Реформы здравоохранения
© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:364.422(571.1./5.)
Григорьев Ю.А.1, Соболева С.В.2, Баран О.И.1
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
1ФГБУ "Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний" СО РАМН, 654041, Новокузнецк, Россия; 2Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Новосибирск, Россия
Материнский капитал как мера поощрения рождения (усыновления) второго ребенка в семье действует в России с 2007 г. В последующие годы введены местные субсидии — региональный материнский капитал за рождение (усыновление) третьего ребенка или последующих детей. В статье рассмотрены особенности этой меры социальной поддержки в Сибирском федеральном округе (СФО), а также возможные пути расширения практики ее использования.
Ключевые слова: материнский (семейный) капитал; региональный материнский капитал; рождаемость; социальная поддержка.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 17—20.
Для корреспонденции: Григорьев Юрий Аркадьевич, [email protected]
Grigoriev Yu.A.', SobolevaS.V.2, Baran O.I.' THE REGIONAL MATERNAL CAPITAL AND DIRECTIONS OF ITS USAGE IN THE SIBERIAN FEDERAL OKRUG
1The research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases of the Siberian branch of of the Russian academy of medical sciences, 654041 Novokuznetsk, Russia; 2The institute of economics and organization of industrial manufacture of the Siberian branch of the Russian academy of sciences, 630090 Novosibirsk, Russia The maternal capital as a measure of stimulation of birth (adoption) of second child functions in Russia since 2007. During following years the local subventions were introduced in the form of maternal capital for birth (adoption) of third child or subsequent children. The article considers characteristics of this measure of social support in the Siberian federal okrug and possible ways of extension ofpractice of its application as well. Keywords: maternal (family) capital; regional maternal capital; natality; social support
Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 17—20.
For correspondence: Grigoriev Yuri, [email protected]
Received 14.06.2014
В 1999 г. рождаемость в России снизилась до минимального уровня. Начиная с 2000 г. наблюдался очень медленный ее рост. Низкий уровень рождаемости и высокая смертность привели к длительному периоду депопуляции. В этих условиях были необходимы энергичные меры демографической политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Реальное движение в этом направлении с запозданием, но все же началось. Материнский (семейный) капитал как мера поощрения рождения (или усыновления) второго ребенка начал предоставляться в России с января 2007 г. со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Первоначальный размер субсидии составлял 250 тыс. руб. и точно совпадал с величиной, названной Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2006 г. В дальнейшем выплаты индексировались каждый год. В 2014 г. семья, в которой появился второй ребенок, может рассчитывать на получение материнского капитала в размере 429,4 тыс. руб. Такую же возможность имеют и родители (усыновители) третьего и последующих детей при условии, что они ранее не воспользовались правом на получение материнского капитала. Иными словами, по Закону № 256-ФЗ материнский капитал может быть получен только 1 раз [1]. В 2009 г. Смоленская область стала инициатором важного начинания,
введя региональный материнский капитал за рождение третьего (или последующего) ребенка. Примеру последовали многие субъекты Российской Федерации. В настоящее время региональный материнский капитал введен в большинстве субъектов РФ [2]. В Сибирском федеральном округе (СФО) все территории имеют соответствующие решения о региональном материнском капитале.
Материалы и методы. Исследование проводилось посредством анализа публикаций интернет-сайтов региональных администраций СФО, а также портала "Все о материнском капитале" (Ьйр://шшш.та1егт8к1у-semeyniy-kapital.ru). Возможную неполноту данных необходимо рассматривать как результат недостаточной открытости региональной статистики.
Результаты и обсуждение. Размер регионального материнского капитала на территориях СФО различен, как и условия его предоставления. Сумма субсидии колеблется от 50 тыс. руб. в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Алтайском и Забайкальском краях до 200 тыс. руб. в сельской местности Республики Хакасия, чаще всего она составляет 100 тыс. руб. (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Красноярский край).
Рождение или усыновление третьего ребенка — самое распространенное основание для выдачи материнского капитала на региональном уровне. Существуют
Величина и направления использования регионального материнского капитала в субъектах СФО
Регион Величина регионального материнского капитала, руб. Направления использования*
1 2 3 4
Республика Алтай 50 000 +** + - -
Республика Бурятия 50 000 + + - -
Республика Тыва 50 000 + + - +
Республика Хакасия 10 0000/200 000 + + - +
Алтайский край 50 000 + + - -
Забайкальский край 50 000 + + + +
Красноярский край 100 000 + + - +
Иркутская область 100 000 + + - -
Кемеровская область 130 000 + - - -
Новосибирская об- 100 000 + + + +
ласть
Омская область 100 000 + + + -
Томская область 100 000 + + + +
Примечание. * — направления использования регионального материнского капитала: 1 — улучшение жилищных условий; 2 — получение образования ребенком; 3 — увеличение накопительной части трудовой пенсии матери; 4 — другие направления использования; ** — знаком "+" обозначено использование регионального материнского капитала по этому направлению, знаком "-" — его отсутствие.
и исключения. В Республике Алтай семье предоставляется сертификат на материнский капитал после рождения (или усыновления) четвертого ребенка, в Республике Тыва — только после рождения пятого. В первоначальной редакции Закона в Республике Тыва субсидия предусматривалась при рождении седьмого ребенка, но в дальнейшем было внесено исправление в уже принятый документ. Региональный материнский капитал выплачивается в СФО только 1 раз. Законодательство субъектов СФО отличается разнообразием направлений расходования средств регионального материнского капитала, воплотив многие местные инициативы. Величина регионального материнского капитала и направления его использования в СФО представлены в таблице.
Чаще всего встречается вариант, включающий улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), увеличение накопительной части трудовой пенсии матери (Забайкальский край, Новосибирская, Омская, Томская области). Фактически это повторение направлений расходования материнского капитала, предусмотренного Законом № 256-ФЗ. Однако есть и своеобразные исключения. Законом "О мерах социальной поддержки отдельных категорий семей в Республике Тыва" (принят Верховным Ху -ралом 26.10.2011), кроме регионального материнского капитала (ст. 3) предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки (ст. 2). Семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (без учета уровня дохода семьи), имеют возможность получить государственную поддержку по нескольким направлениям: внеочередное получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Тыва; бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства; компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; первоочередное обеспечение путевками в детские оздоровительные учреждения Республики Тыва.
В Забайкальском крае потратить субсидию можно на любые цели, а в Кемеровской области существует только одно направление — улучшение жилищных
условий (приобретение, строительство, реконструкция жилья) и только на данной территории. Территориальное ограничение действует во всех субъектах СФО. Имеется и барьер во времени — ребенок должен родиться до конца 2016 г. Подобные условия выдачи регионального материнского капитала еще больше сближают факт рождения ребенка с выполнением работы в условиях рыночных отношений по закону: товар — деньги — товар. Такая перестройка рождаемости — небезопасное явление. Возможны тяжелые осложнения, в том числе за счет отчуждения "товаропроизводителя" от "товара".
Наиболее разнообразен спектр использования материнского капитала в Томской области. Кроме трех общеизвестных направлений, здесь предусмотрена оплата дорогостоящего лечения ребенка в случае серьезного заболевания, приобретение семьей автомобиля, оплата образования не только детей, но и матери. Материнский капитал в Томской области — это мера социальной поддержки малообеспеченных семей, воспитывающих трех и более детей. Поэтому предусматривается ограничение числа его получателей: право возникает у многодетных семей со среднедушевым доходом не более двух прожиточных минимумов. Ука -занная мера оправдана, так как расслоение населения Томской области по доходам весьма значительно. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения и такой же доли бедных различаются в 13,3 раза. При этом на долю 20% самых богатых приходится более 45% всех денежных доходов, а на 20% бедных — всего 6%. По имеющимся данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2012 г. семьи с детьми в возрасте до 16 лет составляли 53,4% общей численности домохозяйств с уровнем доходов ниже величины прожиточного минимума [3].
В Томской области широко практикуются различные меры поддержки бедных семей с несовершеннолетними детьми. В 2013 г. расходы областного бюджета на социальные выплаты, установленные Законом "О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей", составили более 321 млн руб., в том числе 210 млн руб. на выплату ежемесячного пособия (более 63 тыс. детей). С 1 июля 2012 г. до конца 2013 г. выдано 1263 сертификата на региональный материнский капитал при рождении третьего или четвертого ребенка в указанном выше размере. 54 семьи использовали право направления средств регионального материнского капитала на строительство жилья [4]. Проблема бедности семей с детьми в Томской области всеми указанными мерами пока не может быть решена. По-видимому, бедность в Томской области, как и в целом по России, распространена очень широко.
Российская бедность гетерогенна, это выявляется при абсолютном и относительном подходах к анализу данного явления. Бедными необходимо считать не только тех, кто имеет доходы ниже какой-то расчетной величины (бедность "по доходам"), но и тех, кто живет бедно (бедность "по лишениям") [5]. Отметим, что в оценке бедности "по лишениям", кроме учета представлений россиян о бедности, присутствует недоступность нормального социально-психологического самочувствия в результате хронического доминирования тяжелых для человека эмоций (чувство полного бесправия и беспомощности при невозможности изменить ситуацию, ощущение положения своего домохозяйства как находящегося в состоянии нищеты) [6]. К бедности "по лишениям" приводит, например, наличие в семье тяжелых хронически больных, детей-инвалидов с детства, алкоголиков, наркоманов.
При таком подходе к оценке проблемы бедности установлено, что в России бедность распространена в несколько раз шире, чем на это указывают официальные статистические данные. Кроме того, обнаружено несовпадение групп бедных "по доходам" и "по лишениям". Из этого следует, что в российском обществе типична ситуация, когда одни люди испытывают недостаток денежных средств, но все же поддерживают общепринятый образ жизни (за счет субсидий и дотаций), в то время как другие, не являющиеся бедными по оценкам государства, в реальной жизни не могут из-за недостаточности своих ресурсов поддерживать образ жизни, рассматриваемый как минимально приемлемый [6].
Рождение ребенка (особенно второго и следующих) оказывается для многих домохозяйств в России непосильной финансовой нагрузкой. При этом необходимо учитывать, что для бедных семей, воспитывающих детей, характерен комплекс факторов, который оказывает негативное влияние на формирование здоровья ребенка. В связи с этим повышение доходов семьи способствует созданию условий для роста и развития здоровых детей [7]. Между тем, если для бедных "по доходам" существует поддержка государства (на это нацелена борьба с бедностью в России), то для бедных "по лишениям" она отсутствует. В этих условиях требуется иная концепция борьбы с бедностью. Потребуется индивидуальная работа социальных служб, объекты деятельности социальных работников должны быть четко установлены. Фактически вместо усиления адресности "по нуждаемости" (а именно это сегодня является официальной концепцией борьбы с бедностью) необходим подход, при котором более значима помощь, учитывающая бедные семьи "по лишениям".
В этом направлении в Томской области развиваются методы раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Наиболее эффективной технологией признана работа "со случаем". Для реализации технологии раннего выявления детей, нуждающихся в особой защите, а также для предупреждения социального сиротства и других видов семейной патологии в 2013 г. в Томской области проведена значительная организационная работа. В штатные расписания учреждений, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей, были введены более 80 должностных ставок для специалистов-кураторов. В течение 2013 г. на их обслуживании находилось 2118 неблагополучных семей, воспитывающих 3881 ребенка. Для выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми проводится постоянная работа с матерями-одиночками и семьями из группы риска (например, асоциальные семьи, в которых имеются алкоголики или наркоманы). При обнаружении в таких семьях беременных женщин сведения о них передаются в женскую консультацию. Таким женщинам оказывается социально-правовая поддержка, их консультируют по вопросам предоставления льгот и материальной помощи. При обнаружении детей, нуждающихся в защите, информация незамедлительно передается в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. За 2013 г. зафиксированы "случаи" в 1165 семьях, воспитывающих 2144 ребенка [4].
В течение 2013 г. в сельской местности Томской области проведены выездные курсы повышения квалификации для соответствующих специалистов (директора общеобразовательных учреждений и их заместители, педагоги-психологи и социальные психологи). Образо-
вательные программы включали технологии деятельности по предупреждению безнадзорности и беспризорности детей. Особое место отводилось освоению методов выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проводимая в Томской области комплексная работа "со случаем", которая находится в русле концепции борьбы с бедностью "по лишениям", в значительной степени дополняет и усиливает мероприятия социальной поддержки семей, в том числе связанные с региональным материнским капиталом. Однако это только первая фаза борьбы с бедностью. Во второй фазе бедность должна сокращаться за счет широкой самодеятельности людей в условиях рыночного хозяйства, а число лиц (домохозяйств), получающих патерналистскую помощь, должно становиться минимальным.
С момента введения в России мер поощрения рождаемости величина данного показателя при расчете на условное (гипотетическое) поколение увеличилась, выросла доля вторых и третьих рождений. Является ли это истинным увеличением рождаемости в когортах или мы наблюдаем эффект сдвига рождений во времени — так называемый тайминг? Ответить на это на основании оценки показателя для условного поколения практически невозможно. Во всех когортах российских женщин в ХХ веке последовательно наблюдалось непрерывное снижение итогового числа рождений [8]. Наблюдаемое явление — снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства — является фундаментальной закономерностью, которая обнаружена в новое время в странах Европы и Северной Америки. Увеличить рождаемость в когортах на длительное время и только за счет незначительных денежных субсидий еще никому и нигде не удавалось [9—11]. Вместе с тем необходимо признать, что финансовая помощь семьям как мера поощрения к рождению ребенка сама по себе является правильным решением в нашей стране и требует расширения границ использования.
Для расширения границ использования материнского капитала возможны следующие направления: отмена права однократного получения субсидии, она должна полагаться на каждого ребенка (разная сумма по порядку рождения, максимальная — за третьего); допустимость использования средств сертификата до достижения ребенком 3 лет; расширение возможности для мужчин (единственных усыновителей) при возникновении права распоряжаться субсидией направлять ее на формирование накопительной части своей пенсии; применение при расчете суммы федерального и регионального материнского капитала районных коэффициентов к заработной плате в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере (в размерах, предусмотренных для конкретных территорий).
Заключение
Если учесть неоднородность населения в отношении возраста, дохода, количества уже имеющихся детей, репродуктивных намерений, становится очевидным, что фиксированные и зависящие от дохода семьи пособия, в том числе в виде материнского капитала, воздействуют на рождаемость позитивно, но сила такого влияния невелика. Для кардинального увеличения рождаемости необходим поиск фундаментальных социально-экономических, социально-психологических и социально-гигиенических механизмов, от которых зависит рост потребности семей в детях. Только на такой основе в будущем можно будет поддерживать расширенное воспроизводство населения в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
1. Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем? Available at: http://www.oren.aif.ru/society/society_ details/947280.
2. Прокофьева Л.М., Рыбальченко С.И. Поддержка семьи, материнства и детства в регионах России. Народонаселение. 2013; 4: 18—28.
3. Ежегодный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Томской области за 2012 год. Available at: http://storage.esp. tomsk.gov.ru/files/30594/ ежегодный доклад 2012.pdf.
4. Отчет о реализации в 2013 году Плана мероприятий (программы) по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013—2014 годы. Available at: http://storage.esp.tomsk.gov.ru/files/39222/ОТЧЕТ 515. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС; 2005.
6. Тихонова Н.Е., Слободенюк Е.Д. Гетерогенность российской бедности через призму депривационного и абсолютного подходов. Общественные науки и современность. 2014; 1: 36—49.
7. Максимова Т.М., Белов В.Б., ЛушкинаН.П., Королькова Т.А., Га-енко О.Н., Барабанова Н.А. и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. М.: Пер СЭ; 2008.
8. Захаров С.В., Исупов О.Г., Сакевич В.И. Рождаемость и воспроизводство населения. В кн.: Население России 2010—2011. М.: ИД Высшей школы экономики; 2013: 276—384.
9. Антонов А.И. Современные особенности репродуктивного поведения: снижение репродуктивных установок и ориентаций. В кн.: Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения. М.: КДУ; 2008: 113—57.
10. Борисов В.А. Демографическая дезорганизация России: 1897— 2007. Избранные демографические труды. М.: NOTA BENE; 2007.
11. Захаров С.В. Демографический анализ эффекта мер семейной политики в России в 1980-х гг. SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2006; 5: 33—69.
Поступила 14.06.2014
1. Maternal capital: what changes can we expect in the future? Available at: http://www.oren.aif.ru/society/society_details/947280. (in Russian)
2. Prokofeva L.M., Rybal'chenko S.I. Support of family, motherhood and childhood in the Russian regions. Narodonaselenie. 2013; 4: 18—28. (in Russian)
3. Annual report on the situation of children and families with children, in the Tomsk Region in 2012. Available at: http://storage.esp.tomsk. gov.ru/files/30594/ ezhegodnyy doklad 2012.pdf. (in Russian)
4. Report on the implementation of the 2013 Action Plan (program) on realization of the National Strategy of Action for Children 2013— 2014 in the Tomsk Region. Available at: http://storage.esp.tomsk. gov.ru/files/39222/OTChET 51—pa.pdf. (in Russian)
5. GiddensE. Sociology. Moscow: Editorial URSS; 2005. (in Russian)
6. Tikhonova N.E., Slobodenyuk E.D. Heterogeneity of poverty in Russia through the prism of deprivation and absolute approaches. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2014; 1: 36—49. (in Russian)
7. Maksimova T.M., Belov V.B., Lushkina N.P., Korol'kova T.A., Gaenko O.N., Barabanova N.A. et al. Health, Living Conditions and Medical Care for Children in Russia. [Sostoyanie zdorov'ya, usloviya zhizni i meditsinskoe obespechenie detey vRossii]. Moscow: Per SE; 2008. (in Russian)
8. Zakharov S.V., Isupov O.G., Sakevich V.I. Birthrate and reproduction of the population. In: The Population of Russia 2010—2011. [Naselenie Rossii 2010—2011]. Moscow: ID Vysshey shkoly ekonomiki; 2013: 276—384. (in Russian)
9. Antonov A.I. Modern features of reproductive behavior: a decrease in reproductive attitudes and orientations. In: Monitoring of the Demographic Situation in the Russian Federation and its Trends Change. Moscow: KDU; 2008: 113—57. (in Russian)
10. Borisov V.A. Demographic disorganization of Russia: 1897—2007. Selected Demographic Proceedings. Moscow: NOTA BENE; 2007. (in Russian)
11. Zakharov S.V. Demographic analysis of the effect of measures of family policy in Russia in the 1980s. SPERO. Sotsial'naya politika: ekspertiza, rekomendatsii, obzory. 2006; 5: 33—69. (in Russian)
© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:616.89+083
Подсеваткин В.Г., Блинов Д. С., Подсеваткин Д.В., Подсеваткина С.В., Смирнова О.А.
КЛИНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТАЦИОНАРНОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ФГБУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева", 430005, Саранск, Россия
Разработанная и внедренная в Мордовской республиканской клинической больнице новая технология стационарной психиатрической помощи позволяет решать проблемы госпитализма, летальности, лекарственной резистентности и другие. Ее суть заключается в этапности стационарной помощи при условии интенсификации и стандартизации лечебно — диагностического процесса, внедрении комплексного подхода к лечению психических расстройств. Пациент последовательно проходит 3 этапа: интенсивной диагностики и интенсивного лечения (отделение реанимации, интенсивной терапии и ГБО); поддерживающей терапии (общепсихиатрические отделения); реабилитационных мероприятий (лечебно-реабилитационное отделение). Концентрация средств на 1-м этапе, использование интенсивных методов терапии позволяет в кратчайшие сроки купировать острую психотическую симптоматику. Описанная новая технология стационарной психиатрической помощи позволяет повысить эффективность лечения, существенно сократить срок госпитализации (37,5 дня), получить длительную и качественную ремиссию, наиболее полно восстанавливать социально-трудовой статус больного, значительно снизить летальность.
Ключевые слова: этапное лечение; организационная технология; психиатрическая служба; экономическая эффективность.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.2015; 23(3): 20—24.
Для корреспонденции: Блинов Дмитрий Сергеевич, [email protected]
Podsevatkin V.G., BlinovD.S., PodsevatkinD.V., PodsevatkinaS.V., Smirnova O.A.
THE CLINICAL ORGANIZATIONAL SUBSTANTIATION OF NEW TECHNOLOGY OF HOSPITAL PSYCHIATRIC CARE
The N.P. Ogarev Mordovia state university, 430005 Saransk, Russia
The new technology of hospital psychiatric care, developed and implemented in the Mordovia republican clinical hospital, permits resolving problems of hospitalism, lethality, pharmaceutical resistance and others. The essence of this technology is in staging of hospital care under condition of intensification and standardization of curative diagnostic process, implementation of complex approach to treatment of psychiatric disorders. The patient sequentially passes