Юбилей
109
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ЮГЕ РОССИИ
ВОЛКОВ Юрий Григорьевич - д-р филос. наук, директор, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: [email protected] СЕРИКОВ Антон Владимирович - канд. социол. наук, зам. директора по научной работе и экспертной деятельности, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: [email protected]
ЧЕРНОУС Виктор Владимирович - канд. полит. наук, заведующий кафедрой конфликтологии и национальной безопасности, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: [email protected]
Аннотацияя. В статье показано становление в Южном федеральном университете регионоведения как междисциплинарного направления в высшем образовании и научных исследованиях. Раскрывается вклад ЮФУ в модернизацию и поддержание единого научно-образовательного пространства на Юге России, что составляет одно из социокультурных оснований российской идентичности.
Ключевые слова: регионоведение, кавказоведение, евразийские исследования, междисциплинарность, этноцентризм, реинтеграция, Юг России, российская идентичность, высшее образование
Регионоведение - относительно новое междисциплинарное направление подготовки кадров высшей квалификации и динамично развивающееся направление научных исследований. В нем органично сочетаются фундаментальное знание и прикладные задачи, которые необходимо решать для обеспечения устойчивого развития и безопасности в одном из самых сложных макрорегионов страны - Юге России, к которому относятся Южный,
Северо-Кавказский и Крымский федеральные округа.
ЮФУ имеет богатые традиции в исследовании социально-гуманитарных проблем Юга России. Важность регионального подхода, ограниченность жесткой централизации в организации научных исследований начала осознаваться в конце 50-х годов XX в. В 1969 г. по инициативе ректора Ростовского государственного университета Ю.А. Жданова был создан Северо-Кавказский научный центр высшей школы [1] как система координации НИР и подготовки научных кадров для Северного Кавказа.
Важная роль отводилась действовавшему
с 1967 г. Институту по переподготовке и повышению квалификации кадров при РГУ. Необходимо отметить роль выдающегося науковеда и культуролога М.К. Петрова, который разработал теоретические подходы к исследованию региона и модель регионального научного центра высшей школы [2].
110
Высшее образование в России • № 8-9, 2015
В 70-80-е годы в рамках Северо-Кавказского регионоведения сложился прекрасно отлаженный механизм интенсивных научных коммуникаций (не дублирующие друг друга конференции и семинары, институт “визит-профессоров”, регулярное общение преподавателей и ученых из всех регионов Северного Кавказа друг с другом и ведущими учеными из Ростова, Москвы и Ленинграда в стенах ИППК РГУ и др.). Он позволил реализовать крупные общерегиональные проекты, в разработке которых участвовали ученые из всех вузовских и научных центров Северного Кавказа. Среди них: «Природные и трудовые ресурсы Северного Кавказа», «История народов Северного Кавказа в 4-х томах», «История литератур народов Северного Кавказа» и др. Определенное значение для решения проблем моделирования региональных социальных процессов имела разработанная математическая модель Азовского моря и т.д. Результатом стало создание единого научного комплекса Северо-Кавказского экономического района, который по своему уровню и потенциалу соответствовал российскому и союзному благодаря включенности региональных проектов в систему научно-методического руководства институтов АН СССР. Достижения НИР целенаправленно вписывались в образовательный процесс: создавались кафедры и вводились северокавказские учебные курсы, что позволяло преодолевать административную и этническую локальность регионального компонента в вузах республик, краев и областей.
Таким образом, в процессе своего становления региональный подход способствовал модернизации социально-гуманитарных НИР на Северном Кавказе, повышению их эффективности и оказал влияние на укрепление советской идентичности многонационального макрорегиона с непростой историей. Дальнейшее развитие регионоведения в РГУ и СКНЦ ВШ связывалось с открытием соответствующей об-
разовательной специализации - кавказоведения, которое стало сосредоточиваться на Кавказе в союзных и автономных республиках. Но эти планы тогда реализовать не удалось. К тому же в условиях крушения СССР, кризиса и распада советской идентичности произошло усиление этноцентризма, формировалась идеология этноэта-тизма, сепаратистских тенденций, представлявших угрозу целостности страны.
Россия существует не в изолированном пространстве. Мировой тенденцией является обострение межэтнических и конфессиональных противоречий, рост нетерпимости даже в странах, обладающих высоким качеством жизни, нарастание миграционных потоков, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, поиск демократическими обществами правового выхода из ситуации абсолютизации прав меньшинств в ущерб правам большинства и т.д. На рубеже XX-XXI вв. оказалось, что выработанные западной социологией концепты толерантности, прав национальных меньшинств, мультикульту-рализма, интеркультурализма и т.д. не способны не только предупредить, но и объяснить межэтнические, этнорелигиозные и социокультурные конфликты и противоречия современного западного общества. Примером тому являются такие европейские и некогда благополучные в этнополитическом отношении страны, как Франция, Г ермания, Австрия, Швейцария, Бельгия, Италия, Великобритания. Ещё менее эффективным оказалось модное в 1990-х гг. механическое перенесение западных методик и инструментария, выработанных в принципиально иных условиях, в российские реалии.
Системный кризис особенно болезненно проявился как на российском Кавказе, так и в новых государствах Южного Кавказа, причем происходившие в этих регионах процессы оказывали друг на друга негативное кумулятивное воздействие. Стало очевидно, что реактивные, администра-
Юбилей
111
тивные и полицейские методы не помогут разрешить проблемы региона, нужны профессионалы - регионоведы-экономисты, социологи, политологи, этнологи, историки, которые способны дать научное обеспечение управленческих решений, направленных на возобновление реинтеграционных процессов, нормализацию межэтнических отношений, преодоление терроризма и молодежного экстремизма на этноконфессиональной почве.
В 1998 г. по инициативе Ю.А. Жданова и Ю.Г. Волкова в структуре ИППК РГУ создается отделение «Регионоведение», целью которого стала подготовка соответствующих специалистов по Северному Кавказу и Югу России. Важную роль в поддержке этого начинания сыграл председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Попов, который возглавил базовую кафедру теоретической и прикладной регионалистики. В конце 1999 г. был образован Центр системных региональ-ныхисследований и прогнозирования (руководитель - В.В. Черноус). Сформировался единый научно-образовательный регио-новедческий комплекс, который фактически сразу занял на Юге России ведущие позиции, чему способствовало и создание Южного федерального округа (2000 г.).
Единый научно-образовательный комплекс ИППК РГУ - отделение «Регионоведение» восстановил роль университета как центра науки и образования на Северном Кавказе и Юге России в социально-гуманитарном научно-образовательном пространстве, опираясь на другие структурные подразделения вуза, на поддержку Института социологии РАН, Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов. Решая эту задачу, комплекс получил полную поддержку ученых и руководства университетов Северного Кавказа, большинство из которых обучались, защищали диссертации, повышали свою квалификацию в РГУ или прошли «школу совместных региональных проектов » [3]. Новый этап раз-
вития регионоведческие исследования получили с созданием Южного федерального университета, а в его структуре - Института социологии и регионоведения (далее - ИСиР ЮФУ).
Северный Кавказ и Юг России включены в более широкое и не менее сложное геополитическое и геоэкономическое пространство Черноморско-Каспийского макрорегиона. Поэтому логичным стало введение, наряду с внутренним регионоведением, такого направления подготовки, как «Зарубежное регионоведение. Евразийские исследования». В 2015 г. состоялся первый выпуск по этому направлению подготовки бакалавров и магистров. Регионоведение в Институте изучают граждане из Армении, Азербайджана, Сирии, Китая, Казахстана, Украины. Студенты стажируются в Турции, Иране, Сирии и др. Выпускники-реги-оноведы работают в федеральных и региональных органах власти и управления,на-учныхи экспертных учреждениях и в заинтересованных в подобных специалистах бизнес-структурах.
ИСиР ЮФУ стал одним из инструментов реализации Южным федеральным университетом своей региональной политики, целями которой являются: закрепление за
112
Высшее образование в России • № 8-9, 2015
университетом роли локомотива модернизации науки и образования на Юге России; формирование и укрепление российской идентичности в многонациональном регионе и предотвращение на этой основе экстремизма; кооперация с другими ведущими вузами для создания единого образовательного пространства на принципах непрерывного образования, соответствия современным стандартам; реинтеграция научного пространства Юга России, научное обеспечение социально-экономических и гуманитарных региональных проектов, управленческих решений. Для реализации заявленных целей были выбраны следующие технологии: проведение фундаментальных и прикладных НИР по проблемам Юга России; организация межвузовских научных конференций на Юге России; запуск региональных коллективных научных проектов с участием ученых всех регионов Юга России; координация работы научных и диссертационных советов по отраслям наук и проблемам; поощрительное продвижение региональных научных конкурсов и премий; конструктивное взаимодействие с другими вузами и научными учреждениями.
Региональные научные исследования в ИСиР ЮФУ осуществляются через Центр региональных исследований - внутреннюю структуруинститута, которая действует на основе создания временных трудовых коллективов для решения конкретных научных задач. Центр использует сетевой принцип для привлечения к НИР ученых-кавказо-ведов и регионоведов из научных центров Юга России, Москвы, Санкт-Петербурга, государств Южного Кавказа. Центр проводит исследования по вопросам геополитики и этнополитики в Черноморско-Каспийском макрорегионе, истории и культуры Кавказа, казачества, этносоциологии, терроризма и экстремизма, роли религиозного фактора в судьбах региона и др. Результаты исследований публикуются в серии проблемных сборников научных статей и монографий «Южнороссийское обозре-
ние ». С 2001 г. вышло 88 выпусков по самым актуальным для региона темам. Деятельность Центра получила признание академического сообщества не только внутри страны, но и за рубежом. Результаты НИР публикуются также в журнале «Гуманитарий Юга России» ив других региональных периодических изданиях («Известия вузов. Северо-Кавказский регион», «Научная мысль Кавказа» и др.), которые также являются важными инструментами региональной политики.
По данной тематике за последние годы были реализованы следующие проекты, поддержанные грантами:
• «Символическая агрессия в межэтнической коммуникации: сравнительный анализ спонтанных и институционально обусловленных проявлений в локальных сообществах различного типа»;
• «Оценка факторов и динамики межнациональных противоречий в отношениях между мигрантами и принимающим населением в регионах Юга России »;
• «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи»;
• «Социокультурная динамика воспроизводства этноидентичностей в локальных сообществах: социальная диагностика и институциональное моделирование »;
• Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях;
• Участие в проекте Российского института стратегических исследований.
В поддержании единого общеобразовательного, научного и культурного пространства Северного Кавказа большую роль играют проводимые университетом международные и всероссийские научные конференции по кавказской тематике:
Юбилей
113
• «Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности »;
• «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России »;
• «Доверие в процессе конструирования геополитической и общегражданской идентичности»;
• «Гармонизация межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений»;
• «Формирование российской идентичности как фактор национальной безопасности»;
• «Народы Черноморско-Каспийского региона: проблемы и пути их решения ».
Кроме того, важным для формирования общегражданской идентичности и профилактики межнациональной напряжённости является реализация в течение последних трех лет научно-образовательного проекта «Мир Кавказу».
Южный федеральный университет совместно с Институтом социологии РАН с 2007 г. ежегодно организует «Школу молодого социолога » - образовательный проект для вузов Юга России. Школы проводились в Ростовской области, Краснодарском крае, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской республике, Республике Абхазия, Республике Армения. На сегодняшний день состоялось восемь школ, в которых прошли обучение более 100 молодых ученых и преподавателей.
В исследовании проблем регионоведения ИСиР ЮФУ сотрудничает со всеми университетами и НИИ Северного Кавказа и многими научными центрами Абхазии, Армении. В последние годы успешно развиваются творческие связи с «материнским » для ЮФУ Варшавским университетом и другими вузами Польши. Особенно следует отметить реализацию крупного международного проекта по изучению элит Северного Кавказа под руководством профессора Тадеуша Бодио [4].
ЮФУ имеет богатые традиции работы с регионами Юга России с 60-70 годов XX в. РГУ в эти годы утвердился в качестве безусловного лидера научно-образовательного сообщества Юга России, во многом -благодаря связям со всеми вузами и научными учреждениями, занимавшимися проблемами региона. Несмотря на ослабление этих связей в последние годы, все подразделения ЮФУ поддерживают творческие контакты с университетами и академическими структурами, с зарубежными партнерами по проблематике Юга России. Особо необходимо отметить организованные Институтом совместно с Академией наук Чеченской республики и Российским институтом стратегических исследований международные форумы историков-кавка-зоведов (2013 и 2014 гг.), на которых были приняты Хартия историков-кавказоведов и «Этический кодекс кавказоведа». Эти документы ориентированы на создание условий для прекращения «историографических войн », преодоления политизированности гуманитарных наук о Кавказе и паранаучности. В сентябре 2015 г. будет проведен круглый стол по проблемам фальсификации истории Великой Отечественной войны и состоится крупномасштабное
114
Высшее образование в России • № 8-9, 2015
социологическое исследование по проблемам исторической памяти о Великой Отечественной войне. Особая роль принадлежит международному конкурсу научных работ по кавказоведению и южнороссийскому регионоведению им. Ю.А. Жданова, который ежегодно проходит с 2007 г. Конкурс поддерживает авторов, а также научные центры, журналы, которые ориентированы на исследование взаимовлияния культур народов Кавказа и Юга России, их взаимообогащение.
Стратегия дальнейшего развития регионоведения в Южном федеральном университете направлена на расширение его потенциала за счет использования возможностей других гуманитарных наук, в первую очередь - социологии и конфликтологии, более активное использование в региональных исследованиях моделирования социальных процессов. Остро стоят проблемы методологии региональных исследований, в том числе «экстремальной социологии ». Новые формы социогенеза в виртуальном пространстве, виртуальные сообщества оказывают все более серьезное влияние на реальные социально-политические процессы на Юге России, в том числе на этнокон-фессиональную идентичность. Привычный социологический инструментарий, базовые категории «государство», «общество», «политические институты» оказываются малопродуктивными, что сказывается на эффективности противостояния пропаганде «Исламского государства» и профилактики молодежного экстремизма [5].
На Юге России, относительно небольшой территории, сосредоточены три федеральных университета: Южный, СевероКавказский и Крымский. Формирующиеся
между ними партнерские отношения открывают новые перспективы для сравнительных региональных исследований, тем более что исторически Юг России, Северный Кавказ и Крым всегда были тесно взаимосвязаны. Есть все предпосылки, чтобы под их эгидой вновь сплотить научное сообщество региона, создать единое образовательное пространство, оказывающее социализирующее, воспитательное влияние на молодежь [6]. Следует активизировать использование следующих инструментов: обмен визит-профессорами; обмен студентами, стажировки; привлечение талантливой молодежи из субъектов РФ для обучения в магистратуре и аспирантуре. В числе важных шагов - проведение фундаментальных и прикладных НИР по проблемам Юга России, координация проведения научных конференций на Юге России, создание региональных коллективных научных проектов с участием ученых всех регионов Юга России.
Литература
1. В кругу Юрия Андреевича Жданова: учи-
теля, сподвижники, ученики. М. - Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013. 390 с.
2. Петров М.К. Регион как объект систем-
ного исследования // Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ
Юбилей
115
РАН. Вып. 32. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. 200 с.
3. Волков Ю.Г. Учебно-научно-инновацион-
ный комплекс «ИППК ЮФУ - Южнороссийское регионоведение»: состояние и перспективы развития // Гуманитарный ежегодник. 2010. Вып. 9. Ростов н/Д. С. 5-
20.
4. Kaukaz Polnocny: elity, rezimy, etnopolityka,
bezpieczen stwo // Red. nauk. T. Bodio. Warszawa: Instytut Nauk Politycznych Uni-wersytetu Warszawskiego.Tom 8. 2014. 353 p.
5. Сериков А.В. Молодежный экстремизм на
Юге России: причины обострения и меры предупреждения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 135-142.
6. Крамарова Е.Н., Черноус В.В. Кавказове-
дение: роль в процессе реинтеграции, становления российской идентичности и потенциал бизнеса // Научная мысль Кавказа. 2014. № 3. С. 82-89.
Статья поступила в редакцию 12.07.15.
REGIONAL STUDIES IN SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY AND ITS ROLE IN THE INTEGRATION PROCESSES IN THE SOUTH OF RUSSIA
VOLKOV Yuriy G. - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Director of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
SERIKOVAnton V. - Cand. Sci. (Sociology), Deputy Director for Research and expert activities of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
CHERNOUS Viktor V. - Cand. Sci. (Politology), Head of the Department of Conflictology and National Security of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article shows how Regional studies emerged in Southern Federal University (Rostov State University successor), as a complex interdisciplinary field of higher education and scientific research. It describes the contribution of SFedU to modernization and maintenance of a common scientific and educational space in the South of Russia, which is one of the foundations of Russian socio-cultural identity.
Keywords: Regional Studies, Caucasus Studies, Eurasian studies, interdisciplinary, ethnocentrism, reintegration, South of Russia, Russian identity, higher education
References
1. V krugu Yuriya Andreevicha Zhdanova: uchitelya, spodvizhniki, ucheniki[In the Circle of Yury
Andreevich Zhdanov: Teachers, Associates, Students]. Rostov-on-Don: Sotsial’no-gumanitarnye znaniya Publ., 2013, 390 p. (In Russ.)
2. Petrov, M.K. (2005). [A Region as an Object of Systematic Study]. Yuzhnorossiiskoe obozrenie
TsSRIiP IPPK RGU i ISPI RAN [South Russian Review of TsSRIiP Training Institute ofthe South Russian Rostov State University and the ISPR]. Rostov-on-Don: North-Caucasus Scientific Centre for Higher Education Publ., vol. 32, 200 p. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Volkov, Y.G. (2010). [IPPK SFedU - Regional Studies ofthe South of Russia: State and Prospects
of Development]. Gumanitarnyi ezhegodnik [Humanities Yearbook]. No. 9, pp. 5-20. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Bodio, T. (Red. nauk.) (2014). Kaukaz Polnocny: elity, rezimy, etnopolityka, bezpieczenstwo. Warszawa: Instytut Nauk Politycznych Uniwersytetu Warszawskiego. Tom 8, 353 p. (In Pol.)
5. Serikov, A.V. (2011). [Youth Extremism in the South of Russia: the Causes of Acute and Preventive
Measures]. Gosudarstvennoeimunitsiparnoeupravlenie. Uchenyezapiski SKAGS [State and Municipal Management. Scientific Notes of The South Russian Institute ofthe Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration]. No. 3, pp. 135-142. (In Russ., abstract in Eng.)
116
Высшее образование в России • № 8-9, 2015
6. Kramarova, E.N., Chernous, V.V. (2014) [Caucasus studies: its role in the process of reintegration, formation of the Russian identity and potential of business]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [The Scientific Thought of Caucasus]. No. 3, pp. 82-89. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 12.07.15
ОБ ОПЫТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
МУХАНОВ Евгений Леонидович - ведущий научный сотрудник, зам. директора по научно-исследовательской работе НИИ физической и органической химии, Южный федеральный университет. E-mail: [email protected]
Аннотацияя: Предметом статьи является опыт Южного федерального университета в создании подразделения для реализации комплексных исследований по химии -внутриуниверситетского научно-исследовательского института. Отмечено, что в ЮФУ сформирован корпус штатных научных сотрудников и сложилась система научно-исследовательских институтов. Рассмотрена организационная структура НИИ физической и органической химии ЮФУ, выявлены основные преимущества такой формы организации внутриуниверситетской деятельности: наличие кадрового ресурса для обновления научных школ, интеграция актуальных научных результатов в образовательный процесс и т.д. Охарактеризованы основные научные направления деятельности института, подчеркнут мировой уровень результатов, полученных в последнее время.
Ключевые слова: Южный федеральный университет, внутриуниверситетский институт, организация исследований, науки о материалах
Введение области государственной научной полити-
За последние годы Правительством РФ ки. Отдельного внимания заслуживает ре-предложен ряд системных мероприятий в ализация российскими учеными комплекс-