47 (89) - 2011
Государственные финансы
УДК 336.14:353
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА (практика казначейского исполнения бюджета Волгоградской области при реализации Федерального закона № 83-ФЗ)
П. В. БЕСКРОВНЫЙ,
начальник отдела методологии по развитию казначейских технологий исполнения бюджета комитета бюджетно-финансовой политики
и казначейства E-mail: bpv@volgafin. ru Администрация Волгоградской области
В работе проанализированы основные проблемные вопросы, связанные с финансированием новых типов государственных учреждений (бюджетных и автономных) в условиях продолжающейся бюджетной реформы в рамках Федерального закона № 83-ФЗ на региональном уровне. Даны практические рекомендации участникам бюджетного процесса по разрешению этих вопросов. Предложена схема проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений.
Ключевые слова: автономный (бюджетный), учреждение, лицевой счет, кассовый, выплата, региональный, бюджет, остаток средств, потребность.
Текущий финансовый год определен Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - закон № 83-ФЗ) как переходный период. И достаточно дискуссионным в наши дни остается вопрос, касающийся объема
средств, перечисляемых учредителем на лицевые счета автономного (бюджетного) учреждения для выполнения государственного задания.
Законодателем установлено, что кассовые выплаты за счет средств бюджетных и автономных учреждений производятся соответствующими финансовыми органами в пределах остатка средств, поступивших бюджетным [3, п. 6 ст. 30] (автономным) [4, п. 3.4 ст. 2] учреждениям, в порядке, установленном финансовым органом, от имени и по поручению указанных учреждений.
Следует отметить, что для создаваемого типа государственных учреждений в виде казенных учреждений этот порядок не изменится: финансовый орган, исполняющий региональный бюджет, по-прежнему будет осуществлять выплаты от их имени и по их поручению. А вот для бюджетных и автономных учреждений все меняется в корне. В чем состоят эти изменения?
Начнем с открытия и ведения лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений, которые впредь не будут являться участниками бюджетного процесса.
Первый аспект заключается в следующем. Для учета операций со средствами областных бюджетных учреждений организатором исполнения регионального бюджета в лице комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (далее - КБФПиК) открыт в Главном управлении Центрального банка РФ по Волгоградской области счет на балансовом счете № 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации». Здесь указанным клиентам будут открываться в КБФПиК соответствующие лицевые счета.
Что касается права автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности Волгоградской области, то им рекомендовано открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в органе, ответственном за исполнение регионального бюджета, в порядке, установленном КБФПиК.
Для учета операций со средствами муниципальных бюджетных и автономных учреждений финансовые органы муниципальных районов и городских округов открывают расчетные счета в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации на балансовом счете № 40701 «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации», где и должны вестись соответствующие лицевые счета муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
Органом, ответственным за исполнение регионального бюджета, принят соответствующий нормативный документ - инструкция о порядке открытия и ведения лицевых счетов КБФПиК, введенная в действие приказом от 13.11.2010 № 301. В ней определены виды лицевых счетов, открываемых в КБФПиК казенным, бюджетным и автономным учреждениям, структура новых лицевых счетов, порядок их открытия и ведения.
Так, клиентам открываются и ведутся [5, п. 2.1]:
1) лицевой счет, предназначенный для отражения операций главного распорядителя по разделению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (далее - бюджетные данные) среди подведомственных получателей бюджетных средств (далее - лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств);
2) лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюд-
жетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных операций за счет средств бюджета (далее - лицевой счет получателя бюджетных средств);
3) лицевой счет, предназначенный для отражения сведений о поступлениях по приносящей доход деятельности, а также проведения операций по расходам за счет средств от приносящей доход деятельности (далее - лицевой счет клиента по приносящей доход деятельности);
4) лицевой счет, предназначенный для отражения сведений о поступлениях от сдачи имущества в аренду, а также проведения операций по расходам за счет средств от сдачи имущества в аренду (далее - лицевой счет клиента от сдачи имущества в аренду);
5) лицевой счет, предназначенный для отражения операций со средствами, поступающими в соответствии с законом об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами Волгоградской области во временное распоряжение (далее - лицевой счет клиента для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение);
6) лицевой счет, предназначенный для учета и отражения операций со средствами, предоставляемыми из федерального бюджета, открытый получателям средств областного бюджета, - в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке главным распорядителям средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета (далее - лицевой счет клиента для учета операций по межбюджетным трансфертам);
7) лицевой счет, предназначенный для учета и отражения операций со средствами, предоставляе-
мыми из внебюджетных фондов, открытый получателям средств областного бюджета, - в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке главным распорядителям средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета (далее - лицевой счет клиента для учета операций со средствами внебюджетных фондов);
8) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений по выполнению государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из бюджета Волгоградской области (далее -лицевой счет бюджетного учреждения);
9) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из бюджета Волгоградской области в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее - отдельный лицевой счет бюджетного учреждения);
10) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений по выполнению государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из бюджета Волгоградской области (далее -лицевой счет автономного учреждения);
11) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из бюджета Волгоградской области в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее - отдельный лицевой счет автономного учреждения);
12) лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств либо бюджетного учреждения (автономного учреждения), принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств (далее -лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям).
Как видно из приведенного перечня открываемых лицевых счетов, некоторые вопросы могут вызывать открываемые отдельно лицевые счета клиентам по приносящей доход деятельности и лицевые счета от сдачи имущества в аренду.
Отвечая на это, необходимо отметить: организаторы не стали ломать положительную практику,
сложившуюся в регионе по раздельному учету этих средств, и решено было сохранить эту тенденцию на переходный период текущего финансового года, чтобы по завершении принять окончательное решение об их объединении или раздельном учете.
Аналогичная ситуация складывается с лицевыми счетами для учета операций по межбюджетным трансфертам. В переходный период они используются по своему прямому назначению. С началом очередного финансового года, как минимум, на этих счетах планируется ведение учета остатков средств межбюджетных трансфертов у казенных учреждений.
Говоря о структуре номера лицевого счета, можно отметить, что выбор ее тоже был сделан не случайно. Организаторы исходили из того, что номер должен однозначно определять принадлежность получателя средств областного бюджета (бюджетного учреждения, автономного учреждения) к главному распорядителю бюджетных средств (учредителю бюджетной или автономной организации).
Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов [5, п. 2.2]:
- 1-й и 2-й разряды - второй и третий знаки кода главы (ведомства) главного распорядителя средств (учредителя бюджетной или автономной организации), в ведении которого находится получатель бюджетных средств (бюджетное либо автономное учреждение);
- 3-й и 4-й разряды - номер муниципального района (городского округа), где расположен получатель средств областного бюджета (бюджетное либо автономное учреждение);
- 5-й разряд - наименование типа учреждения:
• казенное - К;
• автономное - А;
• бюджетное - Б;
- 6 - 9-й разряды - порядковый номер государственного учреждения по перечню участников бюджетного процесса;
- 10-й и 11-й разряды - вид счета, обозначенный выше.
Что касается порядка открытия лицевых счетов, то бюджетными и автономными учреждениями в КБФПиК должны предоставляться следующие документы:
1) заявление на открытие лицевого счета;
2) карточка образцов подписей;
3) копия учредительного документа;
4) копия документа о государственной регистрации юридического лица;
5) копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
6) копия акта главного распорядителя средств областного бюджета об утверждении перечня подведомственных получателей средств областного бюджета.
Основанием для переоформления лицевого счета неучастника бюджетного процесса являются:
• изменение наименования бюджетного (автономного) учреждения, не вызванное его реорганизацией;
• изменение в установленном порядке структуры номера лицевого счета клиента.
При этом для переоформления лицевого счета должны представляться дополнительно новая карточка образцов подписей (в случае изменения наименования бюджетного (автономного) учреждения, не вызванного реорганизацией) и копия документа об изменении наименования, заверенная учредителем или нотариально.
Отвечая на вопрос, когда и в каких случаях должен открываться тот или иной лицевой счет бюджетному или автономному учреждению, необходимо проанализировать структуру его расходов.
Все траты государственного учреждения можно условно разделить на три большие группы (рис. 1).
Оплата этих расходов бюджетным (автономным) учреждением со-
гласно закону 83-Ф3 будет осуществляться за счет субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций. Исходя из этого, учреждениями должны открываться следующие лицевые счета по видам получаемых субсидий [2]:
• для субсидии на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным заданием исходя из требований ст. 78.1 ч. 1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) - лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения [1];
• для субсидии на иные цели исходя из требований ст. 78.1 ч. 2 БК РФ (связанные с целевыми выплатами стипендий учащимся начального и среднего профессионального образования, выплатами детям-сиротам и пр.) открывается лицевой счет для учета операций по передан-
Рис. 1. Классификация расходов учреждения
Рис. 2. Лицевые счета по видам получаемых субсидий
7х"
41
ным полномочиям бюджетного (автономного) учреждения;
• для субсидии на иные цели исходя из требований ст. 78.1 ч. 2 БК РФ (приобретение основных средств, региональные целевые субсидии (субвенции) открывается отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения;
• для бюджетных инвестиций исходя из требований ст. 79 БК РФ учет ведется на отдельном лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения.
Структурно это можно представить в следующем виде (рис. 2).
Отвечая на вопрос, когда должны открываться лицевые счета для новых типов учреждений, следует отметить, что эту работу нельзя откладывать на конец текущего - начало следующего года.
И дело здесь не только в большом объеме работы, который может образоваться в конце финансового года, но и в том, что в течение переходного периода, которым является текущий финансовый год, органы исполнительной власти региона - учредители новых типов государственных учреждений должны на практике отработать вопросы, связанные с обеспечением выполнения функций новых типов учреждений по реализации государственных заданий на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, осуществить кассовые выплаты за счет средств новых типов учреждений.
Теперь перейдем к последнему из названных вопросов. Новизной здесь является сам факт осуществления кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений со счета, открытого органом, ответственным за исполнение бюджета, в Главном управлении Центрального банка РФ по Волгоградской области на балансовом счете № 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации».
Законодатель установил, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным (казенным) учреждениям осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Кроме этого определен порядок проведения финансовыми органами (территориальными органами Федерального казначейства) кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений на лицевых счетах, открытых им соответственно в финансовых органах или в органах Федерального казначейства.
Вместе с тем в настоящее время достаточно дискуссионным при осуществлении кассовых выплат является собственно объем средств, перечисляемых учредителем на лицевые счета автономного (бюджетного) учреждения для выполнения государственного задания. Неурегулированность этого вопроса вызывает множество споров.
Так, в даваемых Министерством финансов РФ рекомендациях указывается, что денежные средства должны перечисляться бюджетному (автономному) учреждению в полном объеме единовременно и соответствовать месячной или квартальной потребности исходя из годового объема субсидии на выполнение государственного задания. В процессе деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации государственного задания, государственным учреждением постепенно эти средства расходуются (списываются с лицевого счета).
Исходя из опыта казначейского исполнения регионального бюджета, можно ответственно заявить, что такое осуществление кассовых выплат отбрасывает исполнение любого дотационного бюджета далеко назад, в то время, когда средства государственных учреждений находились на расчетных счетах в кредитных учреждениях и использовались крайне неэффективно, с большим опозданием. В обоснование этого можно отметить, что денежные средства государственного учреждения, находясь на расчетном счете, открытом в кредитном учреждении, зачастую оказываются не востребованными в течение длительного времени.
Такое положение вещей, при котором деньги не работают, а лежат без движения, может себе позволить далеко не каждый бюджет, ведь большинство из них являются остродефицитными или имеющими дефицит в достаточно большом суммарном выражении.
Для устранения указанных недостатков предлагаемая схема финансирования автономных и бюджетных учреждений позволяет реализовать возможность финансового обеспечения их деятельности исходя из возможностей регионального бюджета и потребности самих учреждений, в пределах остатка средств, находящихся на лицевых счетах бюджетных (автономных) учреждений, открытых в органе, проводящем исполнение регионального бюджета.
Рассмотрим более подробно предлагаемый порядок проведения кассовых выплат за счет средств
Исполнение
платежных документов
С
(оплата услуг, договоров)
Балансовый счет 406 01
' < ч ета орган ниц и й, н а к вдя щи к м в государственной (кроне федеральной) соОсгеенносш ■
Счет КБФПиК
О
Платежные
документы
на перечисление средггв
Балансовый счет-102 01
«Средства бюджетов субъектов России сной Ледерзци
Счет УФК по Волгоградской области
■едким» счетоюджета!
Выписка со счета
Отдел операциС'Нчо-кассового обслуживания расходов бюджета
Платежные
документы Заявка па опиату расходе»
КБФПиК
С
Отдел по учету операций с внебюджетными средствами
Зачисление на лицевые
X
Лицевые счета А\ и БУ
Ик-формация о потребности финансирования
УЧРЕДИТЕЛИ АУ(БУ)
Выписка со счета
ПлатИ ДОК) I
V
ные нты
УФК по Волгоградском области
Плате: к ны« доку .(енты
Рис. 3. Схема проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений
(активно-пассивный счет учреждения)
бюджетных и автономных учреждений (БУ и АУ соответственно - рис. 3).
Автономное (бюджетное) учреждение заявкой на оплату расходов заявляет о потребности финансирования своих расходов. Получив ее, учредитель автономного (бюджетного) учреждения в рамках своих годовых бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и квартального кассового плана установленным образом формирует на заявленную потребность платежные документы в разрезе всех своих автономных (бюджетных) учреждений.
Данные средства списываются с единого счета бюджета, открытого УФК по Волгоградской области в государственном расчетно-кассовом центре (ГРКЦ), балансовый счет 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», и зачисляются на счет, открытый КБФПиК в Главном управлении Центрального банка РФ по Волгоградской области, балансовый счет № 40601 «Счета организаций, на-
ходящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации», о чем ГРКЦ информирует орган, исполняющий бюджет, выпиской с данного счета.
При обработке выписки поступившие денежные средства зачисляются на соответствующий лицевой счет автономного (бюджетного) учреждения.
Соответствующие отделы органа, исполняющего бюджет, последовательно обрабатывая поступившую первоначально от автономного (бюджетного) учреждения заявку на оплату расходов, списывают платежными документами денежные средства со счета 40601 в пользу поставщиков товаров, работ и услуг.
Таким образом, реализация заявленной потребности автономного (бюджетного) учреждения осуществляется через день с момента поступления заявки на оплату расходов, при этом денежные средства не лежат на расчетном счете кредитного учреждения, а постоянно находятся в обороте и
работают. Орган, организующий исполнение бюджета, имеет возможность осуществлять их перераспределения и направления на другие цели и нужды. Но при этом бюджетное (автономное) учреждение остается самостоятельным в расходовании средств, находящихся на его лицевых счетах.
Новизна предложенного порядка проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений на сегодня заключается в следующем.
1. В соответствии с действующим бюджетным законодательством осуществляется более эффективное управление средствами областного бюджета, находящимися на едином счете бюджета: у органа, организующего исполнение бюджета, появляется возможность для осуществления финансового маневра в части использования невостребованного остатка средств автономных и бюджетных учреждений, на покрытие кратковременных кассовых разрывов, при исполнении бюджета.
2. Найден механизм оптимального финансирования автономных и бюджетных учреждений исходя из их потребности и возможностей регионального бюджета, и как результат этого финансирования -улучшение макроэкономических показателей бюджета Волгоградской области.
3. При проведении кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений в части средств, установленных действующим законодательством, получили дальнейшее развитие все механизмы их казначейского учета и контроля.
4. Выработана единая методология финансирования автономных и бюджетных учреждений исходя из их потребности и возможностей регионального бюджета в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
4. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
5. Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения лицевых счетов комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области: приказ комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области от 13.11.2010 № 301.
44 проблемы и решения
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА