ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГУРУЕВА З.М.
РЕГУЛИРОВАНИЕ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПОДХОДА
Рассматривается возможность использования стратегического подхода в регулировании асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований. Приведены рекомендации по разработке стратегий зон, в которые входят проблемные (отсталые и слабо развитые) муниципальные образования.
аитлш 2.м.
REGULATION OF THE ASYMMETRY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL UNITS WITH THE USE OF THE
STRATEGIC APPROACH
The possibility of strategic approach using in regulation of asymmetry of social and economic development of municipalities is considered. Recommendations about strategy of zones development into which enter problem (backward and poorly developed) municipalities are provided.
Ключевые слова: асимметрия, муниципальное образование, стратегия, организационно-экономический механизм.
Keywords: asymmetry, municipality, strategy, organizational and economic mechanism.
Ослабление государственного регулирования способствует росту территориальной асимметрии муниципальных образований, в связи с чем, становится объективной необходимостью активизация роли государства в обеспечении развития территориальных социально-экономических систем, тесного и активного сотрудничества власти и бизнеса.
На наш взгляд, целью государственной региональной политики снижения территориальной асимметрии должно стать обеспечение устойчивого, динамичного экономического развития проблемных (отсталых и слабо развитых) муниципальных образований при постепенном выравнивании уровней их социально-экономического развития по сравнению с наиболее развитыми муниципалитетами в долгосрочном периоде.
Результатом политики снижения асимметрии будет являться постепенное приближение отстающих муниципальных образований по основным показателям социально-экономического развития к аналогичным значениям в
развитых муниципальных образованиях. Теоретическое осмысление проблемы асимметрии позволяет утверждать, что снижение территориальной асимметрии возможно только посредством экономического развития проблемных территорий с опорой на собственный потенциал.
Механизм регулирования асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с выбором направлений, способов, методов и инструментов развития проблемных территорий [3].
Под организационно-экономическим механизмом регулирования асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований нами понимается совокупность субъектов, организационных, экономических, ресурсных, правовых, методических и других составляющих его элементов, форм их взаимодействия, протекающего под влиянием объективно возникающих мотивов поведения и субъективных интересов, а также последовательность реализации мер, направленная на снижение асимметрии в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований.
Основной причиной, не позволяющей в целом снижать существующий уровень территориальной дифференциации по нашему мнению, является недостаточно полное соответствие современных методов и инструментов ключевым требованиям, предъявляемым к системам регулирования социально-экономического развития муниципальных образований.
В частности, полномочия и обязанности органов местного самоуправления не соответствуют имеющейся у них финансовой базе, ежегодно происходит снижение доли доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации, при отсутствии адекватного снижения доли расходов. В некоторых муниципальных образованиях собственные доходы составляют лишь 0,1-6% от всех доходов.
Действующие региональные целевые программы не предусматривают мероприятия в разрезе конкретных муниципальных образований. Реализуемые мероприятия зачастую носят бессистемный характер, проводятся без всесторонней маркетинговой оценки, нескоординированы между собой. Более того, на региональном уровне программы развития муниципальных образований либо отсутствуют, либо не ориентированы на максимально полное использование внутренних источников роста.
Проблема регулирования асимметрии, таким образом, требует разработки инструментов и механизмов с использованием прогрессивного стратегического подхода.
Нами рекомендуется на основе анализа асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований сгруппировать последних в несколько зон по уровню асимметрии, для последующей разработки Стратегий социально-экономического развития данных зон.
Группировка муниципальных образований осуществляется на основе анализа интегральных показателей уровня социально-экономического развития муниципальных образований, оценки их социально-экономического потенциала. В ходе данной работы в разрезе муниципальных образований не-
обходимо собрать информацию об основных факторах, определяющих перспективные возможности экономического развития территорий на основе использования собственных ресурсов (трудовые, природные ресурсы, производственная, социальная инфраструктура и т.д.).
Характеристиками, обусловливающими соответствующий выбор в рамках методики, могут выступать: возможный уровень роста производства продукции, наличие свободных трудовых ресурсов, уровень их квалификации и возможность ее перепрофилирования, наличие социальной и экономической инфраструктуры, объемы необходимого финансирования проектов по созданию новых производств, сроки окупаемости проектов, рентабельность производств, степень влияния на увеличение конкурентоспособности муниципального образования и региона в целом и др.
Некоторые ученые выделяют из множества методов и инструментов государственного регулирования экономического развития в зависимости от форм правовые, экономические и организационные [2].
Правовые методы основаны на определяющей роли нормативно-правового регулирования как методов воздействия на развитие промышленности, определяющих взаимоотношения между субъектами хозяйственных отношений.
Экономические методы предполагают воздействие на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Общим эффектом использования подобных методов является рост конкурентоспособности предприятий, привлечение инвестиций, обновление основных производственных фондов, инновационное развитие, расширение производств.
Организационные методы базируются на создании общих условий, необходимых для нормального функционирования предприятий, формировании благоприятной экономической среды.
Все эти методы в краткосрочном периоде неэффективны, и в целом, в условиях ограниченности региона в финансовых ресурсах, целесообразно, на наш взгляд, отдавать предпочтение долгосрочным стратегическим направлениям, стимулирующим взаимодействие финансовой сферы и реального сектора в системе «банк-предприятие».
Возможности эффективного использования тех или иных методов государственного регулирования территориального развития определяются тем, в какой мере фактически реализован стимулирующий потенциал рыночных механизмов.
Стратегия должна определять базовые приоритеты и направления развития проблемной зоны.
В процессе разработки Стратегии необходимо:
❖ учитывать рекомендации проектов нормативных правовых актов различного уровня, касающиеся вопросов стратегического планирования развития территории, методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития региона [4];
❖ учитывать существующие научные достижения в теории и практике, объективные законы и закономерности;
❖ учитывать приоритеты и направления развития, определенные Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года [1];
❖ определить финансовые механизмы, обеспечивающие достижимость поставленных целей;
❖ учитывать увязку интересов всех муниципальных образований с интересами республики;
❖ определить систему индикаторов развития муниципальных образований;
❖ предусмотреть оценку результативности и эффективности реализации Стратегии во взаимосвязи с системой индикаторов развития.
Стратегия должна состоять из трех разделов: стратегическая диагностика, стратегическая доктрина, механизмы реализации Стратегии.
В рамках стратегической диагностики дается характеристика зоны, оценка социально-экономического положения зоны в разрезе отраслей, определяются стратегические факторы развития территории. На основании результатов диагностики формируется доктрина развития зоны, которая включает: стратегическое дерево целей; сценарии и этапы развития; приоритетные направления модернизации и развития экономики и социальной сферы; индикаторы социально-экономического развития республики; внутренние и внешние ресурсы развития. Механизмы реализации Стратегии должны обеспечить достижение целевых показателей.
Диагностику необходимо проводить по следующим направлениям:
❖ анализ показателей, характеризующих состояние и динамику изменения финансово-экономического состояния муниципальных образований;
❖ анализ показателей, отражающих состояние и динамику изменения уровня социального развития муниципального образования;
❖ анализ показателей, характеризующих состояние и динамику изменения уровня социально-экономического развития региона в целом.
Изучение макроэкономических региональных показателей наряду с показателями в разрезе муниципальных образований необходимо в силу приоритетности региональных интересов над местными и тем самым появится возможность оценить текущее состояние, интенсивность и масштабность влияния действий механизма на совокупное изменение потенциала конкурентоспособности региона, уровня его социально-экономического развития.
Результаты анализа должны использоваться как исходная информация, характеризующая степень территориальной дифференциации, действенность и эффективность реализации конкретных мероприятий по развитию отдельных муниципальных образований с учетом стратегических целей и возможностей региона и ориентирующая при выборе их поддержки со стороны органов государственной власти.
Следующий этап организационно-экономического механизма предусматривает разработку муниципальных программ социально-экономического развития.
Мероприятия программ социально-экономического развития муниципальных образований должны носит инвестиционный долгосрочный характер и должны быть направлены на создание новых и модернизацию существующих производств, развитие местной социальной и экономической инфраструктуры. Перечень мероприятий по развитию объектов в конкретном муниципальном образовании определяется в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона, а также потребностями территории. Основные направления и конкретный перечень мероприятий формируются во взаимодействии с администрациями муниципальных образований, хозяйствующими субъектами, населением, а также с учетом мероприятий действующих региональных целевых программ и реализации инвестиционных проектов.
Предлагаемый организационно-экономический механизм можно представить схематично (рис.1).
Стратегии социально-экономического развития проблемных (отсталых и слабо развитых) муниципальных образований
Г
Программы социально-экономического развития муниципальных образований
4
Комплекс мероприятий по социально экономическому развитию муниципальных образований
1
РЦП 3
Рис. 1. Организационно-экономический механизм регулирования асимметрии муниципальных образований (составлено автором).
Принимая во внимание несомненное и значительное влияние на механизм внешних факторов, результативность его функционирования будет зависеть от следующих внутренних факторов:
❖ целенаправленность и системность в действиях региональных и местных властей;
❖ масштабы и источники финансирования проектов;
❖ инвестиционная привлекательность региона и муниципальных образований;
❖ соответствие выбранных направлений и реализуемых мероприятий тенденциям развития страны;
❖ состояние законодательной базы и пр.
Заключительным этапом реализации механизма и одной из важнейших его частей является мониторинг и корректировка целей по результатам мониторинга, который проводится на всем протяжении процесса реализации механизма, что определяет его гибкость и позволяет своевременно реагировать на изменения во внешней и внутренней хозяйственной среде региона, вносить соответствующие коррективы. Основной задачей мониторинга является диагностика процесса реализации мероприятий (проектов) по развитию муниципальных образований; анализ соответствия динамики изменения основных показателей их развития плановым параметрам; оценка эффективности реализуемых мероприятий; разработка предложений по их корректировке, а также по корректировке используемых методов и инструментов регулирования.
В целом, по нашему мнению, реализация предлагаемого организационно-экономического механизма позволит существенно снизить сложившийся уровень асимметрии в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований региона за счет динамичного развития отсталых и слабо развитых муниципальных образований, обеспечит рост конкурентоспособности и уровня социально-экономического развития региона в целом.
Итак, решение проблемы асимметрии муниципальных образований региона требует целенаправленной государственной региональной политики, обеспечивающей экономическое развитие отстающих муниципальных образований; максимальную концентрацию ресурсов, при том, что они в обязательном порядке должны создавать предпосылки для саморазвития территории за счет мобилизации внутренних ресурсов. Результатом будет являться постепенное приближение уровня социально-экономического развития отстающих муниципальных образований к наиболее развитым.
В ходе исследования сделан вывод, что решение проблемы асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований одними только рыночными механизмами в существующих условиях невозможно, поскольку именно они способствуют нарастанию неравенств. Это обусловливает необходимость активного вмешательства государства в управление территориальным развитием посредством осуществления на рыночных принципах экономических преобразований на территории «проблемных» муниципальных образований, связанных, прежде всего, с формированием благоприятного бизнес-климата.
Литература
1. Закон РД от 15 июля 2011 г. №38 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года».
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для ВУЗов. -М.: ГУ ВШЭ, 2001.
3. Лавровский Б.Л. Экономический рост и региональная асимметрия. Сибирское науч.изд. 2005.
4. Методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. http://www.minecregion.ru.