Раздел 3. Частное право, договорное регулирование
регулятивно-правовой механизм оборота ценных БУМАГ
Р.В. Чикулаев
(доцент кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент; 8 (342) 2-396-525)
В статье исследуется комплексная проблема формирования и функционирования механизма правового регулирования общественных отношений в сфере гражданского оборота ценных бумаг. Предлагается понятие, характеризуются основные признаки, элементы и особенности такого механизма.
Ключевые слова: правовое регулирование, ценные бумаги, рынок.
Развитие современного российского права и законодательства можно охарактеризовать одновременно как чрезвычайно интенсивное, охватывающее самые различные общественные отношения, и потому - зачастую неравномерное. Глубинными причинами появления целых совокупностей новых законодательных актов и правовых норм, а иногда и институтов, подотраслей и отраслей права являются такие факторы, как: возникновение новых типов экономических отношений и явлений, требующих правовой регламентации; обновление и усложнение общественных связей, которые более не могут регулироваться на базе устаревших правовых норм и принципов; политические предпосылки, требующие реформирования юридической оболочки общественных систем.
Ярким примером таких тенденций служит система правовых норм, регулирующих отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Это объясняется повышенной ролью ценных бумаг как инструмента развития рыночных отношений, высокой степенью динамичности и изменчивости финансового рынка, усложненным составом правоотношений в сфере гражданско-правового оборота ценных бумаг.
Наряду с задачами формирования целостной и непротиворечивой системы правовых актов о рынке ценных бумаг сохраняет и приобретает все большую актуальность проблема разработки теоретического базиса правового регулирования от-
ношений, связанных с ценными бумагами. Без такой теоретической основы достижение цели эффективного законодательного регулирования отечественного рынка ценных бумаг вряд ли будет возможно.
Сферу теоретических проблем правового регулирования рассматриваемых отношений нельзя считать не исследованной совсем. Вопросы правовой природы ценных бумаг, их места в гражданском праве были глубоко затронуты еще в работах классиков российской цивилистики
- Г.Ф. Шершеневича [1], Л.И. Петражиц-кого, Н.О. Нерсесова, П.П. Цитовича и др. Научный анализ корпоративно-правовых аспектов отношений, связанных с ценными бумагами, был дан в работах В.В. До-линской, Г.С. Шапкиной, Е.Н. Решетиной [2], Т.В. Кашаниной. Непосредственно ценные бумаги как объекты гражданских прав исследовались в работах М.М. Агаркова, В.М. Гордона, В.А. Белова [3], Г.Н. Шевченко [4], Д.В. Мурзина, Д.И. Степанова. Вопросам регулирования отношений на рынке ценных бумаг посвящены исследования А.Ю. Синенко, А.В. Габова [5], Е.С. Демушкиной. Наконец, ценные бумаги как объекты инвестиционных отношений и предметы финансового рынка рассматриваются такими авторами, как
А.В. Майфат [6], Н.Г. Доронина, Н.Г. Се-милютина [7], Л.Р. Юлдашбаева.
Вместе с этим, и даже с учетом того, что многие из вышеприведенных исследований действительно имеют характер комплексных, в научном базисе совре-
менной правовой теории ценных бумаг заметно отсутствие неких необходимых элементов. Наибольшая часть исследователей, имея дело с комплексом правовых проблем в сфере ценных бумаг, пытается выработать либо частные, либо ограниченно универсальные методы гармонизации системы нормативных актов, предлагает собственную интерпретацию проблемных ситуаций, формирует группы методов совершенствования нормативного воздействия на регулируемые отношения. При этом, подойдя вплотную к формированию не только комплексной, но и системной концепции феномена ценных бумаг и их гражданского оборота, такой концепции и адекватной ей методологии современная цивилистика пока не выработала.
Одно из ключевых направлений решения этой проблемы видится в разработке такого базового принципа построения правовой модели общественных отношений, как механизм правового регулирования оборота ценных бумаг.
Механизм правового регулирования можно признать важнейшей частью более обширного регулятивного механизма системы общественных отношений, возникающих между субъектами оборота ценных бумаг. Выделение и научная разработка понятия механизма правового регулирования могли состояться лишь на определенном этапе развития правовых учений, обогащенных юридической практикой, с применением необходимой степени абстракции и обобщения.
Научные энциклопедии традиционно определяют механизм (от греч. теЛапе
- машина) как систему «тел, предназначенных для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других твердых тел» [8, с. 809]. Безусловно, такое определение весьма отдаленно отражает особенности взаимодействия субъектов общественных отношений на уровне права. Примечательно, что в современной научно-энциклопедической литературе понятие механизма правового регулирования пока и вовсе не отразилось.
Тем большую ценность приобретает мысль о том, что право не только является
Раздел 3. Частное право, договорное регулирование целостным системным образованием, а не произвольным нагромождением норм (статический аспект), но и о том, что элементы системы права находятся в постоянном упорядоченном взаимодействии (динамический аспект), «программу действий» которого обеспечивает особый регулятивный механизм.
К числу наиболее заметных исследователей механизма правового регулирования как особого социально-правового явления можно отнести выдающегося российского цивилиста и теоретика права С.С. Алексеева [9, с. 162]. В своих работах «Общая теория права», «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» и ряде других автор обосновал базовые характеристики механизма и его основные составляющие. В качестве таких составляющих выделены юридические нормы, нормативные правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. При этом, по мнению С.С. Алексеева, каждому из элементов свойственны свои особые регулятивные функции, а также специальные способы воздействия на общественные отношения и поведение людей. Понятие механизма правового регулирования ученый представлял, скорее, в более традиционном теоретико-правовом виде, включая в него систему юридических средств, используемых в целях юридического регулирования.
Вопросы механизма правового регулирования затрагивались и другими исследователями: В.Ф. Яковлевым, О.А. Кра-савчиковым, В.П. Грибановым и др. Так,
В.Ф. Яковлев, по сути, приблизился к раскрытию соотношения и связи парных категорий механизма правового регулирования как системы средств внутриотраслевого регулирования и метода правового регулирования как критерия выделения отраслей права [10, с. 12-14]. Развивая дискуссионный на то время вопрос о критериях отраслевого деления права, В.П. Грибанов отмечал значение функции отрасли права, являющейся, по сути, результатом действия механизма правового регулирования [11].
Но можно ли говорить о механизме правового регулирования применительно не к системе или отрасли права, а к отдельной совокупности правовых норм, вопрос об объединении которых в отрасль (например, комплексную) или подотрасль права пока окончательно не решен? С учетом теоретических доктрин и разработок, в том числе и вышеупомянутых авторов, видится больше оснований для вывода о том, что понятие механизма правового регулирования применяется главным образом к какой-либо базовой отрасли права (например, «механизм гражданско-правового регулирования») или правовой системе государства в целом. Так, С.С. Алексеев отмечает, что «регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования» [9, с. 151]. При этом, очевидно, под «особым» здесь понимается не какой-либо один их различных механизмов, а целостный регулятивный механизм, имеющий особое значение.
Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, категория механизма правового регулирования может рассматриваться как в узком смысле (по отношению к системе права в целом), так и в широком смысле (по отношению к различным структурным элементам правовой системы). Именно в последнем значении предлагается выделить категорию механизма правового регулирования гражданского оборота ценных бумаг как особой совокупности общественных отношений по поводу выпуска, обращения, погашения ценных бумаг и обеспечения прав по ним, комплексно урегулированных различными правовыми нормами как частного, так и публичного характера. При этом может быть предложено более корректное, уточняющее определение, сформулированное как «регулятивно-правовой механизм», применяемое к совокупности однородных правовых норм (например, институту, подотрасли, комплексному отраслеподобному образованию), в отличие от более устойчивой категории «механизм правового регулирования», характерной для базовой отрасли или правовой системы в целом.
В качестве проблемного аспекта рассматриваемого вопроса можно назвать соотношение понятий «регулятивно-правовой механизм» и «правовой режим». Последнее вошло в научный юридический оборот сравнительно недавно и представляет собой «специфику юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов» [9, с. 159]. Решение проблемы такого соотношения видится следующим: правовой режим есть менее значительная совокупность отдельных средств воздействия, набор специфических для данного объекта или круга отношений инструментов правовой регламентации. Кроме того, в научнопрактических текстах термин «правовой режим» часто применяется не только к правоотношениям, но и, например, к отдельным объектам прав.
В свою очередь, предложенный термин «регулятивно-правовой механизм» включает в себя совокупность всех приемов и способов воздействия на совокупность сходных отношений, урегулированных целостной группой однородных норм, скрепленных внутренним единством.
В составе такой группы отношений можно рассматривать и гражданский оборот ценных бумаг, который в специальной литературе часто именуется, да и легально детерминируется отечественным законодателем, как «рынок ценных бумаг». На основе вышесказанного понятие «регулятивноправовой механизм гражданского оборота (рынка) ценных бумаг» можно определить следующим образом. Это - объективно существующий, структурированный и внутренне организованный комплекс особых средств юридического характера, предназначенных и используемых для целенаправленного воздействия на целостную группу общественных отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, а также иных взаимосвязанных отношений в целях обеспечения их правомерности, охраны законных прав и интересов субъектов и применения необходимых мер юридической ответственности.
Ценные бумаги являются предметом
общественно-хозяйственных отношений во всех без исключения развитых государствах. По некоторым данным, их история насчитывает тысячелетия. «Всякое цивилизованное общество, - отмечал Г. Ласк,
- в сколько-нибудь широких пределах занимавшееся торговлей, создавало, как видно из истории, те или иные формы оборотных документов. Старейший оборотный документ, на который сохранились ссылки в источниках, - это относящийся примерно к 2100 г. до н.э. “вексель с платежом в более или менее определенный срок”» [12, с. 18]. Что, в этом смысле, как не регулятивный механизм (в той или иной степени его совершенства) должно было создать общество для достижения сколько-нибудь эффективной регламентации оборота таких ценностей?
Регулятивно-правовой механизм в сфере оборота ценных бумаг полностью проявляет свое внутреннее содержание лишь в динамике, в процессе реализации существа правоотношений с участием управомоченных субъектов (например, контроль соблюдения стандартов эмиссии ценных бумаг, совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и т.п.). Формально-статическое состояние регулятивно-правового механизма имеет значение, как правило, в отдельных случаях, например, в охране нормами закона (уголовного, административного) прав субъектов от потенциальных правонарушений, которые могут быть допущены при использовании ценных бумаг как предметов.
Опираясь на вышеприведенные положения, в целях дальнейшего исследования и совершенствования системы правового регулирования комплекса отношений в сфере гражданского оборота ценных бумаг, выделим следующие основные составляющие регулятивно-правового механизма.
1. На первое место в составе элементов рассматриваемого механизма предлагается поставить элемент, ранее не исследованный в юридической науке. Безусловно, такое предложение может иметь проблемно-постановочный характер в силу отсутствия достаточного эмпирического и теоретико-исследовательского материала,
Раздел 3. Частное право, договорное регулирование и в будущем должно стать предметом более глубокого анализа и научного доказывания. Однако находим все основания утверждать, что базовым элементом регулятивно-правового механизма должно быть общее объективное начало, инициирующее волю правотворца к регламентации соответствующих отношений, обеспечивающее возникновение правового интереса к тому или иному объекту прав и служащее источником развития системы отношений по поводу этого объекта. При наличии такого начала регулятивно-правовой механизм формируется и вступает в действие, в обратном же случае объективные предпосылки для этого отсутствуют.
В рассматриваемых отношениях в качестве объекта правового интереса будут выступать ценные бумаги и иные тесно связанные с ними объекты (например, производные финансовые инструменты, сертификаты документарных и реестры бездокументарных ценных бумаг и т.п.). Общим объективным началом для формирования регулятивно-правового механизма будет служить объективная потребность цивилизованного общества в урегулировании системы отношений по поводу названных объектов правового интереса. При этом отличие такого объективного начала от общей аксиоматической необходимости в правовом регулировании общественных отношений как таковом состоит в наличии существенной специфики объектов правового интереса, а также в особом характере отношений по поводу таких объектов.
Именно специфический характер ценных бумаг (и тесно связанных с ними объектов), а также отношений по поводу их гражданского оборота, обусловливает выделение совокупности регулирующих их правовых норм в отдельную комплексную отраслеподобную совокупность, которую предлагается условно именовать «се-кьюритарным правом» (от англ. securities
- аналог российского правового понятия ценных бумаг). В свою очередь, такая совокупность норм подтверждает и онтологию общего объективного начала в регулятивно-правовом механизме гражданского оборота ценных бумаг
2. Следующим по важности элементом регулятивного механизма видится система взаимосвязанных юридических норм, регламентирующих место ценных бумаг в составе объектов гражданских прав, а также их выпуск, первичное размещение, вторичное обращение, погашение, оспаривание и защиту прав на них и прав, из них вытекающих. При этом свою важную роль в функционировании механизма выполняет как каждая норма (или их относительно небольшие совокупности - институты, субинституты), так и в целом система взаимосвязанных норм, определенная выше как «секьюритарное право».
С учетом того, что регулятивно-правовой механизм секьюритарного права как совокупности норм представляет собой меньший по масштабам аналог механизма правового регулирования, в нем можно выделить элементы, схожие со структурными элементами общего механизма правового регулирования. Так, в аспекте совокупности юридических норм из их состава справедливо выделить:
а) по субъекту правотворчества: нормы, исходящие от государства (нормы федеральных законов, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации, о ценных бумагах и субъектах правоотношений); нормы, исходящие от правотворческих субъектов, наделенных такими полномочиями (например, саморегулируемых организаций фондового рынка); нормы, содержащиеся в обязательных для широкого круга соглашениях (например, в сфере биржевой торговли);
б) по юридическому назначению: учредительные нормы (например, устанавливающие базовые основы организации рынка ценных бумаг, деятельности его участников); регулятивно-поведенческие нормы (например, порядок осуществления профессиональной деятельности, взаимоотношений с инвесторами, нормы о гражданско-правовых договорах, предметом которых являются ценные бумаги); охранительные нормы (например, запрет безлицензионной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничения для эмитентов, уголовно-правовые и административно-
правовые нормы, предусматривающие санкции за нарушения); дефинитивные нормы (например, устанавливающие легальные понятия ценных бумаг, финансовых инструментов, эмитентов, инвесторов и других участников рынка); обеспечительные нормы (например, устанавливающие порядок получения лицензий на осуществление профессиональной деятельности, регистрации выпусков ценных бумаг); оперативные нормы (например, о порядке действия или применения соответствующих правовых актов, по большей части - подзаконных).
Декларативные и коллизионные нормы непосредственно в секьюритарном праве выделить сложно в силу их более общего характера и принадлежности, скорее, к конституционно-правовой ветви;
в) по предмету правового регулирования: нормы секьюритарного права, как комплексной юридической совокупности, принадлежат к различным правовым отраслям, однако наибольшее системообразующее значение имеют гражданско-правовые нормы. Характер вспомогательных выполняют нормы, относящиеся к административному, финансовому, уголовному, международному частному праву, а также к сферам, которые принято относить (зачастую - дискуссионно) к комплексным правовым отраслям и институтам (муниципальное, банковское, инвестиционное, валютное, биржевое, земельное, иммо-биларное, вексельное, ипотечное право и др.);
г) по методу правового регулирования: в силу универсальности этого основания можно традиционно выделить императивные нормы (например, момент перехода права собственности на бездокументарные ценные бумаги); диспозитивные нормы (например, право сторон устанавливать условия сделки с ценными бумагами); рекомендательные нормы (например, целесообразность объединения профессиональных участников рынка в саморегули-руемые организации, создания страховых фондов и пр.);
д) по кругу действия: нормы общего характера (например, общеобязательные
36
гражданско-правовые нормы о ценных бумагах); нормы ограниченного характера (например, распространяющиеся только на квалифицированных инвесторов или крупных эмитентов); локальные нормы (например, регламентирующие поведение членов конкретной фондовой биржи).
3. Охарактеризованному выше элементу регулятивно-правового механизма логично корреспондирует такой его элемент, как совокупность законодательных и подзаконных актов, непосредственно регулирующих или опосредованно затрагивающих права и обязанности субъектов в сфере оборота ценных бумаг. По общему правилу, нормативные акты служат формальной оболочкой и практическим закреплением идеально сконструированных норм секьюритарного права. Вместе с этим совокупность нормативных актов обладает относительной самостоятельностью как элемент регулятивного механизма в силу особой роли в реализации функции правового регулирования.
Так, нормы права, даже обладающие относительным сходством, могут быть расположены в разных правовых источниках, они не всегда могут быть закреплены в правовых актах, могут служить целям общего понимания, доктринального и судебного толкования какого-либо правового явления или регулировать только часть взаимосвязанной группы общественных отношений. Нормативные же акты напрямую очерчивают круг регламентируемых ими отношений и находятся, по общему правилу, в стройной иерархии и соподчиненности, что дает возможность участникам отношения правомерно строить свое поведение на основе официально опубликованных для всеобщего сведения нормативных текстов. Для иллюстрации можно сказать, что, к примеру, деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг осуществляется не в соответствии с некими общими «нормами о ценных бумагах», а на основе Федерального закона «О рынке ценных бумаг», деятельность управляющей компании паевого инвестиционного фонда - на основе Федерального закона «Об инвестиционных фондах» и т.п.
Раздел 3. Частное право, договорное регулирование
Помимо федеральных законов нормативно-правовой оболочкой секьюритарно-го права служит весь комплекс нормативных источников российской правовой системы: нормативные указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, акты регулирующих органов исполнительной власти, локальные акты профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, нормосодержащие соглашения, включая межгосударственные.
Федеральные законы традиционно играют ведущую роль в обеспечении функционирования регулятивно-правового механизма, устанавливая базовые правила поведения субъектов отношений в сфере гражданского оборота ценных бумаг. В целях систематизации их совокупность можно подразделить:
а) на законы, устанавливающие общие понятия, принципы, правила и начала, необходимые для упорядочения оборота ценных бумаг (к их числу относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»);
б) законы об отдельных важнейших объектах правового интереса в сфере оборота ценных бумаг (такими являются федеральные законы «О переводном и простом векселе», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об ипотечных ценных бумагах», «Об акционерных обществах», «Об инвестиционных фондах», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»);
в) законы, регламентирующие деятельность отдельных специализированных субъектов отношений в сфере оборота ценных бумаг (таковы в соответствующих частях федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об ипотечных ценных бумагах», «Об инвестиционных фондах», «О саморегулируемых организациях»);
г) законы, определяющие порядок осуществления отдельных специальных функций в сфере оборота ценных бумаг (в их числе федеральные законы «О защите конкуренции», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных
Юридическая наука и правоохранительная практика бумаг», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона “О рынке ценных бумаг” без государственной регистрации», «Об использовании государственных ценных бумаг для повышения капитализации банков», «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации»);
д) законы, предусматривающие ответственность и устанавливающие конкретные санкции за правонарушения при выпуске, обращении и осуществлении иных операций с ценными бумагами (Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
4. Важная роль в регулятивно-правовом механизме системы норм секьюритар-ного права принадлежит такому элементу, как совокупность актов официального и иного допустимого толкования: конституционного, доктринального, судебного, государственных регулирующих органов. Такая совокупность неоднородна по своему содержанию и характеру регулирующего воздействия. Акты «государственно-правового», в том числе судебного толкования, обычно имеют обязательный характер. Примером могут служить: определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. № 192-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Москвы о проверке конституционности отдельных положений статей 6, 9 и 10 Федерального закона “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”», определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. № 926-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб компании “JPM Partners LDC” на нарушение конституционных прав и свобод положениями части десятой статьи 26 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”».
Акты доктринального толкования не обладают общеобязательной юридической силой, но служат важным ориентиром для формирования правовых позиций по сложным вопросам комплексного и многоаспектного секьюритарного права, в том числе и для уполномоченных государственных органов. Примером может служить «Заключение Уральского отделения Российской школы частного права по вопросу о том, что является основанием для внесения записи в реестр владельцев именных ценных бумаг» [13].
5. Неотъемлемым элементом регулятивно-правового механизма секьюритарно-го права, во многом обеспечивающим его динамику, служит комплекс находящихся во взаимодействии юридических фактов (событий, действий, состояний), порождающих, изменяющих, прекращающих отношения между субъектами, имеющими экономический интерес к ценным бумагам и тесно связанным с ними объектам, а также обеспечивающих приобретение этими субъектами того или иного юридического положения (статуса). Совокупность сделок особого характера, возникающих исключительно при операциях на рынке ценных бумаг, занимает центральное место в системе юридических фактов.
Среди таких сделок следует назвать две основные их группы:
а) сделки «универсального» характера, которые могут осуществляться как с ценными бумагами, так и с другими объектами гражданских прав (купли-продажи, дарения, мены, внесения в уставные капиталы, залога и пр.);
б) сделки «специального» характера, легально установленным предметом которых могут быть исключительно ценные бумаги (доверительное управление ценными бумагами, маржинальные сделки, эмиссия ценных бумаг, выпуск депозитарных расписок, депозитарное хранение, дробление и консолидация, выдача векселей, закладных, ипотечных сертификатов участия и паев паевых инвестиционных фондов, услуги по учету прав владельцев ценных бумаг, индоссамент ордерных ценных бумаг, уступка прав по именным ценным бумагам и др.).
6. На основе охарактеризованных выше элементов в качестве самостоятельного элемента регулятивно-правового механизма выступают урегулированные надлежащими нормами, отраженными и зафиксированными в соответствующих правовых актах, особые отношения между субъектами права, приобретающие характер правовых отношений.
К числу основных правоотношений секьюритарного права можно отнести: эмиссионные, депозитарные, расчетноклиринговые, биржевые, акционерные, брокерские (посреднические, агентские, комиссионные), дилерские (торговые), учетно-регистрационные, контрольнонадзорные, облигационные, вексельные, секьюритизационные, инвестиционные, организаторские, консультационно-информационные правоотношения.
7. Заложенный в нормах секьюритар-ного права потенциал находит свою практическую реализацию в таком элементе механизма, как соответствующие правоприменительные и правореализационные акты уполномоченных субъектов: как публичных (например, судебных органов), так и частно-корпоративных, по своей воле и в своем интересе инициирующих и реализующих отношения в сфере ценных бумаг (например, профессиональных участников, саморегулируемых организаций).
8. Поскольку регулятивно-правовой механизм является частью и, в то же время, своего рода проекцией более обширной категории механизма правового регулирования, в нем могут присутствовать черты юридического режима правомерности (законности), характерного для механизма правового регулирования в целом. Такие черты проявляются в результате взаимодействия публичных и частных субъектов, контрольно-правоприменяющих и правотворческих органов, а также государства как особого субъекта отношений. В результате регулятивно-правовой механизм выполняет вспомогательную роль при реализации охранительной функции механизма правового регулирования по отношению к обороту ценных бумаг как сложному эко-
Раздел 3. Частное право, договорное регулирование номическому, социальному и правовому явлению.
Подводя краткий итог исследованным выше вопросам, можно сделать вывод о том, что регулятивно-правовой механизм секьюритарного права как отдельного комплекса специфических правовых норм является самостоятельным и объективным функционально-правовым явлением, теоретической категорией, имеющей юридико-практическое, нормотворческое и доктринальное значение, заслуживающим пристального внимания со стороны современной цивилистической науки на этапе ее динамичного развития.
1. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 2. Товар. Торговые сделки. М.: Статут, 2003. 544 с.
2. Решетина Е.Н. Правовая природа корпоративных эмиссионных ценных бумаг. М.: Городец, 2005. 160 с.
3. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: учеб. пособие по спец. курсу: в 2 т. Т. 1. М.: Центр ЮрИн-фоР, 2007. 1260 с.
4. Шевченко Г.Н. Правовое регулирование ценных бумаг: учеб. пособие. М.: Статут, 2005. 254 с.
5. Габов А.В. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 54 с.
6. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 328 с.
7. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-Издат, 2003. 272 с.
8. Советский энциклопедический
словарь. М.: Советская энциклопедия,
1989. 1632 с.
9. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов и фактов. М.: Норма, 1998. 453 с.
10. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений: учеб. пособие. Свердловск, 1972. 272 с.
11. Грибанов В.П. Советское гражданское право: учебник. Т. 1. М.: Госюриз-дат, 1959. 494 с.
12. Ласк Г. Гражданское право США (Право торгового оборота): пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1961. 438 с.
13. Заключение Уральского отделения Российской школы частного права по вопросу о том, что является основанием для внесения записи в реестр владельцев именных ценных бумаг [Электронный ресурс]. Ц^: http://privlaw-ural.ru (дата обращения: 28 марта 2009 г.).