В основе формирования стратегии развития Мосбасса принята оценка потребительской емкости рынка бурых углей Подмосковья выполненная на основе оценки их конкурентоспособности.
Учет тенденций изменения структуры цен на энергоносители, уровень конкурентоспособности бурых углей, а также рыночной стоимости капитала, при расчете потребительского спроса на бурые угли позволяют установить перспективную потребность центрального региона страны в бурых углях. Обеспечение оптимального соответствия развития производственных мощностей угледобывающих предприятий подмосковного угольного бассейна ожидаемому спросу на бурые угли может быть осуществлено на основе разработанной экономико-математической модели обоснования стратегии развития Мосбасса.
В качестве целевой функции модели принята величина прибыли, получаемой предприятиями при различных вариантах их развития. В качестве условий приняты регрессионные модели, определяющие уровень спроса на бурый уголь для различных типов (классов) его потребителей.
Ограничением в рассматриваемой модели является ограниченность экономических ресурсов предприятий Мосбасса.
Для корректирования разработанной в модели стратегии развития Мосбасса разработан механизм, предусматривающий учет возможных отклонений в потребительском спросе на уголь, рыночной стоимости капитала, состоянии экономических ресурсов угледобывающих предприятий.
— Коротко об авторах
ДроновА.В. - Московский государственный горный университет.
© С. М. Попов, 2004
УДК 65.011.12 С.М. Попов
РЕГУЛИРОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО И ЧАСТНОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ ГОРОДА
Семинар № 6
ТЪ настоящее время, подавляющая часть -Я-М имущества в муниципальных хозяйствах большинства городов России, сохранивших свои основы с времен социализма, находится в составе государственных и муниципальных предприятий, то есть, по существу является собственностью городов. В полной мере это относится и к имуществу находящемуся в
системе обращения городских твердых бытовых отходов.
В состав имущества необходимого для сбора и устранения ТБО входят различные приспособления, машины, оборудование, здания, сооружения, земельные участки и полигоны для их сбора, транспортирования, переработки, утилизации, размещения и захоронения. По-
скольку все это имущество должно непрерывно находиться в рабочем состоянии, его необходимо своевременно обновлять, выполнять текущие и капитальные ремонты, осуществлять текущее обслуживание и т.п. Кроме того, для обеспечения работы всего этого хозяйства необходимы эксплуатационные материалы, электричество, ГСМ, средства для оплаты труда.
В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что для обеспечения работоспособности системы обращения ТБО города, каждый из них вынужден выделять значительные средства на формирование и поддержание основных и оборотных фондов для государственных и муниципальных предприятий, занятых в этой системе. В то же время, в силу сложившихся социально-экономических отношений, большинство сфер коммунальнобытового хозяйства, в том числе и уборка городского мусора, датируются из городских бюджетов. Поэтому, одна часть эксплуатационных расходов в системе обращения ТБО городов представляет собой средства населения и организаций, производящих (создающих) мусор, а другая ее часть - средства поступающие из бюджета.
Таким образом, имеет место два вида финансового участия муниципальных образований (городов) в системе обращения ТБО. Первый из них направлен на создание и поддержание основных и оборотных фондов. Второй заключается в обеспечении необходимого уровня эксплуатационных расходов. Процесс реформирования экономики страны, возникновение и развитие предпринимательской деятельности лишь в незначительной степени затронули сферу коммунально-бытового хозяйства, в том числе систему обращения отходов.
В настоящее время имеются примеры успешной работы частных компаний в системе обращения ТБО города. Областью деятельности частных компаний стали:
- селективный сбор накопление и реализация некоторых видов отходов (стекло, металл, бумага, картон, пластик, и др.),
- прием и размещение ТБО на полигонах и свалках с частичной выборкой некоторых из указанных выше отходов,
- создание мусоросортировочных станций (МСС),
- вывоз ТБО из города на полигоны и свалки.
В то же время, в странах с развитой рыночной экономикой, большинство предприятий занятых в процессах сбора, транспортирования,
переработки, утилизации и захоронения ТБО, являются частными. Такая большая разница не случайна, она имеет объективные причины.
Деятельность муниципальных образований по развитию и содержанию городского хозяйства, также, как и любого другого хозяйствующего субъекта Российской Федерации, направлена на обеспечение максимальной эффективности использования финансовых ресурсов. Поэтому, одна из задач в использования бюджетных средств города заключается в минимизации расходов на работу системы обращения ТБО города.
Решение этой задачи может осуществляться в следующих направлениях.
1. Снижение (отмена) величины дотаций населению за удаление мусора.
2. Привлечение частного капитала для создания новых объектов (МСС, МПЗ и т.п.) входящих в систему обращения ТБО города.
3. Продажа (передача, приватизация) части или полностью объектов (имущества) в системе обращения ТБО города частным предприятиям.
Первое направление, связанное с уменьшением дотаций возможно при условии повышения платежеспособности населения. Решение этой задачи лежит в социально-экономической плоскости и во многом определяется экономическим положением в стране.
Второе и третье направление могут быть реализованы при условии их экономической целесообразности для муниципального образования.
В качестве критерия для оценки различных вариантов привлечения частного капитала для его использования в системе обращения ТБО города, нами предлагается использовать приведенную во времени оценку суммарных затрат города на устранения отходов. Тогда из всех возможных вариантов привлечения частного капитала в систему обращения ТБО наиболее рациональным будет тот, при котором суммарные приведенные во времени городские затраты на удаления ТБО будут минимальны.
Однако, частный капитал может быть заинтересован в участии в работе системы обращения ТБО городов только при условии получения им некоторой нормы прибыли. Поэтому, для оценки возможности привлечения частного капитала в работе с ТБО, необходим методический подход для расчета нормативной прибыли необходимой для работающих с отходами частных компаний.
В качестве методической основы для расчета нормативной прибыли частных компаний, работающих в системе обращения ТБО, предлагается использовать величину банковской процентной ставки ЦБ РФ с поправочными коэффициентами, устанавливаемыми экспертным путем.
Используя данный подход для оценки целесообразности использования частного капитала на различных участках системы обращения ТБО, представляется возможным устанавливать масштабы возможного привлечения частного капитала в различные периоды времени.
Данное обстоятельство нам представляется очень важным, поскольку процесс экономического развития страны протекает неравномерно, и получение надежных прогнозных оценок его дальнейшего развития затруднительно. По-
этому, для своевременного регулирования соотношения муниципального и частного капитала, соответствующего различным этапам в экономическом развитии страны, предлагается использовать экономический механизм выбора рационального соотношения использования муниципального и частного капитала в системе обращения ТБО города. В качестве критериев оценки эффективности использования муниципального и допустимости привлечения частного капиталов предлагается использовать предложенные выше критерии. Длительность интервала для выполнения расчетов предлагается взять продолжительностью в один год, что соответствует интервалу получения отчетных данных, необходимых для выполнения расчетов.
— Коротко об авторах
Попов С.М. - Московский государственный горный университет.
© Е.С. Павловцева, 2004
УДК 65.011.12 Е. С. Павловцева
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ В УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Семинар № 6
ш я ереход России к экономике с рыноч--Ж_Ж ными отношениями и необходимость системного решения многочисленных проблем в угольной промышленности привели к процессу реструктуризации угольной промышленности. Этот процесс продолжаются вот уже более десяти лет. В результате таких преобразований появился контроль над производством угольной продукции со стороны частного капитала. Горное дело из привычного процесса
добычи полезного ископаемого превратилось в бизнес. В новых условиях запасы полезного ископаемого рассматриваются, прежде всего, как основа финансового потока, способного обеспечить экономическую выгоду собственника предприятия.
Финансовое оздоровление угледобывающих компаний неразрывно связано с изменением формы собственности. В угольной промышленности действует около 60 угледобывающих