PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS BASED
ON THE METHOD PILA TES
D.M. Gadzhiev, I.M. Bodrov, T.I. Makarenkova, G.S. Kylova
A program on physical culture based on Pilates for students of a special medical group was developed and a monitoring system was proposed. The results of a pedagogical experiment on the application of the program in the educational process of students of a special medical group, confirming its effectiveness are presented.
Key words: students of special medical group, physical culture, Pilates, monitoring, maintenance Pilates in the learning process.
Gadzhiev Dalgat Muratovich, senior lecturer, dalgat-1991@,mail, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Bodrov Igor Mikhailovich, senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Makarenkova Tatyana Ivanovna, senior lecturer, vnykova1302@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Krylova Galina Sergeevna, senior lecturer, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova
УДК 799.3
РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ В СТРЕЛЬБЕ (ГТО)
В.А. Громов, А.В. Скутин, Р.Г. Шайхетдинов
Предложена экспериментальная программа дополнительного обучения с элементами внедрения упражнений на координацию с целью повышения эффективности подготовки к испытаниям комплекса ВФСК ГТО. Исследованы показатели функционального состояния (сердечная деятельность), физической подготовленности (координационные способности), коэффициент соревновательной эффективности по рейтингу показателей качества стрельбы ГТО, положительная динамика которых подтверждает эффективность программы.
Ключевые слова: студентки, университет, стрельба ГТО, координационные упражнения, успешность.
В университетах принимаются активные усилия в повышении стабильности участия студентов в выполнении норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Большинство понимает важность и своевременность возрождения комплекса [2, 4]. Показатель массовости участия за прошлый год в университете среди студентов прибавил 12,4 %. Объем выполненных упражнений норм ГТО на 1-й, 2-й и 3-й уровни трудности 6-й ступени в университетах за последний год составил до 67,7 % от общего количества участия. Диапазон по отдельным видам выполненных норм составляет от
9,3 до 78,6 %. Различия в успешности выполнения отдельных упражнений ГТО предельно полярны. Например, в стрельбе всего выполнили нормы ГТО в 1-й попытке 15,8 % мужчин и 9,2 % женщин. На фоне быстрых темпов восстановления объемов массового участия необходимо привести в соответствие продуктивность и в стрельбе.
Очень важными индексами являются: желание участвовать в испытаниях по стрельбе ГТО и наличие материальной базы. Анкетирование респондентов, не принявших участие в испытаниях по стрельбе, показало, что значительная часть женского пола не имеет представления о данном виде (68,7 %). Именно этот фактор повлиял на отказ от участия. Ряд непосредственно наблюдаемых сопутствующих условий (активность студентов, их ответственность, оказание взаимопомощи и др.) указывают на то, что рост успехов в прошедшем году мог быть выше.
Необходимо совершенствовать продуктивные двигательные навыки стрелков с помощью традиционных упражнений и возможностью использовать специальные стрелковые тренажёры [1, 6]. Стрельба диктует требования не только к уровню состояния практической подготовленности, но и к уменьшению эмоциональных скачков, а также способствует повышению собранности и координации действий. Поэтому сердечная деятельность в соревновательный период, особенно в стрельбе, играет важную роль. В массовых мероприятиях создание искусственной управляемой среды с помощью тренажёров не всегда представляется доступным. В итоге ухудшается результат стрельбы.
Выдвинуто предположение, что успешность в стрельбе у женщин, можно улучшить за счёт развития координационных способностей. Испытания по комплексу ГТО показали хорошую подготовленность студенток, прошедших спортивную подготовку по различным видам спорта. Но, как только указанная категория приступала к практике по стрельбе, эффективность резко снижалась [5]. У остальных конкурсантов положение со стрельбой было ещё хуже. Предложенная координационная программа позволит повысить результаты студенток в выполнении нормативов комплекса ГТО. Планирование дополнительных занятий проводилось с учётом индивидуальных особенностей. Развёрнутая ведомость учёта ошибок на соревнованиях стала основным документом для внесения коррективов. В основу содержания программы привлечены те упражнения, применение которых позволило масштабировать результат. Масштабирование представляет собой отношение значительного увеличения производительности системы к приращенному объёму потреблённых ресурсов [3].
В 2018 г. представлена экспериментальная программа дополнительного обучения с элементами внедрения упражнений на
координацию. В содержание краткосрочных курсов по стрельбе ГТО сроком обучения в один месяц (8 занятий) были внесены коррективы для женщин. Участники стимулировались традиционными средствами (ценные подарки, значки, медали, грамоты). Укомплектованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы студентками по 33-35 чел.: КГ - 8 занятий (месяц) по традиционной схеме; ЭГ - 8 занятий (месяц) по координационной программе.
В ЭГ на тренировках применялись координационные упражнения в объёме 10 мин из традиционных средств, но в определённой последовательности и дозировке, исходя из стоящих задач в освоении прикладных навыков в стрельбе. У всех групп, участвующих в выполнении норм ГТО, по завершению курса освоения платформы обучения на соревнованиях фиксировались следующие показатели: функциональное состояние (сердечная деятельность), физическая подготовленность (координационные способности), непосредственно продуктивность стрельбы ГТО. В состав определения функционального состояния включены: частота сердечных сокращений (ЧСС), вариационный размах (ВР), амплитуда моды сердечного ритма (АМо), индекс напряжения (ИН), индекс Руфье (ИР). Для определения физической подготовленности (координации) были использованы такие показатели, как проба Ромберга (ПР), теппинг-тест (ТТ), кинестетическая чувствительность (КЧ). Коэффициент соревновательной эффективности определялся по рейтингу показателей качества стрельбы ГТО.
Физическая подготовленность определялась по тестам.
Проба Ромберга: стойка в четырёх положениях частей тела (на двух и на одной ноге с подниманием второй ноги). Руки вытянуть и поднять вперёд, глаза прикрыть. После принятия нужного положения уменьшается площадь опоры. Колебания рук и тела в любом направлении запрещены. Если испытуемый сможет зафиксировать все стойки 15 си более, то оценивается результат на «удовлетворительно».
Теппинг-тест позволяет определить частоту движений кисти. Испытуемый в максимальном для себя ритме карандашом ставит точки на одном листе бумаги в нарисованном квадрате. Тест выполняется раздельно в четырёх квадратах по 10 с с отдыхом по 10 с. Устойчивость двигательных движений можно определить либо при увеличении, либо при уменьшении количества обозначенных точек.
Кинестетическая чувствительность измерена с использованием кистевого динамометра. Прибор сжимается 3-5 раз в 50 % от своих максимальных силовых возможностей под контролем зрения, а после отдыха 3-5 раз в 50 % от максимального без контроля зрения. Нормальной величиной определена разница менее 20 %.
Работа функциональных систем была исследована до и после проведения краткосрочных курсов. В ЭГ наблюдался небольшой рост ЧСС, ИР, АМо, ИН при снижении ВР, то есть широты распределения (табл. 1). В ЭГ после окончания выполнения отдельных элементов упражнения в стрельбе выявлено достаточно быстрое восстановление ВР и ЧСС.
Таблица 1
Динамика показателей функциональной и физической подготовленности студенток в процессе эксперимента (М±т)
Показатели / пробы КГ ЭГ
Начало Конец Начало Конец
Функциональная подготовленность (сердечно-сосудистая система)
ЧСС, уд/мин 129±8,7 96±5,7 125±7,5 90±4,3
ВР, с 0,03±0,008 0,06±0,009 0,04±0,007 0,08±0,011
АМо, % 83±4,1 52±3,8 81±3,9 65±3,7
ИН, ед. 4820±384 900±260 4450±430 530±35
ИР, ед. 12,2±2,19 9,5±1,39 11,6±1,80 8,4±1,01
Физическая подготовленность (координация)
ПР, с 9±0,7 20±1,5 10±0,8 16±1,8
ТТ, кол-во 58±3,2 72±5,9 61±4,8 81±6,7
КЧ, % 24±3,6 17±1.4 32±2,9 14±2,5
Примечание: ЧСС - частота сердечных сокращений; ВР - вариационный размах;
АМо- амплитуда моды сердечного ритма; ИН - индекс напряжения;
ИР - индекс Руфье; ПР - проба Ромберга; ТТ - теппинг-тест;
КЧ- кинестетическая чувствительность.
В КГ изменился прирост в ИН в большую сторону. Изменчивость симпатоадреналовой системы у КГ повысилась. Повышенные индексы в АМо, ЧСС и ИН отмечены у всех участников КГ, но в КГ и ЭГ не было отмечено перенапряжения. В последствии функциональные системы у КГ и ЭГ выровнялись. Это говорит об успешной адаптации участников, но в разной степени. В ЭГ приспосабливаемость проходит быстрее и надёжнее.
В ЭГ физическая подготовка была направлена на развитие координационных способностей студенток. Достигнуты конкретные результаты по улучшению способностей на координацию в ЭГ и имеют значимые различия по отношению к КГ ^<0,05) (см. табл. 1). Основными критериями оценки улучшения координации и сердечной деятельности станет конечный продукт успешности стрельбы ГТО.
Завершающий результат в ЭГ по выполнению прикладных испытаний вырос до 63,6 % и приблизился к желаемому среднему показателю объёма выполнения остальных норм ГТО (67,7 %) (табл. 2). Студентки КГ достигли так же успехов, но в меньшей степени (48,3 %).
Таблица 2
Прикладная подготовленность в стрельбе ГТО (женщины)
Группа Период экспер. м, очки ±m P Б Ех АБ V, % ГТО, %
КГ До 8,3 0,69 <0,05 3,95 0,10 0,76 47,8 10,2
После 12,9 0,74 4,25 -1,34 -0,1 32,9 48,3
ЭГ До 9,7 0,78 <0,05 3,83 -0,58 0,13 39,5 12,1
После 16,3 0,76 4,36 0,37 0,69 26,7 63,6
В КГ показатели эксцесса (Ех) после проведения обучения резко уменьшились, распределение стало более плоским и скачки результатов выровнялись, стали более плавные. В КГ средние значения набранных очков в стрельбе по мишени составили 12,9±0,74 очков. В ЭГ колебания близки к нормальному среднему распределению, при средней величине набранных 16,3±0,76 очков, это на 3,4 очка больше (Р<0,05). В ЭГ асимметрия (Аs) стала выше коэффициента 0,25, что считается значительным, то есть скошенность направлена в сторону повышения результатов. Коэффициент вариации (V) указывает на снижение колебаний изменчивости результатов прикладных умений в КГ- на 14,9 % и в ЭГ - на 11,2%. Более важными являются различия в проценте выполнения норм в стрельбе ГТО: ЭГ в конце эксперимента прибавила 51,5 %, в КГ - 38,1 %. ЭГ в стрельбе показала прирост на 13,4% (Р<0,05) выше, чем в КГ.
Таким образом, включение в содержание программы обучения координационных упражнений способствовало повышению продуктивности в подготовке к испытаниям по стрельбе ГТО. Прикладная физическая подготовленность в экспериментальной группе подтверждена реальными успехами. Достигнутые положительные сдвиги в функциональной (сердечной деятельности) и физической подготовленности (координации) стали стабилизирующим фактором на соревнованиях по стрельбе. Улучшение координации движений позитивно влияет на уровень дальнейшего развития психофизических и психологических качеств.
Список литературы
1. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов [и др.]. М.: Физкультура и спорт, 2007. 120 с.
2. Бобков В.В., Кузьмин М.А. Оптимизация состава испытаний комплекса ГТО для студентов вузов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №12 (154). С. 38-42.
3. Громов В.А. Влияние масштабируемости физических нагрузок на результативность студентов вузов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 2. С. 44-50.
4. Пасовец Ю.М. Участие студенческой молодёжи во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 3. С. 53-63.
5. Повышение результативности в выполнении комплекса ГТО в университете / В.А. Громов [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. С. 24-29.
6. Shaykhetdinov R.G., Gromov V.A. University graduates psychophysical vocational fitness: methods of achievement // Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 3. P. 9.
Громов Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., camp048@,mail.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет),
Скутин Андрей Викторович, канд. мед. наук, доц., [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Шайхетдинов Рашит Гильметдинович, старший преподаватель, camp048amail. ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
REGULATION OF COORDINATION IN SHOOTING (TRP) V.A. Gromov, A.V. Skutin, R.G. Shaikhetdinov
The experimental program of additional training with elements of introduction of exercises on coordination with the purpose of increase of efficiency of preparation for tests of FGC TRP is offered. The parameters of the functional state (cardiac activity), physical fitness (coordination abilities), the coefficient of competitive efficiency by the rating of the quality indicators of the shooting of the TRP, the positive dynamics of which confirms the effectiveness of the program are investigated.
Key words: students, university, shooting of TRP, program, coordination exercises, effectiveness.
Gromov Viktor Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, camp048@,mail. ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural State University (National Research University),
Skutin AndreyViktorovich, candidate of medical sciences, associate professor, andrey. sckutin'a yandex. ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,
Shaykhetdinov Rashit Gilmetdinovich, senior teacher, camp048@,mail. ru, Russia, Chelyabinsk, Southern Ural State University (National Research University)