Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2014
И.А. КВАШНИНА кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
В.П. ШУЙСКИЙ кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассмотрены возможности использования в России зарубежных технологий и прямых иностранных инвестиций для осуществления реиндустриализации. Показаны основные причины, препятствующие внедрению иностранных технологий. Предложены меры по стимулированию импорта инвестиционного оборудования и технологий и по привлечению прямых иностранных инвестиций в технологичные производства.
Ключевые слова: реиндустриализация, импорт технологий, прямые иностранные инвестиции.
Классификация ^Ь: Б21, 014, 033.
Мировой опыт знает немало примеров масштабной индустриализации, опирающейся на использование зарубежных технологий. России, видимо, также не удастся поднять свое машиностроение и существенно продвинуться в создании и развитии новых высокотехнологичных производств без широкого использования передовых иностранных технологий. В этой связи необходимо выяснить, насколько эффективно используются возможности внешнеэкономических связей страны для привлечения передовых иностранных технологий на цели реиндустриализации1. В частности, представляется важным проследить, как функционируют главные каналы привлечения зарубежных технологий в Россию - импорт, покупка лицензий, прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность.
1 Под реиндустриализацией понимается восстановление отраслей промышленности традиционных укладов на новой технологической основе.
Российский импорт как канал доступа к зарубежным
технологиям
В настоящее время Россия недостаточно использует импорт как канал получения технологий. Потребительский характер российского импорта выявляется при его сравнении с другими странами, решающими сходные проблемы развития. К примеру, в импорте Китая, Индии, Бразилии доля инвестиционных товаров намного превышает долю потребительских2. Российский импорт пока не стал действенным инструментом ускорения научно-технического прогресса, модернизации производственного и технологического потенциала. Однако прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. исходит из того, что уже в ближайшие три года доля инвестиционных товаров в российском импорте возрастет до 27%3.
При этом увеличение удельного веса инвестиционных товаров является избирательным и разноскоростным для разных видов оборудования. Лидером по темпам роста должно стать металлообрабатывающее оборудование, с помощью которого можно в дальнейшем уменьшить зависимость от зарубежных поставок. Ввоз прочих видов оборудования, по которым отечественные производители имеют перспективы увеличения доли на внутреннем рынке, необходимо сдерживать. А с помощью импорта передовых зарубежных технологий следует поднимать такие важные, но отставшие в технологическом отношении, отрасли как станкостроение, электроника, нефтепереработка, фармацевтическая промышленность, приборостроение. В свою очередь наиболее готовыми к импортозамещению являются отрасли тяжелого и энергетического машиностроения, где пока сохранилась значительная часть научного потенциала. К достаточно быстрому развитию производства готовы также отрасли транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, использующие фактор сборочных производств.
В настоящее время Россия подавляющую часть технологий импортирует в виде машин и оборудования. Между тем, как показывает мировой опыт, в отдельных случаях импорт технологий в «чистом» виде (в форме патентов, лицензий и ноу-хау) имеет ряд преимуществ по сравнению с импортом «овеществленной» технологии. Лицензионные соглашения, помимо экономии валютных средств, позволяют
2 International Merchandise Trade Statistics 2007-2012, UNITED NATIONS. Comtrade. un.org.
3 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. С. 413. economy.gov.ru/macro/prognoz/doc2013.
получать от продавца ценные ноу-хау и содействие в совершенствовании лицензионной продукции, в ее реализации на зарубежных рынках. Кроме того, подобное соглашение может стать исходной базой для новых отечественных разработок. По оценкам экспертов, в середине прошлого десятилетия на базе лицензионных соглашений производилось свыше половины выпускаемой в мире продукции машиностроения [1, с. 35]. Именно за счет лицензий и ноу-хау Япония, Южная Корея, Сингапур и другие страны ЮВА преодолели технико-экономическое отставание от развитых стран.
Разрабатывая стратегию и тактику закупок иностранных технологий, следует учитывать специфику торговли такими товарами. Если производители прочих товаров расширяют и поддерживают свой экспорт, то обладатели технологий, особенно в неовеществленном виде, отдают себе отчет в том, что любая инновационная технология предоставляет конкурентное преимущество на рынке. Желание передать технологию вовне появляется только после того, как она переходит в более зрелую стадию и владелец уже не может «снимать сливки» с рынка. В этот момент наиболее рациональным решением становится ее продажа и получение дополнительных прибылей за счет оказания комплекса профессиональных услуг по техподдержке, эксплуатационному обслуживанию и ремонту.
За последние 10-15 лет круг мировых экспортеров технологий в овеществленном виде (в форме машин, оборудования, инструментов, различных приборов) значительно расширился. К развитым странам присоединилась большая группа развивающихся - Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Китай, Бразилия, Мексика. В 2011 г. на долю развивающихся стран приходилось более 40% мирового экспорта машин и оборудования4.
Рынок неовеществленных технологий, в отличие от рынка машин и оборудования, практически полностью принадлежит развитым странам. Около 75 % экспорта чистых технологий приходится на пять стран - США, Япония, Германия, Великобритания, Франция5. США задают тон в международной торговле технологиями. Именно под давлением США, ЕС и Японии в 1995 г. было подписано Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), которое затем было инкорпорировано в свод правил ВТО и сейчас является основным регулятором в этой сфере. Под влиянием тех же США в международной торговле технологиями утвердился принцип, согласно которому трансферт технологий невозможен без наличия у принимающей стороны эффективной системы защиты прав интеллектуаль-
4 International Merchandise Trade Statistics 2011. UN. Table F.
5 World Development Indicators 2012. World Bank. P. 332-334.
ной собственности. Помимо TRIPS торговля технологиями подпадает под действие Вассенаарских соглашений по контролю за экспортом обычных вооружений и технологий «двойного применения». Каждое государство само определяет, что из подобных товаров и технологий оно готово продавать и кому. Фактически это новая форма известного КОКОМ. Опираясь на это соглашение, США регулярно определяют список критических технологий, трансферт которых ограничен.
Сравнительно малые объемы ввоза технологий в Россию по каналам международной торговли (как в овеществленном, так и неовещест-вленном виде) объясняются их низкой востребованностью со стороны большинства российских предприятий. В условиях слабого развития конкуренции на внутреннем рынке они не испытывают органичной потребности в систематическом обновлении выпускаемой продукции и используемого оборудования. Неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие эффективных стимулов инновационного развития отрицательно сказываются как на инвестиционной активности, так и на объемах ввоза в страну зарубежных технологий.
Широкомасштабная модернизация и диверсификация отечественной экономики, на наш взгляд, не может быть реализована спонтанно, посредством рыночных механизмов саморегулирования. Она может стать успешной только в том случае, если будет проводиться в рамках промышленной политики, а во главе этого процесса будет стоять государство. Именно государство должно сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние. Главное из этих условий - создание достаточной экономической мотивации у хозяйствующих субъектов для активного участия в проектах модернизации отечественной обрабатывающей промышленности и экономики в целом. Особое место в ряду необходимых мер должно занять восстановление налоговой инвестиционной льготы. Целесообразно было бы также осуществить меры по облегчению импорта промышленного оборудования, не производимого в стране. В частности, можно было бы временно (на 5-7 лет) снизить ставки ввозных пошлин на такое оборудование до нулевых значений, даже в тех случаях, когда это не предусмотрено обязательствами России перед ВТО. Подобное снижение уже практиковалось в предкризисный период. Следует также восстановить практику отмены обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России.
Технологической модернизации обрабатывающих отраслей могло бы способствовать и расширение возможностей их кредитования. Развернуть коммерческие банки в сторону финансирования инвестиций в основные фонды предприятий обрабатывающей промышленности
можно было бы путем передачи в управление Банку развития определенной части золотовалютных резервов государства. Это было бы рациональным решением, учитывая, что нынешний объем резервов, по оценкам экспертов, является чрезмерным. Указанная система мер должна быть частью общей научно-технической и промышленной политики страны. В рамках данной политики, на основе имеющихся у отечественных разработчиков заделов и общих перспектив НТП в мире, должны быть определены приоритетные для разработок собственными силами технологии и виды оборудования. Также необходимо определить технологии и оборудование, ввоз которых в страну должен стимулироваться. Эта политика должна быть разработана таким образом, чтобы не пострадали ни отечественный сектор исследований и разработок, ни отечественная промышленность, ни технологическая безопасность страны в целом.
Перевооружение отечественного машиностроения потребует огромного количества металлообрабатывающего оборудования. Между тем в настоящее время российская станкостроительная промышленность в состоянии обеспечить ввод в действие всего 5-6% устанавливаемого оборудования 6. Поэтому в настоящее время невозможно переоснащение отечественного машиностроения за счет российской станкостроительной промышленности, даже абстрагируясь от технологического уровня устанавливаемого оборудования. Таким образом, на ближайшие годы импорт останется важным источником технологического переоснащения российского машиностроения. Гражданские отрасли, очевидно, не будут испытывать особых препятствий в доступе к большинству видов металлообрабатывающего оборудования, включая самые сложные. Однако в специальном станкостроении, связанном с оборонным комплексом, с космической и атомной отраслями, определенные трудности могут возникнуть. Если Россия намерена производить современное вооружение и сложную наукоемкую продукцию, она должна обладать развитым производством самых сложных и точных станков. В связи с этим следует признать совершенно правильным принятие правительством в 2011 г. программы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» (входит в общую госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»), в которой впервые за 20 лет предусмотрено выделение бюджетных средств на НИР и ОКР с целью разработки новых моделей станков, изготовления опытных образцов и создания производственных мощностей для их дальнейшего выпуска. Основная цель программы - ликвидация критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и обо-
6 Станок для нового уклада // Эксперт. 2013. №7. С.48.
ронно-промышленного комплексов от поставок зарубежного технологического оборудования. В случае успеха данная программа может положить начало реиндустриализации России. Очень полезными, на наш взгляд, могли бы стать идентичные программы по восстановлению в стране производства высокоточной контрольно-измерительной аппаратуры, высокотехнологичного сварочного и автогенного оборудования, а также инструментов для обработки различных материалов.
Признавая безальтернативность импорта многих видов оборудования и технологий для старта реиндустриализации, нужно понимать, что Россия, как любая крупная страна с высоким потенциалом образования и фундаментальных исследований, не должна полагаться исключительно на использование импортных технологий. Подобная стратегия может привести к дальнейшему упадку отечественной науки, активизации процесса утечки мозгов, к ухудшению качества человеческого потенциала и к серьезным угрозам экономической безопасности и обороноспособности страны
Роль иностранного капитала в развитии национальной
промышленности
Хотя прямые иностранные инвестиции едва ли станут определяющим источником ресурсов для модернизации российской экономики, они все же способны оказать существенное позитивное влияние на деятельность российских и иностранных компаний, способствовать созданию конкурентной среды, служить каналом получения зарубежных технологий и современных систем управления. На первый взгляд Россия как импортер прямых иностранных инвестиций выглядит неплохо. По объемам ежегодно получаемых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) она входит в первую десятку стран мира, по накопленным ПИИ на душу населения находится на одном уровне с Бразилией и значительно опережает остальных участников БРИКС7. Между тем, качественные характеристики поступающих в страну ПИИ оставляют желать лучшего. По привлечению капиталовложений в обрабатывающие отрасли Россия уступает конкурентам из стран Азии (6070% общей суммы средств на новые проекты) и Латинской Америки (43-57%)8. Ограниченность вклада иностранных инвестиций в модернизацию производственного и технологического потенциала страны проявляется в структуре российского экспорта, три четверти которого приходится на сырьевые товары.
7 World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. UNCTAD UN NewYork and Geneva 2013. Figure 1.2. r. 3.
8 UNCTAD WIR. 2012. P. 42, 45, 52.
Формально основная масса накопленных прямых иностранных инвестиций концентрируется в обрабатывающих отраслях экономики - 31,9%9. Однако больше половины из них так или иначе связаны с обработкой сырья (металлургия, производство нефтепродуктов, химия, производство пищевых продуктов и табака, обработка древесины). Доля зарубежных инвесторов в технологичных производствах, в частности, в машиностроении, в 2,4 раза меньше, чем, например, в операциях с недвижимым имуществом и в аренде. На протяжении всего периода рыночных реформ инвесторы отдают предпочтение экспортоориен-тированному добывающему и сырьевому сектору, а также сфере услуг с быстрой оборачиваемостью вложений. Накопленные инвестиции в обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью составляют лишь 6,5%. Правда, по итогам 2012 г. их доля составила 11,8%, прежде всего за счет транспортного машиностроения10.
В то же время в последние годы наблюдаются положительные сдвиги, связанные с внедрением иностранного капитала в промышленность России. Эти тенденции лишь отчасти отражаются в статистике Росстата, но о них можно судить по косвенным данным. В частности, проводимый журналом «Эксперт» ежеквартальный мониторинг крупных инвестиционных проектов (от 20 млн. долл.) свидетельствует о растущем интересе зарубежных инвесторов к реальному сектору экономики. За период с 2010 г. по апрель 2013 г. среди находящихся в разной стадии строительства промышленных объектов от 40 до 50% приходилась на инвестиционные проекты с участием иностранного капитала, преимущественно в виде нового строительства ^геепАеИ)11. На основе публикуемых в прессе данных можно составить представление о степени участия зарубежного капитала в некоторых несырьевых отраслях и производствах на территории РФ.
Энергетика и энергетическое машиностроение. В ходе ликвидации федерального холдинга РАО ЕЭС в 2008 г. часть его активов была приобретена крупнейшими зарубежными компаниями - Е.ОЫ, Епе1 и ТотЬит. В целях модернизации отрасли все покупатели, в том числе российские, принимали на себя обязательства по вводу в эксплуатацию генерирующих мощностей с установленными характеристиками и в установленный срок. В отличие от многих российских компаний, «большая тройка» полностью выполняет взятые на себя обязательства стоимостью свыше 400 млрд. руб. Итальянская Епе1 закончила инвестиционную программу в части строительства новых мощностей в России,
9 gks.ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW.exe/Stg/d2/24-09.htm.
10 Рассчитано по: Россия в цифрах 2013. gks.ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW.exe/Stg/d2/24-10.htm.
11 Эксперт. 2010. №38. С. 28-29; Эксперт. 2012. №36; Эксперт. 2013. №24.
введя два парогазовых энергоблока. Немецкая E.ON тоже завершает программу: ей осталось инвестировать 10 млрд руб., финскому Fortum -30 млрд руб. за ближайшие 1,5 года12. Реформирование электроэнергетики создало спрос на энергетическое оборудование, половина из которого закупается за рубежом. В настоящее время обозначилась положительная тенденция - строительство крупнейшими мировыми компаниями-лидерами предприятий на территории РФ. Совместные проекты с французской компанией Alstom Hydro, австрийской Voith Hydro, американской General Electric и немецким Siemens заполняют ниши в производстве гидротурбин и газовых турбин для тепловых и гидроэлектростанций. В то же время строительство в Подольске «Росатомом» совместно с французской компанией Alstom завода паровых турбин для АЭС и ТЭЦ может создать конкуренцию «Силовым машинам», которые на сегодняшний день остаются единственным производителем турбин и генераторов для атомных электростанций.
Иностранные инвестиции в электроэнергетическую промышленность, помимо локализации производства, сопровождаются трансфером технологий (как правило, в виде передачи лицензий и ноу-хау), внедрением программ подготовки и переподготовки кадров, а также возможностью совместного выхода на зарубежные рынки с технологичной продукцией (турбины, генераторы, силовое и сопутствующее оборудование). Производство сложного оборудование влечет за собой и необходимость его сервисного обслуживания.
Транспортное машиностроение. На перспективный российский рынок железнодорожного машиностроения вышли две конкурирующие между собой фирмы - Alstom и Siemens. На совместном предприятии Siemens и холдинга «Синара» под Екатеринбургом производятся локомотивы Desiro RUS («Ласточка»). Уровень локализации основных компонентов поезда на ООО «Уральские локомотивы» к концу 2017 г. должен составить 80%. После удовлетворения внутренних потребностей, ориентировочно в 2016-2018 гг. локомотивы будут поставляться в Беларусь, Казахстан и Украину13. Французская компания Alstom и ЗАО «Трансмашхолдинг»(ТМХ) открыли в Новочеркасске предприятие (50 млн долл.) по производству ключевых и высокотехнологичных компонентов для новых электровозов. Тяговые приводы и системы управления предназначены для комплектования пассажирских и грузовых электровозов, которые являются совместной разработкой партнеров. Принципиальное значение имеет то, что разработка нового подвиж-
12 vedomosti.ru/companies/news/17170841/energetiki-prosyat-zaschity
13 w3.simens.ru/press_office/2191/pr_archive/28568.html; rzd-partner.ru/news/mashinostroe-nie/ rzhd—sinara— i-siemens-soglasovali.
ного состава велась в специально учрежденном совместном инжиниринговом центре - СП ТРТранс14.
После объявления о программе строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань и выделения на этот проект значительных государственных средств можно ожидать появления в отрасли железнодорожного машиностроения новых значимых инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.
Автомобильная промышленность. На сегодняшний день на российском рынке легковых автомобилей представлены практически все ведущие иностранные компании. В стране сложилось четыре крупных кластера по производству автомобилей - калужский, санкт-петербургский, поволжский и калининградский. Появляются все новые инвестиционные проекты по производству тех или иных комплектующих для автосборочных производств. По оценкам Минпром-торга, инвестиции в производство и выпуск автокомплектующих к 2020 г. составят около 5 млрд. долл. Впервые автоконцерном Volkswagen объявлено о строительстве в России завода по производству бензиновых двигателей (250 млн. долл.). Поставщиками части деталей могут стать российские производители после прохождения немецкого аудита. О локализации двигательного производства к 2015 г. заявляют также Ford (партнерство с Sollers) и Renault-Nissan. На рынке грузовиков и легких коммерческих автомобилей представлены многие ведущие мировые игроки. В отличие от легкового автомобилестроения они не доминируют и занимаются в основном поузловой сборкой и сервисным обслуживанием. Оживление наблюдается и в производстве строительной и сельскохозяйственной техники.
Машиностроение для нефтегазовой отрасли. Иностранные компании, специализирующие на производстве основного индустриального оборудования для нефтегазовой отрасли, не спешат размещать свое производство в России, предпочитая экспортные поставки. Примеры локализации единичны и скорее представляют исключение из правила. Это, например, сборочные производства буровых установок и бурового оборудования немецкой фирмы Bentec в Тюмени и американской National Oilwell Varco в Костроме, совместное производство компрессоров для газотурбинных установок Газпрома и Siemens.
«Роснефть» и «Газпром» сейчас имеют контроль над 80% перспективных площадок, поэтому в том случае, если на российском арктическом шельфе начнутся разработки углеводородов, то этим российским компаниям придется практически с нуля создавать и осваивать высокотехнологичное производство. Реально осуществить это можно только в союзе с компетентными зарубежными партнерами. Возни-
14 sdelanounas.ru/blogs/32502.
кает уникальная возможность построения на российской территории новой индустрии. Когда в Бразилии государственная нефтяная компания Petrobras начала активно развивать добычу углеводородов на шельфе, государство обязало ее закупать буровые и добывающие платформы, а также танкеры только на собственной территории. За десять лет ведущие корейские, китайские и японские компании совместно с бразильцами построили более десятка крупных современных верфей, а также заводов по производству комплектующих. В итоге Бразилия вошла в пятерку крупнейших стран с гражданским судостроением15.
Станкостроение. Без модернизации станкостроительной отрасли невозможно ни полноценное развитие промышленности, ни существование военно-промышленного комплекса. Практически одновременно в стране запускается несколько инвестиционных проектов с участием известных зарубежных производителей станкостроительной продукции. Самый масштабный из них - строительство в Ульяновске германской компанией Gildemaster завода по производству токарных и фрезерных станков с использованием передовых немецких техноло-гий16. Крупнейшим потребителем станков производства Гильдемай-стер АГ станет «Авиастар-СП». На территории Ульяновской области располагается более 90 компаний, производящих автокомпоненты, которые также являются потенциальными потребителями станков. Компания предусматривает размещение заказов на изготовление деталей к станкам на предприятиях Ульяновской области. Еще один крупный проект по локализации (2 млрд руб.) осуществляет японская компания OKUMA Corporation в Екатеринбурге. С 2014 г. предприятие планирует выпускать 150-200 комплектов универсальных металлообрабатывающих станков17.
Таким образом, можно констатировать, что наметилась положительная тенденция, связанная с вовлечением иностранного капитала в процессы индустриализации в современной России. Государство здесь играет важную роль, создавая с помощью таможенных инструментов условия для локализации производства или же выступая основным партнером и заказчиком инвестиционных проектов в лице государственных компаний или корпораций. Признавая остроту проблемы улучшения инвестиционного климата, руководство страны в последнее время предпринимает ряд тактических шагов. Так, под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) реализуется «Национальная предпринимательская инициатива по улучше-
15 expert.ru/expert/2013/24/po-brazilskoi-sisteme.
16 mashportal.ru/machinery_russia-23660.aspx.
17 expert.ru/expert/2011/49/yapontsyi-oblyubovali-ural.
нию инвестиционного климата в России». Проектом намечено пять направлений: таможенное администрирование, улучшение предпринимательского климата в сфере строительства, облегчение подключения к энергетическим сетям, улучшение предпринимательского климата в регионах, поддержка экспорта и доступа на рынки зарубежных стран. Документ разрабатывается совместно с бизнес-сообществом в формате «дорожных карт» и имеет целью улучшение деловой среды для всех предпринимателей, вне зависимости от их государственной принадлежности.
Когда в 2011 г. запускался проект АСИ, Россия занимала 120-е место в международном рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business. В качестве конечной цели была поставлена задача подняться на 20-е место к 2018 г. По итогам 2013 г. РФ продвинулась на 19 ступеней и заняла 92-е место. Такой успех был достигнут преимущественно за счет снижения бюрократической нагрузки на бизнес. Следует, однако, иметь в виду, что снизить бюрократические препоны намного легче, чем реформировать правовые институты и улучшить среду для малого и среднего бизнеса.
Масштабному притоку ПИИ в обрабатывающие отрасли препятствует, как уже было сказано, неблагоприятный деловой климат. Он же является и причиной бегства отечественного капитала из страны, а это - системная проблема, требующая серьезных институциональных изменений. Речь идет о снижении административных барьеров и масштабов государственного вмешательства в деятельность бизнеса, об усилении защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, прав миноритарных акционеров, об укреплении судебной системы и совершенствовании контрактного права, об улучшении конкурентной среды, расширении возможностей долгосрочного кредитования. Прогресс на каждом из этих направлений будет благоприятно отражаться на объемах ввоза и на качестве поступающих в страну зарубежных инвестиций.
Стратегия и тактика закупок иностранных технологий и привлечения иностранного капитала должны стать составной частью государственной промышленной политики. В рамках этой политики необходимо определить производства и технологии, которые, с учетом имеющихся наработок, перспектив НТП и соображений национальной безопасности, будут разрабатываться собственными силами, а также и те, ввоз которых в страну должен целенаправленно стимулироваться.
Литература
Проблемы эффективной интеграции научно-технического потенциала России в мировое хозяйство. М.: Издательство ЛКИ, 2008.