Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 235-241.
УДК 657.6
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
REGIONAL ECONOMIC ANALYSIS OF HARMONIZATION OF INDUSTRIAL AND TRADE POLICIES OF THE PHARMACEUTICAL BRANCH
Е.А. Рослякова E.A. Roslyakova
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Omsk State University n.a. F.M. Dostoyevskiy
Статья поступила в редакцию 31 мая 2015 г.
Экономическая безопасность страны представляет собой слаженный механизм всех участков производственного и торгового процесса. Невозможно переоценить или недооценить вклад как промышленной, так и торговой политики в общее состояние показателей экономики страны и составляющих ее регионов. Анализ отрасли национального уровня позволяет сформировать экономические показатели, предусмотреть дальнейший ход событий, предотвратить угрозы. Но, упоминая о результатах экономического анализа отрасли национального уровня, не стоит забывать, что совокупность показателей может носить усредненный характер в зависимости от того, в какой градации представлена система. В статье раскрывается понятие гармонизации промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли путем сравнительного анализа определенных ее показателей по территориальному признаку, а именно в разрезе федеральных округов. Проблема неравномерности интенсивности функционирования фармацевтической отрасли по рассматриваемым округам, а также дисбаланс взаимодействия торговой и промышленной политики внутри нее определили актуальность темы исследования. Идея анализа выявления проблемы заключается не только в оценке баланса анализируемых компонентов, но и в гармоничном их соотношении, которое позволит фармацевтической отрасли региона развиваться, пополняя рынок воспроизведенными и инновационными препаратами.
Достоверным показателем функционирования фармацевтической отрасли является удовлетворение нужд населения необходимым объемом лекарственных средств, в том числе собственного производства. Слаженность системы и результаты взаимодействия производственного процесса и организации товарооборота, исходя из численности населения региона и количества зарегистрированных заболеваний, непременно скажется на самочувствии, трудоспособности населения и, в конечном счете, на росте экономических показателей, невзирая на масштабы исследуемых экономических зон.
Economic security is an integral mechanism of all sections of the production process. It is impossible to overestimate or underestimate a contribution of both an industrial, and trade policy to the general condition of indicators of national economy and the regions making it. The analysis of branch of the national level allows to create economic indicators, to provide the further course of events, to prevent threats. But, mentioning results of the economic analysis of branch of the national level, you shouldn't forget that set of indicators can have average character, depending on that in what gradation the system is presented. The article describes the concept of harmonization of an industrial and trade policy of pharmaceutical branch by the comparative analysis of its certain indicators on a territorial sign, namely, in a section of federal districts reveals. Problem of unevenness of intensity of functioning of pharmaceutical branch on the considered districts, and also an imbalance of interaction of trade and industrial policy in it, defined relevance of a subject of research. The idea of the analysis of identification of a problem consists not only in an assessment of balance of the analyzed components, but also in their harmonious ratio which will allow pharmaceutical branch of the region to develop, filling up the market with the reproduced and innovative preparations.
Reliable indicator of functioning of pharmaceutical branch is the satisfaction of needs of the population medicines, including own production. Coordination of system and results of interaction of production and the organization of commodity turnover, proceeding from population of the region and quantity of the registered diseases, by all means will affect health, working capacity of the population and, in the final account, the growth of economic indicators, regardless of the scales of the studied economic zones.
Ключевые слова: фармацевтическая отрасль, гармонизация, промышленная политика, торговая политика, коэффициент эффективности политики.
Key words: pharmaceutical branch, harmonization, industrial policy, trade policy, policy effectiveness ratio.
Введение. Гармоничность экономики фармацевтической отрасли представляет собой законченное действие процесса балансирования производственных сил и торговых возможностей, в результате чего происходит полное лекарственное обеспечение населения с большим удельным весом ассортимента, предлагаемым
отечественным производителем. Принимая во внимание лекарственное обеспечение как результат распределения по регионам, необходимо обращать внимание на то, как функционирует в том или ином регионе промышленная и торговая политика, поскольку баланс именно этих элементов гармонизации экономики от-
© Е.А. Рослякова, 2015
расли способствует не только исполнению социальных задач, но и росту экономических показателей, а в итоге и росту ВРП региона и ВВП страны.
Политика отрасли региона - это централизованная совокупность мер и действий, осуществляемых на территории какого-либо региона, включающая в себя сложную систему взаимодействующих функций: оценка состояния отрасли; постановка требуемых индивидуальных задач, учитывающих территориальные, экологические, климатические, ресурсные особенности региона; представление методов и способов решения задач, от качества результата которых зависит исполнение изначально поставленных целей; составление прогноза, плана мероприятий, бюджета и разработка способов контроля исполнения вышеуказанных мер, направленных на перспективу развития отрасли.
Несмотря на общность основополагающего термина «политика» в промышленной и торговой сфере, характер действий, интересы и приоритет в расстановке задач для каждой сферы свой. Задачи, которые ставит перед собой промышленная политика региона: производимая форма лекарственного средства (далее - ЛС) (готовые формы лекарственных средств, субстанции, упаковочное производство и т. д.); производственные возможности (наличие ресурсной базы, особенности технологического процесса, наличие оборудования - устаревшего / современного, отвечающего требованиям современной производственной практики ^МР)); производство необходимого количественного объема ЛС исходя из производственных мощностей оборудования в эксплуатации. Эффективность производственной политики во многом предопределяет темп развития торговой политики. Задачи, которые предстоит решить торговой политике фармацевтической отрасли на базе результатов промышленной политики: оценка внешней среды исходя из преобладания заболеваний и количества зарегистрированных заболеваний в регионе; решение по контрагентам, каналам сбыта ЛС; детальное изучение фармацевтической дистрибьюции; анализ конкурентной среды и выявление конкурентных преимуществ; оценка занимаемой доли на рынке; анализ экономических показателей и принятие мер по их улучшению.
Роль как торговой, так и промышленной политики является значимой в достижении единой цели - это готовность фармацевтической отрасли предложить новые (ранее не присутствовавшие на рынке) и новейшие (инновационные) ЛС по приемлемой цене, учитывая плате-
жеспособность населения, региональные особенности распространения заболеваний и экологическую обстановку в них.
Обзор литературы. Вопросам гармоничности в экономике уделялось достаточное внимание со стороны видных ученых. И. Ансофф, Ф. Котлер, И. Бергер, Л. Воронина раскрывают понятие эффективного сочетания торговой и промышленной политики. Большой вклад в разработку мер именно гармонизации экономики внесли М. Вебер, Г. Клейнер, Ю. Осипов и другие деятели науки. Заострим внимание на мнении нескольких авторов, чьи подходы существенно отличаются друг от друга в понимании гармонии / гармоничности / гармонизации экономики отрасли. Так, А.С. Муратов, перед тем как окончательно охарактеризовать понятие гармоничности в экономике, исследовал родо-начальные понятия: гармонии и гармонизации. Гармония статична и представляет собой конечную цель, а вот сам процесс достижения целей, способы и инструменты в динамическом уже представлении - это гармонизация. Гармоничность в экономике представляет собой синергетический эффект процесса производства, сбыта товаров (гармонизация) и результата в виде высоких экономических показателей (гармонии) [1].
По мнению Г. Клейнера, гармоничная экономика - это форма организации экономической деятельности, при которой достигается интегральная пространственно-временная сбалансированность и целостность системы при условии устойчивого эволюционного развития. Сама же гармония предстает в виде интегрального и динамического понятия [2].
Проекция мнений различных авторов на процесс гармонизации фармацевтической отрасли позволяет сделать вывод, что гармоничность экономики отрасли - это процесс слаженной работы всех ее основных и вспомогательных элементов, способствующих устойчивому развитию фармацевтической отрасли, предприятия, региона, страны в целом, что находит свое отражение в росте ВВП. Остановимся более подробно на таких компонентах гармонизации, как промышленная и торговая политика, оценим их гармоничное сочетание во благо устойчивого развития отрасли по территориальному признаку - в разрезе федеральных округов.
Гипотезы и методы исследования. Отечественный рынок лекарственных препаратов в период 2009-2013 гг. демонстрирует динамичное развитие, основными причинами этого являются расширение линейки предлагаемых к реализации ЛС, усовершенствование новых
способов производства ЛС и, соответственно, пополнение рынка, как мирового, так и отечественного, новейшими препаратами, находящимися под патентной защитой; в то же время -появление у производителя возможности воспроизводить в разных модификациях ЛС, у которых истек срок защиты. С точки зрения социальной характеристики - рост заболеваемости, новые приемы и способы лечения, требующие пополнение рынка новыми ЛС, расшире-
ние профилактических мер, обеспечивающих быстрое выздоровление, продолжительность жизни и т. д. [3].
Российский фармацевтический рынок в 2012-2013 гг. занимает 7-е место - наряду с крупнейшими фармрынками мира. Исходя из аналитических данных, представленных на рисунке, за пять лет объем фармацевтического рынка вырос почти в 2 раза и в 2013 г. составил 1 045 млрд руб. (в том числе НДС).
£ 1200п
а
I 1000
800 600 400 200 0
2009 2010 2011 2012 2013
■ ФРО, млрд руб. 107,61 146,74 197,76 221,04 261,25
□ ФРИ, млрд руб. 430,4 520,26 626,24 699,96 783,75
□ ФР, млрд руб. 538 667 824 921 1045
год
Динамика объема и структура отечественного фармацевтического рынка в 2009-2013 гг. [4-5]: ФРО - фармацевтический рынок отечественных лекарственных препаратов; ФРИ - фармацевтический рынок импортных лекарственных препаратов; ФР - российский фармацевтический рынок
Основной особенностью отечественного фармрынка является его импортоориентиро-ванность. Порядка 75-80 % ЛС на отечественный рынок поставляет зарубежный производитель. Хотя за пять лет вышеуказанного периода наблюдается положительная динамика: удельный вес отечественных ЛС в общем объеме фармацевтического рынка вырос на 5 %. Говоря о столь низком содержании отечественных ЛС в общем объеме рынка, стоит упомянуть, что речь идет о стоимостном измерители, т. е. учитывается стоимость поставляемых ЛС, в добавленную стоимость которых заложены риски колебания курса валюты, таможенные пошлины, стоимость и создание специальных условий хранения при перевозке ЛС в момент купли-продажи. Также характерной чертой для западного производителя является закладывание в стоимость реализуемых ЛС рисков в связи с возможным возникновением кризиса. Такая тенденция возникла в 2009 г., по прошествии мирового экономического кризиса 2007-2009 гг.
Оценивая натуральный (количественный) объем рынка отечественных ЛС в количестве упаковок, заметим, что ситуация здесь наблю-
дается противоположная, и лидером выступает уже отечественный производитель ЛС. Так, в 2013 г. соотношение на рынке составило 35 % против 65 % в пользу российского производителя. Такое несоответствие между суммовым и натуральным показателем рынка объясняется тем, что средняя стоимость одной упаковки отечественного производителя составляет примерно 65 руб., в то же время импортного - 503 руб., т. е. преобладание в цене в 7-8 раз. Среди лидеров препаратов отечественного производства: арбидол, физраствор (ШС1), гриппол, пентал-гин, хлоргексидин - это список крайне ограничен, ЛС, указанные в нем, не способны ответить всем требованиям населения по обеспечению ЛС, а значит, отечественный фармрынок и в ближайшее время останется импортозависимым.
Исходя из вышесказанного и рассматривая процесс гармонизации экономики через призму взаимодействия промышленной и торговой политики, отметим, что промышленная политика реализует себя на четверть от необходимого объема ЛС, а значит, для создания баланса сил акцентируется значимость торговой политики. Такое стечение обстоятельств ха-
рактерно как для ситуации в стране в целом, так и, соответственно, по ее регионам, при этом структура и роли торговой и промышленной политики подвержены изменениям в зависимости от рассматриваемого федерального округа.
Обеспечение населения необходимым объемом ЛС по регионам - основная задача гармоничного сочетания промышленной и торговой политики в разрезе регионов. При этом следует принимать во внимание соотношение проживаемого на территории региона населения, его количество и заболеваемость, для последующего анализа рассматриваемой величиной показателя заболеваемости будет заболеваемость населения согласно количеству пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни. Так, согласно данным, представленным в табл. 1,
наибольший удельный вес населения с заболеваниями представлен по Приволжскому, Северо-Западному, Сибирскому округам (87,3, 86,9 и 85,4 % соответственно). Наименьший удельный вес - по Северо-Кавказскому, Южному и Центральному федеральным округам (66,3, 71,6 и 74 % соответственно). То, как функционируют в этих округах промышленная и торговая политики фармацевтической отрасли, определяется величиной показателей: во-первых, объемом собственного производства ЛС, во-вторых, объемом фармацевтического рынка в целом по анализируемому региону. Анализ соотношения удельного веса населения с заболеванием и величины вышеуказанных показателей определит способность и эффективность реализации промышленной и торговой политики по округу.
Таблица 1
Особенности регионального лекарственного обеспечения населения, 2013 г. [6-8]
Федеральный округ Население, млн чел. Заболеваемость населения согласно количеству пациентов, диагноз у которых зарегистрирован впервые в жизни, млн чел. Удельный вес населения с заболеваниями (w), % Объем производства ЛС (I), млрд руб. Объем фармацевтического рынка в ценах конечного потребления (М), млрд руб.
Центральный 38,82 28,72 73,99 85,69 368
Приволжский 29,74 25,95 87,25 51,38 191
Сибирский 19,29 16,47 85,39 16,45 121
Северо-Западный 13,80 11,99 86,92 12,17 113
Уральский 12,23 9,97 81,46 12,08 93
Южный 13,96 10,00 71,64 0,02 78
Дальневосточный 6,23 5,26 84,46 1,77 48
Северо-Кавказский 9,59 6,36 66,28 3,81 34
ИТОГО по России 143,66 114,72 79,86 183,37 1 046
Результаты исследования. Воспользовавшись данными, представленными в табл. 1, произведем расчет коэффициентов эффективности для торговой и промышленной политики, отражающих состояние /-го региона - округа. Коэффициент эффективности торговой политики фармацевтической отрасли (Кт ):
М,
Кт , (1)
™1
где М - объем фармрынка в ценах конечного потребления; w - удельный вес населения с зарегистрированными заболеваниями.
Коэффициент эффективности промышленной политики фармацевтической отрасли (К'):
К' = ^ X10,
1 М,
(2)
где I - объем производства ЛС; М - объем фармрынка в ценах конечного потребления.
Очевидно, что порядок расчета коэффициентов отличается друг от друга, при этом общим показателем расчета для обоих коэффициентов является объем фармацевтического рынка, но в обоих случаях присутствует разная зависимость по отношению к этому показателю. Это объяснимо тем, что приоритетным направлением в анализе эффективности торговой политики является оценка величины фармацевтического рынка в целом, включая как импортные препараты, так и результат промышленной политики - препараты отечественного производства. При расчете коэффициента эффективности промышленной политики прямая зависимость устанавливается с показателем объема собственного производства и обратная - с показателем объема фармрынка, другими словами, чем продуктивнее будет результат промышленной политики, тем экономически вы-
годнее и социально надежнее будет положение региона.
Анализируя данные, полученные в результате расчета (табл. 2), самым удачным примером эффективной реализации торговой политики является Центральный федеральный округ, именно он отражает максимальное обеспечение ЛС исходя из параметров численности проживаемого населения на территории и количества зарегистрированных заболеваний. Этот результат носит позитивный характер, но вместе с тем заставляет задуматься над равномерностью распределения, так как, сравнивая этот же показатель по другим округам, ситуация вырисовывается крайне непредсказуемая. Так, минимальный коэффициент наблюдается
Задача исследования заключалась в том, чтобы оценить, насколько гармонично сочетаются между собой торговая и промышленная политики по федеральным округам. Поскольку индикаторами, позволяющими произвести эту оценку, послужили коэффициенты эффек-
По результату распределения показателей эффективности по интервалам и присваивания каждому округу соответствующего балла процесс гармонизации промышленной и торговой политики представлен в табл. 4.
Исходя из методологии аналитики гармонизации, каждому федеральному округу при-
по Дальневосточному и Северо-Кавказскому округам, это всего 3-4 % в структуре от общего результата коэффициента эффективного обеспечения. Также неутешительная ситуация и по Сибирскому, Северо-Западному, Уральскому и Южному округам, здесь коэффициент эффективности (обеспечения) сокращен почти в 4 раза. Реализация промышленной политики по регионам представлена хоть и низкими показателями производства, но наблюдается равномерное распределение по всей территории страны. Крайне низкий коэффициент эффективности зарегистрирован в Южном федеральном округе - всего 0,02 % в структуре к итогу, по остальным округам коэффициент остается более или менее стабильным.
тивности для каждой из политик в отдельности, то проанализируем сам процесс гармонизации промышленной и торговой политики по округам, присвоив каждому округу балл по 10-балльной шкале, исходя из взвешенного распределения (табл. 3).
сваивается по два балла: первый балл характеризует эффективность торговой политики, второй - промышленной. Если рассматривать процесс гармонизации промышленной и торговой политики как сумму баллов эффективности каждой из политик, то все округа можно расположить в следующем порядке: Центральный
Таблица 2
Коэффициенты эффективности торговой и промышленной политики фармацевтической отрасли
Федеральный округ Коэффициент эффективности торговой политики (К™ ) Коэффициент эффективности промышленной политики (К1)
Центральный 5,0 2,3
Приволжский 2,2 2,7
Сибирский 1,4 1,4
Северо -Западный 1,3 1,1
Уральский 1,1 1,3
Южный 1,1 0,002
Дальневосточный 0,6 0,4
Северо-Кавказский 0,5 1,1
Таблица 3
Формирование интервалов оценки эффективности показателей [9]
Коэффициент эффективности Величина шага Распределение по заданным интервалам оценки показателя
очень низкая (0-1 балл) низкая (2-4 балла) средняя (5-7 баллов) высокая (8-10 баллов)
Торговая политика 1,1 0,5-1,6 1,6-2,8 2,8-3,9 3,9-5,0
Промышленная политика 0,7 0,0-0,7 0,7-1,4 1,4-2,1 2,1-8
(19 баллов) - округ, отражающий самые максимальные показатели функционирования и промышленной, и торговой политики; Приволжский (12 баллов); Сибирский (6 баллов),
Уральский (5 баллов), Северо-Западный (4 балла), Северо-Кавказский (3 балла), Дальневосточный и Южный округа (по 1 баллу).
Таблица 4
Гармонизация промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли
Оценка эффективности промышленной политики Оценка эффективности торговой политики
Очень низкая Низкая Средняя Высокая
Очень низкая Дальневосточный ФО (0/1), Южный ФО (1/0)
Низкая Северо-Западный ФО (1/3), Уральский ФО (1/4), Северо-Кавказский ФО (0/3)
Средняя Сибирский ФО (1/5)
Высокая Приволжский ФО (3/9) Центральный ФО (10/9)
Менее всего промышленная и торговая политика реализуют себя в Дальневосточном и Южном округах. По Дальневосточному округу: объем производства ЛС составляет 0,9 % от общего объема производства ЛС по России, объем рынка по этому округу - 4,6 % от общего объема отечественного фармацевтического рынка. Аналогичная ситуация характерна и для Южного округа: объем производства ЛС -0,009 % от общего объема производства ЛС, объем фармрынка - 7,5 % от общего объема.
Чрезмерная реализация торговой политики в Центральном округе негативно сказывается на ее результатах в других регионах страны. Доказательством этому является то, что оставшиеся семь округов попадают по результатам именно торговой политики в группу с низкой и очень низкой оценкой. Такое стечение обстоятельств характеризует крайне неравномерное распределение регионального лекарственного обеспечения с точки зрения его товарооборота. Для промышленной политики свойственна несколько иная тенденция распределения: все округа рассредоточены по группам примерно одинаково, но это никоим образом не характеризует ее положительно, так как говорит о том, что только Центральный и Приволжский округа производят относительно большой объем ЛС, все остальные регионы не готовы принимать участие в увеличении производственных показателей по обеспечению рынка лекарствами отечественного производства.
Заключение. Выделим следующие особенности гармонизации промышленной и торговой политики по федеральным округам:
1. Российский фармацевтический рынок является импортоориенторованным. Это объяс-
няется наименьшим удельным весом в общей структуре рынка ЛС отечественного производства, соответственно, по округам сохраняется та же тенденция, только с разной интенсивностью распространения.
2. Исследуя торговую и промышленную политику как инструменты для оценки их гармонизации с точки зрения экономики, следует отметить, что торговая политика реализуется на территории страны крайне неравномерно. Последствия при этом таковы, что исходя из численности населения региона и зарегистрированных в нем заболеваний, торговая политика обеспечивает предложение ЛС непропорционально спросу на них в регионе. Причинами могут быть неготовность населения того или иного региона приобретать более дорогостоящие и эффективные ЛС, недостаточно развитые каналы дистрибьюции, предпочтение населения в использовании методов нетрадиционной (народной) медицины, различия в наценке ЛС, попадающих в список жизненно необходимых (ЖНВЛП).
3. Гармонизация промышленной и торговой политики фармацевтической отрасли как процесс взаимодействия наблюдается по всем федеральным округам. Примером гармоничности как результативного явления можно выделить Центральный (благодаря высоким показателям результативности и промышленной, и торговой политики), а также Приволжский округа (исходя из высокого показателя промышленного производства). Наименее благоприятная ситуация, отражающая дисбаланс исполнения, складывается по Дальневосточному и Южному федеральным округам: здесь слабо реализована как промышленная, так и торговая политика.
Предлагаемый автором эконометрический подход позволяет не только обрисовать сложившуюся ситуацию производственной и рыночной составляющей экономики фармацевтической отрасли, но и предвидеть угрозы истощения запасов лекарственных средств по округам, а значит - создать условия неудовлетворения потребностей в лекарственном обеспечении населения.
1. Муратов А. С. От устойчивости к гармоничности развития экономических систем // Управление экономическими системами : элек-рон. науч. журн. - URL : http://www.uecs.ru/ uecs53-532013/item/2130-2013-05-08-06-15-43.
2. Клейнер Г. Особенности процессов формирования и эволюции экономических институтов в России. - М. : Культура, 2001.
3. Балашов А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология : моногр. - СПб. : С.-Петерб. ин-т экономики и финансов, 2012.
4. IMS Health : official site. - URL : http:// www.imshealth.com.
5. Dsm group : офиц. сайт. - URL : http:// www.dsm.ru.
6. Федеральная служба государственной статистики по Омской области : офиц. сайт. -URL : http://www.omsk.gks.ru.
7. Рейтинг предприятий фармацевтической промышленности по показателям выпуска за 2013 г. // Российский Фармацевтический Портал. - URL : http://remedium.ru/pda/section/ detail.php?ID=62374.
8. Заболеваемость населения в 2013 г. // Демографическая газета. Электронная версия. - URL : http://www.demoscope.ru/weekly/2015/ 0637/barom01.php.
9. Бекларян Л. А. и др. Регионы России. Опыт сравнительного анализа. - URL : http:// www.cemi.rrsi.ru/gnkey.