УДК 331.5(470+571)
снитко н.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
регулирование международной миграции рабочей силы в России
статья посвящена рассмотрению особенностей регулирования международной миграции рабочей силы в мировой экономике. Проведен анализ правил миграционного законодательства в развитых и развивающихся странах. Рассмотрены проблемы регулирования миграции рабочей силы в России.
ключевые слова. Международная миграция рабочей силы. Развитые страны. Развивающиеся страны. Россия.
Все страны мира применяют различные методы регулирования миграции рабочей силы в целях ограничения потоков иностранцев.
Правила миграционного законодательства разных стран принимают разнообразные формы, применяются разнообразными способами и в разной степени.
Сравнивая системы миграционной политики в развитых и развивающихся странах можно отметить резкие различия и сходства.
Миграционное законодательство как в развитых так и в развивающихся странах поощряет высококвалифицированных работников. Большинство стран предоставляют режимы временного проживания. В некоторых развитых странах, в том числе в Австралии, Канаде и Новой Зеландии, преференции для высококвалифицированных работников осуществляются через систему балльной оценки. Балльные системы редко применяются в развивающихся странах. Формальные ограничения на въезд, включают в себя такие требования, как предварительное приглашение на работу и, в некоторых случаях, квоты.
Существуют значительные вариации в применении законов о миграции в разных странах. В развитых странах, применение пограничного законодательства варьируется в зависимости от экономического цикла, ужесточаясь во время рецессии и ослабевая во время экономического роста.
Развивающиеся страны менее склонны применять пограничный контроль и задерживать нарушителей своих законов об иммиграции; другие аспекты, включая рейды, правоохранительных органов, выборочные проверки, а также штрафы, применялись ими, не менее часто, чем в развитых странах. Даже после обнаружения нарушителей развивающиеся страны более
склонны ничего не предпринимать или просто штрафовать нелегальных мигрантов. В некоторых странах суды при проведении процедур депортации учитывают необходимость обеспечения единства семьи, а также связи иммигранта со страной пребывания.
Основные проблемы, возникающие при миграции рабочей силы создают предпосылки для развития нелегальной миграции. Для того чтобы пресечь незаконное пересечение границы и выделить нелегальных рабочих в отношении тех государств, из которых выходит много нелегальных мигрантов, все развитые страны ужесточают визовый режим, ужесточают пограничный контроль, привлекают для этого технологии сканирования, идентификации личности.
Многие государства заинтересованы в привлечении трудовых мигрантов, это объясняется потребностью в определенных специалистах, сезонном спросе.
США, Австралией, Канадой и Новой Зеландией проводится политика привлечения высококвалифицированных специалистов на постоянной основе.
Отбор иммигрантов въезжающих в США проводится на основе системы государственных преференций в рамках выделенных квот. В Канаде и Австралии государственная миграционная политика основана на применении метода балльной оценки исходя их способностей иммигрантов.
Квалифицированные специалисты в страны Европы въезжают на основе предоставляемых государством разрешений на временную работу. Процедура сложна и долго-временна для всех стран в мировой экономике: компании-работодателю необходимо доказать необходимость данного специалиста, собрать
соответствующие документы, опубликовать в СМИ объявление о вакансии.
На территории государств ЕС наделение правами мигрантов, легально проживающих, связанно со сроком проживания и длительностью пребывания иммигранта и опирается на концепцию «гражданства для не граждан» или «цивильного гражданства». Данный государствоцентричный подход выражается в том, что страны - участники ЕС сами определяют критерии и процедур, правила предоставления гражданства мигрантам. Доступ к европейскому гражданству регулируется прохождением национальных процедур предоставления гражданства отдельных стран, виз и видов на жительство.
Защита национальных рынков является особенностью антикризисной практики в странах Запада. Трудовой протекционизм по отношению к иностранным мигрантам уступают место открытости и толерантности в настоящее время [1].
Правительства стран Запада поощряют высылку нелегальных мигрантов, предлагая материальную помощь реэмигрантам.
Ассимиляционный подход, который применялся, в развитых странах, заменяется отходниче-ским, требованием временного пребывания иммигрантов по контракту, въезда мигранта без семьи, и возвращения в страну происхождения по окончанию его срока договора. Тенденция привязки квотирования въезда иммигрантов к экономическим и социальным потребностям страны-реципиента является основной характеристикой современной государственной политики регулирования миграции рабочей силы, данная тенденция будет только укрепляться [2].
Можно отметить, что основными мерами по регулированию миграции в развитых странах включают:
1) пресечение нелегальной миграции и борьба с ней;
2) удержание высококвалифицированных специалистов и поощрение мигрантов к возвращению на родину;
3) прием на работу должен осуществляться в соответствии с утвержденным государством перечнем специальностей;
4) согласование методов регулирования на национальном и международном уровнях, соблюдение требований международных организаций;
5) возможность получения двойного гражданства и др.
Рассмотрение опыта правового регулирования миграции рабочей силы в развитых странах позволяет сделать вывод, что государственная политика направлена на ужесточение требований законодательства в отношении мигрантов и усиление принципов протекционизма, соблюдение принципов безопасности и защиту национальных рынков труда, с одной стороны, и на соблюдении прав человека, принципов конкуренции и толерантности, с другой.
Рассматривая особенности и проблемы регулирования миграции в развивающихся странах можно выделить, что правовое регулирование потоков нелегальных мигрантов также характерно и для этих стран. Особенностью применения инструментов регулирования мигрантов сводятся к регламентации отъезда работника из страны, пребывания за границей и возвращения на родину.
До кризисных проблем, возникших в мировой экономике, правительства уделяли незначительное внимание управлению миграционными потоками во всех развивающихся странах. Попытками приступить к регулированию миграционных процессов стали некоторые правительственные начинания в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
В ряде развивающихся стран начали обсуждаться меры по реформированию трудового законодательства; стала проводиться реформа рынка труда; начал пересматриваться статус иностранных рабочих и т. д.
Между странами - донорами и странами - реципиентами заключаются двусторонние соглашения. Они призваны регулировать миграционные потоки, обеспечивать мигрантов легальным статусом. Особенностью данных соглашений является соответствие с общепринятыми международными нормами по защите прав человека и конвенционными актами Международной организации труда.
Правительства стран Южной Азии в своей миграционной политике стремятся сохранить экспорт национальной рабочей силы. Но последовательной политики страны не выработали по отношению к эмиграции своих граждан. Правительства региона по большей части начали ориентироваться на применение фискальных
Снитко Н.А.
Регулирование международной миграции рабочей силы в России
мер по отношению к мигрантам, данный эффект принял ограниченный характер из-за бедности мигрантов и проблемы коррумпированности органов власти.
Развивающиеся страны достаточно активно регулируют вопросы миграции рабочей силы. Рассматривая характер государственного регулирования миграции для стран с доходом выше среднего на душу населения можно отметить, что особенностью является направленность на снижение межэтнических конфликтов и легальным статусом проведения. Рассматривая особенности государственного регулирования миграции в странах с доходом ниже среднего на душу населения необходимо подчеркнуть крайне вяло текущий процесс по применению мер государственного регулирования, как эмиграции, так и иммиграции рабочей силы [3].
На сегодняшний день для России также характерна проблема международной трудовой миграции. Данный вопрос является достаточно актуальным, значимым.
Современные государственные подходы по миграционному законодательству России формируются под влиянием различных тенденций. Быстро меняющаяся миграционная ситуация и необходимость быстрого реагирования, постоянный поиск наиболее оптимальных методов государственного регулирования ускоряющихся потоков легальных мигрантов, регулирование нелегальной миграции, адаптация к наднациональным правилам и стандартам, попытки приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса и др.
Основной проблемой регулирования является то, что законодательство, представляет собой довольно сложную конструкцию, понимание и практическое владение которой вызывает определенные затруднения у неспециалистов, в особенности, у работодателей и иностранных граждан. Такое положение усугубляет трудности практического использования и создает поле для злоупотреблений [3].
Существенной проблемой является и схема взаимодействия федеральных и региональных органов власти, также процедура формирования квот.
Актуальна проблема неоднозначного восприятия участниками этих процессов соответ-
ствующих норм права, установленных законодательством.
В результате возникают фактически искусственно созданные ситуации, которые служат источником негативных последствий для управления миграционными процессами и продуцируют усиление социальной напряженности в обществе.
В качестве недоработок, присутствующих в современных миграционных правовых актах, является отсутствие механизмов регулирования трудовой деятельности иностранцев выезжающих за пределы регионов РФ, на территории которого мигрантам выдано разрешение на работу [4].
Определенные сложности в привлечение и использование иностранных специалистов связано с требованием обязательного представления документа об образовании. Данное требование не учитывает потребностей компаний в уникальных, узкоспециализированных специалистах, которые не имеют таких документов.
Это и проблема миграционного учета, и проблемы технического и административного характера, вызванными частичной неосведомленностью работодателей о том, как заполнять формы заявки на привлечение иностранной рабочей силы, и ошибками при их заполнении, отсутствие «обратной связи» при представлении заявок работодателей.
Для создания условий экономического роста РФ данная норма не отвечает требованиям деловой жизни. Данный порядок создает лишнюю финансовую и административную нагрузку на работодателей. Административные наказания, предусмотренные за нарушение указанных правил, представляются несоизмеримыми с тяжестью последствий самих нарушений.
Возможно, поэтому в настоящее время миграция в РФ носит нелегальный, временный характер. В настоящее время особенностью миграции является рост числа иностранных студентов в российских ВУЗах: к 2012-2013 учебному году оно увеличилось на 7%.
Три четверти из них являются гражданами стран СНГ (Казахстана - 34 тысячи студентов, Беларуси - 26 тысячи, Туркменистана - 12 тысячи, Узбекистана и Азербайджана -11 тысячи).
13.11.2014
Список литературы:
1. Глобализация и ее противоречия как особенность современной мировой экономики Снитко Н.А., Попов К.Г. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 4. С. 39-44.
2. Сущность и классификационный состав интеллектуального потенциала Лапаев С.П., Есенбаева А.А. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13 (132). С. 307-311.
3. Масштабы, направления и динамика международной миграции населения Чебыкина М.В., Снитко Н.А.Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 4. С. 52-58.
4. Модернизация планирования в условиях трансформации экономики Шарипов Т.Ф.Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 66-73.
5. Миграционный учет иностранных граждан в РФ и другое / Федеральная Миграционная Служба РФ // Официальный сайт ФМС России. - 2014. - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/
6. Information and support service ILO Helpdesk for Business on International Labour Standards / International Labour Organization (ILO)// Официальный сайт Международной Организации Труда. - 1996-2014. - Режим доступа: http://www.ilo.org/
Сведения об авторах:
Снитко Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-mail:[email protected]