Научная статья УДК 314.7
https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.12
Регулирование современных миграционных процессов в контексте деятельности Международной организации по миграции
Максим Александрович Бородкин
Независимый исследователь, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-4807-2331
Аннотация. В современном мире миграция является одной из самых масштабных социальных проблем, регулирование которой предполагает вовлеченность в процесс различных акторов, таких как государства, некоммерческие организации, иные сообщества. При этом ключевую роль в регламентации, регуляции и координации играет специализированная структура - Международная организация по миграции (МОМ). Цель данной статьи - проанализировать современную проблематику миграционных процессов в контексте деятельности МОМ. В этой связи рассмотрены различные аспекты функционирования данной структуры, приведены экспертные оценки ее работы, отражающие как положительное восприятие результатов деятельности, так и критическое, дискуссионное. Отмечается значимость МОМ в сфере регулировании миграционных процессов, несмотря на бюрократизацию структуры, ее подверженность политическому влиянию государств-участников, неспособность оперативно и результативно реагировать на все масштабные кризисы.
Ключевые слова: международная миграция, Международная организация по миграции (МОМ), мигранты, миграционная политика, миграционный кризис, глобализация Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Бородкин М.А. Регулирование современных миграционных процессов в контексте деятельности Международной организации по миграции // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 86-91. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.12.
Original article
Regulation of Modern Migration Processes in the Context of International Organization for Migration Activities
Maksim A. Borodkin
Independent Researcher, St. Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-4807-2331
Abstract. In the modern world migration is one of the most important social problems, its regulation involves the interaction of various actors, such as states, non-profit organizations, various communities. In this regard, the key role in institutionalization, regulation and coordination is played by a specialized structure - the International Organization for Migration (IOM). The aim of the present article is to analyze the current issues of migration processes in the context of IOM activities. Various aspects of the functioning of this structure are considered in this regard, and expert assessments of its work are given, reflecting both a positive perception of the results of the activity and a critical, debatable one. The importance of IOM in regulating migration processes is noted, despite the bureaucratization of the structure, its susceptibility to the political influence of member states, and its inability to respond promptly and effectively to all large-scale crises.
Keywords: International migration, International Organization for Migration (IOM), migrants, migration policy, migration crisis, globalization Funding: Independent work.
For citation: Borodkin, M.A. (2023) Regulation of Modern Migration Processes in the Context of International Organization for Migration Activities. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 86-91. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.6.12 (In Russian).
Введение. В последние десятилетия явление миграции приобретает глобальный характер, поэтому анализ закономерностей реализации ее процессов критически важен для понимания современного мира, планирования принятия многих социально-экономических и политических программ. Рост миграции происходит по многим причинам, среди которых можно выделить следующие: конфликты, вооруженное насилие, стихийные бедствия, эпидемии, пандемии, экономические
© Бородкин М.А., 2023
Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 86-91 Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 6. P. 86-91
кризисы, политическая нестабильность, перенаселенность отдельных регионов. Эти и другие факторы приводят к перемещению десятков миллионов людей ежегодно, причем данная тенденция не только сохраняется, но и усиливается. Как справедливо отмечают исследователи, миграцию следует рассматривать не столько как проблему, сколько как глобальное явление, встроенное в многогранный контекст с экономическими, культурными, правовыми и политическими элементами. Ее можно правильно понять только через несколько «линз» и уровней наблюдения. Ограничение отдельными уровнями анализа может уменьшить наше понимание всей сложности процессов миграции и удержать нас от построения надежной теории (Hajro et al., 2021).
Исследование миграционных процессов в региональной и международной плоскости позволяет комплексно изучить мотивы и причины данного явления, а также делать прогнозы в отношении его развития. Международная миграция является предметом многочисленных исследований, в том числе таких авторов как В.И. Мукомель, С.В. Рязанцев, Ю.Ф. Флоринская и др. (Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы ..., 2022; Рязанцев и др., 2017; Флоринская, Мкрчян, 2021). Нас в первую очередь интересуют работы зарубежных ученых по регулированию процессов международной миграции (Cabot, 2019; Grosfoguel et al., 2015; Hajro el al., 2021; Martin, 2014; Vertovec, 2010), затрагивающие в том числе и деятельность Международной организации по миграции (МОМ) (Bradley, 2017; The International Organization for Migration: The New 'UN Migration Agency' in Critical Perspective ..., 2020).
Цель данной статьи - рассмотреть современные тренды процессов международной миграции в контексте деятельности МОМ на основе анализа документов, регламентирующих функционирование данной организации, а также вторичного анализа данных зарубежных исследователей.
МОМ: основные характеристики и организационные особенности. Созданная в 1951 г. как агентство оперативной логистики интересующая нас структура расширила свою сферу деятельности и превратилась в ведущее международное агентство, работающее с правительствами и гражданским обществом для углубления понимания проблем миграции.
В настоящее время МОМ насчитывает 175 государств-членов и еще 8 стран, имеющих статус наблюдателя1. К последним до 2020 г. относилась и Российская Федерация. 24 ноября 2020 г. в ходе 111-й сессии Совета Международной организации по миграции специальной резолюцией была одобрена заявка России на вступление в состав организации2, что открыло для нашей страны дополнительные возможности для наращивания конструктивного взаимодействия с международным сообществом по вопросам миграции3.
МОМ входит в число крупнейших гуманитарных организаций в мире и является одной из немногих международных структур, непосредственно реализующих программы в области гуманитарной помощи, развития и мира, предоставляя всеобъемлющие, целостные и инклюзивные меры реагирования на всех этапах кризисов. Усилия МОМ в этом направлении основаны на Оперативной структуре миграционного кризиса (ОСМК) - практичном инструменте для улучшения и систематизации способов, которыми организация поддерживает свои государства-члены и партнеров для лучшей подготовки к миграционным кризисам и реагирования на них.
Используя ОСМК, МОМ применяет свой опыт в области миграции и мобильности для спасения жизней и устранения широкомасштабных и далеко идущих последствий, связанных со сложностями перемещения населения или применением измененных моделей миграции для отдельных лиц и сообществ. МОМ использует ОСМК, чтобы обеспечить обратную коммуникацию с пострадавшими людьми и оценивать воздействия кризисов на перемещенное население.
Основные направления и цели деятельности МОМ. В число ключевых направлений деятельности МОМ входят: защита и помощь мигрантам; миграция, окружающая среда и изменение климата; трудовая миграция; иммиграционные и пограничные вопросы; обучение мигрантов4.
В более развернутой плоскости деятельность данной международной структуры характеризуется следующими сферами приложения.
1. Основные: риск бедствий, изменение климата, гендерное равенство, всесторонний учет защиты мигрантов, релевантные статистические данные.
1 Кто мы [Электронный ресурс] // МОМ. ООН миграция. Российская Федерация. URL: https://russia.iom.int/ru/kto-my (дата обращения: 30.05.2023).
2 Об итогах рассмотрения российской заявки на вступление в Международную организацию по миграции (MOM) в ходе 111-й сессии Совета MOM [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/intemational_organizations/1447650/ (дата обращения: 30.05.2023).
3 Госдума приняла закон о присоединении РФ к уставу Международной организации по миграции [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/10982313 (дата обращения: 30.05.2023).
4 Международная организация по миграции (справочная информация) [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://clck.ru/34dVq4 (дата обращения: 30.05.2023).
2. Критические: помощь при передвижении, гуманитарная пограничная миграция, управление рисками бедствий, земля и имущество, правосудие, базовая инфраструктура и услуги, восстановление экономики, миростроительство и социальная сплоченность, здоровье, защита, убежище и поселение, санитария воды, отслеживание перемещений.
3. Организационные: координация перемещения беженцев, сеть органов ООН, связанных с работой по миграции; межведомственный постоянный комитет.
Задачи МОМ состоят в учете всех возможных аспектов кризиса мобильности, уменьшении уязвимости и рисков для мигрантов, помощи мирным сообществам переселенцев, способным к устойчивому развитию.
МОМ представляет пример растущей значимости международной организации в миграционной политике несмотря на историю своей деятельности «в тени» государств, негосударственных акторов и других международных организаций, которые ранее были более активны в работе с мигрантами. МОМ является межгосударственной организацией, которая при этом предметно взаимодействует с негосударственными субъектами, такими как неправительственные организации (НПО), другие международные структуры, гражданское общество и сами мигранты.
МОМ как актор международной деятельности в сфере миграции. Особенностью МОМ является ее глобальная, а не только межправительственная роль в миграционной политике, поскольку организация встроена в более широкую социальную среду и находится под ее влиянием. В этой связи представляется значимым рассмотреть вопрос, позиционируется ли МОМ как инструмент, арена, актор или агент по отношению к государствам или же выполняет определенные функции, связанные с миграцией, как бюрократическая единица. Также интересен вопрос, насколько МОМ как всемирная организация встроена в мировое общество. Отвечая на них, можно выделить следующие аспекты.
Во-первых, организацию следует рассматривать в плоскости социального объекта, встроенного в мировое социетальное окружение, что определяет ее роль в глобальных отношениях, акторами которых выступают не только государства, но и международные структуры, негосударственные субъекты (отдельные мигранты, их группы), представители широкой мировой общественности. Статус МОМ выше, чем межправительственной организации, поэтому она должна рассматриваться в более широком социальном контексте.
Во-вторых, внешние и внутренние отношения могут быть проанализированы через процессы принятия решений исполнительными органами организации. Для этого требуется изучение документов, договоров, иных материалов. Международные организации принимают решения, в частности, на основе наблюдения за окружающей обстановкой. МОМ также активно исследует пробелы в деятельности других акторов, анализирует реализацию их потребностей, а затем это интегрируется в разработку и маркетинг адаптированной политики, выработку решений, практических инструментов и услуг.
В-третьих, МОМ работает в мигрирующем мире, который она же одновременно конструирует и дифференцирует, следовательно, помогает другим организациям лучше понять актуальные аспекты миграционной политики. В частности, МОМ способствует государствам и другим субъектам в получении права на формирование миграционных потоков, политики и результатов по конкретным регионам/видам деятельности по всему миру.
Вышеизложенные тезисы призваны подчеркнуть потенциал, который имеет МОМ с концептуальной и практической точки зрения.
Проблематика деятельности МОМ в мультисубъектном пространстве. Анализируя роль МОМ в современном мире, критически важно отметить и проблемные аспекты ее функционирования. Отдельные эксперты ставят под сомнение мировую значимость МОМ, поскольку она имеет выраженную субъектность и является зависимой от могущественных государств, соответственно, ограничивается риторикой без влияния на местах и оказывается неспособной изменить глобальную миграционную политику. Х. Де Хаас, С. Кастлес, М. Миллер, например, утверждают, что у МОМ «недостаточно возможностей для внесения существенных изменений» (De Haas et al., 2020: 18). Другие исследователи, напротив, настроены более позитивно: признавая полезность МОМ, они считают, что эта организация должна играть более важную роль в сфере мировой миграционной политики: Сьюзен Мартин, в частности, утверждает, что МОМ обладает «наиболее выраженными возможностями для регулирования процессов международной миграции» (Martin, 2014: 124). Наконец, третью позицию занимают ученые, которые согласны с тем, что МОМ имеет влияние, но резко критикуют эту организацию за то, что она является своего рода «скрытым мозгом», стоящим за худшими аспектами обращения западных государств с мигрантами: МОМ будет продвигать гегемонистский мировой порядок, в котором мобильность людей будет направляться интересами капиталистического правящего класса. В соответствии с таким мнением МОМ функционирует как поставщик услуг, который зависит от правительств и действует
Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 86-91. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 6. P. 86-91.
как «слуга своих государственных хозяев» (Bradley, 2017). Тем не менее МОМ в целом проявляет автономию в деятельности и даже оказывает влияние на распространение представлений в социуме о том, что такое миграция и как она должна происходить.
Описанные трактовки свидетельствуют о разных подходах современных исследователей к интерпретации глобальной роли МОМ.
М. Гейгер и А. Пекоуд подчеркивают ее деполитизирующую риторику и отсутствие формальной подотчетности, что позволяет государствам «передавать на аутсорсинг» ответственность за управление миграцией и избегать устранения структурных дисфункций своей политики в этой сфере (The International Organization for Migration: The New 'UN Migration Agency' in Critical Perspective ..., 2020).
Другие авторы настаивают на важности существующей международной структуры, которая осуществляет регулирование миграции за пределами Конвенции ООН о беженцах1, не в последнюю очередь с учетом роли именно МОМ, которая имеет значительный «вес» в решении проблем мигрантов, действуя в качестве своего рода «поставщика услуг» в данной сфере (Andersson, 2016).
Беженцы или мигранты, являясь субъектами общественных и правовых отношений, пересекая границы - тем более нелегально - превращаются в объекты интереса для полиции, иных органов, равно как и противозаконных сообществ, что отражает антропологические характеристики миграции (Cabot, 2019). Все эти аспекты также должны учитываться в практической деятельности МОМ. Принимая во внимание этнический состав мигрантов и конечный пункт их следования (как правило, это Европа), следует отметить усиление обозначенной проблематики и ее усложнение в связи с распространением таких социальных явлений, как расизм и ксенофобия (Grosfoguel et al., 2015).
Регулирование мобильности людей в современном мире стало серьезной проблемой. Более того, многие другие ключевые глобальные вызовы (устойчивое развитие, национальная безопасность, изменение климата) теперь так или иначе связаны с миграцией. В условиях функционирования МОМ стирается различие между контролем над миграционными потоками и защитой переселяющихся людей.
Природа организационных аспектов, с которыми сталкивается МОМ, непосредственно влияет на стили разрешения ею конфликтов, связанных с мигрантами, их адаптацией, а также на значение и значимость, которые они придают своей собственной идентичности (Ely, Thomas, 2001). Довольно остро стоит вопрос об интеграции различных культурных идентичностей, что на практике зачастую не работает. Примером может служить ситуация противостояния мигрантов и местного населения в западных странах.
Политика и практика управления человеческими ресурсами заслуживают дальнейшего изучения в свете меняющейся природы современного культурного, этнического и иного разнообразия (Vertovec, 2010). Мигранты перемещаются из большего количества мест в меньшее количество стран, поэтому стало труднее делать четкие различия между государствами их происхождения и назначения. Кроме того, рождение, образование и трудовая деятельность могут у одного и того же человека географически быть отнесенными к разным странам. Все это чрезвычайно усложняет функции контроля и мониторинга миграционных потоков, однако отражает все более возрастающую мобильность граждан.
Заключение. МОМ входит в число крупнейших гуманитарных организаций в мире и является одной из немногих международных структур, непосредственно реализующих программы в области гуманитарной помощи, развития и мира, осуществляя всеобъемлющие, целостные и инклюзивные меры реагирования на всех этапах кризисов, связанных с необходимостью координирования и регулирования миграционных процессов. Роль МОМ в этой связи справедливо отмечается многими экспертами как существенная и значимая для современного мира.
В то же время заслуживают внимания и критической оценки иные взгляды на деятельность МОМ, когда отмечается ее бюрократизация, подверженность политическому влиянию государств-участников, неспособность оперативно и результативно реагировать на масштабные кризисы, которых становится все больше в условиях глобализации, военных конфликтов, эпидемий и прочих обстоятельств.
Резюмируя репрезентированные выше позиции и оценки, представляется конструктивным и обоснованным сделать вывод о положительной эволюции деятельности МОМ как основного института в сфере регулировании миграционных процессов, а существующие проблемы и вызовы -это основания не столько для критики, сколько для дальнейших исследований в целях совершенствования работы данной международной структуры в безусловно важной гуманитарной сфере.
1 Конвенция о статусе беженцев [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 30.05.2023).
Список источников:
Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / ответ. ред. В.И. Мукомель, К.С. Григорьева. М., 2022. 397 с.
Рязанцев С.В., Храмова М.Н., Гаджимурадова Г.И. Миграционный кризис: последствия для Европы и уроки для России // Служба занятости. 2017. № 3. C. 46-55.
Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В. Миграция в Россию: самый низкий уровень за десятилетие // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 1. С. 50-54.
Andersson R. Europe's Failed 'Fight' Against Irregular Migration: Ethnographic Notes on a Counterproductive Industry // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2016. Vol. 42, iss. 7. P. 1055-1075. https://doi.org/10.1080/1369183X.2016.1139446.
Bradley M. The International Organization for Migration (IOM): Gaining Power in the Forced Migration Regime // Canada's Journal on Refugees. 2017. Vol. 33, iss. 1. P. 97-106. https://doi.org/10.25071/1920-7336.40452.
Cabot H. The Business of Anthropology and the European Refugee Regime // American Ethnologist. 2019. Vol. 46, iss. 3. P. 261-275. https://doi.org/10.1111/amet.12791.
De Haas H., Castles S., Miller M. The Age of Migration. International Population Movements in the Modern World. N. Y. ; L., 2020. 443 p.
Ely R., Thomas D. Cultural Diversity at Work: The Effects of Diversity Perspectives on Work Group Processes and Outcomes // Administrative Science Quarterly. 2001. Vol. 46, iss. 2. P. 229-273. https://doi.org/10.2307/2667087.
The International Organization for Migration: The New 'UN Migration Agency' in Critical Perspective / eds.: M. Geiger, A. Pecoud. London, 2020. 316 р. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32976-1.
Grosfoguel R., Oso L., Christou A. Racism, Intersectionality and Migration Studies: Framing Some Theoretical Reflections // Identities. 2015. Vol. 22, iss. 6. P. 635-652. https://doi.org/10.1080/1070289X.2014.950974.
Hajro A., Caprar D., Zikic J., Stah G. Global Migrants: Understanding the Implications for International Business and Management // Journal of World Business. 2021. Vol. 56, iss. 2. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/jJwb.2021.101192.
Martin S. International Migration: Evolving Trends from the Early Twentieth Century to the Present. Cambridge, 2014. 317 р. https://doi.org/10.1017/cbo9781139170079.
Vertovec S. Towards Post-Multiculturalism? Changing Communities, Conditions and Contexts of Diversity // International Social Science Journal. 2010. Vol. 61, iss. 199. P. 83-95. https://doi.org/10.1111/j.1468-2451.2010.01749.x.
References:
Andersson, R. (2016) Europe's Failed 'Fight' Against Irregular Migration: Ethnographic Notes on a Counterproductive Industry. Journal of Ethnic and Migration Studies. 42 (7), 1055-1075. Available from: doi:10.1080/1369183X.2016.1139446.
Bradley, M. (2017) The International Organization for Migration (IOM): Gaining Power in the Forced Migration Regime. Canada's Journal on Refugees. 33 (1), 97-106. Available from: doi:10.25071/1920-7336.40452.
Cabot, H. (2019) The Business of Anthropology and the European Refugee Regime. American Ethnologist. 46 (3), 261-275. Available from: doi:10.1111/amet.12791.
De Haas, H., Castles, S. & Miller, M. (2020) The Age of Migration. International Population Movements in the Modern World. New York ; London. 443 р.
Ely, R. & Thomas, D. (2001) Cultural Diversity at Work: The Effects of Diversity Perspectives on Work Group Processes and Outcomes. Administrative Science Quarterly. 46 (2), 229-273. Available from: doi:10.2307/2667087.
Florinskaya, Yu. F. & Mkrtchyan, N. V. (2021) Migration to Russia: the Lowest Rate in a Decade. Russian Economic Developments. 28 (1), 50-54. (In Russian)
Geiger, M. & Pecoud, A. (eds.) (2021) The International Organization for Migration: The New 'UN Migration Agency' in Critical Perspective. London. 316 р. Available from: doi:10.1007/978-3-030-32976-1.
Grosfoguel, R., Oso, L. & Christou, A. (2015) Racism, Intersectionality and Migration Studies: Framing Some Theoretical Reflections. Identities. 22 (6), 635-652. Available from: doi:10.1080/1070289X.2014.950974.
Hajro, A., Caprar, D., Zikic, J. & Stah, G. (2021) Global Migrants: Understanding the Implications for International Business and Management. Journal of World Business. 56 (2), 1-11. Available from: doi:10.1016/j.jwb.2021.101192.
Martin S. (2014) International Migration: Evolving Trends from the Early Twentieth Century to the Present. Cambridge. 317 р. Available from: doi:10.1017/cbo9781139170079.
Mukomel, V. I. & Grigoryeva, K. S. (eds.) (2022) Adaptatsiya i integratsiya migrantov v Rossii: vyzovy, realii, indikatory [Adaptation and Integration of Migrants in Russia: Challenges, Realities, Indicators]. Moscow. 397 р. (In Russian)
Ryazantsev, S. V., Khramova, M. N. & Gadzhimuradova, G. I. (2017) Migratsionnyi krizis: posledstviya dlya Evropy i uroki dlya Rossii [The Migration Crisis: Implications for Europe and Lessons for Russia]. Sluzhba zanyatosti. (3), 46-55. (In Russian)
Vertovec, S. (2010) Towards Post-Multiculturalism? Changing Communities, Conditions and Contexts of Diversity. International Social Science Journal. 61 (199), 83-95. Available from: doi:10.1111/j.1468-2451.2010.01749.x.
Информация об авторе М.А. Бородкин - магистр социологии, независимый исследователь, Санкт-Петербург, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author M.A. Borodkin - Master's Degree in Sociology, Independent Researcher, St. Petersburg, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 86-91 Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 6. P. 86-91
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.