понятийного мышления ниже, чем у нормативных детей. По результатам ранговой корреляции можно говорить о наличие положительной взаимосвязи между сформированностью речи и понятийным мышлением, где, чем выше уровень сформированности речи, тем выше уровень понятийного мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы можем говорить о подтверждении гипотезы о том, что у детей после кохлеарной имплантации понятийное мышление отличается искажением обобщения и синтеза, в следствие нарушения речевой деятельности. Сегодня можно констатировать, что существует потребность общества, в частности педагогического сообщества, в том, как обучать ребенка с кохлеарным имплантатом в общеобразовательной школе, как адаптировать его в социуме. И эта работа должна основываться на научных достижениях и результатах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания : в 2 томах. Т. 2 / Б.М. Величковский. - М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.М. Выготский. - 5-е изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 351 с.
3. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) / И.В. Королева. - СПб. : КАРО, 2008. - 752 с.
4. Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ларина Э.В. - М., 2002. - 22 с.
5. Поддъякова, О.С. Практикум по нейропсихологии [Электронный ресурс] / О.С. Поддъякова, М.В. Челышева // URL : http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/Praktikum-po-neyropsi-hologii.pdf. - Дата обращения: 01.11.2017.
REFERENCES
1. Velichkovsky, B.M. (2006), Cognitive science: the basis of the psychology of cognition: in 2 volumes, Vol. 2, Meaning, Publishing center "Academy", Moscow.
2. Vygotsky, L.S. (1999), Thinking and speaking, Labyrinth, Moscow.
3. Koroleva, I.V. (2008), Cochlear implantation of deaf children and adults (electrode hearing replacement), KARO, St. Petersburg.
4. Larina, E.V. (2002), Features of development of thinking in younger schoolchildren in different learning environments, dissertation, Moscow.
5. Poddyakova, O.S. and Chelysheva, M.V. (2014), Workshop on neuropsychology, available at: http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/Praktikum-po-neyropsihologii.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2017
УДК 159.9:331.101.3
РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
Анжелика Владимировна Корниенко, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (ХГУ), г. Абакан
Аннотация
В статье описаны эмпирические данные, полученные методом регрессионного анализа, выделены личностные детерминанты профессионального здоровья менеджеров по продажам. Выявлены личностные детерминанты менеджеров по продажам с высоким уровнем профессионального здоровья: гибкость (Fx), самоконтроль (Sc), самоуважение, чувство благополучия (Wb). Определены личностные детерминанты менеджеров по продажам с низким уровнем профессионального здоровья: симптомокомплекс ригидности, достижения через конформность (Ac).
Ключевые слова: личностные детерминанты, личностные качества, профессиональное здоровье, регрессионная модель.
REGRESSION MODEL OF PERSONAL DETERMINANTS OF PROFESSIONAL HEALTH OF SALES MANAGERS Angelica Vladimirovna Kornienko, the senior teacher, Khakas State University, Abakan
Annotation
The article describes the empirical data obtained with the regression analysis method, the personal determinants of professional health of sales managers are highlighted. Identified personal determinants of sales managers with high level of professional health are the following: flexibility (Fx), self-control (Sc), self-esteem, sense of well-being (Wb). The personal determinants of sales managers with a low level of professional health are defined: symptom complex of rigidity, achievements through conformance (Ac).
Keywords: personal determinants, personal qualities, professional health, regression model.
ВВДЕНИЕ
В России актуальность проблемы здоровья населения подтверждает Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. А также, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, увеличение продолжительности активной творческой жизни на основе формирования здорового образа жизни.
В настоящий момент в современной психолого-педагогической литературе описаны факторы (жизнестойкость С. Мадди; человеческий капитал Г. Беккер; эмоциональная компетентность Р.А. Березовская; экзистенциальная исполненность Л.Р. Правдина и др.), уровни (С. Д. Цыдыпова, Н.Л. Шлыкова и др.) [6] и структура профессионального здоровья (Г. С. Никифоров, В.Н. Сысоев и др.) [2, 3, 4 ,5]. Однако, остается проблемной областью выделение личностных факторов профессионального здоровья и описание личностных детерминант, влияющих на способность к поддержанию оптимального уровня исследуемого феномена.
В своем исследовании мы предприняли попытку выделить личностные детерминанты менеджеров по продажам с высоким и низким уровнем профессионального здоровья и сравнить их. Цель исследования: изучить и выявить личностные детерминанты профессионального здоровья менеджеров по продажам.
Методики исследования: самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загикой и М.В. Кроз; мотивационный тест Х. Хекхау-зена, в адаптации Л. Н. Собчик; Калифорнийский личностный опросник Г. Гоуха в адаптации Н.А. Графининой и Н.В. Тарабриной; анкета профессионального здоровья, разработанная Г. С. Никифоровым, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Р. А. Березовской; опросник SF-36; опросник ригидности-флексибильности Г.В. Залевского.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для выявления наиболее значимых личностных факторов и детерминант профессионального здоровья мы провели факторный и регрессионный анализ с целью редукции переменных и построения регрессионной модели. В качестве зависимой переменной был выделен интегративный показатель профессионального здоровья. Рассчитанная регрессионная модель детерминации профессионального здоровья от качеств личности в экспериментальной выборке менеджеров с высоким уровнем профессионального здоровья выглядит следующим образом (таблица 1). R2 = 0,381, следовательно, мы можем сказать, что полученная регрессионная модель объясняет 38% дисперсии, т.е. это доля дисперсии
зависимой переменной, которая обуславливается влиянием независимых переменных. При этом, уровень значимости статистически достоверен, следовательно, модель подлежит интерпретации.
Таблица 1 - Регрессионная модель личностных детерминант менеджеров по продажам с высоким уровнем профессионального здоровья_
Модель Не станд коэфс ртизованные шциенты Стандартизованные коэффициенты t Знач.
B Стд. ошибка Бета
(Константа) 220,715 17,063 12,936 ,000
Чувство благополучия ^Ь) ,354 ,065 ,320 5,456 ,000
Психологический склад ума (Ру) ,394 ,065 ,310 6,042 ,000
Гибкость(Бх) ,832 ,128 ,444 6,503 ,000
Самоконтроль (8с) ,678 ,082 ,417 8,306 ,000
Самоуважение 1,803 ,319 ,330 5,655 ,000
Ценности ,862 ,256 ,133 3,367 ,001
Инструментальная деятельность для достижения успеха 5,233 1,486 ,204 3,521 ,001
Примечание: зависимая переменная: интегративный показатель профессионального здоровья
Полученные данные можно интерпретировать следующим образом, уровень профессионального здоровья наиболее детерминирован такими качествами личности как гибкость (Р=0,444), самоконтроль (Р=0,417), самоуважение (Р=0,330), чувство благополучия (Р=0,320). Гибкость в наибольшей степени детерминирует уровень профессионального здоровья менеджеров по продажам и включается Джорджом Гоухом в более общий фактор образ жизни или стиль жизни (https://en.wikipedia.org/wiki/California_Psychological_Inventory). Образ жизни предполагает устойчивую форму жизнедеятельности, определенные паттерны поведения в межличностном взаимодействии, в данном случае, гибкость предполагает способность к применению новых подходов для разрешения проблемных ситуаций, адаптивность, в том числе успешность в профессиональной деятельности. Личностная гибкость рассматривается Тодышевой Т.Ю. как интегративное качество определяющая динамику осознания самоорганизации и саморегуляции в профессиональной деятельности [4].
По мнению автора опросника CPI Джорджа Гоуха самоконтроль входит в общий фактор уровень социализации, отвечающий за личностную зрелость и ответственность, проявляющуюся в построении и поддержании адекватных межличностных контактов, принятие межличностных ценностей и идеалов
(https://en.wikipedia.org/wiki/California Psychological Inventory). Чувство благополучия также включается авторам опросника CPI в более общий фактор - фактор социализации и личностной зрелости. Ощущение благополучия на субъективном уровне может быть связано с состоянием спокойствия и высоким уровнем профессионального здоровья.
Регрессионная модель позволяет прогнозировать изменения целевой переменной (предиктора), а именно, интегративного показателя уровня профессионального здоровья менеджеров по продажам. Например, при повышении уровня самоуважения, целевая переменная возрастет на 1,803 балла; воздействие на уровень развития ценностей приведет к увеличению целевой переменной на 0,862 балла, развитие личностной гибкости приведет к повышению уровня профессионального здоровья на 0,832.
Для выделения личностных детерминант профессионального здоровья менеджеров по продажам с низким уровнем профессионального здоровья нами была вычислена еще одна модель. R-квадрат = 0,431, следовательно, мы можем сказать, что полученная регрессионная модель объясняет 43% дисперсии, т.е. это доля дисперсии зависимой переменной, которая обуславливается влиянием независимых переменных. При этом, уровень значимости статистически достоверен, следовательно, модель подлежит интерпретации (таблица 2). Как следует, из таблицы 2 наибольшее влияние на здоровье менеджеров по продажам имеют такие личностные качества как симптомокомплекс ригидности (Р=- 0,495), достижение через конформность (Р= 0,310), т.е. чем выше уровень проявления
симптомокомплекса ригидности, тем ниже уровень профессионального здоровья. Таблица 2 - Регрессионная модель личностных качеств менеджеров по продажам с низким уровнем профессионального здоровья____
Модель Не станд< коэфс фтизованные шциенты Стандартизованные коэффициенты t Знач.
B Стд. ошибка Бета
(Константа) 235,178 13,29 17,696 0
Симптомокомплекс ригидности (СКР) -0,131 0,019 -0,495 -6,763 0
Толерантность (То) 0,399 0,171 0,155 2,327 0,002
Тема неуспеха -4,767 1,436 -0,226 -3,319 0,001
Достижение через конформность (Ас) -0,477 0,124 -0,31 -3,857 0
Социальное присутствие (8р) 0,57 0,164 0,232 3,467 0,001
Инструментальная деятельность для избегания неудач -4,502 2,215 -0,134 -2,032 0,004
Примечание: зависимая переменная: интегративный показатель профессионального здоровья
Под симптомокомплексом ригидности Г.В. Залевский понимает склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения, в том числе неспособность даже при возникновении объективных условия изменить собственное мнение, модус переживания [1]. Достижение через конформность также обратно коррелирует с уровнем профессионального здоровья, т.е., чем чаще используется достижение через конформность, тем ниже уровень профессионального здоровья. Мы можем предположить, что в данном случае для менеджеров по продажам в большей степени характерна внешняя конформность, под действием обстоятельств, при этом базисные глубинные установки личности входят в противоречие с требованиями общества и вызывают фрустрирующую ситуацию. Для предсказания влияния личностных качеств на уровень профессионального здоровья наибольшее значение имеет независимая переменная инструментальная деятельность для избегания неудач (В=-4,502) и тема неуспеха (В=-4,767), т.е. снижение значимости темы неуспеха и деятельности, направленной на избегание неудач ведет к повышению уровня профессионального здоровья.
ВЫВОДЫ
Таким образом, многомерный регрессионный анализ позволил нам выделить структурное ядро личности, детерминирующее уровень профессионального здоровья менеджеров по продажам: гибкость, чувство благополучия и психологический склад ума, самоконтроль. Также нами были определены личностные детерминанты, негативно влияющие на уровень профессионального здоровья менеджеров по продажам: симптомокомплекс ригидности, достижение через конформность и преобладание мотивации направленной на избегание неудач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Залевский, Г.В. Томский опросник ригидности Г.В. Залевского / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. - 2000. - № 12. - С. 129-137.
2. Кириллова, А. А., Уровень эмоциональной компетентности как фактор профессионального здоровья преподавателей высшей школы / А.А. Кирилова, Р.А. Березовская // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2013. - Том. 1. - С. 109-114.
3. Психология профессионального здоровья : учебное пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2006. - 486 с.
4. Тодышева, Т.Ю. Личностная гибкость в профессиональной деятельности / Т.Ю. Тодышева // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 5. - С. 84-88.
5. Феноменология и возрастные особенности психосоматических нарушений у офицеров ВС РФ / В.Н. Сысоев, Л.С. Араби, В.В. Гайворонская, А.Ю. Чудаков // Вестник Российской Военно-медицинской академии. - 2011. - № 2 (34). - С. 175-179.
6. Цыдыпова, С.Д. Регулятивная функция продуктивной самооценки профессионального здоровья педагога высшей школы / С.Д. Цыдыпова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2013. - № 160. - С. 257-262.
REFERENCES
1. Zalevski, G.V. (2000), "Tomsk rigidity questionnaire of G.V. Zalevsky", Siberian Psychological Journal, No. 12, pp.129-137.
2. Kirillova, A.A. and Berezovskaya, R.A. (2013) "The level of emotional competence as a factor in the professional health of high school teachers", in book Research of graduates of faculty psychology, SPSU, Publisher: St. Petersburg State University, St. Petersburg, Volume 1, pp. 109-114.
3. Ed. Nikiforov, G.S. (2006), The psychology of professional health. Textbook, Speech, St. Petersburg.
4. Sysoev, V.N. Arabi. L.S., Gayvoronskaya V.V. and Chudakov, A.Yu. (2011) "Phenomenology and age-specific features of psychosomatic disorders in officers of the RF Armed Forces", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 2 (34), pp. 175-179.
5. Todysheva, T.Yu. (2010) Personal flexibility in professional activity, Bulletin of Buryat University, No. 5. pp.84-88.
6. Tsydypova, S.D. (2013), "Regulative function of productive self-esteem for the professional health of a higher school teacher", Izvestiya of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 160. -Herzen. pp. 257-262.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2017
УДК 159.922
ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПЕРВОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Андрей Петрович Мережников, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), Магнитогорск
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического сравнительного исследования выраженности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе. Установлено, что девушки более склонны к альтруистической, коммуникативной, романтической, эстетической и гедонистической эмоциональной направленности. У девушек значимо выше направленность на общение, у юношей направленность на дело. Девушки воспринимают свою жизнь более осмысленной, чем юноши. Делается вывод о том, что девушкам более высокий уровень осмысленности жизни придает большее разнообразие эмоциональных переживаний, реализуемых в разных видах деятельности.
Ключевые слова: направленность личности, эмоциональная направленность, эмоциональные переживания, осмысленность жизни.
PECULIARITIES OF THE PERSONAL FOCUS, LIFE MEANING ORIENTATIONS AND THEIR INTERACTION AMONG YOUNG MEN AND WOMEN OF THE FIRST
YEAR AT UNIVERSITY
Andrey Petrovich Merezhnikov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Annotation
The article presents the results of the empirical comparative research, which was aimed at studying the expression of the personal focus, life meaning orientations and their interaction among the young men and women of the first year at university. It is ascertained that young women are more inclined to altruistic, sociable, romantic, aesthetic and hedonistic emotional orientations. Young women are focused on communication while young men on business. Young women perceive their life with more comprehension than young men. The conclusion is drawn that a greater variety of emotions from different activities provides young women with a higher level of life meaningfulness.
Keywords: personal orientation, emotional orientation, emotional distress, meaning of life.