Научная статья на тему 'Региональный рынок образовательных услуг: проблемы становления'

Региональный рынок образовательных услуг: проблемы становления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION SERVICE MARKET / РЫНОК ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / LABOUR MARKET / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / LABOUR MARKET FORECASTING / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY / ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ / THE NUMBER AND STRUCTURE OF POPULATION EMPLOYED IN ECONOMY / МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / METHODOLOGY AND METHODS OF FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин Владимир Андреевич, Шунина Ольга Александровна

Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс, основными видами экономической деятельности которого являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля. Отличительными особенностями края являются достаточно высокая доля сельского населения 39,3% от общей численности занятых (по России 23%), низкая в сравнении с общероссийскими показателями численность студентов начального, среднего профессионального и высшего образования в регионе. В соответствии со стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. приоритетными направлениями развития экономики региона были названы такие виды деятельности с высокой долей добавленной стоимости, как биотехнологии, фармацевтика, отдельные отрасли машиностроения и пищевой промышленности, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, высокодоходные виды услуг сервисного сектора, включая комплекс финансовых услуг, а также услуг в сфере высоких технологий. Объем подготовки специалистов и квалифицированных рабочих для столь диверсифицированного рынка труда в крае в целом достаточен, обучение ведется более чем по 200 специальностям по всем приоритетным направлениям, однако объемы подготовки системой профессионального образования края молодых специалистов за последние пять лет сократились на 20%. Существенное влияние на снижение объемов подготовки специалистов оказала демографическая ситуация в крае. В статье авторами исследуются основные тенденции развития системы профессионального образования Алтайского края в 2012-2016 гг., а также показано, что выявленная разбалансированность предлагаемых образовательных услуг с реальной потребностью в них на рынке труда вызвана как отсутствием достоверных методов прогноза рынка трудовых ресурсов по количеству и структуре, так и влиянием предпочтений населения, субъективно оценивающего спрос рынка трудовых ресурсов исходя из личных представлений о востребованности той или иной профессии. Это ведет, с одной стороны, к переизбытку специалистов популярных профессий и трудностям в их последующем трудоустройстве, а с другой к дефициту востребованных экономикой профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy of the Altay territory is a diversified complex, where key types of economic activity are manufacturing industry, agriculture, wholesale and retail trade. A specific feather of the territory is a high proportion of the rural population 39.3% of the total number of employed people (23% in Russia) and a low number of students of primary, secondary vocational and higher education as compared with all Russian figures. According to the strategy of social and economic development of the Altay territory up to 2025 the priority lines in the territory economy are bio-technology, pharmaceutics, certain branches of machine building and food industry, tourism-recreation and transportation complexes, high-profit services of the service sector, including finance services, as well as services in the field of high technologies. The level of training specialists and skilled workers for this diversified labour market in general is sufficient, training is conducted by more than 200 specializations in all priority lines however, the training in the vocational education system fell down by 20% during the last 5 years. The demographic situation in the territory seriously influenced these figures. Changes in the structure of the GRP of the Altay territory caused the reduction in the proportion of manufacturing industry and agriculture, which affected negatively the level of population employment in production industries. The authors studied the key trends of the system of vocational education development in the territory in 2012-2016 and showed that the misbalance of education service supply with the real need in them on the labour market was caused both by the absence of reliable methods of labour market forecasting by quantity and structure and the impact of population preferences assessing subjectively the demand for labour resources proceeding from personal ideas about the demand for this or that profession. It can lead to the excess number of specialists of ‘popular’ professions and difficulties with their employment and, on the other hand to the shortage of needed professional staff.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок образовательных услуг: проблемы становления»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-4-173-183

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

В. А. Бородин

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова,

г. Барнаул, Россия О. А. Шунина

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс, основными видами экономической деятельности которого являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля. Отличительными особенностями края являются достаточно высокая доля сельского населения - 39,3% от общей численности занятых (по России - 23%), низкая в сравнении с общероссийскими показателями численность студентов начального, среднего профессионального и высшего образования в регионе. В соответствии со стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. приоритетными направлениями развития экономики региона были названы такие виды деятельности с высокой долей добавленной стоимости, как биотехнологии, фармацевтика, отдельные отрасли машиностроения и пищевой промышленности, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, высокодоходные виды услуг сервисного сектора, включая комплекс финансовых услуг, а также услуг в сфере высоких технологий. Объем подготовки специалистов и квалифицированных рабочих для столь диверсифицированного рынка труда в крае в целом достаточен, обучение ведется более чем по 200 специальностям по всем приоритетным направлениям, однако объемы подготовки системой профессионального образования края молодых специалистов за последние пять лет сократились на 20%. Существенное влияние на снижение объемов подготовки специалистов оказала демографическая ситуация в крае. В статье авторами исследуются основные тенденции развития системы профессионального образования Алтайского края в 2012-2016 гг., а также показано, что выявленная разбалансированность предлагаемых образовательных услуг с реальной потребностью в них на рынке труда вызвана как отсутствием достоверных методов прогноза рынка трудовых ресурсов по количеству и структуре, так и влиянием предпочтений населения, субъективно оценивающего спрос рынка трудовых ресурсов исходя из личных представлений о востребованности той или иной профессии. Это ведет, с одной стороны, к переизбытку специалистов популярных профессий и трудностям в их последующем трудоустройстве, а с другой - к дефициту востребованных экономикой профессиональных кадров.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок трудовых ресурсов, прогнозирование рынка трудовых ресурсов, система профессионального образования, виды экономической деятельности, численность и структура занятых в экономике, методологии и методы прогнозирования.

REGIONAL MARKET OF EDUCATION SERVICES: DEVELOPMENT PROBLEMS

Vladimir A. Borodin

Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia

Olga A. Shunina

Altai State University, Barnaul, Russia

Economy of the Altay territory is a diversified complex, where key types of economic activity are manufacturing industry, agriculture, wholesale and retail trade. A specific feather of the territory is a high proportion of the rural population - 39.3% of the total number of employed people (23% in Russia) and a low number of students of primary, secondary vocational and higher education as compared with all - Russian figures. According to the strategy of social and economic development of the Altay territory up to 2025 the priority lines in the territory economy are bio-technology, pharmaceutics, certain branches of machine building and food industry, tourism-recreation and transportation complexes, high-profit services of the service sector, including finance services, as well as services in the field of high technologies. The level of training specialists and skilled workers for this diversified

labour market in general is sufficient, training is conducted by more than 200 specializations in all priority lines however, the training in the vocational education system fell down by 20% during the last 5 years. The demographic situation in the territory seriously influenced these figures. Changes in the structure of the GRP of the Altay territory caused the reduction in the proportion of manufacturing industry and agriculture, which affected negatively the level of population employment in production industries. The authors studied the key trends of the system of vocational education development in the territory in 2012-2016 and showed that the misbalance of education service supply with the real need in them on the labour market was caused both by the absence of reliable methods of labour market forecasting by quantity and structure and the impact of population preferences assessing subjectively the demand for labour resources proceeding from personal ideas about the demand for this or that profession. It can lead to the excess number of specialists of 'popular' professions and difficulties with their employment and, on the other hand - to the shortage of needed professional staff.

Keywords: education service market, labour market, labour market forecasting, system of vocational education, types of economic activity, the number and structure of population employed in economy, methodology and methods of forecast.

Одной из актуальных проблем экономики России является удовлетворение потребностей рынка трудовых ресурсов. Авторы настоящей статьи присоединяются к практически единодушному мнению ученых и специалистов, занимающихся проблемами формирования трудовых ресурсов для экономики и социальной сферы Российской Федерации и ее регионов, констатирующих факт слабой корреляции результатов подготовки квалифицированных рабочих и специалистов системой профессионального образования (начального, среднего, высшего) запросам субъектов экономики и социальной сферы по количеству и структуре, а также качеству выходящих на этот рынок кадров.

Уровни профессионального образования, направления подготовки и количество выпускаемых специалистов регулируются государственным заказом, формируемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и региональными органами власти, а также имеющимися возможностями образовательных учреждений по внебюджетной подготовке. Государственный заказ должен отвечать потребностям территории в количестве и структуре подготовки по образовательным программам (направлениям) и ограничиваться выделяемым для этих целей бюджетным финансированием.

Внебюджетная подготовка специалистов среднего профессионального и высшего образования финансируется исклю-

чительно за счет средств семейных бюджетов, определяемых реальными доходами населения территории, и, как правило, ориентирована на личные представления о востребованности той или иной специальности рынком труда.

Существует ряд методик прогнозирования рынка труда, предлагаемых российскими учеными, а также наработанных и апробированных мировой практикой за достаточно длительный период [1; 2; 6; 7]. Практическое использование российских методик наталкивается на ограниченность достоверной статистической информации о потребности в кадрах различных специальностей и уровней подготовки, формируемой на основе сведений, получаемых органами статистики от предприятий и организаций. Низкая прозрачность состояния кадрового ресурса предприятия и его кадровой политики определяется не только стремлением ограничить доступ к информации, определяющей результаты деятельности, от возможных недобросовестных пользователей, но и нестабильностью текущей рыночной ситуации и во многих случаях невозможностью ее прогнозирования.

Цель настоящей статьи - анализ регионального рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования и оценка соответствия его результатов состоянию и тенденциям развития экономики региона, потребностям отдельных видов экономической деятельности в специалистах различных уровней профессио-

нальной подготовки по их количеству и структуре образовательных программ и направлений (на материалах Алтайского края). В качестве статистической базы исследования рассматриваются следующие данные Алтайского краевого статистического управления (рис. 1-7):

- структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности;

- численность занятых в экономике края по видам экономической деятельности за период с 2012 по 2016 г.;

- структура занятых в экономике по уровню образования;

- количество образовательных организаций начального (НПО), среднего (СПО) и высшего (ВО) профессионального образования (2012-2017);

- выпуск специалистов НПО, СПО, ВО всего и по направлениям подготовки по годам (2012-2016);

- численность обучающихся в организациях СПО и ВО по годам (2011-2016).

1200

1000

800

600

400

200

1120,5

80 70 60 50 40 30 20 10 0

1055,1 -Ф-

1069,9 -♦-

1085,6 -♦-

1059,6 -♦

232,3

236,2

247

213,9

274

211,9

310

221,1

301,5

274,1

193,4

2012

2013

2014

2015

2016

-Численность занятых в экономике Алтайского края, всего

-Численность занятых в экономике с высшим образованием

-Численность занятых в экономике со средним профессиональным образованием

-Численность занятых в экономике

квалифицированных рабочих (служащих)

Рис. 1. Распределение населения, занятого в экономике, по уровню образования, тыс. чел.

75

58 54

а/ ' "V 45 /

51 40 40 ♦ НПО

46 41 ♦- 35 -» ■ СПО

33 33 28 28 34

26 23

2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017

Примечание: с 2016 г. организации, реализующие программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, учитываются в составе организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

0

Рис. 2. Число образовательных организаций и филиалов, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих (НПО) и специалистов (СПО) в Алтайском крае; число образовательных организаций высшего образования (ВО) и филиалов, реализующих программы высшего образования

2000 2005 2008 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Динамика среднегодовой численности занятых в экономике Алтайского края по основным видам экономической деятельности, тыс. чел.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

76

- Российская Федерация -Алтайский край

2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016

Рис. 4. Выпуск квалифицированных рабочих на 10 000 занятого населения, чел.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

73

72

61

63

62

33

34

29

28

26

■ Российская Федерация ■Алтайский край

2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016

Рис. 5. Выпуск специалистов среднего звена на 10 000 занятых в экономике, чел.

250 200 150 100 50 0

204 206

181 171 180

147 135 ----- 139 139 -♦ 125

—■- и- -» - --

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Российская Федерация Алтайский край

2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 Рис. 6. Выпуск бакалавров, магистров, специалистов на 10 000 занятых в экономике, чел.

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

454 424

343 339 356 325

305 290

--И___ 255

146 146 138 144 149 —А

* - =—Й- -Я- -Я

135 122 127 133

ВО, РФ

ВО, Алтайскйй край СПО, ФФ

СПО, Алтайскйй ррйй

2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016

Рис. 7. Численность студентов ВО и СПО на 10 000 населения, чел.

Численность занятых в экономике Алтайского края в целом по всем видам деятельности за период с 2012 по 2016 г. и по предварительной оценке в 2017 г. не имеет выраженной тенденции роста или падения. Падение численности занятых составило 61 тыс. человек (5,4%) на фоне кризисных явлений последних лет. Доля занятых в экономике с высшим и средним профессиональным образованием за этот период несколько выросла, а доля квалифицированных рабочих снизилась в сравнении с началом периода (2012 г.) на 17% (38,6 тыс. человек). Следует отметить, что отставание уровня образования экономически активного населения края от среднего по Российской Федерации сокращается. В частности, доля занятых с высшим образованием в регионе возросла на 29,8% за рассматриваемый период.

Число учреждений профессионального образования, реализующих программы по подготовке квалифицированных рабочих, специалистов среднего и высшего профессионального образования, количество которых представлено на рис. 3, имеет разнонаправленную динамику. При существенном росте учреждений СПО, в которых в основном сейчас идет подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, на 30% сократилось коли-

чество учреждений высшего образования. Причиной тому является прошедшая за этот период реорганизация начального и среднего профессионального образования и ликвидация филиалов и частных учреждений высшего образования.

Количественный анализ выпуска квалифицированных рабочих и специалистов (по годам) и их доля в числе занятого населения Алтайского края и Российской Федерации, представленные на рис. 4, позволяют констатировать наличие динамики роста выпуска квалифицированных рабочих учреждениями НПО и СПО за последние два года рассматриваемого периода (в отличие от устойчивой тенденции падения этого показателя в среднем по Российской Федерации), что выгодно отличает ситуацию с подготовкой квалифицированных рабочих в крае от подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, число которых сокращается (см. рис. 5 и 6).

На рис. 8 представлены данные по распределению численности занятых в экономике Алтайского края по видам экономической деятельности, а также выпуск студентов образовательных организаций СПО и ВО по направлениям подготовки

[3].

Здравоохранение и

предоставление социальных услуг; 8

Прочие; 3

Образование; 9,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; 6,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 5,8

Транспорт и связь; 7,4 _

Сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство; 13,8

Обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 16,6

Строительство; 6,4

Оптовая и розничная торговля; 19

Рис. 8. Распределение численности трудовых ресурсов Алтайского края по видам экономической деятельности в 2016 г., % от общей численности

Наиболее крупными потребителями трудовых ресурсов, в том числе из закончивших начальные, средние и высшие профессиональные образовательные организации, являются оптовая и розничная торговля (19,1%), обрабатывающие производства и иные виды промышленной деятельности (16,6%), сельское и лесное хозяйство (13,8%).

В других видах экономической деятельности, занятых в производственной сфере (транспорт и связь, строительство), трудовые ресурсы составляют 13,8%. Таким образом, в реальной сфере экономики рассматриваемого региона занято 44,2%, в сфере услуг - 41,8%, в государственном управлении, социальном страховании и обеспечении безопасности - 6,7%. Следует отметить, что структура трудовых ресурсов в регионе в основном соответствует сложившимся пропорциям валового регионального продукта (ВРП) по видам экономической деятельности.

Также нельзя оставить без внимания тот факт, что наряду с общим сокращением трудовых ресурсов за постреформенный период произошли структурные изменения в занятости по видам экономической деятельности. Только начиная с 2000 г. занятость в сельском хозяйстве, промышленности существенно сократилась как по количеству, так и по доле в структуре трудовых ресурсов. Произошли структурные сдвиги в занятости по подвидам экономической деятельности в самом промышленном производстве, где наряду с более чем 50%-ным сокращением в общей занятости значительно сократилась занятость в машиностроительном комплексе и выросла на пищевых производствах и в малом промышленном бизнесе [4; 5]. Рамки настоящей статьи ограничивают более детальное представление влияния рыночных реформ в Алтайском крае на численность и структуру трудовых ресурсов, подробно представленных в целом ряде исследований [5].

В более крупном плане произошло перераспределение трудовых ресурсов от отраслей материального производства в сфе-

ру услуг (торговля, образование, здравоохранение, финансовая и страховая деятельность), а также в государственное управление (государственный сектор).

В связи с этим изменилась востребованность специалистов разных направлений подготовки. На рис. 9 и 10 представлены данные о доле выпускаемых специалистов среднего и высшего профессионального образования в общей численности их выпуска в Алтайском крае. Следует обратить внимание на то, что учреждения среднего профессионального образования более ориентированы на потребности материального производства [3].

Результаты выполненного анализа демонстрируют отсутствие прямой корреляции структуры выпуска специалистов образовательными организациями СПО и ВО, расположенными на территории Алтайского края, со структурой валового регионального продукта и потребностями отдельных видов экономической деятельности. По таким образовательным направлениям, как инженерное дело, технологии и технические науки, сельское хозяйство и другие естественно-научные направления (таблица), отношение числа выпускаемых кадров высшей квалификации к численности занятых в соответствующих видах экономической деятельности значительно уступает аналогичному параметру по таким образовательным направлениям, как юриспруденция, социология, психология, политические науки, сервис и туризм, средства массовой информации. Слабо коррелируется с потребностями рынка труда выпуск специалистов с высшим образованием по направлению «Экономика и управление» (25% от всей численности выпускаемых специалистов с высшим образованием), а их трудоустройство по полученной специальности, по данным служб занятости, становится все более проблематичным.

Проведенное в 2016 г. Алтайкрайстатом выборочное обследование показало, что за период с 2013 по 2015 г. в среднем 66% выпускников высших учебных заведений Алтайско-

го края работали в его экономике и социальной сфере по полученной ими специальности. Результаты обследования показали, что к числу наиболее востребованных региональным рынком труда направлениям подготовки в

2016 г. относились металлургия и машиностроение, здравоохранение, информатика и вычислительная техника. По данным специальностям трудоустроены соответственно 100, 93,7 и 83,3% выпускников.

Образование и педагогические науки; 5,1

Гуманитарные науки; 2,0

Науки об обществе; 23,6

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; 9,8

Инженерное дело, технологии и технические науки; 47,5

Здравоохранение и медицинские науки; 8,3

Рис. 9. Выпуск студентов образовательных организаций среднего профессионального образования по направлениям подготовки, % от общей численности выпуска организациями СПО в крае

Рис. 10. Выпуск студентов образовательных организаций высшего образования

по направлениям подготовки, % от общей численности выпуска организациями ВО в крае

Выпуск студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования Алтайского края и структура занятости населения края по видам экономической деятельности

Распределение численности трудовых ресурсов Алтайского края по видам экономической деятельности в 2016 г.

Выпуск студентов образовательных организаций СПО и ВО по направлениям подготовки в 2016 г.

Количество, В % от общей чис- Количество, В % от общей численности выпуска организациями

Вид экономической деятельности Направление подготовки чел.

сти

СПО ВО СПО ВО

Обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь 322 118,4 30,4 Математические и естественные науки - 388 - 3,6

Инженерное дело, технологии и технические науки 5 578 2 565 47,5 23,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 82 648,8 7,8 Здравоохранение и медицинские науки 976 723 8,3 6,7

Сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство 146 224,8 13,8 Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 1 154 608 9,8 5,6

Образование 96 423,6 9,1 Образование и педагогические науки 598 1 245 5,1 11,5

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; оптовая и розничная торговля 334 833,6 31,6 Науки об обществе (в том числе экономика и управление, психология, социология, юриспруденция, политические науки, СМИ, сервис и туризм) 2 769 4 493 23,6 41,4

Прочие 77 350,8 7,3 Гуманитарные науки, искусство и культура 659 839 5,6 7,7

Обследование выявило также, что среди выпускников вузов, работающих не по полученной специальности, специалисты в области образования составляют 30% (несмотря на имеющийся их дефицит в сфере школьного образования края), экономики и управления - 34,8%, естественных наук -81,3%.

Что касается специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, выпущенных организациями СПО, то основными направлениями их подготовки были инженерное дело, технологии и технологические науки (47,5%), науки об обществе (23,6%), здравоохранение и медицинские науки (8,3%) от общего выпуска. Наиболее востребованными на рынке труда направле-

ниями подготовки СПО стали выпускники следующих специальностей: здравоохранение - 86,4%, образование и педагогика - 79,1%, транспортные средства - 51%. В то же время в процессе реорганизации образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования начиная с 2011 г. выпуск квалифицированных рабочих сократился в 1,2 раза.

Проведенное исследование рынков образовательных услуг и трудовых ресурсов показывает наличие разбалансированно-сти между структурой и числом выпускаемых специалистов по уровням профессио-

нального образования и их потребностью исходя из структуры валового регионального продукта по видам экономической деятельности. Объективной причиной наличия такой диспропорции является, как отмечалось ранее, отсутствие у специалистов соответствующих органов власти федерального и регионального уровней методов качественного прогноза рынка трудовых ресурсов по количеству и структуре востребованных рынком профессиональных кадров.

Список литературы

1. Косоруков О. А., Петрикова Е. М., Петрикова С. М. Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 45 (180). - С. 10-25.

2. Сангадиев З. Г., Скотникова С. Н., Жирнов А. Ю. Методика прогнозирования потребности экономики региона в специалистах / / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. - 2010. - № 5 (12). -С.216-220.

3. Ситникова О. В., Баева С. Ю., Донских А. Ф. Влияние системных преобразований в экономике на структуру профессионального образования в Алтайском крае. 2012-2016. Аналитический обзор / под ред. В. М. Мочалова; Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Барнаул, 2017.

4. Трансформационные процессы и формирование конкурентных преимуществ в Алтайском крае : монография / под ред. А. Я. Троцковского. - Новосибирск, 2017.

5. Бородин В. А. Алтай промышленный : монография. - Барнаул, 2016.

6. Adascalitei D, Morano C. P. Labour Market Reforms Since the Crisis: Drivers and Consequences // Research Department working paper. - 2015. - N 5.

7. Chase R., Bourque Ph., Conway R. Jr. The 1987 Washington State Input-Output study. -Seattle, WA : University of Washington, Graduate School of Business Administration, 1993.

References

1. Kosorukov O. A., Petrikova E. M., Petrikova S. M. Makroekonomicheskie metody prognozirovaniya rynka truda v regional'noy ekonomike [Macroeconomic Methods of Forecasting the Labor Market in the Regional Economics]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2010, No. 45 (180), pp. 10-25. (In Russ.).

2. Sangadiev Z. G., Skotnikova S. N., Zhirnov A. Yu. Metodika prognozirovaniya potrebnosti ekonomiki regiona v specialistah [Methodology for Forecasting the Needs in Specialists of the Region's Economy]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta imeni akademika M. F. Reshetneva [The Academician Reshetnev Siberian State Aerospace University Bulletin], 2010, No. 5 (12), pp. 216-220. (In Russ.).

3. Sitnikova O. V., Baeva S. Yu., Donskih A. F. Vliyanie sistemnyh preobrazovaniy v ekonomike na strukturu professional'nogo obrazovaniya v Altayskom krae. 2012-2016. Analiticheskiy obzor [The Impact of Systemic Changes in the Economy on the Professional Education Structure in the Altai Region. 2012-2016. Analitical review], edited by V. M. Mochalov; Upravlenie Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Altayskomu krayu i Respublike Altay [Authority of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Republic of Altai]. Barnaul, 2017. (In Russ.).

4. Transformacionnye processy i formirovanie konkurentnyh preimushchestv v Altayskom krae, monografiya [Transformation Processes and Formation of Competitive Advantages in the Altai Territory, monograph], edited by A. Ya. Trockovskiy. Novosibirsk, 2017. (In Russ.).

5. Borodin V. A. Altay promyshlennyy, monografiya [Altai Industrial, monograph]. Barnaul, 2016. (In Russ.).

6. Adascalitei D., Morano C. P. Labour Market Reforms Since the Crisis: Drivers and Consequences. Research Department working paper, 2015, No. 5.

7. Chase R., Bourque Ph., Conway R. Jr. The 1987 Washington State Input-Output study. Seattle, WA, University of Washington, Graduate School of Business Administration, 1993.

Сведения об авторах

Владимир Андреевич Бородин

доктор экономических наук, профессор

кафедры международных экономических

отношений АлтГТу.

Адрес: ФГБОУ ВО «Алтайский

государственный технический университет

им. И. И. Ползунова»,

656038, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 46.

E-mail: vab4788@mail.ru

Ольга Александровна Шунина

старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» АлтГу. Адрес: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 61. E-mail: shunina2009@mail.ru

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vladimir A. Borodin

Doctor of Economic, Professor of the Department for International Economic Relations Polzunov Altai State Technical University. Address: Polzunov Altai State Technical University, 46 Lenina Str., Barnaul, 656038, Russian Federation. E-mail: vab4788@mail.ru

Olga A. Shunina

Senior Lecturer of the Department for 'Finance and Credit' Altai State University.

Address: Altai State University, 61 Lenina Str., Barnaul, 656049, Russian Federation. E-mail: shunina2009@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.