УДК 37; 070; 91
Т. Н. Масальцева
Пермский государственный научный исследовательский университет, Пермь
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ XIX ВЕКА
Вследствие изменения учебных планов сокращено количество часов преподавания истории журналистики XIX века в современных программах вузов. Для студентов региональных вузов актуализация учебного материала, удаленного по времени, происходит как с помощью образовательных технологий (составление презентаций, тайм-лайнов и др., так и с помощью использования регионального материала. В предлагаемой статье на основе обобщения имеющегося опыта преподавания обосновывается целесообразность использования конкретных технологий введения материала истории журналистики регионов.
Ключевые слова: история журналистики XIX века, история журналистики регионов России, технологии преподавания истории журналистики, высшая школа, образовательный процесс, методика преподавания.
История журналистики является фундаментом, использующимся в формировании теоретической базой, на которой строятся современные концепции теории журналистики. «Профессиональная направленность историко-журналистских изысканий способствует творческому освоению опыта прошлого, помогает восприятию нравственно-этических приоритетов журналистской деятельности» [2. С. 87]. Поэтому курсы, посвященные изучению отечественной и зарубежной истории журналистики, являются существенной составляющей профессиональной подготовки журналистов, которая подразумевает наличие представлений об истории возникновения и развития системы отечественных СМИ. Именно на основе полученных по истории отечественной журналистики знаний у выпускников появляется умение прогнозировать и планировать ее дельнейшее развитие.
История пермской журналистики Х1Х-ХХ вв. в учебных планах 2010-2015 гг. являлась составляющей частью дисциплины «История отечественной журналистики», так как региональные печатные СМИ отражали основные тенденции развития столичной отечественной прессы. Согласно наблюдениям преподавателей, изучение студентами системы печатных СМИ и творчества журналистов своего региона стимулирует интерес к истории и культуре «малой родины». Изучение особенностей региональной журналистики, определение основных факторов, влияющих на её развитие, имеют весьма существенное значение для понимания политической истории России. Разработанный преподавателями кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета курс давал представление об истории журналистики в Пермском крае в XIX - начале ХХ в., отражал логику формирования регионального информационного пространства. По курсу было создано учебно-методическое пособие [5]. Преподаватели истории журналистики настаивают на сохранении регионального компонента при сокращении как сроков обучения с 5 до 4 лет, так и, соответственно, объема кура истории журналистики.
Регионалистика сегодня обращается к концепту «культурное гнездо» как «одному из наиболее удобных способов описания провинциальной духовной культуры»[3]. Впервые понятие «культурное гнездо» было введено Н.К. Пиксановым в его работе 1923 г. «Два века русской литературы», позже было рассмотрено им же в 1928 г. в книге «Областные культурные гнёзда». «Та централизация, - писал Н. К. Пиксанов, - которая так заметна в политической русской истории, сказалась и на истории русского искусства и русской литературы, больше того, она обнаружилась и в русской исторической мысли. Подчиняясь централистским тенденциям, наша историческая мысль под новой русской культурой и литературой разумеет собственно культуру и литературу столичную, не учитывая, просто забывая, областную. В движениях и поворотах «русской», т. е. общерусской, столичной литературы мы многого не поймём, если не изучим областных культурных гнезд» [6; С.8]. Следовательно, утверждает Н.К. Пиксанов, именно в обла-
стях есть свой пласт культуры, в частности «литературные и журналистские гнезда», изучение которых необходимо включить в планы краеведной работы для последующего использования в описании истории литературы и журналистики в целом.
Действительно, как отмечает Е. И. Дергачева-Скоп, описание местных культурных явлений ведётся в сравнении с общерусскими: местный писатель сравнивается с Горьким, а журналист -с Белинским или Добролюбовым. Не обращается внимание на то, что и Горького, и Белинского, и Добролюбова привела в общую русскую культурную традицию провинция. Таким образом, именно из местных явлений складывается общерусская культура, которая снова транслирует себя в провинциальную. Идея Н. К. Пиксанова была расширена историком культуры И. М. Гревсом в статье «История в краеведении»: «Есть целый ряд местностей (городов), которые были в разные эпохи центром своеобразного литературного цветения. <...> Следует захватывать в круг этого понятия <культурного гнезда> не одни поэтические и беллетристические произведения, но и журналистику и школьное дело, историю образования на местах вообще и научные начинания. Внимательное и беспристрастное изучение переданного им <культурным гнездом> наследья даст понять, что многое оценивается неправильно.» [1. С. 502].
Хронологические границы материала, изучаемого в курсе «История отечественной журналистики XIX века» - 1800-1917 годы. Преподавателями предлагается и включение более чем 80-летней истории пермской прессы (со времени возникновения первой пермской газеты до этапа появления советского государства, разрушившего существующую до него систему печати) в контекстуальное поле изучения истории журналистики столиц.
Несмотря на важность курсов по истории журналистики их эффективность их освоения студентами оставляет желать лучшего. Вероятно, это связано с там, что школьные курсы истории не выстраивают комплексной системы знаний выпускника об основных исторических процессах, формирующих русские общественные отношения в XIX веке. Результаты входящего контроля свидетельствуют о том, что значительное количество дат, имен, названий не задерживается в памяти студентов, а о понимании взаимосвязи исторических событий студентами приходится только мечтать.
Что же может сделать преподаватель, облегчая студенту освоение курса истории журналистики? Необходимость заинтересовать и увлечь студента материалом данного курса представляет собой определенную сложность. Исследователи признают, что сегодня «актуализируется значение лекционных форм изложения материала, когда новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели, по основным разделам курса существуют противоречивые концепции» [4], где глубокое научное содержание материала сочетается с эмоциональной окраской его подачи. Но в учебном плане бакалавриата присутствуют в большом количестве и практические занятия в курсах по истории отечественной журналистики, на которых, используя творческий подход, преподаватель, сочетая региональный материал с историей центра, способен использовать чувство причастности студентов «своему» региональному материалу и вызвать желание в него погрузиться. Несомненно, использование новых образовательных технологий способствует повышению информативности занятий, их доступности и запоминаемости материала. Сегодня преподаватель в форме лекций-презентаций, используя электронные образовательные ресурсы, может демонстрировать общие тенденции журналистики центров и их отражение в региональных процессах. Презентации дают возможность показа вызуальных материалов изучаемых СМИ и использования графиков и таблиц для демонстрации цифрового материала. Кроме того, именно презентация позволяет студентам правильно воспринимать и в дальнейшем воспроизводить трудно произносимые имена и названия. Еще одно несомненное преимущество лекции-презентации - ее системность, демонстрирующая ход мысли преподавателя-составителя, возможность делать акцент на ее логичной композиции. Стандартная схема такой презентации: исторические события, определившие основные общие тенденции развития журналистики, особенности коммуникации с целевой аудиторией в рассматриваемый период, система СМИ и наиболее значимые типы, востребованные читателями, журналисты, определившие систему оценок аудитории и наиболее значимые тексты.
Задача-максимум составителя презентации - погружение студентов в атмосферу прошлых веков, сравнить современные формы газет и журналов с теми, что существовали полтора века назад. Эту задачу помогают решить практические занятия в библиотеке, когда студент может
взять в руки одновременно печатное издание XIX века и получить наглядное представление о его структуре, редакционной политике издания и его тематических пристрастиях, соотношении публицистики и литературных текстов, а также о наиболее ярких авторах издания. Особенно значима такая форма подачи в отношении региональной журналистики, поэтому преподаватель договаривается для проведения такого занятия с работниками краеведческого отдела Пермской государственной краевой библиотеки имени А. М. Горького. Сегодня библиотека предоставляет возможность студентам поработать с подшивками дореволюционных пермских газет, а также получить навык работы с электронными базами сканированных дореволюционных изданий, знания, какие именно возможности предоставляет интернет современному пользователю в освоении дореволюционной журналистики в том числе и пермской. Таким образом, на практических занятиях в библиотеке студенты приобретают необходимые знания и навыки в самостоятельном освоении истории отечественной журналистки, как российской, так и собственно пермской.
Получение представлений о том или ином историческом отрезке невозможно без работы с текстами журналистов того времени. На практических занятиях подразумевается обязательная работа с первоисточниками , когда студенты производят оценку содержания, пытаются понять, что стало поводом для создания того или иного текста. В идеале подобное погружение в текст вызывает эмоциональный отклик, что способствует лучшей интерпретации, пониманию и оценке творческой манеры автора.
Еще одной эффективной технологией преподавания истории журналистики является игра-квест по территории города. Опыт проведения таких игр представлен преподавателями кафедры истории журналистики СПбГУ О. С. Кругликовой, Е. С. Сониной, О. В. Слядневой. Под термином «квест» традиционно подразумевается поиск объектов по наводящим вопросам. Авторами заданий и, соответственно, сценария игры, предусматривающей их последовательное выполнение, предполагается, что студенты в ходе игры смогут «представить факты истории отечественной журналистики в реалиях города, <.> где были редакции газет и журналов, где жили известные журналисты и редакторы, обратить внимание участников квеста на мемориальные доски и памятники, посвященные деятелям журналистики и литературы» [7].
Подобный квест удалось составить и провести в 2015 году преподавателям кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского университета. Оказалось, современная карта города позволяет соотнести пермские события имена в истории журналистики с общероссийскими. Такой подход к формулированию вопросов определил сочетание вопросов, посвященных истории журналистики столичной и собственно пермской. Пример вопроса сферы столичной журналистики: «Основатель одного из самых популярных журналов XIX века никогда не был в Перми, просто упоминал несколько раз в своих текстах. Зато сейчас он сидит на скамейке, любуется героями своих текстов и задумчиво прогуливается в трех местах нашего города (нужно было найти ближайшее изображение, так как в Перми три памятника А. С. Пушкину. В составлении вопросов были определенные трудности, связанные с балансом между необходимыми студенту знаниями и информацией, которую можно получить в Интернете. Опрос студентов после игры позволил преподавателям оценить эффективность такого занятия (участники квеста высоко оценили игровую форму подачи материала) и в будущем определиться с уровнем вопросов, которые казались слишком сложными / слишком простыми.
В перспективах поиска новых технологий освоения курса истории отечественной в том числе и пермской журналистики возможно привлечение студентов к поиску документов, дающих представление о том или ином периоде пермской журналистики, том или ином журналисте и их анализу. Базами таких занятий могут стать архивы Пермского края (Государственный архив Пермского края и Пермский государственный архив социально-политической истории). Благодаря такой практике студенты могут получить безусловно полезный журналистам навык работы с архивными документами.
Анализ собственной работы в сочетании с мониторингом студенческих отзывов позволяет сделать вывод о необходимости активного использования новых технологий и постоянного поиска творческой подачи материала на занятиях, чтобы сформировать у аудитории устойчивый интерес к истории журналистики.
Список литературы
1. Гревс, И. М. История в краеведении [Текст] / И. М. Гревс // Краеведение. -1926. - № 4. -С. 487-508.
2. Громова, Л. П. Об актуальности исторических знаний в профессиональной подготовке / [Текст] // Профессия - журналист : вызовы ХХ1 века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М.: Факультет журналистики МГУ, 2007. - С. 86-87.
3. Дергачева-Скоп, Е. И. Концепт «культурное гнездо» и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири [Электронный ресурс] / Е. И. Дергачева-Скоп, В. Н. Алексеев // Сибирская заимка. - 2002. - № 3. - URL: http://zaimka.ru/03_2002/dergacheva_concept/ (дата обращения 17.10.2017).
4. Жилякова, Н. В. Новые методики в преподавании истории журналистики. Статья первая [Текст] / Н. В. Жилякова // Знак: Проблемное поле медиаобразования. - 2011. - Вып. 2 (8). -С. 6-13.
5. Ковалева, М. М. Философские основы изучения истории журналистики [Электронный ресурс] / М. М. Ковалева // Журналистское образование в XXI веке. Кого, кому и как учить журналистике. - Екатеринбург, 2000. - С. 42-46. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=2zz%2FE %2BC8I4094VDhyA3qIJN3Z2Z7InVybCI6Imh0dHA6Ly9lbGFyLnVyZnUucnUvYml0c3RyZWFtL zEw0Tk1LzIy0C8xLzEyMDgz0TMucGRmIiwidGl0bGUi0iIxMjA4MzkzLnBkZiIsInVpZa6IjAiL CJ5dSI6Ijk2NzQ1NjAxNDEzOTg5Mjk2NTIiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDgxODQ4 MTEyMjB9&page=46&lang=ru (дата обращения: 17.10.2017).
6. Масальцева Т. Н. История отечественной журналистики: периодическая печать Пермской губернии XIX - начала ХХ в.: учеб.-метод. пособие [Текст] / Т. Н. Масальцева; отв. ред. З. С. Антипина. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2017. - 170 с.
7. Осоргин, М. А. Московские письма [Текст] / М. А. Осоргин. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. - 208 с.
8. Пиксанов, Н. К. Два века русской литературы [Текст] / Н. К. Пиксанов. - М., 1923. - 279 с.
9. Сляднева, О. В. Историко-журналистский квест на факультете журналистики СПбГУ [Электронный ресурс] / О. В. Сляднева, Е. С. Сонина. - СПб., УМО: Северо-Запад, 2014. - № 11. - URL: http://www.mediagram.ru/netcat_files/99/123/h_168dfdcb293848a 247c960eaedc8c22f (дата обращения: 17.10.2017).
10. Страшнов, Л. С. К вопросу о методах изучения истории журналистики [Текст] / Л. С. Страшнов // Акценты. - 2014. - № 1. - С. 56-59.
11. Туманов, Д. В. История отечественной журналистики: концепция преподавания [Электронный ресурс] / Д. В. Туманов // Журналистское образование в XXI веке. Кого, кому и как учить журналистике. - Екатеринбург, 2000. - С. 46-55. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=2zz %2FE%2BC8I4O94VDhyA3qIJN3Z2Z7InVybCI6Imh0dHA6Ly9lbGFyLnVyZnUucnUvYml0c3RyZ WFtLzEw0Tk1LzIy0C8xLzEyMDgz0TMucGRmIiwidGl0bGUi0iIxMjA4MzkzLnBkZiIsInVpZCI6 IjAiLCJ5dSI6Ijk2NzQ1NjAxNDEzOTg5Mjk2NTIiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDgxO DQ4MTEyMjB9&page=46&lang=ru (дата обращения: 17.10.2017).
REGIONAL COMPONENT IN CLASSES ON THE HISTORY OF JOURNALISM
OF THE XIX CENTURY
Masaltseva T. N., Perm State Scientific Research University, Perm, [email protected]
Due to changes in curriculum the number of hours of teaching of history ofjournalism of the XIX century and modern programmes of universities are reduced. For students of regional universities in the actualization of educational material, remote in time, is how to use educational technologies (preparation ofpresentations, time-lines, etc., and through the use of regional material. In the present paper on the basis of summarizing the existing experience of teaching the expediency of using specific technologies for the introduction of material of the history ofjournalism regionsl.
Keywords: the history of XIX century journalism, history of journalism in the Russian regions, technology of teaching the history of journalism, high school, educational process, methods of teaching.
References
1. Graves, I. M. (1926), "Istoria v krayevedenii" [=History local history], in: Krayevedenie [=Local history], Vol. 3, no. 4, pp. 487-508. (In Russ.).
2. Gromova, L. P. (2007), "Ob aktualnosty istoricheskih znanij w professionalnoj podgotovke" [=The relevance of historical knowledge in training], in: Professia - journalist: vyzovy ХХ1 veka [=Profession - journalist : the challenges of the XX1 century : proceedings of the international scientific conference «Journalism 2006»], Moscow, Faculty ofjournalism, Moscow state University, pp. 86-87. (In Russ.).
3. Dergacheva-Skop, E. I. and Alekseev, V. N. "Koncept "kulturnoje gnezdo" i regionalnyje aspekty izuchenia kultury Sibiry [=The concept «cultural nest» and the regional aspects of the spiritual culture Siberia], in: Sibirskaja Zaimra [=Siberian Zaimka], available at: http://zaimka.ru/03_2002/dergacheva_ concept/accessed 16.10.2017, accessed 17.10.2017. (In Russ.).
4. Zhilyakova, N. V. (2011), "Novyje metodiki v prepodavanii istorii journalistiki. Statja pervaja" [=New methods in teaching history of journalism. Article first], in: Znak: Problemnoje pole mediaobrazovania [=Sign: The problem field of media education], Vol. 2. (8), pp. 6-13. (In Russ.).
5. Kovaleva, M. M. (2000), "Philosofskie osnovy izucheniajurnalistiki" [=Philosophical foundations of the study of the history ofjournalism], in: Jurnalistskoje obrazovanie v ХХ1 veke. Kogo, komu I kak uchit journalisyike [=Journalistic education in the XXI century. Whom, to whom and how to teach journalism], Ekaterinburg, pp. 42-46, available at: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=2zz%2FE% 2BC8I4094VDhyA3qIJN3Z2Z7InVybCI6Imh0dHA6Ly9lbGFyLnVyZnUucnUvYml0c3RyZWFtLzE w0Tk1LzIy0C8xLzEyMDgz0TMucGRmIiwidGl0bGUi0iIxMjA4MzkzLnBkZiIsInVpZCI6IjAiLCJ 5dSI6Ijk2NzQ1NjAxNDEzOTg5Mjk2NTIiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDgxODQ4M TEyMjB9&page=56&lang=ru, accessed 17.10.2017. (In Russ.).
6. Masaltseva, T. N. (2017), Istoriya otechestvennoy zhurnalistiki: periodicheskaya pechat' Permskoy gubernii XIX- nachala KHKH v .: ucheb.-metod. posobiye [=History of Russian journalism: periodicals of the Perm province XIX - early XX century: studies.-method. allowance], Perm, Perm. state. nat. Issled. un-t, 170 p. (In Russ.).
7. Osorgin, M. A. (2003),Moskovskijepisma [=Moscow letters], Perm, the Perm Publishing House. University, 208 p. (In Russ.).
8. Piksanov, N. K. (1923), Dva veka russkoj literatury [=Two centuries of Russian literature], Moscow, 279 p. (In Russ.).
9. Slyadneva, O. V. and Sonina, E. S. (2014), Istoriko-johnalistskij kvest na fakultete jurnalisyiki SPbGU [=Historical and journalistic quest at the faculty of journalism, SPbSU], St. Petersburg, UMO, Severo-Zapad, no. 11, available at: http://www.mediagram.ru/netcat_files/99/123/h_168dfdcb293848a2 47c960eaedc8c22f, accessed 16.10.2017. (In Russ.).
10. Strashnov, S. L. (2014), "K voprosu o metodah izuchenia istorii jurnalistiki" [=On methods of studying the history ofjournalism], in: Akcenty [=Accents], no. 1. pp. 56-59. (In Russ.).
11. Tumanov, D. V. (2000), "Istoria otechestvennoj journalistiki: koncepcia prepodavania" [=History of Russian journalism: the concept of teaching], in: Jurnalistskoje obrazovanie v ХХ1 veke. Kogo, komu I kak uchit journalisyike [=Journalistic education in the XXI century. Whom, to whom and how to teach journalism], Ekaterinburg, pp. 46-55, available at: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=2zz %2FE%2BC8I4O94VDhyA3qIJN3Z2Z7InVybCI6Imh0dHA6Ly9lbGFyLnVyZnUucnUvYml0c3RyZ WFtLzEw0Tk1LzIy0C8xLzEyMDgz0TMucGRmIiwidGl0bGUi0iIxMjA4MzkzLnBkZiIsInVpZCI6 IjAiLCJ5dSI6Ijk2NzQ1NjAxNDEzOTg5Mjk2NTIiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDgxO DQ4MTEyMjB9&page=56&lang=ru, accessed 17.10.2017. (In Russ.).
Масальцева Татьяна Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций филологического факультета, Пермский государственный научный исследовательский университет, Пермь.