Научная статья на тему 'Региональный аспект интеграции банковских структур (на примере объединения «МДМ-Банка» и «Урса банка» в Пермском крае)'

Региональный аспект интеграции банковских структур (на примере объединения «МДМ-Банка» и «Урса банка» в Пермском крае) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЛИЯНИЕ / ПОГЛОЩЕНИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова Маргарита Юрьевна, Шапошников Иван Григорьевич

Рассматривается воздействие слияния банков на экономику региона (на примере объединения «МДМ-Банка» и «УРСА Банка» в Пермском крае). В рамках исследования авторы изучили синергетические эффекты банковских слияний и оценили потенциальный результат слияния «МДМ-Банка» и «УРСА Банка» для экономики Пермского края. Сформирована математическая модель взаимосвязи ВРП, инвестиций, кредитования в Пермском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект интеграции банковских структур (на примере объединения «МДМ-Банка» и «Урса банка» в Пермском крае)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 14 (195). Экономика. Вып. 27. С. 63-73.

М. Ю. Молчанова, И. Г. Шапошников

региональный аспект интеграции банковских структур

(на примере объединения «МдМ-Банка» и «УРСА Банка» в Пермском крае)

Рассматривается воздействие слияния банков на экономику региона (на примере объединения «МДМ-Банка» и «УРСА Банка» в Пермском крае) . В рамках исследования авторы изучили синергетические эффекты банковских слияний и оценили потенциальный результат слияния «МДМ-Банка» и «УРСА Банка» для экономики Пермского края . Сформирована математическая модель взаимосвязи ВРП, инвестиций, кредитования в Пермском регионе .

Ключевые слова: кредитные организации, слияние, поглощение, консолидация, интеграция, синергетические эффекты, валовой региональный продукт, инвестиции, конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность.

Развитие экономических систем, включая банковскую, подчинено общим законам философии . Одним из ключевых является закон перехода количественных изменений в качественные и обратно . Банковский сектор России в период своего становления демонстрировал быстрый количественный рост — по числу организаций, сети филиалов, объёму активов и пр . Развитие рынка банковских слияний и поглощений свидетельствует об активизации качественных преобразований . Однако многие вопросы в области банковских слияний и поглощений остаются малоизученными, особенно в области воздействия на региональную экономику, в частности:

1 . В чём состоят синергетические эффекты для участников сделки, банковского сектора, региональной экономики в целом?

2 . Посредством каких механизмов и инструментов положительные сдвиги в банковском секторе преобразуются в улучшения для реального сектора?

3 . Как рассчитать потенциальный количественный результат синергии для банков, предприятий, населения региона?

Актуальность поставленных проблем обусловлена ускоренным развитием рынка банковских интеграций последних лет, постоянным расширением спектра задач, решаемых через слияния и поглощения . Именно через интеграционные инструменты в последние годы федеральные банки проникают вглубь регионов страны, иностранные кредитные организации начинают бизнес в России, государство обеспечивает санацию проблемных банковских структур.

Адекватная оценка воздействия слияния банков на региональную экономику — предпосылка эффективного управления развитием региона .

Решение вопроса достигается посредством следующих мероприятий:

1 . Количественная оценка потенциальных синергетических эффектов для интегрируемых кредитных организаций

2 . Математическое моделирование взаимосвязи показателей экономической эффективности региона и банковской активности региона

Количественная оценка синергетических эффектов для интегрируемых банковских структур формируется через анализ количественных улучшений (увеличение клиентского потока) и качественных улучшений (повышение эффективности обработки потока) деятельности объединённого банка в сравнении с материнскими банками . Сводная оценка синергии составляется из отдельных оценок улучшений по базовым направлениям банковского бизнеса, которые формируются по алгоритму:

1 . Оценка изменения фактора, который участвует в формировании спроса либо предложения на услуги банка

2 . Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса либо банковского предложения к указанному фактору.

3 . Поправка на вероятность предлагаемого сценария с учётом объективных условий развития банка

Оценка изменения факторов клиентского спроса либо банковского предложения, поправка на вероятность предлагаемого сценария строятся экспертным способом на базе изучения моделей бизнеса интегрируемых банков . Чувствительность спроса либо предложения определяется путём усреднения данных, полученных из внутренних (статистика исследуемых банков) и внешних источников (данные регулятора, независимых агентств) .

Авторы предлагают следующую модель оценки синергии в рамках объединения банковских структур, апробированную на примере слияния «МДМ-Банка» и «УРСА Банка» в Пермском крае

оценка ожидаемого увеличения клиентского потока

1 . В результате снижения ставок, вызванного оптимизацией расходов, объединение оргструктур позволяет сократить операционные расходы, возникают альтернативные направления использования экономии:

— снижение маржи, сохранение прибыли, увеличение клиентопотока;

— рост риск-аппетита, сохранение прибыли, рост клиентопотока;

— получение дополнительной прибыли, сохранение клиентского потока

1 . 1 . Оценка ожидаемого снижения расходов (табл 1)

1 . 2 .Оценка возможного снижения ставок по кредитам (табл 2)

1 3 Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл 3)

1 . 4 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка — оптимизация расходов представляется задачей слияния и яв-

ляется вероятной, однако интеграция в кризисный период, потенциальные убытки в результате ухудшения качества портфеля вынудит банк использовать экономию для поддержания прибыли

Вывод: увеличение клиентского потока в результате снижения процентной маржи является достижимым при слиянии, однако в конкретном случае не ожидается, поскольку достигнутая экономия будет использована на поддержание прибыли

2 . Результаты повышения риск-аппетита, вызванного оптимизацией расходов,— аналогичны приведённым ранее в рамках анализа снижения процентных ставок по кредитам .

2 . 1 . Оценка ожидаемого снижения расходов — по методике, применённой ранее для анализа снижения ставок по кредитам

2 . 2 . Оценка возможного повышения риск-аппетита — по методике, применённой ранее для анализа снижения ставок по кредитам

2 . 3 . Поправка с учётом чувствительности банковского предложения (табл . 4) .

2 . 4 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка — аналогично обоснованию, приведённому ранее в рамках анализа снижения процентных ставок по кредитам

оценка ожидаемого снижения операционных расходов в едином «МдМ-Банке», % [5-6; 12-13]

Таблица 1

Показатель Коэффициент оптимизации Доля операционных расходов Экономия расходов

ФОТ управленческого персонала 40 9 4

ФОТ подразделений сервиса 30 12 4

Затраты по содержанию сети 15 9 1

Прочие постоянные расходы 40 10 4

Итого оптимизация - - 13

оценка возможного снижения ставок по кредитам в едином «МдМ-Банке», % [5-6; 12-І3]

Таблица 2

Экономия операционных расходов Доля операционных расходов Максимальное снижение ставок

13 48 6

Таблица 3

Анализ чувствительности клиентского спроса по кредитным ставкам, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усреднённые данные о чувствительности спроса

50 30 40

Вывод: увеличение клиентского потока в результате повышения риск-аппетита является достижимым, однако в конкретном случае не ожидается, поскольку экономия будет использована на поддержание прибыли

3 . Преимущества крупности, вызванные объединением бизнесов, позволят увеличить узнаваемость и доступность банка, что приведёт к росту клиентопотока

3 .1 .Оценка ожидаемого увеличения физического присутствия — рост масштаба по каждой позиции рассчитывается через сопоставление количества элементов сети обслуживания объединённого банка и каждого из материнских банков до объединения (табл . 5) .

3 . 2 . Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл . 6) .

3 . 3 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка — высокая ком-плементарность сети обслуживания банков в Пермском крае (дублирование — только в г. Березники) доказывает высокую вероятность сценария .

Вывод: увеличение клиентского потока от использования преимуществ крупности достижимо при слиянии, потенциальное увеличение в Пермском крае с учётом чувствительности спроса составляет 4 % .

4 . Укрупнение за счёт объединения брендов — перевод бизнеса материнских банков под единый бренд, реализация мероприятий по популяризации — позволяют увеличить узнаваемость банка и клиентский поток:

4 . 1 .Оценка ожидаемого укрепления брендов — анализ ожидаемого увеличения спонтанной узнаваемости бренда объединённого банка относительно материнских банков; технология аналогична анализу ожидаемого увеличения физического присутствия; бренды материнских банков обладают невысокой спонтанной узнаваемостью [8], бренд единого банка «МДМ-Банк» наследует невысокую узнаваемость; отсутствуют открытые планы по популяризации бренда; укрепление бренда не ожидается .

4 . 2 . Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл. 7) .

4 . 3 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка — интеграция в кризисный период, сокращение доходной базы, потребность экономии обусловливают высокую вероятность сценария, при котором объединённый банк наследует бренд материнского банка без мероприятий по укреплению

Вывод: увеличение клиентского потока от использования преимуществ крупности достижимо

Таблица 4

Анализ чувствительности банковского предложения по риск-параметрам, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности предложения «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности предложения Усреднённые данные о чувствительности предложения

30 40 35

Таблица 5

оценка ожидаемого роста масштаба единого «МдМ-Банка» в Пермском крае*

Показатель Рост масштаба для «МДМ» Рост масштаба для «УРСА» Минимальный рост масштаба Вес объекта инфраструктуры, %

Объекты сети, шт. 200 29 29 50

Банкоматы, шт. 79 126 79 15

POS-терминал, шт. 4 2300 4 10

Персонал, чел. 191 52 52 25

Увеличение масшта- - - 40 -

ба, %

* Источник информации: внутренние данные банков, экспертная оценка .

Таблица 6

анализ чувствительности клиентского спроса по развитости сети продаж, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усредненные данные о чувствительности спроса

10 10 10

при слиянии, однако в конкретном случае не ожидается, ожидается сохранение невысокой узнаваемости бренда

5 . Концентрация рекламы, вызванная изменением сегментирования, приведёт к закреплению целевых отраслей единого банка; специализация рекламных мероприятий будет способствовать повышению рекламного воздействия на целевых клиентов и увеличению клиентского потока .

5 . 1 . Оценка ожидаемого увеличения рекламной нагрузки на целевых клиентов (табл . 8) .

5 . 2 . Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл . 9) .

5 . 3 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка — приоритеты сохранения клиентской базы, наращивания пассивов, поддержания бренда в условиях сокращения расходов обусловливают высокую вероятность сценария, при котором привлечение целевых клиентов ведётся силами клиентских менеджеров без активной специализированной рекламы Вывод: увеличение клиентского потока в результате концентрации рекламы в целевых клиентских сегментах достижимо при слиянии, однако в данном случае не ожидается, поскольку предвидится ориентация рекламы на задачи общебанковского продвижения, а привлечение клиентов будет зависеть от активности персонала

оценка ожидаемого увеличения эффективности обработки клиентского потока

1 . Результат концентрации усилий, вызванной изменением сегментирования: жёсткий отбор целевых отраслей на основе лучшей практики материнских структур позволяет избежать потенциально нерезультативных сделок и увеличить результат по целевым клиентам

1 . 1 . Оценка ожидаемого усиления воздействия на целевых клиентов (табл . 10) .

1 . 2 . Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл . 11) .

1 . 3 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка — необходимость наращивания кредитного портфеля с высокой надежностью и маржинальностью обуславливает высокую вероятность сценария, который предполагает жёсткие приоритеты привлечения и сужение клиентского поля

Вывод: повышение эффективности обработки клиентского потока в результате жёсткой системы приоритетов достижимо при слиянии, в нашем случае с учётом чувствительности спроса составляет 10-12 % .

2 . Благодаря концентрации усилий, выраженной в модификации и специализации продуктов под потребности целевых отраслей на основе лучшей практики, позволяет избежать потенци-

Таблица 7

Анализ чувствительности клиентского спроса по известности бренда, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса МДМ, УРСА Независимые данные о чувствительности спроса Данные о чувствительности спроса

5 0 2,5

Таблица 8

оценка изменения рекламной активности в едином МдМ Банке*

Предпосылки изменения рекламной активности Направления изменения рекламной активности Результаты изменения рекламной активности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общебанковские задачи

- сокращение расходов; - сохранение прибыли; - поддержание бренда; - сохранение клиентов; - стабилизация пассивов - сокращение объединённого рекламного бюджета; - приоритет рекламы бренда и депозитов; - приоритет активного привлечения (сотрудников) нет прироста рекламной нагрузки на целевых клиентов, поддержание политики сегментирования через активность клиентских менеджеров

* Источник информации: экспертная оценка автора .

Таблица 9

анализ чувствительности клиентского спроса по объёму рекламной нагрузки, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усреднённые данные о чувствительности спроса

5 0 2,5

ально нерезультативных сделок и увеличить результат по целевым клиентам

2 .1 .Оценка ожидаемого улучшения кредитных продуктов — анализ соответствия продуктовой линейки объединённого банка потребностям целевых клиентов, в сравнении с продуктовой линейкой материнских банков

Опыт предыдущих поглощений исследуемых банков, интеграция в кризисный период с минимизацией затрат заставит единый банк перейти на продуктовый ряд одного из материнских банков, улучшения продуктов не ожидается

2 . 2 .Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл . 12) .

2 . 3 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка — консолидация в условиях ограниченного инвестиционного бюджета и жёстких сроков интеграции бизнесов подтверждает высокую вероятность сценария перехода объединённого банка на продуктовую платформу одного из материнских банков

Вывод: повышение эффективности обработки клиентского потока в результате модификации продуктового ряда достижимо при слиянии, однако в данном случае не ожидается, что единый банк примет линейку материнского банка без изменений

3 .В результате ускорения кредитных решений, вызванного упрощением финансового анализа, и усиления отраслевого анализа целевых

сегментов, сокращения анализа второстепенных рисков продукты с «ломбардной логикой» на базе лучшей практики материнских банков позволяют ускорить кредитные решения

3 .1 . Оценка ожидаемого упрощения финансового анализа (табл . 13) .

3 2 Оценка ожидаемого сокращения трудозатрат (табл 14)

3 . 3 . Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл 15)

3 . 4 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка: потребность наращивания бизнеса через кредитные продукты с высокой надёжностью и маржинальностью подтверждает высокую вероятность сценария, при котором обеспечивается ускорение решений за счёт упрощения финансового анализа

Вывод: повышение эффективности обработки клиентского потока в результате ускорения кредитных решений достижимо при слиянии, для конкретных банков с учётом чувствительности спроса составляет 3 %

4 . В результате роста положительных решений, вызванного упрощением финансового анализа,— усиление отраслевого анализа целевых сегментов, сокращение анализа второстепенных рисков, расширение продуктов с «ломбардной логикой» на основе лучшей практики материнских банков позволяют увеличить долю положительных кредитных решений

Таблица 10

оценка изменения политики сегментирования в едином «МдМ-Банке»*

Показатель «МДМ-Банк» «УРСА Банк» Объединённый банк

Число отраслей до сегментирования 15 25 20

Число отраслей после сегментирования - - 9-10

Прирост активности менеджеров, % - - 100-120

* Источник информации: [5; 12], экспертная оценка автора.

Таблица 11

анализ чувствительности клиентского спроса по объёму активности менеджера, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усреднённые данные о чувствительности спроса

10 10 10

Таблица 12

анализ чувствительности клиентского спроса по структурам кредитных сделок, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усредненные данные о чувствительности спроса

20 40 30

Таблица 13

оценка ожидаемого упрощения финансового анализа в едином «МдМ Банке»*

Элемент финанализа Потенциал оптимизации

Анализ бизнеса клиента Элемент уникальный для каждого клиента

Анализ отраслевых рисков Концентрация в целевых отраслях - накопление опыта отраслевого анализа; - статистика отраслевых рисков; - тиражирование по типовым заявкам

Анализ финансового состояния клиента Выявление типового клиента по отраслям - накопление опыта сравнительного анализа; - знание основных проблемных зон; - тиражирование по типовым заявкам

Анализ обеспечения сделки Выявление типовых залогов по отраслям - накопление опыта в оценке стоимости; - знание основных юридических рисков; - тиражирование по типовым заявкам

Обоснование структуры сделки Элемент, уникальный для каждого клиента

* Источник информации: экспертная оценка автора.

Таблица 14

оценка ожидаемого снижения трудозатрат кредитования в едином МдМ Банке, %*

Параметр Трудозатраты до упрощения Экономия трудозатрат Трудозатраты с упрощением

Анализ бизнеса клиента 15 0 15

Анализ отраслевых рисков 15 80 3

Анализ финсостояния клиента 50 30 35

Анализ обеспечения сделки 10 30 7

Обоснование структуры сделки 10 0 10

Итого трудозатраты 100 30 70

* Источник информации: экспертная оценка автора.

Таблица 15

анализ чувствительности клиентского спроса по срокам и глубине анализа, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усредненные данные о чувствительности спроса

10 10 10

4 . 1 . Оценка ожидаемого упрощения финансового анализа проведена нами ранее, в рамках анализа ускорения кредитных решений.

4 . 2 . Оценка ожидаемого изменения кредитных решений — прогноз изменений в системе принятия решений из анализа практики работы кредитных комитетов интегрируемых банков

Ожидаемые изменения повышают роль отраслевого и статистического анализа, при этом необходимо накопление статистики, в короткой перспективе рост положительных решений не ожидается

4 . 3 . Поправка с учётом чувствительности банковского предложения (табл 16)

4 . 4 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка: необходимо наращивать

бизнес в первую очередь в розничном сегменте и малом и среднем бизнесе — подтверждает высокую вероятность сценария, при котором усиливается стандартизация клиентов и статистический анализ

Вывод: повышение эффективности обработки клиентского потока в результате роста положительных решений достижимо при слиянии, однако в конкретном случае не ожидается, предлагаемое упрощение финансового анализа требует накопления статистической базы.

5 . В результате ускорения кредитных решений, вызванного изменением системы решений, выбор оптимальной системы принятия решений на основе лучшей практики материнских банков способствует повышению качества и скорости кредитных решений

6 .В результате роста положительных решений, вызванного изменением подхода, выбор оптимальной системы принятия решений на основе лучшей практики материнских банков способствует повышению качества и доли решений с результатами .

6 . 1 . Оценка ожидаемого улучшения системы принятия решений: единый банк наследует систему принятия решений «УРСА Банка», потенциальный результат приведён в табл . 19 .

6 . 2 . Поправка на чувствительность банковского предложения не требуется, система принятия решений единого банка сохранит ключевые черты материнского банка, включая долю положительных кредитных решений

Таблица 16

анализ чувствительности банковского предложения по количеству анализируемых рисков, % [3; 4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усреднённые данные о чувствительности предложения

10 10 10

Таблица 17

оценка ожидаемого улучшения системы решений в едином МдМ Банке*

«МДМ-Банк» «УРСА Банк»

Показатель Розничный бизнес Малый бизнес Корпоративный бизнес Розничный бизнес Малый бизнес Корпоративный бизнес

Средний срок решений, дни 3 5 7,5 1 3,5 7,5

Изменение среднего срока, % -67 -30 0 0 0 0

Доля в портфеле объединённого банка, % 12 5 43 23 2 16

Итого изменение срока -9

принятия решений, %

* Источник информации: [4; 11], экспертная оценка автора .

Таблица 18

анализ чувствительности клиентского спроса по срокам и глубине анализа, % [3-4; 8; 11]

Данные о чувствительности спроса «МДМ», «УРСА» Независимые данные о чувствительности спроса Усредненные данные о чувствительности предложения

10 10 10

Таблица 19

оценка ожидаемого улучшения системы решений в едином МдМ Банке, %*

«МДМ-Банк» «УРСА Банк»

Показатель Розничный Малый Корпоративный Розничный Малый Корпоративный

бизнес бизнес бизнес бизнес бизнес бизнес

Средняя доля отказов 90 70 40 50 50 40

Изменение доли отказов -44 -29 0 0 0 0

Доля в портфеля объединённого банка 12 5 43 23 2 16

Итого: изменение доли отказов -6

* Источник информации: [4; 11], экспертная оценка автора .

5 . 1 . Оценка ожидаемого улучшения системы принятия решений — единый банк наследует систему принятия решений «УРСА Банка» . Потенциальный результат в табл . 17.

5 .2 . Поправка с учётом чувствительности клиентского спроса (табл . 18) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . 3 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка: так как переход на систему принятия решений «УРСА Банка» является фактическим, поэтому представленный сценарий считается достоверным .

Вывод: повышение эффективности обработки клиентского потока в результате ускорения кредитных решений достижимо при слиянии, для конкретных банков с учётом чувствительности спроса составляет 1 % .

6 . 3 . Поправка на вероятность сценария с учётом условий развития банка: переход на систему принятия решений «УРСА Банка» является фактическим, поэтому представленный сценарий считается достоверным

Вывод: повышение эффективности обработки клиентского потока в результате роста положительных решений достижимо при слиянии для конкретных банков и составляет 6 % .

Сводная оценка синергетических эффектов:

1 . Совокупный ожидаемый прирост клиентского потока — 4 %

2 . Совокупный ожидаемый прирост эффективности обработки — 21 %

3 Совокупный ожидаемый прирост эффективности бизнеса — 25 %

В результате интеграции улучшение деятельности объединённого «МДМ Банка» относительно материнских банков возможно на уровне приблизительно 25 % . Особенности:

1 . Улучшение в меньшей степени зависит от объединения оргструктур и роста масштаба, в большей степени — от объединения компетенций

2 . Основные инструменты улучшения — концентрация усилий в целевых отраслях, повышение качества и ускорение кредитных решений

3 . Значимая синергия для единого банка и экономики региона возможна только при комплексной реализации предлагаемых изменений

Количественная оценка воздействия объединённого банка на региональную экономику приведена в табл . 20 . В кризисный период «МДМ-Банк» и «УРСА Банк» ослабили воздействие на экономику региона, деятельность носила дестимулирующий характер . При постепенном разрешении кризисного состояния можно консервативно прогнозировать прирост активов объединённого МДМ-банка с темпами, средними за 2005-2007 гг. Эффекты синергии проявляются в ускорении до 25 % темпов роста банковских активов (до 0,64 млрд р . в год) .

Следует определить, какой эффект на показатели инвестиций в основной капитал и валовой региональный продукт окажет расширение кредитования целевых отраслей. В макроэкономике ВВП (масштабный аналог ВРП) представляет сумму добавленных стоимостей на всех этапах воспроизводства . Инвестиции в основной капитал позволяют повысить производительность и обеспечить дополнительный прирост стоимости. Зависимость ВРП от инвестиций в основной капитал очевидна .

Основным источником инвестиций выступает прибыль, дополнительным — инвестицион-

Таблица 20

Количественная оценка воздействия «МдМ-Банка», «урСА Банка» до объединения и единого «МдМ Банка» на экономику Пермского края [1; 5; 7; 9; 12]

Показатель 2006 (факт) 2007 (факт) 2008 (факт) 2009 (прогноз) 2010 (прогноз)

Показатели экономической активности Пермского края

Валовой региональный продукт, млрд р . 393,3 483,9 569,8 643,7 721,8

Инвестирование в основной капитал, млрд р . 75,6 122,5 152,4 106,4 98,9

Инвестирование за счёт кредитов, млрд р . 3,6 4,0 4,4 5,1 4,7

Показатели активности «МДМ-Банка» и «УРСА Банка» в Пермском крае

(без синергии)

Активы, млрд р . 4,8 7,1 6,4 6,0 8,5

Прирост активов, млрд р. 1,9 2,3 -0,7 -0,4 2,6

Темп прироста, % 66,8 46,9 -9,8 -6,3 42,8

Показатели активности «МДМ-Банка» и «УРСА Банка» в Пермском крае

(при синергии)

Активы, млрд р . 4,8 7,1 6,4 6,0 9,2

Прирост активов, млрд р. 1,9 2,3 -0,7 -0,4 3,2

Темп прироста, % 66,8 46,9 -9,8 -6,3 53,5

Экономический результат синергетических эффектов

Дополнительное кредитование целевых 0,64

отраслей, млрд р

ные кредиты . Величина прибыли также зависит от кредитования: кредиты предприятиям на оборотные цели, населению на покупку товаров оказывают стимулирующий характер Расширение кредитования при прочих равных условиях приводит к увеличению инвестиций в основной капитал и далее — к росту ВРП . Таким образом, выявленную теоретически зависимость ВРП от инвестиций и кредитования считаем обоснованной

Показатели ВРП, инвестиций в основной капитал, дополнительного кредитования для Пермского края представлены в табл . 21 . Нами используется именно прирост кредитного портфеля, поскольку кредитование без прироста (в прежних объёмах) означает де-факто рефинансирование ранее возникшей задолженности Именно расширенное кредитование оказывает стимулирующее воздействие на реальный сектор, приводит к наращиванию инвестиций и увеличению ВРП

Графическое отображение динамики показателей демонстрирует их единую векторную направленность Предположительно, зависимость ВРП от инвестиций в основной капитал и банковского кредитования может быть представлена в линейной форме:

у = кх + Ь,

где у — ВРП; х — инвестиции в основной капитал (в одном случае) либо прирост банковского кредитного портфеля (в другом случае)

Для установления корреляционной зависимости, воспользуемся корреляционно-регрессионным анализом с применением математических пакетов прикладных программ «Я» и «Мар1е» .

Результаты математического моделирования в пакете «Я»:

1 . Зависимость ВРП от инвестиций описывается уравнением

у = 3,453х + 72320,

где у — ВРП; x — инвестиции в основной капитал; ^-квадрат = 0,9 2б9; стандартная ошибка = 0,000 GGG 445; коэффициент ^-статистики Фишера = 88,7б .

2 . Зависимость ВРП от кредитования описывается уравнением

у = 5,261x + 143 6GG,

где у — ВРП; x — прирост банковского кредитного портфеля; ^-квадрат = 0,9239; стандартная ошибка = 0,0 GGG GG4 542; коэффициент ^-статистики Фишера = 84,94 .

Высокие значение параметров: ^-квадрат, стандартная ошибка, коэффициент F-статистики Фишера — отражают высокую надёжность и адекватность модели

Результаты математического моделирования в пакете Maple:

1 . Зависимость ВРП от инвестиций описывается уравнением

у = 3,452 949 937x + 72319,1 G59,

где у — ВРП; x — инвестиции в основной капитал; коэффициент корреляции = 0,9 б27 57G 999.

2 . Зависимость ВРП от кредитования описывается уравнением

у = 5,26G 895 655x + 143 592,б 379,

где у — ВРП; x — прирост кредитного портфеля; коэффициент корреляции = 0,9 б11 7б9 бб9.

Высокое значение коэффициента корреляции отражает высокую точность модели, зависимость носит линейный характер

Расчёты ВРП (значения приведены в млрд р .) в рамках математических моделей, детерминированных с помощью пакетов «R» и «Maple», представлены в табл 22

Математические модели, определённые в рамках продуктов «R» и «Maple», очень близки и отличаются фактически только допуском округления . Aнализ показателей надёжности, визуальный контроль графики фактического и расчётного ВРП подтверждают высокую адекватность разработанных моделей

Таблица 21

Ключевые количественные показатели экономического развития Пермского края [1; 7; 9]

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 200б 2007 2008

ВРП, млрд р . 124,1 1бб,8 178,1 209,3 2бб,3 338,9 393,3 483,9 5б9,8

Инвестиции в основной капитал, млрд р . 27,5 37,9 38,9 39,7 50,9 5б,8 75,б 122,5 152,4

Прирост кредит, портфеля банков, млрд р . 7,5 б,б 8,0 1б,8 14,5 22,3 48,8 71,9 7б,9

Таблица 22

результаты моделирования зависимости ВрП от инвестиций в основной капитал и прироста кредитного портфеля в Пермском крае*

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S

ВРП (факт) 124,1 1бб,8 178,1 209,3 2бб,3 338,9 393,3 483,9 5б9,8

Инвестиции (факт) 27,5 37,9 38,9 39,7 50,9 5б,8 75,б 122,5 152,4

Прирост кредитного портфеля (факт) 7,5 б,б 8,0 1б,8 14,5 22,2 48,8 71,9 7б,9

ВРП («Maple», зависимость от инвестирования) 1б7,3 203,4 20б,б 209,3 248,3 2б8,5 333,3 495,2 598,5

ВРП («Maple», зависимость от кредитования) 183,1 178,4 185,7 232,0 219,7 2б0,7 400,4 522,0 548,б

ВРП («R», зависимость от инвестирования) 1б8,2 204,3 207,5 210,2 249,2 2б9,3 334,2 49б,1 599,4

ВРП («R», зависимость от кредитования) 183,1 178,4 185,7 232,0 219,7 2б0,7 400,7 522,0 548,б

* Источник информации: расчётные данные математических пакетов «R» и «Maple» .

Проведённое исследование позволило автору сделать выводы:

1 . Реализация эффектов синергии позволяет воздействовать на рыночную власть единого банка через наращивание объёмов бизнеса по активам и пассивам Стимулирование производительных и потребительных сил региона приводит к активизации инвестирования, в конечном результате повышается эффективность экономики региона Таким образом, улучшения в банковском секторе приводят к улучшениям экономики региона в целом

2 Расчёт совокупного эффекта синергии проводится через детерминацию прироста объёмов обрабатываемого клиентского потока и повышение эффективности обработки данного потока Воздействие единого банка на экономику региона будет более сильным, если новая структура чётко определяет отраслевые приоритеты, и данные установки совпадают с представлениями власти и реальными потребностями экономики

3 . В результате слияния «МДМ-Банка» и «УРСА банка», дополнительное кредитование целевых отраслей в Пермском крае может составить до 0,64 млрд р в год Для региона зависимость ВРП от расширенного кредитования описывается моделью

у = 5,260 895 655х + 143 592,6 379,

где у — ВРП; х — прирост банковского кредитного портфеля

Потенциальный эффект от слияния — прирост ВРП до 3,3 млрд р в год

4 Высокая степень стимулирующего воздействия на экономику региона базируется на следующих факторах:

4 . 1 . Множественность целевых отраслей, высокая диверсификация

4 . 2 . Объективность установок, соответствие стратегии региона

4 . 3 . Применение комплексных банковских продуктов

4 . 4 . Сочетание влияния на производительные и потребительные силы

4 5 Улучшения отраслевой структуры через выбор целевых отраслей:

-сильное воздействие на активность смежных отраслей;

- производство продукта конечной степени переработки;

- ориентация продукции на внутрирегиональный спрос

Список литературы

1 . Бюллетень банковской статистики : регион, прил . [Электронный ресурс] М . : Банк России, 2001-2008 . иЯХ,: www. сЬг. ги

2 . Карпова, С . Б . Функционирование регионального рынка банковского капитала и особенности его воздействия на реальный сектор экономики / С. Б . Карпова // Вестн. Татар . ин-та содействия бизнесу. 2008. № 1 . С. 60-68 .

3 . Кредитование малого и среднего бизнеса в России, 2008 : обзор рейтинг, агентства «Эксперт» [Электронный ресур] // Эксперт РА . 2008 . иЯХ: www. гаехрей . ги

4 . «МДМ-Банк». Внутренняя статистика отказов по кредитным заявкам по решению клиента либо кредитного комитета // Aрхив внутренней документации «МДМ-Банка».

5 . «МДМ-Банк» : годовой отчёт за 2GG8 год [Электронный ресурс] // МДМ-Банк. 2009. URL: www mdmbank ru

6 . «МДМ-Банк» : отчётность по МCФО за 2GG8 год [Электронный ресурс] / МДМ-Банк 2009 URL: www mdmbank ru

7 Основные показатели социально-экономического развития Пермского края в 2GGG-2GG8 гг. [Электронный ресурс] . URL: www.perm . ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Потребительское поведение в банковском секторе услуг : исслед. рейтинг, агентства «Топ-Эксперт» [Электронный ресурс] // Топ-Эксперт 2009. URL: www.topexpert. ru

9 Прогноз социально-экономического развития Пермского края на 2GG8-2G1G гг. [Электронный ресурс] URL: www perm ru

1G . Региональная экономика : учебник / под ред . В. И . Видяпина, М . В . Отепанова М . : Инфра-М,

2007 ббб с

11 . «УPCA Банк» . Внутренняя статистика отказов по кредитным заявкам по решению клиента либо кредитного комитета // Aрхив внутренней документации «УPCA Банка» .

12 . «УPCA Банк» : годовой отчІт за 2GG8 г. [Электронный ресурс] // МДМ-Банк 2009 URL: www. ursabank . ru

13 . <^PCA Банк» : отчётность по МCФО за

2008 г [Электронный ресурс] // МДМ-Банк 2009 URL: www ursabank ru

14 Фетисов, Г Г Региональная экономика и управление : учебник / Г Г Фетисов, В П Орешин М : Инфра-М, 200б 41б с

15 . Чиркунов, О. A . Пермский край — территория конкурентного развития : учеб пособие [Электронный ресурс] / О . A . Чиркунов, М . В . Ak-тонов, Н . Ю. Бухвалов . URL: www. perm . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.