АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 657.6
регулирование и аудит биржевой деятельности: международный опыт и российские перспективы
В. А. КАБАШКИН,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: kva1955@bk. ru М. С. ХАНАЕВА, студентка кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Е-mail: m. khanayeva@mail. ru Московский государственный лингвистический университет
В статье выделяются отличительные черты рынка ценных бумаг и товарной биржи. Рассматривается законодательная база, регулирующая биржевую деятельность. Пристальное внимание уделяется процессу эмиссии ценных бумаг и управлению ею. Изучаются особенности аудита операций с ценными бумагами, а также аудита соответствующих организаций. Автором подчеркивается необходимость государственного контроля деятельности товарных и фондовых бирж.
Ключевые слова: фондовая биржа, аудит биржевой деятельности, государственное регулирование, эмиссия ценных бумаг.
Общеизвестно, что рынок ценных бумаг играет значительную роль в современной мировой экономике. Многие компании выпускают акции в целях привлечения капитала и инвестиций. Операции с ценными бумагами, клиринг и контроль рынка компьютеризированы. Технологии и программное обеспечение имеют ключевое значение для эффективной торговли, осуществления клиринга и системы контроля. Не-
обходимость регулирования рынка ценных бумаг, а также его аудита не вызывает сомнения. В системе фондового и товарного рынка вращаются крупные суммы денежных средств, влияющие на экономику страны в целом. Современное развитие биржевой деятельности требует обобщения накопленного опыта и определения перспектив аудита бирж.
Торговля, осуществляемая на бирже, или биржевая торговля в отличие от любых других видов торговой деятельности имеет следующие основные черты:
— приуроченность к определенному месту и времени, т. е. биржевая торговля проводится только в специально отведенном для этого процесса месте и только в установленные часы работы биржи;
— подчиненность установленным правилам биржевой торговли. Каждая биржа вырабатывает свои правила торговли на данной бирже, и все участники биржевой торговли обязаны соблюдать эти правила. Несоблюдение правил наказывается штрафами или исключением из членов биржи;
— публичность, т. е. биржевая торговля ведется в присутствии всех членов биржи или с их ведома;
— гласность, т. е. результаты биржевой торговли являются открытыми для широкой публики, сведения о них поступают в общество через средства массовой информации;
— регулируемость со стороны государства и общественности, т. е. государство через свои законодательные и нормативные акты устанавливает правила, в соответствии с которыми биржи строят свою деятельность;
— концентрация спроса и предложения по товарам, реализуемым на бирже, так как биржа — это самое подходящее место, где легко можно найти покупателя на продаваемый товар или продавца необходимого вам товара. На этой основе складываются представительные рыночные биржевые (рыночные) цены на товары.
Товарная биржа — продукт развития рынка, рыночных отношений — прошла длительный путь. Формы биржевой торговли, имея ряд общих организационных черт, постоянно изменялись, приспосабливались к потребностям экономики. Первая биржа, механизм торгов на которой близок к современному, была основана в Антверпене в 1531 г. Современники называли ее «бесконечной ярмаркой». Именно от антверпенской биржи ведут отсчет современные формы биржевой торговли. В 1549 г. возникла Лионская биржа. Поистине важнейшим событием в истории биржевого движения стало появление Амстердамской товарной биржи в 1608 г. Она на долгие годы становится своеобразной законодательницей мод в торговом мире. Там впервые появилась торговля по образцам и пробам товара, а затем были установлены качественные средние нормы для товаров. Возникновение внутрибиржевых стандартов сделало полностью излишним представление продаваемой продукции на биржу. На основе этих стандартов и ведется сейчас торговля в странах с традиционной рыночной экономикой.
К рассмотренному периоду времени можно отнести и зарождение аудита в современном понимании. Уже в XVI в. во многих странах был введен правовой контроль учетных книг. В Англии словом «аудитор» обозначали людей, занимавшихся проверкой учетных записей.
Наибольшее развитие аудит получил в XIX— XX вв. по двум причинам:
— происходили финансовые кризисы, которые вызывали волну банкротств, в результате чего повысился спрос на услуги бухгалтеров-аудиторов, которые защищали бы интересы учредителей, кредиторов, инвесторов;
— появлялись транснациональные корпорации, что потребовало проведения финансового состояния со стороны независимого контролера в связи с различным месторасположением учредителей и созданных ими коммерческих структур.
В конце XIX — начале XX вв. по мере монополизации рынков значение бирж реального товара падало. Вместе с тем появился и стал быстро развиваться совершенно новый тип товарной биржи — фьючерсная биржа. В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развивающихся странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. Господствующей формой биржевой торговли становится фьючерсная торговля. Появление фьючерсной биржи предоставило возможность сохранения в условиях падения цен стоимости уже произведенных, но еще не реализованных потребительных стоимостей, товарного капитала. Основными признаками фьючерсной торговли являются:
— фиктивный характер сделок, т. е. осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1 —2 % всего оборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции и выплаты разницы в ценах;
— преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование1, а не через поставку товара);
— заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальных особенностей стоимость товара, определенное
1 Хеджирование — страхование рисков от неблагоприятных
изменений цен по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Хеджирование совершается на бирже путем встречных покупок (продаж) фьючерсных контрактов. См. Васильев Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи. М.: Высшая школа, 1991.
количество которого потенциально представляет биржевой контракт;
— полная унификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара (например, 1 тыс. баррелей нефти), места и сроков поставки;
— обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретными продавцом и покупателем, а между ними (а чаще — их брокерами) и расчетной палатой — специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов.
Несмотря на проявившуюся в 1970—1980-х гг. тенденцию к уменьшению числа специализированных бирж, их слиянию и образованию универсальных бирж, на которых торговля ведется сразу несколькими разнородными товарами, а также нетоварными ценностями, потоварная специализация бирж сохранялась. Так, крупнейшие биржи металлов, как правило, не вели торговлю сельскохозяйственной продукцией. Биржи, где велась торговля промышленным сырьем и полуфабрикатами, обычно обособлялись от бирж, где преобладали сделки с пищевкусовыми товарами. Правда, были и очень крупные биржи, на которых торговля велась практически всеми группами товаров. Среди них ведущие американские биржи, например, «Чикаго борд оф трейд» (Chicago Board of Trade, CBOT) 2. В 1989 г. на ней осуществлялись биржевые операции с пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, соевым маслом и шротом, серебром и золотом, ценными бумагами, контрактами, основанными на индексах акций. Число проданных в 1988 г. на бирже фьючерсных контрактов достигло 116 758 тыс., а опционных сделок — 26 280 тыс. (47,5 и 53,5 % объема операций на американских биржах). Лишь незначительно ей уступала «Чика-
2 Биржа основана в 1848 г. В начале ее существования на бирже торговали только зерновыми культурами. Значительно позже к ним добавились фьючерсы на другие продукты (свопы, индексы ДЛА, казначейские бонды и ноты США). В 1982 г. на бирже стали торговать полностью электронными фьючерсными контрактами на серебро и золото. В 1994 г. СВОТ запустила собственную электронную торговую систему, которая позднее стала общим проектом под названием «е-СВОТ» Чикагской торговой палаты и Лондонской фьючерсной и опционной биржи. В 2007 г. биржа была поглощена конкурентом СМЕ.
го меркентайл эксчэйндж» 3, где велась торговля крупным рогатым скотом, живыми свиньями, беконом, пиломатериалами, золотом, а также валютами, финансовыми инструментами и контрактами на базе индексов акций. В 1988 г. на этой бирже было заключено 65 663 тыс. фьючерсных и 12 349 опционных сделок (26,7 и 25,1 % объема операций на американских биржах).
Другими универсальными биржами общего типа, правда менее крупными, были в США — «Мидамерика коммодити эксчейндж» и Нью-Йоркская биржа хлопка, в Великобритании — «Болтик фьючерс эксчейндж», в Японии — Токийская товарная биржа.
В это время крупнейшие товарные биржи становятся международными. Это означает, что они обслуживают потребности мирового рынка соответствующего товара, а установленные валютный, торговый и налоговый режимы не препятствуют проведению арбитражных сделок с биржами других стран, участию в биржевой торговле лицам и фирмам-нерезидентам страны местонахождения биржи и свободному переводу прибылей по биржевым операциям. При этом международный характер той или иной биржи не являлся абсолютным. Так, крупнейшие американские биржи зерна, несмотря на большие масштабы операций, в течение многих послевоенных лет не имели строго международного характера. В связи с перепроизводством и особенностями государственного регулирования рынка зерновых в США они были оторваны от мирового рынка. Однако в конце 1960 — начале 1970-х гг. ситуация кардинально изменилась, и положение на биржах США стало определяться состоянием мирового рынка. Превращению японских бирж в международные длительное время препятствовали валютные и налоговые ограничения. Осуществленные в начале 1980-х гг. изменения в валютном режиме открыли возможность проведения арбитражных операций. Они способствовали интеграции сахара, каучука, золота, платины, соевых бобов японских бирж на мировые рынки соответствующих товаров.
Основные международные биржи в начале 1990-х гг. — это все еще нью-йоркские и чикагс-
3 В настоящее время Chicago Mercantile Exchange (CME) является одной из самых крупных и наиболее диверсифи-
цированных товарно-сырьевой биржей в мире. Основана в
1898 г., первоначальное название — Чикагская масляная и яйцевая палата. В 1992 г. на CME была создана глобальная электронная торговая платформа Globex.
кие биржи (хотя и не по всем товарам), Лондонская фьючерсная и опционная биржа, Лондонская биржа металлов4, Лондонская международная нефтяная биржа, Международный рынок сделок на срок Франции, японские биржи, на которых заключались сделки с товарами — объектами международной торговли, а также рынок индекса фрахтовых ставок «Болтик фьючерс экс-чейндж».
Представляется необходимым отметить, что страны местонахождения международных бирж не только имеют возможность через них оказывать влияние на условия мировой торговли сырьем, но и получают значительные валютные поступления. В течение последних 10—15 лет на ведущих мировых товарных биржах наблюдаются следующие тенденции5:
— консолидация, вызванная введением евро, ужесточением конкуренции на мировых финансовых рынках, технологическим прогрессом, а также стремлением увеличить число участников товарных рынков, а следовательно, и объемы совершаемых сделок;
— растущее значение хеджирования рисков с помощью инструментов срочного товарного рынка;
— расширение спектра предлагаемых товарной биржей продуктов (товарные производные, индексные продукты) и услуг (клиринг, информационные услуги);
— автоматизация рынка, связанная с развитием компьютерных торговых систем;
— коммерциализация и изменение организационно-правовой формы (преобразование некоммерческой организации в акционерное общество), связанные с ростом конкуренции и желанием привлечь дополнительные средства для осуществления модернизации;
— рост взаимозависимости и числа участников рынка.
Стоит отметить, что перечисленные факторы привели к тому, что в настоящее время многие крупные фондовые биржи западных стран, традиционно специализировавшиеся на торговле акциями и облигациями, вводят в обращение товарные фьючерсы и опционы — одни из наибо-
4 London Metall Exchange (LME) — в настоящее время ведется торговля алюминием, сплавом алюминия, медью, свинцом, никелем, оловом, цинком.
5 По материалам внутреннего исследования Deutsche Вцгее Gruppe, авторский пер. с немецкого.
лее востребованных и перспективных продуктов в современных условиях. Примером такой биржи является франкфуртская Deutsche Вц^ Gruppe. За последние два года на срочном рынке данной биржи были введены производные на товарные индексы Доу-Джонса (Dow Jones-AIG Commodity Futures, Dow Jones-AIG Agriculture Futures, Dow Jones-AIG Energy Futures, Dow Jones-AIG Industrial Metals Futures), фьючерсы на золото, а также эмиссию углекислого газа6.
В настоящее время крупнейшими мировыми товарными биржами являются Нью-Йоркская товарная биржа NYMEX (контракты на нефть, газ, золото, серебро, платину, палладий, хлопок, кофе, какао, сахар), Нью-Йоркская торговая биржа (какао, кофе, сахар, хлопок, апельсиновый сок), Чикагская товарная биржа (зерновые и молочные продукты), Лондонская биржа металлов (медь, алюминий, никель), Товарная биржа в Даляне (соевые бобы, соевая мука, кукуруза), Токийская товарная биржа (драгоценные и промышленные металлы, каучук, сырая нефть и другие энергетические продукты) 7.
Три стадии развития аудита товарных бирж осуществлялись по следующим стадиям:
— подтверждающая — проверка и подтверждение каждой финансово-хозяйственной операции на основе учетных регистров, созданных аудитором;
— системно-ориентированная — проверка с предварительной оценкой СВК предприятия;
— вероятностная (ориентированная на риск) — выборочная проверка узких мест с определенной степенью аудиторского риска.
Аудит товарных бирж в настоящее время вступил в третью стадию своего развития — аудит, ориентированный на риск. При проверках и консультировании аудиторские фирмы прежде всего рассчитывают возможный риск (по специально разработанным таблицам или формулам).
Кроме того, отметим, что в настоящее время аудиторы повсеместно сталкиваются с компьютеризированным бухгалтерским и налоговым учетами, поэтому в современном аудите появилась особенность: компьютерный аудит или аудит в компьютерной среде.
6 См. http://www. eurexchange. com/trading/products/ COM_en. html.
7 См. http://www. cme. com, http://www. nybot. com, http:// www. nymex. com, http://www. lme. co. uk, http://www. dce. com.
ch, http://www. tocom. or. jp.
Пользователи отчетности товарных бирж, как правило, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции, осуществляемые биржами, законны и правильно отражены в отчетности, поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Необходимо отметить, что независимое подтверждение информации о результатах деятельности товарных бирж и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области регулирования финансовых рынков и налогообложения, а также судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Из этого вытекают основные функции аудита товарных бирж. Современный аудит товарных бирж выполняет две основные функции8:
— контрольную, подвергая всесторонней проверке данные первичных документов и учетных регистров внешней и внутренней бухгалтерии и составленную ею отчетность;
— информационную, являясь поставщиком достоверной информации пользователям.
В целях развития отечественной теории аудита следует вспомнить, что в России становление биржевых учреждений напрямую связано с Петром I. Именно по его инициативе в России возникли первые торгово-маклерские учреждения. Указом от 1723 г. Петр I предписывал «приневолить» купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений. Таким образом, в отличие от Запада инициатива создания биржи принадлежала не торговцам, а государству.
К этому же времени относятся и первые упоминания об аудиторах в России. Звание аудитора было также введено Петром I, который в воинском уставе 1716 г. и в «Табели о рангах» к воинским чинам причислил и аудитора. Петр I сделал это по примеру Польши, где аудитором называли судью, затем лицо, участвовавшее в судебном слушании, и, наконец, следователя.
Первая российская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1724 г. Создание же Московской биржи связано с декретом Екатерины II «Об утверждении плана построения Гостиного двора с биржей при нем», подписанного императри-
8 Воронина Л. И. Аудиторская деятельность: основы организации. М.: Эксмо, 2007.
цей в 1789 г. Однако практическая деятельность Московской биржи, расположенной на Ильинке, началась лишь после войны 1812 г. Заметное развитие биржевого движения в России произошло в 1830—1840-х гг., когда рост фабрично-заводских и кустарных предприятий стимулировал расширение торгово-рыночных отношений. В эти годы возникли биржи в Кременчуге, Рыбинске, Нижнем Новгороде и других торговых центрах России. Основным же периодом утверждения биржевой деятельности в России были 1860— 1870-е годы, что непосредственно было связано с всплеском экономического подъема в стране в связи с реформами 1861 г., когда биржи возникли практически во всех крупных городах России. Вся деятельность биржевых учреждений регламентировалась положениями устава. В нем строго определялись процедура, условия и правила заключения сделок, права и обязанности участников.
Параллельно развивается российский аудит. В 1797 г. аудиторы стали статскими чиновниками. В 1833 г. в целях обучения аудиторов в Петербурге была создана школа, переименованная затем в Аудиторское училище. Должность аудитора совмещала в себе должности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора. Однако после военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора была упразднена. Затем в России были предприняты еще три попытки создать систему независимого финансового контроля путем образования:
— института присяжных бухгалтеров (1831);
— института бухгалтеров (1909);
— института государственных бухгалтеров-экспертов (1928) 9.
Однако эти попытки потерпели крах в основном из-за отсутствия юридических гарантий аудиторской деятельности, а также нестабильной экономической и политической обстановки.
К 1917 г. в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж и соответствующее число биржевых комитетов в 77 городах страны. Русские дореволюционные биржи во многом отличались от западноевропейских и американских. В их развитии преобладали тенденции, чуждые заграничной практике, что вызывало в то время значительную критику за
9 Воронина Л. И. Аудиторская деятельность: основы орга-
низации. М.: Эксмо, 2007.
их отсталость и архаизм. Русские биржи, хотя и выработали понятие заменимого товара, но сделок специально биржевых не знали10. Даже Калашниковская хлебная биржа устанавливала только минимум биржевой сделки (по количеству или стоимости), но не вводила кратности и, следовательно, не знала единицы сделок. Другие же биржи не вводили никаких ограничений в отношении количества товара. Более того, на русских биржах заключались сделки и с незаменимыми товарами. Интересно подчеркнуть, что русские биржи были не только рынком, но и общественно-представительным органом, отстаивавшим на своих съездах и совещаниях эту роль. «Есть даже основания утверждать, что наши русские биржи, будучи местными организациями, возникли во многих случаях не столько ради задач торга, сколько вследствие назревшей потребности в представительстве местных торгово-промышленных интересов», — писал обозреватель русских бирж Ю. Фи-липпов11.
После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику «военного коммунизма». Однако нэп восстановил биржи в правах. Первые товарные биржи в стране Советов возникли в конце 1921 г. (Вятская, Нижегородская). К августу 1922 г., когда вышло постановление Совета труда и обороны о биржах, ставшее основой их существования, их число достигло 50. К 1923 г. их насчитывалось 79, а к 1924 г. — 96. На 01.10.1926 — апогей биржевой торговли — в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8 514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. Государственные и кооперативные организации составляли 67 %, а частные лица — 33 % участников. Несмотря на относительно широкое развитие товарных бирж, с коммерческо-ры-ночной точки зрения они уже для того времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли. В дальнейшем в условиях свертывания нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством
10 Специально биржевая сделка оставляла для договаривающихся сторон только два условия: цену и срок. Количество же должно было быть или равно определенной норме, или ей кратно.
11 ФилиповЮ. Биржи в России // В кн.: Штиллих О. Биржа и ее деятельность. СПб. 1915. С. 184.
начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 г. принято решение о сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 г. — о ликвидации.
В 1990-е гг. вместе с началом перехода к рыночной экономике началось возрождение товарных бирж.12 В 1990 г. в Москве были открыты Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ) и Московская товарная биржа (МТБ). К концу 1990 г. в стране13 насчитывалось более 700 бирж, и Россия по их числу вышла на первое место в мире. Очень скоро Москва стала биржевой столицей мира по количеству фондовых бирж, число которых во всей России составляло 40 % от их общемирового количества.
Однако не представляется возможным сравнивать российские биржи того периода с международными: в России начала 1990-х гг. биржи были скорее спонтанно организованными ярмарками, где часто торговали каким угодно, но обязательно реальным товаром. Первые поставки компьютерной техники прошли через биржи. При проведении торгов широко использовался простой аукцион, применявшийся еще на советских биржах эпохи нэпа. В 1991—1992-х гг. были приняты федеральные законы и нормативно-правовые акты, которые приблизили организационно-правовой статус российских бирж к международным стандартам. Впрочем, фондовые биржи в это время обнаруживают большее соответствие мировой практике, нежели товарные. В сделках на товарных биржах могли участвовать постоянные и разовые посетители, а члены биржи могли быть неравноправными. Фондовые биржи в действительности представляли собой закрытые клубы профессиональных участников финансового рынка.
После резкой активизации торговли реальным товаром и увеличения числа бирж многие из них были вынуждены закрыться уже в 1992 г. Дело в том, что со временем оптовые компании отладили торговые связи, накопили необходимую информацию, установили прочные деловые контакты и начали уходить с торговых площадок. Члены биржи стали работать на внебиржевом рынке. Выжить в этих условиях смогли те товар-
12 См. Васильев Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи. М.: Высшая школа, 1991.
13 Там же.
ные биржи, которые, оказавшись в стороне от реальных денежных потоков, сумели наладить торговлю срочными контрактами. В 1993 г. количество товарных бирж сократилось на треть, а к концу 1996 г. — более чем на 60 % по сравнению с 1992 г.
Одновременно растет роль фондовых бирж. На рубеже веков многие из этих выживших товарных бирж уже были закрытыми площадками, на которых действовали профессиональные биржевые спекулянты и хеджеры. Таким образом, товарная биржа трансформируется из «ярмарочной площадки», где торгуют реальным товаром, в компьютеризованный рынок производных инструментов. Параллельно с процессом трансформации товарных бирж упрочняются и позиции аудита в Российской Федерации. Начиная с 1992 г. во всех крупных городах России стали появляться аудиторские фирмы.
В современной России регулирование аудита бирж проводится со стороны государства, ассоциаций и союзов. Проверяя товарные биржи, аудитор должен помнить, что биржевая деятельность отнесена законом к лицензионным видам деятельности. Лицензии выдаются Комиссией по товарным биржам при Федеральном антимонопольном органе в соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.03.2010 № 121. Лицензия не выдается, если в уставный капитал не будет внесено менее 50 % объявленной суммы (ст. 1214).
Важными внутренними документами для аудитора товарной биржи являются устав и правила биржевой торговли. В уставе15 биржи должны быть определены:
— структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;
— размер уставного капитала;
— перечень и порядок формирования постоянных фондов;
— максимальное количество членов биржи;
— порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;
14 Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-Х «О товарных биржах и биржевой торговле».
15 Статья 17 Закона РФ от 20.02.1992 № 2383^ «О товарных биржах и биржевой торговле».
— права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;
— порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.
При проведении аудита товарных бирж аудитор должен, прежде всего, руководствоваться общими положениями принятого в 2008 г. закона «Об аудиторской деятельности» 16, регулирующего аудиторскую деятельность в нашей стране и подтвердившего окончательное становление системы российского аудита. Данный закон обозначил правовое пространство аудита, расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений и определил функции государственного органа по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Кроме того, в Российской Федерации биржи относятся к организациям, обязанным публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом обязательной публикации подлежит:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о прибылях и убытках;
— итоговая часть аудиторского заключения.
Представляется необходимым отметить, что регулирование аудита товарных бирж не исчерпывается регулированием со стороны государства. Общественные интересы представляют общественные объединения аудиторов, аудиторские палаты, ассоциации. Они объединяют в себе специалистов, ученых, преподавателей в области бухгалтерского учета, аудита, финансовой контрольно-ревизионной и аналитической деятельности (например, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, Московская палата аудиторов). Объединения призваны содействовать развитию экономической науки, внедрению в практику хозяйствования передового отечественного и зарубежного опыта в области бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа, оказывать помощь своим членам в решении конкретных учетно-аналитических и аудиторских проблем, защищать гражданские, экономические и социаль-
I6 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
ные интересы членов объединения, страховать ответственность аудиторов 17.
Выпуск акций, облигаций, депозитных сертификатов и других долго- и краткосрочных долговых обязательств называется эмиссией ценных бумаг. Эмиссия осуществляется промышленными и торговыми компаниями, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями, центральными и местными государственными органами. Эмиссия является одним из средств мобилизации капитала. Компании выпускают ценные бумаги для пополнения недостатка капитала; банки и другие кредитно-финансовые учреждения — в целях увеличения капитала и финансирования своей кредитной деятельности; центральные и местные государственные органы — для покрытия бюджетного дефицита и финансирования государственного долга (включая и внешний).
Эмиссия ценных бумаг и их размещение осуществляются самим эмитентом через банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Иногда гарант размещения акций только один, но чаще всего, особенно когда выпуск акций довольно объемный, компании кооперируют, объединяясь в эмиссионные консорциумы. Гаранты размещения акций планируют и управляют выпуском. Они ведут переговоры с компанией, выпускающей акции, чтобы придти к соглашению о ценах, которые будут достаточно высокими, чтобы удовлетворить требования компании, но достаточно низкими, чтобы привлечь покупателей. Если компания ранее не размещала свои бумаги на фондовом рынке, то гарант размещения акций взимает фиксированную ставку за свои услуги. Ценные бумаги размещают по открытой подписке или среди заранее определенного круга инвесторов, а также на фондовой бирже и внебиржевом рынке ценных бумаг. Если же компания утвердилась на рынке, гарант берет на себя ряд рисков и выкупает пакет ценных бумаг по фиксированной цене, продает его широкому кругу покупателей частями по завышенной цене, оставляя себе разницу. Когда ситуация на рынке ухудшается, а организация выпуска идет полным ходом, гарант рискует не продать ценные бумаги по запланированной цене. В этом случае синдикат, размещающий ценные бумаги, распускается, гаранты по отдельности реализуют ценные бума-
17 МельникМ.В. Основы аудита. М.: ИНФРА-М, 2008.
ги по той цене, по которой возможно, при этом они несут, как правило, большие убытки.
Фондовые биржи могут функционировать при решении организационных вопросов, а также при наличии регулирующих и контрольных органов в них. Регулирование и контроль — необходимые элементы, обеспечивающие высокую степень доверия к ценным бумагам всех участников биржевых операций. В противном случае инвесторы не будут уверены в сохранности своих средств, посредники — в получении дохода от операций, продавцы ценных бумаг — в возможности получения средств на обусловленных соглашениях и перепродажи ценных бумаг по мере необходимости.
Важные функции в структуре контрольных органов возлагаются на аудиторский независимый контроль, а также на внутренний контроль самих бирж и финансовых органов. Переход к биржевым операциям с ценными бумагами обусловливает появление новых видов доходов и расходов, которые необходимо предусмотреть в налоговом законодательстве. Например, рост рыночной цены акций или облигаций дает дополнительный доход владельцу (так называемый доход от прироста капитала), который в странах с рыночной экономикой, как правило, облагается налогами. Одновременно из налогооблагаемой прибыли вычитают суммы потерь от реализации обесценившихся акций.
Торговля ценными бумагами обусловливает разглашение информации об эмитентах ценных бумаг путем публикации данных об их финансовом состоянии. Каждое предприятие, организация, акционерное общество, которое предлагает акции и облигации для открытой продажи, обязано предоставить информацию о своей деятельности всем потенциальным инвесторам, а также органу, который должен разрешить выпуск ценных бумаг. Достоверность этой информации обосновывается заключениями аудиторской фирмы, обслуживающей эмитента на договорных началах, в которых освещается финансовое состояние эмитента на момент выпуска ценных бумаг, а также определяются перспективы деятельности его в будущем. Заключения аудитора укрепляют доверие инвесторов к ценным бумагам эмитента, позволяют участникам рынка принимать важные решения об инвестировании средств, обеспечивают экономически обоснованное перенесение
финансовых ресурсов на перспективные направления капиталовложений.
Аудит помогает органам, которые управляют выпуском ценных бумаг, регулировать деятельность эмитентов, в частности устанавливать параметры инвестиционных портфелей банков, холдинговых компаний, страховых обществ, пенсионных фондов и т. п. В каждом случае нормативы размещения активов должны удовлетворять требованиям ликвидности, обеспечивать надежность функционирования компаний и сохранность денежных средств, внесенных населением. Опыт показывает, что высокая степень обоснованности нормативов обеспечивает защиту вкладчиков.
Отдельной аудиторской проверке подлежат биржевые операции, которые на фондовой бирже проводятся в основном с ранее выпущенными бумагами открытых корпораций при условии, что они допущены к обращению на бирже. Ценные бумаги нового выпуска, как правило, по подписке размещаются у инвестиционных дилеров и сначала реализуются через внебиржевой рынок. Только после этого компания может осуществить допуск для своих ценных бумаг на фондовую биржу, т. е. добиться включения их в список бумаг, которые котируются на бирже (процедура допуска ценных бумаг на биржу называется листингом).
К биржевому обращению по решению биржевого комитета допускаются ценные бумаги только крупных известных компаний. Чтобы быть включенной в это обращение, корпорация должна соответствовать строгим количественным и качественным критериями и дать согласие на соблюдение правил операций, которые есть на этой бирже.
На биржах существуют разные критерии допуска ценных бумаг в обращение. Важнейшие из них следующие:
— сравнительно большой выпуск ценных бумаг;
— публичное размещение их среди широкого круга владельцев;
— наличие у корпорации-эмитента рабочего капитала в определенном минимальном размере;
— прибыльная деятельность этой корпорации в течение нескольких лет.
Операции с ценными бумагами на бирже осуществляются по определенным правилам. Чаще
всего ценные бумаги продаются и покупаются стандартными пакетами (100 и более акций). Для участия в операциях на бирже клиент подает ей заказ по типовой форме. В нем содержится инструкция для клиента относительно срока, в течение которого действует заказ, и цена соглашения. Клиент может изменить этот срок. В заказе может указываться конкретная цена, по которой должна произойти операция, или максимальная стоимость соглашения — верхняя при купле и нижняя при продаже.
Заказ по «рыночной» цене означает, что клиент согласен купить или продать определенное количество ценных бумаг по цене открытия рынка. Разрешается указывать в заказе специальные инструкции, например, выполнять заказ по частям, чтобы не повлиять на цену в худшую сторону, использовать выручку от продажи одних ценных бумаг для приобретения других.
На основе полученных заказов биржа (курсовые брокеры, трейдеры, компьютерная система), сопоставляя спрос и предложение, а также цены, находит для каждого выкупа ценных бумаг вариант, по которому будет реализовано наибольшее количество заказов. Цена (курс), при котором удовлетворяется наибольшее количество заказов, объявляется ценой открытия биржи. Эти операции подлежат обязательному аудиту.
Вместе с тем, по мнению авторов, в условиях посткризисного процесса и повышенных инфляционных рисков в российской экономике вопросы становления организованного товарного рынка приобретают все большую актуальность. Представляется очевидным, что о степени развития экономики любой страны можно судить по развитости биржевого рынка, в том числе товарного. Таким образом, биржевой рынок является индикатором развития национальной экономики.
Во всех экономически развитых странах рыночная цена на базовые товары определяется в ходе биржевых торгов, так как данный механизм ценообразования является наиболее прозрачным и объективным. Известно, что Россия занимает одно из ведущих мест в мировом производстве стратегических товаров. В частности, наша страна входит в десятку мировых стран по добыче нефти, газа, золота, леса, производству никеля, сахара, подсолнечника, зерна и других товарных активов. В последнее время Россия стала крупнейшим
экспортером зерна и сейчас начинает играть одну из ведущих ролей на мировых рынках продовольствия. Однако, несмотря на это, единого биржевого товарного рынка в России не существует. Например, по мнению В. Карабовского, руководителя аналитического отдела компании ИФК «Солид», в настоящее время организованный товарный рынок не развит, товарные фьючерсы на биржах представляют собой лишь мизерную долю того, что продается на стихийном рынке. Такого же мнения придерживается и В. Николаев — директор Биржи «Санкт-Петербург»: «Активность на российском биржевом рынке в настоящее время крайне низкая» 18.
В настоящее время можно выделить следующие ключевые проблемы российского товарного рынка, подразумевающие необходимость прямого государственного вмешательства19:
— отсутствие общей государственной концепции (стратегии) развития организованного товарного рынка и определения его роли в экономике страны;
— устаревшая нормативно-законодательная база рынка.
Анализ нормативно-правовой базы позволяет выявить целый ряд насущных проблем регулирования российского товарного рынка. Существующая нормативная база, регулирующая товарные рынки в России, ограничена на уровне подзаконных нормативных правовых актов, чего явно недостаточно. По мнению И. Межераупс, юриста юридической фирмы «Линия права», в отличие от биржевой торговли ценными бумагами, которая представляет собой четко организованный процесс, характеризующийся высокой степенью урегулированности непосредственно на уровне внутренних документов бирж, регулирование торговли на оптовом рынке товаров основано на саморегулировании деятельности его участников20. Таким образом, если законодательные требования по фондовому рынку в целом достаточно хорошо проработаны, то с законами в области срочного и товарного рынков
18 Биржевой товарный рынок: трудности становления и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2007. № 24 (351).
19 По материалам профессиональной конференции «Биржевой товарный рынок России» — 2009. Определение пути развития. 25 февраля 2009 г.
20 По материалам статьи «Проблемы законодательного ре-
гулирования биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами
в России». Рынок и право.
все обстоит гораздо сложнее. Многие аспекты не урегулированы, некоторые положения закона неоднозначно трактуются. Прежде всего, представляется необходимым отметить следующие положения:
— нет определения понятия «биржевая рыночная цена»;
— наличие непонятной многоуровневой системы аккредитации участников на бирже;
— отсутствие требований к участникам торгов;
— отсутствие требований по раскрытию информации о торгах биржами и участниками торгов;
— отсутствие требований к документообороту в процессе и по итогам торгов;
— отсутствие мер по защите брокеров от клиентов и клиентов от брокеров;
— отсутствие правил организации срочного рынка по товарным инструментам;
— отсутствие описания механизма и требований по вопросам клиринга на товарном рынке.
Кроме того, важнейшей задачей государства является совершенствование системы налогообложения в части налога на добавленную стоимость (гл. 21 Налогового кодекса РФ, НК РФ), налога на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ), налога на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ). Согласно стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. 21 был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации22, «целесообразно... уточнение порядка налогообложения (в первую очередь, по НДС и по НДФЛ) операций с производными финансовыми инструментами, как предусматривающими, так и не предусматривающими поставку базисного актива, включая ситуации, когда базисными активами являются и не являются ценные бумаги и фондовые индексы».
В части НДС необходимо устранение неопределенности порядка налогообложения, связанной с различной трактовкой вариационной маржи и опционной премии по поставочным товарным контрактам (является ли авансом), а
21 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р.
22 Одобрена Правительством РФ 05.02.2009.
также с определением налоговой базы по поставочным срочным товарным контрактам.
В части НДФЛ предлагается закрепить формирование налоговой базы для физических лиц с учетом сальдирования убытков по операциям со всеми финансовыми инструментами на биржевом рынке.
В части налога на прибыль организаций требуется:
— закрепить новые правила переоценки финансовых инструментов срочных сделок, исключающие устаревшее требование текущей переоценки требований и обязательств по биржевым срочным сделкам, а также по всем опционам;
— уточнить правила хеджирования, в том числе хеджирование одного актива посредством сделок с другим базисным активом, а также возможности заключения нескольких сделок хеджирования для страхования рисков неблагоприятного изменения цены одного актива;
— уточнить порядок налогообложения налогом на прибыль организаций операций с финансовыми инструментами, совершаемых клиринговыми организациями, в том числе при выполнении функций центрального контрагента.
По мнению А. Салащенко, представителя ОАО «Фондовая биржа РТС», с помощью внесения изменений в НК РФ можно решить следующие задачи23:
— повысить емкость и прозрачность российского финансового рынка;
— обеспечить эффективность рыночной инфраструктуры;
— сформировать благоприятный налоговый климат для его участников;
— совершенствовать государственное регулирование на финансовом рынке.
Таким образом, могут быть созданы предпосылки для появления серьезного товарного рынка России с расчетами в рублях, а также будет сделан серьезный шаг к появлению в России международного (или для начала регионального) финансового центра. Но еще раз подчеркнем, что, по мнению авторов, на данный момент, учитывая высокие риски в работе срочных секций и законодательные пробелы, сложно говорить о полноценном развитии рынка. Законодательная
23 По материалам конференции «Биржевой товарный рынок России» — 2009. Определение пути развития».
база в сфере товарного рынка — это то, что сегодня необходимо активно развивать.
Таким образом, для создания полноценной законодательной основы требуется внесение изменений и дополнений в НК РФ, Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» и другие действующие законодательные акты, а также разработка и введение в действие новых законодательных актов, обеспечивающих:
— определение принципов государственного регулирования биржевой торговли, в том числе на рынке товарных фьючерсов и опционов (на срочном рынке);
— закрепление за органами исполнительной власти и государственного управления функций государственного регулятора срочного рынка;
— создание терминологической основы срочного рынка;
— установление порядка осуществления деятельности на организованных товарных рынках (требования к деятельности бирж, клиринговых организаций, биржевых посредников и брокеров), в том числе при обслуживании клиентов на биржевых рынках;
— правила лицензирования участников биржевого рынка, включая квалификационные требования к лицам, осуществляющим операции на срочном рынке;
— формирование рыночных механизмов ценообразования;
— установление особенностей заключения биржевых сделок, их исполнения и налогообложения по зарегистрированным на биржевых торгах сделкам с товарными фьючерсами и опционами.
Представляется очевидным, что для того чтобы товарный рынок заработал, необходимо заинтересовать потенциальных участников этого рынка, чтобы они присоединились к торгам и создали необходимый уровень ликвидности. Большинство специалистов сходятся во мнении, что пока нельзя говорить о существенной заинтересованности поставщиков и покупателей в развитии биржевого товарного рынка.
Таким образом, секторы товарного рынка классических биржевых активов в большей или меньшей степени были и остаются монополизированными, лишенными прозрачности. На их деятельность огромное влияние оказывают неформальные связи и взаимоотношения. В силу
всего перечисленного применение механизмов срочного рынка, т. е. механизмов развитого рынка в этих секторах было невозможно в период активного развития биржевой деятельности. Те же причины являются сдерживающими при развитии указанных рынков и сейчас. Что касается запуска индексных контрактов на ранее перечисленные товары, то здесь тоже существовали непреодолимые сложности. Во-первых, отсутствие бенч-мака24. В силу своей специфики индексные контракты на Западе не бывают слишком простыми по своему построению. Так, например, бенч-мак по нефти на IPE построен на основе шести источников: London Oil Reports, Petroleum Argus, Platts и электронных источников — Reuters, RIM и Tolerate. В России не существовало агентств подобного уровня по тщательности и достоверности сбора информации, а также, что весьма существенно, по уровню доверия участников. Кроме того, не существовало прозрачного цивилизованного спот-рынка на зерно, лес, сырую нефть и нефтепродукты. Были и другие, менее значительные причины (вялость и пассивность организаторов торговли в запуске и поддержании ликвидных контрактов, отсутствие достаточных знаний у руководителей биржевых структур, а также биржевых функционеров), однако уже и основных причин достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности запуска индексных контрактов на сырьевые ресурсы в России как с начала существования рыночных отношений, так и в настоящее время.
Очередная попытка активизировать работу в товарном направлении была сделана российским биржевым сообществом в октябре 2005 г. Российский биржевой союз (РБС) возобновил свою работу после пятилетнего перерыва и продекламировал товарное направление в качестве приоритетного для развития российских бирж. Следует отметить, что наибольших успехов в организации биржевых торгов драгоценными металлами добилась ведущая российская товарная биржа РТС (первая в России биржа с ликвидным рынком товарных фьючерсов), где в июне 2006 г. были введены в обращение расчетные фьючерсные контракты на золото, а в июне 2007 г. — на серебро.
24 От англ. benchmark — индекс или иной измеритель рынка, используемый для оценки инвестиционного портфеля и связанных с ним рисков.
По результатам, например, первого полугодия 2008 г. контракт на золото вошел в 20 крупнейших контрактов в мире по оборотам (18-е место). Согласно рейтингу FI 385 Magazine с оборотом 2 517 контрактов он признан самым быстрорастущим контрактом в мире и составил + 240, 34 %. По состоянию на 19 февраля 2009 г. объем открытых позиций достиг 3,8 млрд руб. В марте 2009 г. в обращение были введены два новых контракта — на платину и палладий.
Необходимо отметить, что глобальный финансово-экономический кризис не мог не затронуть российскую нефтегазовую промышленность. В сложившихся условиях реализация нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке при низкой эффективности законодательного регулирования комплекса, нарушении оптимальных ценовых пропорций и высокой степени рисков актуализирует вопрос работы на организованном товарном рынке.
Правительством РФ 05.02.2009 была одобрена концепция создания в Российской Федерации международного финансового центра. В соответствии с проектом концепции в краткосрочной перспективе (до 2010 г.) перед российской финансовой системой среди прочего поставлена задача запуска товарных бирж, на которых обращаются производные финансовые инструменты на ключевые группы товаров (нефть, нефтепродукты). Первоочередными законами, необходимыми для формирования международного финансового центра в России, согласно данной концепции являются законы о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о секью-ритизации, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Сопоставление российского биржевого товарного рынка с крупнейшими биржевыми товарными центрами в мире выявило существенное отставание России, для преодоления которого необходимо развитие российского биржевого товарного рынка и его инфраструктуры в следующих направлениях:
— формирование прозрачной и гибкой системы регулирования, охватывающей все элементы финансовых рынков, в том числе систему налогообложения;
— развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.:
— формирование условий рыночного ценообразования на стратегические товары посредством организованного срочного рынка
Концепция создания в Российской Федерации международного финансового центра:
— запуск товарных бирж, на ко-торых обращаются производные финансовые инструменты на ключевые группы товаров
Развитие российского финансового рынка и аудит товарных бирж
производных финансовых инструментов, рост институциональных инвесторов;
— интеграция российского биржевого товарного рынка в глобальные товарные рынки, формирование бренда России как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов.
В рамках изложенных концепций следует особенно подчеркнуть роль аудита в развитии финансовых рынков Российской Федерации, в том числе срочных товарных рынков. Взаимосвязь данных концепций и их влияние на развитие аудита товарных бирж представлены на рисунке.
Развитая система аудита товарных бирж позволит оперативно выявлять нарушения на биржевом товарном рынке, тем самым повышая его эффективность, а также будет способствовать развитию системы раскрытия информации, повышая прозрачность на финансовых рынках, а следовательно, и доверие их участников. Представляется необходимым еще раз отметить, что Российская Федерация является ведущим производителем стратегических товаров. Мировой финансовый центр, каким должна стать Россия согласно концепции, утвержденной Правительством РФ, не мыслим без развитого товарного рынка, эффективное и бесперебойное функционирование которого будет обеспечиваться посредством финансового аудита.
В условиях рыночной экономики российское государство стремится создавать рыночную систему ценообразования через биржевую торговлю, в первую очередь на стратегические товары. Основываясь на Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г., а также концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра, можно сделать вывод, что роль биржевых товарных рынков Российской Федерации в ближайшие годы будет постоянно возрастать, а значит, будет возрастать и роль и необходимость развития аудита биржевого товарного рынка России — средства обеспечения его максимальной эффективности и прозрачности. Очевидно, что развитие аудита товарных бирж должно быть обусловлено объективным процессом развития биржевой торговли товарами на территории Российской Федерации.
Список литературы
1. Воронина Л. И. Аудиторская деятельность: основы организации. М.: Эксмо, 2007.
2. Кабашкин В. А. Государственный аудит — эффективное средство регулирования корпоративных структур РФ // Государственная служба. 2007. № 1 (45).
3. Мельник М. В. Основы аудита. М.: ИНФ-РА-М, 2008.
4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
5. О комиссии по товарным биржам при государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: постановление Правительства РФ от 24.02.1994 № 152.
6. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
7. О товарных биржах и биржевой торговле: Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1.
8. Роджерс Дж. Товарные биржи: самые горячие рынки в мире. М.: Олимп-Бизнес, 2008.