ских рисков представляется обоснованным определить предпринимательский риск следующим образом:
Риск - вероятность понести дополнительные расходы по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде деятельности.
Можно выделить две сферы возникновения риска для предприятия:
1. Внутренняя, на которую могут повлиять решения предпринимателя.
2. Внешняя, которая не зависит от решений предпринимателя.
К факторам внутренней сферы относятся:
- политика управления предприятием;
- потребность в технологическом обновлении производства;
- финансовое положение предприятия;
- потребность в кредитах;
- организация статистического учета и контроля;
- квалификация персонала;
- опыт работы управляющих;
- тип собственности.
К факторам внешней сферы, определяющим уровень риска, относятся:
- экономическая ситуация в стране (регионе)
в целом;
- политическая ситуация в стране (регионе) в целом;
- экономическое положение отрасли, в которой функционирует данное предприятие;
- степень проникновения бизнеса в район функционирования предприятия;
- подверженность отрасли проникновению нелегального бизнеса;
- место расположения предприятия;
- налоговое бремя;
- информационные риски (включая общественное мнение).
Данное исследование выполнено при финансовой
поддержке РГНФ. Проект № 98-02-00014.
Литература
1. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. Вып. 5. 1994,
2. Лигу А. Экономическая теория благосостояния. Т. 1. / Пер. с англ. М., 1985.
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: [Пер.]. Петрозаводск, 1993.
4. Грачева М.В. Анализ инвестиционных рисков при инновационном проектировании // Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика - венчурный капитал / Сост. и общ. ред. М.Н. Фонштейн. М„ 1996.
5. Симаранов С.Ю. Инвестиционный инжиниринг как технология управления рисками // Инвестирование в инновационный бизнес... М., 1996.
6. Грядов С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве / Моск. сельскохоз, акад. им. К.А. Тимирязева, каф. организации сельскохоз. пр-ва, М., 1994.
А.Л. Шушарин
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖКХ ГОРОДА В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Томский государственный университет
Совершенствовать регулирование развития сложных территориальных целевых комплексов (ТЦК), а ЖКХ представляет собой именно такой комплекс, невозможно без изучения специфических закономерностей его расширенного воспроизводства. Не зная особенностей территориального воспроизводства, не изучив досконально внутренние и внешние объективные причины происходящих изменений, нельзя правильно определить пропорции хозяйства города, систему показателей его программ и планов, установить связи между членами ТЦК и отладить механизм хозяйствования.
Экономическая наука, к сожалению, не располагает сложившейся зрелой и целостной теорией расширенного воспроизводства территориальных целевых комплексов. Долгое время отверга-
лись любые попытки выявления особенностей проявления и использования экономических законов и форм реализации производственных отношений в территориальных подразделениях общественного производства.
Что мы понимаем под территориальным воспроизводством, чем обосновываем возможность и необходимость особого территориального подхода к формированию пропорций развития, чем объясняем специфические закономерности функционирования ТЦК?
Под территориальным воспроизводством мы понимаем основанный на многообразии форм собственности процесс непрерывного возобновления, расширения и совершенствования территориального хозяйства (материального производства и непроизводственной сферы) в целях
успешного выполнения обязательств перед страной и эффективного обеспечения нормативных условий труда и быта населения.
Поскольку ТЦК представляет собой структурное ядро хозяйства города, постольку отношения и пропорции его расширенного воспроизводства являются определяющими для всего социально-экономического развития города, характеризуют его направление и масштабы. Воспроизводство ТЦК рассматривается нами как расширение его границ, вовлечение в этот относительно замкнутый кругооборот средств и ресурсов тех предприятий, которые действовали обособленно, были ведомственно разобщены. Территориальное воспроизводство сопровождается повышением уровня комплексности развития. Успешность его определяется тем, насколько полно реализуются права ТЦК на владение и присвоение части муниципальной собственности.
Изучая территориальное воспроизводство, следует отделять повторение и возобновление необходимого от случайного. Это требование в значительной степени совпадает с потребностью разделения абстрактного и конкретного подходов к анализу воспроизводства. В смене кругооборотов средств и ресурсов, происходящей в любом звене национального хозяйства, важно уловить повторение необходимых для воспроизводства именно данного типа (класса) хозяйственных звеньев элементов и отношений. Эти типовые пути движения соседств, пропорции расходования, а также отношения, их «обслуживающие», должны лечь в основы абстрактной модели воспроизводства. Применительно к ТЦК это означает, что должны быть исследованы наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи, необходимые для непрерывного возобновления в расширенном масштабе именно территориального комплекса как такового. Элиминированные от многообразия конкретных, частных особенностей и условий развития той или иной территории, эти связи составляют принципиальную схему, так сказать, костную и нервную системы территориального воспроизводства, позволяющую постичь логику эволюции ТЦК как основного звена территориального развития.
Вместе с тем практическое использование абстрактной теории, заключающееся в применении ее к прогнозированию конкретных явлений и форм движения общественного производства, требует анализа процесса территориального воспроизводства в целом, в многообразии экономических, природно-климатических, демографических, социальных и прочих особенностей его развития. Познание законов воспроизводства тем успешнее, чем глубже этот анализ охватывает территориальную и отраслевую структуру ТЦК,
чем полнее познаны мотивы поведения всех составляющих его хозяйствующих субъектов, чем лучше определены возможные ресурсы и резервы развития.
Изучая территориальный воспроизводственный процесс, мы стремимся в возможно большей степени дать количественные характеристики его рациональных пропорций - это позволяет напрямую связать данный анализ с рекомендациями по совершенствованию хозяйственного регулирования. Но возможности количественного шра:::: ния этих закономерностей весьма ограничены, поскольку процесс воспроизводства по своей природе эластичен, зависит от огромного числа конкретных обстоятельств. Да и потребности выявления наиболее общих, типичных соотношений воспроизводства ТЦК не позволяют чрезмерно углубляться в частные его проявления.
Относительная экономическая обособленность ТЦК определяет единство двух задач его воспроизводства. Во-первых, оно должно обеспечить дальнейшее углубление комплексности развития хозяйства города, усиление общественной связи между находящимися на его территории производственными и социальными объектами. Эта задача решается в результате того, что все большая часть продукции градообразующей и градообслуживаюшсй сфер распределяется и обменивается внутри города. Этим обеспечивается эффективность хозяйства города, сокращаются затраты на перемещение ресурсов, улучшается использование сырья и т.д. В конечном счете, как уже говорилось, совершенствуется экономический механизм реализации муниципальной собственности, оптимизируются формы обобществления разных фаз процесса воспроизводства.
Во-вторых, расширение территориального воспроизводства должно повысить вклад города в общенациональные результаты. Прежде всего это выражается в увеличении объемов вывоза конечной продукции (за счет уменьшения вывоза сырья). Углубление комплексности хозяйствования, регионализация, так сказать, воспроизводства продукции специализации, выражающаяся в том, что все большее число фаз и операций сс производства концентрируется в данном городе, приводит к росту объемов вывозимой готовой продукции. Но вклад в общехозяйственные результаты выражается и в увеличении объемов конечного потребления в самом городе, в повышении уровня жизни местного населения. Усиление экономической самостоятельности городов в условиях местного самоуправления непосредственно сопряжено с расширением их самофинансирования, самообеспечения средствами производства и предметами потребления, с устранением иждивенчества.
Относительная экономическая обособленность ТЦК обусловливает специфику проявления на этом уровне хозяйствования экономических законов и производственных отношений, в том числе и всех отношений, «обслуживающих» воспроизводство. Она же определяет и особое содержание процессов и форм воспроизводства, в некоторой степени индивидуализирует пропорции распределения территориального совокупного продукта.
Рассматривая воспроизводство, распределение, обмен и потребление как ступени (фазы) движения территориального продукта, необходимо отметить два момента. Во-первых, обусловленность всех фаз не только способом организации всего общественного производства, но и организацией производства в городе. Во-вторых, специфические закономерности движения территориального продукта на отдельных фазах, относительные обособленность и самостоятельность фаз кругооборота. Каждая фаза имеет собственные законы существования.
Обычно при анализе воспроизводства выделяют составляющие его элементы - воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Конечно, это деление очень условно - невозможно в отдельности рассмотреть воспроизводство, например, средств производства и воспроизводство рабочей силы, отделить последнее от воспроизводства предметов потребления и т.д. Производственные отношения, как известно, возобновляются и совершенствуются в результате развития производительных сил, и разъединить эти процессы нельзя. Но воспроизводство всех этих элементов имеет определенные особенности, свои законы и стадии движения, поэтому при характеристике территориального воспроизводственного процесса мы их постараемся показать и оценить.
Проанализируем региональное воспроизводство отношений хозяйствования. Для разработки конкретных мероприятий по совершенствованию регионального хозяйственного механизма нам необходимо знать, какие производственные отношения возникают в процессе воспроизводства в регионе, какова их экономическая природа, в каких интересах они проявляются и кто является их носителем. Важно проанализировать, насколько эти отношения способствуют региональному хозяйствованию на принципах самоуправления, самофинансирования и самообеспечения; в каком направлении эти отношения необходимо изменять и что для этого требуется переменить в структуре и функциях органов управления. Важно определить роль города в расширенном возобновлении производственных отношений, возможности усиления его влияния на их совершенствование, разработать соответствующие процедуры.
Несколько предварительных замечаний. В литературе региональные особенности проявления производственных отношений исследованы крайне слабо, хотя их наличие признано рядом ведущих ученых. Соответственно, практически ничего не сказано о воспроизводстве этих отношений. Неразработанность вопроса делает необходимым ряд дефиниций.
Хорошо известно, что каждому исторически определенному способу производства присуща адекватная совокупность производственных отношений, образующих единую целостную систему, являющуюся экономическим базисом общества. Что позволяет нам говорить о каком-то специфически региональном воспроизводстве производственных отношений, какое содержание мы вкладываем в это понятие, рассматривая его в структуре воспроизводства ТЦК?
Под региональным воспроизводством мы понимаем (сознавая всю условность этого выражения) постоянное возобновление общественных отношений, оптимизирующих процесс воспроизводства ТЦК, обеспечивающих повышение его эффективности. Эти отношения складываются в процессе воспроизводства региональных материальных благ и рабочей силы, в процессе производства, распределения, обмена и потребления совокупного продукта комплекса (СПК). Рассматриваемые отношения обеспечивают решение двух задач развития ТЦК, о которых мы говорили выше, - внешней и внутренней.
Объектом нашего исследования является региональное воспроизводство отношений между людьми, индивидуальными и ассоциированными производителями, надстроечными учреждениями, обеспечивающими расширение и совершенствование относительно экономически обособленного ТЦК. К ним относятся как локальные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в процессе совместной деятельности в регионе и проявляющиеся как их экономические интересы, так и региональные формы осуществления общехозяйственных отношений, присущих данному способу воспроизводства.
Все производственные отношения, возникающие в процессе воспроизводства ТЦК, по степени их связи с природой рассматриваемого явления, по мере их обусловленности экономическим положением ТЦК в общественном производстве можно подразделить на ряд групп. Специфически региональными являются отношения по поводу муниципальной собственности, связанные с ее рациональным использованием на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления. В ту же группу входят отношения по производству, распределению, обмену и потреблению СПК, а также отношения становления и использования совокупной региональной рабо-
чей силы. Вторая группа - внешние по отношению к муниципальной собственности связи и условия, регламентирующие ее существование и развитие. В третью группу можно включить отношения, складывающиеся в границах хозяйственных объектов, составляющих ТЦК. Их экономическая природа обусловлена главным образом отношениями второй группы, но первая группа придает им региональную специфику, в какой-то мере конкретизирует.
Формирование системы местного самоуправления оказывает самое непосредственное влияние на организацию регулирования ЖКХ. Поскольку процесс становления местного самоуправления еще далеко не завершен, постольку очень важно проанализировать состояние и перспективы развития форм и методов регулирования воспроизводства ЖКХ в условиях самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 1995 г., определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В соответствии с федеральным законом в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Кроме того, субъекты Федерации передают в собственность муниципальных образований некоторые объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.
Таким образом, на территории города находятся объекты и ресурсы, принадлежащие:
- всему государству, т.е. относящиеся к федеральной собственности;
- субъекту Федерации;
- муниципальным образованиям;
- юридическим и физическим лицам на праве частной собственности;
- общественным организациям, объединениям и фондам;
- иностранным гражданам и юридическим лицам.
Все эти объекты и ресурсы так или иначе могут участвовать в деятельности ЖКХ, производить соответствующую продукцию или оказывать услуги. Поэтому органы местного самоуправления должны устанавливать с ними тесные контакты и регулировать их работу с целью обеспечения единой политики в сфере ЖКХ. Кроме того, все эти объекты являются потребителями услуг коммунального и жилищного хозяйства, что также требует налаживания партнерских отношений. Эти отношения в условиях местного самоуправления резко отличаются от тех, которые существовали в условиях всевластия Советов народных депутатов. Советы были низовым звеном государственной власти, их должностные лица не входили в вертикаль исполнительной власти. Поэтому исполкомы Советов могли от лица государства требовать выполнения всеми предприятиями и учреждениями (даже находящимися в другой форме собственности) своих постановлений. В настоящее время органы местного самоуправления в систему государственной власти не входят, в связи с чем рассматриваемые отношения должны строить в соответствии с законодательством страны и субъекта Федерации, а также исходя из собственного устава.
Федеральный закон о местном самоуправлении устанавливает только самые общие нормы взаимоотношений муниципальных органов с предприятиями, находящимися на их территории. Так, для предприятий, находящихся в муниципальной собственности, они определяют цели, условия и порядок деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности. Таким образом, в отношении этих предприятий действует вся триада правомочий собственника - владение, пользование, распоряжение.
Порядок налаживания отношений с прочими предприятиями также изменился. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Но решения этих органов, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами. Федеральный закон дает органам местного самоуправления право координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Формы этой координации должны соответство-
вать Конституции РФ, федеральным и местным законам, но и такое ограничение дает органам местного самоуправления огромные возможности для осуществления единой политики в области ЖКХ.
Эффективной формой привлечения предприятий к осуществлению этой политики является муниципальный заказ. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Важно хорошо продумать процедуру предоставления таких заказов предприятиям ЖКХ для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное расходование ресурсов.
Становление местного самоуправления оказывает влияние на систему регулирования ЖКХ и по другим направлениям. Особое опасение вызывает, например, возможный разрыв установившихся связей в системе: Федерация - регион - муниципальное образование, а также между муниципальными образованиями. Повод для такого опасения дает ст. 12 Конституции РФ, в которой сказано: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». А в п. 3 ст. 6 федерального закона о местном самоуправлении говорится о том, что подчиненнность одного муниципального образования другому не допускается. Многие руководители городов и районов восприняли эти положения как сигнал к суверенизации, как право на полную независимость от субъектов Федерации и муниципальных образований, в чей состав они входят. В результате началась дележка коммунальных сетей, производственных баз, жилья и магистралей на свои и чужие, участились отказы в обслуживании, случаи завышения тарифов, выставления необоснованных претензий и т.п. Такая дезинтеграция сложной системы ЖКХ недопустима, она приведет к развалу всего городского хозяйства, поэтому необходимо разработать превентивные меры. Теоретической основой этих мер могут служить следующие положения. Местное самоуправление самостоятельно только в пределах своих полномочий. А его полномочия, согласно федеральному закону, устанавливаются органами государственной власти всей страны и конкретного субъекта Федерации. Таким образом, целост-
ность ЖКХ зависит от того, насколько точно будут учтены в законах сложные взаимосвязи разных подсистем ЖКХ и насколько умно будут определены предметы ведения местного самоуправления и вопросы местного значения в области ЖКХ.
Чтобы избежать противоречий в деятельности органов местного самоуправления разного уровня (административного района и города, города и городских районов, например), необходимо в их уставах четко разграничить предметы ведения муниципальной собственности и источники доходов. Данное разграничение обеспечивается законами субъекта Федерации или уставом города (для внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, дезинтеграция и самостоятельность в системе управления ЖКХ, обусловленные «парадом суверенитетов», вполне могут быть предотвращены путем принятия субъектами Федерации продуманных нормативных актов. Проекты таких документов должны подготовить органы управления ЖКХ, которые хорошо представляют всю сложность взаимосвязей в этом хозяйстве.
Формирование местного самоуправления оказывает воздействие на ЖКХ и по другим направлениям. Одно из главных - переход на самофинансирование ЖКХ. результатом чего является большая дифференциация обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами подразделений данного хозяйства в разных населенных пунктах одного и того же субъекта Федерации. Последствия такого положения многообразны и в большинстве своем негативны, тем более что самофинансирование сопряжено с закреплением явно недостаточного числа доходных источников. Органы ЖКХ пытаются восполнить недостаток средств завышением тарифов, жители разных районов за одни и те же деньги получают разные объемы услуг, значительно различается оплата труда работников ЖКХ в разных населенных пунктах и т.д. А самое главное - нарушается единство инвестиционной политики в системе ЖКХ области, не соблюдаются рациональные нормы воспроизводства фондов.
Переход к местному самоуправлению имеет и много позитивных аспектов. Основным можно назвать сосредоточение большинства объектов ЖКХ в муниципальной собственности, что создает хорошие предпосылки для устранения ведомственной разобщенности, для ускорения принятия решений и их осуществления. Все это необходимо учесть при формировании системы регулирования развития ЖКХ города в условиях рынка.
Подводя итоги, можно сказать, что местное самоуправление, являясь субъектом собственно-
О.С. Беломытцева, A.A. Земцов. К вопросу определения особенностей томского рынка ценных.
сти, обязано принимать адекватные меры по ее рациональному использованию и управлению. В этих условиях решающее значение имеет тот факт, что часть муниципальной собственности уже приватизирована или находится в совместной собственности граждан и местного самоуправления. Учитывая сложную специфику взаимоотношений всех этих субъектов, необходимо создать такие структуры управления, которые способны организовать регулирование переданной им в хозяйственное ведение собственности в рыночных условиях хозяйствования, с соблюдением интересов собственника, потребителя и предприятия, осуществляющего обслуживание этой собственности.
Особая роль муниципальных органов управления определяется тем, что наиболее сложные процессы реформирования ЖКХ происходят именно на уровне городов и районов. На деятельность данных органов управления непосредственно влияют последствия появления новых форм собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве, приватизция жилищного фонда. Муниципальный орган, по сравнению с органами управления жилищно-коммунальным хозяйством других уровней, является структурой, наиболее близкой к потребителю и производителю жилищно-коммунальных услуг.
Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 98-02-00081.
О. С. Беломытцева, A.A. Земцов К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТОМСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Томский государственный университет
В настоящее время в России идет процесс становления экономики регионов. В рамках этого процесса одним из наиболее актуальных вопросов является изучение особенностей региональных рынков, в том числе и рынка ценных бумаг. Эти рынки неоднородны по составу и структуре, различаются по уровню развития реального сектора в экономике. Рассмотрим рынок ценных бумаг в Томской области как составляющую регионального рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг в Томской области можно охарактеризовать как активный и достаточно развитый по сравнению с аналогичными рынками городов Красноярск, Барнаул, Омск, Кемерово. Томский рынок ценных бумаг имеет свои особенности.
1. Территориальная удаленность от фондового центра страны (г. Москвы) и центра Сибири (общепризнанным центром сибирского рынка ценных бумаг считается г. Новосибирск). В каждой стране выделяются региональные центры фондовой активности, отличающиеся своей специализацией, способностью привлекать финансовые ресурсы, опираясь на свое политическое и географическое положение; центры региональных экономик также формируются и в силу исторических и культурных традиций страны. Существует мнение, что в России на текущий момент ярко выраженных центров два - это Новосибирск и Екатеринбург - как центр Уральского региона [1, с. 54—61]. Региональные центры являются средоточием деловой активности фондовых рынков субъектов Федерации, относящихся к данному округу территориально.
2. Замкнутость томского рынка ценных бумаг в конечном счете обусловлена его удаленностью от центрального региона и объясняемой этим обособленностью хозяйственной жизни Томской области. В большинстве операций с ценными бумагами региональных эмитентов обе стороны являются представителями томского рынка. Среди прочих имеют вес операции с центральными рынками - новосибирским и московским, причем в большей степени с первым, так как он ближе к томскому рынку и территориально, и качественно (по потребностям в ценных бумагах, по составу ценных бумаг, по принципам работы). Кроме того, существуют наработанные коммерческие связи с различными региональными рынками страны.
3. Узкая номенклатура находящихся в обращении ценных бумаг связана с отдаленностью рынка, преобладают на рынке ценные бумаги томских и сибирских эмитентов. В условиях достаточно замкнутой хозяйственной практики региона в большом разнообразии ценных бумаг просто нет надобности. Операции с ценными бумагами крупнейших российских эмитентов на постоянной основе проводятся небольшим числом участников рынка.
4. Ценные бумаги ряда эмитентов (в основном томских и сибирских) выполняют нехарактерные для ценных бумаг функции в общемировой практике: погашение каких-либо платежей, оплата ценных бумаг товарами и услугами и прочие.
5. Ограниченность финансовых ресурсов всех участников рынка. Большая их часть испытывает