Научная статья на тему 'Региональный маркетинг как основа устойчивого роста экономики региона'

Региональный маркетинг как основа устойчивого роста экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА / ПЛАН ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / МАРКЕТИНГ ИМИДЖА И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / АГЕНТСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Умавов Юсуп Джанбекович, Газалиева Написат Имангазалиевна

В данной статье рассматривается региональный маркетинг как база для реализации концепции комплексного развития экономики, создания новых и усиления имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов. Одним из методов управления развитием региона представляется план продвижения региона, обеспечивающий повышение инвестиционной и социальной привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный маркетинг как основа устойчивого роста экономики региона»

Умавов Юсуп Джанбекович

к.э.н., доцент, ДГУ, зав.каф. «Коммерция и маркетинг»

Региональный маркетинг как основа устойчивого роста экономики региона

к.э.н., доцент, ДГУ, г. Махачкала

Газалиева Написат

Имангазалиевна

[email protected]

г. Махачкала [email protected]

Аннотация: в данной статье рассматривается региональный маркетинг как база для реализации концепции комплексного развития экономики, создания новых и усиления имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов. Одним из методов управления развитием региона представляется план продвижения региона, обеспечивающий повышение инвестиционной и социальной привлекательности региона.

Ключевые слова: нального маркетинга, план продвижения региона, стратегические направления, маркетинг имиджа и привлекательности, Агентство регионального маркетинга

Umavov Y.D., Gazalieva N.I. Regional marketing as a basis for sustainable economic growth in the region

This article focuses on regional marketing as a basis for the concept of integrated development of the economy, create new and enhance existing strengths to bring to the region of economic agents. One method to control the development of the region is a plan to promote the region, providing an increase in investment and social attractiveness of the region.

Key words: regional marketing, the Republic of Dagestan, the events of the regional marketing plan to promote the region's strategic direction, marketing, image and attractiveness, Regional Marketing Agency

Региональный маркетинг - это современная философия управления территорией, в основе которой лежат актуальные тренды управления, новые роли и функции территориальных органов власти и уникальная база знаний менеджмента и маркетинга. Внедрение новых и эффективных способов управления территорией позволяет не только в значительной степени произвести модернизацию определенного региона, но и создать предпосылки для устойчивого роста, как определенной отрасли, так и региона в целом[5].

Региональный маркетинг - одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента, это система привлечения в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом.

Задача повышения имиджа и инвестиционной привлекательности регионов, выделения приоритетных направлений развития, создания результативных программ межрегионального взаимодействия стоит в настоящее время перед многими субъектами РФ. Разработка программ регионального маркетинга субъектов РФ является актуальной задачей экономического развития регионов. Региональный маркетинг создает базу для экономической деятельности региональных предприятий, позволяет реализовать эффективные рыночные механизмы на макро- и микроэкономическом уровнях, дает ответ на большинство вопросов, касающихся выделения первоочередных целей и задач развития региона.

Концепция регионального маркетинга требует ориентации на потребности целевых групп потребителей товаров и услуг территории. Все структуры и предприятия, отвечающие за судьбу региона, должны ориентироваться на потребности клиентов и целевые группы потребителей, а также на создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ для оптимального удовлетворения всех категорий потребителей.

Региональный маркетинг как новый вид деятельности, как элемент системы рыночных отношений, предполагает изучение рынка, спроса, цен на совокупную продукцию региона, реализацию всего его потенциала с позиции как внутренних, так и внешних потребностей. [2]

Задачей регионального маркетинга является создание новых и усиление имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные

свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для потребителей:

- для предпринимателей - близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы;

- для туристов - климатические условия, достопримечательности;

- для инвесторов - цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности.

Региональный маркетинг базируется на четком планировании решения определенных задач и достижения определенной конкретной цели. Изучив данные аспекты, можно сформулировать основные задачи, которые решает эффективное внедрение регионального маркетинга, как механизма управления для администрации территориального образования:

- определение ролей и задачей объекта управления адекватно новым рыночным и глобальным трендам;

- использование инновационных методов и инструментов управления территориальным образованием, что в свою очередь создаст предпосылки для устойчивого экономического роста региона;

- использование различных конкурентных преимуществ региона, проведение четкого позиционирования и сегментирования, создание информационной поддержки действий;

- совмещение в процессе управления различных целей развития данного региона, среди которых федеральные, бюджетные, социальные и коммерческие.

Благодаря решению данных ключевых задач, администрация территориального образования может не только создать эффективную систему управления регионом, но и фокусировать усилия на решении определенных проблем, не отклоняясь от ранее поставленной цели. При этом четкое планирование действий позволяет избежать возникновения негативных факторов, которые влияют как на реализацию отдельного проекта, так и на бизнес-климат во всем регионе.

Региональный маркетинг, как метод управления, не только более эффективен и современен, но и более безопасен в плане внесения изменений в реализацию проекта. Это объяснимо тем, что маркетинг обладает рядом ключевых преимуществ, среди которых планирование и сегментирование. Поэтому, процесс управления регионом или любым территориальным образованием при помощи регионального маркетинга наиболее четко и адекватно соответствует современным тенденциям управления и обеспечивает потребности социума.

Можно по-разному оценивать мероприятия регионального маркетинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сводится лишь к изданию брошюр, - это подмена живого дела бумаготворчеством; существует и противоположное убеждение, что все действия местных властей по так называемой «продаже» региона представителям деловой общественности - необходимые условия успешного стимулирования экономического развития. В условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие российские регионы, разнообразная деятельность по региональному маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный рычаг воздействия на экономическое развитие региона. В отличие от региональной экономики, которая занимается изучением регионального комплекса и внедрением различных национальных программ, региональный маркетинг действует по четкому структурированному плану. Такой специализированный подход дает все предпосылки к стабильному росту экономики, так как механизм его работы одинаков для всех уровней территориальных образований и бизнеса, что в свою очередь обеспечивает максимальную эффективность и прозрачность действий[5].

Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих разделов:

- исследования, экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности;

- образование;

- связи с общественностью и реклама.

Дополняется план разделами о его финансировании и процедурах контроля. План продвижения региона полностью аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплексов услуг, а потребителем - весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные со-

храняться в течение длительного времени. План продвижения региона - один из действенных методов управления развитием региона [4].

Значимость Республики Дагестан многократно возросла в связи с коренным изменением конфигурации южного направления российских внешнеполитических интересов. С точки зрения современной геополитики Республика Дагестан является важнейшей стратегической точкой не только Северного Кавказа, но и всего кавказского региона.

Сегодня Дагестан располагает всеми необходимыми условиями для решения проблем оживления и подъема экономики, создания рабочих мест и обеспечения занятости населения. Регион в значительной своей части составляют так называемые "эффективные территории", обладающие благоприятными для жизнедеятельности человека физико-географическими характеристиками. Дагестан богат углеводородными ресурсами, обладает благоприятными условиями для развития сельского хозяйства. Регион Каспийского моря наряду с черноморским побережьем является крупнейшей всероссийской здравницей. Дагестан как самый южный российский субъект имеет значительный потенциал для интенсификации различных сфер сотрудничества с соседними странами. [3]

Стратегическими направлениями, обязательно присутствующими в плане маркетинга региона, являются: маркетинг имиджа, маркетинг достопримечательностей, маркетинг инфраструктуры, обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций, реклама [1]

Маркетинг имиджа подразумевает создание, развитие и распространение позитивной картины региона уполномоченным рекламным агентством или PR - фирмой. По сравнению с другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требующей определенных затрат. Последние, так же, как и эффективность стратегии в целом зависят от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в регионе. Сегодня позитивный имидж Республики Дагестан формируется благодаря футбольному клубу «Анжи», танцевальному ансамблю «Лезгинка» и др.

Маркетинг достопримечательностей дополняет маркетинг имиджа. Территория использует при этом или естественные достопримечательности (набережные рек, озера, моря, горы), или историческое наследие (музеи, памятники архитектуры, храмы), или известные личности, или объекты культуры и отдыха (стадионы, культурные и торговые центры, парки). Чем более индивидуальны и известны будут достопримечательности, тем лучше.

Дагестан обладает достаточно известными достопримечательностями и проведение рекламных кампаний по ознакомлению с ними, с историческим наследием - празднование 5000 лет г.Дербент, посещение крепостной стены на горе Гуниб и песчаной реликтовой горы Сары-хум с его флорой и фауной, рассылка приглашений на День города Махачкала, распространение сувениров с региональной символикой, использование наружной рекламы "Добро пожаловать в г.Каспийск" и т.п. -позволят умножить имидж региона, распространить позитивную картину нашего региона.

В администрациях региона, города маркетинговый подход может быть реализован министерствами, комитетами, агентствами по закрепленным за ним функциям: экономики, транспорта, образования, туризма и др.

В определенной степени функции органа регионального маркетинга может взять на себя торгово-промышленная палата, региональное антимонопольное управление, центр содействия предпринимательству, другие структуры, реализующие принцип партнерства государства и частного сектора (РиЬПс-Рпуа1е-РагЬпе^Ыр). В ряде регионов России созданы специализированные, профессиональные региональные, городские службы или центры маркетинга.

Таким образом, учитывая опыт создания агентств, комитетов, центров по регулированию маркетинговой деятельности в регионах России, необходимо, на наш взгляд, при Министерстве экономики РД создать Агентство регионального маркетинга Республики Дагестан, основная задача которого -формирование системы проектного развития РД, направленной на повышение инвестиционной и социальной привлекательности региона, путем разработки и реализации комплекса проектов, обеспечивающих исполнение стратегии развития РД до 2025 года и формирование инновационной репутации региона.

Основными функциями Агентства регионального маркетинга Республики Дагестан должны стать:

- организация разработки маркетинговых стратегий РД, маркетинговых планов, концепций, проектов развития РД и муниципальных образований РД;

- организация разработки и выполнения коммуникационной стратегии региона;

- разработка и реализация проектов формирования инвестиционно- и социально-привлекательного имиджа РД;

- рекламно-информационная и издательская деятельность;

- организация выставок, ярмарок, форумов и конференций, иных публичных событий, направленных на повышение и укрепление репутации РД, обеспечение участия РД в публичных событиях регионального, межрегионального, федерального и международного уровня.

Литература:

1. Арженовский И.В. Маркетинг регионов. http://www.marketing.spb.ru/read/article/a56.htm

2. Газалиева Н.И. Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности региона. Сборник материалов Международной научно-практической конференции "Модернизация экономических систем: опыт и перспективы" Махачкала. Дагестанский государственный университет, 2011.

3. Газалиева Н.И., Нажмутдинова С.А. Инновационно-инвестиционная привлекательность региона. Всероссийская научно-практическая конференция "Вузовская наука: из настоящего в будущее". Северо-Кавказский государственный технический университет. Кисловодск, 2011.

4. Региональный маркетинг. www.Grandars.ru

5. Чернов В. В. Комплексный подход к управлению территориями на основе регионального маркетинга. Еко-номiчний вкник Донбасу № 2 (24), 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.