МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
УДК 378.14
И. Н. СУСЛОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
РЕГИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА____________________________________________________
Принцип региональности представляет собой средство решения ряда возможных задач гуманизации образования. Региональный компонент в вузовском образовании призван обеспечить преодоление актуального сегодня кризиса национально-культурной идентичности, укрепление связей человека со специальным и культурным миром, воссоединение с культурой своего и других народов, восстановление референтной роли национальной и отечественной гуманитарной культуры.
Ключевые слова: региональный компонент, регион, народная культура, этническая культура, культурологические знания, образовательный процесс.
Принцип региональности зиждется на понятии «родина». Родина — это пространство, к которому человек имеет особую тесную привязанность благодаря рождению или продолжительному проживанию.
1. Региональный компонент в вузовском образовании
Государственные образовательные стандарты состоят, как известно, из федерального и регионального компонентов, представляющих собой инвариантную и вариантную части. Инвариантная часть предусматривает определенный уровень знаний, умений и навыков по всем учебным предметам, а вариативная обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей и интересов регионов страны.
«Регион» — географическое понятие, обозначающее, как правило, периферийные территории (край, округ и т.п.), но в разных странах его содержание различно. Комитет сотрудничества по муниципальным и региональным вопросам и Конференция местных и региональных властей Совета Европы определяет регион как «сообщество людей на наибольшей территориальной единице в каждой стране» [1, с. 95].
Традиционную народную культуру, обычаи в их историческом развитии значительно эффективнее преподавать во взаимосвязи разных этнических культур. Таким образом, не только расширяется кругозор учащихся, но и закладываются основы для межнациональной и межконфессиональной терпимости и дружбы [2, с. 78].
Основные задачи регионального компонента:
— социальная адаптация личности к социокультурной среде, в которой она должны реализовать свои личностные и профессиональные качества;
— овладение кругом специальных и культурологических знаний, манифестирующих личность («идентичность») как представителя социокультурного сообщества;
— формирование творческих способностей личности на основе стимулирования познавательного интереса.
Решение этих задач коррелируется с моделью гуманитарно-ориентированного специалиста, разви-
тием его личностных и творческих качеств [3, с. 26] и с основными функциями высшего образования. Использование местного краеведческого материала для расширения информационного, мировоззренческого, интеллектуального и эмоционального поля студентов способствует удовлетворению образовательных потребностей студентов.
Региональный компонент в вузе призван обеспечить преодоление актуального сегодня кризиса национально-культурной идентичности, укрепление связей человека с социальным и культурным миром, воссоединение с культурой своего и других народов, восстановление референтной роли национальной и отечественной гуманитарной культуры [3, с. 165].
Высшее образование транслирует культуру; овладевая ею, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации [4, с. 77].
Культурологический подход к отбору содержания высшего образования требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма. Учет культурно-исторических традиций народа, их единство с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных предметов и программ в высшем учебном заведении.
Проблема совершенствования приобретенных знаний, навыков и умений в настоящее время представляется чрезвычайно актуальной и, как показывает практика, принципиально разрешима при условии интегрирования иностранного языка в процесс профессиональной подготовки специалиста технического вуза в рамках системы непрерывного языкового образования.
Наибольший отсев обучающихся в вузах дают, как свидетельствуют многие исследования, такие учебные предметы, как математика, физика и иностранный язык. И дело тут не в трудности этих дисциплин, а в том, что студент часто плохо себе представляет их место в своей будущей профессиональной деятельности, ему кажется, что успеваемость по этим
предметам не имеет никакого отношения к будущей узкоспециальной квалификации [5]. Среди мотивов успешного изучения иностранного языка может быть то, что обучающийся получает для чтения доступные тексты, отражающие содержание будущей профессии. Кроме того, студента могут заинтересовать тексты о родном крае — селе, городе, области. В. Н. Столетов пишет, что на уроках истории внимание и интерес обучающихся значительно повышается, если учитель начинает говорить об истории родного края [6].
«Учебник Родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа» — такое издание осуществил в 1916 г. наш земляк А. Н. Седельников. В предисловии автор пишет: «Чтобы быть полезным членом своей Родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою Родину; изучая ее, мы научимся более любить и ценить свое отечество». Родинове-дение понималось как особый предмет, особенно в младших классах, он должен был «подавить» другие предметы. «Вскоре убедились, однако, что родинове-дение ... есть скорее метод, которым надо пользоваться при преподавании всех других предметов» [7, с. 136]. Поэтому кафедра иностранных языков СибАДИ, готовя учебные пособия по языковым дисциплинам о Сибири [8], опросила (письменно) немало групп разных факультетов о том, какие темы интересуют студентов. На вопросы анкеты мы получили данные, что молодежь интересуют: 1) развитие современных промышленных предприятий в Омской области; 2) история освоения Сибири Ермаком с сотоварищами; 3) развитие духовной культуры сибиряков;
4) технические достижения сибирских инженеров;
5) люди, которые живут в Сибири, их участие в войне с фашизмом; 6) Сибирь сегодня и завтра; 7) история и культура первых сибирских городов (Тюмень, Тобольск, Тара), их влияние на освоение и развитие сибирских просторов; 8) значение наших городов не только для сибиряков, но и для России в целом; 9) памятники архитектуры и др.
2. Знания о родном крае -в студенческую аудиторию
Обучение — основной путь и средство получения образования. В процессе обучения реализуются цели образования, а также осуществляется воспитание. Таким образом, воспитание и обучение — это две стороны единого процесса формирования личности. Взаимосвязь единства воспитания и обучения не означают их тождества. Эти процессы имеют свою специфику, свои задачи, формы и методы их осуществления. Обучение направлено в основном на вооружение учащихся знаниями о природе и обществе. Воспитание же имеет целью, прежде всего формирования у учащихся моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Обучение организуется и проводится в основном на занятиях, в то время как воспитание осуществляется под влиянием
широкого потока воздействий. Это многофакторный процесс. На формирование и развитие личности студентов влияют и учебное заведение, и семья, литература и искусство, кино и театр, радио и телевидение, вся наша российская действительность. Обучение — могучее средство воспитания молодого поколения, но оно одно не может обеспечить успешное решение всех задач всестороннего развития личности. Необходима целенаправленная работа преподавателя, и от качества этой работы будет зависеть воспитание нашей молодежи, ее будущее, и будущее всей страны.
В последнее время, обсуждая приоритеты современного образования, много внимания уделяют «воспитанию патриотизма» (Околелов). Мы считаем, что это один из важнейших аспектов образования и формирования личности студентов. К сожалению, большинство из них владеют малой толикой информации о своей Родине, а тем более о родном крае, где они живут.
«С чего есть пошла русская земля?..» — гласит одна древняя летопись. А нам впору воскликнуть: «С чего пошла русская Сибирь?».
Опросы показывают, что наша молодежь плохо знает свою малую родину. Для нас, омичей, малая родина то, с чего начиналось русское освоение сибирских просторов. Это, прежде всего, златоглавый Тобольск — стольный град зауральского кусочка России и древняя столица русской культуры в Сибири. Далее, Тара — самый древний город Омской области, прародительница многих русских крепостей и станиц в Прииртышье.
В анкетных листах студенты пишут о смехотворных «фактах». Так, Тобольск у них расположен на реке Тобол, хотя он находится на высоком правом берегу Иртыша, как и Омск. «Т обольск находится на севере, туда ездят на заработки»; «Я родился и жил в Тобольске, но написать о нем ничего не могу».
А вот о Таре: «Это северный город с красивыми проспектами и парками, большими супермаркетами». Сразу понятно, что это выдумка, отписка. И респондент не только не бывал в Таре, но и ничего о ней не читал. А почитать есть что: история и культура Тары богаты.
Табл. 1 показывает, что высокий уровень познаний о городах нашего края имеет ничтожно малый процент обучающихся, средний уровень также отмечен незначительным количеством обучающихся (3 — 7 процентов). А вот низкий уровень познания проявило большинство обучающихся омских технических вузов: 91 — 96 %. Было опрошено при этом свыше 350 студентов разных факультетов и специальностей.
Большое удивление и интерес вызывают у студентов краеведческие материалы, в которых представлены яркие, познавательные факты о людях, культуре, истории родного края. В настоящее время имеются прекрасные возможности для знакомства с ранее не доступными читателю сведениями о прошлом и настоящем Омска и Омской области, а также Сибирского региона в целом. Огромная заслуга в публика-
Таблица 1
Знания студентов о сибирских городах
Курс обучения Уровень знаний студентов
Высокий Средний Низкий
Первый курс (150 чел.) 1 % студ. 3 % студ. 96 % студ.
Второй курс (100 чел.) 2 % студ. 4 % студ. 94 % студ.
Третий курс (100 чел.) 2 % студ. 7 % студ. 91 % студ.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
ции и распространении этих ценнейших материалов принадлежит известным сибирским исследователям Сибири [9].
Множество интереснейших открытий из истории нашего края, представленных в многочисленных публикациях авторов, могут и должны, по нашему сомнению, быть широко использованы в образовательном процессе вуза. Именно такой материал может стать источником серьезных размышлений обучающихся о судьбах своего города и его людях. А это, в свою очередь, является одним из важных факторов, влияющих на формирование у студентов чувства патриотизма, своей причастности и любви к истории родного края.
Кроме того, и преподаватели вузов, овладев региональной тематикой, могут разрабатывать пособия по разным дисциплинам. В Омске такой пример подали преподаватели русского языка, разработав и издав сборник упражнений для учащихся 5 — 9 классов «Омск и история Сибири на уроках развития речи». Позже были созданы наши пособия [8], которые, по оценкам студентов и вузовских преподавателей, оказались полезными и эффективными.
Нами были проинтервьюированы студенты ряда учебных заведений — университетов (Омского и Сургутского) и технических вузов, которые уже обучались по региональным материалам [8].
Что говорили обучавшиеся? Приведем некоторые примеры: «Пособие понравилось. Оно мне было доступным. Я узнала много интересного из истории нашей Родины и Сибири, а то, что я и раньше знала, было освежено в памяти. Это очень важно для меня как будущего менеджера по туризму»; «очень интересны и полезны иллюстрации к текстам пособия, они дают более надежное представление о читаемом»; «пособие помогает совершенствовать знания и умения по немецкому языку и узнать новое об истории, культуре нашего края, расширить кругозор, и это актуально для нашей специальности: оно дает дополнительные сведения по краеведению»; «пособие яркое, тексты носят познавательный характер, для некоторых групп — почти профессиональный»; «мне пособие «Сибирь — наша родина» понравилось: дана полезная и интересная информация, особенно для нашей профессии»; «в пособии много сведений по краеведению, хорошо, что есть задания и упражнения к текстам»; «пособие полезно для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» [10].
А студенты Сургутского университета, отмечая важность и полезность учебного пособия «Сибирь — наша родина», вместе с тем ждут следующего его издания с цветными иллюстрациями.
Одним из принципов Закона об образовании является защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей. К настоящему времени, отмечает М.Ф. Пафова, эта проблема стала актуальной практически для всех регионов и территорий России. Эффективная реализация регионального принципа образования в технических вузах возможна в процессе преподавания языковых дисциплин [11].
При проведении опроса среди студентов 1—3 курсов нескольких технических вузов (СибАДИ, ОмГТУ, ОмГАУ), выяснилось, что знания о родном крае, своей малой родине носят весьма фрагментарный характер, при этом многие опрошенные осознают значимость подобных сведений для личностного развития и с сожалением замечают, что в школе им об этом не рассказывали (табл. 2). Предложенная студентам анкета содержала ряд вопросов:
1. Название родного города (села, деревни).
2. Год основания.
3. Какие выдающиеся люди родились или жили в нем?
4. Назовите действующие промышленные предприятия.
5. Перечислите объекты культуры, работающие с населением.
6. Что Вы хотели бы узнать о родном крае?
В настоящее время стала очевидной задача обновления содержания обучения иностранным языкам, как в средней, так и высшей школе. И средством обновления могут и должны стать краеведческие, региональные материалы по национальной культуре. Н. В. Барышников справедливо отмечает, что «доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языкам может сослужить плохую службу» — выпускники окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению или по бизнесу. Между прочим, этот же недостаток в русском образовании отмечал еще К. Д. Ушинский: «Все болезни и беды поумень-шились бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России, если б мы добились хоть того, что наш юноша, оканчивая курс учения, знал о полусвет-ной России столько же положительных фактов, сколько знает о своей маленькой Швейцарии десятилетний швейцарец, оканчивающий курс первоначальной школы» [12].
Таким образом, возникает насущная необходимость включения регионального компонента (краеведческих материалов) при изучении гуманитарных дисциплин, что способствует активизации поисков материалов и накоплению знаний о родном крае обучающихся в городах и селах Омского Прииртышья. Решение данной задачи требует в свою очередь создания регионального модуля к рабочим программам по языковым дисциплинам. Разработка и адаптация подобного модуля помогает преподавателям легче ориентироваться при отборе тематического материала региональных учебных пособий созданных или создаваемых в настоящее время на кафедре, лучше видеть цели и задачи культурологической программы (табл. 3).
Для того чтобы совместная деятельность преподавателя со студентами была более продуктивной, а также для контроля достижения намеченной в учебной работе цели, в описываемый модуль заложены требования к уровню подготовки: базовый и продвинутый (табл. 4). Базового уровня должны достичь все обучаемые, продвинутый уровень является наиболее высокой целью, к достижению которой должны стремиться студенты. Поскольку способности в ходе учебной работы развиваются, приобщение к творческой деятельности увеличивает количество студентов, приближенных к продвинутому уровню.
Итак, на основе наблюдений за образовательным процессом, анкетирования, анализа организации системы обучения на кафедрах и других исследованиях определился такой вид обучения, который осуществляется по языковым рабочим программам и адаптированного к ним модуля интегрированных исторических, географических и социокультурных знаний. Проектирование и использование в учебной работе регионального модуля «Омское Прииртышье» дает возможность более глубокого осмысления роли человека в культурном наследии, в современном обществе, позитивного опыта поколений, взаимозависимости людей и природной среды, единства географического положения и коллективных усилий человека, его труда и творчества.
Знание истории и культуры малой родины
Количество опрошенных студентов Ответили правильно на все вопросы Дали неполные и неверные ответы % верных ответов % неверных ответов
473 чел. 38 чел. 435 чел. 8,03 91,96
Таблица 3
Региональный модуль «Омское Прииртышье»
Объект ознакомления Содержание культурологической программы
1. Город Омск • Ввести обучающихся в круг событий, связанных с основанием областного центра; • Ознакомить студентов с деятельностью основателей первой и второй Омской крепости; • Показать, что представлял раньше наш город в историческом и социокультурном планах.
2. Город Тара • Познакомить студентов с историческими вехами старейшего города Омской области; • Показать студентам фотоальбом (слайды) о городе Таре, подготовить студентов к устному сообщению о нынешнем дне Тары; • Чтение текстов о значении этого города-крепости в освоении русскими землепроходцами прииртышских просторов; • Раскрыть высоконравственное начало поступков основателя Тары Андрея Елецкого и его соратников при строительстве города и в переговорах с ханом Кучумом; • Охарактеризовать культурную жизнь современной Тары.
3. Город Исилькуль • Показать значение сибирской железной дороги для развития промышленности и торговли данного региона; • Роль агрономов и садоводов-любителей в развитии сельского хозяйства.
4. Город Калачинск • Дать исторический очерк основания города Калачинска; • Проследить ход экономического развития.
5. рп Большеречье • Познакомить с ростом и развитием Большеречья (сначала как форпост Большерецкий, основанный в 1740 году на берегу Иртыша и Большой речки); • Рассказать о негативном отношении трудового крестьянства к белой армии Колчака; • Развитие культуры и естественнонаучных исследований в современном Большеречье.
Таблица 4
Требования к уровню подготовки обучающихся
Базовый уровень Продвинутый уровень
• Знать дату и историю основания Омска • Освоить важные краеведческие понятия и термины • Иметь представление о Прииртышье (географические и природные особенности) • Познакомиться с важнейшими памятниками истории и культуры Прииртышья • Освоить рекомендованную литературу об Омске, уметь рассказывать о прочитанной книге по краеведению, выражая при этом собственное отношению к узнанному • Выражать впечатления, полученные во время экскурсии в краеведческий музей или к городским историческим памятникам (в форме устного или письменного рассказа, чертежа, рисунка) • Осознать важность зеленых «оазисов» в жизни города • Уметь по предложенным иллюстрациям узнавать главные улицы и площади Омска • Знать основные промышленные и культурные объекты города, природные памятники региона • Пользуясь картой, совершить виртуальную поездку по городу Омску • Понятие памятник употребляется в широком смысле слова — не только как монументальный памятник или памятник архитектуры • Иметь представление о городе как уникальном явлении человеческой культуры • Усвоить знания о своеобразии архитектурного ансамбля Омска • Осознать значение памятников и исторических достопримечательностей в культурном пространстве современного города • Научиться отличать архитектурные и скульптурные объекты города • С помощью фотографий (рисунков) или видеоизображений уметь ориентироваться в родном городе или городе студенческих лет • Поиск и освоение тематической литературы (библиотека, Интернет-ресурсы) • Написание конспекта, аннотации, рецензии на книгу краеведческого содержания • Подготовка и проведение в студенческой группе презентации (устной, письменной, электронной) «Край, в котором я живу» • Составление целенаправленного маршрута движения экскурсионной группы по историческим местам Омска • Анализ проблемы сохранения памятников старины и зеленых насаждений — вчера, сегодня, завтра • Влияние промышленности и наукоемких производств на развитие города и области (1930 гг., ВОВ, 1970 гг.)
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Таким образом, хорошо сконструированные учебные пособия регионального типа имеют высокую мотивацию обучающихся, вызывают у них профессиональный интерес; система упражнений данных учебных пособий обеспечивает включение человека в социальную целостность, чем определяется результативность обучения по ним.
Переход к гражданскому обществу в современной России знаменателен тем обстоятельством, что в последние годы в общественном сознании произошло признание значимости воспитания как приоритетной общенациональной ценности, что соответствует идеям и положениям выдающихся деятелей российской науки и культуры — В. М. Бехтерева, И. А. Ильина, К. Д. Ушинского. Так, В. М. Бехтерев одним из важных стимулов развития личности считал общественную деятельность в условиях демократического строя, полагая, что юношеству необходимо прививать «культуру социального героизма» (этому могут способствовать ролевые игры, ознакомление с жизнью, деятельностью и подвигами личностей, посвятивших свою жизнь героическому служению Отечеству). При этом ученый говорил, что отставание в воспитании означает утрату жизненных позиций везде и во всем. Русский философ И. А. Ильин, обосновывая приоритет воспитания, утверждал, что образование в России не должно отделяться от духовного воспитания ни в каких учебных заведениях. А К. Д. Ушинский справедливо считал, что «обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая».
Сейчас общественным сознанием россиян создается модель состояния жизнедеятельности на фундаментальной базе демократии и гражданственности [13].
Приоритетными ценностями, составляющими феномен гражданственности, являются: общественные блага, право человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность [13].
Библиографический список
1. Петрунева, Р. О главной цели образования / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. - С. 95.
2. Райцев, А. «Региональный» или республиканский? / А. Рай-цев // Высшее образование в России. - 2002. - № 5. - С. 77-78.
3. Новичков, В. Б. Концепция создания регионального учебного курса / В. Б. Новичков // Педагогика. — 2000. — № 4. — С. 26; 165.
4. Казаренков, В. И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // Педагогика. — 2000. — № 5. — С. 77 — 78.
5. Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан : учеб. пособие. — СПб : Питер, 2003. — С. 192.
6. Столетов, В. Н. Становление личности / В. Н. Столетов. — М., 1987. — 334 с.
7. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. — М. : Школа-Пресс, 1995. — С. 136.
8. Суслов, И. Н. Омское Прииртышье в прошлом и настоящем : учеб. пособие по немецкому языку. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1999. — 56 с.; Суслов И. Н., Фролова П. И., Ефименко И. Н., Гердт Е. В. Край сибирский — край родной. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2006. — 132 с.; 8и81оу I. N. ИпБег Sibirienland : учеб. пособие по немецкому языку для студентов сибирских вузов. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2007. — 148 с.; Ефименко И. Н., Александрова Л. Б., Бреус И. В., Сидорова М. А., Лобкова Е. В., Вершинина О. А., Рассада С. А., Суслов И. Н. Наша Сибирь : учеб. пособие по английскому языку для студентов сибирских вузов. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2006. — 148 с.; Суслов И. Н., Авилкина И. Н., Веденева Н. В., Ефименко И. Н., Полякова Н. Н., Иванова И. В., Фролова П. И. Сибирская земля в прошлом и настоящем : учеб. пособие по французскому языку. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2007. — 132 с.
9. Колесников А. Д. Памятники и памятные места Омска и области. — Омск : Омское книжное издательство, 1987. — 157 с.; Прииртышье мое / Сост. И. Ф. Петров. — Омск : Омск. книжн. изд-во, 1988. — 256 с.; Бударин М. Е., Николаев П. Ф., Самосудов В. М. — Омск : Омский государственный педагогический университет, 1992. — 278 с.; Полканов В. Д., Машкарин М. И., Хро-менкова Н. И. и др. История в лицах: Ученые Омского государственного технического университета. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1996. — 304 с.; Томилов Н. А. Проблемы этнической истории. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1993. — 222 с.; Немцы Сибири: история и культура. — Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 200 с.; Омск и история Сибири на уроках развития речи / Сост. : И. А. Астафьева, Е. П. Елисеева, Т. В. Ел-фимова и др. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1997. — 197 с.; Петров И. Ф. Сибирь — мое отечество. Омск : Омск. книжн. изд-во, 1990. — 336 с. Шихатов И. П. На государевой службе. — Омск : Лео, 2002. — 208 с.; Прииртышье мое / Сост. И. Ф. Петров, Омск, 1998. — 254 с.; Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. — Тобольск, Свердловск, 1975. — 224 с.; Заплавный С. А. Рассказы о Томске. — Новосибирск, Омск, 1980. — 312 с.; Тобольский хронограф : сборник. — М. : Изд-во «Культура», 1994. — Вып. II — 368 с.
10. Суслов, И. Н. Сибирь — наша Родина : учеб пособие по немецкому языку / И. Н. Суслов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2002. — 80 с.
11. Суслов, И. Н., Чащина Е.И. Региональный компонент в университетском образовании / И. Н. Суслов, Е. И. Чащина // Вестник Омского университета. — 2005. — № 3. — С. 109 — 110.
12. Ушинский, К. Д. Пед. соч. : в 6 т. / К. Д. Ушинский. — М., 1988. — Т. 2. — 278 с.
13. Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2007. — № 8. — С. 38—44.
СУСЛОВ Иван Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.
Статья поступила в редакцию 13.07.2009 г.
© И. Н. Суслов