Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ФАКТОРЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ФАКТОРЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА РЫНКЕ ТРУДА / ДИСПРОПОРЦИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатунов Ю. А., Белов Г. Л.

В качестве деструктивных факторов, влияющих на состояние и динамику рынка труда следует назвать несовершенство методологической основы анализа и планирования этого рынка, невысокий уровень социальной ответственности, профессионализма и управленческой культуры работодателей, господство в общественном сознании ложных стереотипов о престижности различных профессий и карьерных ориентаций. Решению этих проблем будет способствовать системный подход к изучению и управлению рынком труда. В статье рассмотрены объективные факторы, а также методы и инструменты управляющего воздействия со стороны органов власти, оказывающие деструктивное воздействие на региональный рынок труда. Статья написана на материалах исследования рынка труда Чувашской республики, проведенного в 2020-2021 годах. Проанализированы методологические подходы к определению целей регулирования рынка труда. Определено влияние кадровой политики работодателя на состояние рынка труда. Рассмотрено влияние ранней профессиональной идентификации на кадровое обеспечение экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шатунов Ю. А., Белов Г. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL LABOR MARKET: FACTORS OF DESTRUCTIVE IMPACT

As destructive factors affecting the state and dynamics of the labor market, one should name the imperfection of the methodological basis for the analysis and planning of this market, the low level of social responsibility, professionalism and managerial culture of employers, the dominance in the public consciousness of false stereotypes about the prestige of various professions and career orientations. The solution of these problems will be facilitated by a systematic approach to the study and management of the labor market. The article examines objective factors, as well as methods and tools of administrative influence on the part of the authorities, which have a destructive effect on the regional labor market. The article is written based on the materials of the labor market research of the Chuvash Republic, conducted in 2020-2021. Methodological approaches to defining the goals of labor market regulation have been analyzed. The influence of the employer's personnel policy on the state of the labor market has been determined. The influence of early professional identification on the staffing of the regional economy is considered.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ФАКТОРЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

Региональный рынок труда: факторы деструктивного воздействия

Шатунов Юрий Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, [email protected]

Белов Георгий Леонидович,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, [email protected]

В качестве деструктивных факторов, влияющих на состояние и динамику рынка труда следует назвать несовершенство методологической основы анализа и планирования этого рынка, невысокий уровень социальной ответственности, профессионализма и управленческой культуры работодателей, господство в общественном сознании ложных стереотипов о престижности различных профессий и карьерных ориентаций. Решению этих проблем будет способствовать системный подход к изучению и управлению рынком труда.

В статье рассмотрены объективные факторы, а также методы и инструменты управляющего воздействия со стороны органов власти, оказывающие деструктивное воздействие на региональный рынок труда. Статья написана на материалах исследования рынка труда Чувашской республики, проведенного в 2020-2021 годах. Проанализированы методологические подходы к определению целей регулирования рынка труда. Определено влияние кадровой политики работодателя на состояние рынка труда. Рассмотрено влияние ранней профессиональной идентификации на кадровое обеспечение экономики региона. Ключевые слова: управление рынком труда, Чувашская республика, кадровая политика работодателей, безработица, занятость, деструктивные процессы на рынке труда, диспропорции спроса и предложения.

Планирование предполагает анализ стартового и целевого состояний объекта управляющего воздействия. С этими параметрами рынка труда возникают сложности, так как у субъектов трудовых отношений оказываются разные представления о его желаемом состоянии. Есть проблемы и с исходными данными. Численность населения Чувашской Республики на 1 января 2021 года составила 1207875 человек, снизившись с 2017 года на 2.3%. Сокращение численности населения происходило как за счет снижения рождаемости, так и в связи с миграционной убылью.

Как показывают данные выборочных исследований Чувашстата занятое население республики на протяжении последних лет также неуклонно снижалось. Некоторая стабилизация отмечена только в 2021 году (табл. 1).

Таблица 1

Численность населения, рабочей силы, занятых, безработных в Чувашской Республике в возрасте 15 лет и старше

Год Численность Численность в том числе

населения рабочей силы занятые в безработ-

(тыс. чел.) экономике ные

2017 1 235 863 627,2 595,3 31,9

2018 1 231 117 619,5 588,3 31,2

2019 1 223 395 608,3 580,0 28,3

2020 1 217 818 604,4 567,7 36,6

2021 1 207 875 604,9 569,6 35,3

Составлено по данным Чувашстата [6]

сч о сч

О Ш

т

X

<

т о х

X

Исследование выполнено за счет средств целевого финансирования по внутривузовскому гранту ЧГПУ им. И.Я. Яковлева за 2021 г. на тему «Влияние кадровой политики работодателя на состояние рынка труда», договор от 30.04.2021 № 69/2021

В то время, как население республики за последние пять лет сократилось на 2,3%, численность рабочей силы уменьшилась на 3,6%, а занятых в экономике стало меньше на 4,6%. Количество безработных в последние годы постепенно снижалось. В 2020 году был отмечен всплеск безработицы, связанный с повышением размеров пособия в рамках антиковидных мероприятий. В Чувашской Республике уровень безработицы остается более высоким по сравнению с общероссийским уровнем и соответствующим показателем по Приволжскому федеральному округу.

Подход к учету безработицы в России отличаются не только от опыта других стран, но и от методики МОТ и у специалистов возникают вопросы по его объективности. Спецификой российской системы является не отнесение к безработным лиц, находящихся в административных отпусках без оплаты. Низкий коэффициент замещения зарплаты пособием побуждает часть экономически

активного населения предпочесть низкооплачиваемую или временную занятость пособию по безработице, при этом продолжая нуждаться в достойной работе. Таким образом, уровень общей безработицы может в разы превышать регистрируемую [1].

Определить реальные параметры спроса на рабочую силу еще более сложно. Общее количество вакансий, передаваемых работодателями в центры занятости, росло вплоть до 2020 года (с 01.01 по 31.12 2017 г. было размещено 140 147 сообщений о свободных рабочих местах, в 2018 г. -142 430, в 2019 г. - 144 241) В 2020 году число вакансий упало ниже 100 000. Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января 2020 года составил 0,3, в первом квартале 2021 года он поднимался до 0,6, а к концу года вновь опустился до 0,3 [4].

Электронные рекрутинговые платформы предлагают свою статистику спроса и предложения. Так сервис «hh.ru» на 05.11.2021 года указывал на наличие по республике 6 127 актуальных вакансий и 18 833 резюме. Соответственно, hh-индекс, то есть отношение активных резюме к вакансиям, составил 3,1. Это самый низкий показатель с начала года - в марте и апреле он фиксировался на уровне 3,9 [5]. Поскольку кроме безработных есть немало людей, недовольных своей нынешней работой и готовых сменить ее на более подходящую, определить общее количество реальных претендентов на вакансии hh.ru сложно. Многие ищущие работу считают недостаточно эффективной деятельность центров занятости населения, пособие слишком низким и в качестве безработных не регистрируются. Таким образом, доступные количественные и качественные характеристики рынка труда не могут считаться вполне объективными.

Определить целевые установки развития рынка труда тоже сложно. Продавцы рабочих рук заинтересованы в обилии вакансий, покупатели (работодатели) напротив - в возможности выбирать лучших из числа ищущих. Таким образом, обе стороны заинтересованы в диспропорции предложения и спроса. Государство в своей политике регулирования трудовых отношений сталкивается с проблемой когнитивного диссонанса, поскольку как работодатель оно стремится к расширению выбора, а как регулятор социальных отношений - к полной занятости трудоспособного населения. В этих условиях наивно ожидать совершенной конкуренции на рынке труда, то есть такого количества и качества продавцов и покупателей рабочей силы, при котором ни одна из сторон не могла бы влиять на цену труда. Отсутствие четких целевых установок регулирующего воздействия является важным фактором развития рынка труда. Реальным ориентиром можно было бы считать «эффективность использования трудовых ресурсов», но и

он допускает как минимум двоякую трактовку. Перенося акцент на экономическую эффективность производства, мы должны быть готовы к тому, что трудовые ресурсы, как значимый фактор себестоимости продукции, будут оптимизироваться, что неизбежно приведет к росту безработицы. Если же мы выбираем социальную эффективность с максимально полной занятостью, комфортными условиями труда и отдыха работников, растущей заработной платой, то приходится ожидать снижения экономической эффективность производства.

Предполагая, что более значимым фактором социально-экономического прогресса является экономическая составляющая, приходится признать, что оптимизация рынка труда заключается в максимальном обеспечении производства качественным персоналом. Стремление к обеспечению полной занятости этому явно не способствует и, таким образом, равновесие спроса и предложения на рынке труда можно признать утопией. На нынешнем этапе развития общества целью регулирования рынка труда можно считать полное удовлетворение потребностей производства в трудовых ресурсах при возможно более высоком уровне занятости. Однако такой подход создает почву для роста прекаризации занятого населения.

Рынок труда выглядит иначе, чем рынок товаров. На товарном рынке явно доминирует продавец, в распоряжении которого находится большая часть инструментов рыночного регулирования и средств обеспечения своих интересов. К услугам продавца весь спектр маркетинговых услуг, включая рекламу и паблик рилейшнз. Квалифицированная юридическая поддержка, не регулируемая российским законодательством, но тем более эффективная лоббистская деятельность также активно используются этой стороной рыночных отношений. Конкуренция, призванная корректировать безграничные аппетиты продавца, легко преодолевается соглашениями о разделе рынков, картельными сговорами и т.д. Другая же сторона представляет собой большую, но разобщенную массу покупателей, практически отдельных индивидов и юридических лиц. На рынке труда все наоборот. Тут уже покупатель, то есть работодатель, держит в своих руках все рычаги управления рынком.

Интересы покупателей на товарном рынке и продавцов на рынке труда призвано защищать государство. Но, если на товарном рынке государство может выступать и в качестве продавца, и в качестве покупателя, то на рынке труда оно является крупнейшим работодателем, определяющим уровень цен на труд. Рационализм экономических интересов в государственной политике часто побеждает чувства социальной ответственности, и это является одной из причин недостаточно эффективной политики государства по обеспечению

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

сч о сч

о ш т

X

<

т О X X

прав и интересов продавцов рабочей силы. Российское законодательство в большей степени ориентировано на защиту работника, и тем не менее, дисбаланс рынка труда в значительной степени обусловлен кадровой политикой работодателя, в которой отмечается непоследовательность и недостаточно высокий уровень профессионализма.

На то, что в иерархии социально-экономических ценностей ранка труда для государства интересы работодателя оказываются на первом месте указывают и крайне низкие зарплаты основной части занятых, и исключение профсоюзов из числа влиятельных регуляторов трудовых отношений, а также передача НДФЛ в региональные и местные бюджеты. Основные налоги, уплачиваемые предприятиями (НДПИ, НДС), целиком уходят в федеральный бюджет. Для сравнения, в Германии 42,5 % поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет, во Франции подоходный налог с физических лиц относится к важнейшим федеральным, в США федеральный налог на доходы, получаемые физическими лицами, считается базовым. Подобная ситуация наблюдается в большинстве развитых стран, что формирует заинтересованность правительств в росте доходов населения.

В государственной политике отмечены и примеры негативного воздействия на региональные рынки труда, в частности высокая дифференциация стоимости труда в разных регионах. Если и можно объяснить, то никак нельзя оправдать разницу в оплате труда работников бюджетной сферы субъектов федерации, доходящую до пятикратной для учителей и пятнадцатикратной для врачей [7].

Таким образом, противоречивую целевую ориентацию государственной политики в области регулирования рынка труда никак нельзя признать гармонизирующим его фактором.

Более существенную роль в формировании количественного и качественного дисбаланса рынка играют работодатели. На это указывают данные официальной статистики и материалы исследования ранка труда Чувашской республики в 2020 -2021 годах, проведенного путем опроса руководителей кадровых служб более 900 организаций, предприятий, а также индивидуальных предпринимателей различных отраслей экономики республики. Верификацию прошли 214 анкет и опросных листов, что позволило обеспечить репрезентативную выборку по профессиональным областям «Промышленность и энергетика», «Транспорт», «Строительство и ЖКХ», «Агропромышленный комплекс», «Образование», «Здравоохранение», «Информатизация и связь», «Торговля».

Опрос показал, что местные работодатели не придают должного значения целеполаганию. Так, стратегическое планирование имеет место только в 73% организаций здравоохранения, 71% про-

мышленных предприятий, 62% учреждений образования, 61,5% предприятий связи, 53,9% строительных компаний, 50,9% предприятий АПК, 50% транспортных организаций и только 30% предприятий торговли. Из тех же организаций торговли, в которых планы стратегического развития существуют, 10% отметили, что эти планы составлены формально, а учреждений образования со столь же формальным подходом оказалось 23%. В отличие от стратегических планов, определяющих целевые ориентиры организации, программы развития определяют перспективы всех направлений деятельности организации. В республике программы развития сформированы далеко не у всех хозяйствующих субъектов. Наличие таких программ отмечено у 30% обследованных предприятий торговли и 91% организаций системы здравоохранения. Показатели по остальным группам предприятий колеблется между этими крайними позициями.

Недооценка значимости работы с персоналом обусловила и весьма скромные горизонты кадрового планирования. Максимальная доля организаций, имеющих долгосрочные (свыше трех лет) планы кадровой работы отмечена в сфере образования - 22,8%, а среди предприятий транспорта и связи таковых вовсе не оказалось. Подавляющее число обследованных предприятий ориентируется на краткосрочное (до одного года) кадровое планирование. При этом далеко не во всех программах присутствует раздел по развитию персонала.

В программу исследования входил также анализ территориальных программ развития разных уровней. Из 30 реализуемых в республике госпрограмм и 15 региональных проектов, только в 11 содержались расчеты по их кадровому обеспечению. А из 309 отраслевых инвестиционных проектов только в 8 имелась кадровая составляющая. Отдельной проблемой является недостаточная согласованность планов разных уровней.

Российский рынок труда отличается низким уровнем средней заработной платы - 67-е место в мире в 2020 году. Чувашия, в свою очередь, относится к числу российских регионов с низким уровнем заработной платы. Средняя заработная плата в республике составляла в 2017 г. - 24529,8 руб., в 2018 г. - 27036,2 руб., в 2019 г. - 29671,4 руб., в 2020 г. - 31843,8 руб. в то время как в целом по Российской Федерации этот показатель соответственно составлял: 39167руб., 43724 руб., 47867 руб., 51352 руб. При этом рост общероссийских показателей несколько опережает рост заработной платы в Чувашии - за 4 года соответственно 24% и 23% [3].

Служба «hh.ru» отражает в своей аналитике текущие показатели предлагаемой работодателями и запрашиваемой соискателями заработной платы по регионам. На 05.11.2021 интернет-рекрутер указывает актуальную среднюю предлагаемую

зарплату по Чувашской Республике 38 346 рубля, а ожидаемая соискателями составляла 34 401 руб. [5]. Это на треть ниже общероссийских показателей.

При столь низкой заработной плате, рождающей высокую текучесть кадров и миграционный отток трудоспособного населения, местные работодатели пытаются привлечь на свое предприятие даже дефицитных специалистов, предлагая зарплату ниже среднего уровня. В сфере информатизации и связи по 38% трудно заполняемых вакансий специалистов предлагалась заработная плата ниже средней по региону.

Работодатели нередко идут на прямое нарушение закона. Так по данным Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС в 2020 году в сфере теневого рынка труда находилось 28% занятого населения страны. Значительную часть «теневых» сотрудников составляли самозанятые (41%), но 57% -наемные работники, которые своим незаконным статусом обязаны работодателям. Сами работодатели в серой зоне рынка труда составляли 2% [2]. Никак не оправдывая таких работодателей, следует признать, что «серый» рынок является следствием несовершенств «белого».

Приведенные данные позволяют констатировать, что низкая компетентность значительной части работодателей в области культуры планирования, кадрового менеджмента, часто проявляемые эгоизм и алчность, прямые нарушения ими законов о труде стали важнейшим фактором деградации рынка труда [8].

Одной из сложно решаемых проблем рынка труда является его обеспечение молодыми кадрами. Выстраиваемая система сотрудничества учебных заведений с производством продолжает носить формальный характер, так как работодатели предпочитают опытных сотрудников или предлагают молодым специалистам низкие зарплаты. Так, в 1 квартале 2020 г. из 37153 вакансий, выставленных на сайте «hh.ru», только 7% адресовалось молодежи. В декабре 2019 г. уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет достигал 15,1%.

По данным «hh.ru» в первом квартале 2020 г. 20,9% молодых соискателей подавали резюме в категории «Начинающий специалист», а работодатели выставляли в этой категории только 0,9% вакансий, предлагая выпускникам вузов и сузов устраиваться курьерами, операторами са11-цен-тров, официантами и продавцами [5].

Исследования рынка труда Чувашской республики показали низкую долю вакансий, которые работодатели республики закрывают молодыми специалистами (табл. 2).

Недостаточно эффективную помощь в трудоустройстве выпускников оказывает служба занятости населения. Расчеты по 2019 году показывают,

что благодаря регистрации в качестве безработных выпускников средних специальных учебных заведений, нашли постоянную работу только 7,3% обратившихся, временную работу получили 30,1%, на обучение новым специальностям отправлены 7,0%, отказались от услуг центра занятости 14,0%, сняты с учета по причине неявки без уважительной причины 7,9%, нашли работу самостоятельно 23,4%. Подобная статистика и по выпускниками высших учебных заведений. С диспропорциями спроса и предложения молодые специалисты сталкиваются с первого дня выхода на рынок труда. Эти факторы, наравне с недостаточной осознанностью профессионального выбора школьников, приводят к тому, что более половины выпускников системы ВО и СПО находят работу не в соответствии с полученной специальностью. В основном они уходят в торговлю, где такие непрофильные специалисты по данным HeadHunter составляют до 70% штатного персонала организаций.

Таблица 2

Доля вакансий, закрываемых выпускниками заведений ВО и СПО, %

Профобласть Доля вакансий, закрываемых молодыми специалистами, %

Промышленность и энергетика 16,4

Транспорт От 1.38 в дорожном строительстве до 99 - на водном транспорте

Строительство и ЖКХ 11,7

Информатизация и связь 26,3

Торговля 26,7

Образование 34,1

Здравоохранение 22,2

Примечание. Составлено по результатам опроса

Таким образом, в качестве деструктивных факторов, влияющих на состояние и динамику рынка труда следует назвать несовершенство методологической основы анализа и планирования этого рынка, невысокий уровень социальной ответственности, профессионализма и управленческой культуры работодателей, господство в общественном сознании ложных стереотипов о престижности различных профессий и карьерных ориентаций.

Решению этих проблем будет способствовать системный подход к изучению и управлению рынком труда.

Литература

1. Гимпельсон В. Как пандемия повлияла на оценки российской безработицы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/06/26/5ef06fef9a 79478939a1e832 (дата обращения: 22.10.2021)

2. Приемская Е. Остались в тени: как пандемия повлияла на «серый» рынок труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/1089847/evgeniia-priemskaia/ostalis-v-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

teni-kak-pandemiia-povliiala-na-seryi-rynok-truda (дата обращения: 22.10.2021)

3. Рынок труда, занятость и заработная плата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_sala ries?print=1 _(дата обращения: 22.10.2021)

4. Уровень регистрируемой безработицы в Чувашской Республике [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://czn.cap.ru/mobile/news/2021/10/25/urovenj-registriruemoj-bezrabotici-v-chuvashskoj-r (дата обращения: 22.10.2021)

5. Чувашская Республика - статистика рынка труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stats.hh.ru/chuvash_republic (дата обращения: 05.11.2021)

6. Чувашстат. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chuvash.gks.ru/folder/26848 (дата обращения: 22.10.2021).

7. Щапов М. Различия в уровне зарплат бюджетников в разных регионах. Что делать? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5c4fd7b3c7776100ae 88798e/razlichiia-v-urovne-zarplat-biudjetnikov-v-raznyh-regionah-chto-delat-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5c6235996a982800ada5d602 (дата обращения: 22.10.2021)

8. Shatunov Y.A., Ilyina E.A., Belov G.L., Kirillov A.A. Employer's human resources policy impact on labor market // Laplage em Revista (International), vol.7, n. 3, Sept. - Dec. 2021, p.581-590. DOI: https://doi.org/10.24115/S2446-

62202021731344p.581-590

References

1. Gimpelson V. How the pandemic affected the estimates of Russian

unemployment [Electronic resource]. Access mode: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/06/26/5ef06fef9a79478939a1e832 (accessed: 10/22/2021)

2. Priemskaya E. Left in the shadows: how the pandemic affected the "gray"

labor market [Electronic resource]. Access mode: https://iz.ru/1089847/evgeniia-priemskaia/ostalis-v-teni-kak-pandemiia-povliiala-na-seryi-rynok-truda (accessed: 10/22/2021)

3. Labor market, employment and wages. [electronic resource]. Access

mode:

https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (accessed: 10/22/2021)

4. The level of registered unemployment in the Chuvash Republic [Electronic

resource]. Access mode:

http://czn.cap.ru/mobile/news/2021/10/25/urovenj-registriruemoj-bezrabotici-v-chuvashskoj-r (accessed: 10/22/2021)

5. Chuvash Republic - labor market statistics [Electronic resource]. Access

mode: https://stats.hh.ru/chuvash_republic (accessed: 05.11.2021)

6. Chuvashstat. Labor resources [Electronic resource]. Access mode:

https://chuvash.gks.ru/folder/26848 (date of application: 10/22/2021).

7. Shchapov M. Differences in the level of salaries of state employees in

different regions. What to do? [electronic resource]. Access mode: https://zen.yandex.ru/media/id/5c4fd7b3c7776100ae88798e/razlichiia-v-urovne-zarplat-biudjetnikov-v-raznyh-regionah-chto-delat-5c6235996a982800ada5d602 (accessed: 10/22/2021)

8. Shatunov Y.A., Ilyina E.A., Belov G.L., Kirillov A.A. Employer's human

resources policy impact on labor market // Laplage em Revista (International), vol.7, n. 3, Sept. - Dec. 2021, p.581-590. DOI: https://doi.org/10.24115/S2446-62202021731344p.581-590

Regional labor market: factors of destructive impact Shatunov Y. A., Belov G. L.

Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

As destructive factors affecting the state and dynamics of the labor market, one should name the imperfection of the methodological basis for the analysis and planning of this market, the low level of social responsibility, professionalism and managerial culture of employers, the dominance in the public consciousness of false stereotypes about the prestige of various professions and career orientations. The solution of these problems will be facilitated by a systematic approach to the study and management of the labor market.

The article examines objective factors, as well as methods and tools of administrative influence on the part of the authorities, which have a destructive effect on the regional labor market. The article is written based on the materials of the labor market research of the Chuvash Republic, conducted in 2020-2021. Methodological approaches to defining the goals of labor market regulation have been analyzed. The influence of the employer's personnel policy on the state of the labor market has been determined. The influence of early professional identification on the staffing of the regional economy is considered.

Keywords: labor market management, Chuvash Republic, employers' personnel policy, unemployment, employment, destructive processes in the labor market, supply and demand imbalances.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.