакторы и микрофакторы;
• необходимо включать старшеклассников в общественно-полезную деятельность под влиянием передач СМИ;
• отбирать медиатексты, привлекая позитивную продукцию кинематографа, интернет-сайтов, телевизионных передач, прессы и пр. к сотрудничеству, направленному на становление патриотического сознания молодых людей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамов А.В. Патриотизм как явление политического сознания постсоветской России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2000. - 24 с.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2003. http://base.garant.ru/6148105/ (дата обращения: 10.02.2018).
3. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. -. 2006. - №8. - С. 44 - 51.
4. Носович Н.В. Проблема патриотизма современных граждан России. - СПб.: Мысль, 2009. - 278 с.
5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. -. 2007. - № 4. - С. 63 - 75.
Т.П. Мышева, М.В. Евтушенко
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Аннотация. В статье находит свое отражение сущность эстетического развития личности; показывается связь с эстетикой, эстетической культурой. Авторами раскрываются особенности эстетического развития старшеклассников на основе исследований известных педагогов-психологов; рассматривается эстетическое развитие на музейном материале, включающим разнообразные формы и виды музейной социокультурной, образовательно-воспитательной деятельности; приводятся примеры мероприятий, проводимых музеем-заповедником города Таганрога.
Ключевые слова: эстетическое развитие, эстетика, эстетическая культура, музейные средства, музейный предмет, образовательно-воспитательная деятельность, научно-исследовательская концепция, научно-исследовательская деятельность, социально-психологическое исследование.