УДК 331 556 4 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-105-110-113
РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ И РЫНОК ТРУДА
БАРАНОВА ЮЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЛЫСИКОВА АЛИНА КОНСТАНТИНОВНА МВД России по Липецкой области, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы трудовой миграции в Российской Федерации. Речь идет о необходимости устанавливать тесные связи между странами, поставщиками мигрантов и странами потребителями миграционной рабочей силы. Говорится о необходимости оттачивать умения и методы привлечения иностранной рабочей силы, а также о проблемах и угрозах сопутствующих этому явлению. Рассматривается миграционное законодательство, регулирующее вопросы учета и визово-разрешительной работы с мигрантами. Эти вопросы рассмотрены опираясь на такие законы, как № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; Концепция государственной миграционной политики, утвержденная до 2025 Президентом РФ; закон 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; новая редакция закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Кроме того в статье затрагиваются вопросы экономической и национальной безопасности страны, в контексте визовой работы. Говорится о положительной динамике в решении задач по совершенствованию механизма осуществления трудовой деятельности на основании патентов. В статье рассматриваются категории граждан, которые имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу. Пребывание в стране таких категорий граждан регламентируется федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обозначены правовые механизмы визовой работы по выдаче высококвалифицированным специалистам (ВКС) разрешения на работу, а также оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию. Отмечается приоритетность направления по работе с ВКС. Рассматриваются причины привлечения иностранных работников на российские предприятия, такие как нехватка рабочих отдельных специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Освещены вопросы применения информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», которая работает на основе межгосударственного Соглашения об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан. Также затрагивается проблема совершенствования нормативно-правовой базы, что позволит снизить нелегальный миграционный поток.
Ключевые слова: трудовая миграция, разрешение на работу, патент, высококвалифицированный иностранный специалист
Крупным городам не хватает собственного экономически активного населения. Кроме того, постиндустриальная экономика требует высокой занятости в сервисном секторе. Таким образом, существует потребность крупных городов в мигрантах, а мигрантов в крупных городах. И при продуманной политике государства, поддержке нормативно правовой базы и институтов реализация на практике, такой взаимной потребности может привести к хорошим результатам.
На рынках труда крупных российских городов, как и городов других принимающих стран, основание пирамиды занятости строится на массо-
вом неквалифицированном труде мигрантов. Например, Москва давно уже привлекает для уборки города труд таджикских дворников.
Однако, такой показатель складывается не только на основе легальной трудовой миграции. Наплыв неформальных мигрантов, конечно, отрицательно влияет не только на них самих мигрантов, ущемляет их права и достоинство, но, что важно для принимающей стороны, и на наполняемость бюджетов.
Безусловно, глобализация влечет за собой интеграцию рынков продукции и капитала, и создание глобального рынка труда в этих условиях не
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
только неизбежность, но и необходимость. Если раньше перемещение рабочей силы было ограничено только транспортными издержками, то в современном мире на первый план выступают административные барьеры. Экономические исследования показывают, что миграционные потоки оказывают незначительное влияние на положение рабочих принимающей страны, при условии грамотной политики в этой сфере. И, конечно, важен точный рабочий механизм учета.
Во всех странах мира учет мигрантов не совершенен. В нашей стране существует, также ряд трудностей миграционного учета. Фиксируемые статистикой данные о прибытии в Россию и о выбытии из страны, только приблизительно отражают реальную миграционную картину.
Конечно, соотношение легальной и нелегальной миграции меняется, и, в первую очередь, эти изменения связаны с совершенствованием законодательства. Так, например, либерализация законодательства в 2006 г., сделала миграционный учет не разрешительным, а уведомительным. Речь идет о законе от 18.06.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1] и о новой редакции закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» [2]. Согласно этим изменениям, разрешение на работу стало выдаваться самому мигранту, а не его работодателю, как это было ранее. Кроме того, эти законы создали условия для беспрепятственного оформления мигрантов и дали положительные плоды в борьбе с нелегальной трудовой миграцией.
В июне 2012 г. Президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики до 2025 г. [3]. Целями данной концепции стали: обеспечение экономической и национальной безопасности в стране; снижение убыли и увеличение численности постоянно проживающего населения на территории РФ; обеспечение потребности экономики трудовыми ресурсами, модернизация экономики и повышении конкурентоспособности ее отраслей. Задачи политики государства в этой области были определены как: разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы; содействие развитию внутренней миграции; содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности; содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом, противодействие незаконной миграции [3].
К настоящему моменту, полностью реализована задача совершенствования механизма осуществления трудовой деятельности на основании па-
тентов. Патент - это документ, подтверждающий в соответствии законодательством [2] право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Так, например, за 12 месяцев 2017 г. на территорию Липецкой области прибыло для осуществления трудовой деятельности 16090 человек, из них было оформлено 6742 патента. По сферам деятельности это домашнее хозяйство - 52,7 %, строительство - 24,4 %, обрабатывающее производство - 6,4 %, сельское хозяйство - 5,1 %, оптовая и розничная торговля - 4,4 % , сфера услуг -3,1 %, и прочее [4].
В отношении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и граждан стран-членов ЕАЭС без разрешительных документов за 2016 г. поступило 3774 уведомления о заключении трудовых договоров, 1942 - о расторжении; за 2017 г. - 5205 уведомлений о заключении трудовых договоров, 2505 - о расторжении [4]. Речь идет об иностранных гражданах, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации, которые имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу. Разрешение на работу иностранному гражданину выдается на срок действия заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) не более, чем на один год. Действие разрешения не может превышать срока обучения данного иностранного гражданина в образовательном учреждении, но может быть продлено. В 2017 г. учебные визы в Липецкой области оформлялись гражданам: Туркменистана - 96, Ирака - 39, Египта - 25, Алжира -13, Йемена - 12, Монголии - 9, Нигерии - 7, Республики Конго- 8, Китая - 5, Вьетнама - 4, Замбии, Мали, Сирийской Арабской Республики и Сомали по 3, Ганы, Гвинеи, Кении, Ливана, Нигера, Марокко, Палестины и Туниса по 2, Германии, Грузии, Италии, Камеруна, Латвии по одному [4].
На территорию Липецкой области иностранных граждан и лиц без гражданства с целью обучения, приглашают и оформляют им визы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского», Липецкий Государственный технический университет, Елецкий Государственный университет им. И. А. Бунина, Липецкий институт кооперации, ООО «Школа
Yu. К. BARANOVA, А. К. LYSIKOVA
иностранных языков «Вита Нова». Приглашения оформляются на основании направления Министерства образования и науки РФ или на коммерческой основе, по договору на оказание образовательных услуг, заключенным между студентом и образовательным учреждением.
Надо отметить, что приоритетным, конечно же, является направление высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Не случайно ВКС иностранцам разрешение на работу дается на три года, а ФМС рассматривает их ходатайство в течение 14 дней. При этом высококвалифицированным признается такой иностранный гражданин, который имеет опыт работы, специальные навыки, достижения в конкретной области деятельности. Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию, в целях осуществления трудовой деятельности, работодатель или заказчик работ предоставляет ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста и трудовой договор с этим специалистом. Так в 2017 г. в Липецкой области было оформлено - 11 виз высококвалифицированным специалистам, на срок действия заключенного с ними трудового (гражданско-правового) договора, но не более, чем на три года. Всего в 2016 г. 94 юридических лица состояли на учете в качестве приглашающих организаций, работающих в производственной сфере - 29, торговой и сельскохозяйственной - 12, строительной - 14, общественного питания - 11, образовательной - 6, культуры и искусства, бытового обслуживания, спортивной, здравоохранения - по 2, иной - 20. В 2017 г. встали на учет в качестве приглашающих организаций еще 15 юридических лиц [4].
Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании выданной визы. Субъект оценивает эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в его социально-экономическое развитие [2].
Кроме того, к концу 2017 г. ратифицировано первое межгосударственное Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации [5]. В Соглашении установлены правила применения информационно-аналитической системы - Общероссийская база вакансий «Работа в России» (портал) для целей его реализа-
ции. В соответствии со статьей 6 Соглашения, работодатель размещает на портале информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе о заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях, требованиях к образованию и прочую информацию. А работодатель, для привлечения граждан Республики Узбекистан, заключает договор об организованном наборе и привлечении с отправляющей организацией.
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия, являются нехватка рабочих отдельных специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Продуманная миграционная политика государства способствует синхронизации миграционного потока и экономической потребности в мигрантах. А совершенствование нормативно правовой базы, в свою очередь дает возможность снизить нелегальный миграционный поток.
Литература
1. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федер. закон от 18.06.2006 г. № 109-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
2. О правовом положении иностранных граждан: Федер. закон от 25.07.2002 г. (редакция от 31.12.2017 г.) № 115-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Концепция государственной миграционной политики до 2025: утв. Президентом РФ 12.06.2012 г. // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантП-люс»
4. Официальный сайт Управления МВД России по Липецкой области. URL: https://48.мвд.рф
5. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации: Федер. закон от 5 декабря 2017 г. № 366-Ф3 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
References
1. O migratsionnom uchete inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossijskoj Federatsii: Feder. zakon ot 18.06.2006 g. № 109-FZ [About migration registration of foreign citizens and persons without citizenship in the Russian Federation: Federal law of 18.06.2006 № 109-FL] // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
2. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan: Feder. zakon ot 25.07.2002 g. (redaktsiya ot 31.12.2017 g.) № 115-FZ [About legal status of foreign citizens: Federal law of 25.07.2002 (edition of 31.12.2017) № 115-FL] // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»
3. Kontseptsiya gosudarstvennoj migratsionnoj politiki do 2025: utv. Prezidentom RF 12.06.2012 g. [The concept of the state migration policy till 2025: affirmed by the Russian President 12.06.2012] // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»
4. Ofitsial'nyj sajt Upravleniya MVD Rossii po Lipetskoj oblasti [Official website of the Department of MIA of Russia for the Lipetsk region]. URL: https://48.mvd.rf
5. O ratifikatsii Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Uzbekistan ob organizovannom nabore i privlechenii grazhdan Respubliki Uzbekistan dlya osushchestvleniya vremennoj trudovoj deyatel'nosti na territorii Rossijskoj Federatsii: Feder. Zakon ot 5 dekabrya 2017 g. № 366-FZ [About ratification of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Uzbekistan about an organized set and involvement of citizens of the Republic of Uzbekistan for implementation of temporary work in the territory of the Russian Federation: Federal Law of December 5, 2017 № 366-FL] // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»
* * *
REGULATION OF MIGRATION FLOWS AND THE LABOUR MARKET
BARANOVA YULIYA KONSTANTINOVNA
Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
LYSIKOVA ALINA KONSTANTINOVNA The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Lipetsk Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors considered questions of labor migration in the Russian Federation. They said about need to establish close ties between the countries, suppliers of migrants and consuming countries of migration labor and told about need to perfect abilities and methods of involvement of foreign labor and also about problems and threats accompanying this phenomenon. Authors considered the migration legislation regulating questions of account and visa and allowing work with migrants. They considered these questions being guided by such laws as № 109-FL «About migration registration of foreign citizens and persons without citizenship in the Russian Federation»; The Concept of the state migration policy approved till 2025 by the Russian President; law of 2006 № 109-FL «About migration registration of foreign citizens and persons without citizenship in the Russian Federation»; new edition of the law of 25.07.2002 № 115-FL «About a legal status of foreign citizens». Besides in article authors raised the questions of economic and national security of the country, in the context of visa work and told about positive dynamics in the solution of tasks of improvement of the mechanism of implementation of work on the basis of patents. In article authors considered categories of citizens who have the right to carry out work on the basis of the work permit. The federal law № 115-FL «About a legal status of foreign citizens in the Russian Federation» regulates staying of such categories of citizens in the country. Authors designated legal mechanisms of visa work on issue of the work permit to highly qualified specialists (Aerospace Forces) and also execution of the invitation to entry into the Russian Federation, noted the priority of the direction on work with Aerospace Forces, considered the reasons of involvement of foreign workers at the Russian enterprises, such as shortage of working separate specialties and also unwillingness of local population to perform the offered work, highlighted questions of application of an information and analytical system the All-Russian base of vacancies «Work in Russia» which works at principles of the interstate Agreement on organized enrollment and involvement of citizens of the Republic of Uzbekistan and also touched the issue of improvement of a regulatory framework that will allow to lower an illegal migration flow.
Key words: labor migration, work permit, patent, highly qualified foreign specialist
Об авторах:
Баранова Юлия Константиновна, доцент кафедры «Финансы, налогообложение и бухгалтерский учет» Липецкого государственного технического университета, консультант отдела казначейского исполнения бюджета Управления финансов Липецкой области, г. Липецк
Лысикова Алина Константиновна старший инспектор организационно-методической группы управления по вопросам миграции МВД России по Липецкой области, г. Липецк
About the authors:
Baranova Yuliya Konstantinovna, Associate Professor of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Consultant of the Department of Treasury Budget Implementation, Management of Finance of the Lipetsk Region, Lipetsk
Lysikova Alina Konstantinovna, Senior Inspector of Organizational and Methodical Management Team Concerning Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Lipetsk Region, Lipetsk
Yu. K. BARANOVA, A. K. LYSIKOVA