Научная статья на тему 'Регулирование социально-трудовых отношений в Швеции'

Регулирование социально-трудовых отношений в Швеции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1360
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАБОТОДАТЕЛИ / ПРОФСОЮЗЫ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / SOCIAL PARTNERSHIP / EMPLOYERS / UNIONS / LABOUR RELATIONS / COLLECTIVE AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохова Виктория Борисовна

Вопросы в сфере социально-трудовых отношений занимают центральное место в любом государстве. Для успешного формирования системы социального партнерства в России целесообразно изучить положительный опыт других стран. В этой связи автором предлагаются к изучению особенности формирования и регулирования модели Швеции. В ходе исследования рассмотрены организация взаимодействия между социальными партнерами и принципы функционирования системы. По итогам исследования выделены основные факторы, отражающие положительный опыт Швеции в регулировании социально-трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горохова Виктория Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regulation of social-labor relations in Sweden

Issues in the field of social and labour relations take a central place in any country. For the successful formation of social partnership system in Russia should study the positive experience of other countries in this matter. In this regard, the author proposes to study the features of formation and regulation model in Sweden. The study examined the interaction between social partners and the principles of operation of the system. The study identified the main factors ensuring the positive experience of Sweden in the regulation of social-labour relations.

Текст научной работы на тему «Регулирование социально-трудовых отношений в Швеции»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2011 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

регулирование социально-трудовых отношений в Швеции

Горохова В.Б.1

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Вопросы в сфере социально-трудовых отношений занимают центральное место в любом государстве. Для успешного формирования системы социального партнерства в России целесообразно изучить положительный опыт других стран. В этой связи автором предлагаются к изучению особенности формирования и регулирования модели Швеции. В ходе исследования рассмотрены организация взаимодействия между социальными партнерами и принципы функционирования системы. По итогам исследования выделены основные факторы, отражающие положительный опыт Швеции в регулировании социально-трудовых отношений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное партнерство, работодатели, профсоюзы, социально-трудовые отношения, коллективный договор.

The regulation of social-labor relations in sweden

Gorokhova V.B.1

1Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University (UNN), Russia

Введение

В современных условиях мировых кризисов и нестабильной социально-экономической обстановки особенно актуальными являются вопросы в сфере трудовых отношений - обеспечения прав, гарантий и интересов работников и работодателей, регулирования их взаимоотношений.

В России на протяжении последних тридцати лет в рамках регулирования социально-трудовых отношений развивается система социального партнерства. Однако по сравнению с богатым опытом других стран социальное партнерство в нашей стране находится на низком уровне.

Российская система трудовых отношений имеет общие черты с соответствующей системой в Швеции, но также имеет и отличия. В обеих странах преобладают элементы трипартизма [2] (Ма1у$кеу, 2008) - система, представленная равноправным взаимодействием между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти (органами

58

RUSSiAN JOURNAL OF LABOR ECONOMiCS #1'2019 (January-March)

местного самоуправления) [7]. Основное различие связано с традиционно сильной позицией не только работодателей, но и работников в скандинавских странах.

В этой связи предлагается рассмотреть систему формирования и развития системы социального партнерства в Швеции и выделить основные положения для их дальнейшего применения в России.

Основы модели

Шведская модель начала формироваться в начале ХХ века благодаря профсоюзным забастовкам и социальным реформам. Сегодня она базируется на принципах политики полной занятости и солидарной системы оплаты труда, а также предполагает сильное законодательство и значительную роль профсоюзного движения в обществе [6] (Рв1уап$кауа, 2017).

Отношения между работодателем и работником регулируются рядом законов, которые содержат основные гарантии для работников. Шведская модель рынка труда подразумевает, что законодательство работает вместе с коллективными договорами. Законодательство устанавливает рамки, однако социальные партнеры могут в значительной степени отклоняться от законодательства посредством коллективных договоров.

В результате переговоров и компромиссов сторон на рынке труда создается порядок. Основой модели является то, что заработную плату и условия труда гарантируют, в первую очередь, коллективные договоры, а не законодательство. В таком случае легче адаптируются правила и условия для различных типов отраслей по сравнению с законом, который применим ко всем.

ABSTRACT:_

Issues in the field of social and labour relations take a central place in any country. For the successful formation of social partnership system in Russia should study the positive experience of other countries in this matter. In this regard, the author proposes to study the features of formation and regulation model in Sweden. The study examined the interaction between social partners and the principles of operation of the system. The study identified the main factors ensuring the positive experience of Sweden in the regulation of social-labour relations.

KEYWORDS: social partnership, employers, unions, labour relations, collective agreement JEL Classification: L31, J51, J52, J53 Received: 14.01.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gorokhova V.B. (gorevavi0inbox.ru)

CITATION:_

Gorokhova V.B. (2019) Regulirovanie sotsialno-trudovyh otnosheniy v Shvetsii [The regulation of social-labor relations in Sweden]. Ekonomika truda. 6. (1). - 57-62. doi: 10.18334/et .6.1.40122

Около 70% работников в Швеции организованы в профсоюзы, почти 90% всех работников имеют работодателей, связанных с объединением работодателей, для более 90% работников заработная плата и общие условия найма регулируются коллективными договорами. Все это дает легитимность для выполнения коллективных договоров.

регулирование отношений в сфере оплаты труда

В Швеции отсутствует законодательство о минимальной заработной плате, ответственность за формирование заработной платы несут социальные партнеры. За посредничество в трудовых спорах отвечает Национальное посредническое бюро, которое в том числе способствует правильному функционированию механизма по формированию заработной платы.

Национальное посредническое бюро Швеции является государственным органом, основной задачей которого является посредничество в трудовых спорах и содействие эффективному процессу формирования заработной платы [3].

Надлежащее функционирование системы формирования заработной платы имеет центральное значение для роста занятости и конкурентоспособности в Швеции. Формирование заработной платы оказывает существенное влияние на динамику цен и издержек и, следовательно, на занятость.

В спорах между сторонами, то есть когда работодатели и профсоюзы ведут переговоры о заключении коллективных договоров о заработной плате и общих условиях найма, назначаются так называемые «специальные посредники». Роль посредников заключается в том, чтобы попытаться достичь соглашения между сторонами и сохранить мир в работе. Посредники должны также содействовать заключению соглашений, совместимых с надлежащим функционированием системы формирования заработной платы.

Для решения местных споров по поводу коллективных договоров в Национальном бюро посредничества есть четыре постоянных посредника. Они назначаются каждый год и отвечают за каждый географический район. Например, выступают посредниками в спорах, когда профсоюзная организация требует заключить коллективный договор с работодателем, который не является членом объединения работодателей.

коллективно-договорное регулирование

На шведском рынке труда насчитывается около 115 партнеров, 60 профсоюзов и 55 организаций работодателей. Между работодателями и работниками как в частном

ОБ АВТОРЕ:_

Горохова Виктория Борисовна, аспирантка кафедры экономики фирмы (gorevavi0inbox.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Горохова В.Б. Регулирование социально-трудовых отношений в Швеции // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 57-62. doi: 10.18334/et. 6.1.40122

60

RUSSiAN иоиРМА1 ОР 1АВОР ЕСОШОМ^ #1'2019 рапиагу-МагеЫ

секторе, так и в государственном секторе, а также в муниципалитетах и окружных советах подписано около 670 коллективных договоров о заработной плате и общих условиях занятости. Эти соглашения касаются порядка 3,6 млн человек [5]. Это больше, чем количество членов в профсоюзах, что связано с тем, что работодатели должны применять соглашение к работникам, которые не являются членами профсоюза [8] (ЩеШег^ 2010).

Модель коллективных договоров основана на том, что государство и политики не должны вмешиваться в договоренности на рынке труда. Именно стороны - работодатели и работники - лучше всего знают, какие условия должны применяться для того, чтобы он работал справедливо и эффективно. Задача политиков - создать условия, чтобы стороны могли выполнять свои задачи и детально регулировать рынок труда.

Каждый коллективный договор является результатом переговоров и регулирует, среди прочего, заработную плату, общие условия в отношении форм занятости, болезни, отпуска, дополнительного отпуска и рабочего времени, а также страховое покрытие.

Одной из важнейших задач профсоюза является проверка позиции работодателей на соответствие заранее согласованным условиям. Если профсоюз и работодатель имеют разные взгляды на толкование коллективного договора, они должны сначала попытаться договориться на переговорах, прежде чем вопрос будет передан в суд для рассмотрения.

Заключение

Швеция выбрала существующую модель социального партнерства по нескольким причинам. Во-первых, стороны были готовы взять на себя ответственность. В договорных отношениях профсоюзы и работодатели предпочитают полагаться на силу совместных переговоров, а не критиковать государство.

Во-вторых, модель с коллективными договорами - это хорошо функционирующее и практичное решение для современного рынка труда. Было бы трудно создать законы, которые были бы аналогичным образом адаптированы к потребностям и условиям, существующим в различных отраслях экономики. Например, положение об организации перерывов на промышленном предприятии не может быть адаптировано в образовательном учреждении.

Таким образом, в ходе исследования модели выделены основные факторы, обеспечивающие устойчивое развитие социального партнерства в Швеции:

• естественное возникновение социального партнерства (от большого количества трудовых конфликтов до создания условий для переговоров и заключения договоров, которые могли бы обеспечить мир на работе и стабильные условия для организаций и работников);

• обеспечение развитой нормативной базы, отражающей все вопросы;

• ориентация государства на социальную политику для работников, концепция «общества благосостояния» и социального государства [6];

• регулирование условий на рынке труда за счет коллективных договоров;

• гражданско-правовой характер коллективных договоров;

• наличие влиятельной системы профсоюзов, законодательная защита и обеспечение прав профсоюзов;

• солидарность и равноправие при взаимоотношении сторон;

• минимальное вмешательство со стороны государства в переговоры между работниками и работодателями (свобода сторон).

ИСТОЧНИКИ:

1. Баранов Ю.В., Полянская С.Г. Современный взгляд на систему социального парт-

нерства Российской Федерации // Российское предпринимательство, 2017. - № 18.

- doi: 10.18334/rp.18.18.38293.

2. Малышев М.А. Трипартизм в системе социального партнерства // Социология влас-

ти, 2008. - № 1.

3. Официальный сайт Национального посреднического бюро Швеции. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.mi.se.

4. Официальный сайт Правительства Швеции. [Электронный ресурс]. URL: https://

www.government.se.

5. Официальный сайт Статистического управления Швеции. [Электронный ресурс].

URL: https://www.scb.se.

6. Полянская С.Г. Регулирование социально-трудовых отношений в зарубежных странах // Омский научный вестник. СЕРИЯ: ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОСТЬ, 2017. - № 3.

7. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197 - ФЗ [принят Госдумой 21 октября 1994 г.]: измен. от 05. 02. 2018 г. № 8 - ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002.

- № 1. - Ст. 3

8. Kjellberg A. Kollektivavtalens täckningsgrad samt Organisationsgraden hos arbetsgivarförbund och fackförbund // Department of Sociology, 2010.

references:

Baranov Yu.V., Polyanskaya S.G. (2017). Sovremennyy vzglyad na sistemu sotsialnogo partnerstva Rossiyskoy Federatsii [Modern outlook on social partnership system of Russian Federation]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (18). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.18.38293 .

Kjellberg A. (2010). Kollektivavtalens täckningsgrad samt organisationsgraden hos arbetsgivarförbund och fackförbund Department of Sociology.

62

RUSSiAN JOURNAL OF LABOR ECONOMiCS #1'2019 (January-March)

Malyshev M.A. (2008). Tripartizm v sisteme sotsialnogo partnerstva [Tripartism in the system of social partnership]. Sotsiologiya vlasti. (1). (in Russian).

Polyanskaya S.G. (2017). Regulirovanie sotsialno-trudovyh otnosheniy v zarubezhnyh stranakh [The regulation of social-labor relations in foreign countries]. Omskiy nauchnyy vestnik. SERIYa: OBSchESTVO. ISTORIYa. SOVREMENNOSTY. (3). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.