Смирнова Елена Владимировна РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ .
УДК 372.881.111.1
РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2017
Смирнова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: sevhome@yandex.ru)
Аннотация. В статье рассмотрены рекомендации к применению программно-методического обеспечения обучения иностранному языку в условиях образовательного процесса, происходящего в качественно новой среде, характеризующейся активным внедрением и использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Постоянный контроль качества учебного процесса, результатов обучения становится особенно важным в условиях обновления содержания образования, обостряющихся проблем доступности учебного материала, организации обратной связи. В статье дано понятие программно-методического обеспечения обучения, определены важные требования к ресурсам современных электронных средств учебного назначения: управляемость, доступность, обратная связь, автоматизированный контроль успеваемости, актуальная методическая поддержка и т.п. Определены формы занятий с использованием программно-методического обеспечения обучения: аудиторные практические занятия в компьютерном классе под руководством преподавателя, консультации в течение курса обучения, самостоятельная работа студентов, зачетные мероприятия в виде электронного тестирования по курсу. Уделено внимание методическим аспектам. Даны методические рекомендации хода проведения занятия с применением электронного средства учебного назначения: предварительный этап, основной, заключительный. Определены компоненты программно-методического обеспечения: учебно-методическая база данных, электронные тесты, электронный тезаурус, электронный двуязычный словарь, электронное средство учебного назначения по определенному курсу. Принят во внимание вопрос уровневости обучения. Исследован вопрос методических приемов на занятиях по иностранному языку с применением программно-методического обеспечения обучения. Определены функции преподавателя на аудиторных практических занятиях в компьютерном классе при использовании компонентов программно-методического обеспечения. Даны рекомендации по выполнению лингвометодических задач. Затрагиваются вопросы самостоятельной работы студентов, осуществления обратной связи.
Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов; средства информационных и коммуникационных технологий; самостоятельное обучение; электронные средства учебного назначения; учебно-методическая база данных; контроль; программно-методическое обеспечение.
PROPOSALS TO THE USE OF METHODOLOGICAL SOFTWARE FOR FOREIGN
LANGUAGE TRAINING
© 2017
Smirnova Elena Vladimirovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: sevhome@yandex.ru)
Abstract. The article deals with the question of methodological software adaptation for foreign language training in the conditions of the educational process taking place in a qualitatively new environment characterized by active introduction and use of information and communication technologies (ICT). Continuous monitoring of the quality of the learning process and results of education are particularly vital in terms of renovation of educational content, growing problems of availability of educational material and organization of feedback. The article gives the definition of methodological software, defines essential requirements to modern electronic means of educational appointment: manageability, availability, feedback, automated monitoring of progress, current methodological support, etc. The forms of studies with the use of methodological software are determined: a classroom practical training in a computer class under the direction of a teacher, consultations during a training course, self-work of students, test actions in the form of electronic testing. The attention is paid to methodical aspects of carrying out classes in a foreign language with interactive forms of education. Methodical recommendations of the course with the use of ICT are given for: the preliminary stage, the main and the final ones. Components of methodological software are determined: educational and methodical database, electronic tests, electronic thesaurus, electronic bilingual dictionary, electronic means of educational purpose on a certain course. The issue of level-difference training is taken into account. The question of methods while teaching foreign languages with the use of interactive forms of education is researched. Functions of a teacher in a classroom practical training with the use of components of methodological software are determined. Recommendations about fulfilment of the linguo-methodical tasks are made. The questions of self-work of students, implementation of feedback are raised.
Keywords: professional training of students; means of information and communication technology; independent learning; electronic means for educational purposes; educational-methodical database; monitoring; methodological software.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях глобализации и информатизации высшего образования в Российской Федерации интенсифицируются образовательные процессы, которые затрагивают применение программно-методического обеспечения обучения (ПМО). Важнейшим индикатором такой динамики становится, в частности, возрастающая мобильность населения, расширение форм обучения с применением дистанционных технологий в системе высшего образования. Методическое сопровождение и управление взаимодействием между преподавателем, студентами и программно-методическим обеспечением в условиях информационной образовательной среды ВУЗов представляет собой комплекс дидактических принципов об-
учения, методов, организационных форм и технологий, направленных на изучение иностранных языков, детерминирует процесс новых культурных форм взаимодействия, развитие поликультурной и мультилингвальной коммуникации представителей разных культур и культурных групп. Весомый вклад ученых в методический аспект и исследования указанной проблемы не полностью решает проблему с практической точки зрения, а именно в аспекте реализации управления учебным процессом по изучению иностранных языков при использовании ПМО, определения компонентов ПМО, постановки лингвометодических задач. В частности, дискуссионными остаются вопросы роли преподавателя и студента в условиях обучения с применением ПМО и т.п.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
Смирнова Елена Владимировна РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ...
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию теоретических и практических вопросов применения средств ИКТ, ПМО в обучении вообще и иностранного языка в частности посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: И.В. Роберт, З.Ф. Мазура, Е.М. Чертаковой, Н.Е. Есениной, Е.В. Смирновой, Лавиной Т.А., Лапчик М.П., Мартиросян Л.П., Панюковой С.В., Карамышевой Т.В., Петуховой А.А., Цветковой Л.А., И.Г. Захаровой, J. Higgins, E. Kobayashi, Sh. Nagashima, M. Hayase, V. Levy, T. O'Shea др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является исследование и определение вопросов, связанных с методическими аспектами обучения иностранным языкам при использовании электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в условиях культурного и языкового многообразия.
Изложение основного материала. При очной форме образования требования к изучению и обучению иностранному языку определены рабочими программами курсов «Иностранный язык», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» (для неязыковых направлений подготовки) в вузах в соответствии с ФГОС ВО. В рабочей программе определен объем лингвистического, грамматического, лексического иноязычного учебного материала и количество аудиторных часов, определенных для неязыковых направлений подготовки с учетом задач, целей, компетенций профессиональной подготовки студентов. [1]
Целью обучения иностранному языку в современных условиях становится овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения профессионально-ориентированных задач в области устной и письменной коммуникации при общении с зарубежными партнерами, применении в производственной практике, а также для дальнейшего самообразования в условиях информатизации образования, поликультурного и многонационального сообщества. [2]
Изучение иностранных языков на современном этапе образования происходит в качественно иной среде, характеризующейся активным внедрением и применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Необходимость своевременного контроля усвоения учебного материала возрастает с учетом того, что развиваются формы самостоятельного изучения курса, и это становится особенно актуальным в среде обновления содержания образования, совершенствования вопросов доступности и адекватности образовательных источников, предоставления обратной связи. [3; 4]
В исследованиях Захаровой И.Г., Карамышевой Т.В., Роберт И.В. и др. рассматриваются вопросы эффективности использования программно-методического обеспечения в процессе обучения, в том числе, иностранному языку. В работах, посвященных преподаванию иностранного языка (авт. Есенина Н.Е., Мильруд Р.П., Титова С.В., Цатурова И.А. и др.) подчеркивается необходимость применения электронных средств учебного назначения (ЭСУН) в учебном процессе. Целью статьи является определение и исследование вопросов, связанных с аспектами применения программно-методического обеспечения обучения студентов на занятиях по иностранному языку.
Под программно-методическим обеспечением (ПМО) обучения иностранному языку понимается совокупность прикладных и инструментальных программных средств, учебно-методических материалов, направленных на автоматизированный процесс работы с иноязычной информацией, реализацию обратной связи, визуализацию изучаемых языковых явлений; интерактивный диалог с пользователем, реализацию различных
режимов работы с учебным материалом, автоматизацию отработки иноязычных навыков. [5] Для осуществления актуальных задач обучения иностранному языку на современном этапе с использованием ПМО необходимо, прежде всего, определить требования к ресурсам современных электронных средств учебного назначения (ЭСУН). Основное внимание должно быть уделено методическим аспектам управляемости, доступности, обратной связи, автоматизированного контроля успеваемости, актуальной методической поддержки и т.п. Преподаватель проводит диагностику уровня владения иностранным языком, обеспечивает студентов методическими рекомендациями, разъясняет последовательность применения ПМО, проводит мониторинг качества обучения. [5; 6]
Практическое занятие с применением ПМО обучения включает в себя три этапа: предварительный, основной, заключительный. На предварительном этапе преподаватель определяет компоненты программно-методического обеспечения (ПМО). В них входят: учебно-методическая база данных (УМБД), компьютерное тестирование, электронный двуязычный словарь, ЭСУН по определенному курсу. Преподаватель обеспечивает подготовку к входному, промежуточному и итоговому тестированию, организовывает самостоятельную работу студентов, формирует учебную траекторию каждого студента. Составляющая автоматизированного контроля в виде тестирования помогает преподавателю отслеживать успехи и трудности на пути каждого студента. Лингвометодические задачи, заложенные в УМБД, представляют собой вопросы и задания в порядке случайного выбора, исключая возможность повторяемости учебных задач. Преподаватель определяет студенту необходимое количество заданий. По результатам контрольного тестирования студенты делятся на подгруппы: успешно прошедшие тестирование, т.е. справились с учебными задачами и те, у кого есть незначительные и значительные замечания, т.е. частично или полностью не справились с учебными задачами. В связи с этим разные группы студентов получают дифференцированные задания для последующего продвижения по курсу. Они продолжают работу с ЭСУН или возвращаются к материалу для отработки всех вопросов по материалу курса. Учебные задачи для самостоятельной отработки назначает преподаватель в зависимости от количества учебных часов. Таким образом, студенты подходят к основному этапу занятия. [7; 8; 9]
Основной этап занятия с применением ПМО предусматривает последовательную постановку лингвоме-тодических задач по теме. Представленные лингвомето-дические задачи ориентированы на совершенствование иноязычной коммуникативной деятельности студентов - умений чтения, говорения, аудирования и письма. Отрабатываются лексические, грамматические, фонетические и орфографические навыки. На экране монитора отображается условие лингвометодической задачи путем аудиопредставления материала, трансформации учебного материала или комбинации с предыдущим материалом. Лигвометодические задачи имеют цель закрепления и отработки материала. Для разнообразия и смены видов деятельности можно допускать учебные лингвистические компьютерные игры. Все задачи выполняются с опорой на электронный двуязычный словарь. Результат решения студентом задачи позволяет сравнить его с эталонным вариантом, содержащимся в УМБД. Преподаватель регулирует уровень сложности, исходя из результатов автоматизированного контроля успеваемости. Необходимость краткого или подробного анализа решения задачи решается преподавателем, разбор ошибок отображается на экране монитора. [10; 11]
Анализируя допущенные ошибки, преподаватель, используя компоненты ПМО, анализирует пробелы у студентов в предыдущем материале. После анализа осуществляется переход к постановке новой задачи, уро-
Смирнова Елена Владимировна педагогические
РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ... науки
вень сложности которой определяется достигнутыми результатами работы. [12; 13]
Заключительный этап занятия проходит на базе полученных из УМБД сведений по отчетам и запросам. Преподаватель определяет работу с отстающими студентами и теми, кто добился наилучших результатов.
Необходимо отметить, что обучение с применением ПМО, предполагает следующие формы занятий: практические аудиторные в компьютерном классе с преподавателем (для осуществления работы необходимо придерживаться следующих требований к компьютеру:Ше1 iCore; Windows 10; ОЗУ 4Гб, 10 Гб свободных на HDD; звуковая карта; наушники (колонки); микрофон); консультации в течение курса обучения; самостоятельная работа студентов; зачетное мероприятие в конце I и II семестров, электронное тестирование по курсу.
ЭСУН предоставляет возможность выполнять учебно-методические задачи: производить речевые образцы-клише в форме диалогической и монологической речи, высказываний в виде самостоятельных устойчивых выражений, а также целостных коммуникативно-направленных сюжетных ситуаций общения, пения, отдельно-взятых реплик ответных высказываний. ЭСУН предоставляет упражнения по освоению иноязычных речевых оборотов речи разного уровня сложности, иллюстрирует содержание коммуникативных ситуаций иноязычного общения, стимулируя порождение высказываний и прогнозирования иноязычной речи по определенной теме, подсказывает возможные обстоятельства развития коммуникативной ситуации, предлагает гиперссылки на свободные и устойчивые фразы с целью развития образного мышления, стилистических предпосылок речи, предлагает подбор упражнений на ритм и ритмику, мелодику высказываний через проговаривание, запись и прослушивание собственной речи, осуществляет подбор логопедических упражнений, в том числе с примерами особенностей паралингвистической направленности коммуникативной ситуации, представленной носителями языка и т.п. [14; 15; 16]
В ходе прохождения материала студенты формулируют коммуникативные интенции, симулирующие реальную коммуникацию, перевоплощаются в персонажей, действующих в сложившихся ситуативных условиях. Моделирование коммуникативных намерений активизирует деятельность иноязычного общения между студентами, приближает к общению в условиях языковой среды, побуждая использовать фразы заданной коммуникативной направленности. Одним из преимуществ обучения с применением ПМО по сравнению с традиционными печатными материалами является то, что ПМО расширяет возможность предъявления учебной информации, модификации баз данных, своевременного получения современных аутентичных материалов, постоянного обновления материала; адаптации и дополнения материалов, представленных в ЭСУН.
Традиционная роль преподавателя как единственного источника учебной информации изменяется и смещается в направлении кураторства или наставничества. Преподаватель не тратит время на передачу учебной информации, на сообщение знаний. Время, затрачиваемое ранее преподавателем на пересказ учебных материалов, высвобождается для осуществления творческих и организационных задач. Преподаватель проектирует применяемую технологию обучения, разрабатывает учебно-методический комплекс дисциплины; обосновывает логику организации педагогического взаимодействия со студентами на коммуникативном уровне и на уровне взаимодействия студентов с компонентами ПМО, разрабатывает и формирует педагогические тесты и тестовые задания для организации контроля и самоконтроля и т.п. Учебно-методическое управление учебным процессом со стороны преподавателя в условиях применения ПМО представляет собой осуществление организации хода занятия, планирование деятельности студентов 34
в группе и индивидуально, осуществление проверки и контроля, осуществление подбора компонентов ПМО; написание инструкторско-методической документации. Преподаватель разрабатывает и перерабатывает вопросы, ответы, тексты для перевода и аудирования, ситуации общения; выявляет ошибки в ответах студентов, осуществляет их коррекцию для конкретного студента; прогнозирует направления личностного развития студентов; осуществляет подбор и коррекцию критериев оценки деятельности студентов; адаптирует и модернизирует компоненты ПМО к условиям конкретной учебной группы, уровню владения языком, теме и т.п.; выбирает режим работы, рационально распределяет учебное время между темами курса; обновляет и дополняет учебный материал, вносит корректировки в содержательную часть курса [17; 18; 19; 20].
Выводы. Таким образом, осваивая учебный курс с применением компонентов ПМО на поэтапно выстроенном учебном занятии, студенты используют традиционные и инновационные формы обучения, осознают место и роль средств ИКТ в обучении, имеют представление об актуальности, перспективах ПМО в изучении иностранного языка. Изучение иностранного языка с применением ПМО становится более коммуникативно направленным за счет расширения возможностей демонстрации учебного материала, представленного в ЭСУН. Активность в процессе информационного взаимодействия в условиях учебного процесса проявляют не только студент и преподаватель, но и средство обучения, функционирующее на базе ПМО. ПМО позволяет индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс обучения, расширить возможность контроля с обратной связью и диагностикой, осуществлять самоконтроль и самоподготовку, улучшать наглядность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Министерство образования и науки Российской Федерации научно-методический совет по иностранным языкам минобрнауки РФ «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов Примерная программа Москва 2009 https://refdb.ru/look/1142825.html
2. Смирнова Е.В. Аспекты компьютерной лингводи-дактики в развитии умений иноязычной деятельности / Saarbrucken, 2011.
3. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Учебно-методическое пособие / И. А. Цатурова, А. А. Петухова. - М.: Высш. шк., 2004. - 95 с.
4. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр центр «Академия», 2004. - 416 с.
5. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности / Смирнова Е.В. // диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2007
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: «Школа - Пресс», 1994.
- 205 с.
7. Васильев В.И., Малышев Н.Г., Тягунова Т.Н. Программно-педагогические тесты (система методологических правил): МГУ ГА, 1999.
8. Азимов Э.Г. К типологии обучающих компьютерных программ по русскому языку как иностранному // Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному. М., 1990
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 192 с.
10. Есенина Н.Е. Основные направления развития
Смирнова Елена Владимировна РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ...
информатизации иноязычной подготовки / Н.Е. Есенина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). С. 166-170.
11. Есенина Н.Е. Готовность преподавателя иностранного языка технического вуза в области информатизации иноязычной подготовки // Есенина Н.Е. Москва, 2014.
12. Хохленкова Л.А. Диалоговая технология эффективного достижения наиболее прогнозируемых результатов обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №3(16). С. 210-213.
13. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Педагогическое тестирование как измерение. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
14. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности / Смирнова Е.В. // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
15. Роберт И.В. Какой должна быть обучающая программа. // ИНФО. 1986. - № 2, с. 90-95.
16. Есенина Н.Е. Использование электронных спра-вочно- информационных систем в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Есенина Н.Е. Высшее образование сегодня. 2012. №3. С. 65-69.
17. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ. - 2001. - № 4.
18. Хохленкова Л.А. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов в высших учебных заведениях сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.
19. Артамонова Г.В. Психологические основы самостоятельной работы студентов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2004. № 4. С. 198-207.
20. Зверева Ю.С. Информатизация образования // Молодой ученый. - 2016. - №6.3. - С. 23-26.
Статья поступила в редакцию 27.04.2017.
Статья принята к публикации 02.06.2017.